Научная статья на тему 'Образ красоты в визуальном представлении американцев'

Образ красоты в визуальном представлении американцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
404
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / КРАСОТА / СЕМАНТИКА ФОРМ / СЕМАНТИКА ЦВЕТА / GRAPHICAL REPRESENTATION / BEAUTY / SEMANTICS OF FORMS / SEMANTICS OF COLOURS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зимина Мария Викторовна

В понимании американцев Beauty это в первую очередь красота естественная (красота природы, людей, человеческих отношений). Визуально Beauty может быть представлена как плавная округлость форм. С точки зрения динамики Beauty в большинстве случаев представляет собой отдельный момент постоянного движения и развития. В цветовом выражении Beauty это, прежде всего, оттенки красного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF BEAUTY IN THE VISUAL REPRESENTATION OF AMERICANS

In Americans' understanding, beauty is first of all natural beauty (the beauty of nature, people, and human relations). Visually, beauty can be represented as a smooth roundedness of forms. From the perspective of its dynamics, beauty in most cases represents a particular moment of constant movement and development. In chromatic expression, beauty is, first of all, various shades of red.

Текст научной работы на тему «Образ красоты в визуальном представлении американцев»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н .И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 362-368

УДК 802.0

ОБРАЗ КРАСОТЫ В ВИЗУАЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ АМЕРИКАНЦЕВ © 2012 г. М.В. Зимина

Нижегородский государственный педагогический университет

zima2@sandy.ru

Поступила в редакцию 22.04.2011

В понимании американцев Beauty - это в первую очередь красота естественная (красота природы, людей, человеческих отношений). Визуально Beauty может быть представлена как плавная округлость форм. С точки зрения динамики Beauty в большинстве случаев представляет собой отдельный момент постоянного движения и развития. В цветовом выражении Beauty - это, прежде всего, оттенки красного.

Ключевые слова: графическая репрезентация, красота, семантика форм, семантика цвета.

Базовые ценности общества в настоящее время привлекают внимание ученых, поскольку ими обусловлено поведение людей и на их основе осуществляется воздействие на социум. Однако практически все исследования базируются на вербальном поведении человека, то есть рассматривают то, что человек говорит (пишет). При этом не учитывается, что развитие средств массовой информации значительно увеличивает стереотипность реакции: люди, сами того не осознавая, повторяют то, что они слышали (читали). Вопрос, насколько объективно слова отражают ценностную систему человека, остается открытым. Одной из возможностей проверить это является анализ невербального поведения людей.

Настоящая статья является обобщением результатов эксперимента, проведенного нами с целью выявления визуальных ассоциаций, вызываемых концептом “beauty”.

В эксперименте участвовало двадцать восемь студентов из разных частей Америки. Им было предложено изобразить графически ассоциации, которые вызывает у них слово “beauty”. Всего за 10 минут нужно было нарисовать пять рисунков и три линии, используя цвета (цветные карандаши), ассоциирующиеся с данным концептом. Общее количество полученных рисунков - 140. Предварительно нами было проведено изучение вербальных средств представления образа Beauty.

Следует отметить, что концепт «красота» входит в число важнейших ценностных ориентиров человеческого поведения, определяет отношение человека к другим людям и окружающему миру. Это понятие используется различными науками: этикой и эстетикой, философией и психологией, математикой и философией искусства. Н.Д. Арутюнова пишет, что «красота

является одним из ключевых терминов культуры, существующих в любом языке и актуальных для каждого человека» [1]. Автор также подчёркивает, что «свойство «быть красивым/некрасивым» приписывается, прежде всего, зримым объектам окружающего мира - космическим телам и земной природе» [1, с. 12]. Далее Н.Д. Арутюнова говорит о том, что «в основе понятия красоты лежит представление о норме, прежде всего природной. Из этого положения вытекают, по крайней мере, три следствия: 1) красота не геометрична, 2) красота целостна, 3) образы красоты распределены по естественным родам и категориям» [1, с. 22]. Данный концепт является ведущим концептом эстетики (под именем «прекрасное»), обозначающим совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает эстетическое наслаждение.

Наибольшее внимание мы уделяем исследованиям, посвященным изучению образа «Beauty» в англоязычной культуре. Ю.В. Мещерякова [2] в рамках подхода, обоснованного В.И. Карасиком, устанавливает конститутивные признаки концепта. Исследователем был проведен ассоциативный эксперимент с австралийцами, в ходе которого информантам предлагалось охарактеризовать различные красивые объекты.

Диссертационное исследование Г.А. Сад-риевой [3] также лежит в русле лингвокультурологического направления. Автор проводит сопоставительный анализ концепта «красота» в русском, английском и татарских языках и на базе лексикографических источников определяет концептуальные признаки данного концепта, разделяя их на ядерные и периферийные по критерию частотности.

Методологической основой диссертационного исследования И.О. Окуневой [4] является

лингвокогнитивный подход. Одну из ключевых позиций в нем занимает когнитивный анализ образного компонента концепта «красота», содержащегося в метафорических моделях и устойчивых сравнительных конструкциях. Исследователь отмечает, что устойчивые сравнения содержат в себе систему стереотипных образов и символов, закрепившихся в языке. Поскольку наш эксперимент строится на графическом представлении образа «Beauty», то в исследовании И.О. Окуневой нас интересуют именно символические образы красоты в английском языковом сознании.

Г.А. Садриева уточняет концептуальные признаки (общие для английского, русского и татарского языков) [3, с. 57]: 1) «нечто привлекательное, притягивающее внимание» - центральный концептуальный признак во всех рассматриваемых языках; 2) признак «получение удовольствия от восприятия объектов действительности, гармоничных по форме, цвету, размерам и т. п.»; 3) признак «приятный, восхитительный, соответствующий гармонии».

По словарным дефинициям в значении слова «красивый» как в английском, так и в русском языках Ю.В. Мещерякова выделяет два основных признака: 1) пропорциональность и гармоничность физических качеств и 2) доставляющее наслаждение своим видом [2, с. 70-71].

Английское слово «beauty» многозначно. Во всех случаях доминируют значения, выражающие качественные характеристики.

Исследователи отмечают, что «красота» как понятие является универсальным. Концепт «красота» есть многомерное ментальное образование, которое опредмечивается в различных языковых формах и понятийное содержание которого сопряжено со всеми сферами бытия человека.

В английском языке прилагательные, используемые для характеристики женской красоты, как правило, используются для описания природы. Лексика, используемая по отношению к мужчинам, применима к произведениям искусства и творениям человека [4, с. 214].

Красота носит двойственный характер. С одной стороны, она мимолётна и быстротечна, такая красота обычно принадлежит живым существам и человеку, с другой стороны, она вечна, такая красота встречается в природе и произведениях искусства.

Теперь перейдем к рассмотрению визуального представления образа «Beauty» американскими испытуемыми. Анализ экспериментальных данных позволяет утверждать, что красота понимается в основном как красота нерукотворная. 53% рисунков - это изображения при-

роды. В первую очередь красивы растения (цветы, деревья), затем горы, вода (волны, река, море, водопад) и солнце (закат и восход).

Еще 19% рисунков это красота человека, тоже, строго говоря, природная данность. Как и можно было предположить, в первую очередь представлены изображения лица, силуэта, затем глаза, и по одному рисунку волос и губ. Сюда же можно отнести рисунок зеркала, поскольку нет сомнений, что автор имел в виду человеческое отражение (вероятно, лица, поскольку зеркало небольшое).

Попытки представления красивых человеческих отношений составляют 9% изображений. Естественно, на первом месте оказывается любовь, затем семья, мать с маленьким ребёнком на руках, мир и дружба.

Еще 9% рисунков - это изображения, обусловленные жизнедеятельностью человека. Среди них изображения украшений (кольцо с бриллиантом, просто бриллиант и бусы), крест как символ религии, единичны изображения музыки (посредством нот), домов, денег, книги, картины и косметики.

На одном рисунке изображена пирамида с глазом в вершине, который означает «Око Провидения», и его обобщающее значение в том, что Око, или Бог, одобряет процветание США.

Остальные рисунки (9 %) представляют собой абстрактные изображения и изображения геометрических фигур. Это волнистые линии отдельно или в орнаменте, круги, треугольник, изображение центробежных прямых под разными углами (что может рассматриваться как хаос).

Трактовка абстрактных изображений представляет определенную сложность. Обычно за абстрактными изображениями кроется либо множественность образа, либо его расплывчатость, недостаточная оформленность. Можно было бы считать, что красота, изображенная абстрактно, еще не оформилась и не нашла себя в предмете. Однако нельзя забывать, что концепт красоты имеет этическую и эстетическую составляющие. И очевидно, что в нашем эксперименте визуализации подлежал почти исключительно эстетический компонент. Однако существующий в сознании испытуемых образ этической красоты вполне мог визуализироваться посредством абстрактных изображений.

Мы обратимся к рассмотрению формальной стороны изображений (всех, не только абстрактных), надеясь определить, какие понятия (в том числе и этические) могут коррелировать с семантикой этой формы.

На 64% рисунков изображение имеет округлые формы. Изображение круга (просто круга, а

также солнца, лица) присутствует на 26% рисунков.

Среди изображений угловатых форм (всего 26%) можно выделить рисунки объектов естественной формы (горы - 12%, крест - 2%, ели -1%, единичны рисунки книги, флагов). Собственно угловатые формы, т. е. произвольно взятые испытуемыми, имеют всего 7% изображений. Таким образом, угловатость является предметно обусловленной, хотя в некоторых случаях наши испытуемые скругляли вершины гор.

В основном картинки многокомпонентные, на них можно увидеть разные формы, но на многих преобладают именно округлые формы. Из вышесказанного можно заключить, что понятие красоты связано с понятиями округлости, плавности, круга.

Мы также рассматривали изображения с точки зрения динамики. Динамичными можно считать около 43% рисунков. Практически все они изображают подъем слева снизу направо вверх. Сюда же входят картинки, где объекты выстроены по такой же линии (например, солнце на пейзажах всегда в правом верхнем углу). Спуск (слева сверху вправо вниз) можно увидеть только на восьми рисунках. Подъем традиционно рассматривается как положительная динамика, развитие, увеличение. Очевидно, эти компоненты почти в половине случаев также входят в образ красоты.

Большинство изображений статично, однако на основании этого вряд ли справедливо считать, что образ красоты статичен. Многим природным объектам присуща динамика, а объектам живой природы (деревьям, цветам) свойственно развитие. Один из испытуемых изобразил на пяти картинках постепенное распускание цветка. Идея роста и развития видна на рисунке, где изображена птица, летящая кормить птенца. Такие рисунки составляют 28,5% всех изображений.

Если еще прибавить изображение человеческих отношений (которые существуют только в развитии), улыбки, то можно сказать, что большая часть рисунков все-таки динамична, хотя в основном это внутренняя динамика. В этой связи возникает предположение о том, что красота -это фиксированный момент вечного движения (остановись, мгновенье, ты прекрасно).

Наши испытуемые также представили Beauty в цвете.

На первом месте в 43% случаев находятся оттенки красного цвета (чисто красный, розовый, розово-сиреневый, бордовый). На холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый и зелёный) приходится 37%. На третьем месте идут

жёлтый и оранжевый. Они составляют 13%. Оставшиеся 7% - это белый и чёрный. Общее число предложенных испытуемыми образцов -84 (мы просили каждого дать по три цвета для визуализации Beauty, однако мы не настаивали на этом, поскольку давление могло привести к появлению случайного выбора). Общая картина выбора цветов испытуемыми следующая: 43% составляют названные выше оттенки красного цвета, 37% - оттенки синего и зелёный, 13% -жёлтый и оранжевый и 7% белый и чёрный цвета. Таким образом, в 56% у нас преобладают мажорные цвета. Поэтому можно сделать вывод, что Beauty связана с радостью, вызывает положительные эмоции.

Из семантики отдельных цветов мы возьмем те компоненты, которые могут входить в состав образа «Beauty» [5]. Поскольку все до одного испытуемые предлагают для визуализации Beauty оттенки красного цвета (и в основном на первом месте), то получается, что в состав образа могут входить такие компоненты: активность, радость, энергия, сила, веселье, нежность, цветение, любовь. Мы говорим «могут», поскольку трудно точно сказать, какое именно значение цвета имел в виду конкретный человек. Из семантики зеленого цвета актуальным для концепта «Beauty» должно быть значение зеленого как природного гармоничного цвета, из семантики синего и голубого - значения моря и неба, спокойствия, из семантики жёлтого и оранжевого - солнце, закат, юг, лето. В 40% случаев эти компоненты входят в состав образа «Beauty». Семантика белого цвета может присутствовать в полном объеме: этот цвет легкий, чудесный, свежий, чистый. При этом нельзя исключить и общую положительную оценку посредством белого цвета (в противопоставлении черному).

Из сказанного можно сделать выводы относительно визуального представления образа «Beauty».

В понимании американцев Beauty - это в первую очередь (81%) красота естественная (красота природы, людей, человеческих отношений). Искусственная красота, созданная человеком, составляет всего 19%. Если из этого количества убрать рисунки креста как символа религии (поскольку религия в любом случае имеет дело с нерукотворностью), то оно сократится до 17%, а изображения естественной красоты увеличится до 83%.

Визуально Beauty может быть представлена как плавная округлость форм. Таким образом, исходя из семантики формы [6], этот образ включает в себя компоненты «совершенство, доброе, чистое, красивое».

С точки зрения динамики Beauty в большинстве случаев представляет собой отдельный момент постоянного движения и развития.

В цветовом выражении Beauty - это красный -розовый - сиреневый, что свидетельствует о наличии в концепте значений «активность», «радость», «энергия», «сила», «веселье», «нежность», «цветение», «любовь» (это же подтверждается и при анализе изображений). Почти в половине случаев красота связана с природой посредством зеленого, синего, голубого, жёлтого и оранжевого цветов. Исследование изображений показало значительно больший процент «природных» компонентов в красоте. В 5% случаев в состав образа входит положительная оценка (белый цвет).

На основании анализа экспериментальных данных можно заключить, что для испытуемых актуальными являются следующие компоненты образа Beauty: красота природы (чаще всего цветов, деревьев, воды); красота человека (чаще всего лица); красота человеческих отношений (в первую очередь любви); плавность; совершенство; радость /веселье; активность/ энергия; положительная оценка.

Посмотрим, как соотносятся вербальное и визуальное представление Beauty. Начнем со сравнения графических и вербальных ассоциаций, которые даются на стимул Beauty, поскольку имеющиеся в ассоциативных словарях и полученные в результате проведенного эксперимента данные позволяют использовать статистические методы. В ассоциативном тезаурусе [7] приведены следующие вербальные ассоциации (всего 17), которые были вызваны словом «Beauty» (в скобках указана частота появления реакции): beast (23,3), ugly(12,3), girl (8,2), pretty (4,8), queen (4,8), make up (2,1), model (2,1), sleep (2,1), aid (1,4), charm (1,4), contest (1,4), eyes (1,4), face (1,4), looks (1,4), love (1,4), sexy (1,4), woman (1,4). Всего представлено 72,3% ответов, поскольку в словарь не включались единичные ответы. Этот список мы назовём первым списком. Само слово «Beauty» является реакцией на 31 стимул: goddess, beast, art, looks, rose, cosmetics, natural, vanity, essence, sunset, poem, nature, admire, horizon, flower, blonde, face, contest, make up, arts, attract, dove, eagle, valor, waterfall, actress, oak, Venus, grace, age. Это второй список.

Для целей нашего исследования нам пришлось несколько сократить число ассоциаций за счет удаления вербальных единиц, не подлежащих визуальному представлению, а также синонимичных Beauty.

Мы широко рассматриваем возможности визуализации вербальных единиц, считая, что ес-

ли какое-либо изображение в принципе может быть соотнесено с вербальной единицей, то эта единица подлежит визуальному представлению. Поясним на примере нашего экспериментального материала. Мы считаем принципиально визуализируемыми не только такие единицы, как girl, eyes, возможность визуального представления которых легко представима. Более сложно визуализировать единицы, имеющие большой объем содержания, такие как looks (в качестве визуального представления можно рассматривать изображение лица и фигуры человека, эти же рисунки визуализируют face, girl, woman), как sexy (с этим понятием может коррелировать утрированное изображение женской фигуры), natural (изображения природных объектов), и даже такие, как grace (изображение плавных волнистых линий для визуализации этого понятия). Несмотря на возможность разной трактовки полученных изображений и, конечно же, на возможность различного визуального представления вербальных единиц, мы все же считаем эти единицы принципиально визуализируемыми.

К невизуализируемым мы относим следующие единицы: из первого списка charm; из второго списка vanity, essence, admire, blond (рисунки выполнялись простым карандашом), valor, age (мы считаем, что Beauty связана с молодым возрастом, который сложно изобразить).

Синонимичными стимулу (речь идет, конечно, о неполной синонимии) являются единицы charm и pretty из первого списка.

Итак, всего из рассмотрения мы исключаем 3 единицы первого списка (около 10 % всех представленных в тезаурусе ответов) и 6 единиц второго списка (около 15 % всех ответов). Таким образом, списки оказываются сокращенными незначительно. Следует отметить, что в списках представлено 72,3% ответов реципиентов, поскольку в словарь не включались единичные ответы.

Посмотрим, какова же корреляция полученных нами изображений с ассоциациями, зафиксированными составителями ассоциативного тезауруса.

Начинаем сравнение с первым списком ассоциаций, поскольку эти ответы получены на стимул Beauty. Сразу оговоримся, что одно и то же изображение может соотноситься с несколькими вербальными понятиями. Например, изображение женского лица - это и женщина, и лицо, и глаза, и волосы. И наоборот, одно вербальное обозначение может коррелировать с разными рисунками, как, например, слово nature, для изображения которого могут подойти различные природные объекты (таблица).

Вербальные ассоциации Процентное отношение ко всем ответам Изображения Процентное отношение ко всем ответам

Girl

Woman

Model 14,5 Женщина 19

Sexy

Looks

Face

Looks 4,9 Лицо 8

Make up

Love Сердце

Sexy 3 мужчина и женщина 5

Sleep Человек с закрытыми

2,1 глазами 1

Eyes Глаз(а)

Make up 3,5 косметика 3

Обобщив данные, можно сказать, что только около 28% (по частотности употребления) вербальных ассоциаций отражено на полученных в результате эксперимента изображениях, и только 36% изображений коррелируют с вербальными ассоциациями. Если анализировать эти данные с точки зрения содержания вербальных и иконических единиц, то можно сделать несколько выводов.

Во-первых, очевидно, что стимул Beauty не вызывает ассоциаций с единицами, имеющими противоположные компоненты значения. Если единицы beast, ugly вместе составляют более трети вербальных ответов, то среди икониче-ских ассоциаций они вообще отсутствуют.

Во-вторых, значительная доля ответов (23%) приходится на вербальную единицу beast. Это свидетельствует о том, что, подбирая вербальные ассоциации, испытуемые могут приводить устойчивые языковые штампы. Сказка «Beauty and the Beast» является одной из самых популярных и известна всем. Поэтому ответ является, вероятно, автоматической реакцией на стимул, прочно закрепившейся еще в раннем детстве. Возникает сильное сомнение в том, насколько концепт Beast связан с концептом Beauty, сомнение, подтверждаемое нашими экспериментальными данными. Подобные размышления могут быть приведены и по поводу слова «contest», которое также присутствует среди вербальных ассоциаций.

В-третьих, в первом списке практически отсутствуют языковые единицы, описывающие красоту природы (горы, деревья, цветы, море, волны). А именно подобные изображения составляют половину всех рисунков. Можно было бы возразить, что 27,7% ответов реципиентов не приведены в ассоциативном словаре. Однако, как мы уже говорили, словарь не включает единичные ответы. Изображения природных

объектов и явлений далеко не единичны на рисунках наших испытуемых (например, рисунки цветов и деревьев составляют 23,5%, гор -11%). Поэтому одно из основных отличий между вербальным и графическим представлением заключается в том, что, реагируя на стимул Beauty графически, реципиенты в половине случаев изображают природные объекты и явления, вербальная же реакция является антропоцентрической.

Обратимся ко второму списку. Вербальные единицы этого списка «покроют» большую часть изображений. Изображения соотносимы с основной массой слов списка. Отсутствуют вербальные ассоциации с 19% изображений. Не нашли своего отражения на рисунках вербальные ассоциации с фантастическими существами (goddess, Venus, beast, mermaid).

В списках также отсутствуют вербальные ассоциации с цветом, т. е. вербально красота с цветом не ассоциируется, а визуально ассоциируется, поскольку удалось установить закономерности визуального представления.

Теперь посмотрим, насколько соответствуют полученные изображения (как по содержанию, так и по форме) результатам проанализированных нами диссертационных исследований [2-4].

Практически все символические образы красоты, характерные для английского языкового сознания, рассмотренные в исследовании И.О. Окуневой, нашли своё отражение на рисунках, представленных нашими испытуемыми. Это:

- человек и существа, его напоминающие (на наших рисунках изображения человека составляют 19%);

- творения человека: материальные и идеальные (на наших рисунках присутствуют изображения украшений, домов, денег, книги, картины, музыки (посредством нот);

- небесные тела и светила мы объединяем с природой и её составляющими (животные, цветы, деревья, горы и т. д.), на наших рисунках изображения природы (цветы, деревья, горы, вода, животные и т. д.) и небесных светил (солнце, звёзды, луна, планеты) преобладают и составляют 53% рисунков;

- вещества естественные и искусственные, химические образования (сюда можно отнести изображение косметических средств).

Г.А. Садриева приводит концептуальные признаки концепта «красота». Это привлекательность, гармония, удовольствие. Поскольку невозможно изобразить предметно столь абстрактные понятия, вероятно, объекты, изображённые нашими испытуемыми, включают в себя данные признаки (например, рисунки женщин и отдельных частей тела (глаз, губ, волос), несомненно, отражают признак «привлекательность», рисунки природных явлений -это гармония и удовольствие от их созерцания).

Согласно исследованию Ю.В. Мещеряковой, красивая молодая женщина стройная, хорошо одетая. Она имеет хорошую фигуру и симметричные черты лица. Наши испытуемые пытались нарисовать красивых женщин, просто женский силуэт и отдельные части тела (глаза, губы, волосы). Но поскольку они не являются профессиональными художниками, их рисунки схематичны, хотя на некоторых человеческие лица нарисованы подробно, но, вероятно, все они, рисуя красивую женщину, пытались отобразить приведённые выше характеристики красавицы. Среди данных Ю.В. Мещеряковой описаний нас интересуют также описания красивых украшений (у нас присутствуют приведённые исследователем изображения кольца с бриллиантом и просто бриллиант) и красивых предметов, часто используемых в быту (на наших рисунках можно увидеть изображения денег (через знак доллара) и ожерелье). Согласно исследованию Ю.В. Мещеряковой, красивые растения яркие, имеют много цветов, большие лепестки, маленькие листья, не имеют шипов, они зелёные. На полученных нами рисунках много изображений деревьев и цветов (включая розу), хотя в основном цветок нарисован символически в виде ромашки. Про цвет ничего сказать нельзя, поскольку рисунки выполнялись простым карандашом, но, вероятно, при использовании цветных карандашей изображения были бы яркими и красочными. Красивый пей-

заж и красивое явление природы описаны Ю.В. Мещеряковой следующим образом: пейзаж зелёный, солнечный (на наших рисунках очень часто в верхнем углу нарисовано солнце), живописный, не тронутый людьми (изображения людей действительно отсутствуют на пейзажах наших испытуемых), спокойный, снег на вершинах гор, горы (на наших рисунках изображения гор составляют 11%, включая горы со снегом на вершинах), голубая река, озеро, пляж, водопады, море (подобные объекты представлены на 9% наших изображений), ясное небо и красивый вид океана и пляжей с белым песком, к красивому явлению природы относятся: молния, гром, торнадо, шторм, огромная волна, восход, закат, снег, радуга, луна, северное сияние, океан, звёзды, сияющие в небе и падающие звёзды. На рисунках наших испытуемых можно увидеть все выше перечисленные явления, кроме молнии, грома, торнадо, шторма, радуги и северного сияния.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Хотя в целом полученные данные совпадают с результатами предшествующих исследований (что подтверждает утверждение исследователей о том, что красота как понятие является универсальным), привлечение графики для визуализации образа красоты, существующего в сознании испытуемых, позволяет нам уточнить и скорректировать имевшиеся ранее представления.

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Истина, Добро, Красота: взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля: Сб.ст. / Под ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Индрик, 2004. С. 5-29.

2. Мещерякова Ю.В. Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград: ВГПУ, 2004. 232 с.

3. Садриева Г.А. Дис. ... канд. филол. наук. Казань: ТГГПУ, 2007. 209 с.

4. Окунева И.О. Дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2009. 313 с.

5. Вашунина И.В. Взаимодействие визуальных и вербальных составляющих при восприятии креоли-зованного текста. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 421 с.

6. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.

7. Nelson D.L., McEvoy C.L. and Schreiber T.A. The University of South Florida word association, rhyme, and word fragment norms, 1998. http: // w3.usf.edu/Free Association (дата обращения: 18.02.2011).

THE IMAGE OF BEAUTY IN THE VISUAL REPRESENTATION OF AMERICANS

M. V. Zimina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In Americans’ understanding, beauty is first of all natural beauty (the beauty of nature, people, and human relations). Visually, beauty can be represented as a smooth roundedness of forms. From the perspective of its dynamics, beauty in most cases represents a particular moment of constant movement and development. In chromatic expression, beauty is, first of all, various shades of red.

Keywords: graphical representation, beauty, semantics of forms, semantics of colours.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.