Научная статья на тему 'Особенности тактики осмотра места происшествия органами дознания Федеральной таможенной службы'

Особенности тактики осмотра места происшествия органами дознания Федеральной таможенной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОСМОТР / УЧАСТНИ КИ ОСМОТРА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОСМОТРА / НЕГАТИВНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ВЫЯВЛЯ ЕМЫЕ ПРИ ОСМОТРЕ / URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS / EXAMINATION / PARTICIPANTS OF EXAMINATION / TECHNICAL MEANS OF EXAMINATION / NEGATIVE CIRCUMSTANCES EXPOSED AT EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Такибаев Арсен Акылбекович

Статья посвящена особенностям тактики осмотра места происшествия органами дознания Федеральной таможенной службы как одна из форм неотложных следственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TACTICS OF LOCUS DELICTI INSPECTION BY THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE INVESTIGATION UNIT

The article highlights the features of tactics of locus delicti examination by the investigation unit of the Federal custom service of Russian Federation as one of the forms of urgent investigative actions.

Текст научной работы на тему «Особенности тактики осмотра места происшествия органами дознания Федеральной таможенной службы»

А. А. Такибаев

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья посвящена особенностям тактики осмотра места происшествия органами дознания

Федеральной таможенной службы как одна из форм неотложных следственных действий.

Ключевые слова: неотложные следственные действия; осмотр; участники осмотра; технические средства осмотра; негативные обстоятельства, выявляемые при осмотре.

Осмотр места происшествия представляет собой непосредственное обнаружение, восприятие и исследование следователем объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Это самостоятельное следственное действие. Имея некоторые сходные черты с другими следственными действиями (например, со следственным экспериментом, экспертизой, обыском), оно в то же время принципиально отличается от них как по процессуальной природе, так и по тактике проведения.

Сущность данного осмотра места происшествия заключается в том, что следователь лично, исходя из имеющихся у него навыков, оценивает окружающую его обстановку и принимает решение о том, что необходимо фиксировать в процессуальном документе, какие обстоятельства заслуживают особого внимания. Наблюдение, различные измерения, сравнение - это необходимый методический аппарат, профессиональный инструментарий, позволяющий качественно зафиксировать окружающую обстановку.

Широко применяются при следственном осмотре и специальные методы криминалистики, особенно технико-криминалистические методы работы со следами и другими вещественными доказательствами.

Важность осмотра места происшествия заключается еще и в том, что это единственное следственное действие, возможность проведения которого уголовно-

процессуальный закон предусматривает до возбуждения уголовного дела, подчеркивая тем самым его важность и значимость.

Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) в последнее время претерпел значительные изменения в области регламентации таможенных правонарушений. В соответствии со вступлением в законную силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации» ст. 188 УК РФ «Контрабанда» утратила свою силу. В настоящее время вместо ст. 188 УК РФ применяются ст. 226.1 и 229.1 УК РФ [1].

Цель осмотра места происшествия заключается в том, чтобы показать важность и значимость проведения неотложных следственных действий как следственного действия, а также в том, каким образом на практике следует использовать результаты осмотров; кроме того, приведенными конкретными примерами из практики доказать важность и значимость правильной организации проведения осмотров с целью успешного применения в последующем результатов в ходе предварительного следствия.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее -УПК РФ) производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ, возложено на таможенные органы, в частности на орган дознания.

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы РФ производят неотложные следственные действия в сфере нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, отнесенные к их компетенции, т. е. осмотр, освидетельствование, допрос, предъявление для опознания, задержание, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, прослушивание телефонных и иных переговоров, назначение экспертизы.

Так, согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Перечень неотложных следственных действий в измененном УПК РФ не ограничен в отличие от старого УПК РФ, где такое ограничение существовало.

Согласно ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

В соответствии с изменениями в УК РФ и УПК РФ орган дознания Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) с 07 декабря 2011 г. по настоящее время не расследует уголовные дела и не ведет по ним производство. Данный орган дознания уполномочен только возбуждать уголовное дело, производить неотложные следственные действия и не позднее 10 суток передавать руководителю следственного органа его по подследственности в соответствии со ст. 149 и ст. 151 УПК РФ.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан

принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

При проведении неотложных следственных действий в таможенных органах следственный осмотр является весьма существенным источником получения информации о преступлении и лице, его совершившем, поскольку его совершение в значительной степени сопровождается сокрытием перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров. А это обусловливает необходимость их обнаружения, в том числе путем производства следственного осмотра. Проведение данного следственного действия, как, впрочем, и всего процесса дознания, осуществляется в специфических условиях, обусловленных организационным построением подразделений и служб ФТС России, ограниченностью срока проведения неотложных следственных действий органов дознания таможенных органов, спецификой перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза объектов, способами их сокрытия, свойствами личности преступников, местом и временем совершения преступлений и т.д.

Основания и порядок производства следственного осмотра определены уголовно-процессуальным законом. По общему правилу осмотр производится после возбуждения уголовного дела. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть проведен до возбуждения уголовного дела.

Осмотр проводится либо как самостоятельное следственное действие, в ходе которого составляется протокол осмотра, либо в составе другого следственного действия, например, выемки, обыска. Во втором случае отдельный протокол осмотра не составляется, а полученная информация фиксируется в протоколе соответствующего следственного действия.

Существенное место среди них принадлежит следственному осмотру, направленному на обнаружение следов преступления и преступника, иных вещественных доказательств и решение других задач.

В соответствии с действующим законодательством тактика осмотра место происшествия является одной из форм неотложных следственных действий и важным средством получения информации о расследуемом преступлении. От качества осмотра во многих случаях зависит успех расследования, в том числе и в таможенных органах при осуществлении неотложных следственных действий, поскольку полученная при осмотре места происшествия информация может носить доказательственный характер. При этом нередко фактические данные, полученные в результате осмотра, невозможно получить из других источников.

Согласно ст. 176, 177 УПК РФ следственный осмотр места происшествия - одно из неотложных следственных действий, представляющее собой непосредственное обнаружение, восприятие и исследование следователем объектов, имеющих значение для дела, их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения и являющееся самостоятельным следственным действием [2]. Имея некоторые сходные черты с другими следственными действиями (например, со следственным экспериментом, экспертизой, обыском), оно в то же время принципиально отличается от них как по процессуальной природе, так и по тактике проведения.

Осмотр производится, как правило, по местонахождению подлежащих осмотру объектов. В случаях когда для осмотра предметов и документов, обнаруженных

в ходе выемки или обыска, требуется продолжительное время или соответствующие условия, следователь производит осмотр по месту проведения следствия.

По мнению автора статьи, осмотр места происшествия, как и каждое следственное действие, можно разделить на три последовательных этапа: подготовительный, рабочий и заключительный. Подготовительный этап, в свою очередь, делится на две стадии: до выезда на место происшествия и по прибытии на место происшествия.

На основе исходной информации следователь определяет состав участников осмотра. Понятые - обязательные участники этого следственного действия. Проведение осмотра осуществляется следователем лично с обязательным участием не менее двух понятых.

Протокол осмотра пишется непосредственно на месте происшествия в присутствии всех участников осмотра, чтобы в любой момент можно было проверить правильность записи. Этот документ должен быть написан в точных, понятных, ясных выражениях, не допускающих двусмысленного толкования, так чтобы читающий мог отчетливо представить место происшествия.

Особенности тактики осмотра места происшествия заключаются в том, что следователь непосредственно убеждается в существовании и характере фактов, имеющих доказательственное значение. При производстве следственного осмотра применяются самые различные методы познания. Осмотр - это не только наблюдение, но и производство различных измерений и вычислений, сравнение наблюдаемых объектов как между собой, так и с другими объектами и явлениями, экспериментирование с исследуемыми объектами и, наконец, описание и запечатление иными методами всего того, что обнаружено и выявлено следователем и другими участниками осмотра. Широко применяются при следственном осмотре и специальные методы криминалистики, особенно технико-криминалистические методы работы со следами и другими вещественными доказательствами [3].

При расследовании таможенных преступлений объектами осмотра чаще всего являются:

- зоны таможенного контроля;

- места задержания транспортных средств в глубине таможенной территории;

- таможенные склады, склады временного хранения и иные места, где обнаружены предметы таможенных преступлений;

- таможенные документы, требующиеся для оформления перехода товаров через таможенную границу: таможенные декларации, экспортные, импортные и валютные лицензии, свидетельства о происхождении товара, консульские фактуры, транзитные документы, ветеринарные, санитарные и карантинные свидетельства и многие другие.

Исходя из многообразия объектов осмотра, при его проведении на территории предприятия, учреждения, организации иногда весьма полезно присутствие их представителей. Они не только удостоверяют факт, содержание и результаты проводимых действий, но и оказывают помощь, информируя о назначении осматриваемых помещений, механизмов, а также удостоверяют факт принадлежности определенных предметов, документов и т. д. Кроме того, весьма существенна их роль в обеспечении соблюдения техники безопасности на объекте осмотра.

Нередко для участия в осмотре крупных партий товаров привлекают лиц, которые оказывают помощь в их выгрузке или погрузке. И хотя эти лица

и не являются процессуальными участниками следственного действия, представляется, что они должны быть ознакомлены с задачами предстоящей работы и проинструктированы, как поступить, если обнаружат интересующие расследование предметы и следы.

Существенное значение имеет вопрос о привлечении к осмотру подозреваемого. Подозреваемый обладает информацией об осматриваемом объекте, которая может быть использована в процессе проведения неотложного следственного действия. Проведенное нами исследование показало, что в тех случаях, когда подозреваемый привлекался к проведению осмотра, он проводился более качественно. Указанное обстоятельство связано с осведомленностью подозреваемого относительно объекта осмотра или искомых предметов. Вместе с тем следует учитывать возможность негативных последствий привлечения подозреваемого к осмотру. Поэтому при решении вопроса о его привлечении к проведению следственного действия следует исходить из того, будет ли это способствовать обнаружению следов преступления. Привлечение целесообразно в случаях, если [4]:

- подозреваемый дал показания о местонахождении следов преступления и других вещественных доказательств либо о специфических особенностях объекта осмотра;

- его участие может повлечь изменение показаний в благоприятную для расследования сторону.

Одним из общих положений тактики осмотра является полнота его проведения. Реализация данного положения тесно связана с применением технико-криминалистических средств и приемов.

На подготовительном этапе осмотра документов привлекают специалистов, используют технико-криминалистические средства, в частности, приборы «Регу-ла-4004», «Версия-М» и т. д. [5].

Эффективность осмотра документов зависит от ряда объективных и субъективных факторов: состояния документов, информативности, уровня знаний и умений дознавателей и т.д.

В этой связи большое значение уделяется анализу реквизитов документов, их содержанию, правилам обращения с ними и т.д. Учитывая, что при совершении таможенных преступлений широко используются такие документы, как книжка МДП и акцизные марки, нужно помнить, что при осмотре книжки МДП признаками подделки являются:

- отсутствие водяных знаков «Ши» на титульном листе книжки МДП, на неотрывном листе № 1/№ 2, на отрывных листах № 1 и № 2 и на листе протокола;

- наличие белой краски на оборотной стороне титульного листа книжки МДП, на неотрывном листе № 1/№ 2, на отрывных листах № 1 и № 2 и на листе протокола;

- выполнение регистрационного номера книжки МДП на титульном листе не методом высокой печати;

- несоответствие подписи должностного лица гарантийного объединения и печати гарантийного объединения в гр. 4 титульного листа;

- утолщение шрифта цифрового обозначения штрих-кода на титульном листе книжки МДП по сравнению с образцом;

- отсутствие флуоресцентных крапинок на всех листах книжки МДП при рассмотрении в ультрафиолетовых лучах;

- отсутствие свечения в слове «page», в порядковом номере и знаке «N» на отрывных листах книжки МДП при рассмотрении в ультрафиолетовых лучах;

- наличие отпечатков краски на обратной стороне листов книжки МДП напротив регистрационного номера [6].

Признаками подделки акцизных марок являются:

- сильное фоновое свечение бумаги в ультрафиолетовых лучах;

- отсутствие водяных знаков;

- отсутствие защитных волокон красного и светло-зеленого цветов;

- микротексты и мелкие детали изображения не просматриваются;

- отличия в графическом начертании элементов изображения;

- пунктирное заполнение фона марки светло-коричневой краской вместо черной [7].

Важное значение для обнаружения следов, свидетельствующих об утаивании, уничтожении, маскировке и фальсификации информации, имеют также выявление и анализ негативных обстоятельств, т. е. обстоятельств, противоречащих представлению об обычном ходе вещей в данной ситуации. Так, отсутствие пыли на территории таможенного склада указывает на возможное перемещение с данного места тех или иных товаров.

Нередко наличие негативных обстоятельств помогает уличить противоборствующего субъекта во лжи, в инсценировке отдельных действий на месте происшествия, при помощи которых он пытается ввести следствие в заблуждение. Инсценировка может преследовать следующие цели:

а) создание видимости совершения иного преступления и сокрытие признаков подлинного события (например, кражи, чтобы скрыть совершенное хищение);

б) создание видимости, что произошло событие, не имеющее криминального характера, для сокрытия совершенного преступления;

в) создание видимости совершения преступления для сокрытия факта беспечности и иных поступков (например, инсценирование обстановки кражи документов при их фактической потере);

г) инсценирование совершения преступления другим лицом, в иных целях, по иным мотивам, в ином месте, в иное время и т.п.

При осмотре особое внимание следует уделять следам, свидетельствующим о связи соответствующих лиц с объектами осмотра. Как правило, ими являются [8]:

- отпечатки пальцев на предметах (на предметах, упаковочных материалах и т. д.);

- отпечатки пальцев на документах;

- упаковочные материалы перемещаемых предметов и упаковочные материалы, обнаруженные у подозреваемых, и т. д.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что осмотр места происшествия создает основу для раскрытия преступления в целом и качество производства его определяет успех и недостатки расследования. В этом действии наиболее полно выявляются инициативность и оперативность следователя, умение использовать технические и тактические приемы и методы.

В психологическом аспекте осмотр места происшествия - это непосредственное восприятие обстановки следователем, другими участниками следственного действия (работниками органа дознания, экспертами, специалистами, понятыми),

что будет способствовать формированию у следователя определенных психологических процессов, состояний, свойств и качеств.

Таким образом, в решении задач при проведении неотложных следственных действий в таможенных органах существенная роль принадлежит предварительному расследованию преступлений. Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов России и ее безопасности. Его эффективность во многом зависит от эффективности производства неотложных следственных действий, среди которых существенное место принадлежит следственному осмотру. Его роль и значение определяются тем, что зачастую он является главным, а иногда и единственным источником сведений о лице, совершившем таможенное преступление. Кроме того, совершение указанных преступлений в значительной степени сопровождается сокрытием перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров, что обусловливает необходимость их обнаружения, в том числе путем производства осмотров. Между тем имеющиеся исследования ориентированы в основном на производство осмотров органами МВД РФ и Прокуратуры РФ и не учитывают специфику совершения преступлений в таможенной сфере, связанную с предметом преступного посягательства, способами совершения и сокрытия преступлений, свойствами личности преступников и т.д. Указанное обстоятельство и обусловило необходимость разработки комплекса взаимосвязанных вопросов, относящихся к производству следственного осмотра органами дознания ФТС России.

Использованные источники

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 05.06.2012 № 54-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 01.03.2012 № 18-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

3. Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 2008.

4. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2011.

5. Михайлов А. В. Тактика следственного осмотра по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

6. Дугин Г. А. Технические средства таможенного контроля. М., 2006.

7. Белкин Р. С. Курс криминалистики. Т. 1. М., 2011.

8. Лебедев В. М. Уголовный процесс. М.: Дашков и Ко, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.