Научная статья на тему 'Субъективные значения лексемы «Женщина» в современном русском языке (на основе данных направленного ассоциативного эксперимента)'

Субъективные значения лексемы «Женщина» в современном русском языке (на основе данных направленного ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / COGNITIVE LINGUISTICS / СУБЪЕКТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / SUBJECTIVE MEANING / КОНЦЕПТ / CONCEPT / НАПРАВЛЕННЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / DIRECTING ASSOCIATIVE EXPERIMENT / КОГНИТИВНЫЙ ПРИЗНАК / COGNITIVE SIGN / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / STRUCTURE OF A CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова И. А.

В статье представлена когнитивная интерпретация субъективного значения лексемы «женщина» в сознании носителей современного русского языка. Для этого выполняется процедура моделирования одноименного концепта. В качестве материала для исследования используются результаты психолингвистического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a cognitive interpretation of the subjective meaning of the woman lexeme in the linguistic conscience of modern Russian speakers. To do that, the author models the mentioned concept and bases her study on the results of a psycholinguistic experiment.

Текст научной работы на тему «Субъективные значения лексемы «Женщина» в современном русском языке (на основе данных направленного ассоциативного эксперимента)»

СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛЕКСЕМЫ «ЖЕНЩИНА» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ОСНОВЕ ДАННЫХ НАПРАВЛЕННОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

И. А. Морозова

Аннотация. В статье представлена когнитивная интерпретация субъективного значения лексемы «женщина» в сознании носителей современного русского языка. Для этого выполняется процедура моделирования одноименного концепта В качестве материала для исследования используются результаты психолингвистического эксперимента.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, субъективное значение, концепт, направленный ассоциативный эксперимент, когнитивный признак, структура концепта

Summary. The article presents a cognitive interpretation of the subjective meaning of the woman lexeme in the linguistic conscience of modern Russian speakers. To do that, the author models the mentioned concept and bases her study on the results of a psycholinguis-tic experiment.

Key words: cognitive linguistics, subjective meaning, concept, directing associative experiment, cognitive sign, structure of a concept.

Проблема значения слова - одна из давних философских проблем, привлекающая ученых еще со времен Аристотеля и Платона. В последние годы в лингвистике наблюдается новый всплеск внимания к данной проблеме, особенно к исследованию субъективного значения слова в психолингвистическом аспекте. По мнению современных ученых, «субъективное значение представляет собой глобальную семантическую единицу как ментальный феномен, отражающий смысл слова для личности» [1, с. 8]. Субъективное значение слова в языковом сознании личности

297

имеет определенную структуру, основой формирования которой является когнитивная модель, используемая индивидом. Процесс образования структуры в сознании носителя языка подчинен интеллектуальным механизмам, обусловливающим доминирующий уровень категоризации, который бессознательно используется носителем языка в процессе обработки информации [там же, с. 9].

Как известно, значение слова (как единица языкового сознания по отношению к концепту как единице когнитивного сознания) является его частью. Поэтому изучение субъективно-

298

го значения слова психолингвистическими методами можно рассматривать как один из этапов в процессе исследования содержания концепта. Под концептом мы понимаем научный конструкт, с помощью которого объясняются «ментальные или психические ресурсы нашего сознания и та информационная структура, которая отражает знание и опыт человека» [2, с. 90]. Ассоциативные поля, формируемые из вербальных реакций носителей языка, полученных в ходе ассоциативных экспериментов, - эффективный способ экспликации языкового сознания, который успешно используется в описании и субъективных значений, и концептов.

Несмотря на многочисленные исследования интересующего нас концепта «женщина», в процессе его описания недостаточно обращаются к психолингвистическим методам. В последние годы появилось всего две диссертационные работы Л. В. Адо-ниной и М. С. Досимовой, выполненные соответственно на материале свободного и отдельных разновидностей направленного ассоциативного эксперимента [3; 4], однако указанные изыскания еще не исчерпывают весь корпус возможных экспериментальных методик.

Нами было продолжено изучение названного концепта на материале других психолингвистических экспериментов, в частности мы обратились к такой разновидности направленного ассоциативного эксперимента / НАЭ/ как завершение тестовой фразы. Испытуемым предлагалось следующее письменное задание: «Вы участвуете в психолингвистическом эксперименте, который проводится в научных целях. Продолжите, пожалуй-

ста, фразу «Женщина - это...». Не забудьте указать необходимые сведения о себе. Спасибо за участие». Время на выполнение задания не ограничивалось. Предлагаемая испытуемым синтаксическая структура представляет собой формулировку субъективного значения лексемы женщина и соответствует двум семантическим типам: предложению-тождеству и предложе-нию-характеризации. Именно они и представлены в ответах: респонденты давали либо характеристику женщины (женщина - это красота,, любовь, добро и т.п.), либо ее идентификацию (женщина - это я, семья, дом и т.п.).

К участию в эксперименте привлекались жители мегаполиса (Москва), небольшого провинциального города юга России (Борисоглебск) и сельской местности Воронежской области, имеющие различное социальное положение, которое определялось уровнем образования и профессиональной деятельностью. Респондентами были представители трех возрастных категорий: подростки 14-17 лет (260 человек), молодежь 18-25 лет (260 человек) и взрослые 35 лет и старше (260 человек). Всего 780 испытуемых. Во всех возрастных группах опрашивалось одинаковое количество лиц мужского и женского пола с учетом их места проживания. Родной язык респондентов - русский. Время проведения экспериментов - 2007-2009 гг.

Следует отметить, что испытуемые (в основном представительницы женского пола) в большинстве случаев давали распространенные, объемные дефиниции, которые отличались образностью и содержали в себе несколько различных смысловых признаков, что дало возможность на основе одной анкеты получать несколько

ассоциатов. Отказов участвовать в эксперименте не было. В итоге получено 1943 реакции.

Для лингвокогнитивного анализа были взяты все ответы, в том числе единичные. На основе имеющихся ассоциаций, представляющих субъективное значение, методом когнитивной интерпретации были сформулированы когнитивные признаки, образующие содержание исследуемого концепта в сознании современных носителей языка. Для каждого признака был высчитан индекс яркости - ИЯ (отношение количества ассоциатов, объективировавших тот или иной признак в эксперименте, к общему числу испытуемых; ИЯ округлялся до десятичной дроби). Далее эти признаки использовались для моделирования рассматриваемого концепта.

Мы разделяем мнение, что концепт определенным образом структурирован, его структура сложнее и многограннее, чем структура значения слова [5, с. 7], она не может быть жесткой, поскольку концепт является единицей сознания, однако в исследовательских целях структурирование ментальной единицы вполне оправдано. Предполагается, что концепт имеет многослойную и многокомпонентную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств его объективации. По мнению В. А. Пи-щальниковой, «концепт - это модель, оперативная единица, позволяющая условно членить содержание сознания человека на "кванты", ... концепт моделирует интегрирующую функцию сознания, сводящего многообразие реальных объектов в классы, категории и другие типы инвариантных образований» [6, с. 51].

Представители различных направлений в когнитивной лингвистике предлагают разнообразные типы структур концепта, которые суммарно можно свести к трем моделям:

1) полевая организация концепта (выявление когнитивных признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта);

2) категориальная структура концепта (выявление иерархии когнитивных классификаторов разного уровня абстракции, концептуализирующих соответствующий предмет, и описание концепта как иерархии когнитивных классификаторов);

3) макроструктура концепта (отнесение выявленных когнитивных признаков к образному, понятийному и ценностному компонентам, которые качественно характеризуют содержание концепта, и установление их соотношения в структуре концепта).

После выполнения процедуры моделирования на основе экспериментальных данных мы получили названные типы структур концепта «женщина» в сознании носителей современного русского языка. Дадим описание полученных моделей.

Полевая структура

Полевая структура концепта выстраивается на основании яркости когнитивных признаков, включает ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию.

Ядро (3 признака, 539 реакций -28% от общего количества реакций): выступает в роли матери 0,28; является человеком 0,22; красивая 0,20.

Ближняя периферия (6 признаков, 484 реакции - 25%): продолжатель-ница жизни 0,13; женственная 0,11; лю-

299

300

бимая 0,10; относится к женскому полу 0,10; хранительница домашнего очага 0,10, является женой 0,10.

Дальняя периферия (23 признака, 586 реакции - 30%): добрая 0,06; умная 0,06; беззащитная 0,05; душевная 0,05; загадочная 0,05; сильная 0,05; хозяйка 0,05; любящая 0,04; самое главное в жизни 0,04; заботливая 0,03; носительница света и тепла 0,03; отличается повышенной эмоциональностью 0,03; противопоставлена мужскому полу 0,03; божественная 0,02; верная 0,02; внешне привлекательная 0,02; замечательная 0,02; непредсказуемая 0,02; нуждается во внимании и восхищении 0,02; поддерживает мужчину 0,02; умеет дружить 0,02; хрупкая 0,02; является бабушкой / прабабушкой 0,02.

Крайняя периферия (102 признака, 334 реакций - 17%; когнитивные признаки этой зоны имеют ИЯ 0,01 и ниже, то есть по результатам проведенного эксперимента они объективированы количеством ассоциаций от 9 до 1): аккуратная; ассоциируется с природой; грешная; деловая; доставляет много проблем; злая; индивидуальность; любит семью; мудрая; нелогичная; нуждается в любви; нуждается в уважении; обаятельная; общительная; объект вдохновения; объект мужского внимания; рабочая сила; самостоятельная; связана с положитель ными эмоциями; смелая; совершенство; создает уют; страстная; трудолюбивая; умелая; утонченная; хитрая; хорошая; является дочерью; является любовницей; является основой семьи; является полноправным членом общества; является предметом сексуального интереса для мужчины; является сестрой и другие признаки с ИЯ меньше 0,01.

Полевая структура показывает, что концепт «женщина» в русском языковом сознании имеет большое

количество ассоциативных объекти-ваций, представлен 134 когнитивными признаками. На основании этого он может быть отнесен к полипризнаковым концептам. Ядро и ближняя периферия концепта компактные состоят из 3 и 6 самых ярких когнитивных признаков, которые отражают наиболее значимые для современного носителя языка качества женщины: основные социальные функции (выступает в роли матери 0,28; продолжательница жизни 0,13; является женой 0,10; любимая 0,10; хранительница домашнего очага 0,10), антропологическую идентификацию (является человеком 0,22; относится к женскому полу 0,10), внешнюю и внутреннюю характеристику (красивая 0,20; женственная 0,11). По числу ассоциатов, объективирующих признаки (28% и 25%), объем ядра и ближней периферии составляет более 50% от общего количества реакций.

Дальняя периферия насчитывает 23 разнообразных по содержанию когнитивных признака, составляющих 30% по числу ассоциатов. Крайняя периферия по количеству когнитивных признаков (102) приблизительно в 3 раза больше других зон, вместе взятых, но по числу реакций, объективирующих признаки (17%), существенно уступает предыдущим участкам. Большого разрыва в яркости признаков между дальней и крайней периферией не наблюдается.

Компактность ядра и ближней периферии концепта свидетельствует о сложившемся, ярко выраженном стереотипном представлении о женщине в обыденном сознании русского народа. Между тем обширная крайняя периферия указывает на разносторонний разнооценочный образ женщи-

ны, имеющийся в индивидуальном сознании носителей языка.

Категориальная структура

Для выявления данного типа структуры близкие по содержанию признаки концепта были объединены в когнитивные классификаторы (они приводятся в порядке уменьшения ИЯ, который представляет собой сумму ИЯ когнитивных признаков, входящих в классификатор). Полученные классификаторы мы сгруппировали в три объемных сегмента. Основанием для этого явились исследования в области философии, психологии, социологии и лингвистики. Так, анализируя понятие «человек», А. А. Уфимце-ва выделяет основные сферы проявления человека, к которым относит: 1) биолого-физиологические и антропологические свойства; 2) социально-трудовые и родственные отношения человека; 3) сферу психической деятельности и эмотивных оценок человека [7, с. 114]. Исходя из этих представлений о человеке как о сложном существе, категориальную структуру концепта «женщина» можно представить следующим образом (из-за ограниченного объема статьи когнитивные признаки с ИЯ меньше 0,01 в данном типе структуры не представлены).

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (1,08)

Социально значимая деятельность (0,60):

а) репродуктивная функция (0,41) -

выступает в роли матери 0,28; продолжательница жизни 0,13;

б) бытовая деятельность (0,19) -

хранительница домашнего очага 0,10; хозяйка 0,05; аккуратная 0,01;

создает уют 0,01; трудолюбивая 0,01; умелая 0,01;

в) социальная активность (0,04) -деловая 0,01; рабочая сила 0,01; самостоятельная 0,01; является полноправным членом общества 0,01.

Предмет любви мужчин (0,18) -любимая 0,10; самое главное в жизни 0,04; объект вдохновения 0,01; объект мужского внимания 0,01; является любовницей 0,01; является предметом сексуального интереса для мужчины 0,01.

Семейное положение (0,10) - является женой 0,10.

Социальная идентификация (0,08) - умеет дружить 0,02; является бабушкой / прабабушкой 0,02; является дочерью 0,01; является сестрой 0,01; является основой семьи 0,01; любит семью 0,01.

Потребности женщины (0,04) -нуждается во внимании и восхищении 0,02; нуждается в любви 0,01; нуждается в уважении 0,01.

Характер воздействия на окружающих (0,04) - поддерживает мужчину 0,02; связана с положительными эмоциями 0,01; доставляет много проблем 0,01.

ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (0,71)

Производимое внешнее впечатление (0,23) - красивая 0,20; внешне привлекательная 0,02; обаятельная 0,01.

Принадлежность к человеческому роду (0,22) - является человеком 0,22.

Пол (0,13) - относится к женскому полу 0,10; противопоставлена мужскому полу 0,03.

Символический образ (0,06) - носительница света и тепла 0,03; боже-

301

ственная 0,02; ассоциируется с природой 0,01.

Физическое состояние (0,05) -

беззащитная 0,05.

Фигура (0,02) - хрупкая 0,02.

ВНУТРЕННЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (0,67)

Психологическая характеристика (0,51):

а) характер (0,32) - женственная 0,11; добрая 0,06; загадочная 0,05; сильная 0,05; злая 0,01; индивидуальность 0,01; самодостаточная 0,01; смелая 0,01; хитрая 0,01;

б) характерное социальное поведение (0,11) - душевная 0,05; заботливая 0,03; непредсказуемая 0,02; общительная 0,01;

в) характерное эмоциональное состояние (0,07) - любящая 0,04; отличается повышенной эмоциональностью 0,03;

г) темперамент (0,01) - страстная 0,01.

Интеллектуальные способности (0,08) - умная 0,06; мудрая 0,01; нелогичная 0,01.

302 Эксплицитная оценка (0,04) - замечательная 0,02; совершенство 0,01; хорошая 0,01.

Морально-нравственные качества (0,03) - верная 0,02; грешная 0,01.

Эстетический вкус (0,01) - утонченная 0,01.

Как видим, самым объемным по количеству объективировавших его ассоциатов является сегмент «Социальная характеристика». Он представлен шестью классификаторами, наиболее ярким из которых является классификатор «Социально значимая деятельность». В сознании современных носителей языка главной в социу-

ме для женщины является репродуктивная функция. Традиционно значимой остается также бытовая сфера деятельности, женщина продолжает рассматриваться как хранительница домашнего очага, хозяйка дома, не теряют своей актуальности такие качества, как трудолюбие, аккуратность и др. В языковой картине мира фиксируется социальная активность современных женщин, они полноправные члены общества, рабочая сила, достаточно самостоятельные, деловые.

Классификаторы «Предмет любви мужчин» и «Потребности женщины» включают универсальные когнитивные признаки, отражают отношение к женщине, сложившееся во многих культурах.

В классификатор «Семейное положение» входит один когнитивный признак, указывающий на основную женскую социальную роль. Достаточно ярким является классификатор «Социальная идентификация», входящие в него когнитивные признаки указывают на другие социальные роли женщин - друга, члена семьи. Классификатор «Характер воздействия на окружающих» содержит положительно и отрицательно кон-нотированные признаки.

Сегмент «Внешняя характеристика» также содержит шесть классификаторов. К числу самых ярких в данной группе относится классификатор «Производимое внешнее впечатление». Он показывает, что существенной является характеристика облика женщины в целом, в сознании не акцентируется внимание на отдельных деталях ее внешности, важно общее впечатление, которое она производит. Наибольшей яркостью характеризуется когнитивный признак краси-

вая, именно красота имеет первостепенное значение при описании женской внешности. Между тем в данном объединении представлены и другие классификаторы, указывающие на составляющие внешнего облика женщины, которые привлекают внимание окружающих: физическое состояние (отмечается характерная женская беззащитность) и фигура (женщина должна быть хрупкой, стройной).

Классификаторы «Принадлежность к человеческому роду» и «Пол» фиксируют антропологические признаки, которые представлены большим количеством ассоциаций.

Особо отметим классификатор «Символический образ», где доминирующими являются когнитивные признаки божественная, носительница света и тепла, отражающий стереотипное образное представление о женщине.

Внутри сегмента «Внутренняя характеристика» мы выделили пять классификаторов. Классификатор «Психологическая характеристика» включает когнитивные признаки, описывающие характер женщины, ее характерное социальное поведение, эмоциональное состояние и темперамент. Полученные данные фиксируют представления современных носителей русского языка о том, какой должна или не должна быть женщина, отражая, таким образом, идеал и антиидеал русской женщины.

Доминирующим признаком в классификаторе «Интеллектуальные способности» является когнитивный признак умная, что, по нашему мнению, отражает уже иной, сложившийся в современном языковом сознании взгляд на женский интеллект.

В классификаторе «Морально-нравственные качества» представле-

ны когнитивные признаки, отражающие позитивные и негативные свойства женской натуры.

Примечательно, что в описании внутренней характеристики женщины преобладают положительные качества, а классификатор «Эксплицитная оценка», входящий в данный сегмент, содержит только одобрительные когнитивные признаки.

Таким образом, категориальная структура концепта «женщина» представляет собой иерархию различных по яркости когнитивных классификационных признаков (классификаторов), объединенных в три разноа-спектных сегмента.

Макроструктура концепта

В соответствии с лингвокультуро-логической парадигмой в структуре концепта выделяются: образный компонент (В. И. Карасик, В. В. Колесов, С. Г. Воркачев), понятийный компонент (В. И. Карасик, В. В. Колесов, С. Г. Воркачев, Ю. С. Степанов), ценностный компонент (В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин).

В образный компонент входят зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти.

Понятийный компонент включает в себя признаковую структуру, дефиницию, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов и отражается в предметно-логическом содержании языковых единиц.

Ценностный компонент показывает важность концепта как для индивидуума, так и для коллектива.

Итак, дадим краткое описание макроструктуры концепта.

303

ф

304

Образный компонент концепта «женщина»

Образное содержание концепта «женщина» в русском языковом сознании включает перцептивные и когнитивные образные признаки. Среди перцептивных преобладают визуальные образные признаки, которые акцентируют внимание на внешнем облике женщины (красивая, внешне привлекательная, хрупкая). Тактильные образы отражают устоявшиеся в обществе стереотипы типичного женского образа и представлены средствами объективации когнитивного признака женственная (нежная, ласковая, мягкая и т.п.). Признак носительница света и тепла может быть отнесен и к визуальным, и к тактильным образам (см. реакции, объективирующие данный признак: луч света, свет, свет в окошке светлая, тепло, весна, солнышко и т.п.).

Когнитивные образы в структуре концепта «женщина» в большинстве своем основаны на метафорическом уподоблении и представлены на уровне когнитивных признаков (божественная, загадочная, хранительница домашнего очага, рабочая сила, является основой семьи и др.) и отдельных реакций (цветок, роза, дерево жизни в цвету; лиса, змея, лошадь; жемчужина, сокровище, непрочитанная книга и т.п.).

Понятийный компонент концепта «женщина»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятийный компонент макроструктуры имеет минимальный объем и содержит признаки, связанные с антропологической характеристикой женщины (является человеком, относится к женскому полу, противопоставлена мужскому полу), что находит воплощение в словарных дефинициях.

Ценностный компонент концепта «женщина»

Данный компонент концепта является самым объемным, носит устойчивый характер, отражает базовые ценности, которые сложились в нашем обществе и сохраняются веками. В первую очередь женщина - мать, продолжение жизни на земле - ее главное биологическое предназначение (выступает в роли матери, продолжательница жизни).

Женщина и мужчина противопоставлены по полу, но в отрыве друг от друга не мыслятся, женщина остается неизменным предметом мужской любви (любимая, самое главное в жизни, объект мужского внимания, соперничества и др.), ей необходимы внимание, восхищение, уважение.

Важными для женщины являются не только красивая внешность, но и характер, который проявляется во взаимоотношениях с окружающими. В сознании современных носителей языка сложилось разностороннее представление о личностных качествах женщины. Издревле ценятся в русской культуре женственность, доброта, душевность, заботливость, не потеряла своей актуальности женская верность. Социальный статус женщины в обыденном языковом сознании связан прежде всего с ее семейным положением (является женой), а уже потом с другими видами социальной идентификации.

Между тем в последние десятилетия наметились новые составляющие ценностного компонента. Как показывают результаты эксперимента, достаточно яркими являются признаки умная, сильная. Такая яркость признака может указывать на то, что в настоящее время постепен-

ф

но меняется стереотипное представление о женских умственных способностях, ее воле, стойкости. В рамках социально значимой деятельности женщины, наряду с традиционными обязанностями по ведению домашнего хозяйства, все большее значение приобретает социальная активность и профессиональная сфера (когнитивные признаки, отражающие профессиональную сферу, по результатам эксперимента объективированы единичными реакциям).

В целом в сознании современных носителей языка концепт «женщина» преимущественно оценочный, в нем преобладают позитивные признаки.

Таким образом, экспериментальные данные дают возможность получить представление о субъективном значении лексемы «женщина» в современном русском языке, выявить максимальное количество средств объективации одноименного концепта. Анализ семантики этих средств и их последующая когнитивная интерпретация позволяют построить модель исследуемой ментальной единицы.

5. Пименова М.. В. Предисловие // Введение в когнитивную лингвистику / Под ред. М. В. Пименовой. Вып. 4. - Кемерово, 2004.

6. Пищальникова В. А. Значение и концепт // Русский язык в школе. - 2007. - № 4.

7. Уфимцева А. А. Лексическое значение: Принцип семасиологического описания лексики. - М., 2002. |

305

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бубнова И. А. Структура субъективного значения слова (психолингвистический аспект): автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. - М., 2008.

2. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З, Пан-крац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996.

3. Адонина Л. В. Концепт «женщина» в русском языковом сознании: дис. . канд. филол. наук. - Воронеж, 2007.

4. Досимова М.. С. Национальная специфика языковой объективации концепта «женщина» (на материале русского и казахского языков): дис. . канд. филол. наук. - Астрахань, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.