Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 97—101. Audit journal. 2024;(1):97 — 101.
ФИНАНСЫ
Научная статья УДК 339.543
https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -97-101 NIION: 201 7-0074-1 /24-01 2
EDN: https://elibrary.ru/SKALVD MOSURED: 77/27-021-2024-01-212
Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с учетом геополитической ситуации, а также в связи с введением частичной легализации параллельного импорта к отдельным группам товаров
Валерия Станиславовна Ламбина
Центральный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с учетом актуализации таможенного законодательства Российской Федерации.
Автором уделено внимание правовым основам деятельности таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также практической реализации частичной легализации параллельного импорта к отдельным группам товаров.
Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, таможенный контроль, частичная легализация параллельного импорта
Для цитирования: Ламбина В.С. Особенности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с учетом геополитической ситуации, а также в связи с введением частичной легализации параллельного импорта к отдельным группам товаров // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 97—101. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-97-101. ЕР1\1: https://elibrary.ru/SKALVD.
FINANCE
Original article
Specifics of customs control in respect of goods containing intellectual property, taking into account the geopolitical situation and partial legalization of parallel import for certain categories of goods
Valeria S. Lambina
Central Customs Post (Electronic Declaration Center) of the Central Electronic Customs, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the main issues of customs control of goods containing intellectual property objects, taking into account the updating of the customs legislation of the Russian Federation.
The author pays attention to the legal foundations of the activities of customs authorities for the protection of intellectual property rights, as well as the practical implementation of partial legalization of parallel imports to certain groups of goods. Keywords: intellectual property, protection of intellectual property rights, customs control, parallel import For citation: Lambina V.S. Specifics of customs control in respect of goods containing intellectual property, taking into account the geopolitical situation and partial legalization of parallel import for certain categories of goods // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):97—101. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-97-101. EDN: https://elibrary.ru/SKALVD.
© Ламбина В.С., 2024
Актуальность темы исследования обусловлена особенностями геополитической ситуации, которая вызвала необходимость частичной легализации параллельного импорта в целях исключения возникновения негативных последствий для социально-экономической сферы.
Сложность и многообразие общественных отношений в сфере защиты и охраны прав интеллектуальной собственности (далее — ИС) при учете актуальных требований социально-экономических условий общественного развития, развитие новых способов перемещения товаров предполагает расширение перечня инструментов таможенного контроля.
Целью исследования выступает рассмотрение особенностей таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС) с учетом возможного ввоза ограниченного круга товаров по параллельному импорту.
По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, импорт в Россию в марте 2022 г. снизился на 30%, а европейскими странами ужесточен контроль над товарооборотом [1].
В целях исключения негативных последствий политики недружественных стран Правительством РФ был частично легализован параллельный импорт — ввоз продукции в Российскую Федерацию без разрешения правообладателя.
Под параллельным импортом, как правило, понимают международный принцип исчерпания прав, который заключается в том, что ввоз товара под зарегистрированной торговой маркой возможен любыми участниками рынка, а не только теми, кто получил согласие правообладателя [2, с. 114].
Зарубежными авторами отмечено, что принцип осуществления параллельного импорта заключается в отсутствии ограничений правообладателем оборота товара после его первой продажи лицензиатом или владельцем в любой точке мира [3, с. 58].
Перечень продукции с указанием товарных знаков, в отношении которой легализован параллельный импорт, составляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, актуализируя его в зависимости от потребностей отечественного рынка.
В свою очередь таможенные органы осуществляют практическую реализацию приня-
тых Правительством РФ решений по легализации параллельного импорта и обеспечивают беспрепятственный ввоз оригинальной продукции, включенной в перечень Минпром-торга России.
В первой редакции приказа Минпромтор-га России от 19 апреля 2022 г. № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» было включено 72 позиции — от минерального сырья до потребительских товаров, оборудования и транспортных средств (группы с 26-й по 97-ю товарной номенклатуры) [4].
Пересмотр перечня товаров проводится на основании постоянного мониторинга наличия товаров, ввезенных по параллельному импорту, например, на полках магазинов.
Если товарные знаки компании включены в Перечень Минпромторга России (приказ Минпромторга России от 21 июля 2023 г. № 2701) [4] (далее — Перечень), но не включены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС), компания может обратиться в Минпромторг России с правовой позицией в целях исключения своего товарного знака из Перечня.
Существует ряд неформальных, незакрепленных нормативно-правовых оснований, исходя из которых Минпромторгом России может быть принято решение об исключении тех или иных товарных знаков из Перечня (например, продолжение поставок на территорию России, наличие товаров на стоках для обеспечения потребностей рынка, насыщение рынка и т.д.).
Цель введения параллельного импорта озвучена российскими властями, которые отметили, что параллельный импорт позволит гарантировать поставки товаров в Российскую Федерацию, в том числе вопреки действиям иностранных политиков [1].
Частичная легализация параллельного импорта дала возможность добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности торговать некоторыми импортными товарами без согласия иностранных правообладателей.
Введение параллельного импорта не превратит рынок Российской Федерации в «нецивилизованный», поскольку, например, в США, Японии, Китае, Великобритании действует аналогичный международный принцип исчерпания прав, который предполагает, что после введения товара в оборот в любой стране мира правообладатель не может запрещать его продажу в других странах.
Параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот в стране контрафакта, поскольку продукция, выпускаемая в оборот, должна быть введена самим правообладателем (патентообладателем).
Ответственность за торговлю подделками государство с российской компании-продавца не снимает, ответственность за качество ввозимых товаров без согласия правообладателя также будет нести российская компания-продавец.
Однако импорт и таможенный контроль товаров, содержащих ОИС, в настоящее время имеет ряд особенностей.
Например, ввоз товаров из «недружественных» стран через третью «нейтральную» страну организовывается таким образом, чтобы производитель не установил канал поставки товара в Россию, иначе компания из «нейтральной» страны может попасть под вторичные санкции «недружественной» страны, поэтому работа через конкретную юрисдикцию не афишируется.
Добросовестные участники внешнеэкономической деятельности могут законно импортировать любые товары на территорию одной из стран ЕАЭС на свои компании, а потом ввозить эти товары в Россию при условии, что товар не является контрафактом (подделкой), правообладателями не зарегистрирован товарный знак на один и тот же товар в странах ЕАЭС.
В ситуации если товары ни по коду Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС), ни по ОИС не попадают в Перечень Минпромторга России и имеет место нарушение прав правообладателя на ОИС, таможенные органы приостанавливают срок выпуска таких товаров и взаимодействуют уже с правообладателем (его представителем на территории РФ).
Если товар находится в Перечне Минпромторга России, таможенные органы полноценно осуществляют контроль товаров, содержащих ОИС, однако должностные лица
таможенного органа не должны запрашивать какие-либо дополнительные документы, которые могут подтвердить легальность введения в оборот товаров на территории иностранных государств, поскольку в настоящий момент таможенные органы не могут самостоятельно убедиться в их достоверности.
При этом в случае обнаружения признаков незаконного размещения на товарах товарных знаков или сходных с ними до степени смешения обозначений, т.е. контрафактных (поддельных) товаров, ввоз или вывоз которых образует состав правонарушения или преступления в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, таможенные органы принимают меры по противодействию незаконному обороту таких товаров независимо от того, включены они в Перечень или нет.
В случае если товар ввозится уполномоченным импортером, поименованным в ТРОИС, вне зависимости от того, содержится ли ОИС в Перечне или нет, товар беспрепятственно выпускается таможенными органами.
На сегодняшний день частично поставки из недружественных стран заменены ввозом товаров из стран — партнеров по Евразийскому экономическому союзу, Турции, Китая и др. ФТС России отмечен ежемесячный прирост объемов товаров, ввозимых в Россию в рамках параллельного импорта.
По весу товаров наблюдается стабильный рост в среднем на 18% в месяц, по их статистической стоимости — на 20%. Так, в августе 2022 г. по параллельному импорту ввезено 383 тыс. тонн различных товаров, а с начала применения этого режима — более 1,3 млн тонн [4]. При этом ФТС России не наблюдает увеличения объемов ввоза контрафактных (поддельных) товаров в 2022—2023 гг.
В 2022 г. должностными лицами таможенных органов выявлено около 7 млн единиц контрафактной продукции и возбуждено 432 дела об административном правонарушении в сфере прав интеллектуальной собственности. Указанные объемы сопоставимы с результатами работы таможенных органов в прошлые годы. Так, за аналогичный период 2021 г. выявлено 4,9 млн индивидуальных единиц контрафакта, 2020 г. — 7,9 млн [7].
Таким образом, параллельный импорт является одной из эффективных мер поддержки импортеров, принятых Правительством РФ с учетом геополитической ситуации.
Параллельный импорт распространяется также на оригинальную продукцию и предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности возможность ввоза товаров без согласия правообладателей, что позволяет минимизировать риски создания недобросовестными иностранными компаниями препятствий для осуществления российскими участникам внешнеэкономической деятельности.
Выводы
По результатам исследования установлено, что мероприятия, проводимые таможенными органами в целях охраны и защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, являются достаточно эффективными, но, ожидаемо, не могут в полной мере обеспечить отсутствие на внутреннем рынке контрафактной и фальсифицированной продукции.
Однако следует отметить отсутствие отрицательной динамики в части количества ввозимой контрафактной и фальсифицированной продукции, обусловленной отлаженным механизмом таможенного контроля товаров, содержащих ОИС, а также взаимодействием таможенных органов с другими органами государственной власти.
Полученный таможенными органами опыт продемонстрировал, что введение частичной легализации параллельного импорта к отдельным группам товаров обладает значительным экономическим потенциалом, который связан прежде всего с обеспечением развития немонополизированной системы, удовлетворением ассортиментного потребительского спроса, доступной ценовой политикой для покупателей.
Список источников
1. Правительство разрешит параллельный импорт практически всех категорий товаров. Комментарий Руслана Давыдова // URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/ 333266
2. Карданов В.А. Рассмотрение перспектив параллельного импорта // Вестник университета. 2019. № 7. С. 113-117.
3. Kobak Jr, James B. Exhaustion of intellectual property rights and international trade // Global Economy Journal. 2005. № 1. Р. 58.
4. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. №1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» (документ не действует) // URL: www.pravo.gov.ru
5. Приказ Минпромторга России от 21 июля 2023 г. № 2701 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2023 № 74633) // URL: www. pravo.gov.ru
6. ФТС отмечает ежемесячный прирост объемов товаров, ввозимых по параллельному импорту // URL: https://рцис.рф/press/fts-ot-mechaet-ezhemesyachnyj-prirost-obemov-tova-rov-vvozimyh-po-parallelnomu-importu
7. Результаты защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // URL: https:// customs.gov.ru/uchastnikam-ved/zashhita-prav-intellektual-noj-sobstvennosti/rezul-taty-zashhi-ty-prav-na-ob-ekty-intellektual-noj-sobstvennosti
References
1. The government will allow parallel imports of almost all categories of goods. Ruslan Davy-dov's comment // URL: https ://customs. gov.ru/press/aktual-no/document/333266
2. Kardanov V.A. Consideration of the prospects of parallel imports // Bulletin of the University. 2019. No. 7. pp. 113-117.
3. Kobak Jr, James B. Exhaustion of intellectual property rights and international trade // Global Economy Journal. 2005. No. 1. p. 58.
4. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation No. 1532 dated April 19, 2022 "On Approval of the List of Goods (groups of goods) in respect of which the Provisions of Subparagraph 6 of Article 1359 and Arti-
cle 1487 of the Civil Code of the Russian Federation do not apply, subject to the introduction of these goods (groups of goods) into circulation outside the territory of the Russian Federation by copyright holders (patent holders), as well as with their consent" (the document is not valid) // URL: www.pravo.gov.ru
5. Order No. 2701 of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated July 21, 2023 "On Approval of the List of Goods (groups of goods) in respect of which the Provisions of Articles 1252, 1254, Paragraph 5 of Article 1286.1, Articles 1301, 1311, 1406.1, subparagraph 1 of Article 1446, Articles 1472, 1515 and 1537 of the Civil Code of the Russian Federation do not apply subject to the introduction of these goods (groups of goods) into circulation outside
the territory of the Russian Federation by right holders (patent holders), as well as with their consent" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation 04.08.2023 No. 74633) // URL: www.pravo.gov.ru
6. The Federal Customs Service notes a monthly increase in the volume of goods imported through parallel imports // URL: https://рцнс. p^/press/fts-otmechaet-ezhemesyachnyj-prirost-obemov- tovarov-vvozimyh- po-parallelnomu- im-portu
7. Results of protection of intellectual property rights // URL: https://customs.gov.ru/ uchastni-kam-ved/zashhita- prav-intellektual- noj - sobstven-nosti/rezul- taty- zashhity- prav- na- ob -ekty- intel-lektual- noj - sobstvennosti
Информация об авторе
В.С. Ламбина — главный государственный таможенный инспектор Центрального таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни.
Information about the author
V.S. Lambina — Chief State Customs Inspector of Central Customs Post (electronic declaration Center) Central Electronic Customs.
Статья поступила в редакцию 20.12.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.
The article was submitted 20.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Методы анализа воспроизводства и здоровья населения России
Тихомирова Т.М., Тихомиров Н.П. Методы анализа воспроизводства и здоровья населения России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 361 с.
ISBN 978-5-238-03657-1
В монографии изложены подходы и методы оценки и управления состоянием здоровья и режимом воспроизводства населения в России и ее регионах, использующие достоверную информацию о погодовых значениях уровней заболеваемости, смертности и рождаемости по пятилетним возрастным группам мужчин и женщин. Предложены варианты показателей-индикаторов, характеризующих агрегированные значения этих явлений в стране и регионах в каждом году.
Рассмотрены постановки и методы решения задач регулирования состояния здоровья и режима воспроизводства населения, позволяющие выявить наиболее значимые для снижения заболеваемости и смертности, повышения рождаемости его группы.
Разработаны варианты эконометрических моделей, выражающих зависимости этих явлений от условий жизнедеятельности в стране и ее регионах, на базе которых обоснованы рекомендации по формированию мер социально-экономической политики, направленной на укрепление здоровья и выход на режим устойчивого расширенного воспроизводства ее населения.