Научная статья на тему 'Особенности субъективного благополучия подростков с разным уровнем субъектных характеристик'

Особенности субъективного благополучия подростков с разным уровнем субъектных характеристик Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1223
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова М.Е.

Исследование посвящено проблеме развития и поддержания субъективного благополучия, особенно значимого для позитивной социализации и успешной интеграции личности в общество, сохранению психологического здоровья, актуализации личностного потенциала в подростковом возрасте. На основе теоретического анализа и эмпирических данных исследования определена взаимосвязь субъективного благополучия и уровня развития субъектности, что подтверждает тезис ряда зарубежных и отечественных исследований об определяющей роли в формировании и поддержании субъективного благополучия субъектно-личностных характеристик. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован для определения эффективных условий и средств психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста в отношении формирования и поддержания субъективного благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективного благополучия подростков с разным уровнем субъектных характеристик»

плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания учебно-методического обеспечения.

Однако тщательно составленные компоненты учебно-методического обеспечения дают возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета.

Список литературы

1. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования. Монография. - СПб.: изд-во БАН, 2003. - 132 с.

2. Грачев К.Ю. Теоретико-методологические основы целостного педагогического процесса как ресурс повышения качества образования // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2014. - №6(33). - С. 91-94.

3. Камашева Ю. Л. Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2009. - 242 с.

4. Крохмаль Т.В. Особенности комплексно-метоического обеспечения образовательного процесса // [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-kompleksno-metodicheskoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-2367837.html (дата обращения: 19.02.2018)

5. Рыжиков С.Н. Методические указания по оценки качества комплексного учебно-методического обеспечения ОО СПО // [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskie ukazaniya po ocenke kachestva kompleksnogo uchebno-metodicheskogo_obespecheniya-492436.htm (дата обращения: 20.02.2018)

6. Сахарчук Е.И. Образовательный стандарт как целостная характеристика качества высшего профессионального образования // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2014. - №6(33). - С. 100-103.

7. Формы и методы проверки и оценки знаний учащихся. Сб. статей. Мин. просв. РСФСР, Тамбовский гос. пед. ин-т, Тамбов, 1979 - 103 с.

8. Щербак З.А., Перминова Н.С. Требования к учебно-методическому комплексу по английскому языку как инструменту обеспечения качества урока и качества образования // [Электронный ресурс]. URL: http://1pku.ru/images/Document/MetodKabinet/CD/pdf/esvu17.pdf (дата обращения: 19.02.2018)

К 159.9

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

МихайловаМ.Е., 2018

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», магистрант кафедры возрастной и педагогической психологии, Оренбург

Аннотация: исследование посвящено проблеме развития и поддержания субъективного благополучия, особенно значимого для позитивной социализации и успешной интеграции личности в общество, сохранению психологического здоровья, актуализации личностного потенциала в подростковом возрасте. На основе теоретического анализа и эмпирических данных исследования определена взаимосвязь субъективного благополучия и уровня развития субъектности, что подтверждает тезис ряда зарубежных и отечественных исследований об определяющей роли в формировании и поддержании субъективного благополучия субъектно-личностных характеристик. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован для определения эффективных условий и средств психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста в отношении формирования и поддержания субъективного благополучия.

Ключевые слова: субъективное благополучие, субъектность, активность, подросток

FEATURES OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SUBJECT CHARACTERISTICS

Mikhaylova M.E., 2018 FSBOUHE «Orenburg State Pedagogical University», master students of the department of age and pedagogical psychology, Orenburg

Annotation: the research is devoted to the problem of development and maintenance of subjective well-being, especially important for positive socialization and successful integration of the individual into the society, preservation of psychological health, actualization of personal potential in adolescence. On the basis of theoretical analysis and empirical data of the research the interrelation of subjective well-being and the level of development of subjectivity is determined, which confirms the thesis of a number of foreign and domestic researches on the determining role in the formation and maintenance of subjective well-being of subject-personal characteristics. The applied aspect of the problem under study can be implemented to determine the effective conditions and means of psychological and pedagogical support of adolescent children in relation to the formation and maintenance of subjective well-being.

Keywords: subjective well-being, subjectivity, activity, teenager

В условиях нестабильности современной реальности, в связи с трансформацией системы ценностей (преобладания прагматических установок), новым подходом к проблеме самореализации личности важнейшей задачей современного общества в отношении подрастающего поколения становится воспитание и развитие качеств социально адаптированного и личностно устойчивого «субъекта жизнедеятельности», умеющего ставить перед собой задачи и находить решения, принимать ответственность за происходящее, за себя и свой выбор, испытывать удовлетворение от достижения пусть даже далеких от желаемого результатов в сферах социализации [1]. Субъективное благополучие определяет различные аспекты отношения человека с окружающим миром, оказывает влияние на эффективность взаимодействия с предметным и социальным окружением, на успешность его поведения, продуктивность жизнедеятельности и психологическое здоровье.

Изучение субъективного благополучия не может обойти возрастную специфику данного психологического феномена. Теоретический анализ содержания определения «субъективное благополучие», его структуры, факторов позволил сделать выводы о том, что ощущение субъективного благополучия тесно связано с условиями и особенностями развития личности: социальной ситуацией, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями, индивидуально-психологическими особенностями, эмоциональным состоянием, специфическими проблемами и задачами характерными для каждого возрастного периода. Подростковый возраст является значимым периодом становления личности, выстраивания новых взаимоотношений с самим собой, окружающими людьми и миром в целом, и, одновременно уязвимым периодом для воздействия негативных факторов, влияющих на физическое и психологическое благополучие учащихся, на успешность взаимоотношений с действительностью [2]. Также в силу возрастных особенностей этот период характеризуется недостаточной степенью представленности субъектного начала личности. Изучение проблемы субъективного благополучия, личностного развития связано с необходимостью исследования становления самой личности как субъекта собственной деятельности [3, с. 42], характеризующегося умением планировать и реализовывать намеченные цели, оценивать результаты своих действий, то есть быть автором своей жизни. В соответствии с вышеизложенным, мы считаем чрезвычайно важным и актуальным изучение особенностей субъективного благополучия детей подросткового возраста.

Современные исследователи всё чаще обращаются к значимости роли активности субъекта как условия достижении субъективного благополучия, успешности развития личности, адаптации и позитивного осуществления взаимодействия с окружающим миром (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.К. Осницкий, К.А. Абульханова, Р.В. Овчарова, И.А. Серегина). Это связано с постепенным переходом от образа пассивной личности, полностью управляемой внутренними диспозициями и внешней стимуляцией, к образу активной личности, ставящей цели и стремящейся к их достижению, влияющей на свою жизнедеятельность. Субъектность раскрывается через

анализ личностных отношений индивида к социальным событиям, к себе и миру, причем эти отношения носят характер активности, а не простой зависимости.

Формой существования субъектности является осознанная саморегуляция деятельности, поведения. А.К. Осницкий утверждает, что «.. .субъектность в деятельности и поведении, процессах восприятия, принятия решений и т.п. связана, прежде всего, с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: индивидуальными особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных). Её специфика определяется функциями регуляции активности, которые актуальны в данный момент для человека или актуальны с точки зрения перспективы» [4, с. 11]. По мнению А.В. Брушлинского, человек выступает в системе множества противоречивых качеств, «...важнейшее из них - быть субъектом, то есть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности - творческой, нравственной, свободной» [5, с. 4].

В рамках эмпирического исследования была проведена диагностика актуального уровня субъективного благополучия и субъектности подростков. Мы предполагаем, что уровни субъективного благополучия обусловлены определенными показателями сформированности субъектности, то есть они взаимосвязаны.

В качестве основных диагностических инструментов мы применили методики «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, Г. Мендельсона, Ж. Шиша в адаптации М.В. Соколовой [6], «Модифицированный вариант опросника по исследованию субъектности личности» Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной [7]. В целях изучения взаимосвязи субъективного благополучия и уровня субъектности данные подвергались методу корреляционного анализа r-Пирсона (Pearson). Обработка результатов проводилась с помощью программы MBI SPSS Statistics 21.0. Базой для проведения исследования стала общеобразовательная школа г. Оренбурга. Выборку представляют 84 обучающихся (подростки 14-15 лет).

В результате исследования были выявлены две условные группы учащихся:

* первая группа с оптимальной степенью выраженности субъективного благополучия - 42 подростка (50%), испытывающих полный (9 человек, 10,7%) и умеренный эмоциональный (33 испытуемых, 39,3%) комфорт. Они характеризуются адекватной самооценкой и позитивным отношением к своей жизни, оптимистичностью, общительностью, ощущением внутреннего равновесия, отсутствием эмоциональных проблем, уверенностью в себе, успешным взаимодействием с окружающими, контролем собственного поведения.

* вторая группа со средней и низкой степенью выраженности субъективного благополучия -32 исследуемых (38,1%) и 10 подростков (11,9%) соответственно.

Картину субъективного неблагополучия составляют высокие показатели по шкалам «напряженность и чувствительность» (13 подростков, 15,5%), «признаки, сопровождающие психоэмоциональную симптоматику» (11 подростков, 13,1%), «степень удовлетворенности повседневной деятельностью» (7 подростков - 8,3%). Подростки имеют проблемы в эмоциональной сфере (нарушение сна, субъективно переживаемое чувство беспредметного беспокойства, чрезмерная острота реакций на незначительные препятствия и неудачи, рассеянность, наличие потребности в уединении), а также в восприятии повседневной деятельности (субъективное переживание повседневных трудностей и необходимости взаимодействия с другими, переживание скуки, низкая удовлетворенность в повседневной деятельности). Данная группа детей, в первую очередь, нуждается в психологическом сопровождении, в создании психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию и поддержанию субъективного благополучия подростков.

общий индекс.. активность способность к рефлексии свобода выбора. осознание собственной. понимание и принятие.. саморазвитие

низ

выс

кий

средний

окий

0

20 40 60

количество обучающихся (%)

80

Рисунок 1 Распределение испытуемых по уровням сформированности субъектности

Анализируя результаты диагностики уровня развития субъектных характеристик подростков, отметим, что в исследуемой группе преобладают средний уровень выраженности осознаваемых компонентов субъектности (средние значения): свобода выбора и ответственность за него (7,8), понимание и принятие другого (7,4), способность к саморазвитию (6,8), активность (6,5), осознание собственной уникальности (5,8), способность к рефлексии (5,0).

Группу со сбалансированными показателями субъектности составили 38 испытуемых (45,2%). Данные подростки занимают активную позицию по отношению к собственной жизни, стараются строить ее сознательно и целенаправленно, ощущают личную причастность к жизненным обстоятельствам через определение своих целей и способ их достижений, они обладают достаточной свободой выбора и способны нести ответственность за его результат. Как правило, подростки данной группы имеют развитые коммуникативные способности, умеют устанавливать конструктивные взаимоотношения с окружающими, способны овладеть социальными ролями и обладают способностью к рефлексии.

Несбалансированность показателей субъектности выявлена у 46 подростков (54,8%). Дисбаланс в развитии отдельных характеристик субъектности негативно отражается на развитии личности подростков: низкие значения осознания свободы выбора при высоких показателях активности приводят к неуверенности при принятии решений и нежеланию брать на себя ответственность за этот выбор; признание собственной уникальности при низких показателях понимания и принятия другого способствуют снижению коммуникативной компетентности, развитию эгоизма, а низкие значения осознания собственной уникальности отражают неадекватную самооценку подростков.

Таблица 1

Взаимосвязь субъективного благополучия и субъектных характеристик подростков

Показатели субъективного благополучия Компоненты субъектности

активность способность к рефлексии свобода выбора и ответствен ность за него осознание собственной уникальности понимание и принятие другого саморазвитие индекс субъектности

напряжённость и 0,161 0,386** 0,308** 0,236* 0,331** 0,268* 0,361**

чувствительность

психоэмоциональная симптоматика 0,233** 0,363** 0,254** 0,369** 0,431** 0,273** 0,416**

изменения настроения 0,491** 0,513** 0,410** 0,488** 0,537** 0,268* 0,581**

значимость социального окружения 0,283** 0,524** 0,402** 0,422** 0,541** 0,185 0,506**

самооценка здоровья 0,226* 0,434** 0,311** 0,428** 0,492** 0,176 0,447**

удовлетворенность деятельностью 0,490** 0,375** 0,430** 0,381** 0,479** 0,401** 0,550**

общий уровень СБ 0,401** 0,559** 0,452** 0,505** 0,612** 0,353** 0,620**

Примечание: пороговое значение коэффициента корреляции 0,22 (р < 0,05) * 0,28 (р <0,01) **.

Полученные величины коэффициента корреляции Пирсона попали в зону значимости для большинства пар переменных. Взаимосвязь выявлена между общим уровнем субъективного благополучия и показателями всех компонентов субъектности, в частности с пониманием и принятием другого (гх = 0,612 при р < 0,01), способностью к рефлексии (гх = 0,559 при р < 0,01), свободой выбора и ответственностью за него (гх = 0,452 при р < 0,01), осознанием собственной уникальности (гх = 0,505 при р < 0,01), активностью (гх = 0,401р < 0,01), саморазвитием (гх = 0,353 при р < 0,01). Данные корреляционного анализа позволяют сделать вывод о том, что формированию субъективного благополучия в подростковом возрасте способствует понимание и принятие другого, способность к рефлексии и саморазвитию, свобода выбора и ответственность за него, осознание уникальности собственной личности, активность.

В выборке испытуемых в зависимости от уровня субъективного благополучия наблюдается разная выраженность субъектных качеств. С помощью однофакторного дисперсионного анализа были установлены достоверные различия по всем характеристикам субъектности в группах «субъективно благополучных» и «субъективно неблагополучных» подростков, особенно выражены различия в таких показателях как «способность к рефлексии», «понимание и принятие другого» и «осознание собственной уникальности» (таблица 2).

Таблица 2

Результаты однофакторного дисперсионного анализа по показателям развития субъектности подростков с разным уровнем субъективного благополучия

Показатели развития субъектности средние значения в группе субъективно благополучных средние значения в группе субъективно неблагополучных F эмп ^ кр = 3,96)

активность 7,1 5,6 11,48

способность к рефлексии 5,9 3,9 36,67

свобода выбора и

ответственность за него 8,5 6,8 15,67

осознание собственной

уникальности 6,7 4,4 22,10

понимание

и принятие другого 8,25 6,1 30,36

саморазвитие 7,4 5,9 10,12

Результаты сравнительного анализа позволяют заключить, что существуют значимые отличия в характеристиках субъектности подростков, имеющих разный уровень субъективного благополучия. Подростки с оптимальным уровнем субъективного благополучия характеризуются активностью не только в преобразовании реальной действительности, но и в открытии своего

внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности, в стремлении к самопознанию, в становлении личностного способа жизнедеятельности. Данные подростки отличаются высоким уровнем коммуникативной компетентности, сознательной регуляцией своих поступков, умением учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. У большинства «субъективно неблагополучных» респондентов выявлены низкий уровень развития рефлексивности, неадекватная самооценка, отсутствие стремления к саморазвитию.

Сформированность субъектной позиции подростка является условием личностных достижений и, следовательно, определенного согласования инстанции «хочу» с инстанцией «могу», и поэтому становится существенным детерминантом субъективного благополучия. Субъективное благополучие же само играет регулятивную роль в различных видах активности, способствует освоению навыков эффективного общения, формированию эмоциональной и поведенческой саморегуляции, проявлению способности самостоятельной постановки целей и умению выбирать эффективные способы и средства их исполнения, а также адекватно оценивать собственный вклад в деятельность. Иначе говоря, взаимосвязь между субъективным благополучием и субъектностью личности позволяет интерпретировать субъективное благополучие как результат собственной активной позиции субъекта, когда счастье находится «в руках самого человека».

Список литературы

1. Михайлова М.Е., Уровневые особенности субъективного благополучия детей подросткового возраста // Инновационные технологии в образовании и науке: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10.09.2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - с. 214-219. ISBN 978-5-9500865-1-9.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с. ISBN 5-89144-162-4.

3. Дроздова, Н.В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск: Издательство ООО «Центр развития научного сотрудничества». - 2016. - №51. - с. 40-44.

4. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Научный журнал РАО «Вопросы психологии» - М.: Издательство «Школа-Пресс», 1996. - № 1.- с. 5-19. ISSN 0042-8841.

5. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. -109 с. ISBN 5-201-02163-8

6. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия. Второе издание. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 14

7. Каленов, А.А. К вопросу об эмпирическом изучении уровня сформированности субъектности у старшеклассников // журнал «Молодой ученый» - 2017. - №25. - с. 290-293. ISSN: 2072-0297.

УДК 373.1

ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО ВИДЕО НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Щёкин Р.А., 2018

учитель физической культуры МАОУ СОШ№25 «Олимп», магистрант 1 курса кафедры профессионального педагогического образования и социального управления, Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Закамерная Е.И., 2018

учитель технологии, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия

«Исток», Великий Новгород Аннотация: данная работа направлена на изучение проблемы применение видео-уроков на занятиях по физической культуре и технологии с целью повышения качества уроков по физической культуре и физической подготовки обучающихся в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.