ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОЦЕНКА ЗНАНИЯ ЯЗЫКА ИЛИ ПРЕДМЕТА? Казеева С.М. Email: [email protected]
Казеева Светлана Михайловна—учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 108, г. Челябинск
Аннотация: в статье рассматривается интегрированный предметно-языковой подход, при котором преподавание специальной дисциплины ведется на иностранном языке. Автор рассматривает цели обучения языку и предмету, а также виды оценивания результатов обучения студентов. Приводятся примеры заданий по разным дисциплинам, преподаваемым на иностранном языке. Даются рекомендации по планированию урока в рамках предметно-языкового интегрированного обучения. Делается вывод о роли учителя-предметника и учителя иностранного языка на уроках CLIL.
Ключевые слова: CLIL, интегрированное обучение, иностранный язык, оценка знаний.
CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING: LANGUAGE OR CONTENT ASSESSMENT? Kazeeva S.M.
Kazeeva SvetlanaMikhailovna — Teacher of English language, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 108, CHELYABINSK
Abstract: the article presents content and language integrated learning where subjects are taught through the medium of a foreign language. The author differentiates the aims of language learning and subject content learning. There are also two main types of assessment in CLIL. The article gives examples of tasks dealing with subject content in CLIL lesson. There are some recommendations in lesson planning. The author makes conclusion about language teacher's role and subject teacher's role in integrated learning.
Keywords: CLIL, integrated learning, foreign language, knowledge assessment.
УДК 81-13
Многие учителя-предметники сталкиваются с проблемой оценки знаний учеников. Это касается не только формы контроля, но и критериев оценки. В предметно-языковом интегрированном обучении, где преподавание специальной дисциплины ведется на иностранном языке, оценить знания и умения студентов гораздо сложнее. При таком обучении преподавателю нужно оценить как знание языка, так и знание и предмета. Во многих странах метод CLIL относительно новый и учителя затрудняются в вопросе, что, как и когда оценивать: знание дисциплины, знание языка или и то и другое одновременно?
В интегрированном предметно-языковом обучении оценка знаний студентов может быть сфокусирована на аспектах предметного содержания, таких как ответы на математические вопросы. Преподаватель также может отдать предпочтение языковому аспекту, например, использование условного наклонения в формулировании гипотез. Возможно также оценивание совокупности знаний предмета и языка, например, описание различных научных процессов с использованием технических терминов, глаголов в Present Simple, принимая во внимание правильный порядок слов в предложении. Языковой аспект наиболее значим в мягкой модели CLIL (soft CLIL), который чаще применяется на языковых курсах. При такой модели интегрированного предметно-языкового обучения на иностранном языке преподаются лишь отдельные темы неязыковой дисциплины. Под жесткой моделью CLIL (hard CLIL) понимается частичное языковое погружение, где на иностранном языке преподается весь курс неязыковой дисциплины. При такой модели обучения внимание акцентируется как на языке, так и на содержании или иногда только на предметном содержании [5].
Важность вопроса оценки учебных достижений студентов при CLIL заключается в том, что при обучении на иностранном языке существует риск несправедливых оценок результатов
обучения. В особенности это касается студентов, испытывающих языковые затруднения: студент имеет предметные знания, но не способен выразить свою мысль на иностранном языке и продемонстрировать свои знания по предмету.
Интегрированное предметно-языковое обучение требует определения отдельных целей по языку и предмету. Ожидаемые результаты обучения предмету и иностранному языку указаны в учебных программах и, преподаватель должен руководствоваться ими в процессе планирования уроков. Однако, цели обучения иностранному языку - это ожидаемые результаты обучения предмету «Иностранный язык» и не могут быть использованы при оценке языковых навыков студентов на уроках СКИЬ, так как при этом «Иностранный язык» не предмет, а средство изучения неязыковой дисциплины. Цели обучения предмету «Иностранный язык» реализуются на уроках иностранного языка, а результаты достижения целей обучения и уровень владения иностранным языком, предусмотренный учебной программой, оцениваются в процессе суммативного и формативного оценивания [4].
Знания предметной области оцениваются при суммативном и формативном оценивании, основанному на критериях оценки, соответствующих цели обучения предмету. Развитие языковых навыков учитель наблюдает во время учебного процесса, оказывает необходимую поддержку и оценивает при формативном оценивании в процессе изучения предмета. Языковая поддержка или скэффолд заключается в перефразировании, употреблении синонимов, применении наглядного материала, использование родного языка при необходимости. Формативное оценивание языковых навыков в свою очередь требует разработки инструментов оценки развития иноязычной речевой деятельности студентов.
В таблице 1, представленной ниже, приведены примеры заданий и оценки знаний и навыков студентов, изучающих дисциплины на иностранном языке [4].
Таблица 1. Примеры заданий CLlL и оценки знаний и навыков студентов
Предмет Оценка Примеры заданий
ИЗО Знание дисциплины Посмотрите на вестготские ювелирные изделия и нарисуйте собственное.
Экономика Знание языка Объясните разницу в использовании следующих глаголов: to aim, to decide, to consider, to delay, to plan.
Окружающий мир Знание дисциплины и знание языка Сравните влияние возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на окружающую среду.
География Знание дисциплины Обозначьте на карте реки, горные хребты и леса.
История Знание языка Прочтите определение слова «politics» и употребите его в предложении.
Информатика Знание дисциплины и знание языка Закончите диаграмму, добавив сноски с описанием функций компьютера.
Математика Знание дисциплины и знание языка В коробке 20 фишек: 9 желтых, 4 черных, 7 зеленых. Какова вероятность, что вытянутая не глядя, фишка окажется зеленой?
Музыка Знание дисциплины Прослушайте мелодию трижды и отметьте ноты, которые прозвучали.
Физика/ Химия/ Биология Знание дисциплины и знание языка Объясните, что случилось с жидкостями в сосудах, когда их нагрели.
Планируя урок СК1Ъ, учитель должен помнить, что недостаточно хороший уровень владения языком студентов не является причиной упрощения или изменения целей обучения предмету, указанных в учебной программе. Однако облегчить студентам восприятие нужной информации можно, упростив язык обучения. В данном случае можно использовать языковые клише и простые языковые конструкции или изменить формулировку заданий. Тем не менее, требования к уровню мыслительных навыков высшего и низшего порядка должны соответствовать критериям оценивания.
Применяя метод СЦЪ на уроке, учитель-предметник обучает студентов предмету на иностранном языке, но систематического обучения иностранному языку от него не требуется. Это задача учителя иностранного языка. Использование СК1Ъ метода фокусируется на обучении предмету (знание и навыки), а язык и метод преподавания определяют форму обучения. Тем не менее, роль учителя-предметника сложна, поскольку он не является учителем иностранного языка и не должен учить языку, но он должен понимать возможные трудности, с
которыми сталкиваются студенты, используя иностранный язык. Кроме того, учитель должен обеспечить понимание предметного содержания, дать оценку и поддерживать развитие языковых навыков студентов.
Список литературы / References
1. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. 216 с.
2. Самойлова Е.В. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода/ Е.В. Самойлова, О.В. Назарова, Н.С. Корнилецкая // Интеграция образования, 2014. № 2. С. 117-123.
3. Усманова З.Ф., Заяц Т.В., Мукажанова Г.Ж. Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения [Текст] // Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). М.: Буки-Веди, 2017. С. 94-97.
4. Bentley K. The TKT Course CLIL Module. Cambridge: Cambridge University Press, 2016. 128 p.
5. Marsh D. CLIL/EMILE - The European Dimension: Actions, Trends and Foresights Potential. Brussels: The European Union, 2002.