Научная статья на тему 'Особенности свойств образовательных услуг и их взаимосвязь с образовательным процессом'

Особенности свойств образовательных услуг и их взаимосвязь с образовательным процессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Клавдия Ивановна, Подольский Станислав Валерьевич

Статья посвящена проблеме поиска путей, обеспечивающих повышение качества подготовки студентов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Автором раскрывается теоретический аспект мониторинга качества подготовленности будущих педагогов-дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности свойств образовательных услуг и их взаимосвязь с образовательным процессом»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШШ!

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

К. И. Сафонова, С. В. Подольский

(Тихоокеанский государственный экономический университет,

г. Владивосток)

В статье рассматриваются основные отличительные признаки образовательных услуг. Дается авторская классификация признаков и свойств образовательной услуги, которые непосредственно формируют качество образовательного процесса. Определяются совокупность критериев, формирующих качество, и взаимосвязь свойств образовательных услуг с элементами образовательного процесса.

Ключевыге слова: образовательный процесс; образовательная услуга; качество образовательных услуг; свойства образовательных услуг; эффективность образовательных услуг.

Важнейшим фактором успешного и эффективного развития российской экономики является человеческий — наличие высококвалифицированных кадров, разбирающихся в современных инновационных тенденциях и технологиях. Это возможно только при высоком качестве образовательного процесса и образовательной услуги. Определение образования как услуги составляет предмет дискуссий. Например, А. Запесоцкий считает, что вуз не оказывает образовательную услугу, а вступает со студентами в образовательные отношения [2]. Однако, по нашему мнению, поскольку данные отношения возникают по поводу предоставления знаний, умений и навыков (т. е. нематериальных благ), за которые платит либо обучающийся, либо сторонняя организация, либо государство через бюджет, то речь идет именно об услуге.

На наш взгляд, образовательная услуга относится к комплексным нетоварным услугам, т. е. деятельности, которая прежде всего состоит в подготовке предложения образовательного продукта — в виде живого труда (совокупности знаний, умений и навыков, предоставляемых посредством лекций, практических и семинарских занятий, консультаций и т. д.) либо в виде овеществленного труда (подготовленных монографий, учебных и методических пособий и т. д.).

Для определения элементов образовательного процесса, критериев его ка-

чества, целенаправленного регулирования, планирования и контроля необходимо знать свойства образовательной услуги, а также ее признаки. Под признаком понимается характеристика предмета или явления, по которой можно сделать вывод о наличии предмета или явления и отличить его от других предметов или явлений [3]. Свойство же — это сторона проявления качества первого или второго [4]. Отсюда следует, что свойство влияет на качество и в то же время само находится в зависимости от качественного уровня предмета или явления.

Признаки образовательной услуги, выделяемые различными авторами, чрезвычайно разнообразны и, более того, подчас противоречат друг другу. Одни авторы (например, А. А. Воронин, Л. И. Якобсон) считают образовательные услуги преимущественно общественным, другие (С. А. Беляков, Е. Н. Жильцов) — преимущественно частным благом.

На основе обобщения точек зрения разных ученых нами предлагается классификация признаков образовательной услуги (рис. 1).

Все признаки, на наш взгляд, в первую очередь, можно подразделить на универсальные и специфические. Универсальные признаки характерны для услуг вообще или для большинства услуг, специфические — либо свойственны исключительно образовательным, либо именно для них наиболее выражены.

© Сафонова К. И., Подольский С. В., 2010

№ 1, 2010

Р и с. 1. Классификация признаков образовательной услуги

Поскольку признак есть отличительная характеристика предмета, он в той или иной степени отражает качество предмета, а значит, является также в некотором смысле и его свойством. По степени важности для потребителя и влияния на качественный уровень услуги признаки можно подразделить на более и менее значимые (рис. 2).

Наиболее значимые специфические признаки могу быть отнесены к свойствам образовательной услуги — стороне проявления качества. Среди них:

— растянутость потребления услуги во времени. Знания, умения и навыки полностью развиваются, т. е. фактически приобретаются до конца, не сра-

зу в момент их передачи, а постепенно, с некоторым временным лагом. Это вытекает из специфики процесса обучения человека. Результаты получения образовательных услуг потребитель ощущает по истечении некоторого периода, причем высокий уровень качества услуги может и должен уменьшить временной лаг, но устранить его полностью невозможно;

— несовпадение объемов и качества оказания и потребления услуги, а также объемов и качества потребления услуг у разныгх потребителей. Объемы реально полученных знаний, умений и навыков зависят не только от преподавателей, оказывающих услугу, но

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

и от обучающихся, от их способностей, степени желания обучаться, условий внешней среды и т. д., поэтому фактическое потребление услуг обычно меньше (в отдельных случаях может быть и больше) объемов их оказания. Данный

признак непосредственно вытекает из особенностей образовательной услуги и является специфическим свойством, влияющим на ее качество. Помимо образовательных услуг он характерен только для некоторых услуг здравоохранения;

Р и с. 2. Классификация специфических признаков образовательной услуги по степени и характеру влияния на качество

— принципиальная возможность передачи полученных знаний, умений и навыгков (результата оказания услуги) без их утратыг самим потребителем. Это специфический признак образовательной услуги. Результаты других услуг передать нельзя, их можно получить, лишь самому став потребителем услуги. Знания, умения и навыки передать третьим лицам можно полностью

или частично, в зависимости от степени их усвоения и способности данного лица обучать других;

— асимметричность информации образовательного учреждения и потребителя при формировании образовательного продукта. Данный признак означает невозможность для потребителя объективно оценить качество услуги в момент ее оказания ввиду необходи-

мости для такой оценки знаний, умений и навыков, которые находятся только в процессе получения. Признак является специфическим для образовательных услуг;

— активная роль (фактически — роль сопроизводителя) потребителя-обучающегося в процессе оказания услуги. От способностей, желания и усилий потребителя во многом зависит конечный результат оказания услуги в виде знаний, умений, навыков и компетенций. Это специфический признак образовательной услуги: потребители других услуг являются лишь пассивными объектами их оказания, потребитель же образовательной услуги — одновременно и объект, и активный субъект.

Кроме того, к свойствам может быть отнесен такой универсальный признак, как наличие значительных внешних эффектов перелива. Он является существенным для широкого круга не только потребителей образовательной услуги, но и сторонних лиц: чем сильнее выражены внешние эффекты, тем лучше для потребителей и для общества в целом. Поэтому наряду с группой специфических признаков, указанных на рис. 2, данный признак относится к более значимым для обеспечения качества услуги и для потребителей.

Значимость свойства может оказывать разное влияние (положительное и отрицательное) на качество образовательных услуг (см. рис. 2). Положительными, на наш взгляд, можно считать следующие свойства: принципиальную возможность передачи результата оказания услуги третьим лицам; наличие внешних эффектов перелива; активную роль потребителя в оказании услуги. Данные свойства являются важнейшим условием эффективного усвоения знаний, умений и навыков, формирования необходимых компетенций. Чем сильнее они выражены, тем выше эффективность учебного процесса и качество образовательного процесса вообще.

К отрицательным следует отнести растянутость потребления образовательной услуги во времени; асимметричность информации; несовпадение объ-

емов и качества оказания и потребления услуги. Они негативно влияют на полноту усвоения потребителями передаваемых им знаний, умений и навыков и на образовательный процесс в целом. Степень отрицательного влияния этих свойств при высоком качестве управления образовательным процессом может быть уменьшена.

Выявленные свойства и характер их влияния на качество образовательной услуги выступают информационной основой для определения содержания образовательного процесса, результатом которого должна стать образовательная услуга, наделенная соответствующими свойствами.

Образовательный процесс по аналогии с производственным представляет собой совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих процессов в вузе, обеспечивающих соответствие качества подготавливаемого образовательного продукта требуемым свойствам образовательной услуги. Для осуществления образовательного процесса помимо предметов и средств труда требуется ряд специфических элементов, позволяющих достичь высокого уровня информационного обеспечения образовательных программ, контроля и оценки результатов и качества обучения, научно-инновационной деятельности, разработки и выполнения стандартов и пр.

Приведенное в Законе РФ «Об образовании» определение образовательного процесса как «реализации одной или нескольких образовательных программ либо обеспечения содержания и воспитания» [1], на наш взгляд, не содержит вышеназванных элементов. Акцент сделан на воспитании, которое не может и не должно быть единственной и основной функцией вуза.

По нашему мнению, под образовательным процессом следует понимать совокупность целенаправленных действий персонала образовательных учреждений и органов управления образованием по превращению своих интеллектуальных способностей, средств труда, финансовых, информационных и иных

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ресурсов, т. е. потенциала (вход), в продукты живого и овеществленного труда, которые преобразуются в образовательные программы, обеспечивающие создание качественного образовательного продукта (выход).

Представляется, что образовательный процесс, ориентированный на требуемые свойства образовательной услуги, должен содержать ряд структурных элементов, тесно между собой связанных (рис. 3).

Образовательный процесс

Блок 1. Потребность в специалистах и требования к их подготовке 1.1. Оценка потребностей сфер экономики 1.2. Разработка стандартов

да

\

Блок 2. Формирование контингента потребителей образовательной услуги 2.1. Планирование численности контингента 2.2. Распределение контингента по специальностям 2.3. Набор и отбор контингента

да

Блок 3. Разработка ресурсно-информационного обеспечения образовательный: программ 3.1. Учебно-методическое обеспечение 3.2. Информационное обеспечение 3.3. Материально-техническое обеспечение 3.4. Кадровое обеспечение 3.5. Научно-инновационная деятельность

да ' ^ нет г

Блок 4. Финансирование 4.1. Бюджетное финансирование 4.2. Внебюджетное финансирование 4.3. Внедрение обеспечения за счет финансирования

да ' ^ нет г

Блок 5. Осуществление учебного процесса и его контроля 5.1. Проведение учебных занятий 5.2. Организация самостоятельной работы студентов 5.3. Промежуточный и итоговый контроль результатов обучения 5.4. Оценка качества обучения студентами

£

да

и

ц

а

р

б

о

атук

уд

о

рп

оа вк и н к

дс уе тр ще

том об пу

нко ий ыв

ня ы а и

р ан ин

12 СО щ

ч ну вб оо

у ур

пуы оег

ые

в щ

ка б

и °

це кан

О ен н

. ец е

2°о

2.

. .3

40

а

та

аьт

льу

р

ка

40

а

к

н

е

ц

О.

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

о

л

Б

Р и с. 3. Элементы образовательного процесса по формированию качественного образовательного продукта

Качество образовательного процесса должно обеспечивать как можно большую выраженность в образовательном продукте так называемых входящих

свойств, т. е. свойств, определяемых рыночной потребностью, но в то же время оно может формировать новые исходящие свойства (рис. 4).

№ 1, 2010

Степень Скорость Активная Степень

симметричности потребления роль потребления

информации услуги потребителя услуги

Принципиальная возможность передачи результата третьим лицам

Наличие

внешних

эффектов

перелива

~—*—

Скорость Степень

потребления потребления

услуги услуги

Активная

роль

потреби-

теля

Р и с. 4. Связь элементов образовательного процесса с реализацией входящих и формированием исходящих свойств образовательной услуги

Повысив качество образовательного процесса, можно усилить действие положительных свойств образовательных услуг и ослабить действие отрицательных. Повышение качества образовательного процесса и воздействие на свойства образовательных услуг являются непрерывными, цикличными и взаимосвязанными процессами.

Таким образом, свойства услуги, образовательный процесс и качество образовательного продукта представляют собой единую систему, общая цель которой — удовлетворение общественных

потребностей и повышение роли вуза в наращивании гуманитарного ресурса общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. (в ред. от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, с последующими изменениями).

2. Запесоцкий, А. Платное образование — не услуга, студент — не клиент / А. Запесоцкий // Высш. образование в России. — 2002. — № 2. — С. 48—50.

3. Признаки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/ gl_sch2 .cgi? RPwontgqo.

4. Свойства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

Поступила 11.05.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.