Научная статья на тему 'Проблемы реализации образовательных услуг в процессе профессиональной подготовки'

Проблемы реализации образовательных услуг в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ПОТРЕБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГО-ТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТОИМОСТ-НОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сосунова Л. А., Фирсова И. А.

Рассмотрены проблемы реализации образовательных услуг. Основным продуктом вуза является образовательная услуга, под которой чаще всего пони-мается специально организованная деятельность, осуществляемая в высших учебных заведениях и направленная на удовлетворение образовательных потреб-ностей индивидуума, состоящая в передаче обучаемому систематизированных знаний, развитию у него умений и навыков, способностей к самостоятельной по-знавательной и практической деятельности в конкретной профессиональной сфере, способствующая также повышению интеллектуального и культурного уровня и завершающаяся по достижению обучаемым принятого в обществе обра-зовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации образовательных услуг в процессе профессиональной подготовки»

Л. А. Сосунова, И. А. Фирсова ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: образовательная услуга, потребность, профессиональная подготовка, образовательный стандарт, оценка качества образовательных услуг, стоимостное измерение образовательных услуг.

Рассмотрены проблемы реализации образовательных услуг. Основным продуктом вуза является образовательная услуга, под которой чаще всего понимается специально организованная деятельность, осуществляемая в высших учебных заведениях и направленная на удовлетворение образовательных потребностей индивидуума, состоящая в передаче обучаемому систематизированных знаний, развитию у него умений и навыков, способностей к самостоятельной познавательной и практической деятельности в конкретной профессиональной сфере, способствующая также повышению интеллектуального и культурного уровня и завершающаяся по достижению обучаемым принятого в обществе образовательного стандарта.

Problems of realisation of educational services are considered. A high school main product is educational service which one is understood as specially organised activity performed in higher educational establishments and routed on satisfaction of educational requirements of an individual more often, consisting in transfer to the trainee of the systematised knowledge, to developing at it skills, capabilities to independent informative and practical activities in the concrete professional sphere, promoting also to increase of intellectual and cultural level and finished on achievement by the trainee of the educational standard taken over in company.

Высшее образование нацелено на высшие достижения человечества, а не на массовую культуру. Образование главным образом ориентировано на истину, которую ищет наука, рынок же ориентирован на конъектуру. Высшее образование создаёт предпосылки для самореализации человеческой личности посредством той или иной человеческой деятельности по окончании вуза, тем самым решается задача свободного развития каждого в качестве условия для свободного развития всех. Высшее образование наряду с другими ступенями образования формирует определённый нравственный единый дух общества, способствуя интеграции общества в единое целое.

Для высшей школы действует следующая закономерность: с ростом ступени образования всеобщность охвата его уменьшается, а значимость её для общества увеличивается. Чем выше ступень образования, тем выше индивидуализация потребления её услуг, акцент переносится на самостоятельную работу, т. е. высшее образование с ростом уровня становится и более частным в силу сужения круга вовлекаемых в потребление лиц и более общественным, так как общественное значение потребления услуг магистратуры, аспирантуры, докторантуры растёт.

Вуз решает все задачи, которые находятся в диалектически противоположном единстве: с одной стороны - это задача удовлетворения социальных потребностей людей, т.е. потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством

высшего профессионального образования, а сдругой стороны - удовлетворение производственно-экономической потребности, т.е. потребности народного хозяйства в специалистах соответствующего уровня путём подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников с высшим образованием, а также путём развития научных исследований и использования полученных результатов в образовательном процессе.

Несомненно, что вуз является разновидностью производственных систем и обладает всеми их признаками, осуществляя научную и образовательную деятельность на основе затрат времени и ресурсов, получающих воплощение в соответствующем результате в виде продукта, удовлетворяющего общественные потребности. Правомерность отнесения вузов к производственным системам сегодня вполне обоснована в научной литературе [1]. Свойства производственных систем вырисовываются при рассмотрении вуза как самостоятельного экономического субъекта, действующего в рыночной среде. В современных условиях вуз становится открытой системой и приобретает черты делового предприятия. Сходство производственной системы и образовательного учреждения тем более усиливается, что в последние полвека образовательная деятельность развивалась по пути все большей рационализации и строится как организованный технологический процесс. Сформировалась своего рода индустрия высшего образования, выпускающая разнообразные образовательные продукты, производственной единицей которой выступает отдельный вуз. Можно сказать, что и эволюция в сфере организации высшего профессионального образования в целом повторяет этапы развития производственных систем: от движения к массовому стандартизированному и специализированному образованию в индустриальный период к поискам возможностей для реализации креативного подхода в осуществлении образовательной деятельности и инновационного, стратегически ориентированного управления ею.

Вуз не является коммерческой организацией, а потому цели его деятельности, прежде всего, связаны с выполнением той социальной нагрузки, которая возложена на систему высшего образования в целом. Таким образом, если любое деловое предприятие рассматривает рост продаж и, соответственно, прибыли в качестве основной цели, которая должна быть достигнута в процессе деятельности, то для вуза (теоретически) возможность выполнять свою функцию в настоящем и будущем имеет первостепенное значение, и обеспечивается эта возможность путем осуществления продуманной экономической политики, в т. ч. и в области действий коммерческого характера.

Однако, необходимо отметить, во-первых, что в соответствии с маркетинговым подходом, который во всем деловом мире становится преобладающей точкой зрения на ведение коммерческой деятельности, прибыль рассматривается сегодня более как показатель и условие деятельности и в меньшей степени - как главная цель организации; во-вторых, учреждения высшего образования в рыночной среде становятся перед необходимостью не только добиваться существенных улучшений качества образования, но и стремиться к тому, чтобы вести образовательную деятельность экономически эффективно.

Проникновение идей социальной ответственности перед потребителями, работниками и обществом в маркетинг и менеджмент организаций, действующих в производственноэкономической сфере, с одной стороны, и активное включение высшей школы в систему рыночных отношений, стремление ее к превращению в доходный бизнес, с другой, несколько стирают грани между некоммерческим в сущности характером функционирования вуза и основанном исключительно на принципах доходности механизмом деятельности делового предприятия. Однако об этих моментах пока можно говорить лишь как о тенденциях, поэтому, в учреждениях высшего образования экономические цели в значительной степени под-

чинены целям реализации социокультурной функции, т.е. целям самой образовательной деятельности, и сводятся в основном к созданию благоприятных материальных условий для ее расширения и развития. Отсюда следует, что моменты статуса, размера, влияния, общественного признания играют в самооценке вуза очень важную роль. Поэтому миссия (а под миссией, по нашему мнению, следует понимать сконцентрированное выражение не столько целей, сколько амбиций организации, ее притязаний на определенное место и роль в соответствующей сфере деятельности) имеет в управлении вузом ничуть не меньшее, а скорее, даже большее значение, чем в коммерческих структурах. При ослаблении коммерческих критериев и ориентиров идейное содержание деятельности выступает на первый план. В этом усматриваются и сильные, и слабые стороны такого типа организаций. Характерные особенности, а вместе с ними и проблемы бюджетных (и некоммерческих) организаций теоретики зарубежного менеджмента [2] и вслед за ними отечественные специалисты [3, 4, 5] увидели в следующем.

Во-первых, в ориентации на усилия, а не на результаты, из которой следует стремление к большим ассигнованиям и, соответственно, к большему объему их расходования на цели деятельности (безотносительно отдачи);

Во-вторых, в зависимости от большого числа людей: опора на бюджетное финансирование и др. внешние источники ставит организацию в зависимость от многих субъектов, которые вправе влиять на ее деятельность;

В-третьих, в неэкономическом содержании миссии, которая нацеливает на последовательную реализацию предназначения организации, а не на поиск и переключение на более эффективные виды и способы деятельности.

Основная деятельность вуза традиционно включает: образовательную деятельность, к которой относится профессиональная подготовка специалистов соответствующей квалификации согласно профилю вуза, включая переподготовку и повышение квалификации; научную деятельность, состоящую в проведении фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, в подготовке научно-педагогических кадров через систему аспирантуры и докторантуры. В системе основной деятельности вуза главной, безусловно, следует считать деятельность, связанную с образовательной функцией, т.е. с обучением, поскольку эта функция, отражая главное предназначение вуза, придает системе качественную определенность (в противном случае система вырождается). Поэтому в исследованиях, посвященных высшей школе, вуз чаще всего рассматривается исключительно в связи с производством образовательных услуг. Взаимодействие вуза с миром науки, развертывание собственных научных исследований переводят высшее образование в совершенно иное качество и сообщают особый статус, как учебной деятельности, так и деятельности вуза в целом, обусловливая принципиальные отличия вуза от образовательных учреждений др. типов.

Научная и учебная деятельность в вузе связаны тематически (профилем вуза), организационно (сочетание обоих видов деятельности в работе кафедр и отдельных преподавателей) и содержательно (включение проблематики исследований в материалы лекций, наличие исследовательских моментов и в научной деятельности преподавателей, и в самостоятельной работе студентов, формирование научных школ и т.д.).

Учебная и образовательная деятельность государственного вуза в современных условиях осуществляется как за счет бюджетного финансирования, так и с широким использованием внебюджетных средств. Сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования ведет к тому, что в отношении деятельности, осуществляемой за счет соответствующего источника средств, ставятся определенные управленческие задачи (в особенности это каса-

ется тех функций, которые регулируют отношения вуза с внешней средой - маркетинг, планирование и т.д.).

Основным продуктом вуза является образовательная услуга, под которой чаще всего понимается специально организованная деятельность, осуществляемая в высших учебных заведениях и направленная на удовлетворение образовательных потребностей индивидуума, состоящая в передаче обучаемому систематизированных знаний, развитию у него умений и навыков, способностей к самостоятельной познавательной и практической деятельности в конкретной профессиональной сфере, способствующая также повышению интеллектуального и культурного уровня и завершающаяся по достижению обучаемым принятого в обществе образовательного стандарта. Отметим, что понятие образовательного продукта высшей школы, которое здесь было фактически сведено к понятию образовательной услуги, на самом деле является более широким. Необходимо иметь в виду, что вуз в своей деятельности производит также товары вещественного характера, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей (учебные пособия, обучающие программы и т.п.). Охарактеризуем образовательную услугу как товар.

Конечность - наличие фиксированного начала и окончания во времени (этого нельзя сказать об образовании как таковом, которое осуществляется на протяжении всей жизни индивидуума);

Возможность дифференциации - делимость образовательных услуг вуза по их видам на основе специализации, форм и сроков обучения и гл.; таким образом, отдельной образовательной услугой (товарной единицей) вуза можно считать подготовку специалистов по конкретной специальности с использованием конкретной формы обучения;

Возможность количественного измерения - образовательная услуга высшей школы связана с конкретной областью знаний и практической деятельности и в этом плане ограничена определенным объемом профессиональной подготовки, измеряемым в единицах времени (часах); теоретически единицей измерения может служить объем передаваемой информации, однако технически такой подход вряд ли пока осуществим;

Целостность, технологичность- образовательная деятельность осуществляется на регулярной основе в течение определенного времени, при этом учебный материал, относящийся к специальности, систематизирован и передается обучаемым в определенной последовательности с применением различных форм организации учебного процесса и технических средств, что позволяет рассматривать обучение как контролируемый технологический процесс;

Стандартность - соответствие результатов образовательной деятельности стандартному набору требований, предъявляемых к выпускнику конкретной сферой профессиональной деятельности, включающих требования к уровню знаний, умений, навыков, которыми обучаемый должен овладеть вне зависимости от своего желания для возможности заниматься профессиональной деятельностью: наличие этих требований создает основы для стандартизации предоставляемых услуг;

Возможность оценки качества - отнесение понятия качества к образовательной услуге обусловлено синтетичностью эффекта, получаемого от различных элементов учебного процесса, связанного с подготовкой по определенной специальности; при этом качество отдельных видов образовательных услуг, предоставляемых вузом, может различаться;

Стоимостное измерение - образовательная деятельность, как любой вид экономической деятельности, осуществляется за счет затрат, формирующих стоимость продукта образовательного учреждения, при этом расчетной единицей может выступать образовательная услуга;

Потребительская ценность - способность образовательной услуги удовлетворять потребности индивидуальных потребителей, служить предметом спроса и получать денежную оценку, что является основой возникновения экономических отношений.

Понимая под товаром обособленную целостность, представляющую ценность для потребителя, имеющую количественное и стоимостное измерение и характеризуемую совокупностью свойств (что соответствует трактовке, принятой в экономической теории и маркетинге [6], можно утверждать, что в вышеозначенном представлении образовательная услуга заключает в себе все основные свойства товара.

Принадлежность вуза к сфере услуг позволяет относить к образовательной услуге общие для всех услуг свойства, влияющие на организацию процессов производства и реализации. Образовательные услуги наделены также рядом свойств, сближающих их с услугами учреждений здравоохранения, культуры и искусства и некоторыми др., которые в совокупности с образовательными учреждениями составляют особую часть сектора услуг — социально-культурную сферу. Помимо особенностей, характерных для социальнокультурных услуг в целом, образовательные услуги имеют и общие и собственные специфические качества. Рассмотрим каждый из этих свойств.

Нематериальный характер продукта выражается в том, что объектом отношений обмена является предложение продавца по выполнению каких-либо действий для потребителя, а не готовый законченный продукт;

Неотделимость продукта от носителя означает невозможность создания продуктовых запасов, а также транспортировки, для потребителя - полагает ограничения на накопление от народных продуктов и в большинстве случаев связано с невозможностью одновременного приобретения нескольких одинаковых продуктов у одного или разных производителей, а так же возврата товара.

Преобладающее значение труда как фактора производства выражается в высокой трудоёмкости при сравнительно низких фондовооружённости и потреблении и предопределяет большую долю заработной платы в стоимости продукта.

Непостоянства качества означает, что качество услуг, одинаковых по содержанию, может варьировать в зависимости от конкретных условий оказания услуги, в частности, от квалификации сотрудников организации, предоставляющей услуги клиенту, от его психоэмоционального состояния в момент производства услуги.

Индивидуальный подход к потребителю связан с тем, что природу услуг налагает определённые ограничения на стандартизацию; если в производстве товаров стандартизация осуществляется на основе предварительного установления требований к продукту и проверке соответствия этим требованиям по окончании производства, то в производстве услуг на рынок выносится не сам продукт )которого ещё не существует), а возможность его производства, поэтому формирование требований к товару происходит в момент оказания услуги и зависит от многих изначальных условий, по этой причине производство услуг, хотя и имеет возможность для стандартизации, в целом предполагает более персонифицированный подход.

Роль деловой репутации как фактора конкуренции обусловлена тем, что в секторе услуг при проблематичности формальных критериев оценки качества и невозможности демонстрации реального товара перед покупкой решающим условием, могущим служить определённой гарантией качества, является доверие к производителю, таким образом, в сфере услуг значение деловой репутации производителя существенно усиливается по сравнению с производственной сферой.

Непосредственный контакт производителя с потребителем являясь характерным

для производства большинства услуг, это свойство повышает внимание производителя к условиям, в которых происходит процесс оказания услуги: в сфере услуг ни становятся неотъемлемым элементом маркетинга.

Инвестиционный характер образовательной услуги является специфическим видом инвестиционного товара в связи с тем, что эффективность от ее потребления имеет долговременный характер, проявляясь на протяжении всей профессиональной деятельности человека, а затраты на ее приобретение (стоимость обучения) и результат (в частности, в виде доходов от последующей профессиональной деятельности) существенно разнесены по времени, эта особенность образовательных услуг легла в основу теории «человеческого капитала».

Многосубъектность потребления образовательной услуги касается ее производства, всегда оказывается индивидуальному потребителю (независимо от того, кто является плательщиком), однако результат, или эффект, от потребления получает не только соответствующий субъект, но и те социальные образования, к которым он имеет отношение в процессе своей жизни и деятельности - от семьи до всего социума (прежде всего, здесь имеются в виду предприятия и организации, нуждающиеся в квалифицированных специалистах, а также общество в целом, нуждающееся в образованных людях для обеспечения будущего развития во всех сферах деятельности.

Подверженность быстрому устареванию - данное свойство обусловливает изменение содержания образовательной услуги, которую вуз вынужден модифицировать в связи изменениями в науке, технологиях, социально-экономической среде, вызывающими несоответствие учебного материала и учебных технологий требованиям времени; для потребителя этого свойство связано, во-первых, с человеческой способностью забывать изученное, во-вторых, с моральным устареванием полученных знаний; следствием последнего обстоятельства являются: для потребителя необходимость в обновлении знаний путем переподготовки, повышении квалификации, самообразования, для производителя — передавать не только сами знания, но и способы самостоятельной познавательной деятельности.

Комплексность образовательной услуги является неотъемлемой характеристикой образовательной услуги и состоит в том, что ее оказание предполагает передачу-усвоение полного набора знаний и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью по выбранной специальности, это требует подготовки по комплексу дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и специального циклов, содействия социально-психологической адаптации обучаемого к жизни в современном мире, использования а обучении различных форм учебных занятий (лекции, практические занятия, самостоятельную работу, консультации и т.п.) и различных технических средств.

Зависимость качества результата от потребителя образовательной услуги- один из немногих продуктов, качество которого зависит не только от производителя, но и от потребителя и, по-видимому, является единственным продуктом, где эта зависимость проявляется в столь сильной степени; данное свойство образовательной услуги означает, во-первых, требования к наличию у потребителя определенных способностей, исходного уровня образования (что создает предпосылки для конкуренции потребителей за право пользоваться услугами в области высшего образования); во-вторых, это подразумевает интеллектуальную активность потребителя.

Какие бы аспекты деятельности вуза ни попадали в центр внимания (вопросы производства, сбыта, качества и др.), их особенности, рассмотренные в контексте управления, во многом связаны с антропоцентрическим характером образовательных услуг, который именно в этой сфере деятельности проявляется в высшей степени. В конечном счете, весь

потенциал системы вуза (т.е. совокупность ресурсных факторов, обеспечивающих способность системы к продуктивной деятельности) актуализируется именно в человеке - потребителе образовательных услуг. Антропоцентризм в деятельности вуза обусловлен, во-первых, главенствующей ролью интеллектуального труда в комплексе производственных факторов, во-вторых, прямой направленностью образовательного процесса на человеческую личность при наличии сильной обратной связи и, в-третьих, субъект-субъектным типом отношений, связывающих все подсистемы вуза, вовлеченные в образовательный процесс [7].

Отсюда - присущий образовательной деятельности субъективизм, под которым понимается воздействие ценностных установок, взглядов, эмоционального состояния субъекта на его решения и действия. Влияние субъективного фактора чрезвычайно велико в сфере принятия решений по многим вопросам образовательной деятельности (потребительский выбор, набор кадров, собственно учебный процесс, прием абитуриентов, оценка субъектами образовательной деятельности учебного процесса и его результатов и т.д.).

Организация вуза строится на кафедральной системе учебно-научной деятельности. Кафедральная система включается - как основа организации деятельности - в структуру линейно-функционального типа. Линейная конструкция вуза образована тремя элементами: ректоратом, институтами (факультетами) и кафедрами. Сосредоточение на выпускающих кафедрах ответственности за основную часть процесса обучения с момента поступления до выпуска студентов позволяет заключить о наличии в вузе элементов такой формы специализации, которую в производстве - если производить очень условные аналогии -принято называть целевой (т.е. специализации, основанной на выполнении подразделением практически полного технологического цикла производства отдельного продукта). Это обстоятельство имеет под собой определенные основания, которые продиктованы задачей координации учебного процесса: резонно считать, что в этих условиях облегчается увязка изучаемых по специальности дисциплин, обеспечивается своевременная модернизация учебных курсов в соответствии с требованиями времени и в связи с др. курсами, упрощается оценка каждого элемента учебного процесса в общем результате, осуществляется контроль за продвижением учебных групп в части усвоения знаний на протяжении обучения и т.д.

Привязка специальностей (специализаций) к выпускающим кафедрам создает определенные предпосылки для того, чтобы развивать в вузе продуктовую департаментализа-цию, если это оказывается целесообразным, т.е. группировать производство в совокупности с частью управленческих функций вокруг продуктов образовательной деятельности.

Требования к услугам вузов приобретают конкретное содержание у следующих категорий потребителей: индивидуальные потребители (предъявляют спрос на определенный вид услуг), работодатели — государственные и коммерческие организации, в т. ч. сама высшая школа (определяют спрос на специалистов через рынок труда), государство как выразитель общественных интересов (несет основную часть расходов отрасли, осуществляет внешний контроль, устанавливает приоритеты развития).

Важно учитывать, что индивидуальные потребители не в состоянии четко определить, какими именно характеристиками должен обладать образовательный продукт - какие знания необходимы, по каким программам должно вестись обучение. Кроме того, индивидуальные потребители нередко не могут оценить, какие именно специалисты будут востребованы на рынке труда. Решения о выборе специальности иногда принимаются под влиянием моды, субъективных представлений о престижности профессии, воздействием эмоций. Задачи реализации вузом воспитательных и культурно-просветительских функций

также требуют осторожного отношения к предпочтениям потребителей и их буквальному воплощению.

Следует сказать, что все названные выше категории потребителей образовательных услуг руководствуются разными целями, поэтому их интересы в сфере профессиональной подготовки, пересекаясь во многих аспектах, являются в той или иной степени рассогласованными. Это возлагает на вуз задачи стыковки требований заинтересованных субъектов, а также их совмещения с собственными представлениями о том, какой образовательный продукт нужен обществу. Последнее, как уже говорилось, обусловлено тем, что вузы, обладая огромным интеллектуальным потенциалом, в вопросе содержания и качества высшего образования (если пренебречь отдельными нюансами) более компетентны, чем каждый из названных субъектов. Перед вузами стоит и задача развития научных школ, в том числе связанных с областями знаний, которые не являются востребованными широким потребителем. Следовательно, вузы обязаны не просто подстраиваться под текущий спрос, но и принять на себя определенную нагрузку по формированию среды, в которой их научная и учебно-воспитательная деятельность будет востребована в том виде, в каком они, опираясь на собственное видение перспектив развития производства, науки, технологии и культуры, ее предлагают.

Представляется, что вузы должны более активно выражать свою заинтересованность в том, чтобы происходило формирование таких условий, в которых человеку выгодно быть всесторонне развитым. Для повышения роли высшего образования в обществе необходимы как солидарные действия учреждений высшего образования, так и индивидуальная работа каждого вуза. Образовательному учреждению важно поддерживать отношения с др. субъектами рынка образовательных услуг не на основе конфронтационной конкуренции, а на основе взаимовыгодного сотрудничества. Важны и совместные действия вузов в привлечении внимания общественности к их проблемам, а также к проблемам развития науки и образования вообще. На уровне отдельного вуза следует, на наш взгляд, попробовать рассмотреть в контексте маркетинга вопросы пропаганды того образа специалиста, который соответствует представлениям вуза, формирования у студентов потребности в личностном развитии и соответствующего отношения к учебной деятельности - начиная со стадии поступления и на протяжении всего цикла обучения.

Литература

1. Акперов, И. Проектное управление в системе высшего образования / И. Акперов// Проблемы теории и практики управления. - 2003.-№5 С. 119-121;

2. Саймон, Г. Менеджмент организации / Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томсон; пер с англ. - М.: РАГС; Экономика, 2005. - 336с

3. Алексеев, Н.Г. Федеральная программа развития российского образования / Н.Г. Алесеев [и др.] // Россия - 2010. - 1993. - №2 - С.6-81,

4. Абрамов, А. Образование в контексте антикризисной политики: Тезисы к программе действия / А. Абрамов // Народное образование. - 1993 - №6. - С. 32-35,

5. Агапова, И.С. Методы управления и источники финансирования высшей школы в современных условиях / И.С. Агапова// Проблемы макроэкономической, международной статистики и национального счетоводчества. 2006.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Ф. Котлер. - М.: «Ростинтер», 1996. - 704с.

7. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон. - М., 1992. - Т.1. - 150с

© Л. А. Сосунова - д-р экон. наук. проф. каф. менеджмента организации Тольяттинского государственного университета; И. А. Фирсова - канд. пед. наук, доц. каф. менеджмента организации Тольяттинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.