ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ДЕТСТВА У РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ И ПЯТЫХ КЛАССОВ
ШКОЛ РАЗНОГО ТИПА
А.Д. АНДРЕЕВА* ФБГНУ «Психологический институт» РАО, Москва
В статье анализируются результаты эмпирического изучения субъективного образа детства у современных родителей и его влияния на выбор образовательной среды ребенка. Приведены данные о структуре, содержании и динамике социальных представлений родителей будущих первоклассников и пятиклассников об основных понятиях, входящих в смысловое поле проблемы детства, показана зависимость рассматриваемых параметров от возрастных потребностей детей и целевых установок родителей. На основе полученных материалов реконструированы описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбирающих для своих детей школы, занимающие высокие или средние рейтинговые позиции.
Ключевые слова: детство, возрастные потребности, родители, целевые установки, образовательная среда, социальные представления, психологический образ.
Введение
Актуальность изучения структуры и содержания образа детства у современных родителей обусловлена глобальными трансформациями всех сфер общественной и личной жизни, существенно меняющими социальную ситуацию современного детства. Стремительные изменения экономической, технологической и коммуникационной среды общества, размывание границ детского и взрослого мира, необходимость поиска новых моделей и способов родительского поведения оказывают заметное влияние на понимание взрослыми ценности детского периода жизни современного человека.
Поступление ребенка в школу ставит его родителей в ситуацию первого осо-
© Андреева А.Д., 2018
* Для корреспонденции:
Андреева Алла Дамировна
канд. психол. наук, заведующий лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4 E-mail: [email protected]
знанного выбора той социальной среды, которая в наибольшей степени отвечает их представлениям об актуальных способностях и потребностях ребенка, а также определяет перспективы его когнитивного, культурного и социального развития. Выбор образовательной среды ребенка выступает социальным индикатором родительских представлений о ценности детского периода жизни, современном ребенке, родительской позиции, целях и смысле образования, желательном будущем ребенка, социальных и культурных ресурсах семьи, образующих содержание субъективного психологического образа детства. Психологический образ - сложная система социальных представлений человека, опирающихся на культурные традиции, институциональные ценности, требования социума и субъективный жизненный опыт. Эта система опосредует поведение людей, выступает регулятором их мотива-ционно-потребностной сферы.
Мы предположили, что субъективный образ детства в значительной степени определяет выбор родителями образовательной траектории ребенка. Большинство
семей решает эту задачу на этапе перехода от одной ступени образования к другой: от дошкольного звена к школьному, от начальной школы - к средней и по завершении основного общего среднего образования, то есть после 9-го класса.
В 2017-2018 гг. нами было проведено эмпирическое изучение структуры и содержания социальных представлений об основных компонентах детства родителей, чьи дети поступают в первый и пятый классы школы. Полученные материалы позволили нам реконструировать описательные модели образа детства, характерные для родителей, выбравших для своих детей школы, занимающие далекие друг от друга рейтинговые позиции.
Социальные представления рассматривались нами в русле концепции С. Мо-сковичи [5], полагавшего их основными элементами группового, а не индивидуального сознания, выражающими отношение группы к тому или иному объекту или социальному явлению. Для изучения поставленной в исследовании проблемы нами был использован структурный подход Ж.-К. Абрика [6], предполагающий, что наиболее полное понимание значения и места того или иного социального представления в системе мировоззрения социальной группы дает анализ не только содержания, но и структуры этого представления. Основными структурными элементами социального представления являются устойчивое к внешним воздействиям ядро и относительно изменчивая, чувствительная к индивидуальному опыту и конкретным обстоятельствам периферия. Ядро отражает ценности, нормы, традиции, историю социальной группы, а периферия выполняет защитную функцию, принимая на себя поток несущественной, изменчивой информации. Такая структура социальных представлений позволяет нам не только сохранять сравнительно устойчивую картину мира, но и корректировать ее в соответствии с требованиями меняющегося социума.
Методика
Основным эмпирическим методом для изучения социальных представлений в рамках данного подхода стал метод свободных ассоциаций [2, 3, 4]. Обработка и анализ полученных материалов проводились в соответствии с требованиями метода прототипического анализа П. Вержеса [5, 7].
Параметрами ассоциативных понятий, на основании которых они относятся к ядру либо к периферии социального представления, являются частота встречаемости ассоциации в данной выборке и ранг появления ассоциации в ответах респондентов. Пересечение точек медианы частоты встречаемости и среднего ранга появления ассоциаций образует систему координат, включающую в себя четыре зоны. К I зоне - ядру социального представления - относятся ассоциации с высокой частотой встречаемости и низким средним рангом относительно центральной точки пересечения осей. В зоны потенциальных изменений входят ассоциации с низкой частотой встречаемости и низким средним рангом (зона II), причем некоторые исследователи считают, что это отражает позицию меньшинства, а также ассоциации с высокой частотой встречаемости и высоким средним рангом, которые обычно связывают с воздействием СМИ (зона III) [4]. Ассоциации с низкой частотой встречаемости и высоким средним рангом образуют собственно периферическую, наиболее подвижную зону социальных представлений (зона IV).
В исследовании приняли участие родители будущих первоклассников и пятиклассников школы-интерната «Интеллектуал», реализующей программы образования повышенной сложности (12-е место в рейтинге московских школ 2017 года, 99 человек), и общеобразовательной школы № 799 (256-е место в рейтинге московских школ 2017 года, 166 человек).
Результаты
Респондентам было предложено написать по пять ассоциаций к понятиям, образующим смысловое поле проблемы психологического образа детства как основы формирования образовательной среды ребенка. В этот перечень мы включили такие категории, как « детство», «родители», «игра», «учеба», «педагог», «одноклассники».
От родителей школы № 799 всего было получено 3824 ассоциации по всем 6 позициям, то есть каждый респондент указал в среднем по 3,84 ассоциации к одному понятию. От родителей школы «Интеллектуал» получено 2490 ассоциации, по 4,19 ассоциации к одному понятию в среднем. При обработке данных близкие по смыслу и синонимичные словосочетания и понятия относились нами к одной ассоциации. Для дальнейшего анализа учитывались лишь те ассоциации, на которые указали больше 5 респондентов.
Рассмотрим полученные результаты исследования более подробно.
Ниже приведены данные о структуре и содержании социальных представлений родителей будущих первоклассников (табл. 1-1а) и пятиклассников (табл. 2-2а) по категории «Детство».
Таблица 1
Структура и содержание социального представления «Детство» (школа № 799, 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,88 >2,88
>14,5 I счастье (1,95), радость (2,26), игры (2,34), игрушки (2,38), прогулки (2,74), веселье (2,82) III беззаботность (2,93), друзья (2,96), родители (3,36)
<14,5 II любознательность (2,54), наивность (2,63), сладости (2,7), скука (2,2) IV детский сад (3), дед./баб. (3,15), школа (3,17), подарки (3,33), любовь (3,88), книги (4,33)
Реконструированный в соответствии с выявленной структурой социального представления образ отражает традиционный стереотип так называемого «счастливого детства», заполненного играми, прогулками, весельем и радостью наивного познания мира. Понятия, относящиеся к сфере социализации ребенка (детский сад, школа, книги), входят в родительские представления о детстве в качестве второстепенных.
Таблица 1а
Структура и содержание социального представления «Детство» (школа «Интеллектуал», 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <3,18 >3,18
>12 I счастье (1,57), беззаботность (2,25), III родители (4,5),
радость (2,33), книги (4,7)
познание (2,4),
прогулки (2,8)
<12 II лето (2,33), IV любовь (3,5),
труд (2,5), будущее (4,5),
игра (3) друзья (4,7)
Можно видеть, что представление о детстве родителей «Интеллектуала» тоже достаточно стереотипно, однако в него включаются не только атрибуты «счастья», но и элементы взрослости, такие как труд, книги и даже далекое пока будущее. Примечательно, что для этой выборки респондентов друзья оказались на периферии социального представления о детстве, а традиционные институты социализации (детский сад, школа) вовсе не вошли в него.
Представление о детстве родителей будущих пятиклассников обычной школы сохраняет традиционные черты стереотипа «счастливого детства», однако в нем появляются новые элементы, связанные с особенностями возрастного развития детей. К ним относятся такие атрибуты школьной жизни, как учеба и каникулы, а также гаджеты и двор в качестве типичных для младших подростков видов развлечения и социального взаимодействия.
Таблица 2
Структура и содержание социального представления «Детство» (школа № 799, 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,87 >2,87
>16 I счастье (1,76), беззаботность (2,63), веселье (2,76) III семья (2,94), игры (2,98), друзья (3,22), двор (3,43), учеба (3,52), развлечения (3,88)
<16 II игрушки (1,96), гаджеты (2,33), каникулы (2,7), дача (2,75) IV сладости (3,08), школа (3,15)
Таблица 2а
Структура и содержание социального представления «Детство» («Интеллектуал», 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <3,03 >3,03
>12 I семья (2,23), двор (2,43), школа (2,96), природа (2,97) III беззаботность (3,4), время возможностей (4,1)
<12 II друзья (2,5), радость (3) IV спорт (3,67)
Для родителей будущих пятиклассников школы «Интеллектуал» детская беззаботность и непосредственная радость бытия отходят на второй план, более значимыми оказываются те социальные институты, которые связаны с ответственностью за образование ребенка - семья и школа. «Друзья» и «двор» как пространство личных социальных контактов детей также оказываются в числе актуальных элементов детства младших подростков. Кроме того, для этой группы респондентов более явной становится временная перспектива детства: если для родителей первоклассников категория будущего входила только в периферическую зону, то теперь она приблизилась к ядру и рассматривается как время возможностей.
Данные о структуре и содержании социальных представлений родителей бу-
дущих первоклассников (табл. 3-3а) и пятиклассников (табл. 4-4а) по категории «Родители» приведены ниже.
Таблица 3
Структура и содержание социального представления «Родители» (школа № 799, 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,84 >2,84
>15 I мама (1,33), забота (2,26), III поддержка (2,86),
ответственность доверие (3,28),
(2,31), воспитание/
доброта (2,59), обучение (3,54),
любовь (2,68) семья (3,65)
<15 II папа (2,23), IV баб./дед. (3,15),
счастье (2,5), совместный
авторитет (2,62), отдых (3,33),
защита (2,63), дом (3,44), наказания (3,86)
Очевидно, что для данной выборки респондентов материнская забота и любовь составляют основу образа родительства, а все важные социальные функции семьи, связанные с защитой, поддержкой, воспитанием детей, оказались в зоне потенциальных изменений. Состав семьи также не входит в ядерную часть представления о родительстве, а наказания, равно как и радость совместного бытия и вовсе оказались на его периферии.
Таблица 3а
Структура и содержание социального представления «Родители» (школа «Интеллектуал», 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,75 >2,75
>19 I любовь (2,14), III воспитание,
защита (2,2), обучение (3,8)
поддержка (2,55), семья (2,67)
<19 II дом (1,67), IV строгость (3,2),
счастье (2), ответственность (3),
авторитет (2,7) прогулки (4,33)
В этой выборке ядро социального представления о родителях связано как раз
с ценностью главных семейных функций -любви, защиты и поддержки. В своих ответах они не дифференцируют членов семьи по их значимости для ребенка, указывая на семью в целом как на важнейший элемент социального феномена родительства.
Для обеих групп респондентов роди-тельство значимо связано с чувством ответственности за воспитание и обучение детей, состоянием счастья и осознанием собственного авторитета. Сохраняется своеобразный мораторий на «право детства» - дети слишком малы для того, чтобы участвовать в жизни семьи и подвергаться серьезным наказаниям за свои проступки.
Таблица 4
Структура и содержание социального представления «Родители» (школа № 799, 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,93 >2,93
>12 I родители (1,93), доброта (2,59), III семья (2,98), забота (3,26),
любовь (2,78), счастье (3,56),
помощь (2,78), совместный досуг
труд (2,83) (3,56)
<12 II надежность (2,1), IV
контроль (2,88) ответственность (3,11), понимание (3,33), воспитание, обучение (3,33)
Смысловым центром данного социального представления для родителей младших подростков, поступающих в 5-й класс обычной школы, по-прежнему остаются родительская любовь, доброта, забота, помощь. С подросшими детьми уже проводят совместный досуг и отдых, но они же требуют повышенного родительского контроля. Вместе с тем ответственность за воспитание и обучение детей, прежде ассоциировавшаяся с родительством, теперь оказалась на периферии этого социального представления и, по-видимому, всецело делегирована школе.
Таблица 4а
Структура и содержание социального представления «Родители» («Интеллектуал», 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <3,04 >3,04
>14 I все время заняты (1,78), мама и папа (1,96), поддержка (2,67) III конфликты/ развод (3,27), любовь (3,38), совместный досуг (3,88)
<14 II воспитание (2,8) IV семья, дом (3,6), авторитет (4)
У родителей будущих пятиклассников школы «Интеллектуал» структура и содержание данного социального представления существенно отличаются от того, что продемонстрировали родители будущих первоклассников. Любовь, поддержка и забота о воспитании ребенка по-прежнему актуальны для респондентов, однако теперь родительство ассоциируется еще и с высокой занятостью и семейными проблемами. Здесь необходимо пояснить, что школа «Интеллектуал» является интернатом, поэтому привлекает не только родителей, ориентированных на высокое качество образовательных программ, но и тех, кто по различным причинам не может уделять ребенку достаточного количества времени. Таким образом, и в этом случае родители младших подростков уже не считают образование ребенка семейной прерогативой, а само родительство ассоциируется не столько с удовольствием, сколько с напряжением.
Рассмотрим данные о структуре и содержании социальных представлений родителей будущих первоклассников (табл. 5-5а) и пятиклассников (табл. 6-6а) по категории «Игра».
Для данной группы родителей детская игра ассоциируется с подвижностью, весельем, азартом, общением с друзьями, развивающие и компьютерные игры также являются значимым элементом жизни современного ребенка. На интерес к настольным
играм указало незначительное количество респондентов.
Таблица 5
Структура и содержание социального представления «Игра» (школа № 799, 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,82 >2,82
>24 I веселье/радость (2.04), подвижные игры (2,49), спортивные игры (2.5) III развитие/ познание (3), игрушки (3,09), друзья (3,22)
<24 II азарт (2,8), компьютерные игры (2,7) IV настольные игры (2,9), интерес (3,02), отдых (3,2)
Таблица 5а
Структура и содержание социального представления «Игра» (школа «Интеллектуал», 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <3,07 >3,07
>17 I логические (1,75), III настольные
подвижные игры (3,17),
(2,33), веселье (2,4) спортивные игры (4), развитие, познание (4)
<17 II ролевые (2), IV друзья (3,67),
азарт (2,9) компьютерные игры (4,5)
Для указанных родителей детская игра - это тоже подвижность, веселье и азарт, но решающее значение имеют логические, настольные и ролевые игры, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. Общение с друзьями, наряду с компьютерными играми, оказалось на периферии их представления об игре, что свидетельствует о невысокой пока ценности этих элементов детской жизни для родителей, ориентированных на качественное образование своих детей.
Социальное представление родителей будущих пятиклассников обычной школы об игре в значительной мере сохраняет
стереотипные черты представлений взрослых о детстве как времени веселых забав и активных удовольствий. Сохраняется понимание ценности игры как средства разностороннего развития детей. Вместе с тем в соответствии с возрастными потребностями младших подростков усиливается значение компьютерных игр, появляется «двор» как место личных социальных контактов, а дружба перестает ассоциироваться с игрой, которая, в свою очередь, становится скорее соперничеством, нежели союзничеством и кооперацией.
Таблица 6
Структура и содержание социального представления «Игра» (школа № 799, 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,94 >2,94
>18 I веселье (2,54), компьютерные игры (2,7) III настольные (2,95), подвижные и спортивные игры (2,97), развитие (3,28)
<18 II двор (2,2), азарт (2,92) IV сюжетно-ролевые игры (3,17), преодоление (3,2), дружба (3,43)
Таблица 6а
Структура и содержание социального представления «Игра» (школа «Интеллектуал», 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,73 >2,73
>10,5 I настольные (2,5), III активные
подвижные и развлечения
спортивные игры (2,93) (3,21), с правилами (3,57)
<10,5 II компьютерные игры (1,36), дружба (2) IV ролевые игры (2,87), развитие (3,4)
Представление об игре родителей будущих пятиклассников «Интеллектуала» отличается от традиционного стереотипа отсутствием эмоциональной составляющей
и заметным снижением ценности развивающей функции детской игры. Компьютерные игры и дружба имеют существенное значение, хотя не входят в ядро данного социального представления, а отсутствующий «двор» заменяют активные развлечения, к которым относятся аквапарк, зоопарк, скалодром и др. Сюжетно-ролевые игры оказываются на периферии представления об игре обеих групп родителей младших подростков, что также свидетельствует об обусловленности его содержания и структуры возрастными потребностями детей.
Другим важным элементом детства является учеба. Данные об особенностях социальных представлений наших респондентов об учебе представлены в таблицах 7-7а (родители будущих первоклассников) и 8-8а (родители будущих пятиклассников).
Таблица 7
Структура и содержание социального представления «Учеба» (школа № 799, 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,78 >2,78
>11,5 I интерес (1,88), труд (2,06), III учитель (3), школа (3,05),
самодисциплина уроки (3,06),
(2,12), друзья (3,08),
знания (2,27), школьные
конкретные атрибуты (4)
предметы (2,69)
<11,5 II ответственность IV оценки (2,78),
(2,14), фундамент
развитие (2,2), книги/учебники будущего (2,99), успех (3,4),
(2,5), негативные
познание мира (2,57) переживания (3,9)
Родители первоклассников школы № 799 придерживаются традиционного отношения к учебе как важной части жизни ребенка. Учеба выступает как интересная, сложная и ответственная деятельность, неотделимая от школы как социального
института. Связанные с учебой в школе эмоциональные переживания, как позитивные, так и негативные, имеют второстепенное значение, сама же учеба воспринимается как часть сегодняшней, а не будущей жизни ребенка.
Таблица 7а
Структура и содержание социального представления «Учеба» (школа «Интеллектуал», 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,65 >2,65
>14 I интерес (2,17), знания (2,25), друзья (2,5), III нагрузка (2,75), школьные атрибуты (2,82)
<14 II университет (2), необходимость (2,33) IV школа (2,67), учитель (3), вся жизнь (4)
Социальное представление родителей «Интеллектуала» об учебе оказалось весьма бедным на ассоциации. Для них, как и для родителей школы № 799, учеба связана с интересом к знаниям, общением с друзьями, традиционными школьными атрибутами. Разница, однако, состоит в том, что понятия «школа» и «учитель» оказались лишь на периферии данного социального представления, а сама учеба ассоциируется с нагрузкой. Родители «Интеллектуала» рассматривают школьное обучение лишь как ступень в его общем образовании, о чем свидетельствует достаточно высокая значимость понятия «университет». По-видимому, школа как социальный институт пока не имеет для них традиционного высокого значения, отношение к ней скорее функциональное, нежели личностное.
Родители пятиклассников обычной школы сохраняют традиционное отношение к учебе как важной, интересной, сложной, ответственной деятельности, связанной со школой и учителем. Данное социальное представление лишено для них временной перспективы: понимание учебы как фундамента будущего по-прежнему находится на периферии родительского сознания. Негативные переживания, со-
провождающие учебный процесс, также не имеют большого значения для этой группы родителей, а сам он, хотя и сопровождается трудностями, пока не ассоциируется с нагрузкой и усталостью.
Таблица 8
Структура и содержание социального представления «Учеба» (школа № 799, 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,92 >2,92
>18 I учебный процесс (2,8), знания (2,59), интерес (2,55), трудности (2,73), друзья (2,08), школа (1,74) III школьные атрибуты (3,46), книги (3,43)
<18 II ответственность (2,6), учитель (2,48) IV фундамент будущего (3,27), самодисциплина (3), негативные переживания (3,28), развитие (3,83)
Таблица 8а
Структура и содержание социального представления «Учеба» (школа «Интеллектуал», 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,83 >2,83
>13 I знания (1,67), III необходимость
фундамент (3,21),
будущего (2,75) усталость (3,64), школьные атрибуты (3,82)
<13 II интересно (2,33), друзья (2,5), школа (2,67) IV учитель (3)
Представление родителей будущих пятиклассников «Интеллектуала» об учебе имеет выраженную временную направленность, рассматривается как фундамент будущего, который закладывается в школе и основан на качественном образовании и большом собственном труде. Важно отметить, что для этой группы родителей млад-
ших подростков статус школы как социального института существенно повысился по сравнению с родителями первоклассников, что свидетельствует о приоритете систематических знаний над общеразвивающими занятиями дошкольников. При этом фигура учителя оказалась наименее значимым структурным элементом, что можно рассматривать как проявление доминирующего интереса родителей именно к статусу школы, сам рейтинг которой позволяет надеяться на гарантированно высокий уровень образования.
Данные об особенностях социальных представлений наших респондентов о педагоге представлены в таблицах 9-9а (родители будущих первоклассников) и 10-10а (родители будущих пятиклассников).
Таблица 9
Структура и содержание социального представления «Педагог» (школа № 799, 1-й класс)
Частота средний ранг
<> <2,81 >2,81
>12 I наставник (1,69), авторитет (2,35), знания (2,55), профессионализм (2,74), требовательность (2,74) III терпение (2,83), помощник (2,88), доброта (2,88), учебный процесс (2,94), справедливость (3,08)
<12 II друг (2,1), мудрость (2,22), внимание (2,3), доверие (2,67) IV внешние атрибуты (3,29), любовь к детям (3,55), школа (3,57)
Реконструкция социального представления родителей первоклассников массовой школы о педагоге показывает, что он, с их точки зрения, должен быть авторитетным, знающим и требовательным профессионалом, желательно терпеливым, добрым, справедливым, внимательным и мудрым. Любовь к детям рассматривается скорее как стереотипный атрибут учителя, нежели профессионально ценное качество.
Таблица 9а
Структура и содержание социального представления «Педагог» (школа «Интеллектуал», 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,78 >2,78
>16 I строгость (1,75), помощь (2,4), авторитет (2,5), терпение (2,75) III знания (3), профессионализм (3,2)
<16 II доброта (2,25), друг (2,4), мудрость (2,67) IV справедливость (3,67), индивидуальность (4)
Родители будущих первоклассников «Интеллектуала» придерживаются похожей позиции, однако приоритет отдают строгости, авторитету, терпению и готовности оказать ребенку необходимую помощь. Высокий уровень знаний, профессионализм, доброта, мудрость и дружелюбие имеют для них существенное значение, однако не первоочередное. На периферии оказались такие личностные качества педагога, как справедливость и индивидуальность.
По-видимому, сегодня можно говорить об ослаблении традиционных ожиданий родителей маленьких школьников, что учитель станет им «второй мамой»: любящей, доброй, заботливой, снисходительной к детским проступкам. Независимо от выбора школы родители видят в учителе, прежде всего, профессионала, владеющего необходимыми знаниями и методами обучения детей.
Структура и содержание социального представления родителей пятиклассников обычной школы о педагоге мало отличаются от представления родителей первоклассников. Можно отметить усиление требований, связанных с профессионализмом учителя, и дальнейшее снижение значимости его эмоциональной связи с детьми: дружелюбие и доверие исчезли из ассоциативного ряда респондентов, а любовь к детям по-прежнему осталась на периферии рассматриваемого социального
представления. Более того, к ней добавились и негативные эмоциональные переживания, связанные с взаимоотношениями с педагогом.
Таблица 10 Структура и содержание социального представления «Педагог» (школа № 799, 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,81 >2,81
>11 I учебный III знания (3,11),
процесс (1,85), авторитет (3,25),
профессионализм школа (3,3),
(2,1), внешние
наставник (2,13), атрибуты (3,31)
строгость (2,3),
терпение (2,3),
уважение (2,6)
<11 II доброта (2,33), IV
ум (2,75) справедливость (3,4), негативные переживания (3,43), любовь к детям (4,2)
Таблица 10а
Структура и содержание социального представления «Педагог» (школа «Интеллектуал», 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,68 >2,68
>16 I учитель (2,2) III образование (2,98), профессионализм (3), призвание (3,43)
<16 II конкретные предметы (2,33), университет (2,33), авторитет (2,5) IV
Ассоциации родителей будущих пятиклассников «Интеллектуала» относительно данного социального представления оказались весьма скудными и однообразными. Практически все они так или иначе касались профессионализма педагога
и качества образования. Это подтверждает выдвинутое нами выше предположение о том, что родители, выбирая школу с высоким уровнем сложности образовательных программ, ориентируются именно на рейтинг школы и мало интересуются содержанием ее образовательной среды.
Между тем данная школа нацелена, прежде всего, на индивидуальный подход: в средних и старших классах каждый ученик имеет свой учебный план, предлагающий разные уровни изучения предмета в зависимости от его интересов и склонностей. Образовательная идеология школы предполагает работу педагога с небольшим количеством учащихся, а педагогический состав «Интеллектуала» состоит не только из профессиональных учителей, но и из ученых и преподавателей вузов. Все это создает в школе особую, камерную атмосферу, в которой приоритет отдан познанию, удовольствию от интеллектуального труда, творческому развитию личности ребенка. Тем удивительнее столь выраженное «функциональное» отношение к педагогу родителей, выбравших эту школу в качестве желательной образовательной среды для своих детей.
По-видимому, для современных родителей наибольшую ценность представляют те черты педагога, которые связаны с его умением учить, требовать и помогать в освоении нового. Хорошо, если педагог добр, внимателен и терпелив, но гораздо важнее, чтобы он хорошо учил, умел объяснить материал, уверенно вел учеников по дороге знаний. Такое отношение к педагогу как к функции свидетельствует о девальвации в современном обществе содержания профессии педагога, утрате гуманитарного смысла его профессиональной деятельности и сведения ее лишь к трансляции знаний.
Данные о структуре социальных представлений по категории «Одноклассники» представлены в таблицах 11-11а (родители будущих первоклассников) и 12-12а (родители будущих пятиклассников).
Таблица 11 Структура и содержание социального представления «Одноклассники» (школа № 799, 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,97 >2,97
>13 I друзья (1,49), общение (2,6), школа (2,93), веселье (2,95) III отзывчивость (3), помощь (3,27), досуг (3,37), учеба (3,57)
<13 II коллектив (2) IV праздники (3), общие интересы (3,09), первая любовь (3,17), соперничество (3,2), экскурсии (3,33), на всю жизнь (3,57)
Можно видеть, что образ одноклассников для этой выборки респондентов несколько идеалистичен и отражает традиционный стереотип «дружного класса». В него входит общение со школьными друзьями, веселые забавы и учеба, взаимопомощь членов классного коллектива. На периферии представления оказались понятия, не специфичные для школы, отражающие конкретное содержание повседневной жизни детей.
Таблица 11а
Структура и содержание социального представления «Одноклассники» (школа «Интеллектуал», 1-й класс)
Частота Средний ранг
<> <2,79 >2,79
>16 I друзья (1,11), разные (2,5), учеба (2,5) III поддержка, помощь (3), праздники (3,75), соперничество (3,8)
<16 II досуг (2) IV школа (2,81), веселье (3,67)
Для родителей школы «Интеллектуал» одноклассники ассоциируются, прежде всего, с друзьями по учебе, причем не обязательно в школе. С ними проводят досуг и праздники, от них ждут помощи и под-
держки, но они же воспринимаются как соперники. Такое представление об одноклассниках отвечает приоритетам современного образования, связанным с воспитанием конкурентоспособной личности, которая сможет успешно адаптироваться на рынке труда. Способности конкурировать, соперничать, бороться и побеждать становятся социально ценными качествами личности современного человека, задающими вектор воспитательных и образовательных усилий родителей и определяющими их отношение к успехам и достижениям детей [1].
Для родителей будущих пятиклассников массовой школы образ одноклассников оказывается еще более «дружелюбным», чем для родителей первоклассников. В нем практически отсутствует «учебная» составляющая, зато появились такие характерные для младших подростков формы взаимодействия, как конфликты, компании и игры. Возрастание значимости межличностных отношений школьников свидетельствует о перестройке родительских представлений о школьном детстве в соответствии с возрастными потребностями подростков.
Таблица 12
Структура и содержание социального представления «Одноклассники» (школа № 799, 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <3,01 >3,01
>14 I друзья (1,83), компания (2,96), конфликты (2,84), помощь (2,79), веселье (2,79) III общение (3,11)
<14 II игры (2,27) IV школа (3,15), непослушание (4,22), общие интересы (3), общие праздники (4,2)
Таблица 12а
Структура и содержание социального представления «Одноклассники» (школа «Интеллектуал», 5-й класс)
Частота Средний ранг
<> <3,09 >3,09
>21 I друзья (1,51) III совместные дела (3,5), замечательные дети (3,75), соперники (3,8)
<21 II общение (2,75), школа (3,1) IV память (3,25)
Для родителей будущих пятиклассников «Интеллектуала» образ одноклассников можно квалифицировать как «сдержанно дружелюбный». Конечно, это друзья, с которыми ребенок общается в школе и с которыми у него есть общие интересы и дела, но эти «замечательные дети» по-прежнему воспринимаются родителями как соперники. По-видимому, идея воспитания конкурентоспособности ребенка не только становится одним из мотивов выбора для него определенной образовательной среды, но и опосредует восприятие родителями окружающего мира как жесткого и требовательного социума.
Обсуждение
Проведенное исследование показало, что метод прототипического анализа обладает высокой чувствительностью к тонким различиям в структуре социальных представлений респондентов, живущих в одной культурной среде, но имеющих разные ценностные ориентиры и целевые установки. Сравнительный анализ структуры и содержания социальных представлений родителей о понятиях, образующих смысловое поле изучаемой проблемы, позволил создать описательные модели психологического образа детства, которыми они руководствуются при выборе образовательной среды для своих детей.
Так, родители, дети которых поступили в 1-й класс обычной общеобразовательной школы, опираются на традиционный стереотип так называемого «счастливого детства», заполненного подвижными веселыми играми, прогулками, общением с другими детьми, весельем и радостью наивного познания мира. Фундаментом счастливого детства является материнская любовь и забота, при этом состав семьи и ее основные социальные функции имеют второстепенное значение. Такие важные факторы и институты социализации, как воспитание, обучение, культурное и познавательное развитие, детский сад, школа, не служат незыблемыми элементами детства, их содержание и значение в детской жизни может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств и семейных приоритетов. Тем не менее для указанных родителей учеба - это интересная, сложная и ответственная деятельность, существенная часть сегодняшней жизни ребенка, неотделимая от школы как социального института. Первый учитель ребенка вовсе не должен стать ему «второй мамой», от него ждут профессиональных знаний и требовательности, в первую очередь, и терпения, доброты, справедливости, мудрости - во вторую. Любовь к детям рассматривается скорее как стереотипный атрибут социальной роли учителя, нежели профессионально ценное качество. Ожидается, что одноклассники будут составлять основной круг общения ребенка, станут товарищами не только по учебе, но и по играм, прогулкам, праздникам. Такой традиционный стереотип «дружного класса» свидетельствует об отсутствии явных стратификационных установок у родителей, выбравших для своих детей массовую школу.
Представление о детстве родителей будущих пятиклассников обычной школы сохраняет традиционные черты стереотипа «счастливого детства», однако в нем появляются новые элементы, связанные с особенностями возрастного развития детей. Подросшие дети принимают участие в
семейном досуге, получают определенную свободу, которую символизирует категория «двор» как место личных социальных контактов, и требуют пристального контроля со стороны семьи и школы. Веселые забавы и подвижные игры по-прежнему актуальны, но более полезными для детского развития представляются компьютерные игры. Учеба в школе традиционно считается важной, интересной, сложной, ответственной деятельностью, но имеющей пока очень слабую временную перспективу. Профессионализм учителя ценится выше его эмоциональной связи с детьми: он не только не становится ребенку «второй мамой», его даже не рассматривают в качестве друга, которому можно доверить свои проблемы. Зато одноклассники воспринимаются более «дружелюбно», чем прежде: это уже не столько соученики, сколько социальные партнеры по играм, общению, межличностному взаимодействию.
В целом, образ детства, которым руководствуются родители, выбирающие обучение в массовой школе, основан на стереотипах и культурных традициях нашего общества, трансформируется вслед за развитием возрастных потребностей детей и практически не содержит собственных целевых установок родителей.
Реконструкция образа детства, на который опираются родители первоклассников, выбравшие школу «Интеллектуал», показала, что определенная стереотипность представлений этих родителей о «счастливом детстве» как времени веселых подвижных игр и прогулок не препятствует включению в них некоторых элементов взрослости, таких как труд, книги и даже будущее. Общество сверстников, детский сад, школа менее важны для хорошего детства, чем любовь, защита и поддержка семьи. Указывая не на отдельных членов семьи, а на семью в целом как на важнейшее условие психологического благополучия ребенка, родители демонстрируют свое отношение к ребенку именно как к семейной ценности. Развитию и воспитанию
ребенка уделяется специальное внимание, взрослые играют с ним в логические и настольные игры, роль компьютерных игр весьма незначительна. Школьное обучение рассматривается только как ступень в общем образовании ребенка, условие для так называемого «хорошего старта». От учителя ждут качественных знаний и высокого профессионализма, требовательности и строгости, его личностные качества не столь существенны. Отношение к одноклассникам амбивалентное, они воспринимаются не только как друзья, но и как соперники, что типично для школ с высокими требованиями к учебным достижениям. Такая готовность к соперничеству отражает целевые установки родителей первоклассников на социализацию детей в высококонкурентной среде.
Для родителей будущих пятиклассников школы «Интеллектуал» детская беззаботность и непосредственная радость бытия уступают место заботе о будущем, в подготовке к которому главную роль играют семья и школа. Хотя детство рассматривается как время возможностей, оно не лишено существенных атрибутов младшего подросткового возраста - «друзей» и «двора» как сферы личных социальных контактов. Родительская любовь, поддержка и забота о воспитании ребенка по-прежнему актуальны, однако теперь родительство ассоциируется не только с удовольствием, но и с высокой занятостью и семейными проблемами. Актуализация этих связей у данной группы респондентов обусловлена, вероятно, тем, что школа «Интеллектуал» является интернатом, что позволяет решить задачу качественного образования ребенка даже тем семьям, которые по различным причинам не могут уделять ребенку достаточного количества времени. Семейное образование утрачивает свою ценность, приоритет отдается школьному обучению. Игра уже не считается удовольствием, поскольку ее развивающий потенциал также уступает полноценному школьному образованию.
Игру все чаще заменяют такие активные развлечения, как аквапарк, зоопарк, ска-лодром, хотя и компьютерные игры составляют важную часть жизни младших подростков. Учеба рассматривается как фундамент будущего, который закладывается в школе и основан на эффективном обучении и большом собственном труде. От учителя по-прежнему ждут высокого профессионализма, соответствующего заявленному школой уровню образования, а его личностные качества имеют второстепенное значение. Выбор школы с высоким рейтинговым показателем расценивается как гарантия получения ребенком качественного образования.
Следует заметить, что в отношении к педагогу позиция родителей первоклассников и пятиклассников обеих школ совпадает, что свидетельствует об утрате гуманитарного содержания профессиональной деятельности педагога и сведения ее лишь к трансляции знаний.
Одноклассники, с которыми ребенок общается в школе и с которыми у него есть общие интересы и дела, по-прежнему воспринимаются родителями «Интеллектуала» как соперники. Устойчивость такого отношения к одноклассникам ребенка может быть результатом слияния двух тенденций: собственного родительского восприятия мира как конкурентного и реального соперничества учащихся рейтинговых школ, участвующих во всех значимых олимпиадах и конкурсах.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что для родителей, выбирающих школу с высоким уровнем требований к качеству образовательной среды, традиционные ценности и нормы детства имеют меньшее значение. Содержание и структура образа детства, которым они руководствуются, опосредованы не только социальными стереотипами и возрастными потребностями детей, но и четко выраженной установкой на подготовку ребенка к будущей жизни в мире жесткой конкуренции.
Заключение
Выполненное исследование продемонстрировало, что сложившийся у родителей психологический образ детства является устойчивым в той его части, которая опирается на стереотипы и культурные традиции общества. Более подвижная, изменчивая часть образа детства отражает те изменения родительских представлений, которые связаны с возрастными потребностями детей и целевыми установками самих родителей. Изменения в структуре рассматриваемых социальных представлений, а также включение родителями пятиклассников обеих школ в смысловое поле проблемы детства таких категорий, как «двор», «гаджеты», «компания», «конфликты», «время возможностей», «контроль», свидетельствуют о влиянии возрастных потребностей детей на содержание изучаемого психологического образа.
Таким образом, мы видим, что образ детства, которым руководствуются родители, выбирающие для своих детей обычную общеобразовательную школу рядом с домом, оказывается более традиционным, в значительной степени опирающимся на социальные стереотипы детства, существующие в культуре нашего общества. Этот образ несколько аморфен, в нем есть место для разных вариантов проживания детства, есть пространство для маневра в случае изменения обстоятельств жизни или семейных приоритетов.
Образ детства, на который опираются родители, стремящиеся отдать ребенка в школу с повышенным уровнем требований к учебной программе, оказывается более четким, направленным на достижение ребенком высоких результатов в развитии и образовании. Можно сказать, что с точки зрения этих родителей детство должно быть исключительно «питательным» и полезным: интенсивное развитие и качественное образование дадут ребенку хороший старт, помогут выстоять в острой конкурентной борьбе за жизненный успех.
Однако такие целевые установки таят в себе опасность дисфункции чувства родительской ответственности [1], провоцируют проявление родительского перфекцио-низма и создают угрозу психологическому благополучию ребенка.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 17-0600036 «Образ детства у современных родителей как фактор выбора формы обучения ребенка».
Литература
1. Андреева А.Д. Родительский перфекцио-низм как мотивационная основа воспитания и образования детей // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2015. -Т. 8. - № 1. - С. 40-48.
2. Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 90-96.
3. Борисова А.М., Воловикова М.И. Психолого-мировоззренческие функции праздника в российском обществе / В кн.: Психологические проблемы современного российского общества. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - С. 195-125.
4. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 400 с.
5. Московичи C. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.
6. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations // Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions / Ed. by K. Deaux, G. Philogène. - Oxford: Blackwell Publishers, 2001. - Р. 42-47.
7. Vergès P. Invocation de l'argent: une méthode pour la définition du noyau central d'une représentation // Bulletin de Psychologie. -1992. - T. 45(405). - P. 203-209.
References
1. Andreyeva AD. Roditel'skiy perfektsionizm kak motivatsionnaya osnova vospitaniya i obrazovaniya detey. Teoreticheskaya i
eksperimental'naya psikhologiya 2015; 8(1):40-48 (In Russian).
2. Bovina IB. Predstavleniya o zdorov'ye i bolezni v molodezhnoy srede. Voprosy psikhologii 2005; 3:90-96 (in Russian).
3. Borisova AM, Volovikova MI. Psikholo-go-mirovozzrencheskiye funktsii prazdnika v rossiyskom obshchestve. V kn.: Psikhologich-eskiye problemy sovremennogo rossiyskogo obshchestva. Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 2012: 195-125 (In Russian).
4. Yemel'yanova TP. Konstruirovaniye sotsial'nykh predstavleniy v usloviyakh transformatsii rossiyskogo obshchestva.
Moscow: Izd-vo «Institut psikhologii RAN» 2006: 400 (In Russian).
5. Moskovichi C. Sotsial'nyye predstavleniya: istoricheskiy vzglyad. Psikhologicheskiy zhurnal 1995; 15(1):3-18 (In Russian).
6. Abric J-C. A Structural Approach to Social Representations. Representations of the Social: Bridging Theoretical Traditions. Ed. by K Deaux, G Philogène. Oxford: Blackwell Publishers 2001: 42-47.
7. Vergès P. Lévocation de l'argent: une méthode pour la définition du noyau central d'une représentation. Bulletin de Psychologie 1992; XLV(405):203-209.
SUBJECTIVE IMAGE OF CHILDHOOD IN PARENTS OF FIRST-GRADERS AND FIFTH-GRADERS OF VARIOUS TYPES OF SCHOOLS
A.D. ANDREEVA Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow
The article analyzes the results of an empirical study of the subjective image of childhood in modern parents and its influence on the choice of the educational environment of the child. The data on the structure, content and dynamics of social representations of parents of future first-graders and fifth-graders on the basic concepts included in the semantic field of the problem of childhood are shown, the dependence of the considered parameters on the age needs of children and the target attitudes of parents is shown. On the basis of the materials obtained, the descriptive models of the image of childhood were reconstructed, which are characteristic of parents choosing schools that occupy high or medium ranking positions.
Keywords: childhood, age-based needs, parents, objectives, educational environment, social representations, psychological image.
Address:
Andreeva A., Ph.D.
Head of the Laboratory of scientific bases
of children's practical psychology,
Psychological Institute of RAE
E-mail: [email protected]