УДК 629.73.004.67
И.В. Борисов
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
САМОЛЕТОВ-АМФИБИЙ
Создание и активное продвижение на рынок авиационной техники гражданских самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-103 сопровождается рядом существенных проблем, одной из которых является поддержание летной годности самолетов в процессе эксплуатации, т.е. своевременное выявление и устранение дефектов и неисправностей.
В процессе эксплуатации на самолет-амфибию, в отличии от "сухопутного" самолета, влияет весь спектр нормируемых внешних воздействующих факторов. Наибольшее воздействие оказывают такие факторы, как синусоидальная и случайная вибрация, разнонаправленные удары, морской соляной туман и морская вода, которые, в совокупности, приводят к появлению микротрещин в конструкции самолета-амфибии и интенсивному развитию коррозии. Наибольшую опасность представляет "внутренняя" коррозия (например в многослойных панелях, расслоение алюминиевых сплавов и т.д.), так как ее выявление является чрезвычайно трудоемким процессом, требующим применения специальных диагностических средств. В связи с этим важнейшее значение для обеспечения летной годности самолетов-амфибий имеет четкое планирование и своевременное проведение технического обслуживания и всех видов ремонта (ТОиР). Выполнение ТОиР на самолетах-амфибиях связанно с использованием сложного, часто уникального диагностического оборудования, применение специальных технологических процессов ремонта, что требует привлечения специалистов высокой квалификации. Существующие в РФ авиаремонтные предприятия в силу разных причин в не полной мере отвечают требованиям к ремонту самолетов-амфибий, поэтому экономически и технически целесообразным является создание Сервисных центров ТОиР, интегрированных в структуры ОКБ и заводов-Изготовителей. Это позволит обеспечить высокое качество ремонта на основе оснащенности производственной базы оборудованием и привлечения к выполнению работ высококвалифицированного персонала, позволит конструкторам и технологам целенаправленно разрабатывать меры по повышению ремонтной технологичности, совершенствовать методы расчетов и прогнозирования надежности, уточнять методику ремонтных и технических взаимодействий. Следует отметить, что в данном случае значительно упрощается процесс сертификации Сервисного центра как Ремонтной организации.
1. Макин Ю.Н. ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей. - М.: МГТУ ГА, 2005.