ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ CLIL КАК ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
А.С. Панчугова, магистрант
Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-165-167
Аннотация. Статья посвящена раскрытию понятия предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) и его актуальности в современном обществе. Обучение предметов на иностранном языке имеет свои особенности. В работе подлежат рассмотрению главные компоненты технологии CLIL, известные как компоненты «4С», виды CLIL, их различия и способы применения. Также, выявляются не только преимущества применения предметно-языкового интегрированного обучения, но и его недостатки.
Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, технология CLIL, компонент «4C», мягкий CLIL, жесткий CLIL.
В современном мире владение иностранными языками стало неотъемлемой частью жизни. Технологический прогресс предоставил обществу возможности сократить дистанцию между культурами и народами, что делает необходимым минимизировать мульти-культурные и языковые барьеры через изучение иностранных языков. Сегодня знание хотя бы одного иностранного языка открывает человеку более широкие карьерные перспективы, возможности для путешествий, способствует расширению кругозора и положительно влияет на когнитивные функции и активность мозга. Эта тенденция стимулировала развитие различных методов, подходов и технологий преподавания иностранных языков, включая и предметно-интегрированное обучение.
Термин CLIL (Content and Language Integrated Learning, или предметно-языковое интегрированное обучение) был введен Дэвидом Маршем (David Marsh) в 1994 году. Он описал его как метод обучения, при котором академические дисциплины (например, история, география, математика) или их отдельные темы преподаются на иностранном языке. Сегодня CLIL понимается как гибкий образовательный подход, в котором обучение предметам осуществляется на неродном языке [1, с. 5]. Для достижения целей обучения ставится двойная задача: освоение как самого предмета, так и иностранного языка. В этом подходе акцент смещается от изучения языка ради общения к освоению академического мате-
риала, что позволяет взглянуть по-новому и закрепить ранее изученную на родном языке информацию посредством иностранного языка. CLIL также способствует формированию у учащихся потребности в обучении, что положительно влияет на мотивацию.
Перед планированием учебного занятия необходимо учитывать четыре ключевых компонента технологии CLIL, известные как «4C»: «content» (содержание),
«communication» (общение), «cognition» (мышление) и «culture» (культура). Рассмотрим каждый из них более подробно. Под «содержанием» (content) понимается учебный материал. В рамках CLIL могут преподаваться такие предметы, как искусство, общество-знание, дизайн, окружающая среда, география, история, биология и другие. Некоторые программы CLIL устанавливают межпредметные связи между различными дисциплинами. Например, учащиеся могут изучать историю, географию и искусство конкретного региона на иностранном языке. В любом контексте CLIL важно анализировать содержание (преподаваемый материал) с точки зрения языковых требований и представлять его в доступной форме. Второй компонент, «общение» (communication), подразумевает то, что учащиеся должны уметь использовать язык как устно, так и письменно, а также для передачи информации по изучаемому предмету и в контексте общения и выполнения парных, групповых заданий вместе с другими обучающимися. В процессе использования языка
как инструмента для изучения содержания особое значение приобретает коммуникация. Таким образом, язык выступает средством общения, а не целью сам по себе. Цель CLIL -увеличить время говорения студентов (STT -Student Talking Time) и уменьшить время речи учителя (TTT - Teacher Talking Time). Когда учащиеся используют предметные лексические единицы в ходе учебной деятельности, это указывает на интеграцию предметных знаний и языковых навыков. Следующий компонент технологии CLIL - «мышление» (cognition). Важно развивать когнитивные навыки учащихся, чтобы они могли эффективно осваивать учебные дисциплины. Эти навыки включают логическое мышление, творческое мышление и критическую оценку. Необходимо также анализировать мыслительные процессы с учетом их языковых требований и обучать учащихся языку, который позволит им адекватно выражать свои мысли и идеи. Последний компонент - это «культура» (culture). Технология CLIL предоставляет возможность погружения учащихся в различные культурные контексты. Важно развивать положительное отношение как к другим народам, так и к своей культуре, а также стремление сохранять и обогащать свое культурное наследие.
Предметно-интегрированное языковое обучение - гибкая система, позволяющая в рамках любого урока или отдельной программы ставить акцент то на развитие языковых навыков, то на получение и закрепление дисциплинарного материала, когда это необходимо. Основное различие проводится между soft (мягким) и hard (жестким) CLIL. Учитель может выбирать тип CLIL в зависимости от целей урока, программы или курса. В некоторых зарубежных школах учебные темы интегрируются в языковой курс, что называется soft CLIL. В других школах используются программы частичного погружения, где почти половина учебных предметов преподается на
CLIL. Также существует модульная программа CLIL, в которой определенные предметы, такие как естественные науки или искусство, преподаются на изучаемом языке в течение определенного количества часов [2, с. 4].
Таким образом, интеграция предметно-языкового интегрированного обучения в образовательные программы предоставляет значительные преимущества. Применение технологии CLIL приводит к увеличению мотивации к изучению английского языка. При этом акцент делается не столько на овладении грамматикой, сколько на развитии коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, у студентов появляется возможность продолжить обучение в зарубежных колледжах и университетах, а также шанс на трудоустройство в международных компаниях. CLIL (Content and Language Integrated Learning) способствует уверенной ориентации учащихся в многоязычном мире и предоставляет доступ к глобальной информации на оригинальном языке. Тем не менее, также следует упомянуть о недостатках интегрированного обучения.
Во-первых, внедрение технологии CLIL требует от преподавателя глубоких знаний как иностранного языка, так и предметной области, что приводит к увеличению времени, необходимого для планирования и подготовки уроков. Во-вторых, одной из проблем является нежелание студентов участвовать в двуязычном обучении из-за опасений не разобраться в материале и получить низкие оценки.
Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, технология CLIL является уникальным, креативным и развивающим методом изучения иностранных языков. Интегрированное обучение предмету и языку, проводимое 5-6 раз в неделю, способствует более глубокому погружению в языковую среду и развитию более высоких когнитивных навыков у студентов.
изучаемом языке, что соответствует жесткому
Библиографический список
1. Григорьева К.С. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов / К.С. Григорьева, Л.Л. Салехова // Иностранный язык для профессиональных целей: традиции и инновации: сб. ст. II заоч. Республ. Симпозиума. - Казань: КФУ, 2013. - С. 89-94.
2. Гудкова С. А. Методология внедрения CLIL-технологии в систему высшего образования / С.А. Гудкова, Д.Ю. Буренкова. - Тольятти: Кассандра, 2016. - 86 с.
3. Литвишко О.М. Компетентностно-ориентированная модель обучения: преимущества методики CLIL в преподавании профессионально-ориентированного английского языка / О.М. Литвишко, Ю.А. Черноусова // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ, 2015. -С. 44-47.
4. Попова Н.В. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе / Н.В. Попова, М.С. Коган, Е.К. Вдовина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2018. -№ 173. - С. 29-42.
5. Key Bentley. The TKT Course CLIL Module. - Cambridge: Cambridge University Press. 2010. -130 с.
6. CLIL Activities. Liz Dale and Rosie Tanner. - Cambridge: Cambridge University Press, 2012. -149 с.
7. TKT: Content and Language Integrated Learning (CLIL) Teaching Knowledge Test Handbook for teachers, 2018. - 31 с.
PECULIARITIES OF CLIL APPROACH AS CONTENT-LANGUAGE INTEGRATED
LEARNING
A.S. Panchugova, Graduate Student Moscow State Pedagogical University (Russia, Moscow)
Abstract. The article is dedicated to the disclosure of the concept of content-language integrated learning (CLIL) and its relevance in modern society. Teaching subjects in a foreign language has its own peculiarities. The main components of CLIL technology, known as '4Cs' components, types of CLIL, their differences and ways of application are considered. Also, not only the advantages of applying subject-language integrated learning, but also its disadvantages are identified in the article.
Keywords: content-language integrated learning, CLIL approach, 4C component, soft CLIL, hard CLIL.