Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попинако Екатерина Алексеевна

Адаптация к профессиональной деятельности является одним из ключевых этапов в становлении молодого специалиста. Успешность протекания адаптационного процесса способствует эффективности дальнейшей профессиональной деятельности и зависит от ряда объективных и субъективных факторов, особое место среди которых занимают личностные особенности субъекта профессиональной деятельности. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на определение индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности, на этапе профессионального обучения. С помощью корреляционного анализа выявлены достоверно значимые связи индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности. Определена структура личностных особенностей сотрудников, способствующих успешности адаптации к профессио-нальной деятельности и затрудняющих данный процесс. Для сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации характерно наличие центрального образования, представленного положительно связанными интегральным показателем социально-психологической адаптации и личностным адаптационным потенциалом, а также достаточно разветвленной структуры личностных свойств. Установлено, что успешность адаптации к профессиональной деятельности зависит как от индивидуально-психологических, так и от социально-психологических особенностей личности: нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, адекватная самооценка, активность в социальных контактах, низкий уровень тревожности, самостоятельность, позитивное отношение к членам общества. Структура личностных свойств сотрудников с низким уровнем успешности адаптации характеризуется отсутствием центрального образования и небольшим количеством связей. Затруднения адаптации к профессиональной деятельности обусловлены выраженностью низких адаптационных способностей, ориентацией на внутренний мир, неуверенностью в себе, депрессивным состоянием, дистанцированностью, ограниченностью социального взаимодействия, стремлением переложить ответственность за собственные действия на окружающих. Анализ индивидуально- и социально-психологических особенностей личности сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, способствует совершенствованию условий протекания адаптационного процесса и возможности прогнозирования успешности адаптации к профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения.Adaptation to professional activity is one of the key stages in the formation of a young specialist. The success of the adaptation process contributes to the effectiveness of further professional activity and depends on a number of objective and subjective factors, a special place among which is occupied by the personal characteristics of the subject of professional activity. The article considers the results of an empirical study aimed at determining the individual psychological and socio-psychological characteristics of the personality of employees of the internal affairs bodies that contribute to the success of adaptation to professional activity at the stage of professional training. The correlation analysis revealed reliably significant relationships between individual psychological and socio-psychological characteristics of the employees’ personality with different levels of successful adaptation to professional activity. The structure of employees’ personal characteristics that contribute to the success of adaptation to professional activity and complicate this process is determined. Employees with a high level of successful adaptation are characterized by the presence of a central education, represented by a positively related integral indicator of socio-psychological adaptation and personal adaptation potential, and a fairly branched structure of personal properties. It is established that the success of adaptation to professional activity depends on both individual psychological and socio-psychological characteristics of the individual: neuropsychiatric stability, moral normativity, adequate self-esteem, activity in social contacts, low level of anxiety, independence, positive attitude to members of society. The structure of personal characteristics of employees with a low level of adaptation success is characterized by the lack of central education and a small number of connections. Difficulties in adapting to professional activity are caused by the severity of low adaptive abilities, orientation to the inner world, self-doubt, depression, distancing, limited social interaction, the desire to shift responsibility for their own actions to others. The analysis of the individual- and socio-psychological characteristics of the personality of employees who are first employed by the internal affairs bodies contributes to the improvement of the conditions for the course of the adaptation process and the possibility of predicting the success of adaptation to professional activity at the stage of professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попинако Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).073-086

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. А. Попинако

Для цитирования

Попинако, Е. А. Особенности структуры личностных свойств сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности / Е. А. Попинако // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). - С. 73-86. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.1(54). 073-086.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Адаптация к профессиональной деятельности является одним из ключевых этапов в становлении молодого специалиста. Успешность протекания адаптационного процесса способствует эффективности дальнейшей профессиональной деятельности и зависит от ряда объективных и субъективных факторов, особое место среди которых занимают личностные особенности субъекта профессиональной деятельности. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на определение индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности, на этапе профессионального обуче-

© Попинако Е. А., 2021

ния. С помощью корреляционного анализа выявлены достоверно значимые связи индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности. Определена структура личностных особенностей сотрудников, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности и затрудняющих данный процесс. Для сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации характерно наличие центрального образования, представленного положительно связанными интегральным показателем социально-психологической адаптации и личностным адаптационным потенциалом, а также достаточно разветвленной структуры личностных свойств. Установлено, что успешность адаптации к профессиональной деятель-

ности зависит как от индивидуально-психологических, так и от социально-психологических особенностей личности: нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, адекватная самооценка, активность в социальных контактах, низкий уровень тревожности, самостоятельность, позитивное отношение к членам общества. Структура личностных свойств сотрудников с низким уровнем успешности адаптации характеризуется отсутствием центрального образования и небольшим количеством связей. Затруднения адаптации к профессиональной деятельности обусловлены выраженностью низких адаптационных способностей, ориентацией на внутренний мир, неуверенностью в себе, депрессивным состоянием, дис-танцированностью, ограниченностью социального взаимодействия, стремлением переложить ответственность за собственные действия на окружающих. Анализ индивидуально- и социально-психологических особенностей личности сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, способствует совершенствованию условий протекания адаптационного процесса и возможности прогнозирования успешности адаптации к профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности личности, сотрудники органов внутренних дел, адаптация к профессиональной деятельности, социально-психологическая адаптация, прогнозирование успешности адаптации.

Введение

Успешность адаптации к профессиональной деятельности - основное условие продуктивной деятельности,

формирования компетенций и развития профессионально важных качеств молодого сотрудника.

Адаптация к профессиональной деятельности сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, является одним из ключевых направлений психологической работы [6] и обусловлена необходимостью как переживания внутренних личностных изменений, привыкания к новым условиям профессиональной деятельности, так и трансформации субъективных представлений о службе в органах внутренних дел на основе реальных условий деятельности.

Особенность протекания адаптационного процесса в период профессионального обучения заключается в необходимости совмещения учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей, соблюдении субординации и жесткой регламентации распорядка дня, а также обучении в группе, в новом коллективе.

Успешность адаптации к профессиональной деятельности зависит от объективных и субъективных факторов, среди которых особое место занимают индивидуально- и социально-психологические особенности личности [8, 10].

А. А. Реан отмечает взаимную зависимость личностных особенностей и успешности адаптации [15, с. 15]. В. А. Бодров рассматривает в качестве фактора, определяющего успешность адаптации к деятельности, индивидуально-психологические различия, которые оказывают существенное влияние на развитие качеств и свойств личности на этапе профессионального становления [5].

Ряд авторов отмечают ключевую роль индивидуально-психологических

особенностей и качеств личности в развитии адаптационных способностей субъекта деятельности, регуляции функционирования организма, эффективности деятельности [1] и предлагают рассматривать их как критерий дифференциации сотрудников в рамках психологического сопровождения, направленного на оптимизацию адаптации к условиям профессиональной деятельности [11].

В качестве фактора, способствующего успешности адаптации в различных условиях, в частности, к профессиональной деятельности, Н. А. Хари-на рассматривает личностный адаптационный потенциал как комплекс личностных характеристик, включающий в себя адекватность самооценки, определенные черты характера, коммуникативность, низкий уровень тревожности и эмоциональную устойчивость [18]. Подобной точки зрения придерживается Д. А. Гордиенко, определяя личностный адаптационный потенциал как интегративную характеристику психологического развития [7].

Некоторые исследователи выделяют комплексы индивидуально-психологических особенностей, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности. Так, П. Ю. Аксенова в структуре личности определяет три блока индивидуально-психологических особенностей, способствующих успешности адаптации к учебной и профессиональной деятельности: поведенческий, когнитивный и аффективный [2]. В. Е. Лапшин и Т. В. Галич, в свою очередь, выделяют следующие личностные детерминанты успешности адаптации к учебной и профессиональной деятельности: мотивационный, когнитивный, психофизиологический, коммуникативно-

социальный, интеллектуальный, физиологический, поведенческий [12].

Наиболее часто в качестве детерминант адаптации к профессиональной деятельности рассматривают отдельные психологические особенности личности: моральную нормативность, низкий уровень агрессивности в поведении [3], нервно-психическую устойчивость [4], адекватность самооценки и саморегуляцию [16, с. 28], агрессивность, экстраверсию и нейротизм [13].

Исходя из того что исследуются отдельные свойства личности и их комплексы, актуальным является изучение особенностей структуры личностных характеристик, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности, как необходимого условия дальнейшей эффективной деятельности сотрудника и оптимизации психологического сопровождения в период адаптации.

Цель исследования

Изучение структуры личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения. В процессе исследования проверялась гипотеза о наличии взаи-мосвязи между индивидуально- и социально-психологическими особенностями личности сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности.

Описание выборки

В исследовании приняли участие 218 сотрудников, проходящих профессиональное обучение, из них 134 сотрудника мужского пола и 84 сотрудника женского пола. Средний возраст 25,8 лет. Стаж в должности - до 2 лет включительно.

60 40 20 0

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации

Сотрудники со средним

уровнем успешности адаптации

Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации

Рис. 1. Распределение сотрудников по уровню успешности адаптации к профессиональной деятельности

Организация и методы исследования

Исследование индивидуальных особенностей личности сотрудников осуществлялось с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (форма С) [9], многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [14], имеющего 4 уровня. В настоящем исследовании наибольший интерес представляют шкалы 4, 3, 1-го уровней. Исследование показателей социально-психологической адаптации сотрудников осуществлялось с помощью Методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) [17].

Математический анализ проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 21.0». Выбор критерия определялся посредством проверки на нормальность распределения (критерий Колмогорова - Смирнова). Распределение выборки на группы осуществлялось с помощью кластерного анализа. Для оценки достоверности различий между группами применялся критерий Краскела - Уоллиса для независимых выборок. С целью выявления вероятностной связи между иссле-

дуемыми показателями использовался корреляционный анализ (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).

Описание результатов

С помощью кластерного анализа (методом к-средних) посредством разработанной анкеты, направленной на изучение адаптации к профессиональной деятельности, а также оценки руководителя, количества дней нетрудоспособности и успеваемости произведено разделение сотрудников на три группы: сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности ^ = 98), что составляет 45 %, сотрудники со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности ^ = 86) - 39,4 %, сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности ^ = 34) - 15,6 % (рис. 1).

Сравнительный анализ групп сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности по показателю «Личностный адаптационный потенциал» и интегральному показателю «Адаптация» позволил выявить достоверно значимые различия между группами (рис. 2).

140 120 100 80 60 40 20 0

Адаптация

Личностный адаптационный потенциал

■ Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации

■ Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации

■ Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации

Рис. 2. Сравнение значений по показателю «Личностный адаптационный потенциал» и интегрального показателя «Адаптация» в группах сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно отличаются высокими адаптационными способностями к новым условиям профессиональной деятельности, адекватностью и достаточной легкостью ориентации в сложных ситуациях (Н = 35,776; р = 0,000), высоким уровнем приспособления к требованиям общества (Н = 11,757; р = 0,003). Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются достаточно высоким уровнем адаптированности, согласованностью своих потребностей с социальными нормами. Значения показателей в группе сотрудников с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности свидетельствуют о низких адаптационных способностях. Успешность протекания адаптационного процесса у данных сотрудников во многом зависит от внешних условий.

Далее проведен корреляционный анализ с помощью критерия ранго-

вой корреляции Спирмена. В качестве центра плеяд были выбраны «Личностный адаптационный потенциал» и интегральный показатель «Адаптация» и исследованы взаимосвязи этих показателей с личностными особенностями сотрудников с разным уровнем успешности адаптации.

У сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности обнаружена положительная связь между центрами плеяд (г = 0,38; р < 0,05), что указывает на важность для сотрудников указанной группы как индивидуальных, так и социально-психологических компонентов адаптации (рис. 3). Центры плеяд имеют положительные связи с показателем «С-Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» (ЛАП г = 0,47; р < 0,05), (АД г = 0,28; р < 0,05), и отрицательную связь по показателю <^4-Рас-слабленность-эмоциональная напряженность» (ЛАП г = -0,31; р < 0,05), (АД г = -0,21; р < 0,05). Положительные связи личностного адаптационного потенциала обнаружены со

Мй

О

АД

С4 )" (

<«2

ПР КП

мн

Рис. 3. Корреляционная связь личностных показателей сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности

/

м

о

Рис. 4. Корреляционная связь личностных показателей сотрудников со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности

следующими показателями социально-психологической адаптации: самопринятие (г = 0,26; р < 0,05), принятие других (г = 0,42; р < 0,05), интер-нальность (г = 0,28; р < 0,05), эмоциональный комфорт (г = 0,37; р < 0,05), отрицательная связь с показателем «Эскапизм» (г = -0,28; р < 0,05). Положительные связи у интегрального показателя «Адаптация» обнаружены с поведенческой регуляцией (г = 0,31; р < 0,05), коммуникативным потенциа-

лом (г = 0,33; р < 0,05), моральной нормативностью (г = 0,20; р < 0,05), отрицательная связь со шкалой социальной интроверсии (г = -0,26; р < 0,05). Обнаружена также положительная связь личностного адаптационного потенциала с «Мй-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (г = 0,45; р < 0,05) и отрицательная с показателем «132-Конформизм-нон-конформизм» (г = -0,35; р < 0,05). Интегральный показатель «Адаптация»

См

о*

Рис. 5. Корреляционная связь личностных показателей сотрудников с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности

Примечание: АД - интегральный показатель адаптации; СП - самопринятие; ПД - принятие других; ИН - интернальность; ЭК - эмоциональный комфорт; ЭС - эскапизм; ПР - поведенческая регуляция; КП - коммуникативный потенциал; МН - моральная нормативность; ЭИШкала социальной интроверсии, Р1-Шкала психастении; О-Шкала депрессии; МО - адекватная самооценка-неадекватная самооценка; А-Замкнутость-общительность; Е-Подчиненность-доминантность; С-Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность; М-Практичность-мечтательность; L-Доверчивость-подо-зрительность; G-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения; О-Спокойствие-тревожность; Н-Робость-смелость; F-Сдержанность-экспрессивность; Q1-Консерватизм-радикализм; Q2-Конформизм-нонконформизм; Q3-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль; Q4-Расслабленность-эмоциональная напряженность

имеет положительную связь с показателями «^-Сдержанность-экспрессив-ность» (г = 0,27; р < 0,05), «Н-Робость-смелость» (г = 0,21; р < 0,05) и отрицательную связь с «О-Спокойствие-тревожность» (г = -0,33; р < 0,05).

У сотрудников со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности также обнаружена положительная связь между центрами плеяд (г = 0,30; р < 0,05) (рис. 4). Интегральный показатель «Адаптация» и личностный адаптационный потенциал имеют положительные связи с «МО-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (ЛАП г = 0,45; р < 0,05), (АД г = 0,27; р < 0,05), «Н-Робость-смелость» (ЛАП г = 0,26; р < 0,05), (АД г = 0,22;

р < 0,05), «С-Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» (ЛАП г = 0,58; р < 0,05), (АД г = 0,31; р < 0,05). Положительные связи показателя личностного адаптационного потенциала обнаружены с показателями: самопринятие (г = 0,27; р < 0,05), принятие других (г = 0,29; р < 0,05), интерналь-ность (г = 0,28; р < 0,05), эмоциональный комфорт (г = 0,28; р < 0,05), «Э-Низ-кая нормативность поведения-высокая нормативность поведения» (г = 0,22; р < 0,05), отрицательные связи с показателями «Эскапизм» (г = -0,30; р < 0,05), «^2-Конформизм-нонконформизм» (г = -0,36; р < 0,05) «^4-Расслаблен-ность-эмоциональная напряженность» (г = -0,27; р < 0,05), «О-Спокойствие-

тревожность» (г = -0,31; р < 0,05), «М-Практичность-мечтательность» (г = -0,24; р < 0,05), «Ь-Доверчивость-подозрительность» (г = -0,43; р < 0,05). Интегральный показатель «Адаптация» имеет положительную связь с поведенческой регуляцией (г = 0,28; р < 0,05) и отрицательные связи с показателями «Шкала психастении (Рф (г = -0,28; р < 0,05) и «131-Консерватизм-радика-лизм» (г = -0,29; р < 0,05).

У сотрудников с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно значимая корреляционная связь между показателями личного адаптационного потенциала и интегральным показателем «Адаптация» отсутствует (рис. 5). Центры плеяд имеют положительную связь с показателем «С-Эмоциональ-ная нестабильность-эмоциональная стабильность» (ЛАП г = 0,52; р < 0,05), (АД г = 0,39; р < 0,05) и отрицательную связь с «О-Спокойствие-тревожность» (ЛАП г = -0,43; р < 0,05), (АД г = -0,44; р < 0,05). Личностный адаптационный потенциал имеет положительную связь с показателями «Эмоциональный комфорт» (г = 0,34; р < 0,05), «Мй-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (г = 0,49; р < 0,05),

«^-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения» (г = 0,39; р < 0,05), «03-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль» (г = 0,34; р < 0,05), «Н-Робость-смелость» (г = 0,55; р < 0,05), отрицательные связи с показателями «132-Конформизм-нонконформизм» (г = -0,39; р < 0,05), «04-Рассла-бленность-эмоциональная напряженность» (г = -0,47; р < 0,05), «Ь-Доверчивость-подозрительность» (г = -0,50; р < 0,05). Интегральный показатель «Адаптация» имеет положительные связи с коммуникативным потенциалом (г = 0,43; р < 0,05), «А-Замкнутость-общительность» (г = 0,39; р < 0,05, «Е-Подчинен-ность-доминантность» (г = 0,39; р < 0,05), Отрицательные с «М-Прак-тичность-мечтательность» (г = -0,40; р < 0,05) и «Шкала депрессии й» (г = -0,36; р < 0,05).

В связи с наличием большого количества выявленных взаимосвязей между личностными показателями и центрами плеяд было принято решение о сравнении коэффициентов корреляций, полученных по каждой группе, и выявлении достоверно значимых различий между ними.

Таблица 1

Показатель Личностный адаптационный потенциал 1 Достоверность (р)

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации

Непринятие других -0,46187 -0,115183 -1,856 0,032

Н-Робость-смелость 0,14214 0,554256 -2,327 0,01

Ь-Доверчивость-подозрительность -0,07556 -0,498336 2,279 0,011

Значимые различия корреляций индивидуально-психологических особенностей сотрудников с высоким и низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности

Сравнение корреляционных связей показателя «Личностный адаптационный потенциал» в группах сотрудников с высоким и низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 1.

Согласно полученным результатам, сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно имеют более сильную обратную связь с показателем «Непринятие других» (р = 0,032), что говорит о наличии отрицательной связи личностного адаптационного потенциала с отсутствием потребности в совместной деятельности, склонности к ограничению взаимодействия с окружающим миром.

Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно имеют более сильную обратную связь по показателям «^-Доверчивость-подозрительность» (р = 0,011) и «Н-Робость-смелость» (р = 0,01), что свидетельствует об отрицательной связи адаптационных способностей

сотрудников с дистанцированно-стью, ориентацией на свои внутренние критерии и ценности, а также о положительной связи с активностью социальных контактов для данной группы сотрудников.

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации имеют положительную связь между уровнем адаптационных способностей и активностью.

Сравнение корреляционных связей интегрального показателя «Адаптация» в группах сотрудников с высоким и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности имеют достоверно значимую обратную связь с показателями «Е-Подчи-ненность-доминантность» (р = 0,016), «Э-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность» (0,037), что указывает на отрицательную связь адаптации как социально-психологической характеристики личности со-

Таблица 2

Показатель Интегральный показатель «Адаптация» 1 Достоверность (р)

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации

Шкала депрессии О 0,046650 -0,363011 2,065 0,019

Е-Подчиненность-доминантность -0,033464 0,387243 -2,137 0,016

Э-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения -0,144030 0,220335 -1,784 0,037

М-Практичность-мечтательность 0,020332 -0,398596 2,138 0,016

Значимые различия корреляций социально-психологических особенностей сотрудников с высоким и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Значимые различия корреляций индивидуально-психологических особенностей сотрудников с высоким и средним уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности

Показатель Личностный адаптационный потенциал 1 Достоверность (р)

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации

Ь-Доверчивость-подозрительность -0,07556 -0,43460 2,595 0,005

Таблица 4

Значимые различия корреляций социально-психологических особенностей сотрудников с высоким и средним уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельностии

Показатель Интегральный показатель «Адаптация» 1 Достоверность (р)

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации

Мй-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка -0,135176 0,274491 -2,78 0,003

F-Сдержанность-экспрессивность 0,267808 -0,172887 2,989 0,001

трудников с тактичностью, низкой саморегуляцией поведения.

Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации характеризуются наличием достоверно значимой обратной связи интегрального показателя «Адаптация» с показателями «М-Практичность-мечтательность» (р = 0,016), «Шкала депрессии й» (р = 0,019), что говорит о наличии отрицательной связи социально-психологической адаптации с неуверенностью, напряженностью и депрессивно-стью состояний, ориентированностью на свой внутренний мир, поглощенностью иллюзиями.

Сравнение корреляционных связей показателя «Личностный адап-

тационный потенциал» в группах сотрудников с высоким и средним уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности показало наличие достоверно сильной обратной связи только с показателем «ЬДоверчивость-подозрительность» (р = 0,005), что указывает на отрицательную связь личностного адаптационного потенциала с самостоятельностью в социальном поведении в большей степени у сотрудников со средним уровнем успешности адаптации в профессиональной деятельности по сравнению с сотрудниками с высоким уровнем успешности адаптации (табл. 3).

Сравнение корреляционных связей интегрального показателя «Адап-

Таблица 5

Значимые различия корреляций индивидуально-психологических особенностей сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптаци к профессиональной деятельности

Показатель Личностный адаптационный потенциал 1 Достоверность (р)

Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации

Н-Робость-смелость 0,25729 0,554256 -1,716 0,043

Q3-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль 0,00749 0,340111 -1,647 0,05

Таблица 6

Значимые различия корреляций социально-психологических особенностей сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности

Показатель Интегральный показатель «Адаптация» 1 Достоверность (р)

Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации

Шкала депрессии О 0,031807 -0,363011 1,958 0,025

Е-Подчиненность-доминантность -0,004182 0,387243 -1,961 0,025

О-Спокойствие-тревожность -0,115094 -0,435159 1,666 0,048

тация» в группах сотрудников с высоким и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 4.

Согласно полученным результатам, сотрудники со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются достоверно обратной связью с показателем «^-Сдержанность-экспрессивность» (р = 0,001), что указывает на отрицательную связь социально-психологической адаптации с динамичностью и эмоциональной окраской общения, а достоверно пря-

мая связь показателей «Адаптация» и «МО-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (р = 0,003), указывает на положительную связь социально-психологической адаптации с адекватностью самооценки сотрудников со средним уровнем успешности адаптации.

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются обратной связью интегрального показателя «Адаптация» с «МО-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» и прямой связью с показателем

«^-Сдержанность-экспрессивность», что свидетельствует об отрицательной связи адаптации с переоценкой своих возможностей и положительной связью с эмоциональной значимостью общения в обществе.

Сравнение корреляционных связей показателя «Личностный адаптационный потенциал» в группах сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 5.

Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно характеризуются прямой связью с показателями «Н-Робость-смелость» (р = 0,043) и «133-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль», что указывает на положительную связь личностного адаптационного потенциала сотрудников с регуляцией своего поведения, умением контролировать эмоции, способностью к самостоятельному принятию решений.

Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации отличаются положительной связью личностного адаптационного потенциала с ровными взаимоотношениями, готовностью к сотрудничеству, дисциплинированностью.

Сравнение корреляционных связей интегрального показателя «Адаптация» в группах сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 6.

Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации имеют достоверно обратную связь показателя социально-психологической адаптации с «Е-Подчиненность-доминантность» (р = 0,025) и прямую связь со шкалой

депрессии й (р = 0,025), что указывает на наличие отрицательной связи между уровнем приспособления сотрудников к обществу и решением личных вопросов за счет окружающих, склонностью к авторитарности, а также положительной связью с уверенностью в собственных силах.

Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются достоверно обратной связью с показателями ««Шкала депрессии й» (р = 0,025) и «О-Спокойствие-тревож-ность» (р = 0,048), прямой связью по показателям «Е-Подчиненность-доми-нантность» (р = 0,025), что свидетельствует об отрицательной связи социально-психологической адаптации с неуверенностью в себе, неудовлетворенностью собой и излишним волнением и о положительной связи с самостоятельностью.

Выводы

В результате проведенного исследования выявлены структурные особенности лиц с различным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности. Полученные данные позволяют заключить, что наряду со степенью выраженности ин-дивидуально-и социально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел, различающихся по уровню успешности адаптации к профессиональной деятельности, имеются особенности структуры личностных свойств сотрудников указанных групп.

Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности отличаются разветвленной структурой личностных свойств с четким центральным образованием в виде положительно

связанных личностного адаптационного потенциала и интегрального показателя социально-психологической адаптации, а также многочисленными связями с показателями, отражающими индивидуально- и социально-психологические особенности личности, такие как: адекватная самооценка, ощущение эмоционального комфорта, позитивное отношение к окружающим людям, ответственность, нервно-психическая устойчивость, отсутствие эмоциональной напряженности, склонности к противопоставлению себя обществу, низкий уровень тревожности.

Структура личностных свойств сотрудников с низким уровнем успешности адаптации дезорганизована и имеет небольшое количество связей, характеризующих лиц данной группы как неуверенных в себе, зависимых от мнения группы, ориентированных на внутренние ценности, замкнутых, имеющих низкую социальную активность и низкий уровень адаптационных способностей.

Библиографический список

1. Аксенова Г. К., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.

2. Аксенова П. Ю. Экспериментальное исследование уровня развития адаптации курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 83-90.

3. Александров Д. А. Исследование социально-психологических закономерностей формирования профессиональной адаптивности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 20-23.

4. Белов В. В., Корзунин А. В., Юсупов В. В., Костин Д. В. Методы оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 3. С. 75-88.

5. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

6. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Часть 2) // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 245-260. О01:10.17759/РБУ^.2019090318.

7. Гордиенко Д. А. Психологическая адаптация сотрудников органов внутренних дел - участников боевых действий : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 235 с.

8. Забегалина С. В. Прогностические и адаптационные способности как детерминанты жизнеспособности человека // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М. : Институт психологии РАН, 2016. С. 356-373.

9. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттел-ла : учеб.-метод. пособие. СПб. : Речь, 2006. 104 с.

10. Кириллова Т. В., Забегалина С. В. Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1(42). С. 6-11.

11. Киселев А. М. Оптимизация адаптации сотрудников пра-

воохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях посредством психологического воздействия // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 122-126. йО1: 10.33463/2072-8336.2019.1(46).122-126.

12. Лапшин В. Е., Галич Т. В. Система оптимизации адаптации к учебной деятельности курсантов Владимирского юридического института ФСИН России: психолого-педагогический аспект // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1(50). С. 118-124. йО1: 10.33463/2072-8336.2020.1(50)118-124.

13. Маслова Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 227 с.

14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г С. Никифорова,

М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова и др. СПб. : Речь, 2001. 444 с.

15. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.

16. Тутуков А. Ю., Тенгизова Ж. А. Профессиональная адаптация сотрудников органов внутренних дел в новых условиях профессиональной деятельности : учеб.пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. 84 с.

17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии, 2002. 490 с.

18. Харина Н. А. Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 104-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.