Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции посредством методики предметно-языкового интегрированного обучения'

Формирование коммуникативной компетенции посредством методики предметно-языкового интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / RATING SYSTEM / TEACHING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарина О. А., Инюточкина А. Д.

Статья посвящена рассмотрению современной методики предметно-языкового интегрированного обучения. Рассмотрена история возникновения данного подхода, проанализированы принципы для успешного введения данной методики. Выявлены виды деятельности на уроках, где применяется данный подход к обучению иностранному языку. Отмечены преимущества при формировании коммуникативной компетенции посредством методики интегрированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жарина О. А., Инюточкина А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE BY MEANS OF THE METODOLOGY OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING

The article is dedicated to the consideration of modern method of content and language integrated learning. The history of this approach and principles for successful use are analyzed. The types of activities, where this approach is applied, are revealed. Advantages in the formation of communicative competence through the methodology of content and integrated learning are listed.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции посредством методики предметно-языкового интегрированного обучения»

УДК 371.38

Жарина О. А., Инюточкина А. Д.

Южный федеральный университет

Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Россия, Ростовская область, Ростов - на - Дону

Zharina O. A., Inyutochkina A. D.

Southern Federal University

Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication Russia, Rostov region, Rostov-on-Don

E-mail: Lexis-22@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИКИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE BY MEANS OF THE METODOLOGY OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED

LEARNING

Аннотация: статья посвящена рассмотрению современной методики предметно-языкового интегрированного обучения. Рассмотрена история возникновения данного подхода, проанализированы принципы для успешного введения данной методики. Выявлены виды деятельности на уроках, где применяется данный подход к обучению иностранному языку. Отмечены преимущества при формировании коммуникативной компетенции посредством методики интегрированного обучения.

Abstract: the article is dedicated to the consideration of modern method of content and language integrated learning. The history of this approach and principles for successful use are ana-

lyzed. The types of activities, where this approach is applied, are revealed. Advantages in the formation of communicative competence through the methodology of content and integrated learning are listed.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, коммуникативная компетенция, методика обучения иностранному языку, система оценивания, технология обучения.

Keywords: content and language integrated learning, communicative competence, foreign language teaching methodology, rating system, teaching technology.

В преподавании английского языка в последнее время особую популярность набирает метод CLIL. Аббревиатура CLIL расшифровывается как Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение. Данный метод представляет собой такое обучение, при котором изучаемые предметы преподаются на иностранном языке. Так, учебный процесс на изучаемом и родном языках составляют одно целое.

Наиболее распространенной является следующая дефиниция: CLIL - это дидактическая методика, позволяющая сформировать у учащихся коммуникативные и лингвистические компетенции на неродном языке в том же контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных умений и знаний.

Термин CLIL был введен Дэвидом Маршем в 1994 году для обозначения учебных ситуаций, в которых дисциплины преподаются на иностранном языке. Европейский Союз отмечает, что предметно-языковое интегрированное обучение является платформой для инновационного методологического подхода, который намного шире, чем обычное преподавания иностранных языков. Он направлен как на язык, так и развитие мастерства в неязыковом специализированном предмете [5].

Иностранный язык используется на всех занятиях, кроме урока родного языка. Таким образом, язык становится средством обучения, а не его объектом.

Хотя язык и содержание урока являются ключевыми в данной методике, занятия составляются с опорой на само содержание. Например, рассказывая ученикам о жизненном цикле бабочки, учителем задействуется не только новый вокабуляр изучаемого языка, а также простое настоящее время, различные обстоятельства времени.

Важность методики CLIL заключается в том, что ученики используют язык для обучения, а не учат язык для дальнейшего его использования. Итак, предметно-языковое интегрированное обучение базируется на четырех составляющих: содержание, то есть сам предмет; коммуникация; познавательная способность, то есть развитие навыков мышления, посредством которых происходит обучение; культурный компонент, посредством которого происходит развитие чувства любви к родной стране и культуре, а также осознание ее значимости и взаимодействия с другими культурами.

По мнению исследователей в данной области О. Н. Бурдаковой, А.А. Джамайловой и Н.П. Рауд, выделяются 3 модели обучения:

1) дополнительное интегрированное обучение предмету и языку;

2) многоязычное обучение;

3) предметные курсы с включением языковой поддержки [3].

Так, в зависимости от выбранной модели язык может выступать как: язык для обучения, язык обучения, язык посредством обучение.

Приведенные модели позволяют преподавателю варьировать степень вовлеченности изучаемого языка в процесс обучения в зависимости от целей учебного плана. Важно отметить, что в рамках предметно-языкового интегрированного обучения не требуется дополнительного времени для изучения ино-

странного языка, так как его изучение происходит в ходе познания других дисциплин.

Существуют некоторые педагогические принципы, которых, по мнению экспертов в данной области Джереми Хармера и Маттиаса Бела, необходимо придерживаться для успешного внедрения методики СЬ1Ь:

1) интенсивное социальное взаимодействие в классе между преподавателем и учеником, а также между самими учащимися;

2) активная работа в парах и группах;

3) использование богатого аутентичного учебного материала;

4) поликультурность;

5) развитие креативного мышления;

6) активная поддержка и помощь преподавателя в процессе обучения [2, с.227].

В современном мире многие школы и учебные организации используют методику СЫЬ. Однако она может быть применена по-разному в зависимости от целей обучения. Так, некоторые школы внедряют мини курсы СЬ1Ь, на которые отводится порядка 15 часов. Другие же используют данные курсы в течение всего учебного года.

Существует такой подход в рамках данной методики, при котором изучаемый предмет, например, география преподается непосредственно учителем географии, при условии, что он достаточно хорошо владеет иностранным языком. Зачастую учитель-предметник и учитель иностранного языка работают совместно [4].

Помимо совершенного владения иностранным языком, предметно-языковое интегрированное обучение требует совершенно нового подхода к проведению уроков. Учителям необходимо творчески организовывать работу,

уделять большое внимание индивидуальной работе, а также разнообразить формы подачи материала.

Важно отметить, что для использования данной методики необходим устойчивый элементарный навык владения грамматикой иностранного языка у учеников. Помимо этого, необходимо знание специализированной лексики. Так, при изучении музыки и выполнении различных заданий по методике ^ГЬ ученик должен уметь описать музыкальные инструменты, знать ноты и направления музыки на иностранном языке.

Особое внимание в методике ^ГЬ уделяется визуализированному представлению информации. Так, например, для разъяснения нового материала, а также обобщения изученного используются: диаграммы, циклы (периоды), таблицы, линейные графики, круговые диаграммы, раскадровки, диаграммы Вен-на, древовидные схемы, квадранты, диаграммы потоков и т.д. [1, а232].

Важно упомянуть систему оценивания при интегрированном обучении. При данном подходе существует риск несправедливых и неясных результатов обучения, особенно в тех случаях, когда ученик имеет некоторые языковые трудности. Так, ученик может знать сам предмет, но быть не способным продемонстрировать свои знания на языке обучения. Возможно оценивание на родном языке, но с этим связаны некоторые риски: это ставит под сомнения результаты оценивания (так как материал изучался на одном языке, а оценивается на другом), подрывает мотивацию к обучению на иностранном языке. Специалисты данного подхода предлагают: проводить оценивание несколько раз в течение полугодия; использовать портфолио для сбора выполненных учеником тестов, заданий и т.д.; использовать различные шкалы оценивания при контроле знаний по предмету [6].

При планировании урока для учителя, работающего по данной методике, приоритетным является отбор целостных текстов, чтобы учащиеся могли

учиться и практиковаться в языке погружения. На интегрированных уроках, по мнению специалистов в данной области, обучение необходимо сконцентрировать не на языковых аспектах, а на выработке навыков и знаний, которые связаны с содержанием предмета [2, с. 118].

Итак, перейдем к видам активности на уроках по методике CLIL. Для детей начальной школы, к примеру, берем тему «Cats and dogs». С детьми можно заниматься следующими видами деятельности:

- поговорить о том, есть ли у них такие домашние животные;

- провести небольшое исследование, сосчитав количество кошек и собак у учеников класса и выявить какое животное наиболее популярно;

- представить две фотографии с собакой и кошкой и предложить ученикам попробовать описать жизни этих животных, дать им имена;

- прочитать интересные знаменитые стихотворения, посвященные данным животным;

- использовать диаграмму Венна, находя сходства и различия между кошкой и собакой;

- рассказать учащимся подробно о происхождении данных животных; о том, как правильно ухаживать за питомцами, чем их кормить и т.д.

Для детей постарше берем тему «Реки». Предлагаются следующие виды деятельности:

- поинтересоваться тем, какие реки дети знают, какие посещали;

- провести исследование, касающиеся круговорота воды (здесь необходим специальный вокабуляр для описания процессов круговорота);

- изучить классификацию рек;

- попросить найти самую длинную, самую глубокую и широкую реки мира или страны;

- рассказать, почему происходит наводнения, почему реки пересыхают;

- изучить, как используются ресурсы рек людьми.

Для учеников постарше предлагается следующая ситуация. Учитель представляет картину под названием «Жизнь на краю», на которой изображен ребенок из неблагополучной семьи и мусор вокруг него. Ученикам предлагаются следующие задания:

- ответить на вопросы: кто этот мальчик, что у него в руках, что его окружает, что он там делает, что он чувствует, при этом используя различные языковые конструкции, вводные слова;

- представить себя в изображенном месте и постараться ответить на вопрос: что происходит и какие на то причины;

- рассказать о том, какие работы выполняют дети в странах третьего мира для выживания;

- поговорить о том, как жизнь мальчика возможно улучшить [1, а238].

Приведенные примеры построения хода урока рассчитаны на разные

аудитории. При планировании всегда важно помнить о возрасте и способностях аудитории.

Таким образом, преимущества предметно-языкового интегрированного подхода следующие:

- данная методика помогает использовать изучаемый иностранный язык в реальном контексте для решения реальных профессиональных задач;

- иностранный язык в данном случае является эффективным способом установления межпредметных связей, а также средством межкультурного общения, так как изучения языка происходит в условиях иноязычного профессионального контекста.

Помимо этого, дополнительными преимуществами ОЬГЬ являются: экономия учебного времени, целостное синтезированное восприятие изучаемых

предметов, повышение мотивации обучаемых, глубокое проникновение в суть проблем.

Так, данная методика в настоящее время приобретает всё большую популярность в обучении профессиональной коммуникации на изучаемом языке, реализуя цели профильного обучения. Предметно-языковое интегрированное обучение способствует культурной осведомленности, формированию соответствующих межличностных навыков у обучающихся и повышению коммуникативных и языковых компетенций, что является одним из самых востребованных навыков среди работодателей на сегодняшний день.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Harmer, J. Teacher knowledge. Core concepts in English language teaching / J. Harmer. - UK : Teacher development interactive, 2012. - 286 p.

2. Hovhannisyan, G. Psychology in English: The teacher's book / G. Hovhannisyan, S. Grigorian, H. Tatevian. - Yerevan, 2012 .- 121 p.

3. Krashen, S. (1981). Second Language Acquisition and Second Language Learning. Pergamon Press Inc. [Электронный ресурс] / S. Krashen. - Режим доступа: http://www.sdkrashen.com/content/books/sl_acquisition_and_learning.pdf (дата обращения: 29.03.2017).

4. Marsh, D. 2002. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension Actions, Trends and Foresight Potential [Электронный ресурс] / D. Marsh. - Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/education/languages/index/html (дата обращения: 28.03.2017).

5. Лаптева, Т. Некоторые аспекты использования методики CLIL при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Т. Лаптева. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-ispolzovaniya-metodiki-clil-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 29.03.2017).

6. Методика CLIL // Диалог: информационно-методический ресурс по многоязычному и поликультурному образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu-resource.net/index.php/ru/2013-04-13-11-53-16/metodika-clil (дата обращения: 30.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.