Научная статья на тему 'Особенности субъективного восприятия в зависимости от профессиональной деятельности и возрастной категории человека'

Особенности субъективного восприятия в зависимости от профессиональной деятельности и возрастной категории человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1170
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галанин Сергей Ильич, Чайковская Марина Геннадьевна, Белкина Тамара Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективного восприятия в зависимости от профессиональной деятельности и возрастной категории человека»

тью на уровне эмоционально-гностической ориентировки и рассмотреть отношение к себе и окружающим под новым, часто противоречивым углом зрения.

Преимущество диалектической логики в том, что она имеет свою особую форму, позволяющую абстрагироваться от самого содержания, которое трансформируется при этом в чистую форму. Отношения противоположностей, предполагающих взаимное исключение, вступая во взаимодействие, способствуют не только созданию нового продукта, но и возникновению новообразований в самой познавательной деятельности по его созданию [6]. Эти новообразования касаются смыслов тех оценок, которые усваиваются ребенком, в том числе в довербальный период развития. Таким образом, ребенок, не получивший положительного подкрепления содержания образа «Я», которое предопределено неблагоприятными обстоятельствами жизни, получает возможность выбора и самостоятельной корректировки представления о самом себе.

Итак, вышеизложенное позволяет определять развитие диалектических представлений как один из качественных принципов становления мировоззрения ребенка, через которое преломляется его самопредставление конкретизирующееся в его образе «Я».

Поскольку развитие диалектической интеллектуальной позиции стимулирует рост способности к самостоятельному адекватному оцениванию своих возможностей и поступков, что, в конечном итоге, способствует гармоничному личностному развитию, то выполненное исследование

позволяет рассматривать формирование диалектических представлений в мировоззрении ребенка как необходимую часть развивающей программы для воспитанников детских закрытых учреждений.

Библиографический список

1. Басина Е. З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М., 1988. - С. 56-65.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

3. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1987. - N° 4. - С. 135-139.

4. Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.

5. Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концеп-ции ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2000.

6. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - №> 4. - С. 28-34.

7. ЛисинаМ.И., СилвеструА.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: «Шти-инца», 1983.

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990.

9. Роджерс Дж. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Академия, 1994.

10. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Наука, 1983.

С.И. Галанин, М.Г. Чайковская, Т.Л. Белкина ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕКА

В процессе изучения окружающего пространства человек воспринимает поток информации, выраженный в какой-либо форме (визуальной, слуховой, чувственной и т.д.), осмысливает его, интерпретирует, синтезирует через призму своих знаний, опыта, воображения и представлений. В этом определяется и формируется его концепция отношения к окружающему миру. Человек внимателен, когда

подчеркнута или повышена активность его познавательной деятельности в процессе понимания или отражения объективной реальности. От степени внимания индивидуума зависит качество усвоения полученной информации. Процесс восприятия представляет собой связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем понятнее и отчетливее выступает в сознании объект, с другой стороны, объект имеет

способность привлекать внимание. Чем внимательней прочитывается сущность предмета, тем он становится более ясным и отчетливым.

Восприятие конкретного человека индивидуально. Неправильно подобранные репрезентаци-онные средства могут дать неверное представление о тех или иных предметах, когда человеческое воображение, подпитываясь стихийными эмоциями вследствие непонимания, даёт свою интерпретацию увиденного предмета. Правильно и научно обоснованная организованная система визуализации элементов предметной среды, учёт форм и типов зрительного восприятия повышают качество изучения внутренней и внешней структур окружающего пространства. В современных условиях переизбытка информации необходима разработка точного интерпретатора творческой идеи создания выставочно-демонстрационной системы, определяющей высокоизбирательный процесс восприятия и понимания предметной среды. Только при учёте влияния различных аспектов на процесс визуализации можно добиться выразительности восприятия и достигнуть конечной цели - создания гармоничной высокоорганизованной демонстрационной среды, отвечающей потребностям потребителя и производителя. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, приходится пересматривать взгляды на организацию выставочного пространства, так как неправильно сформированное окружение способно испортить впечатление о продукции, какой бы великолепной она ни была. Поэтому, необходимо создание научно обоснованной концепции организации демонстрационновыставочного пространства, которая, воплотившись в рекламно-выставочных стендах и комплексах, позволит высокоэффективно доносить до конкретного потребителя необходимую информацию от производителя товаров и услуг.

Возможно ли управлять процессом восприятия? Какова степень понимания структурной организации предметного мира отдельно взятым субъектом? От чего зависит этот уровень? Влияет ли особенность организации визуального ряда на качество восприятия, и в какой степени? Что происходит, когда нет согласия между воспринимающим субъектом и представленным объектом? На что в первую очередь обращает внимание человек при восприятии предметов и чем он руководствуется? Какие условия должны быть выполнены для полноценного понимания пред-

ставленной информации? Насколько отличается восприятие подготовленного человека от восприятия человека, не имеющего конкретных знаний о законах организации того или иного объекта? Влияет ли профессиональная деятельность человека на акт восприятия? Ответы на поставленные вопросы помогут сформулировать основную концепцию организации пространства специфического направления.

С целью выявления критериев построения предметно-выставочной среды определялись особенности восприятия ювелирных изделий с точки зрения профессионального и возрастного аспектов. В экспериментах принимали участие следующие группы испытуемых:

- первая - студенты художественной специальности «Художественное проектирование ювелирных изделий» (32 чел.);

- вторая - студенты-гуманитарии специальности «Сервис и туризм» (27 чел.);

- третья - студенты специальности «Экономика» (45 чел.);

- четвертая - студенты технической специальности «Машины и аппараты текстильной промышленности» (41 чел.).

Исследование субъективного восприятия системы визуализируемых объектов в зависимости от степени её расчленения проводилось на следующих возрастных группах:

- первая - служащие, средний возраст 40 лет (33 чел.);

- вторая - учащиеся вуза, средний возраст 20 лет (37 чел.);

- третья - учащиеся средней школы, средний возраст 12 лет (34 чел.).

Количество человек в группе позволяло оценивать результаты с достаточно высокой степенью объективности. При анализе экспериментальных результатов максимальное и минимальное значение (оценка) отбрасывались.

Приведем условия эксперимента по исследованию особенностей субъективного восприятия элементов предметной среды в зависимости от уровня подготовки и профессиональной деятельности. Цель исследования - выявление взаимосвязи внимания, профессиональной деятельности, уровня подготовки человека при восприятии сложноорганизованной плоскостной формы, визуализируемой определенное количество времени. Исследования проводились на основе опыта Р. Арнхейма [1].

В течение 3-х секунд демонстрировалась сложносочиненная линейная фигура. Все тестируемые находились в одинаковых комфортных условиях восприятия, при которых нет необходимости учитывать кинестетический аспект. Ставилась задача воспроизведения точного изображения демонстрируемого образа по памяти. Сравнение результатов показало, что студенты художественной и технической специальностей достигли лучшего результата в точном воспроизведении образа. Студенты первой группы более качественно воспринимают абстрактный незнакомый образ, студенты четвертой группы, благодаря математическому складу ума, быстро схватывают основную сущность демонстрируемого образа, легко выстраивают логичную цепочку организации целостности предмета. У этих же групп наблюдается отсутствие кардинального отхождения от образа. Вторая и третья группы усложняли или упрощали образ, не сумев в сложной системе организации формы выявить основное и главное.

Теперь рассмотрим эксперимент, направленный на исследование восприятия стимулирующих моделей предметной среды. Цель эксперимента - определение приоритетности восприятия элементов предметной среды различных форм организации (правильной геометрической формы и формы свободных очертаний) в зависимости от профессиональной деятельности тестируемых. Из двух предложенных геометрических тел (простой правильный куб и сложносочиненная форма свободных очертаний) необходимо было выбрать наиболее близкую по мироощущению форму Студенты, специальность которых связана преимущественно с точной информацией (третья и четвертая группы), отдали предпочтение четкой правильной геометрической форме. Студенты, чья специальность связана с художественными дисциплинами (первая группа), отдали предпочтение фантазийной форме. Студенты, в обучении которых задействованы точная и творческая информационная направленность, разделились в своем выборе пополам.

Проведенный эксперимент показывает, что восприятие фантазийной сложноорганизованной формы является приоритетным для людей, понимающих конструктивную основу предметов. Выбор в пользу правильной формы говорит об устойчивости, лаконичности, чёткости и последовательности всего того, что должно окружать человека.

В первом случае закономерно выведен тип активного восприятия, характеризующийся мыслительной динамикой, потребностью исследования и понимания незнакомого образа, изучением и логическим завершением увиденного посредством индивидуального опыта. Во втором случае выявлен тип пассивного восприятия, характеризующийся полезным автоматизмом, основанном на памяти, инстинкте, привычке, при котором происходит равномерное распределение внимания. Образы, соответствующие этому восприятию дополняют предшествующий опыт, согласуясь с действительным ощущением в данный момент. Статичность представленного события более соответствует профессиональным качествам третьей и четвертой групп.

Далее проводился эксперимент по исследованию субъективного восприятия формы и цвета с целью определения приоритетности их восприятия. Демонстрировались два вида геометрических фигур определенного цвета - красные круги и зеленые треугольники. Тестируемым необходимо было выбрать из предложенного ряда сходную модель с аналогом - красным треугольником, который являлся основной фигурой-эталоном. Анализ результатов показал, что третья и четвертая группы студентов, специальность которых связана с точными цифрами и реальными фактическими данными, отдали предпочтение форме. Студенты первой и второй групп, специальность которых связана с изучением художественных дисциплин и некоторым сдвигом в сторону творческого подхода в процессе обучения, приоритетом выбрали цвет.

Проведенный эксперимент показывает, что восприятие предметов через цвет характерно для людей с повышенными эмоциональными ощущениями, с выраженным художественным типом мышления, когда прослеживается чувственный переход к образу. Доминирование цвета указывает на то, что в этом случае заметнее всего проявляется восприятие осязательных нюансов цвета, испытуемые способны проявлять открытость к внешним стимулам, эмоциональным взрывам.

Предпочтение и реагирование на форму свойственно людям, у которых по роду их деятельности прослеживается интеллектуальный контроль, точность расчетов, запоминание различных цифровых комбинаций. Форма требует более активной реакции, установления структурной основы, соотношения частей с целым. При восприятии

происходит тщательное изучение объекта, установление его структурной основы, соотнесение частей с целым.

Цвет с психологической точки зрения рассматривается, как некая субстанция способная оказывать эмоциональное воздействие, вызывающая физиологические ощущения определенной степени комфортности. Это факторы присущие определенным психическим и физическим состояниям человека.

Восприятие же формы характеризуется активным контролем чувства равновесия, геометрических свойств очертания, ориентацией в пространстве, то есть здесь присутствуют процессы более или менее аналогичные прочным научным позициям.

Кроме того, выполнено исследование субъективного восприятия тематического визуального ряда в зависимости от уровня его организации. Задача эксперимента - определение качественного уровня понимания визуального ряда в зависимости от способов его организации. Испытуемым предложено дать описание специфически оформленного помещения после нахождения в нём в течение определенного времени. Визуальный тематический ряд представлен по периметру стен. В соответствии с этим, по отношению к сидящим выявляются четыре зоны различной степени комфортности восприятия: визуальный ряд №1 по отношению к сидящим находится сзади, №2 - слева, №3 - спереди, №4 -справа. Эксперимент определил различную степень понимания и усвоения представленной информации в зависимости от удобства расположения визуального ряда по отношению к воспринимающему. Наиболее высокий уровень запоминания отмечен в зоне повышенной комфортности восприятия (3-й визуальный ряд), не требующей каких-либо дополнительных физических усилий со стороны человека. Неправильно организованная тематическая информация (1-й визуальный ряд) не понимается и не усваивается в должной степени вообще. В зоне среднего комфорта (2-й, 4-й визуальные ряды) выявлено частичное понимание представленной тематики. Проведенный эксперимент выявил влияние кинестетического и пространственно-физиологического аспектов восприятия на качество понимания визуального ряда.

Исследование субъективного восприятия системы визуализируемых объектов в зависи-

мости от степени её расчленения проводилось на основе эксперимента В. Кёлера и П. Адамс [2] с целью определения оптимальных вариантов визуализации целостной системы дробных элементов. При изучении качества восприятия учитывался усталостно-возрастной аспект. Демонстрировались три таблицы с изображением фигур различных очертаний. Из каждой таблицы требовалось выбрать два одинаковых элемента. Количество составляющих каждой системы было неизменным. Отличие заключалось в расстоянии между элементами. В таблице 1 фигуры максимально сближены между собой. В таблице 2 увеличены расстояния между элементами, но сохранены горизонтальные ряды. В таблице 3 нарушены ряды расположения элементов посредством их хаотичного распределения и введения двухцветного фона. Эксперимент позволил выявить качество восприятия по временному параметру в зависимости от степени организации представленных систем. Анализ результатов показал, что уменьшение расстояния между рассматриваемыми элементами затрудняет их восприятие. При увеличении расстояния процесс понимания представленных образов происходит значительно быстрее. И наиболее высокий результат был получен в случае творческого подхода к организации расположения элементов. Помимо этого, качество понимания визуализируемой системы напрямую зависит от усталостно-возрастного аспекта. Третья возрастная группа характеризуется большим разнообразием повседневного уровня жизни, вследствие чего там не происходит накопления усталости и нет заторможенности восприятия происходящих вокруг процессов. Чем старше человек, чем более он позиционирует себя в какой-либо сфере деятельности и тем больше ограничивает себя и своё сознание в определенной области, нацеливая на неё всё своё внимание, тем самым, определяя уровень и качество восприятия предметного мира, не относящегося к его основной профессиональной деятельности.

Эксперимент по исследованию субъективного восприятия формы и фона проведен с целью определения приоритетности восприятия фигуры и фона в зависимости от профессиональной деятельности. Испытуемым в течение нескольких десятков секунд демонстрировалась работа нидерландского художника Питера Брейгеля-стар-шего «Сенокос» (1565 г.). По своему композиционному построению картина является многопла-

новой и раскрывает несколько сюжетов одновременно, выявляя главные и второстепенные эпизоды. По заданию требовалось дать описание общего сюжета картины.

Эксперимент показал, что восприятие основной, центральной части, визуально навязанной человеку, не требует дополнительных усилий при восприятии (вторая, третья, четвертая группы). Испытуемый удерживает в памяти только главные события, отмечая и запоминая все составляющие этого явления наиболее ярко и подробно, тем самым, отодвигая на второй план сопутствующие и сопровождающие системы как второстепенные и незначительные. Доминирование второго плана в описаниях указывает на умение сосредоточиться лишь на какой-либо отдельной части представленной информации, при изучении которой теряется часть данных, составляющих первоначальный опыт. В случае восприятия визуальных образов с равномерным распределением внимания происходит запоминание всех частей композиции, наиболее полное их понимание в частности и целом (первая группа).

Проведенные эксперименты позволили сделать следующие выводы:

1. На восприятие окружающих предметов существенное влияние оказывает возраст человека, профессиональные навыки и уровень профессиональной подготовленности. Выявлено, что независимо от профессиональной деятельности человек стремится наиболее полно осмыслить и организовать целостный образ визуализируемого предмета.

2. Специфика профессиональной деятельности оказывает непосредственное влияние на внимание при восприятии. Внимание выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и в углубленности и собранности на предмете размышления. Когда направленность мыслей регулируется направленностью деятельности человека, происходит наиболее тесная связь и взаимопереплетение объекта и сознания. При концентрации внимания выявлены субъективные особенности восприятия, находящиеся в прямой зависимости от приобретённого опыта, знаний, профессиональной ориентации.

3. Любой элемент предметной среды является стимулом визуального восприятия, вызывающим определенные эмоции и ощущения. В зависимости от склада ума и профессиональных навыков выявляется индивидуальная сложность

структурной организации образа для отдельного человека. Независимо от профессии происходит максимальное упрощение увиденного для последующего осмысления и понимания.

4. Форма и цвет способны инициировать диаметрально противоположные состояния человека, характеризующиеся умственной деятельностью и эмоциональными всплесками чувственного отношения к окружающей действительности. При организации демонстрационной среды необходимо учитывать различия в реакциях на цвет и форму в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от его склада мышления и сферы общественной деятельности, добиваясь единой интерпретации и гармоничного звучания двух совершенно разных составляющих одного объекта.

5. Качество визуального восприятия информации зависит от пространственного решения и времени, отведенного на усвоение. Наиболее удобная для восприятия информация, независимо от ее продолжительности, запоминается полностью. Неправильно организованная тематическая информация полностью не понимается и не усваивается за любой промежуток времени.

6. При восприятии расчлененной системы крупная геометрическая организация подавляет внутреннее содержание входящих в неё мелких объектов. При увеличении порогов расчлененности этой системы внимание при восприятии будет направлено против этого подавления.

При организации подобных объектов необходимо отказываться от тенденции образования замкнутых фигур, которые так изменяют некоторые характеристики составляющих их частей, что эти части непроизвольно прочитываются совершенно иным образом. Упрощение восприятия достигается разделением зрительных образов и моделей на более простые самостоятельно развитые составляющие.

7. При восприятии группы элементов, расположенных в горизонтальных или вертикальных рядах с малыми промежутками чередования (или высокой плотностью), происходит обобщение частей, и все представленные элементы предметной среды понимаются как крупная единица.

8. Профессиональная деятельность напрямую связана с «рассеянностью» внимания, характеризующейся потерей основного эффекта восприятия. Только подготовленный человек качественно воспринимает и понимает демонстрируемые визуальные системы. Исходя из этого, необходи-

мо так организовать представляемый образ, чтобы окружающие и примыкающие к нему части не составляли конкуренцию в приоритетности восприятия, а соподчинялись основному действию или явлению и образовывали единую гармоничную систему, воспринимаемую и неподготовленным человеком.

Библиографический список

1. Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие. Глава «Очертание». - М.: Прогресс, 1974. -С. 74.

2. Леонтьев А.Н., РомановВ.Я. Хрестоматия по вниманию В. Кёлер и П. Адамс. - М.: Московский университет, 1976. - С. 154.

Е.Н. Григорьева

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Проблема материнства является одной из актуальных проблем психологичес-. кой науки и практики. Это обусловлено противоречием между остротой демографических вопросов, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, с увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и, в первую очередь, женщине. Кроме того, во второй половине XX века социально-политическая эмансипация женщин и всё более широкое вовлечение их в общественное производство существенно изменили их роль в семье. Самоуважение женщины имеет кроме материнства многие другие основания - профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретённое благодаря удачному замужеству общественное положение. Это не отменяет ценности материнской любви, потребности в ней, однако представляет определённую сложность в самореализации женщины как матери.

В области психологии материнства проведена масса исследований, которые отличаются обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов (Г.В. Скобло, М.С. Радионова, О.В. Баженова, О.А. Копыл, В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова, Е.В. Могилевская, А.И. Захаров, Т.В. Леус, Г.Г. Филиппова и др.). Среди них: медицинские, этологические, физиологические, культурно-исторические, психологические, где, в частности, представлены, психоаналитические, психотерапевтические, психолого-педагогичес-кие и другие аспекты. Обширность направлений исследований аспектов материнства свидетельствует о большом интересе учёных и востребо-

ванности этой проблемы в современной науке и практике.

Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами зарубежными учёными ведётся в русле психоанализа со второй четверти прошлого века (З. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникотт, С. Фанти, М. Марконе). Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, А. Хантер, В. Эмерсон, Д. Чемберлен). Большинство работ отечественных психологов по данной тематике имеют исследовательский характер, направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в рамках отечественной возрастной психологии (Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В. Баженова, Е.И. Захарова), онтогенетической концепции материнства Г.Г. Филипповой, биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И. Брутмана.

Несмотря на широкий спектр исследований, остаётся актуальной проблема разработки программ психологического сопровождения женщин в период беременности и после родов. На практике психологическая поддержка беременных женщин и молодых мам ограничивается только подготовкой к родам и адаптации после них в физиологическом контексте, поскольку занятия проводят врачи-гинекологи. К сожалению, вопросы психологического здоровья будущих мам, их эмоционального состояния освещены недостаточно. Зачастую женщина остаётся один на один со своими проблемами. Вакуум профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.