Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОШИБКИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Николаевич

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, позволяющих образовательным организациям системы МВД России обеспечить у слушателей первоначальной подготовки формирование компетенций правомерного и эффективного применения короткоствольного оружия в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Рассматриваются юридические, технические и психофизиологические аспекты формирования навыков эффективного и безопасного применения огнестрельного оружия. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных. Автор делает вывод о том, что эффективность обучения стрельбе из огнестрельного оружия заключается в пошаговом процессе прохождения и освоения учебной программы, последовательности формирования юридических, технических и психологических компетенций сотрудника полиции. Содержательной частью программы огневой подготовки должно стать развитие личностных, психологических качеств уверенного и безопасного применения огнестрельного оружия. В этих целях может быть использован, внедрен в систему первоначальной подготовки зарубежный опыт тренинга сотрудников полиции и иных силовых ведомств. Материальной основой должно стать совершенствование учебной базы, широкое внедрение интерактивных методик, увеличение учебного времени, отводимого на огневую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF IMPROVING THE FIRE TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article considers a set of pedagogical conditions that allow educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to provide students with initial training with the formation of competencies for the lawful and effective use of short-barreled weapons by police officers in extreme situations of operational and official activity. Legal, technical and psychophysiological aspects of the formation of skills for the effective and safe use of firearms are considered. To solve the tasks set and test the research hypothesis, a set of methods was used: interdisciplinary analysis of scientific and methodological literature, comparative analysis of the studied problems, analysis and synthesis of empirical data. The author concludes that the effectiveness of firearm training consists in the step-by-step process of passing and mastering the curriculum, the sequence of formation of legal, technical and psychological competencies of a police officer. A meaningful part of the fire training program should be the development of personal, psychological qualities of confident and safe use of firearms. For this purpose, the foreign experience of training police officers and other law enforcement agencies can be used and introduced into the system of initial training. The material basis should be the improvement of the training base, the widespread introduction of interactive techniques, and an increase in the training time allocated for fire training.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

PETROV Konstantin Nikolayevich

ASPECTS OF IMPROVING THE FIRE TRAINING..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VJTK" ^78 14.7-7QÍÍ 81 Д r¡\f*S IC^OZl Контент доступен по липетин CC BY-NC 4.0

'ЛА J/в.Н/./ЖОН |(cc) (jjCS) Tfiis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0052 (https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc/4.Q/)

АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7955-6463 AuthorID: 689770 ORCID: 0000-0002-3125-2943

ПЕТРОВ Константин Николаевич, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал (690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова д. 21, е-mail: kostik_petrov_68@bk.ru) Аннотация. В статье рассматривается комплекс педагогических условий, позволяющих образовательным организациям системы МВД России обеспечить у слушателей первоначальной подготовки формирование компетенций правомерного и эффективного применения короткоствольного оружия в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Рассматриваются юридические, технические и психофизиологические аспекты формирования навыков эффективного и безопасного применения огнестрельного оружия. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных. Автор делает вывод о том, что эффективность обучения стрельбе из огнестрельного оружия заключается в пошаговом процессе прохождения и освоения учебной программы, последовательности формирования юридических, технических и психологических компетенций сотрудника полиции. Содержательной частью программы огневой подготовки должно стать развитие личностных, психологических качеств уверенного и безопасного применения огнестрельного оружия. В этих целях может быть использован, внедрен в систему первоначальной подготовки зарубежный опыт тренинга сотрудников полиции и иных силовых ведомств. Материальной основой должно стать совершенствование учебной базы, широкое внедрение интерактивных методик, увеличение учебного времени, отводимого на огневую подготовку.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; ошибки при стрельбе; психофизиологическая подготовленность; сотрудники полиции; учебный процесс; методика преподавания; огневая подготовка.

ASPECTS OF IMPROVING THE FIRE TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

© The Author(s) 2021

PETROV Konstantin Nikolayevich, candidate of technical Sciences, associate Professor, Professor of the "Department of Tactical-special, fire and physical training" Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vladivostok branch (690087, Russia, Vladivostok, Kotelnikova st., 21, e-mail: kostik_petrov_68@bk.ru) Abstract. The article considers a set of pedagogical conditions that allow educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to provide students with initial training with the formation of competencies for the lawful and effective use of short-barreled weapons by police officers in extreme situations of operational and official activity. Legal, technical and psychophysiological aspects of the formation of skills for the effective and safe use of firearms are considered. To solve the tasks set and test the research hypothesis, a set of methods was used: interdisciplinary analysis of scientific and methodological literature, comparative analysis of the studied problems, analysis and synthesis of empirical data. The author concludes that the effectiveness of firearm training consists in the step-by-step process of passing and mastering the curriculum, the sequence of formation of legal, technical and psychological competencies of a police officer. A meaningful part of the fire training program should be the development of personal, psychological qualities of confident and safe use of firearms. For this purpose, the foreign experience of training police officers and other law enforcement agencies can be used and introduced into the system of initial training. The material basis should be the improvement of the training base, the widespread introduction of interactive techniques, and an increase in the training time allocated for fire training.

Keywords: professional training, shooting errors, psychophysiological readiness, police officers, educational process, teaching methods, fire training

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время сотрудникам полиции часто приходится действовать в экстремальных условиях служеб-но-оперативной деятельности, связанной с применением огнестрельного оружия. В такого рода ситуациях человек испытывает серьезные эмоционально-психологические перегрузки, что может влиять на эффективность стрельбы и правильную оценку окружающей обстановки.

К сожалению, низкий уровень социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам полиции, обусловливает значительную текучесть кадров. Ежегодно на смену увольняющимся сотрудникам приходят тысячи новых, большая часть из которых имеет слабую стрелковую подготовку (особенно из короткоствольного оружия) или не имеет ее вовсе. Последних становится все больше в связи с увеличивающимся притоком на службу женщин, не имеющих опыта армейской службы. Отсюда нередки случаи, когда сотрудники ОВД недостаточно квалифицированно применяют табельное оружие, что может

повлечь не только нерезультативное выполнение поставленной задачи, но и гибель или ранение посторонних граждан.

Успешная реализация функций по борьбе с преступностью и обеспечению общественного правопорядка в большой степени зависит от профессиональной подготовленности сотрудников ОВД. На сегодняшний день существующие методики организации и проведения учебных занятий по огневой подготовке обеспечивают решение поставленных задач не в полной мере. Имеющие место объективные причины недостаточной профессиональной подготовленности сотрудников ОВД нуждаются в системном анализе, требуется поиск новых подходов к организации образовательного процесса, модернизации используемых методик огневой подготовки.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

В последние годы различные аспекты правового и педагогического характера, связанные с организацией

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ПЕТРОВ Константин Николаевич АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ...

огневой подготовки сотрудников полиции неоднократно становились предметом научных исследований [1; 2; 3].

В работах А.А. Конычева, Ю.А. Меркулова, А.А. Чебаева [4], И.В. Саможенова [5], Р.Р. Гедугошева [6], В.Е. Баранова [7] и др. поднимается важная проблематика учета психофизиологических особенностей человеческого организма при формировании навыков применения огнестрельного оружия.

Отдельные организационно-методические аспекты преподавания огневой подготовки в специальных учебных учреждениях силовых структур достаточно обстоятельно проанализированы в публикациях О.А. Емельянова, А.В. Жемчужникова [8], В.В. Семёнова, И.В. Медведева [9], С.С. Закен [10] и др. Положительной тенденцией последнего времени можно считать растущее внимание исследователей к зарубежным методикам огневой подготовки сотрудников правопорядка [11].

Вместе с тем, проблема формирования компетенций психологической устойчивости в процессе применения огнестрельного оружия на занятиях по огневой подготовке со слушателями первоначальной подготовки, носит, по нашему мнению, комплексный характер, требующий глубокого научно-теоретического анализа, что и обуславливает актуальный характер данной публикации.

Формирование целей статьи.

Целью данного исследования является выявление перспективных психолого-андрогогических направлений формирования и совершенствования компетенций огневой подготовки сотрудников полиции.

Постановка задания.

В рамках исследования, с опорой на эмпирический опыт и имеющиеся теоретические разработки, выполнялась задача установления комплекса педагогических условий, направленных на формирование у сотрудников полиции компетенций правомерного и эффективного применения короткоствольного оружия сотрудниками полиции в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов: междисциплинарный анализ научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ исследуемых проблем, анализ и синтез эмпирических данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Современные исследования показывают, что в реальных ситуациях боевого применения чаще всего стрельба ведется сотрудниками полиции в ограниченное время, в условиях недостаточной освещенности и с неожиданностью применения огнестрельного оружия. Причем достижение высоких результатов возможно при условии, что наряду с теоретическими и практическими навыками по стрельбе, слушатели будут проходить курс психологического тренинга, способствующий развитию устойчивых морально-волевых качеств.

Подготовка слушателей к применению огнестрельного оружия состоит из юридической, технической и психологической частей.

Юридическая подготовка определяет способность быстрой оценки обстановки на месте происшествия и принятия решения о правомерности и обоснованности применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. Она предполагает знание оснований применения оружия и связанных с этим запретов.

Техническая часть огневой подготовки включает в себя: формирование устойчивых навыков безопасного обращения с огнестрельным оружием (сборка-разборка, приведение в боевую готовность, разряжение, чистка, ремонт и т.д.) и гарантированное поражение цели в ограниченное время (прицеливание, обработка спуска).

Психологическая часть позволяет обучить сотрудни-

ка полиции умению действовать в состоянии сильного нервного напряжения и психологической готовности к выстрелу. Конечным результатом психологической подготовки в образовательном процессе являются осознанные и правомерные действия сотрудников полиции. Во время огневой подготовки стрелку необходимо воспитать в себе уверенность в своих силах, преодолеть негативное воздействие на свою психику различных факторов, создать устойчивый барьер своей нервной системы при принятии решения о применении огнестрельного оружия.

Психологическая подготовка стрелка - это процесс, направленный на формирование внутренней готовности обучаемого к реализации точной стрельбы для достижения высоких результатов в экстремальных ситуациях служебной деятельности. Стрельба из пистолета, а именно по живой цели сопровождается с психофизиологическими изменениями в организме стрелка. Эти изменения оказывают влияние на состояние повышенной возбудимости центральной нервной системы.

Характерными признаками такого состояния являются:

- повышение частоты пульса, потливость ладоней и учащенное дыхание;

- потеря координации движений, вследствие чего теряются устойчивость и равновесие, необходимые при изготовке к стрельбе;

- увеличение тремора (дрожания) рук и колебаний оружия, замедление двигательной реакции.

В период отдыха или отвлечения происходит спад эмоционального возбуждения, восстанавливаются функциональные показатели организма сотрудника полиции.

Практика показывает, что наиболее слабые результаты обучаемые показывают на первых практических стрельбах (что может быть частично объяснено отсутствием устойчивых навыков применения оружия) и на итоговых экзаменационных стрельбах, когда навыки, казалось бы, уже сформированы. Такого рода явление может быть обусловлено только стрессовым характером обстановки экзамена и отсутствием у слушателей сформированного навыка психологической устойчивости при работе с огнестрельным оружием.

В стрессовой ситуации неопытный стрелок перестает адекватно ощущать время. У него появляется внутреннее чувство медлительности своих действий, что обусловливает спешку при прицеливании и спуске курка, приводящие к резкому падению эффективности стрельбы. Неуверенность в своих действиях проявляется также в излишнем зажатии рукоятки пистолета, приводящем к перенапряжению кисти.

Распространенной ошибкой начинающего стрелка является ожидание выстрела. Слушатель, получив первый опыт выстрела и самого процесса, связанного с ним (отдача от выстрела, вспышка пламени из ствола пистолета, оглушающий звук выстрела и т.д.), получает своеобразный стресс. В дальнейшем, стрелок, опасаясь ухода оружия с линии прицеливания, интуитивно делает непроизвольный кивок кистью вниз, как бы стараясь преодолеть отдачу оружия. Результатом такой ошибки становится уход пули ниже зоны прицеливания.

Одним из способов преодоления страха при стрельбе являются методики психологической нагрузки, применяемые в зарубежных полицейских академиях. При прохождении таких методов воздействия, а именно, по собственным фотографиям или объемным манекенам, у слушателей быстрее уходит на задний план психологический дискомфорт, и он производит выстрел на поражение.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Полученные в ходе исследования результаты подтвердили ряд высказанных ранее научных положений относительно прямой взаимосвязи между психологической готовностью обучающегося и эффективностью

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

209

PETROV Konstantin Nikolayevich

ASPECTS OF IMPROVING THE FIRE TRAINING..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

его стрельбы в условиях стрессовой ситуации [7; 11]. Уверенность, проявляемая слушателями, приводит к отличной стрельбе и доведению навыков выполнения приемов стрельбы до автоматизма, когда полностью исключается психологическое воздействие в виде страха. Обязательным условием личной уверенности у слушателей является хорошее знание материально-технической части оружия, боевых свойств оружия, работы частей и механизмов оружия. Эти знания достигаются постоянным совершенствованием, выполнением практических занятий, нормативов по огневой подготовке согласно программе обучения, что неоднократно отмечалось в современных педагогических исследованиях [1; 2; 8].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, можем сделать вывод о необходимости совмещать огневую и психологическую подготовку слушателей к действиям в условиях, связанных с производством выстрела. В процессе учебно-тренировочных занятий по огневой подготовке необходимо воспитывать: умение слушателя преодолевать свой страх; отключаться от постороннего воздействия (выстрелы на соседних направлениях, выброс гильз и т.п.); уверенность в безопасности своих действий и надежности оружия. Эффективность обучения стрельбе из огнестрельного оружия заключается в пошаговом процессе прохождения и освоения учебной программы, последовательности формирования юридических, технических и психологических компетенций сотрудника полиции.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Дальнейшие изыскания в данном направлении, по нашему мнению, должны быть сосредоточены на разработке конкретных практических методик формирования психологической устойчивости стрелка. Психологическая подготовка сотрудников полиции должна быть, в том числе адаптирована к развитию готовности сотрудника полиции применять огнестрельное оружие в экстремальных, стрессовых ситуациях. Содержательной частью программы огневой подготовки должно стать развитие личностных, психологических качеств уверенного и безопасного применения огнестрельного оружия. В этих целях может быть использован, внедрен в систему первоначальной подготовки, зарубежный опыт тренинга сотрудников полиции и иных силовых ведомств. Материальной основой должно стать совершенствование учебной базы, широкое внедрение интерактивных методик, увеличение учебного времени, отводимого на огневую подготовку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хвастунов а Е.М. Огневая подготовка в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД//Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 105.

2. Гедугошев Р.Р. Огневая подготовка как составная часть профессиональной служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 379-380.

3. Черников Д.Н. Огневая подготовка сотрудников полиции: от теории к практике // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 113-114.

4. Конычев А.А., Меркулова Ю.А., Чебаев А.А. Психологическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на огневой подготовке // Эпоха науки. 2019. № 19. С. 3638.

5. Саможенов И.В. Роль преподавателя в психологической подготовке курсантов и слушателей на занятиях по огневой подготовке // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-3. С. 299-301.

6. Гедугошев Р.Р. Психологическая подготовка обучаемых в процессе изучения теоретического раздела огневой подготовки // Евразийский юридический журнал. 2020. № 11 (150). С. 373-374.

7. Баранов В.Е. Психофизиологические особенности огневой подготовки слушателей филиала ВИПК МВД России (г. Набережные Челны) //Вестник НЦБЖД. 2019. № 3 (41). С. 5-9.

8. Емельянов О.А., Жемчужников А.В. Огневая подготовка — системообразующая дисциплина в системе подготовки курсантов военных вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 97-99.

9. Семёнов В.В., Медведев И.В. Методологические основы обучения огневой подготовке // Актуальные проблемы борьбы с

ниями и иными правонарушениями. 2017. № 17-2. С. 167-169.

10. Закен С.С. Актуальные вопросы огневой подготовки в учебном процессе при подготовке сотрудников ОВД//Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 11-3 (67). С. 19-24.

11. Светличный Е.Г., Панова О.С., Шанько В.В., Жамборов А.А. Сравнительный анализ организации огневой подготовки полицейских Российской Федерации и США в контексте профессиональной подготовки //Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 413-417.

Статья поступила в редакцию 02.04.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.