Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ С КОРОТКОСТВОЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ВИДИМОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ С КОРОТКОСТВОЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ВИДИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / сотрудники органов внутренних дел / короткоствольное огнестрельное оружие / недостаточная видимость / тактический фонарь / личная безопасность сотрудников органов внутренних дел / огневая подготовка / экстремальная ситуация / vocational training / law enforcement officers / short-barreled firearms / low visibility / tactical flashlight / personal safety of law enforcement officers / fire training / emergency situation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Витютнев Евгений Евгеньевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович

В статье рассмотрены особенности тактики действий с короткоствольным огнестрельным оружием в условиях недостаточной видимости или полной темноты. Описаны требования к осветительным приборам, необходимым для выполнения своих профессиональных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов. А также предложено стрелковое упражнение для отработки и закрепления навыков обращения с короткоствольным оружием и осветительным прибором в условиях недостаточной видимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светличный Евгений Григорьевич, Витютнев Евгений Евгеньевич, Хамгоков Мурадин Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the tactics of actions with short-barreled firearms in conditions of insufficient visibility or total darkness. The requirements for lighting fixtures necessary for the performance of their professional duties by law enforcement officers are described. And also a shooting exercise was proposed for practicing and consolidating the skills of handling short-barreled weapons and a lighting device in conditions of insufficient visibility.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ С КОРОТКОСТВОЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ВИДИМОСТИ»

Литература:

1. Бочарова, Н.И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 218 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-05479-8.

2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - Москва: Флинта: Издательство Московского психолого-социального института. -240 с.

3. Индустрия досуга: теоретические подходы и актуальные практики: Коллективная монография / Авторск. коллектив: H.H. Ярошенко, Т.Н. Суминова и др.; Под науч. ред. H.H. Ярошенко; Московский государственный институт культуры. - Москва: МГИК, 2020. - 196 с. - ISBN 978-5-94778-588-3.

4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия: [принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры]. - Париж, 2003. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 16.08.2023)

5. О традиционной народной культуре Вологодской области: Закон Вологодской области от 15.01.2019 № 4483-03: [принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 26.12.2018 № 582]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3500201901150014 (Дата обращения: 16.08.2023)

6. Рейма, О.Я. Педагогические условия процесса народно-патриотического воспитания студентов средствами русского фольклора во внеучебной деятельности вуза / О.Я. Рейма // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2019. - Вып. 1. - Кострома. - С. 145-149

7. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Ленинград: Лениздат 1977. - 207 с.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 16.08.2023)

9. Этнопедагогика: учебное пособие для вузов / Г.В. Недземковская. - Москва: Академический Проект; Альма Матер, 2011. - 225 с. - (Gaudeamus).

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук, доцент Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук Витютнев Евгений Евгеньевич Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат юридических наук Хамгоков Мурадин Мухамедович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ С КОРОТКОСТВОЛЬНЫМ ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ В

УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ВИДИМОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности тактики действий с короткоствольным огнестрельным оружием в условиях недостаточной видимости или полной темноты. Описаны требования к осветительным приборам, необходимым для выполнения своих профессиональных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов. А также предложено стрелковое упражнение для отработки и закрепления навыков обращения с короткоствольным оружием и осветительным прибором в условиях недостаточной видимости.

Ключевые слова: профессиональное обучение, сотрудники органов внутренних дел, короткоствольное огнестрельное оружие, недостаточная видимость, тактический фонарь, личная безопасность сотрудников органов внутренних дел, огневая подготовка, экстремальная ситуация.

Annotation: The article discusses the features of the tactics of actions with short-barreled firearms in conditions of insufficient visibility or total darkness. The requirements for lighting fixtures necessary for the performance of their professional duties by law enforcement officers are described. And also a shooting exercise was proposed for practicing and consolidating the skills of handling short-barreled weapons and a lighting device in conditions of insufficient visibility.

Key words: vocational training, law enforcement officers, short-barreled firearms, low visibility, tactical flashlight, personal safety of law enforcement officers, fire training, emergency situation.

Введение. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются краеугольным камнем, прежде всего для деятельности правоохранительных органов [1].

Сотрудники правоохранительных органов находятся на «переднем крае» охраны общественного порядка и защиты законных интересов граждан, качество их работы напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки.

В указанный блок подготовки, наряду с другими важными элементами, входят такие дисциплины, как «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел», «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка». Указанные дисциплины призваны дать правоохранителю необходимые знания, умения и навыки для профессионального и безопасного выполнения своих функциональных обязанностей. Навыки и умения, приобретенные в рамках этих дисциплины, позволят грамотно действовать в экстремальных ситуациях, которыми насыщена их профессиональная деятельность.

За время обучения в образовательных организациях МВД России, задача преподавателей/инструкторов - научить правоохранителей действовать в типовых ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности, в которых необходимы умения и навыки противостояния правонарушителю, в случае необходимости, умения защититься от противоправных деяний и защитить третьих лиц. К сожалению, выявить, детально изучить, выработать необходимый алгоритм действий и обучить полицейского к действиям во всех возможных конфликтных ситуациях не представляется возможным. Задача полицейского уметь действовать в различных ситуациях, комбинируя различные алгоритмы, полученные во время обучения.

Полицейский несет службу в любое время года, время суток, любую погоду, при различных условиях и должен одинаково профессионально выполнять свою работу независимо от вышеуказанных обстоятельствах.

Изложение основного материала статьи. В нашей статье мы рассмотрим подготовку правоохранителя к несению службы и применения короткоствольного огнестрельного оружия в условиях недостаточной видимости.

Условия видимости играют значительную роль, поскольку позволяют увидеть цель или потенциального противника и нанести превентивный удар [2].

На наш взгляд, наиболее точное определение «Условий недостаточной видимости» при применении огнестрельного оружия - это активное ведение огня по цели или противнику с целью их поражения в тёмное время суток, тумане или в световой обстановке, которая будет препятствовать нормальной оценке ситуации, к примеру, местонахождение потенциального врага, более удобная огневая точка и иные [2].

Экстремальная ситуация применения огнестрельного оружия в условиях недостаточной видимости может осложняться еще и тем, что расстояния огневого контакта могут быть крайне короткими (до одного метра).

Более детально остановимся на таких факторах, вызывающих условия недостаточной видимости, как: сумерки, темное время суток и недостаточное освещение (отсутствие освещения). В борьбе с такими факторами может оказать существенную помощь любое осветительное устройство. В качестве такого устройства может выступать ручной тактический фонарь.

Подробно стоит остановиться на требованиях к тактическому фонарю:

1. Устойчивость к различным повреждениям (противоударность).

2. Водонепроницаемость корпуса.

3. Кнопка включения/выключения только с торца фонаря, чтобы правоохранитель в критической ситуации не занимался её поиском.

4. Наличие темляка (ремня, петли, шнура), при помощи которого фонарь будет крепиться к кисти руки и в случае нападения или падения, не выпадет из рук.

5. Металлический корпус, что позволит, в случае необходимости, использовать его для защиты и нападения. В наших исследованиях мы рассматривали способ использования короткоствольного огнестрельного оружия в качестве кастета, фонарь может применяться по такому же алгоритму [6].

6. Фонарь должен иметь функцию «стробоскоп».

Также, всегда следует иметь при себе запасной аккумулятор, на случай разряда основной батареи.

Существует ряд способов (техник) удержания фонаря при работе с короткоствольным огнестрельным оружием:

1. Кисти рук перекрещены, запястья прижаты друг к другу (фото 1).

2. Рука с фонарем прикасается к затворной раме (фото 2).

3. Фонарь в вытянутой в сторону или вверх руке (фото 3).

4. Рука с фонарем рядом с подбородком (фото 4).

5. Фонарь закреплен на пистолете (фото 5) [7].

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Отметим, что способ осмотра темных помещений, при котором фонарь удерживается рядом с оружием, перед корпусом или возле головы полицейского (1,2,4, 5 способы), может быть опасным, так как ослепленный противник будет вести огонь в источник света.

Фонарь рядом с оружием - мишень для нападающего, если фонарь выше и в стороне, есть вероятность не попасть под вражеский огонь или запутать противника, если он попробует применить меры физического воздействия.

На наш взгляд, при проведении досмотров помещений, фонарь стоит держать максимально в стороне, настолько, насколько это позволяет окружающее пространство (фото 3).

При таком способе пистолет удерживается сильной рукой, а фонарь - слабой, при этом он отводится максимально вверх и в сторону. Свет не находится рядом с телом сотрудника, следовательно, сокращается вероятность поражения ответным огнем, а в случае нападения с целью применения мер физического воздействия или холодного оружия, противник будет дезориентирован и не сможет точно определить куда наносить удары или как осуществлять захваты, что даст полицейскому время адекватно отреагировать на угрозу.

Еще одно преимущество такого способа - возможность освещать предметы сверху и видеть более полную картину происходящего. Способ применим для выхода из дверных проемов или пересечения коридоров.

Однако, стрельба таким способом требует от стрелка твердого навыка стрельбы из пистолета с одной руки. В других способах рука с фонарем используется в качестве опоры, что значительно увеличивает устойчивость оружия.

Несмотря на кажущуюся простоту, для качественной работы с тактическими фонарями требуется определенная сноровка и наличие специальных навыков.

К сожалению, отработке и закреплению навыков стрельбы с использованием ручного тактического фонаря в образовательных организациях МВД России уделяется недостаточно времени (либо такая подготовка отсутствует) [5].

В перечне практических упражнений для стрельбы из короткоствольного огнестрельного оружия, выполняемых в рамках курса обучения в образовательных организациям МВД России, упражнение с использованием ручного тактического фонаря отсутствует.

Отсутствие в арсенале правоохранителя алгоритма действий, включающего применение огнестрельного оружия с использованием осветительного прибора (ручного тактического фонаря), ставит его в опасное положение, при котором он может подвергаться опасности неожиданного нападения, в частности, при осмотре отдельных помещений различных зданий и сооружений (чердачные помещения, подвалы, другие комнаты, не имеющие достаточного освещения).

Нами разработано и предлагается для внедрения в учебный процесс практическое упражнение стрельб с использованием ручного тактического фонаря.

«Стрельба в условиях недостаточной видимости»

По условиям упражнения на рубеже мишеней размещаются четыре мишени (2 шт. - черного цвета, 2 шт. - зеленого цвета), количество боеприпасов, отводимых на выполнение упражнения - 4 шт. (снаряженный магазин находится в основании рукоятки пистолета, пистолет - в кобуре), огневой рубеж размещается на расстоянии 7 метров от линии мишеней. Время на выполнение - 10 секунд. Используемые мишени (№№ 1, 2, 2а, 26, 2в, За, 36, 4, 6, 6в, 7) [4]. Цвет мишеней, которые необходимо будет поразить - не известен.

Порядок выполнения упражнения:

1. Перед началом выполнения упражнения стрелок находится на огневом рубеже.

2. По команде руководителя стрельб стрелок извлекает оружие из кобуры, приводит его в готовность (выключает предохранитель и досылает патрон в патронник) и направляет в сторону мишеней. Извлекает из специального кармана на поясном ремне тактический фонарь (фонарь выключен) и докладывает о готовности к выполнению упражнения.

3. Освещение на огневом рубеже и рубеже мишеней выключается. «Приглушенный» свет горит только на исходном рубеже.

4. Руководитель стрельб подает команду «Огонь!», указывает цвет мишеней (на пример: «Зеленые!»), которые стрелку необходимо поразить.

5. Стрелок включает фонарь, находит необходимые мишени и поражает каждую из них.

6. После окончания стрельбы освещение на рубеже мишеней и огневом рубеже включается.

Критерии оценивания:

«Отлично» - поражены две мишени заданного цвета (в каждой мишени по 2 пробоины). При условии, что время на выполнение упражнения не превышено.

«Хорошо» - поражены две мишени заданного цвета (в одной мишени 2 пробоины, в другой - 1). При условии, что время на выполнение упражнения не превышено и не поражены мишени другого цвета.

«Удовлетворительно» - поражены две мишени заданного цвета (в каждой мишени по 1 пробоине). При условии, что время на выполнение упражнения не превышено и не поражены мишени другого цвета.

«Неудовлетворительно» - во всех остальных случаях.

Выводы. Внедрение практики работы с тактическим фонарем в образовательный процесс образовательных организаций МВД России, позволит получить и закрепить необходимые умения и навыки, которые помогут сотруднику правоохранительных органов эффективно действовать в экстремальных ситуациях.

Для отработки необходимых навыков и умений следует разрабатывать и внедрять упражнения, моделирующие вышеуказанные ситуации в рамках таких дисциплинах, как «Огневая подготовка» и «Личная безопасность сотрудника правоохранительных органов».

Регулярное выполнение на занятиях по «Огневой подготовке» предложенного нами практического упражнения, даст необходимый полицейскому опыт применения короткоствольного огнестрельного оружия в условиях недостаточной видимости и даст преимущество в противостоянии с преступником в рассмотренных условиях.

Литература:

1. Буткевич, С.А. Организационно-правовые аспекты охраны общественного порядка (по материалам Республики Крым) / С.А. Буткевич // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015. № 1,- С. 88.

2. Вебер, Д. Ю. Проблемы осуществления стрельбы в условиях недостаточной видимости / Д.Ю. Вебер, А.Д. Козодой. - Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XLIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). - Казань: Молодой ученый, 2022. - С. 29-32. - URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/457/17389/ (дата обращения: 16.05.2023)

3. Вспышка-выстрел: Техники удержания пистолета и тактического фонаря [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lastday.club/5-tehnik-uderzhaniya-takticheskogo-fonarya/ (дата обращения: 20.05.2023)

4. Приказ МВД России от 23.11.2018 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант» URL: https://www.garant.ru (последняя редакция)

5. Светличный, Е.Г. Использование тактического фонаря в огневой подготовке курсантов и слушателей / Е.Г. Светличный, A.C. Веремьев // Материалы Всероссийского круглого стола: «Проблемы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов» 30 марта 2018 г. - Орел. - 2018. - С. 245-250

6. Светличный, Е.Г. Формирование у курсантов и слушателей тактических навыков применения огнестрельного оружия в конфликтной ситуации / Е.Г. Светличный, О.С. Лейнова, A.A. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2019. - Выпуск 64 (2). - С. 153-156

7. Сорокотягин, И.Н. Психология применения оружия сотрудниками милиции / И.Н. Сорокотягин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996. - С. 33.

Педагогика

УДК 377, 378

старший преподаватель Себииа Екатерина Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Дзержинск); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрывается применение сквозных технологии в образовании. Сквозные технологии улучшают классическую традиционную образовательную практику, также способствуют внедрению новых методов, средств и технологий в образовательный процесс. В России принята программа по внедрению сквозных технологий в образовательный процесс, поэтому применение сквозных технологий является необходимым условием для развития системы образования, перехода на новый формат, отвечающий требованиям цифрового мира.

Ключевые слова: сквозные технологии, образовательный процесс, цифровое общество.

Annotation. The article reveals the use of end-to-end technologies in education. End-to-end technologies improve the classical traditional educational practice, and also contribute to the introduction of new methods, tools and technologies in the educational process. In Russia, a program has been adopted to introduce end-to-end technologies in the educational process, so the use of end-to-end technologies is a necessary condition for the development of the education system, the transition to a new format that meets the requirements of the digital world.

Key words: end-to-end technologies, educational process, digital society.

Введение. Система образования должна активно внедрять в образовательный процесс сквозные технологии в которым относят: нейротехнологии и искусственный интеллект, распределенные реестры, технологии «больших данных», интернет вещей, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность, робототехника и сенсорика, облачные технологии, новые производственные технологии, квантовые технологии. Все вышеперечисленные сквозные технологии должны быть знакомы обучающимся уже в процессе обучения, так как их применение в будущей профессиональной деятельности неизбежно [9, 12, 15].

Изложение основного материала статьи. В статье более подробно рассмотрим сквозную технологию робототехника, которая в последнее время приобретает большую популярность, как в профессиональном, так и в дополнительном образовании. Технология робототехника достаточно популярна и востребована в образовании, и именно она позволяет применять другие сквозные технологии, такие как искусственный интеллект, беспроводная связь, систему дополненной и виртуальной реальности в процессе обучения в комплексе [2, 13, 14].

Технологии называют сквозными, так как они охватывают широкий спектр отраслей промышленности. На данный момент их развитие активно развивается как в России, так за рубежом. Это связано с тем, что быстрое и эффективное внедрение новых товаров и услуг позволяет получить значительный экономический эффект, а конкурентные преимущества становятся все более существенными.

Таким образом, это подразумевает развитие цифровых компетенций у студентов высших и средних учебных заведений, которые будут реализовать свою профессиональную деятельность в цифровой среде. Сквозная цифровая технология является одним из ключевых направлений научно-технического прогресса, которое будет оказывать наибольшее влияние на глобальные рынки. Кроме того, сквозные технологии связаны с Национальным технологическим заделом, который формирует научно-технический задел в России и позволяет создавать высокотехнологические продукты и услуги, способные конкурировать с мировыми производителями [4, 11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная цель робототехники в образовании - это воспитание творческой личности, которая способна к анализу и выработке новых идей и продуктов. На занятиях робототехники обучающиеся не только развивают творческие способности, осознают свои резервы и возможности, а также формируют желание стать инженером, конструктором или исследователем. Конечно, это не значит, что школьники или студенты станут программистами или инженерами, занятия направлены на общенаучную подготовку обучающихся и развитие их логического мышления, математики, математических и исследовательских навыков. Именно через робототехнику можно изучить остальные сквозные технологии такие как дополненная и виртуальная реальность, нейротехнологии и искусственный интеллект, интернет вещей, беспроводная связь и др.

Робототехника и сенсорика, как сквозная технология включает в себя субтехнологии (сенсоры и цифровые компоненты робототехнических комплексов для человекомашинного взаимодействия, технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования и сенсоры и обработка сенсорной информации) которые должны отражаться в рабочих программах среднего и высшего образования.

Робототехника интересна для школьников и студентов, так как она развивает алгоритмическое мышление, позволяет использовать свои навыки в реальном мире. Применение робототехники в обучении программированию повышает мотивацию обучащиюхся, способствует более быстрому и легкому осознанию принципов работы алгоритмических систем, развитию творческих способностей.

Робототехника как учебная дисциплина входит не во все учебные планы, хотя знакомство с основами робототехники будет интересно и полезно всем студентам, не зависимо от профиля их подготовки. В связи с этим система дополнительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.