Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования особо охраняемых природных территорий как общесоциальная мера профилактики экологических правонарушений'

Совершенствование правового регулирования особо охраняемых природных территорий как общесоциальная мера профилактики экологических правонарушений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / «ЗЕЛЕНЫЕ» КОРИДОРЫ СЕТИ ООПТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романов А. А.

Неблагоприятная экологическая обстановка выступает фактором, способствующим совершению новых экологических правонарушений. Развитие территорий природных комплексов и использование их потенциала в целях экологического просвещения и воспитания напротив становятся действенными мерами профилактики нарушений экологического законодательства. Принятие таких мер, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений в природоохранное законодательство, в том числе в Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования особо охраняемых природных территорий как общесоциальная мера профилактики экологических правонарушений»

\7ttt/- тл-1 п А. А. РОМАНОВ, заместитель начальника

УДК 343.9 л л

научно-исследовательского и редакционно-

издательского отдела Уфимского

юридического института МВД России,

кандидат юридических наук

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ МЕРА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Аннотация. Неблагоприятная экологическая обстановка выступает фактором, способствующим совершению новых экологических правонарушений. Развитие территорий природных комплексов и использование их потенциала в целях экологического просвещения и воспитания напротив становятся действенными мерами профилактики нарушений экологического законодательства. Принятие таких мер, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений в природоохранное законодательство, в том числе в Федеральный закон РФ от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Ключевые слова и словосочетания: особо охраняемые природные территории, «зеленые» коридоры сети ООПТ, экологическое просвещение, профилактика экологических правонарушений.

В сентябре 2000 года на Встрече на высшем уровне принята Декларация тысячелетия ООН, в которой были обозначены основные ориентиры дальнейшего развития человечества, определены цели мирового сообщества - «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ) (Millennium Development Goals).

Для мониторинга хода реализации этих целей учреждения системы Организации Объединенных Наций совместно согласовали задачи и количественные показатели. В сентябре 2001 года в докладе «План осуществления Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций» Генеральный секретарь представил данные цели, задачи и показатели (индикаторы) на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. Все 189 государств-членов ООН взяли на себя обязательство достичь этих целей к 2015 году.

Система ЦРТ имеет трехуровневую конфигурацию. В ней выделены 8 важнейших Целей развития, для каждой из которых указаны более конкретные

задачи, в том числе измеряемые количественно. Затем для каждой из 18 конкретных задач разработан набор стати- гп стических индикаторов - всего их 48. ® Существенной особенностью системы а ЦРТ и ее отличием от многих других & международных и страновых систем ^ индикаторов является введение времен- одного периода (1990-2015 гг.) и кон- ^ кретных цифр изменения показателей § задач - их уменьшения или увеличения § за этот период. | Среди ЦРТ ООН имеется и эко- « логическая. Цель № 7 призвана обеспе- ® чить экологическую устойчивость на- § шей планеты и отдельных стран. В Док- ^ ладе о развитии человеческого потен- ^ циала в Российской Федерации за ц 2011 г. отмечено, что на федеральном 0 уровне и в регионах надо шире исполь- § зовать индикаторы из Целей развития ^ тысячелетия ООН (в частности Цели -Ц № 7 «Обеспечение экологической ус- ^ тойчивости») [1]. Обозначенная цель Л конкретизируется в трех задачах и § восьми показателях, которые необходи- 05

мо достичь для ее достижения. Среди данных показателей один касается доли районов, отведенных для целей сохранения биологического разнообразия, в общем объеме земельных площадей.

Доля районов, отведенных для целей сохранения биологического разнообразия, в общем объеме земельных площадей определяется как процентная доля площади природоохранных зон страны или региона от ее общей площади.

Сохранение среды обитания различных видов имеет решающее значение в плане замедления темпов сокращения биоразнообразия. Не случайно профессор Б. М. Миркин называет природоохранные зоны «флотилией ноевых ковчегов» [2].

Согласно данным, опубликованным в Государственном докладе «О состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан в 2010 году», общая площадь особо охраняемых природных территорий ^ (ООПТ) Республики Башкортостан со-^ ставляет 1034999,75 га, что составляет ^ 7,2 % от всей территории республики. § Согласно Перечню особо охраняемых ^ природных территорий Республики Башкортостан по состоянию на § 01.01.2012 года площадь всех ООПТ ^ республики без учета территории Южно-§ Уральского государственного природно-| го заповедника в Челябинской области § составила 1037907,85 га. Существующие § проекты предусматривают увеличение § площади ООПТ до 1177460,13 га (8,2 %).

В последние годы данные о пло-у щади особо охраняемых природных 1 территорий в Республике Башкортостан Ц изменялись незначительно, связано это § было в большей степени с их инвента-| ризацией. Так, в результате работ по | инвентаризации ООПТ выявлены случаи накладки площадей друг на друга, « т. е. ранее были организованы памятни-« ки природы, затем они вошли в состав | более крупных категорий ООПТ. Часть площади (24368 га) Южно-Уральского

государственного природного заповедника находится на территории Челябинской области. Исключение наложений приводит к тому, что сумма общей площади ООПТ по РБ составляет 963750,0 га, что соответствует 6,5 % от площади Республики Башкортостан.

Наиболее крупными природоохранными территориями Республики Башкортостан являются: Башкирский государственный заповедник, организованный в 1930 году по предложению академика А. Е. Ферсмана; заповедник Шульган-Таш - единственный в России пчеловодческий заповедник; Национальный парк «Башкирия» с разнообразным миром флоры и фауны, на территории которого организованы «экологические тропы».

В настоящее время правовой основой регулирования особо охраняемых природных территорий является Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В статье 2 данного закона закреплены следующие категории ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

При этом определено, что государственными природными заповедниками являются природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-

просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отне-

сены к лечебно-оздоровительным местностям.

В целом по Российской Федерации доля ООПТ составляет 11,5 %, что указывает на целесообразность увеличения данного показателя для Республики Башкортостан. Кроме того, данным ЮНЕСКО, оптимальным для сохранения биоразнообразия является показатель 1/3 поверхности суши (33 %).

В связи с этим целесообразно реализовывать не только количественное увеличение природоохранных территорий, но и качественный пересмотр их структуры, при которой охрана природы не будет вступать в противоречие с расширением хозяйственной деятельности.

В Республике Башкортостан активно проводится работа по увеличению площадей ООПТ. Так, в частности, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2010 года № 524 образо- ^ ван Природный парк «Иремель». Со- ^ гласно положению о нем, Природный парк «Иремель» является природо- а охранным, рекреационным и эколого- у просветительским учреждением Рес- о^ публики Башкортостан, территория и акватория которого включает в себя ^ природные комплексы и объекты, | имеющие особую экологическую, при- Ц родоохранную, научную и эстетиче- | скую ценность. ^

Особо следует отметить, что 12 ^ июля 2012 года Международный коор- | динационный совет программы «Человек и биосфера» принял решение о „а включении Биосферного резервата ^ «Башкирский Урал» во Всемирную сеть | биосферных заповедников под эгидой

-ж-.—,

ЮНЕСКО, что стало возможным благо- ^

даря работе, проделанной сотрудниками „Ц

Министерства природопользования и ^

экологии РБ, Института биологии а

Уфимского научного центра РАН, Го- |

сударственного природного заповедни- ^

ка «Шульган-Таш» и Национального парка «Башкирия».

В состав биорезервата «Башкирский Урал» входит пять особо охраняемых природных территорий федерального и республиканского значения. Это - государственный природный заповедник «Шульган-Таш», национальный парк «Башкирия», природный парк «Мурадымовское ущелье», природный зоологический заказник «Алтын Солок» и зоологический заказник «Икский». Общая площадь резервата более 345,7 тыс. гектаров.

Территория биосферного резервата отличается богатым биологическим разнообразием. На особо охраняемых природных территориях произрастают более 1650 видов растений, из которых 44 эндемичны, обитают более двух тысяч видов животных. Здесь представлены различные типы ландшафта - ущелья горных рек, горные степи, луга, поймы рек и водохранилища. Внесение уникального природно-культурного ^ комплекса, расположенного на террито-<N1 рии республики под эгиду ЮНЕСКО, ^ послужит делу его сохранения и попу-а ляризации, а также придаст дальнейший & импульс сотрудничеству региона с ве-^ дущей гуманитарной организацией [3]. о^ Вместе с тем учеными подчерки-

^ вается необходимость дальнейшего § расширения площадей особо охраняе-§' мых природных территорий, а также,

§ что наиболее важно, разработки качест-и

« венно новых подходов к организации

® функционирования новых и уже суще-

§ ствующих природных территорий.

^ Так, профессор А. М. Гареев подчеркивает, что расположение наибо-

ц лее высоких возвышенностей южнее оз.

о Асылыкуль и их участие в формирова-

§ нии водных ресурсов системы рек

¡2 Усень, Чермасан и ряда левых притоков р. Демы, близость оз. Кандрыкуль обу-

^ словливают целесообразность создания

Ц обширной зоны экологической стабили-

§ зации в Башкирском Предуралье, вклю-

сц чающей уже существующие, а также

новые охраняемые территории и объекты. Уникальность, своеобразие природных комплексов, присутствие речных систем и озер различной категории в низовьях бассейна р. Белой, в пределах Уфимского плато, Северо-Восточной лесостепи, Зауральской степи, Зилаир-ского плато и др. также способствуют научному географо-экологическому обоснованию и созданию значительного количества охраняемых объектов. Имеющиеся тенденции резкого изменения климатических условий обусловливают необходимость широкомасштабного проведения водоохранных мероприятий по бассейнам всех рек республики. Так, например, критическая водохозяйственная обстановка, сложившаяся летом 2010 г. во многих районах республики, является фактическим подтверждением изложенного [4].

Профессор Б. М. Миркин обосновывает необходимость внедрения экологической сети охраняемых природных территорий: «В экосети отдельные крупные охраняемые территории (ядра) - заповедники, природные национальные парки, заказники - планируется связать «экологическими коридорами», т. е. фрагментами естественных и полуестественных биоцинозов (участками леса, лесопосадками, пастбищами, оврагами и т. д.), которые позволят животным перемещаться из одного «ядра» в другое. Как показывает мировой опыт, переход от системы изолированных ОПТ к экосети резко повышает эффективность охраны биологического разнообразия» [5].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что развитие особо охраняемых природных территорий требует новых подходов к решению этой задачи и использования положительного зарубежного опыта.

В свою очередь создание и функционирование сети ООПТ, определение правового статуса указанных экологических (зеленых) коридоров, соединяющих крупные охраняемые тер-

ритории, требуют законодательного закрепления и регламентации.

На основании изложенного целесообразно в части 1 статьи 2 Федерального закона РФ от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в качестве самостоятельного вида ООПТ предусмотреть «зеленые коридоры сети особо охраняемых природных территорий». Соответственно, текст закона дополнить разделом УШ.1 «Зеленые коридоры сети особо охраняемых природных территорий», в котором раскрыть общие положения о зеленых коридорах сети особо охраняемых природных территорий, порядок их образования и режим особой охраны их территорий.

При этом в законе предлагается закрепить следующее понятие зеленых коридоров сети особо охраняемых природных территорий - фрагменты естественных и полуестественных биоцино-зов (участками леса, лесопосадками, пастбищами, оврагами и т. д.), которые объединяют систему особо охраняемых природных территорий в единую сеть и не допускают создание искусственных преград для перемещения животных из одной особо охраняемой природной территории в другую.

Целью создания зеленых коридоров сети ООПТ нужно предусмотреть обеспечение благоприятных условий для развития биоразнообразия охраняемых природных территорий и мигрирования животных из одних ООПТ в другие.

Для достижения данной цели зеленые коридоры сети ООПТ должны решать следующие задачи:

а) объединение элементов системы особо охраняемых природных тер-

риторий планетарного, федерального, республиканского и местного значения в единую сеть;

б) увеличение количественных показателей территории и качественных показателей биоразнообразия системы особо охраняемых природных территорий;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса сети ООПТ;

г) осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

В части обеспечения режима зеленых коридоров сети ООПТ необходимо учесть:

а) при формировании зеленых коридоров сети ООПТ учитываются естественные пути миграции животных;

б) в границах зеленых коридоров сети ООПТ запрещены или ограничены виды деятельности, противоречащие целям создания зеленых коридоров сети ООПТ или причиняющие вред природным комплексам и их компонентам;

в) преимущественным видом хозяйственной деятельности в границах зеленых коридоров сети ООПТ является экологическое предпринимательство, включая экологический туризм.

Таким образом, создание правовых основ для существования не разрозненных, а объединенных экологическими коридорами сетей особо охраняемых природных территорий позволит поднять на новый уровень деятельность по сохранению биологического разнообразия и будет способствовать обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

<ч а а

и и

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / под ред. А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. М. : ПРООН в РФ / Дизайн-макет, печатная подготовка, печать: ООО «Дизайн-проект "Самолет"», 2011. С. 128.

2. См.: Миркин Б. М. Состояние и проблемы окружающей среды Башкортостана // Экономика и управление. 2004. № 2. С. 61-67.

3. См.: Официальный сайт Министерства природных ресурсов РФ // http://www.mprrb.ru/press/news/8393/.

4. Гареев А. М. Реки, озера и болотные комплексы Республики Башкортстан. Уфа : АН Б, Гилем, 2012. С. 175.

5. Миркин Б. М. Состояние и проблемы окружающей среды Башкортостана // Экономика и управление. 2004. № 2. С. 61-67.

© Романов А. А.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 343.123.3

З. З. ТАЛЫНЕВА, доцент кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

<ч а а

и и

ч

В

ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при окончании предварительного расследования, приводятся мнения различных правоведов о порядке процессуальных действий прекращения уголовного дела.

Ключевые слова и словосочетания: досудебное производство, прекращение уголовного дела, институт освобождения от уголовной ответственности, процессуальный порядок.

о «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

При наличии условий и оснований освобождения лица от уголовной ответственности следователь с согласия руководителя следственного органа и дознаватель с согласия прокурора вправе принять решение о прекращении уголовного преследования (уголовного дела) на стадии предварительного расследования.

Законодателем определен

следующий порядок процессуальных действий прекращения уголовного дела: 1) разъяснение лицу,

привлекаемому к уголовной

ответственности, оснований

прекращения уголовного преследования (уголовного дела) и право возражать против его прекращения по этому основанию;

2) составление мотивированного постановления о прекращении уголовного преследования (уголовного дела) с изложением сущности дела и оснований прекращения;

3) разрешение в постановлении о прекращении уголовной преследования (уголовного дела) вопросов о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста на имущество;

:: :: ::

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.