рами субъектных основ психологической безопасности являются смысловая сфера и сфера личностного роста. Полученные данные согласуются с содержательным анализом характеристик безопасной личности, проведенным НА. Лызь (2006). Автор показала, что одними из основных факторов, обуславливающих личность
,
выбор жизненного пути [2]. И эмпирическим исследованием, проведенным ТА. Басановой (2008), в котором первым фактором (структурным компонентом) безопасной личности выступил фактор смысложизненных ориентаций.
В заключение необходимо подчеркнуть, что субъектные качества личности как движущая сила его развития, зрелости и конструктивности позволяют человеку преодолевать различного рода угрожающие влияния, тем самым обеспечивая его пси. , -пасность, субъектные качества могут быть ею обусловлены. Соответственно, такая взаимозависимость должна учитываться в процессе обеспечения психологической , -
, .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богомаз CA., Гладких АТ. Психологическая безопасность и ее измерение с помощью Шкалы базисных убеждений // Вестник Томского государственного университета.
- 2009. - № 318. - С. 191-195.
2. Лызь КА. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дисс. .. .докт. пед. наук. - Таганрог, 2006. - 401 с.
3. . . : , ,
// .
- 2009. - №3. - С. 331-334.
Дуганова Юлия Константиновна
Технологический институт федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный
федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634312016.
Duganova Julia Konstantinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 612.821.2
А.А. Зайченко, МЛ. Картавенко
ОСОБЕННОСТИ РИТМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИХ ВИДОВ
ПАМЯТИ
Статья посвящена исследованию в области психофизиологии памяти. В работе представлены результаты исследования электрической активности головного мозга при участии модально-специфических видов памяти при помощи метода электроэнцефалогра-
.
(следов памяти) в коре головного мозга на основании анализа основных характеристик альфа-ритма.
Альфа-ритм; электроэнцефалография; память; психосемантика.
A.A. Zaichenko, M.V. Kartavenko
EEG CORRELATES OF THE PROCESSES OF FORMATION AND THE FORMATION OF ENGRAMS MODALITY-SPECIFIC TYPES OF MEMORY
The article says about the research in the field of memory psychophysiology. The work shows the results of the research of the brain electric activity with the assistance of the modal-specific kinds of memory by means of electroencephalography. The Research consisted in studying the process of development and formation of engrams (memory traces) in a cerebral cortex on the basis of the analysis of the basic characteristics of an alpha-rhythm.
Alpha rhythm, electroencephalography, memory, psychosemantics.
В рамках отечественной психологической школы были сформированы представления о субъекте как носителе целостной, субъективной картины мира, которую он выстраивает в течение всей жизни и в каждом акте своей психической деятельности. Следы психической деятельности в сознании субъекта представляются не набором отдельных содержаний, а организованы в структуры субъективного
.
,
элементы единой иерархической структуры. Данный подход сформировался в рамках психологии субъективной семантики и психосемантики, возникших из деятельностного подхода А.Н. Леонтьева [3]. Эти теоретические основания позволяют строить модельные представления о личности человека не как о списке формально измеряемых качеств или свойств личности, а как о носители конкретного образа мира, имеющего индивидуальные особенности строения, содержания и механизмов его функционирования.
, , состоит из уровня модально-специфических образов, уровня значений и понятий, уровня амодальных структур. Переход от внешнего стимула, воспринимаемого , -шением дифференциации и модальной специфичности стимула. Исследования . . , -мантическим кодом (выбором из диад описаний на шкалах семантического дифференциала) возникает эффект взаимопроекции семантик разных по модальности стимулов. То есть стимулы разных модальностей (зрительные, звуковые, тактильные и т.д.) имели схожие или одинаковые описания при их вербальном оценивании. Это говорит о том, что смысловое содержание, возникающее при взаимодействии человека с разными частными семантиками (со стимулами разной модаль-
), .
Предложенная в рамках психосемантики модель образа мира содержит подробные описания структуры и содержания индивидуального сознания субъекта, однако практически не раскрывает особенности функционирования механизмов сознания. Одним из данных механизмов является память. Память в большинстве исследований рассматривается как обязательный элемент модельной конструкции «психические процессы». Однако выведенная из этой жесткой связи память позво-
- . -ется тем механизмом, который позволяет субъекту сохранять свою идентичность во времени и обеспечивает непрерывность мира в сознании субъекта [1, 2]. Это
позволяет говорить о том, что содержанием процессов памяти должны быть психические элементы, лишенные модальной специфичности и обеспечивающие процесс перевода информации из одной модальности в другую. А.Ю. Агафонов считает, что память является амодальной структурой [1].
Также память является «сквозным» психическим процессом и присутствует на всех этапах формирования содержаний сознания [4]. Указанные свойства позволяют рассматривать память как один из механизмов трансляции модальноспецифических образов в элементы амодального слоя образа мира (в английской терминологии - межмодальные переходы или межмодальная трансляция).
Целью нашего исследования является изучение роли памяти в процессе перехода между элементами модального и амодального слоев образа мира. Особенностью проводимого исследования является использование психофизиологических методов для доказательства психосемантических закономерностей. В данной работе представлены результаты первого этапа исследования, в котором устанавлива-
- -специфических видов памяти.
Многофункциональная работа памяти обеспечивается благодаря активной и слаженной работе коры больших полушарий и подкорковых структур, участвующих в сложных механизмах запоминания, вспоминания, обработки и закреплении информации. Существует множество гипотез и концепций, объясняющих механизмы функционирования памяти, которые делятся на две большие группы. Первая рассматривает механизмы памяти в рамках представлений о временной организации процессов запоминания. К данной группе относятся такие известные направления как реверберационная и синаптическая теории, биохимические теории, а также глиальная и иммунологическая теории. В соответствии с данными теориями память представляет собой циклический процесс функционирования головного мозга и является результатом происходящих изменений в определенных клетках головного мозга и нервной системы в целом. Вторая группа исходит из представлений о наличии активной и пассивной памяти и о существовании нейронных ко. , -цепция активной памяти, теория частотной фильтрации и теория множественности .
как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе
,
, , насыщенная разнообразными связями, которые лежат в основе регуляции процес.
теории о нейронных и ансамблевых моделях памяти, а также концепции о нейронных кодах и электронных моделях памяти.
В современной физиологии популярна концепция множественности систем
,
, -
.
кодах памяти и её биопотенциальных моделях. В последние десятилетия русские . . , . . , . . -вали вопрос о процессах образования и хранения энграмм, анализируя поведение нейронных ансамблей и их электрическую активность [5]. В качестве количественного показателя поведения электрической активности головного мозга при актуализации процессов когнитивной деятельности ученые выделяли альфа-ритм, оценивая его основные характеристики (амплитуду, мощность, частотность импульсации, фа). . .
теорию математического моделирования процессов памяти на уровне суммарной биоэлектрической активности мозга. Так физиологическими основами памяти он считал блоки нейронных импульсов (представленные альфа-ритмом), способные циклически повторяться. Электрическая активность каждого нейронного блока, организующегося в систему, образует нейронный код памяти и отражается на ЭЭГ, по результатам которого можно установить основные характеристики возникновения и закрепления следов памяти в головном мозге.
В более ранних психофизиологических исследованиях западных ученых основное внимание в процессе исследования познавательных процессов уделялось активности подкорковых структур головного мозга. В частности, тета-ритм в подкорковых структурах считался основным ритмом памяти. Однако современные исследования российских ученых доказывают, что и высокочастотная активность в коре головного мозга является значимым коррелятом активности познавательных .
зависимости от выполняемой деятельности и выявлять основные характеристики
,
механизмов функционирования кратковременной памяти.
Целью проведенного эмпирического исследования являлось изучение электрической активности головного мозга в процессе образования и закрепления энграмм памяти при помощи метода электроэнцефалографии. Задачами исследования было изучение доминантной активности различных ритмов в определенных областях головного мозга в процессе образования и закрепления энграмм при актуализации модально-специфических видов памяти (зрительной, тактильной, слуховой, словесно). , -ритм будет сопровождать процесс образования и закрепления энграмм и, в зависимости от вида модальности, будет присутствовать различная локализация альфа-ритма. Экспериментальная группа состояла из 4 студентов 18 лет, которые по всем предварительным характеристикам являлись здоровыми и активными испытуемыми без выраженных признаков утомления и перенапряжения, что подтвердили первичные (фоновые) съемы общей активности головного мозга. Малый объем выборки связан с пилотажным характером исследования и большим объемом времени проведения процедуры исследования с каждым испытуемым, а также обработки полученных данных (от 2 до 3 недель). Для проведения исследования использовался электроэнцефалограф «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» (дапее - Энцефалан) производства фирмы «Медиком». Прибор позволяет проводить исследование особенностей протекания психических процессов и функциональных состояний человека-оператора. Энцефалан обеспечивает регистрацию 8 электроэнцефалографических каналов, до 6 полиграфических и 6 реоэнцефалографических каналов.
Первая часть исследования заключалась в изучении электрической активности коры головного мозга при актуализации зрительной памяти, которая осуществлялась при помощи метода зрительного запоминания и метода визуализации. Испытуемые выполняли ряд заданий, включающих в себя запоминание различных карточек с картинками, воспоминание и в последующем представление изображенных на них предметов. Было выявлено, что доминантным ЭЭГ-ритмом при выполнении данной деятельности с помощью включения механизмов зрительной памяти является альфа-ритм, который возникает в затылочной зоне коры головно.
на фрагментах записи, относящихся к активности зрительной памяти, удалось проследить доминирующую активность именно альфа-ритма. Так были установлены следующие характеристики данного ритма в среднем по группе испытуемых: максимальная мощность Рабс=784,43 мкВ2 и Ротн=33,34 мкВ2, наиболее часто встре-
чающийся на данном фрагменте размах частот от ±\=8,7 Гц до 12=11,5 Гц, максимальная амплитуда А=63мкВ. Интегральные показатели, полученные при помощи , -актуализации зрительной памяти (рис. 1, градиент черный-белый соответствует
- ).
Рис. 1. Срезы активности альфа-ритма в процессе актуализации зрительной
памяти
, -
, , -лениями резких и сильных импульсов активности, а представляет собой постепенное усиление и увеличение по амплитуде и частоте характера ЭЭГ-ритма. Так при осуществлении процессов визуализации у испытуемых наблюдается постепенное нарастание активности альфа-ритма в затылочной зоне, причем было выявлено усиление амплитуды ЭЭГ-ритмов. Необходимо отметить, что наряду с постепенным усилением сигнала при возникновении и наличии наиболее яркого и высокого по ам-( ),
электрической активности в данной зоне коры, уменьшение его амплитуды. Так при помощи электроэнцефалограммы удалось условно проследить последовательность
, .
Кросс-спекторный анализ подтверждает, что самым мощным ритмом головного мозга при актуализации зрительной памяти является альфа-ритм, причем бы,
- , -
ственный анализ и сравнение кросс-спекторных таблиц. Была выявлена выраженная реактивность симметричных затылочных (01 - 02) корковых областей с направленными максимальными сдвигами к медиальным зонам коры головного мозга (со средним отведением электродов около 0,63). Использование функции спектрального анализа и качественный анализ его основных таблиц и диаграмм показал, что импульсация альфа-ритма - это процесс цикличный и периодичный, характеризующийся постоянными и постепенными всплесками и спадами активно.
Вторая часть исследования заключалась в изучении электрической активности коры головного мозга при актуализации процессов тактильной памяти. Используя тактильную связь, испытуемые знакомились с предметами, впослед-, . и обработки полученных результатов было выявлено, что при выполнении данной деятельности в головном мозге наблюдается повышенная активность альфа-ритма в теменной зоне коры. Альфа-ритм имеет следующие характеристики: максимальная мощность Рабс=570,2 мкВ2 и Ротн=21,3 мкВ2, наиболее часто встречающийся на данном фрагменте размах частот от ^=9 Гц. до ±'2= 11,5 Гц., максимальная амплитуда А=48 мкВ. Интегральные показатели, полученные при помощи программы топоскоп, позволяют проследить изменения альфа-ритма в
( . 2).
Рис. 2. Срезы активности альфа-ритма в процессе актуализации тактильной
памяти
При этом в период осуществления данного процесса также наблюдается последовательное возникновение импульса и его постепенное угасание, характеризующиеся постоянно колеблющимся изменением амплитуды ритма. При качественном анализе кросс-спекторных таблиц было выявлено, что самым мощным ритмом при актуализации процессов тактильной памяти выступает именно альфа, -ливаются в задних отделах коры больших полушарий. Была выявлена выраженная реактивность симметричных теменной медиальной (Р2) и латеральных (Р3 - Р4) корковых областей с направленными максимальными сдвигами к межцентральным зонам коры больших полушарий (со средним отведением электродов около 0,42). Спектральный анализ на данном фрагменте позволил оценить степень выраженности и силу импульсации альфа-ритма в теменных долях коры головного мозга. Качественный анализ диаграмм и таблиц подтвердил, что процесс образования энграмм и их закрепления - процесс периодичный и цикличный, характеризующийся наличием , , .
Третья часть исследования заключалась в изучении электрической активности коры головного мозга при актуализации процессов слуховой памяти. Испытуемым предлагались задачи запоминания, воспроизведения набора слов, опреде-
ления запомненных слов в наборе словесных рядов и решение логических задач, связанных с запомненными словами. В этой части исследования изучалась работа памяти с информацией, представленной в звуковой модальности, и работа памяти в процессе мышления. Важно отметить, что доминирующим ЭЭГ-ритмом мозга при выполнении испытуемыми данной деятельности, выступил более высокочас-
- . -присутствовал на всем этапе выполнения данной деятельности, но как показал
-
амплитуды (А=39 мкВ) и мощности (Рабс=317,38 мкВ2 и Ротн=14,3 мкВ2) электрической активности выступил именно бета-ритм (рис. 3).
Полученный результат может объясняться тем, что в процессе исследования слуховой памяти активизировались такие «сквозные» психические процессы, как внимание и мышление, активное использование которых необходимо в процессе решения задач на слух. Наличие более высокочастотных ЭЭГ-ритмов, регистрируемых в процессе целостной когнитивной деятельности, указывает на то, что в сознании человека постоянно протекает целостная когнитивная деятельность и только специально построенные процедуры проведения эксперимента позволяют активизировать определенную часть этих процессов и перевести в фон оставшиеся процессы.
Рис. 3. Ритмическая активность в процессе актуализации слуховой памяти
, , -рактерных особенностей образования, формирования и закрепления следов памяти является альфа-ритм. В зависимости от выполнения той или иной деятельности альфа-ритм активизируется в разных участках коры головного мозга: при активации зрительной памяти альфа-ритм регистрируется в затылочных областях коры головного мозга, при активации тактильной памяти - в теменной зоне коры, при активации процессов слуховой памяти - в височных долях коры головного мозга.
Следующим этапом нашего исследования является изучение переходов между модальными стимулами и установление локализации ритмической активности при разных типах используемых модальностей. Полученные результаты позволят обосновать роль памяти в процессах межмодальных трансляций и уточнить особенности функционирования образа мира субъекта. Это позволит локализовать физиологические механизмы возникновения синестезий, которые являются механизмами перехода между разными модальностями. С практической точки зрения это даст возможность создавать обучающие материалы с подачей информации по , -ческих областях знания, так и при выработке практических навыков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. АгафоноеА.Ю. Основы смысловой теории сознания. - СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 296 с.
2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика. Т. 1).
- СПб.: Изд-во ДНК, 2000. - 528 с.
3. Артемьева ЕМ. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной.
- М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
4. ВеккерЛ.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Изд-во «Смысл». 1998. - 685 с.
5. Данилова H.H. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.
Зайченко Александра Анатольевна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
.: 88634312016.
Картавенко Михаил Валерьевич
E-mail: [email protected].
Zaichenko Aleksandra Anatol’evna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.
Kartavenko Michael Valer’evich
E-mail: [email protected].
УДК 159.922.736.4
O.H. Истратова, АЛ. Карпенко
ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Рассматриваются условия воспитания в сиротских учреждениях разного типа, их влияние на формирование представлений (эгалитарных, традиционных, неопределенных) о распределении ролей в семье у подростков.
Семейные роли; представления о распределении ролей в семье; подростковый возраст; традиционный детский дом; детский дом семейного типа; условия воспитания.
O.N. Istratova, A.A. Karpenko
INFLUENCE OF CONDITIONS OF EDUCATION ON FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT FAMILY ROLES AT TEENAGE
This article discusses the conditions of education in orphanages of various kinds, their influence on the formation of representations (egalitarian, traditional, uncertain) on the distribution of roles within the family in adolescents.
Family roles; perceptions of the roles in the family; adolescence; traditional children's home; a family-type children's house; the conditions of upbringing.
За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после октябрьской революции и 1-й мировой войны, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время