ющей и направляющей жизнь коллективного бессознательного. Архетипы, закрепленные в народном творчестве, фольклоре, традициях являются источниками формирования национального художественного стиля и национального самосознания [5]. Ныне востребован не только информированный человек, человек знания, но прежде всего - человек культуры. Человеку культуры присуща духовность. Одним из средств приобщения школьника, студента к духовности являются отчизноведение, художественное краеведение. [6, с. 100]
Библиографический список
Алтайский край богат мастерами народного творчества. Сувенирная продукция мастеров, их мастерские, их мастер-классы способствуют развитию культурного туризма на Алтае, а занятие традиционным народным творчеством в образовательной сфере обращает учащихся к общению друг с другом и природе - вечному источнику вдохновения. Народные мастера Алтая не только хранят ядро художественных традиций, но и одухотворяют народное творчество нравственно-эстетическими запросами своего времени.
1. Черняева И.В., Степанская Э.В. Художественная экспозиция как часть информационной системы в образовании и науке. Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2013; 14: 159 - 163.
2. Звучат гусли. Мастера - художники музыкальных инструментов Алтайского края. Составитель А.И. Гнездилов. Барнаул, 2014.
3. Художники Алтайского края: библиографический словарь: в 2 т. Научный редактор Т.М. Степанская, составитель В.С. Олейникова и др. Барнаул, 2005 - 2006.
4. Снитко Л.И. М.Д. Ковешникова. Изобразительное искусство Алтая. Барнаул, 1997.
5. Юнг К.Г. Человек и его символы. Санкт-Петербург, 1996.
6. Степанская Т.М., Степанская А.Г. Использование в сфере образования духовно-эстетических туристических ресурсов региона на примере Алтайского края. Культурное наследие Сибири. 2012; 13: 100 - 106.
References
1. Chernyaeva I.V., Stepanskaya 'E.V. Hudozhestvennaya 'ekspoziciya kak chast' informacionnoj sistemy v obrazovanii i nauke. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul, 2013; 14: 159 - 163.
2. Zvuchat gusli. Mastera - hudozhnikimuzykal'nyh instrumentovAltajskogo kraya. Sostavitel' A.I. Gnezdilov. Barnaul, 2014.
3. Hudozhniki Altajskogo kraya: bibliograficheskij slovar': v 2 t. Nauchnyj redaktor T.M. Stepanskaya, sostavitel' V.S. Olejnikova i dr. Barnaul, 2005 - 2006.
4. Snitko L.I. M.D. Koveshnikova. Izobrazitel'noe iskusstvo Altaya. Barnaul, 1997.
5. Yung K.G. Chelovek i ego simvoly. Sankt-Peterburg, 1996.
6. Stepanskaya T.M., Stepanskaya A.G. Ispol'zovanie v sfere obrazovaniya duhovno-'esteticheskih turisticheskih resursov regiona na primere Altajskogo kraya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2012; 13: 100 - 106.
Статья поступила в редакцию 15.09.16
УДК 37.015.32; 159.922
Suvorova O.V., Doctor of of Sciences (Psychology), Professor, Department of Classical and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected] Spotkai L.A., postgraduate, Department of Classical and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY IN A TEENAGER WITH REGARD TO HIS RELATIONSHIP WITH PARENTS. The
authors study the specifics of the influence of parental relationship and interaction with their own child on the development of subjectivity as personal characteristics in adolescence. The authors consider the subjectivity of teenagers to be a system of attribute properties: conscious activity, awareness of its uniqueness, a free and responsible life of choice, reflection, understanding and adaptability to another person, desire to achieve self-development. The work contains results of an empirical study of the characteristics of relationship of parents to their own child and manifestations of subjectivity in the teenager. The study received a uniform and harmonious profile of the subjectivity of adolescents 13-14 years of age with a predominance of average development of subjective-personal properties, with a predominance of activity over reflexivity. A correlation analysis of the characteristics of interaction of parents and children shows indicators of subjective-personal development in adolescents and reveals a positive statistically significant relationships of parents and teenagers. Negative significant relationships are observed between parental control and when parents bother too much about failures of their child.
Key words: teens, parents' attitude, parents' interaction, characteristics of subjectivity, structure of subjectivity, subjective-personal development.
О.В. Суворова, д-р психол. наук, проф. Нижегородского Государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
Л.А. Споткай, аспирант Нижегородского Государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Статья посвящена проблеме особенностей влияния родительского отношения и взаимодействия с собственным ребёнком на становление субъектности как личностного свойства в подростковом возрасте. Авторы рассматривают субъектность подростков как систему атрибутивных свойств: осознанной активности, осознания своей уникальности, свободного и ответственного жизненного выбора, рефлексии, понимания и принятия другого человека, стремления к саморазвитию. Приводятся результаты эмпирического изучения характеристик родительского взаимодействия и проявлений субъектности подростка. В исследовании получен гармоничный равномерный профиль субъектности подростков 13 - 14 лет с преобладанием средних значений развития субъектно-личностных свойств, активности над рефлексивностью. Корреляционный анализ характеристик родительского взаимодействия и показателей субъектно-личностного развития подростков позволил выявить положительные статистически значимые связи между принятием собственного ребёнка и сотрудничеством с ним и развитием его субъектности; отрицательные значимые связи наблюдаются между родительским контролем и фиксацией родителей на неудачах ребёнка и становлением подростка как субъекта саморазвития.
Ключевые слова: подросток, родительское отношение, родительское взаимодействие, характеристики субъектности, профиль субъектности, субъектно-личностное развитие.
Современное образование определяет в качестве своего приоритета развитие у детей и подростков способности: самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, делать осознанные выборы и нести ответственность за принятые решения, то есть быть ее подлинным субъектом своей жизни.
Подростковый возраст - узловой период взросления для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, становления его мировоззрения и жизненной позиции, которая в дальнейшем будет реализовываться человеком [1; 2].
Субъектность как характеристика личности непосредственно выражает отношение человека к себе как деятелю, автору своей жизненной истории. Прежде всего, это связано с признанием своей активности, сознательности, способности к целепо-лаганию, свободы выбора и ответственности за него [3].
И, в тоже время, определённые способы взаимодействия родителей с подростками позволяют укреплять веру в себя, в свои силы, в свою уникальность и самостоятельность, стремиться к самопознанию и саморазвитию, к здоровому общению со значимыми другими.
Целью данной работы является изучение взаимодействия подростка с близкими взрослыми родителями как фактора его субъектно-личностного развития
В исследовании использовались следующие методики: «Диагностика субъектности подростка» (модификация опросника Е.Н. Волковой); «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варги, В.В. Столина). В эксперименте участвовали 48 учащихся восьмых классов 13 - 14 лет и их родители (матери).
Изучение распределения среднегрупповых показателей развития субъектных свойств подростков представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение показателей развития субъектных свойств подростков (в средних значениях)
Активность Способность к рефлексии Свобода выбора и ответственность за него Осознание собственной уникальности Понимание и принятие другого Саморазвитие
М 5,11 4,32 5,16 5,43 5,52 5,5
CT 1,42 1,62 1,63 1,16 1,39 1,46
Ведущим фактором становления и развития субъектности человека является его общность с другими, которая позволяет проявить себя, а также актуализирует способность видеть, понимать и развивать себя через личность другого [4].
В подростковом возрасте отношения с взрослыми меняются. Взрослый человек выступает для подростка воплощением жизненного, нравственного идеала. Подросток встречается с ним каждый день, в ежедневном общении он получает необходимую «психологическую информацию» для построения своего «Я», проявления себя в жизни.
Дефицит общения с родителями, особенно, с матерью, недостаток эмоционально насыщенных контактов с близкими негативным образом влияет на взросление подростков [6]. Формирование моделей доверительных отношений связано с прошлым опытом доверия к другим и зависит от доверия к себе, уровень выраженности которого становится относительно постоянным и устойчивым в подростковом возрасте, отсутствие доверительных отношений негативно сказывается на поведении подростка [7]. Самореализация подростка как субъекта собственного развития вне здоровых отношений с близкими взрослыми смещается, в лучшем случае, в виртуальную среду [7].
Важно рассматривать вопрос об освоении ребёнком реального социального пространства, которое реализуется главным образом, в результате прошлого опыта его межличностных контактов с родителями и педагогами [8]. Осознание и переосмысление прошлого опыта отношений со значимыми другими происходит именно в подростковом возрасте, от этого зависит, по какому типу взросления «пойдет» дальнейшее развитие. В подростковом возрасте ребёнок стремится к автономии, к общению со сверстниками, но в то же время нуждается в родителях, в их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения отношений в семье, фрустрирующие данные потребности подростка, могут неблагоприятно сказаться на субъектно-личностном развитии.
Из таблицы 1 следует, что субъектно-личностный профиль подростков 13 - 14 лет довольно гармоничен с точки зрения соразмерности субъектных характеристик личности.
В тоже время он находится в зоне средних значений, что свидетельствует о том, что подросток находится в процессе активного субъектогенеза. Средние значения показателей субъектных свойств подростков показывают также, что их уровень по шкалам «Осознание собственной уникальности», «Понимание и принятие другого», «Стремление к саморазвитию» несколько выше, чем показатели по шкалам «Активность», «Свобода выбора и ответственность за него». Менее выражен показатель по шкале «Способность к рефлексии» -4,32. Данный профиль субъектности отражает личностные ресурсы подростка - возрастные новообразования: развитие личностного самосознания, чувство взрослости, стремление к активному общению. Способность к отражению себя несколько снижена, поскольку вектор активности опережает рефлексивность подростка. Способность к осознанному, свободному выбору отношений, сфер самопроявления и ответственность более интенсивно формируется в юношеском возрасте [3].
Далее нас интересовало, какие характеристики родительского общения будут стимулировать, а какие блокировать субъ-ектно-личностное развитие подростка.
Структура взаимосвязи между атрибутивными свойствами субъектности личности подростка и характеристики родительского общения представлены в таблице 2.
Корреляционный анализ в таблице 2 показывает значимые связи между всеми субъектными свойствами личности подростка, кроме показателя «Саморазвитие» и шкалой родительского принятия; высокие уровни сотрудничества со стороны родителей и высоким уровнем развития таких субъектных свойств подростков как «Активность», «Способность к рефлексии» и «Понима-
Таблица 2
Структура взаимосвязи между атрибутивными свойствами субъектности личности подростка и характеристики родительского общения (коэффициент корреляции Пирсона, р<0,05)
Атрибутивные свойства субъектности подростка Характеристики родительского общения
принятие сотрудничество симбиоз контроль отношение к неудачам
1. Активность 0,54 0,53 0,36 0,17 -0,12
2. Способность к рефлексии 0,57 0,48 0,31 0,1 0,1
3. Свобода выбора и ответственность за него 0,50 0,45 0,49 -0,23 -0,23
4. Осознание собственной уникальности 0,44 0,40 -0,07 0,15 0,08
5. Понимание и принятие другого 0,58 0,63 0,47 -0,37 -0,17
6. Саморазвитие 0,02 0,22 0,13 -0,3 -0,48
ние и принятие другого», «Свобода выбора и ответственность за него»; между показателями родителей по шкале «Симбиоз» на уровне выше среднего и высоким уровнем развития характеристики «Свобода выбора и ответственность за него» и «Понимание и принятие другого» у подростка. Определенная близость с родителями позволяет лучше понимать и принимать другого человека, а также делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Кроме того, ярко выражена отрицательная корреляция между высоким уровнем по шкале «Отношение к неудачам» и характеристикой «Саморазвитие» подростка (-0,48), то есть, чем менее негативно родители относятся к неудачам подростка, тем более будет выражено его стремление к саморазвитию. Выявлена также тенденция к отрицательному влиянию родитель-
Библиографический список
ского контроля на понимание и принятие подростком значимых других.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы эмпирически подтвердили следующие гипотезы. Чем выше уровень принятия, доверия, понимания по отношению к подростку в семье, тем выше уровень его субъектности. Чем более развито сотрудничество родителей с подростком, чем больше совместных важных и интересных общих дел, тем более активным, свободным и способным к взаимопониманию будет подросток; родительский сверхконтроль или неспокойный контроль снижает доверие в общении детей и родителей; отношение родителей к неудачам подростков снижает качество отношения подростка к другому человеку.
1. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
2. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: Ростов-на-Дону, 2006.
3. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи. Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б. Мининский университет. Нижний Новгород, 2012.
4. Суворова О.В. К проблеме критериев и структуры субъектности. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011; Т. 13; № 2-5: 1178 - 1182.
5. Суворова О.В., Никулина Л.А. Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 313 - 315.
6. Суворова, О.В., Черемисова, И.В., Мамонова, Е.Б. Привязанность к матери как фактор я-концепции подростка. Вестник Мининского университета. 2016; 2 (15): 36.
7. Крамаренко Н.С. Исследование субъектной позиции подростков в процессе самоосуществления в Интернетсреде. Вестник Университета Российской академии образования. 2013; 5 (68): 64 - 68.
8. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка. Приволжский научный журнал. 2015; 2: 281 - 286.
References
1. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya vzrosleniya: strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki processa razvitiya lichnosti: Izbrannye trudy. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta, 1999.
2. Chernova A.A. Osobennosti vzrosleniya podrostkov, vospityvayuschihsya vraznyh social'nyh usloviyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk: Rostov-na-Donu, 2006.
3. Razvitie sub'ektnosti v ontogeneze v sovremennom sociokul'turnom prostranstve obrazovaniya i sem'i. Volkova E.N., Suvorova O.V., Dunaeva N.I., Biryukova L.A., Grishina A.V., Pyzh'yanova M.A., Kosyh E.A., Kuz'minyh L.N., Potapova A.B. Mininskij universitet. Nizhnij Novgorod, 2012.
4. Suvorova O.V. K probleme kriteriev i struktury sub'ektnosti. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. Social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2011; T. 13; № 2-5: 1178 - 1182.
5. Suvorova O.V., Nikulina L.A. Osobennosti vliyaniya materinskogo otnosheniya na proyavleniya agressivnosti v podrostkovom vozraste. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 313 - 315.
6. Suvorova, O.V., Cheremisova, I.V., Mamonova, E.B. Privyazannost' k materi kak faktor ya-koncepcii podrostka. Vestnik Mininskogo universiteta. 2016; 2 (15): 36.
7. Kramarenko N.S. Issledovanie sub'ektnoj pozicii podrostkov v processe samoosuschestvleniya v Internetsrede. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2013; 5 (68): 64 - 68.
8. Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Spotkaj L.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya sub'ektnosti lichnosti podrostka. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2015; 2: 281 - 286.
Статья поступила в редакцию 12.09.16
УДК 378
УДК 811(07)
Toporkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Head of Department of Foreign Languages, Director of Language
Centre, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
Pakharukova V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
Bessarabova I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
Likhacheva T.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State Technical University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
INTEGRATED LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE AUTONOMOUS LEARNING PARADIGM. The article reviews theoretical and applied issues and different views on foreign language teaching in the autonomous learning paradigm format. The paper presents an integrated approach, for it allows combining a number of factors and aspects that contribute to an increase of quality of education and develop common cultural and general professional competencies of the individual required for successful professional activities. The researchers suggest the most promising strategies of classroom and extracurricular language learning courses for technical university students. The study works out some recommendations on what the structure of such courses should be, and define functions of a teacher for successful introduction of the regulated strategy in foreign language learning.
Key words: integrated learning, autonomous / self-regulated paradigm, common cultural / professional competences.