Научная статья на тему 'Особенности субъективных признаков состава преступления при нарушении режима особо охраняемых территорий и природных объектов'

Особенности субъективных признаков состава преступления при нарушении режима особо охраняемых территорий и природных объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
547
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективных признаков состава преступления при нарушении режима особо охраняемых территорий и природных объектов»

В.И. Рохлин*, Ю.А. Мечетин**

Особенности субъективных признаков состава преступления при нарушении режима особо охраняемых территорий и природных объектов

Возникающие в практике экологические проблемы, вызывающие неоднозначную оценку в правовой оценке и в теории, являются следствием интенсивной эксплуатации природных ресурсов, негативной стороной научно-технической революции. Эти экологические проблемы во многом могут рассматриваться, как детище XX в.

Преступления, совершаемые в отношении особо охраняемых объектов и территорий, к сожалению, нередки и оцениваются по-разному как на практике, так и в теории.

Наиболее продуктивно проявил себя, по нашему мнению, в исследовании рассматриваемых преступлений социологический подход. Длительный период считалось социальной нормой деяния крупных предпринимателей, которые проявлялись в варварском природопользовании, крупномасштабном загрязнении окружающей природной среды, что причиняло огромный вред здоровью людей.

Однако постепенно общество с помощью ученых и публицистов созревало для осознания всей остроты экологических проблем, понимания опасности такой деятельности для населения и государства, общества. Посягательства на среду обитания вызывало все более масштабные протесты. Как в зарубежных государствах, так и в России во второй половине XX в. экологические проблемы постепенно становились наиболее актуальными. Экологические активисты объединялись в общественно-политические движения, которые получали значительную поддержку на выборах. Все это привело к изменению законодательства, в т.ч. и уголовного. Появился термин «экологическое преступление».

Возникновение феномена экологической преступности - свидетельство того, что человечество преодолело еще одну ступень «взросления». Люди осознали опасность постоянных надругательств над природой. И хотя до правильного отношения к ней человечеству еще далеко, весьма существенный шаг в этом направлении уже сделан.

Основная масса экологических преступлений не регистрируется. Цифрами преступлений можно манипулировать. Но у экологической преступности есть такие объективные показатели, скрыть которые невозможно, - гибель природы, разрушение экосистем, загрязнение окружающей среды.

Планетарный аспект общественной опасности экологической преступности заключается в том, что она ставит под угрозу жизнь на Земле.

В России эта угроза постепенно становится реальностью. Тысячи людей погибают ежегодно в результате тех деяний, которые охватываются понятием «экологическая преступность». По данным экологов, в результате диоксинового загрязнения водоемов в России ежегодно погибает 20 тыс. человек. Столько же смертельно заболевает раком кожи в результате разрушения озонового слоя атмосферы. Суммарно по экологическим причинам в стране гибнет ежегодно несколько сот тысяч человек и ухудшается здоровье многих миллионов1.

Показатели всех экологических преступлений в России в период с 1997 г. по 2003 г. по данным официальной статистики таковы: в 1997 г. было зафиксировано 6971 преступление, в 1998 г. - 8628, в 1999 г. - 12413, в 2000 г. - 14818, в 2001 г. - 17303, в 2002 г. - 21429, в 2003 г. - 26096 преступлений2. Такие цифры свидетельствуют о существенных недостатках в охране природных объектов в Российской Федерации.

Если проанализировать структуру экологической преступности, можно сделать вывод, что такие преступления, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, составляют ничтожную долю экологической преступности. Так, подобных преступлений

* Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры ОД ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России.

** Доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Новосибирского государственного аграрного университета.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

в 1997 г. было зарегистрировано 16, в 1998 г. - 7, в 1999 г. - 21, в 2000 г. - 18, в 2001 г. - 26, в 2002 г. - 29, 2003 г. - 14 преступлений.

Аналогичная ситуация с экологическими преступлениями и на территории Новосибирской области.

Состояние экологической преступности в Новосибирской области по годам характеризуется следующим образом: в 2000 г. было зарегистрировано 175 преступлений, в 2001 г. - 238 преступлений (прирост составил 38%), в 2002 г. - 302 преступления (прирост составил 26,8%), в 2003 г. - 506 преступлений (прирост составил 67,8%), в 2004 г. - 730 преступлений (прирост составил 44,2%), в 2005 г. - 778 преступлений (прирост составил 6,55%)3.

Экологических преступлений, предусмотренных ст. 262 УК РФ, в Новосибирской области в период 1997 по 2005 гг. не зарегистрировано, хотя на территории Новосибирской области находятся 1 государственный природный заказник федерального значения, 24 государственных природных заказника областного значения, 26 памятников природы областного значения4.

Однако это свидетельствует только о том, что эти деяния либо своевременно не выявляются, либо квалифицировались по другим уголовно-правовым нормам, предусматривающим ответственность за экологические преступления, в частности по п. «г» ч. 1 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча водных животных и растений) или по п. «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ (незаконная охота), т.к. санкции этих преступлений более жесткие, чем санкция преступления, предусмотренного ст. 262 УК РФ.

Ст. 262 УК РФ гласит: «Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет».

Преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов.

Перечень и правовой режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов устанавливается системой законов и подзаконных нормативных актов в области охраны окружающей среды, о природном и культурном наследии, а также иных, принимаемых Российской Федерацией, субъектами Федерации, органами местного самоуправления, министерствами и ведомствами. К ним, в частности, относятся: федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.; «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 27 января 1995 г., Земельный кодекс РФ; Указ Президента РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ» от 27 марта 1992 г. № 309, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., нормативные акты регионального значения, например, постановление Правительства РФ «О создании в Камчатской области государственного природного заповедника “Командорский”» от 23 апреля 1993 г. № 359, постановление Правительства РФ «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курорта Талги в Республике Дагестан, месторождения минеральных вод в г. Волгограде и Красноуфимского месторождения минеральных вод в Свердловской области» от 15 июля 1992 г. № 488.

Конкретизируется правовой режим особо охраняемых территорий и объектов природной среды в индивидуальных нормативных актах о них, например, в таких, как Положение о государственных природных заповедниках в РСФСР от 18 декабря 1991 г., Положение о национальных природных парках РФ от 10 августа 1993 г., Типовое положение о государственных природных заказниках и памятниках природы (утверждено приказом Минприроды России от 14 декабря 1992 г. № 334), Положение о памятниках природы федерального значения (утверждено приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. № 15), Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в РФ (утверждено приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. № 14).

Все подзаконные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», что поручалось Правительству РФ после издания данного Закона, а также в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Предмет преступления - особо охраняемые территории и природные объекты.

«Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования таких

территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях» (ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). С учетом различий в статусе и режиме особо охраняемых территорий устанавливаются природно-заповедный фонд5. Решениями органов государственной власти изымаются полностью или частично из хозяйственного оборота:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);

б) национальные парки (федерального значения);

в) природные парки (субъектов РФ);

г) государственные природные заказники (федерального и регионального значения);

д) памятники природы (федерального и регионального значения);

е) дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

ж) иные особо охраняемые территории, в частности лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Перечисленные особо охраняемые территории и объекты образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации (ч. 4, 5 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить и иные формы особо охраняемых природных территорий, в т.ч. зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, биологические станции, микрозаповедники и др.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земли, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники также являются научными учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На этих территориях допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление экологического мониторинга;

д) выполнение научно-исследовательских задач;

е) ведение эколого-просветительской работы;

ж) осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

На территории государственных природных заповедников пребывание граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или администраций государственных природных заповедников.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительными и научноисследовательскими учреждениями федерального значения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в т.ч.:

а) заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

г) рекреационная, предназначенная для отдыха;

д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

ж) хозяйственного значения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурноисторическим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историкокультурных комплексов и объектов.На территориях природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Задачи и особенности режима конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На территориях государственных природных заказников, где проживают коренные малочисленные народы, чьи жизненно важные интересы связаны с использованием природных ресурсов этих территорий, являющихся их историческими землями, допускается традиционное использование природных ресурсов в целях жизнеобеспечения указанных народов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти Федерации или субъекта Федерации, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

В границах лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Для лечебно-оздоровительных местностей, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях - округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горносанитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности. Режим таких территорий определяется Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г., а также Положением об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1995 г. № 1425.

Памятниками природы являются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.д.); объекты, послужившие основой для создания выдающихся произведений литературы и искусства, а также связанные с жизнью известных людей; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких исчезающих видов растений и животных, в т.ч. на границах их ареалов; места произрастания растений - индикаторов состояния и динамических тенденций ландшафта; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, генетическим качествам и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки, пещеры и т.п.); местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; термальные источники и т.д.

Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.

Зеленые зоны создаются вокруг городов и промышленных поселков. Они выполняют средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими своих функций.

С объективной стороны преступление состоит в нарушении режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Нарушение режима охраны может выражаться в незаконном проведении работ, строительстве, движении транспорта, в уничтожении, разрушении, повреждении или иной порче природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении, создании фактора беспокойства птиц и зверей (шума, пролета на самолете ниже установленной высоты, например) и т.д.

Уничтожение - это приведение природного объекта в полную негодность, когда он перестает существовать как таковой, и восстановление его невозможно. Разрушение - это временное или частичное приведение природного объекта в негодность. В зависимости от вида объекта, он может быть по истечении определенного времени восстановлен либо совершенно потеряет свое значение. Порча в отличие от разрушения хотя и не создает опасности гибели объекта в целом, но нарушает его естественный внешний вид, изменяет какие-либо части, например, при откалывании кусков породы, выламывании минералов, нанесении надписей, надрезов и т.д.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

Способ уничтожения, повреждения, порчи (сожжение, затопление, вырубка, загрязнение и другие) значения не имеет.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов влечет уголовную ответственность лишь в том случае, когда деянием причиняется значительный ущерб природной среде.

Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам, а также от их количества и других обстоятельств.

Состав преступления материальный. Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью. При неосторожной форме вины виновный не предвидел возможности наступления последствий в виде причинения значительного ущерба особо охраняемым природным территориям и природным объектам, однако при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

При совершении умышленных действий виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействий), направленных на нарушение экологического законодательства, предвидел, что в результате его действий (бездействий) могут наступить последствия в виде значительного ущерба особо охраняемым природным территориям и природным объектам, и желал наступления этих последствий, либо сознательно допускал их наступление, либо относился безразлично к их наступлению.

Ответственность предусмотрена законом с 16-летнего возраста, субъект общий. Однако в случаях совершения данного преступного деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения возникает вопрос о повышенной уголовной ответственности таких лиц. В последние годы, именно в результате деятельности должностных лиц различного уровня происходили грубейшие нарушения экологического законодательства, в т.ч. и на особо охраняемых природных территориях и природных объектах. Такими распространенными нарушениями стали предоставление садоводческих и дачных участков, разрешения на занятия различной деятельностью, строительство дорог и других коммуникаций и др. в заповедниках, заказниках, национальных парках, охранных зонах и в других особо охраняемых природных территориях и природных объектах, в результате чего причиняется трудновосполнимый вред окружающей природной среде.

В связи с изложенным необходимо разрешать выявленные проблемы, в т.ч. путем совершенствования уголовного законодательства.

Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в загрязнении вод заповедника или заказника (ст. 250), незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256), незаконной охоте (ст. 25 8) и других преступлениях, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям.

Однако если такие деяния повлекли причинение значительного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное, на наш взгляд, необходимо квалифицировать также по ст. 262 УК по совокупности.

Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий и причинением значительного ущерба, но эти территории не предусмотрены в его составе в качестве обязательного признака, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).

Рассмотрев субъективные признаки нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, с целью совершенствования рассматриваемого состава преступления мы предлагаем в порядке законодательной инициативы:

1) дополнить диспозицию части первой ст. 262 УК РФ следующим словами: «или иные тяжкие последствия»;

2) ввести часть вторую ст. 262 УК РФ, изложив диспозицию в следующей редакции: «деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) изложить санкцию части второй ст. 262 УК РФ в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

1 См.: Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 517.

2 Данные официальной статистики ГИЦ МВД РФ.

3 См.: Состояние оперативной обстановки и состояние преступности в Новосибирской области за 2000-2005 гг.

4 См.: Состояние окружающей природной среды Новосибирской области за 2003 г.: Доклад Департамента природных ресурсов по Сибирскому региону.

5 См.: ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среде» от 10 февраля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 5.

П.П. Рукавишников*

К понятию реабилитации в уголовном процессе России

Закономерным итогом оправдательного приговора или прекращения уголовного дела судом по реабилитирующим основаниям является реабилитация подсудимого. Институт реабилитации, по справедливому утверждению некоторых авторов, решает задачи своевременного выявления судебных и следственных ошибок, восстановление чести, достоинства, репутации, доброго имени лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности осужденного, удовлетворение чувства справедливости, возмещение морального и материального ущерба, причиненных необоснованным обвинением или осуждением1. Ему посвящено в последнее время немало научных исследований. Он имеет свои нравственные истоки и выполняет определенные функции. Современное уголовное судопроизводство -это не только и не столько репрессия, но также справедливость и милосердие. Истина, справедливость, милость - вот те гносеологические, ценностные и нравственные основания, которыми определяется социально-юридическое значение правосудия и уголовного процесса XXI в., отмечает А.В. Смирнов2.

Процесс реабилитации, как заметил в свое время М.И. Пастухов, имеет также философские и нравственные истоки: это всегда торжество правды и справедливости в уголовном судопроизводстве; с нравственной точки зрения реабилитация - это акт покаяния государства, его органов за ошибку, допущенную в отношении невиновного3.

Слово «реабилитация» происходит от латинского слова «rehabilitation», что означает «восстановление».

Несмотря на то, что данный термин в последние несколько десятилетий прочно вошел в лексикон правоведов, с тех времен, как он появился в латинском языке, он несколько изменил свое значение. Изначально данное понятие означало в праве один из способов помилования, и лишь с течением времени реабилитация трансформировалась в самостоятельный правовой институт, означающий восстановление в правах и репутации необоснованно привлеченного к уголовной ответственности лица. Интересно, что, например, в швейцарском уголовном процессе под «реабилитацией» понимается восстановление прав не оправданного, а виновного лица, заслужившего это своим примерным поведением (нечто среднее между отечественными институтами условнодосрочного освобождения и помилования). Аналогичное значение понятию «реабилитация» придается и в мексиканском уголовном процессе, который предусматривает лишь однократную возможность использования данной процедуры в отношении одного и того же лица4.

Законодательно впервые в истории российского уголовно-процессуального права понятие реабилитации предусмотрено в УПК РФ 2001 г. и представляет собой, согласно п. 34 ст. 5, «порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда». Основные положения процесса реабилитации закреплены в гл. 18 УПК РФ.

Несмотря на то, что определение реабилитации появилось в УПК РФ, как любое научное положение, впервые законодательно закрепленное в законе, критике подвергается как само определение реабилитации, так и его основные положения.

* Судья Иркутского областного суд, соискатель.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (31) 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.