Научная статья на тему 'Концепт «Красота» в речи студентов педагогического вуза'

Концепт «Красота» в речи студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЯДРО КОНЦЕПТА / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА / ДОБРО / ПРИРОДА / ВНЕШНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ МИР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкашина Елена Анатольевна

Работа посвящается специфике проявления концепта «красота» в речи студентов педагогического вуза, выявленной на основе анализа результатов проведенного эксперимента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the specific manifestations of the concept "beauty" in the speech of students of pedagogical universities, revealed on the basis of the analysis of the results of the experiment.

Текст научной работы на тему «Концепт «Красота» в речи студентов педагогического вуза»

6. Фразеологизмы, выражая положительную или отрицательную коннотацию, выполняют также стилистическую функцию, которая проявляется в их принадлежности к определенному уровню языка.

В заключение следует отметить, что именно в динамике, в процессе функционирования фразеологических единиц и паремий проявляются когнитивный и прагматический уровни формирования категории «языковой субъект».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристотель. Соч.: в 4 т. / Аристотель. - M.: Мысль, 1975. - Т. 1. - 552 с.

2. Арутюнова, Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 7.

3. Быков, Д.В. Фразеорефлексы французского языка // Язык и действительность: сб. науч. тр. памяти В.Г. Гака. - М.: Ленанд-УРСС, 2007. - С. 416-425.

4. Гак, В.Г. Языковые преобразования / В.Г. Гак - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С. 558-560.

5. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: Лучшие компьютерные игры, 2008. - 256 с.

6. Телия, В.Н. Фразеологизм // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 559.

7. Червоный, А.М. Функциональная динамика категории «языковой субъект» (на материале французского языка): монография / А.М. Червоный. - Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2014. - С. 12.

8. André-Larochebouvy, D. La conversation quotidienne / D. André-Larochebouvy. - Paris: Didier - Crédif, 1984. -Р. 5.

9. Goffman, Е. Façons de parler / Е. Goffman. - Paris: Minuit, 1987. - 278 р.

10. Treps, М. АИош-у, Акшго! оu le petit théâtre de / М. Treps. - Paris, 1994. - 118 р.

УДК 811.161.1 ББК 81.411.2-3

Е.А. Черкашина

КОНЦЕПТ «КРАСОТА» В РЕЧИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Работа посвящается специфике проявления концепта «красота» в речи студентов педагогического вуза, выявленной на основе анализа результатов проведенного эксперимента

Ключевые слова: концепт, ядро концепта, внешняя и внутренняя красота, добро, природа, внешность, внутренний мир.

E.A. Cherkashina

THE CONCEPT OF BEAUTY IN THE SPEECH OF STUDENTS OF PEDAGOGICALUNIVERSITIES

Abstract. The work is devoted to the specific manifestations of the concept "beauty" in the speech of students of pedagogical universities, revealed on the basis of the analysis of the results of the experiment.

Key words: concept, the core of the concept, external and internal beauty, kindness, nature, appearance, inner world.

В последние десятилетия термин «концепт» стал одним из базовых понятий лингвистики. Основные концепты русской культуры становятся объектом не только культурологического, но и лингвистического исследования. Особый интерес представляет изучение лингвокультурных ко-цептов, которые, как правило, являются содержательными ментальными образованиями, отражающими своеобразие соответствующей культуры. Одним из таких концептов является концепт красота. Богатство средств языковой репрезентации концепта красота в русском языке подтверждает его значимость для носителей русского языка.

Целью нашего небольшого исследования является описание концепта красота в речи студентов педагогического вуза. Подробно структура концепта красота была рассмотрена в статье Е.А. Черкашиной «Концепт «красота» в русском языке» (см. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. 2014. № 2. Гуманитарные науки). Здесь назовем лишь ядро концепта красота и общие его характеристики. Красота - это важнейшая категория культуры. В обыденном понимании красота - это то, что вызывает чувство восхищения, стремление любоваться чем-либо. Этот концепт свойственен как детям, так и взрослым, он прояв-

ляется на эмоционально-чувственном уровне и связан с инстинктивным пониманием прекрасного. Совершенно очевидно, что в языковом сознании концепт красота тесно связан с объектом, которому можно дать эстетическую оценку. Такими объектами, на наш взгляд, являются: внешность человека, природные явления, животные, растения, различные предметы живой и неживой природы.

Основными компонентами семантики ядра концепта красота являются: красота как свойство; красота как определенные качества, доставляющие удовольствие и радость; прекрасные места; красота в функции сказуемого для выражения чувства. Концепт красота включает внешнюю или внутреннюю оценку предметов и явлений действительности, которая доставляет эстетическое наслаждение.Являясь абстрактным понятием, красота, тем не менее, почти всегда связана с предметом, который мы воспринимаем зрительно или на слух и оцениваем его с эстетической точки зрения.

В русской фразеологии красота представлена очень многогранно, она сравнивается со многими человеческими ценностями и имеет как положительные, так и отрицательные коннотации. Многочисленные фразеологические выражения, пословицы и поговорки, вербализующие концепт красота, говорят о том, что красота всегда ценилась в русском обществе, ей уделялось большое внимание, однако подчеркивается, что красота бывает внешняя и внутренняя и предпочтение отдается всегда внутренней красоте, которая предполагает наличие ума, смекалки, доброты, покладистого характера, хорошего здоровья. Во фразеологизмах красота чаще всего сравнивается с умом, добром и поступками человека, следовательно, понятие о красоте неразрывно связано с внешностью человека, его внутренним миром и поведением; красота женщины может быть обманчива; красота - это необязательное качество для человека, гораздо важнее трудолюбие, мастерство, талант, удача; красота - это временное свойство человека, с годами она проходит; довольно часто красота характеризуется как обманчивое качество, за которым ничего не стоит.

В лексикографических материалах красота представлена как отвлеченное понятие, свойство, качество, доставляющее удовольствие и радость. В русской фразеологии прослеживается четкое понимание того, что красота бывает внешней и внутренней, при этом русский человек всегда отдает предпочтение красоте внутренней и ценит, прежде всего, в человеке ум, доброту, трудолюбие, талант. Отрицательные коннотации концепта красота связаны с тем, что красота бывает обманчива, когда внутренний мир человека находится в дисгармонии с его внешней красотой.

В высказываниях русских мыслителей концепт красота в основном представлен такими ценностными компонентами, как чистота, гармония, добро, ум, правда, наслаждение, здоровье.

Для выяснения специфики функционирования концепта красота в речи студентов был проведен диагностический эксперимент со студентами факультета дошкольного, начального и дополнительного образования дневного и заочного отделений. Информантам были предложены вопросы и темы для короткого описания с целью выявления важнейших характеристик определенных объектов действительности в эстетическом аспекте. Испытуемым необходимо было объяснить, что такое красота. Наиболее частотными ответами на этот вопрос были: «то, что радует глаз» и привлекательная внешность (по 14 % респондентов), при этом следует отметить, что 25 % опрошенных противопоставляют внешнюю и внутреннюю красоту. Это вполне соответствует тому, что для русской ментальности более значимой является внутренняя красота, которая ассоциируется с умом, добротой, трудолюбием, талантом. 7 % опрошенных считают, что для каждого красота -своя; остальные ответы были единичными и довольно разнообразными: красота - это совершенство; нечто прекрасное, необыкновенное, уникальное; то, что привлекает, притягивает, нравится, пробуждает желание увидеть ещё раз. Целый ряд ответов характеризовал красоту как некоторое абстрактное понятие: свойство, идеализация отдельных черт предмета, гармония во всем, эстетическая черта человека. В остальных ответах характеризовалась внутренняя красота человека: дружелюбие; отношение человека к окружающим; положительное, хорошее поведение; душевное состояние.

Отвечая на вопрос о том, кто или что может быть красивым, 20 % респондентов назвали человека; 15 % - природу; 10,8 % - всё, что нас окружает; 6,6 % - вещь; 6,1 % - животное. Остальные ответы были единичными. Среди них можно выделить названия людей, природных явлений, растений, животных: мама, дети, закат, зимний лес, рассвет, цветы, деревья, камни, птицы, животные; предметы, касающиеся внешности человека: одежда, обувь, прическа, украшения; другие явления действительности: город, здание, картина, место, мебель, комната, сервировка стола, подарок, речь, песня, поведение, движения.

В следующем задании необходимо было назвать, кого или что респонденты считают красивым. В 74% ответов были названы конкретные люди: родственники, певцы, актеры: мама (13 %), папа (3 %), бабушка (3 %), родные (2 %), друзья (2 %); остальные ответы были единичными: подруга, сестра, любимый человек, О. Федорова, М. Беллуччи, Е. Лонгория. Были также названы благородные поступки человека, внутренние качества человека, поведение воспитанных людей. В

остальных ответах 19 % пришлось на природу; были названы и отдельные явления природы: зима, весна, горы, море, побережье, закат, рассвет; отдельные животные: кошечка, хомяк.

Составляя словосочетания со словом красота, 55 % респондентов подобрали прилагательные; из них 22,2 % испытуемых сочетали слово красота со словом внутренняя, что вновь подтверждает важность внутренних качеств человека для русского менталитета. Сила эстетической оценки проявилась в таких определениях к слову красота, как необыкновенная, неописуемая, неземная (по 14 % соответственно). Единичные определения также подчеркивали силу влияния красоты на человека: восхитительная, безупречная, волшебная, необъяснимая, убивающая, ослепляющая, безумная, сногсшибательная, умопомрачительная, безграничная, чрезмерная; 8,3 % испытуемых употребили словосочетание душевная красота. Два респондента сочетали слово красота с прилагательным обманчивая, подтвердив тем самым наличие отрицательных коннотаций в рассматриваемом концепте.

Остальные испытуемые (45,5 %) подобрали к слову красота существительные. Самым частотным оказалось словосочетание красота природы (50 %); далее - красота души (23,3 %); красота человека (13,3 %). Остальные ответы были единичными: красота девушки, улыбки, любви, пейзажа, моря, лета, полей, лугов, города, улицы.

Описывая внешность красивой девушки, большинство респондентов назвало длинные волосы, большие выразительные глаза, красивую фигуру, стройность, средний рост, опрятность, ухоженный вид. Кроме этого, были названы: длинные ноги, хорошая осанка, нежный макияж, светлые волосы, длинные ресницы, маленький нос, правильные черты лица, тонкая талия, карие глаза, тонкие руки, стильная, естественная, темные брови, волнистые волосы. Респонденты также назвали целый ряд внутренних качеств: скромность, целомудренность, богатый внутренний мир, хорошие манеры, хорошая образованность, воспитанность, порядочность, сдержанность, грамотная речь, вежливость, заботливость, доброта, хороший вкус, чувство стиля.

Красивый молодой человек, по мнению студентов, должен быть высоким, мужественным, сильным, харизматичным, спортивного телосложения, с короткой стрижкой, голубыми глазами, сильными руками, красивой улыбкой, темными волосами, широкими бровями, маленьким носом. Должен обладать следующими внутренними качествами: быть гордым, добрым, отзывчивым, умным, воспитанным, преданным, без вредных привычек; уважительно относиться к близким, достойно себя вести, им должна гордиться семья.

Красивый пейзаж, по мнению респондентов, - это море, горы, лето, вечер, штиль, лес, река, закат, раннее утро, снег, солнечный день, свет солнца, лесная поляна, много зелени, весенние цветущие деревья, чистота, яркость, спокойствие и свежесть.

Описывая красивый город, 22,6 % респондентов назвали такой его признак, как чистоту; 18,9 % - много зелени; 9,4 % - много цветов; столько же респондентов назвало такое качество города, как много достопримечательностей. Кроме этого, студенты упомянули такие характеристики, как старые здания, парки, красивые памятники, фонтаны, качели, много аллей, многоэтажки.

Красивое поведение, по мнению респондентов, предполагает доброту, отзывчивость, честность, искренность, воспитанность, скромность, уравновешенность, спокойствие, вежливость, достоинство, готовность помочь, соблюдение чувство такта, способность сочувствовать, скромность, доброжелательность, знание этикета, хорошие манеры, благородство, учтивость.

У большинства респондентов красота ассоциируется с природой, девушкой, женщиной, внутренним миром, душой. Единичные ассоциации связаны с небом, светом, морем, интерьером, здоровьем, молодостью, божеством, улыбкой ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эталон красоты испытуемые видят в природе и женщине.

Результаты проведенного небольшого эксперимента показали, что ядро концепта красота в речи студентов не в полной мере соответствует ядру данного концепта в языке. В речи испытуемых не встретился такой компонент концепта красота, как употребление его для выражения чувства (в функции сказуемого). Исследование показало, что для испытуемых приоритетным является признание духовных ценностей, которые являются неотъемлемой частью красоты человека. При этом студенты используют в своей речи значительно больше лексем для характеристики красоты внешней, но постоянно связывают её с ценностями духовными. Содержание концепта красота в сознании испытуемых явно связано с осознанием очарования, чудесной сущности и притягательной силы красоты. Об этом свидетельствует использование респондентами большого количества прилагательных, указывающих на силу эмоционального воздействия красоты. Испытуемым несвойственно соединение значения красоты с отрицательными качествами личности, что довольно широко присутствует в русской фразеологии. Об этом свидетельствуют лишь единичные упоминания красоты как обманчивого качества в ответах респондентов.

Внешность девушки оценивается более детально, чем внешность молодого человека, но при этом и в одном, и в другом случае красота связывается с внутренними качествами человека, без которых она пуста, следовательно, подлинной красотой признается красота внутренняя.

Представление о красивом пейзаже и красивом городе свидетельствует о небольшом жизненном опыте испытуемых и довольно однообразных характеристиках указанных предметов и явлений, что позволяет говорить о недостаточном объеме концепта красота в сознании респондентов.

Прослеживается связь концепта красота с концептами добро, внешность, природа, душа, ум. Специфика эстетической оценки в речи респондентов заключается в противопоставлении красоты внешней и внутренней, что свидетельствует о приоритете духовных ценностей в сознании респондентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф. дис. .. .д-ра филол. наук / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во гос. ун-та, 1998.

2. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность - М., 1997.

3. Логический анализ языка: культурные концепты / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. - М., 1991.

4. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект, 2001.

УДК 81 ББК 81.43

Н.Г. Щитова

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ВУЗЕ (на материале романа Джулии Дарлинг «The Taxi Driver's Daughter»)

Аннотация. В статье рассматривается роль индивидуально-авторского стиля писательницы. Представлены лексические единицы и стилистические средства, репрезентирующие стиль Джулии Дарлинг. В качестве примеров приведены текстовые фрагменты. Выделены основные проблемы, возникающие в процессе обучения.

Ключевые слова: художественный текст, стилистические приемы, речевой портрет, лексические единицы.

N.G. Shchitova

THE PECULIARITIES OF WORK WITH A LITERARY TEXT AT THE UNIVERSITY (based on the novel «The Taxi Driver's Daughter» by Julia Darling)

Abstract. The role of the author's individual style is dealt with. These contexts represent the key elements of the author's style. The lexical units and stylistic devices which represent the individual style of J. Darling are given. Text fragments are given as examples. Main problems in the learning process are detected.

Key words: literary text, stylistic devices, speech portrait, lexical units.

Художественный текст в вузе является одним из компонентов учебного процесса, широко используется на занятиях по домашнему, индивидуальному, аналитическому чтению, выступает в качестве важного источника информации о реалиях страны изучаемого иностранного языка [6]. Учащиеся получают из литературных адаптированных (младшие курсы) и оригинальных источников дополнительные знания в области географии, искусства, образования, культуры, расширяют представления о традициях и обычаях, современном образе жизни других народов.

Студенты старших курсов гуманитарных факультетов, обладающие на данном этапе достаточным уровнем владения иностранным языком, а также языковой и коммуникативной компетенцией, приступают к такому сложному виду деятельности как интерпретация художественного текста. В процессе обучения неизбежно возникает ряд проблем: существует риск неадекватного понимания прочитанного из-за отсутствия или недостатка страноведческих и культурных фоновых знаний; отличия соответствующих концептов в родной и иноязычной культурах. Как следствие, теряется глубинный смысл художественного текста, возникают разночтения, различия в его интерпретации. В качестве материала для интерпретации обычно используются оригинальные художественные тексты малой формы, короткие рассказы с законченной фабулой и объемом в несколько страниц [2, 171-172]. Работа по формированию интерпретационных и совершенствованию речевых умений, несомненно, требует тщательной предварительной подготовки, разработки специальной системы упражнений, притекстовых и послетекстовых заданий, постановки вопросов, создания проблемных ситуаций для дискуссионного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.