УДК 37.016
Соколовская С.В., Набатова О.А.
Предметно-языковое обучение в общеобразовательной школе
В статье представлены механизмы и способы включения технологии CLIL (Content and Language Integrated Learning: предметно-языковое интегрированное обучение) в образовательную программу общеобразовательной школы на основе муниципальной модели «Основная школа - пространство выбора». Авторы рассматривают принципы технологии, делая акцент на ее практико-ориентированной направленности и интерактивных методах обучения. Ключевые слова: технология CLIL, предметно-языковое обучение, поточно-групповой метод обучения, вариативная среда.
В Российской Федерации согласно Федеральному закону № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» при гарантированном обучении на государственном языке РФ возможен выбор образовательным учреждением языка обучения и воспитания (статья 14 п. 5, 6). Широкий спектр возможностей для школы предоставляет право наполнения образовательной программы самим учреждением. Появляется возможность разработки бренда любой общеобразовательной школой. В основе стандартов второго поколения лежит деятель-ностный подход в сочетании с механизмами изменения организационно-содержательной среды. Технология CLI может стать одним из инструментов реализации федеральных государственных образовательных стандартов для общеобразовательной школы и обретения ею своего лица.
Технология CLIL (Content and Language Integrated Learning: предметно-языковое интегрированное обучение) - технология, применяемая во многих странах и имеющая практико-ориентированную направленность. CLIL - это light версия билингвального обучения, в основе которой лежат практические действия и интерактивные методы обучения. Впервые термин был предложен Дэвидом
Дети любят интересное обучение «Children Love Interesting Learning»
Маршем (David Marsh, University of Jyvaskyla, Finland) в 1994 году. По первому определению этот вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке. Марш продолжил свои исследования, и уже в 2001 году сущность методики была истолкована следующим образом: CLIL рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, таким образом формируя у учащегося потребность в учёбе, что позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке.
В общеобразовательной школе может быть создана такая среда, в которой иностранный язык является не целью, а средством коммуникации, обмена и получения информации. Школьники ведут активную социально-направленную деятельность с использованием английского языка: участвуют в совместных проектах со сверстникам и из других стран, проводят видеоконференции и различные акции. Если ведущей технологией выбрана технология CLIL, то иностранный язык постепенно перестает быть одним из предметов в расписании, и стано-
вится частью измененной организационно-содержательной среды образовательной программы школы. Вариативность и возможность выбора лежат в основе специфики общеобразовательной школы, в которой стало возможно предметно-языковое обучение. Использование технологии СШ в развитии профессионального самоопределения учащихся основной и старшей школы является темой инновационной проектной деятельности школы. Сформированный мотивационный компонент профессионального самоопределения выпускника путем развития языковой компетенции с помощью технологии СШ - прогнозируемый результат проектной работы. Для достижения этого на протяжении последних четырех лет в школе ведется системная работа по формированию собственной образовательной программы на основе Муниципальной модели «Основная школа - пространство выбора». Одним из элементов модели, активно включенных в образовательную программу школы, является поточно-групповой метод обучения, который представляет собой организацию учебного процесса при отсутствии деления на классы в ходе преподавания предметов учебного плана. Подобный способ обучения учитывает образовательные потребности и образовательные запросы обучающихся, обеспечивает вариативность содержания образования, предоставляет обучающимся возможности выбора образовательных траекторий на основе учебных проб.
В основе деятельности, связанной с предметно-языковым обучением, лежит технология СШ (предметно-языковое обучение), включающая интегрированное преподавание иностранного языка и других учебных дисциплин, а также практико-ориентированное обучение с 1 по 11 класс. Принципиально важно для общеобразовательной школы то, что эта технология не предполагает углубленного изучения языка и не является обязательным компонентом
для каждого школьника. Главным становится выбор ученика в рамках образовательной среды школы, где школьник сам на основе индивидуальной образовательной траектории выбирает или не выбирает предметно-языковое обучение.
Организация специальных процедур образовательной программы (процедуры выбора, рефлексия, публичная защита своего выбора и другие) способствует формированию у обучающихся совокупности личностных компетенций, в частности смыслополага-ния, деятельностной рефлексии, готовности к выбору способов образовательной деятельности, образовательного пространства. Учебный процесс построен таким образом, что можно не выбирать языковые группы. В школе есть ученики, которые выбирают базовые группы по предметам и не участвуют в образовательных событиях языковой среды. Но таких обучающихся становится все меньше, потому что особенностью школы стал «заинтересованный вход». Родители и дети осознано выбирают языковую среду, учебные группы СШ и краткосрочные курсы на английском языке в начальной и основной школе и индивидуальные «языковые» учебные планы в старшей школе. В соответствии с Положением о поточно-групповом методе обучения в случае неправильного или необоснованного выбора дети могут без труда сменить группу, так как предметное содержание во всех группах одинаковое, различие заключается только в формах, методах работы или, в нашем случае, технологии. В этом случае при смене группы ребенок приобретает опыт действия в ситуации неопределенности.
Педагогами школы разработаны рабочие программы для учебных групп базисного учебного плана в основной школе в технологии СШ по истории, обществознанию, искусству, физике, алгебре, географии, окружающему миру, музыке. Учащимся предоставлена возможность выбора изучения предмета согласно муниципальной модели
«Основная школа - пространство выбора» на базовом уровне, на сложном уровне или в технологии предметно-языкового обучения. Система краткосрочных курсов в основной и начальной школе представлена курсами CLIL и курсами на английском языке: «Big game», «Вокруг света», «Модульное оригами», «Multimedia Builder», «Мир Хогвартса» и другими.
Языковая среда школы тесно связана с технологией предметно-языкового обучения и охватывает не только учебный план всех ступеней обучения, но и внеучебную деятельность. Во внеурочной деятельности учащиеся ведут активную социально-направленную деятельность с использованием языка: участвуют в совместных проектах со сверстниками Канады, Индии, Австралии, проводят видеоконференции и различные акции, регулярно встречаются с носителями языка. В 2014/15 учебном году ребята с 8 по 11 класс участвовали в творческой мастерской писателя Michael Keris из Шотландии, в сентябре этого года работали над художественными текстами совместно с преподавателем из Оксфордского университета.
Вариативность содержания,технологии и процедуры выбора охватывают весь образовательный процесс школы: сдавать международный языковой экзамен или только ЕГЭ по английскому языку; принимать участие в Образовательных событиях школы на английском языке «Cartoon network party», «Christmas fever», «Choir battle» или реализовать себя через Проектный офис (технология разработана институтом ПрЭСТО, директор А.А. Мансветова); стать частью хорового коллектива в городском конкурсе-фестивале «Битва хоров» или пойти в городской лагерь «Welcome to Perm», инициатором и организатором которых является коллектив школы; включить группу «Английский в профессиональных целях» в старшей школе в свой ИУП (индивидуальный учебный план)
или выбрать профильную группу изучения английского языка.
Индивидуальная образовательная траектория может быть выстроена каждым школьником любого уровня обучения, если созданы условия для ее формирования. Технология CLIL включена в образовательный процесс с первого класса. В этом возрасте языковая составляющая CLIL больше похожа на language showers («принятие душа»). На практике 10 минут в день достаточно, чтобы реализовать soft уровень предметно-языкового обучения. К четвертому классу педагог и обучающиеся используют иностранную лексику на уроках окружающего мира, стирая грань между уроком и коммуникацией на языке.
В основе технологии CLIL лежит принцип «4C»: Content, Cognition, Communication и Culture (содержание, познание, общение и культура). Технология CLIL способствует достижению всех видов результатов нового стандарта. На уроках согласно ФГОС должна быть составляющая, направленная на достижение предметных результатов (Content); метапредметных результатов: регулятивных, познавательных (Cognition) и коммуникативных (Communication); личностных результатов (Culture). В нашей школе при работе мы основываемся на правилах матрицы CLIL, используя технологию не только как разновидность билингвального обучения, но и как совокупность методов и приемов работы с детьми. Технология CLIL предполагает интерактивное обучение, которое включает в себя разные виды коммуникации и основывается на принципах технологии.
Реалистичность - один из принципов технологии. Приобретение новых знаний должно опираться на уже имеющийся жизненный опыт. В технологии CLIL задания носят неакадемический характер. При изучении отвлеченных понятий и явлений используются предметы близкие и понят-
ные ребенку. Реальный жизненный опыт ложится в основу новых знаний, приобретаемых в действии, практические действия связаны со средой, ежедневно окружающей ребенка. Например, греча, кофе и рис знакомы каждому ребенку, поскольку входят в его жизненный опыт. Опираясь на картинку с изображением знакомого предмета и названия материка, где произрастает это растение, ребенок знакомится с физической картой мира. Китай теперь для него не просто незнакомое слово, а место, откуда завозится знакомый на ощупь предмет.
Для СШ-технологии важен принцип аутентичности материала. Это могут быть не только аутентичные тексты на языке, но и предметы подлинные, используемые в актуальном для ребенка мире. Через эту «подлинность» происходит понимание материала и его присвоение обучающимся.
Следующим принципом технологии является принцип уместности формы и материала. Материал и форма, используемые на уроке ШЦ должны интегрировать с общим культурным настроем и соответствовать образовательному запросу. Соответствие возрастным особенностям и культурная значимость происходящего на уроке - важная часть технологии.
СШ реализует принцип использования в обучении материалов разных культур, отражающих разные точки зрения на предмет. Одно из важных умений, без которого невозможно обучение по стандартам нового поколения, - это способность взглянуть на одно и то же явление с разных точек зрения. Межкультурное взаимодействие, знакомство с другими культурами при изучении учебного материала на любом предмете помогает идентифицировать себя как личность, принадлежащую к определенному культурному сообществу.
Учитель на уроке СШ отходит на второй план, уступая место учебному сотрудничеству учащихся. Роль учителя на уроке заклю-
чается в указании направления движения, помощи при выходе из тупика, фиксации затруднения и установления его причин. Когда затруднение на уроке препятствует пониманию сложных понятий и явлений, работает стратегия поддержки, или «скаф-фолдинг». Этот принцип является ключевым при использовании иностранной лексики. На занятии учитель должен убедиться, что уровень его языка соответствует уровню знаний учащихся, поэтому незнание лексики или сути какого-то явления не должно стать преградой при изучении нового материала. На занятии учитель использует предметы, иллюстрации, невербальную технику при объяснении нового.
Учителя, работающие в технологии CLIL, несут ответственность за познавательный интерес при интегрировании предметного обучения и иностранного языка. Язык, являющийся средством обучения и не оцениваемый как учебный предмет, не должен становиться преградой мотивации к познанию. Вместе с тем, при адаптации языковой составляющей уровню обучающихся язык педагога должен быть на высоком уровне. Поэтому для педагогов, работающих в CLIL, важно тесное взаимодействие учителей-предметников и учителей иностранного языка. Два учителя на уроке - одно из условий преподавания.
На уроке по технологии CLIL предлагается использовать комплексное содержание, освоение которого осуществляется разными способами переработки информации. Технология CLIL предполагает активное использование различных визуальных организаторов (ряда методов визуализации и способов графической иллюстрации). С начальной школы ученики используют больше десятка знакомых детям организаторов, выбирая необходимый в зависимости от предмета и материала. Например, Mind maps - разновидность интеллект-карты. Многие сложные слова, отвлеченные понятия, культурные
концепты, моделирующие картину мира, включают в себя простые составляющие. Разложив эти явления с помощью визуальных организаторов на части, можно объяснить их смысл. Многие предметные понятия имеют иноязычное происхождение, в этом случае язык - ключ к пониманию.
Итак, основными особенностями технологии являются: активное обучение, реалистичность, продуктоориентирован-ность, стратегия поддержки (скаффолдинг). Иностранный язык становится частью образовательной среды школы, выбравшей предметно-языковое обучение. С этого учебного года, благодаря возможностям нового учебного плана ФГОС второго поколения, в нашей школе введены немецкий и французский языки. Их выбрали дети, которым они необходимы для обеспечения
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в условиях многократного выбора образовательной деятельности в рамках базисного учебного плана.
Дети успешны лишь в том, что их искренне интересует. Технология CLIL способствует созданию пространства выбора образовательной деятельности для определения и развития у обучающихся личных и профессиональных интересов, склонностей, способностей и связанных с ними метапредметных умений и навыков.
В руках детей оказывается инструмент, позволяющий видеть дальше и больше. CLIL открывает мир новых возможностей. «Teachers work with CLIL, CLIL works for everything». (Учителя работают в CLIL, а CLIL просто работает).
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коченкова О.М. Возможности профилизации преподавания иностранных языков с помощью применения элементов методики CLIL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kochenkova.ru
2. Дворак Т.П. Об организационных особенностях внедрения поточно-группового метода и системы курсов по выбору в рамках муниципальной модели основной школы // Индивидуализация в основной школе: проблемы, поиски, решения: сб. матер. межрегион. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 24-25 апреля 2013 г.). Пермь: ОТ и ДО, 2013. 170 с.
3. CLIL: Content and Language Integrated Learning 1st Edition by Do Coyle, Philip Hood, David Marsh, Cambridge University Press, 2010.
4. The TKT Course CLIL Module by Kay Bentley, Cambridge University Press, 2010.