Научная статья на тему 'Особенности субъектности молодежи с различным уровнем психологической безопасности'

Особенности субъектности молодежи с различным уровнем психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / SUBJECTNESS / PSYCHOLOGICAL SAFETY / VALUES / PERSONAL GROWTH / HARDINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дуганова Юлия Константиновна

Рассматриваются особенности субъектности молодежи с разной психологической безопасностью. Субъектность проявляется в статическом, динамическом аспектах и аспекте результативности. Показано, что существуют различия во всех аспектах субъектности молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUBJECTNESS OF YOUNG PEOPLE WITH THE VARIOUS LEVEL PSYCHOLOGIKAL SAFETY

In article are considered features of subjectness of young people with the various level psychological safety. Subjectness is manifested in static aspect, dynamic aspect and aspect of effectiveness. It is shown, that there are distinctions in all aspects of subjectness of young people.

Текст научной работы на тему «Особенности субъектности молодежи с различным уровнем психологической безопасности»

ность, инициативность, гибкость и мобильность, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять свое собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей или судьбу.

При условии сознательного настроя человека на раскрытие собственного творческого потенциала с целью приспособления выбранной профессии к себе (активная форма адаптации) на базе его волевой организации и активно,

восприниматься как стрессовые. Предложенный алгоритм позволит повысить эффективность подготовки и профессионального становления курсантов УВЦ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас: Теория и практика. - М.: Логос. 1999. - 134 с.

2. Технологии социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы / Под ред. Бубнова МБ. - М.: Логос. 2001. - 160 с.

Величко Сергей Владимирович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371690.

Velichko Sergei Vladimirovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected]

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371690.

УДК 159.923

ЮЖ. Дуганова ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОСТН МОЛОДЕЖИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются особенности субъектности молодежи с разной психологической . , аспекте результативности. Показано, что существуют различия во всех аспектах субъектности молодых людей.

Субъектность; психологическая безопасность; жизненные ценности; личностный

; .

J.K. Duganova FEATURES OF SUBJECTNESS OF YOUNG PEOPLE WITH THE VARIOUS LEVEL PSYCHOLOGIKAL SAFETY

In article are considered features of subjectness of young people with the various level psychological safety. Subjectness is manifested in static aspect, dynamic aspect and aspect of effectiveness. It is shown, that there are distinctions in all aspects of subjectness of young people.

Subjectness; psychological safety; values; personal growth; hardiness.

Вопросы психологической безопасности приобретают на сегодняшний день особую актуальность. Затянувшийся период нестабильности, смены общественноэкономического уклада, подобно любым другим глобальным изменениям, сопровождается снижением психологической стабильности в обществе. Соответственно, возрастают требования социальной среды к гибкости человеческого мышления и , , ,

,

способности пересматривать прежние ее формы. Таким образом, современная ситуация ярко высвечивает необходимость проявления человеком субъектной позиции, которая подразумевает активную творческую деятельность, сознательность, целеполагание и осознание самого себя, свободу, возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость, уникальность, неповторимость.

Как отмечает Т.В. Эксакусто (2009), в современном обществе наблюдается усиление зависимости социальной системы, ее стабильности и сохранности от компетентности отдельного человека как субъекта психологической безопасности. , , индивидуально-психологических особенностей, его системе взглядов, мировоззрений, открывает перспективу понимания «первопричины» психологической безопасности [3]. Анализ понятия «субъектность» (К.А. Абульханова, А.В. Брушлин-ский, ДА. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) позволяет отметить, что это достаточно целостный конструкт, включающий в себя три взаимосвязанных аспекта: статический, динамический и аспект результативности [3]. В качестве основных переменных рассматриваемых аспектов выступают:

♦ ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентации (статический

) -стик субъекта психологической безопасности (его отношений, активности, ),

себетождественность и определяют его психологическую безопасность;

♦ личностный рост и саморазвитие (динамический аспект) как отражение способности человека к самосовершенствованию, гибкости и «изменчиво» ,

позволяют преодолевать угрожающие влияния; избегать стагнации и регресса в различных ситуациях, в том числе трудных и опасных; развивать

;

♦ жизнестойкость и самореализация (аспект результативности и эффектив-

)

,

человека от различного рода угрожающих влияний и способствуют (потенциально и актуально) развитию психологической безопасности.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей субъектности молодежи с различным уровнем психологической безопасности. С одной стороны -молодежь эта та, наиболее уязвимая часть общества, на которую нацелено большинство приемов психологического воздействия, с другой стороны молодые люди наиболее обучаемы в плане распознавания и противодействия негативному психологическому воздействию со стороны. Обучив молодежь сегодня методам распознавания и противодействия негативному психологическому воздействию со сто, .

2-3

технических специальностей и выпускники Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге. Всего в исследовании приняли участие 200 человек в возрасте 18-26 лет. В соответствие с выделенными аспектами субъ-

ектности, изучались такие особенности как самоэффективность, жизнестойкость, , -стей, стремление к творчеству, автономность, самопонимание, аутосимпатия, смысложизненные ориентации и другие.

Для реализации поставленной цели использовались следующие методики: тест СЖО (Д.А. Леонтьев); методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков); методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации . . ); ( . ,

ВТ. Ромека); тест жизнестойкости (С. Мадди, в адаптации ДА. Леонтьева, ЕЛ. Рассказовой); методика исследования волевой саморегуляции (А.В. Зверько-, . . ).

( . - ). ,

. - -. , . . , . . (2009) -

, -декса «Психологическая безопасность» как среднего арифметического от сложения показателей всех 8 субшкал (субшкала «Случайность как принцип распределения происходящих событий» берется со знаком минус) [1].

Анализируя особенности статического аспекта субъектности, отметим, что для людей с низким уровнем психологической безопасности в большей степени значимы внешние ценности, чем для людей с высоким уровнем психологической безопасности, что подтверждается достоверно значимыми различиями (Ъмп=0,22 > Хкр, р < 0,025). При этом степень реализации внешних ценностей (при достоверно значимых различиях: Хэмп=0,29 > Хкр, р < 0,001) выше у людей с высоким уровнем

. -

нации личности ЭЛ. Диси и Р.М. Руаяна, согласно которой большая выраженность внешних или внутренних ценностей связана со степенью удовлетворения базовых

( ).

Нужно отметить, что удовлетворение этих потребностей, по мнению авторов, ведет к личностному развитию и психологическому здоровью, к развитию . , -стей ведет к развитию беспокойства, большей ориентации на внешние ценности ви. -

мысленности жизни (Хэмп=0,22 > Хкр, р < 0,001): люди с высоким уровнем психологической безопасности демонстрируют большую осмысленность жизни.

Анализ динамического аспекта субъектности показал, что для людей с высоким уровнем психологической безопасности характерно стремление к творчеству, им присуще творческое отношение к самой жизни, люди же с низким уровнем психологической безопасности не характеризуются таким стремлением, что подтверждается достоверно значимыми различиями по шкале «креативность» ( =0,21 > , < 0,025). -

ким уровнем психологической безопасности являются также автономность

(Хэмп=0,19 > Хкр, р < 0,05), независимость, позитивная «свобода для» (в терминах . ).

, -

ческого здоровья личности, ее целостности и полноты. Люди с высоким уровнем психологической безопасности чувствительны к своим желаниям и потребностям. Они свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной , -

. -

ской безопасности неуверены в себе и ориентируются на мнение окружающих, что

подтверждается достоверно значимыми различиями по шкале «самопонимание» (Хэмп=0,23 > Хкр, р < 0,001). Необходимо отметить, что люди с высоким уровнем психологической безопасности менее подвержены влиянию социальных стереотипов, для них характерно аутентичное взаимодействие с окружающими, они ориентированы на личностное общение, способны к самораскрытию, не склонны прибегать к фальши и манипуляциям. Люди же с низким уровнем психологической безопасности не столь уверены в свой привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и что общение с ними может приносить удовольствие. Это подтверждается наличием значимых различий по шкале «гибкость в общении» (Хэмп=0,24 > Хкр).

Анализируя особенности аспекта результативности, отметим, что достоверно значимые различия обнаружены в уровне жизнестойкости (Хэмп=0,42 > Хкр, р < 0,001), самоэффективности (Ъмп=0,28 > Хкр, р < 0,001) и волевой саморегуляции (Хэмп=0,29 > Хкр, р < 0,001) респондентов с различными уровнями психологи.

можно охарактеризовать как активных, уверенных в своих силах, нечасто переживающих стресс и способных справляться с ним, продолжая эффективно работать, не теряя душевного равновесия. В быту и привычных ситуациях люди с низким уровнем психологической безопасности также не сильно подвержены стрессу. Попадая в незнакомые стрессовые ситуации, они достаточно активны и уверены в , , , , -, , . , респондентов обеих групп достаточно высока, обнаруженные достоверно значимые различия подтверждают, что люди с высоким уровнем психологической безопасности все же более упорно, настойчиво и с большим оптимизмом преодолевают трудности на пути к цели, ведут себя более уверенно в сложных ситуациях. Надо также отметить, что люди с высоким уровнем психологической безопасности в большей степени способны сознательно управлять своими действиями, СОСТОЯНИЯМИ и побуждениями, в отличие от людей с низким уровнем психологической ,

«волевая саморегуляция» (Ъмп=0,29 > Хкр, р < 0,001). В целом, пройденный отрезок жизни воспринимается людьми с высоким уровнем психологической безопасности как прожитый продуктивно и осмысленно, люди с низким уровнем психологической безопасности не удовлетворены прожитой частью жизни, что подтверждается достоверно значимыми различиями по шкале «результат» (Ъмп=0,23 > Хкр, р < 0,025).

Для определения эмпирической модели субъектности был использован фак-, 24 -

ру взаимосвязей признаков, уменьшив их исходное количество путем перехода к факторам. С помощью факторного анализа была получена структура, объясняющая 50,26 % общей дисперсии результатов исследования, выделено 4 фактора.

В первом, наиболее информативном факторе, который отражает 23,7 % от , , -ненные ориентации: осмысленность жизни (0,94); представления о себе как о , , свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле (0,88); , , -ленность и временную перспективу (0,87); восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом (0,86); убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (0,82); удовлетворенность прожитой частью жизни (0,74). Данный фактор соотносится со смысловым компонентом выделенно-

го нами статического аспекта субъектности, что может свидетельствовать о том, что смысложизненные ориентации позволяют субъекту сохранять внутреннюю себетождественность и определяют его психологическую безопасность.

, 13,01% , -

относится с выделенным нами динамическим аспектом субъектности, однако он

: (0,69), -

(0,61), (

« - », ) (0,58); самопонимание (чувствительность к своим желаниям и потребностям) (0,55); , -

(0,54).

личностного роста и саморазвития личности. На основании этого можно говорить о связи между данным фактором и динамическим аспектом субъектности. Другими словами, чем более субъект склонен к самопониманию, самопринятию, творческому отношению к жизни, тем в большей степени это способствует его самораз-, « » -, (

) , .

Третий фактор, объясняющий 7,88 % от общей дисперсии, объединил пере, : (0,74) -

(0,72); (0,56)

(0,65), ,

ориентации позволяют субъекту сохранять внутреннюю себетождественность и определяют его психологическую безопасность.

Четвертый фактор, объясняющий 5,6 % от общей дисперсии, объединил жизнестойкость, характеризующуюся активностью и уверенностью в своих силах, способностью справляться со стрессом (0,75); волевую саморегуляцию, характеризующуюся способностью овладения собственным поведением в различных ситуациях,

, (0,75)

и ориентацию во времени, отражающую понимание экзистенциальной ценности « », , -нивая его с прошлыми радостями и обесценивая предвкушением грядущих успехов (0,49). -

ждают предположение о том, что жизнестойкость и самореализация как отражение возможности субъекта находить меру соответствия наличным условиям, в конечном итоге определяют защищенность человека от различного рода угрожающих влияний и способствуют (потенциально и актуально) его психологической безопасности.

Устойчивость выделенной структуры проверялась в группах субъектов с различным уровнем психологической безопасности. Результаты проведенного иссле-, -ким и высоким уровнем психологической безопасности практически полностью по, , -нении последовательности выделенных факторов. Так на первом месте в группе людей с низким уровнем психологической безопасности (как и в общей структуре) сто, , людей с высокой психологической безопасностью на первом месте стоит фактор, связанный с динамическим аспектом субъектности. Данные результаты могут свидетельствовать о том, что психологическая безопасность может быть связана, преж-, .

, -борки с моделями, выделенными в группах респондентов с различными уровнями

, , -

рами субъектных основ психологической безопасности являются смысловая сфера и сфера личностного роста. Полученные данные согласуются с содержательным анализом характеристик безопасной личности, проведенным НА. Лызь (2006). Автор показала, что одними из основных факторов, обуславливающих личность

,

выбор жизненного пути [2]. И эмпирическим исследованием, проведенным ТА. Басановой (2008), в котором первым фактором (структурным компонентом) безопасной личности выступил фактор смысложизненных ориентаций.

В заключение необходимо подчеркнуть, что субъектные качества личности как движущая сила его развития, зрелости и конструктивности позволяют человеку преодолевать различного рода угрожающие влияния, тем самым обеспечивая его пси. , -пасность, субъектные качества могут быть ею обусловлены. Соответственно, такая взаимозависимость должна учитываться в процессе обеспечения психологической , -

, .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богомаз С.А., Гладких АТ. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского государственного университета.

- 2009. - № 318. - С. 191-195.

2. Лызь КА. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дисс. .. .докт. пед. наук. - Таганрог, 2006. - 401 с.

3. . . : , ,

// .

- 2009. - №3. - С. 331-334.

Дуганова Юлия Константиновна

Технологический институт федерального государственного автономного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный

федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

.: 88634312016.

Duganova Julia Konstantinovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634312016.

УДК 612.821.2

А.А. Зайченко, МЛ. Картавенко

ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДОВ

ПАМЯТИ

Статья посвящена исследованию в области психофизиологии памяти. В работе представлены результаты исследования электрической активности головного мозга при участии модально-специфических видов памяти при помощи метода электроэнцефалогра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.