Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ НА СЛЕДСТВИИ И В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ НА СЛЕДСТВИИ И В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПРОС / СВИДЕТЕЛЬ / СВИДЕТЕЛЬСКИЕ ПОКАЗАНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРОСТОК / МАЛОЛЕТНИЙ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / КРИМИНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаметова Альфия Рашидовна

В уголовно-процессуальном праве и криминалистике имеются вопросы, которые стоит изучить; к таким проблемам можно отнести вопросы тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, цель которой заключается в выявлении достоверных показаний по делу. По своей сути допрос несовершеннолетнего включает как уголовно-процессуальные, так и моральнопсихологические нормы. В ходе допроса несовершеннолетнего обширно применяются система криминалистики, аспекты юридической психологии, логическое мышление, педагогическая установка, этика правоохранительных органов, все это влияет на благоприятный исход допроса несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TACTICS OF INTERROGATION OF MINOR WITNESSES AT INVESTIGATION AND IN COURT PROCEEDINGS

There are issues in criminal procedure law and forensic science that are worth exploring; such problems include issues of tactics of interrogation of minor witnesses, the purpose of which is to identify reliable testimony in the case. At its core, the interrogation of a minor includes both criminal procedure and moral and psychological norms. During the interrogation of a minor, the forensic system, aspects of legal psychology, logical thinking, pedagogical attitude, ethics of law enforcement agencies are widely used, all this affects the favorable outcome of the interrogation of a minor.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ НА СЛЕДСТВИИ И В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_391

СОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ НА СЛЕДСТВИИ И В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ FEATURES OF TACTICS OF INTERROGATION OF MINOR WITNESSER DURING THE INVESTIGATION AND IN THE COURT PROCEEDIGS

ХАМЕТОВА Альфия Рашидовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13. E-mail: raschidova@rambler.ru;

Khametova Alfiya Rashidovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Proffessor of the Depertament of Criminal Procedure and Criminalistics. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University». 13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: raschidova@rambler.ru

Краткая аннотация. В уголовно-процессуальном праве и криминалистике имеются вопросы, которые стоит изучить; к таким проблемам можно отнести вопросы тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, цель которой заключается в выявлении достоверных показаний по делу. По своей сути допрос несовершеннолетнего включает как уголовно-процессуальные, так и морально-психологические нормы. В ходе допроса несовершеннолетнего обширно применяются система криминалистики, аспекты юридической психологии, логическое мышление, педагогическая установка, этика правоохранительных органов, все это влияет на благоприятный исход допроса несовершеннолетнего.

Abstract. There are issues in criminal procedure law and forensic science that are worth exploring; such problems include issues of tactics of interrogation of minor witnesses, the purpose of which is to identify reliable testimony in the case. At its core, the interrogation of a minor includes both criminal procedure and moral and psychological norms. During the interrogation of a minor, the forensic system, aspects of legal psychology, logical thinking, pedagogical attitude, ethics of law enforcement agencies are widely used, all this affects the favorable outcome of the interrogation of a minor.

Ключевые слова: допрос, свидетель, свидетельские показания, несовершеннолетний, подросток, малолетний, уголовный процесс, криминалистика.

Keywords: interrogation, witness, testimony, minor, teenager, juvenile criminal procedure, criminalistics.

Для цитирования: Хаметова А.Р. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей на следствии и в судебном разбирательстве //Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 391-393. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_391.

For citation: Khametova A.R. Features of tactics of interrogation of minor witnesses during the investigation and in court proceedings // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 391-393. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_391.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2023

Под тактикой допроса подразумевают возможности влияния на допрашиваемого, способствующие его психическим изменениям, а также другие способы допроса, применение которых влечет получение достоверных свидетельств. Так как допрос является наиболее применяемым видом в следственной деятельности, то допрос свидетелей является самым распространенным из разновидностей допроса. Следует отметить, что при осуществлении уголовной деятельности требуется выполнить допрос свидетелей, включая допрос несовершеннолетних лиц, т.к. предметом данного допроса являются любые выявленные определенные обстоятельства.

В тактике допроса несовершеннолетних лиц существуют свои характерные условия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Определение и учетность межвозрастных, социальных и внутренне-психологических особенностей малолетних свидетелей в процессе проведения судебной деятельности осуществляется установлением их законных интересов и охраняемых законом прав, а также следованием законности согласно Конвенции о правах ребенка (одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) и Конституции РФ [1,2].

Любой тактический аспект по допросу малолетних свидетелей обладает определенной нагрузкой и привязан к осуществлению поставленной задачи, а это становится допустимым при наличии строгого плана и продуманной организации, при этом главные особенности будущего допроса несовершеннолетних лиц и существенные детали должны быть максимально проработаны заблаговременно [3].

Особенность допроса малолетних свидетелей (ст. 191 УПК РФ) состоит в неустойчивой психике несовершеннолетнего лица, его подростковой изменчивости: высокой мнительности, способности к выдумкам, повышенной возбудимости, нестабильности психики, а также в его недостаточном общественном навыке или, в полном его отсутствии, что часто способствует тому, что ребенок не может правильно оценить возникшие ситуации по расследуемому делу [2].

В ходе планирования допроса следователю необходимо тщательно сосредоточить внимательность на выявлении уровня развития подростка, его увлечений, стремлений, наклонностей, семейной атмосферы, воздействия на него его представителей, специфики характера, его социального статуса и взаимоотношений с лицом, в отношении которого будет проводиться допрос. Следователю нужно как можно скорее начать допрос по причине того, что интенсивность жизнедеятельности малолетних детей переполнена эмоциями, и будущие восприятия ситуаций довольно-таки часто содействует запамятованию ранее увиденного, но, следует признать, что дети помнят самые яркие жизненные ситуации. Поэтому все эти факторы влияют на выбор места допроса по расследуемому делу.

Свидетель, не достигший совершеннолетнего возраста, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы [2]. Другая последовательность приглашения на допрос разрешается, если позволяют особенности

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

рассматриваемого вопроса.

С малолетними детьми лучше всего общаться по интересующей теме в благоприятном и знакомом для них месте: в их школе, детском саду, по возможности, у них дома, чтобы незнакомое место не давило и не напрягало их, не сказывалось на них угнетающе. Лучше начать беседу на отвлеченные темы, интересные ребенку, например игры, сказки, мультфильмы, в ходе которых наладятся доброжелательные отношения. Чтобы приобщить к себе ребенка следует общаться с ним спокойно, непринужденно, дабы установить с ним контакт [4]. Для более вероятного нахождения общего языка с ребенком следует привлечь квалифицированных сотрудников таких как воспитатель, педагог, психолог.

В связи с тем, что дети быстро устают и не могут в течении долгого времени концентрировать внимание на определенном предмете, не нужно долго допрашивать их или надо делать установленные законом перерывы, которые закреплены в статье 191 УПК РФ: «Следственные действия с участием несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более одного часа, в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше 14 лет -более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день»[2].

А вот более официальный допрос в кабинете следователя для подростков 15-17 лет выполняет обратную функцию. У них появляется боязнь за дачу ложных ими свидетельств, они скорее дадут правдивые показания в ходе допроса. Во время проведения допроса детей нужно обязательно учесть их способность к выгораживанию обвиняемого из-за ложнопонятой дружбы. Принятые свидетельства необходимо подвергнуть анализу по причине разнящихся фактов, прямых недомолвок, а также отличий от ранее полученных показаний[3,4].

Оценивая полученную информацию от несовершеннолетнего свидетеля, следователю стоит смотреть на связность, зазубренность предоставляемых им показаний, применение им неподходящих ребенку речевых выражений, присутствие несостыковок, что может свидетельствовать о том, что ребенок может быть подвержен влиянию лиц, осуществляющих на него давление.

В статье 191 УПК РФ говорится, что: «При проведении допроса несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие в ходе допроса педагога или психолога обязательно» [2].

Следует учесть, что во время осуществления допроса несовершеннолетнего лица возраста 16 лет, педагог или психолог вызываются следователем по собственной инициативе.

Одновременно с этим ст.191 УПК РФ закрепляет необходимость нахождения приглашенного квалифицированного психолога во время допроса несовершеннолетнего свидетеля, младше 16 лет или достигшего этого возраста, но имеющего психическое заболевание, по уголовным разбирательствам о правонарушениях, направленных на половую неприкосновенность ребенка [2].

Основной задачей педагога или психолога при допросе ребенка служит формирование дружественной атмосферной ноты в процессе приватного разговора, итогом этого вероятно получение в ходе допроса следственными органами честных и правдивых показаний.

Однако, в процессе допроса несовершеннолетнего свидетеля имеет полное право находиться при допросе законный представитель ребенка. Пригласив педагога, и, возможно, законных представителей следователю нужно до начала допроса понять, что их давление точно не скажется на ответах ребенка. Третьи лица должны знать, что нельзя делать каких-либо подсказок, задавать неудобных вопросов, нагнетать обстановку, срываться на ребенка.

В соответствии с частью 12 ст. 5 УПК РФ: «Законный представитель- это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства» [2].

При этом следует учесть, что следователь может не приглашать на допрос несовершеннолетнего свидетеля его законного представителя, если это не в интересах ребенка. Таким образом, следователь предоставляет возможность присутствовать в ходе допроса другому законному представителю малолетнего лица.

Стоит отметить, что свидетель не может давать заведомо неправдивые показания или отрекаться от дачи показаний (часть 5 ст. 42, часть 2 ст. 56 УПК РФ), об этом их предупреждают и они несут ответственность в установленном порядке [2].

В статье 191 УПК РФ говорится об исключениях из общих правил относительно малолетних свидетелей в зависимости от их возраста

[2].

Так, во время допроса подростки в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении допрашиваемым несовершеннолетним свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно ст.42 и 56 УПК РФ, указывается им на необходимость говорить только правду [2].

Несовершеннолетнему лицу следователь обязан по мере своих сил помочь перейти от лжи к правде, данная манипуляция способствует определению сути лживых показаний, а также изменению позиции свидетеля для более благоприятного исхода в отношении себя [3,4].

Неправдивые свидетельства детей до 14 лет кроме намеренного желания обманывать могут быть фактором самовнушения, активного воздействия старших лиц, и дети не осознают последствий своих слов, их показания могут быть выдуманы и при этом являться мотивом непреднамеренного желания соврать. Фантазия и выдуманная ложь в ответах детей смешивается с правдой или же ими сочиняются непоследовательные детали [3].

По мнению Коченова М.М. и Осипова Н.Р.: «Основным средством изобличения малолетних свидетелей во лжи служат приемы эмоционального воздействия на них, так как средства логического убеждения иногда оказываются малоэффективными, как вследствие непонимания

допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу духа противоречия, свойственного детям, и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи» [4].

Действенным может быть и повторный допрос, который помогает увидеть черты внешнего воздействия или выдумки свидетеля. Так, если на повторном допросе ребенок заученно повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь может допустить, что эти ответы могут быть итогом внешнего воздействия со стороны заинтересованных лиц. Немаловажные различия в деталях между изначальными и последующими показаниями являются подтверждением фантазирования ребенка, домысленные частные детали чаще всего не очень хорошо запоминаются и замещаются свежими. Однако, следователь должен учесть воздействие своих вопросов, в виду этого очень немаловажно точно формулировать вопросы и устанавливать их последовательность в ходе допроса.

Также значимым аспектом является то, что при допросе ребенка непременно нужно использовать видео- или киносъемку, за исключением ряда случаев, когда ребенок или его законный представитель возражает против проведения данной процедуры.

Согласно части 6 ст. 281 УПК РФ: «Оглашение показаний несовершеннолетнего свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляется в отсутствие несовершеннолетнего свидетеля без проведения допроса» [2].

При этом по просьбе сторон или по личной инициативе суд имеет возможность заявить о надобности допросить несовершеннолетнего ребенка повторно.

Следует учесть, что в судебном разбирательстве в отличии от следствия присутствует значительное количество лиц, которые выражают различные интересы, соответствующие их процессуальному положению. Обстановка судебного заседания, присутствие при допросе граждан, в числе которых могут быть родственники и знакомые допрашиваемого, предопределяет особенность условий, в которых проходит судебный допрос детей, отличающихся от условий следственного допроса.

Уголовно-процессуальные нормы допроса малолетних свидетелей не видоизменяется от того, что он осуществляется в суде, но тактические средства его проведения имеют свои тонкости, определяемые своеобразием свидетельств несовершеннолетних, что они, как правило, в суде дают показания после того, как их уже допрашивал по делу следователь.

Допросу таких несовершеннолетних свидетелей предшествует ряд действий председательствующего, имеющих важное значение и для самого допроса. Перед их допросом председательствующий устанавливает их личность, разъясняет им значение для дела полных и правдивых показаний.

Особенностью проведение судебного разбирательства с участием несовершеннолетнего является также удаление несовершеннолетнего после дачи показаний из зала судебного заседания, это делается по просьбе законного представителя, а также по собственному желанию суда. Так, удаление происходит дабы обезопасить его от опасных для ребенка действий обвиняемого при получении в ходе суда доказательств.

Несовершеннолетнего свидетеля рационально лучше опрашивать в отсутствие подсудимого, если это, по представлению суда, будет способствовать получению правдивых показаний. По окончании допроса, несовершеннолетний, не достигший 16 -летнего возраста, удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд по собственному желанию не решит рациональным его участие в изучении доказательств.

Лица, входящие в процесс допроса ребенка создают условия, располагающие его к даче правдивых показаний. К тому же они могут порекомендовать суду, в каком порядке и как лучше задать вопросы для свидетелю.

В заключение следует отметить, что главным результатом следственного и судебного разбирательства должно быть выявление подлинных и емких сведений о рамках настоящей действительности, а это может решаться только отделением объективных и субъективных факторов, плохо сказывающихся на правдивости показаний несовершеннолетнего свидетеля. Основополагающую роль в успешном проведении следственного и судебного допроса несовершеннолетних свидетелей выполняет использование системы тактических приемов допроса.

Библиогра фия:

1.Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.07.2020).- Ст. 46,51- ISBN • 978-594455-916-6.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 5, 42, 56, 188, 191, 281. - ISBN • 978-5-392-36639-2.

3. Белкин, Р.С. Тактика допроса/Криминалистика / под. ред Р.С. Белкина, Б.А. Викторова. М., 1985. -с 313-315. - ISBN 978-985-418-788-4.

4.Коченов М.М. Психология допроса малолетних свидетелей / М.М. Коченов, Н.Р. Осипова // Юридическая психология: криминальная психология. Судебно-психологическая экспертиза. Исправительно-трудовая психология. Судебная психология / сост. Т.Н. Курбатова. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 374-409 с.- ISBN 5-27200239-3.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation: [adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the All-Russian vote on July 01, 2020] // Official Internet portal of Legal Information. - URL: http://www.pravo.gov.ru (date of appeal: 31.07.2020).- Art. 46.51- ISBN • 978-5-94455-916-6.

2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 No. 174-FZ (ed. of 30.10.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 24.12.2001. - No. 52 (part I). - St. 5, 42, 56, 188, 191, 281. - ISBN • 978-5-392-36639-2.

3. Belkin, R.S. Interrogation tactics/Criminalistics / pod. ed. by R.S. Belkin, B.A. Viktorova. M., 1985. - from 313-315. - ISBN 978-985-418-788-4.

4.Kochenov M.M. Psychology of interrogation of juvenile witnesses / M.M. Kochenov, N.R. Osipova // Legal psychology: criminal psychology. Forensic psychological examination. Correctional labor psychology. Forensic psychology / comp. T.N. Kurbatova. - St. Petersburg: Peter, 2001. - 374-409 p.- ISBN 5-272-00239-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.