УДК 159.9:343.83
DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).073-086
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. А. Попинако
Для цитирования
Попинако, Е. А. Особенности структуры личностных свойств сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности / Е. А. Попинако // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). - С. 73-86. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.1(54). 073-086.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Адаптация к профессиональной деятельности является одним из ключевых этапов в становлении молодого специалиста. Успешность протекания адаптационного процесса способствует эффективности дальнейшей профессиональной деятельности и зависит от ряда объективных и субъективных факторов, особое место среди которых занимают личностные особенности субъекта профессиональной деятельности. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на определение индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудников органов внутренних дел, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности, на этапе профессионального обуче-
© Попинако Е. А., 2021
ния. С помощью корреляционного анализа выявлены достоверно значимые связи индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности. Определена структура личностных особенностей сотрудников, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности и затрудняющих данный процесс. Для сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации характерно наличие центрального образования, представленного положительно связанными интегральным показателем социально-психологической адаптации и личностным адаптационным потенциалом, а также достаточно разветвленной структуры личностных свойств. Установлено, что успешность адаптации к профессиональной деятель-
ности зависит как от индивидуально-психологических, так и от социально-психологических особенностей личности: нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, адекватная самооценка, активность в социальных контактах, низкий уровень тревожности, самостоятельность, позитивное отношение к членам общества. Структура личностных свойств сотрудников с низким уровнем успешности адаптации характеризуется отсутствием центрального образования и небольшим количеством связей. Затруднения адаптации к профессиональной деятельности обусловлены выраженностью низких адаптационных способностей, ориентацией на внутренний мир, неуверенностью в себе, депрессивным состоянием, дис-танцированностью, ограниченностью социального взаимодействия, стремлением переложить ответственность за собственные действия на окружающих. Анализ индивидуально- и социально-психологических особенностей личности сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, способствует совершенствованию условий протекания адаптационного процесса и возможности прогнозирования успешности адаптации к профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения.
Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности личности, сотрудники органов внутренних дел, адаптация к профессиональной деятельности, социально-психологическая адаптация, прогнозирование успешности адаптации.
Введение
Успешность адаптации к профессиональной деятельности - основное условие продуктивной деятельности,
формирования компетенций и развития профессионально важных качеств молодого сотрудника.
Адаптация к профессиональной деятельности сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, является одним из ключевых направлений психологической работы [6] и обусловлена необходимостью как переживания внутренних личностных изменений, привыкания к новым условиям профессиональной деятельности, так и трансформации субъективных представлений о службе в органах внутренних дел на основе реальных условий деятельности.
Особенность протекания адаптационного процесса в период профессионального обучения заключается в необходимости совмещения учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей, соблюдении субординации и жесткой регламентации распорядка дня, а также обучении в группе, в новом коллективе.
Успешность адаптации к профессиональной деятельности зависит от объективных и субъективных факторов, среди которых особое место занимают индивидуально- и социально-психологические особенности личности [8, 10].
А. А. Реан отмечает взаимную зависимость личностных особенностей и успешности адаптации [15, с. 15]. В. А. Бодров рассматривает в качестве фактора, определяющего успешность адаптации к деятельности, индивидуально-психологические различия, которые оказывают существенное влияние на развитие качеств и свойств личности на этапе профессионального становления [5].
Ряд авторов отмечают ключевую роль индивидуально-психологических
особенностей и качеств личности в развитии адаптационных способностей субъекта деятельности, регуляции функционирования организма, эффективности деятельности [1] и предлагают рассматривать их как критерий дифференциации сотрудников в рамках психологического сопровождения, направленного на оптимизацию адаптации к условиям профессиональной деятельности [11].
В качестве фактора, способствующего успешности адаптации в различных условиях, в частности, к профессиональной деятельности, Н. А. Хари-на рассматривает личностный адаптационный потенциал как комплекс личностных характеристик, включающий в себя адекватность самооценки, определенные черты характера, коммуникативность, низкий уровень тревожности и эмоциональную устойчивость [18]. Подобной точки зрения придерживается Д. А. Гордиенко, определяя личностный адаптационный потенциал как интегративную характеристику психологического развития [7].
Некоторые исследователи выделяют комплексы индивидуально-психологических особенностей, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности. Так, П. Ю. Аксенова в структуре личности определяет три блока индивидуально-психологических особенностей, способствующих успешности адаптации к учебной и профессиональной деятельности: поведенческий, когнитивный и аффективный [2]. В. Е. Лапшин и Т. В. Галич, в свою очередь, выделяют следующие личностные детерминанты успешности адаптации к учебной и профессиональной деятельности: мотивационный, когнитивный, психофизиологический, коммуникативно-
социальный, интеллектуальный, физиологический, поведенческий [12].
Наиболее часто в качестве детерминант адаптации к профессиональной деятельности рассматривают отдельные психологические особенности личности: моральную нормативность, низкий уровень агрессивности в поведении [3], нервно-психическую устойчивость [4], адекватность самооценки и саморегуляцию [16, с. 28], агрессивность, экстраверсию и нейротизм [13].
Исходя из того что исследуются отдельные свойства личности и их комплексы, актуальным является изучение особенностей структуры личностных характеристик, способствующих успешности адаптации к профессиональной деятельности, как необходимого условия дальнейшей эффективной деятельности сотрудника и оптимизации психологического сопровождения в период адаптации.
Цель исследования
Изучение структуры личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения. В процессе исследования проверялась гипотеза о наличии взаи-мосвязи между индивидуально- и социально-психологическими особенностями личности сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности.
Описание выборки
В исследовании приняли участие 218 сотрудников, проходящих профессиональное обучение, из них 134 сотрудника мужского пола и 84 сотрудника женского пола. Средний возраст 25,8 лет. Стаж в должности - до 2 лет включительно.
60 40 20 0
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации
Сотрудники со средним
уровнем успешности адаптации
Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации
Рис. 1. Распределение сотрудников по уровню успешности адаптации к профессиональной деятельности
Организация и методы исследования
Исследование индивидуальных особенностей личности сотрудников осуществлялось с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (форма С) [9], многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [14], имеющего 4 уровня. В настоящем исследовании наибольший интерес представляют шкалы 4, 3, 1-го уровней. Исследование показателей социально-психологической адаптации сотрудников осуществлялось с помощью Методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) [17].
Математический анализ проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 21.0». Выбор критерия определялся посредством проверки на нормальность распределения (критерий Колмогорова - Смирнова). Распределение выборки на группы осуществлялось с помощью кластерного анализа. Для оценки достоверности различий между группами применялся критерий Краскела - Уоллиса для независимых выборок. С целью выявления вероятностной связи между иссле-
дуемыми показателями использовался корреляционный анализ (ранговый коэффициент корреляции Спирмена).
Описание результатов
С помощью кластерного анализа (методом к-средних) посредством разработанной анкеты, направленной на изучение адаптации к профессиональной деятельности, а также оценки руководителя, количества дней нетрудоспособности и успеваемости произведено разделение сотрудников на три группы: сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности ^ = 98), что составляет 45 %, сотрудники со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности ^ = 86) - 39,4 %, сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности ^ = 34) - 15,6 % (рис. 1).
Сравнительный анализ групп сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности по показателю «Личностный адаптационный потенциал» и интегральному показателю «Адаптация» позволил выявить достоверно значимые различия между группами (рис. 2).
140 120 100 80 60 40 20 0
Адаптация
Личностный адаптационный потенциал
■ Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации
■ Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации
■ Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации
Рис. 2. Сравнение значений по показателю «Личностный адаптационный потенциал» и интегрального показателя «Адаптация» в группах сотрудников с разным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно отличаются высокими адаптационными способностями к новым условиям профессиональной деятельности, адекватностью и достаточной легкостью ориентации в сложных ситуациях (Н = 35,776; р = 0,000), высоким уровнем приспособления к требованиям общества (Н = 11,757; р = 0,003). Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются достаточно высоким уровнем адаптированности, согласованностью своих потребностей с социальными нормами. Значения показателей в группе сотрудников с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности свидетельствуют о низких адаптационных способностях. Успешность протекания адаптационного процесса у данных сотрудников во многом зависит от внешних условий.
Далее проведен корреляционный анализ с помощью критерия ранго-
вой корреляции Спирмена. В качестве центра плеяд были выбраны «Личностный адаптационный потенциал» и интегральный показатель «Адаптация» и исследованы взаимосвязи этих показателей с личностными особенностями сотрудников с разным уровнем успешности адаптации.
У сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности обнаружена положительная связь между центрами плеяд (г = 0,38; р < 0,05), что указывает на важность для сотрудников указанной группы как индивидуальных, так и социально-психологических компонентов адаптации (рис. 3). Центры плеяд имеют положительные связи с показателем «С-Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» (ЛАП г = 0,47; р < 0,05), (АД г = 0,28; р < 0,05), и отрицательную связь по показателю <^4-Рас-слабленность-эмоциональная напряженность» (ЛАП г = -0,31; р < 0,05), (АД г = -0,21; р < 0,05). Положительные связи личностного адаптационного потенциала обнаружены со
Мй
О
АД
С4 )" (
<«2
ПР КП
мн
Рис. 3. Корреляционная связь личностных показателей сотрудников с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности
/
м
о
Рис. 4. Корреляционная связь личностных показателей сотрудников со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности
следующими показателями социально-психологической адаптации: самопринятие (г = 0,26; р < 0,05), принятие других (г = 0,42; р < 0,05), интер-нальность (г = 0,28; р < 0,05), эмоциональный комфорт (г = 0,37; р < 0,05), отрицательная связь с показателем «Эскапизм» (г = -0,28; р < 0,05). Положительные связи у интегрального показателя «Адаптация» обнаружены с поведенческой регуляцией (г = 0,31; р < 0,05), коммуникативным потенциа-
лом (г = 0,33; р < 0,05), моральной нормативностью (г = 0,20; р < 0,05), отрицательная связь со шкалой социальной интроверсии (г = -0,26; р < 0,05). Обнаружена также положительная связь личностного адаптационного потенциала с «Мй-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (г = 0,45; р < 0,05) и отрицательная с показателем «132-Конформизм-нон-конформизм» (г = -0,35; р < 0,05). Интегральный показатель «Адаптация»
См
о*
Рис. 5. Корреляционная связь личностных показателей сотрудников с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности
Примечание: АД - интегральный показатель адаптации; СП - самопринятие; ПД - принятие других; ИН - интернальность; ЭК - эмоциональный комфорт; ЭС - эскапизм; ПР - поведенческая регуляция; КП - коммуникативный потенциал; МН - моральная нормативность; ЭИШкала социальной интроверсии, Р1-Шкала психастении; О-Шкала депрессии; МО - адекватная самооценка-неадекватная самооценка; А-Замкнутость-общительность; Е-Подчиненность-доминантность; С-Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность; М-Практичность-мечтательность; L-Доверчивость-подо-зрительность; G-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения; О-Спокойствие-тревожность; Н-Робость-смелость; F-Сдержанность-экспрессивность; Q1-Консерватизм-радикализм; Q2-Конформизм-нонконформизм; Q3-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль; Q4-Расслабленность-эмоциональная напряженность
имеет положительную связь с показателями «^-Сдержанность-экспрессив-ность» (г = 0,27; р < 0,05), «Н-Робость-смелость» (г = 0,21; р < 0,05) и отрицательную связь с «О-Спокойствие-тревожность» (г = -0,33; р < 0,05).
У сотрудников со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности также обнаружена положительная связь между центрами плеяд (г = 0,30; р < 0,05) (рис. 4). Интегральный показатель «Адаптация» и личностный адаптационный потенциал имеют положительные связи с «МО-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (ЛАП г = 0,45; р < 0,05), (АД г = 0,27; р < 0,05), «Н-Робость-смелость» (ЛАП г = 0,26; р < 0,05), (АД г = 0,22;
р < 0,05), «С-Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» (ЛАП г = 0,58; р < 0,05), (АД г = 0,31; р < 0,05). Положительные связи показателя личностного адаптационного потенциала обнаружены с показателями: самопринятие (г = 0,27; р < 0,05), принятие других (г = 0,29; р < 0,05), интерналь-ность (г = 0,28; р < 0,05), эмоциональный комфорт (г = 0,28; р < 0,05), «Э-Низ-кая нормативность поведения-высокая нормативность поведения» (г = 0,22; р < 0,05), отрицательные связи с показателями «Эскапизм» (г = -0,30; р < 0,05), «^2-Конформизм-нонконформизм» (г = -0,36; р < 0,05) «^4-Расслаблен-ность-эмоциональная напряженность» (г = -0,27; р < 0,05), «О-Спокойствие-
тревожность» (г = -0,31; р < 0,05), «М-Практичность-мечтательность» (г = -0,24; р < 0,05), «Ь-Доверчивость-подозрительность» (г = -0,43; р < 0,05). Интегральный показатель «Адаптация» имеет положительную связь с поведенческой регуляцией (г = 0,28; р < 0,05) и отрицательные связи с показателями «Шкала психастении (Рф (г = -0,28; р < 0,05) и «131-Консерватизм-радика-лизм» (г = -0,29; р < 0,05).
У сотрудников с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно значимая корреляционная связь между показателями личного адаптационного потенциала и интегральным показателем «Адаптация» отсутствует (рис. 5). Центры плеяд имеют положительную связь с показателем «С-Эмоциональ-ная нестабильность-эмоциональная стабильность» (ЛАП г = 0,52; р < 0,05), (АД г = 0,39; р < 0,05) и отрицательную связь с «О-Спокойствие-тревожность» (ЛАП г = -0,43; р < 0,05), (АД г = -0,44; р < 0,05). Личностный адаптационный потенциал имеет положительную связь с показателями «Эмоциональный комфорт» (г = 0,34; р < 0,05), «Мй-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (г = 0,49; р < 0,05),
«^-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения» (г = 0,39; р < 0,05), «03-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль» (г = 0,34; р < 0,05), «Н-Робость-смелость» (г = 0,55; р < 0,05), отрицательные связи с показателями «132-Конформизм-нонконформизм» (г = -0,39; р < 0,05), «04-Рассла-бленность-эмоциональная напряженность» (г = -0,47; р < 0,05), «Ь-Доверчивость-подозрительность» (г = -0,50; р < 0,05). Интегральный показатель «Адаптация» имеет положительные связи с коммуникативным потенциалом (г = 0,43; р < 0,05), «А-Замкнутость-общительность» (г = 0,39; р < 0,05, «Е-Подчинен-ность-доминантность» (г = 0,39; р < 0,05), Отрицательные с «М-Прак-тичность-мечтательность» (г = -0,40; р < 0,05) и «Шкала депрессии й» (г = -0,36; р < 0,05).
В связи с наличием большого количества выявленных взаимосвязей между личностными показателями и центрами плеяд было принято решение о сравнении коэффициентов корреляций, полученных по каждой группе, и выявлении достоверно значимых различий между ними.
Таблица 1
Показатель Личностный адаптационный потенциал 1 Достоверность (р)
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации
Непринятие других -0,46187 -0,115183 -1,856 0,032
Н-Робость-смелость 0,14214 0,554256 -2,327 0,01
Ь-Доверчивость-подозрительность -0,07556 -0,498336 2,279 0,011
Значимые различия корреляций индивидуально-психологических особенностей сотрудников с высоким и низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности
Сравнение корреляционных связей показателя «Личностный адаптационный потенциал» в группах сотрудников с высоким и низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 1.
Согласно полученным результатам, сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно имеют более сильную обратную связь с показателем «Непринятие других» (р = 0,032), что говорит о наличии отрицательной связи личностного адаптационного потенциала с отсутствием потребности в совместной деятельности, склонности к ограничению взаимодействия с окружающим миром.
Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно имеют более сильную обратную связь по показателям «^-Доверчивость-подозрительность» (р = 0,011) и «Н-Робость-смелость» (р = 0,01), что свидетельствует об отрицательной связи адаптационных способностей
сотрудников с дистанцированно-стью, ориентацией на свои внутренние критерии и ценности, а также о положительной связи с активностью социальных контактов для данной группы сотрудников.
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации имеют положительную связь между уровнем адаптационных способностей и активностью.
Сравнение корреляционных связей интегрального показателя «Адаптация» в группах сотрудников с высоким и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы, сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности имеют достоверно значимую обратную связь с показателями «Е-Подчи-ненность-доминантность» (р = 0,016), «Э-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность» (0,037), что указывает на отрицательную связь адаптации как социально-психологической характеристики личности со-
Таблица 2
Показатель Интегральный показатель «Адаптация» 1 Достоверность (р)
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации
Шкала депрессии О 0,046650 -0,363011 2,065 0,019
Е-Подчиненность-доминантность -0,033464 0,387243 -2,137 0,016
Э-Низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения -0,144030 0,220335 -1,784 0,037
М-Практичность-мечтательность 0,020332 -0,398596 2,138 0,016
Значимые различия корреляций социально-психологических особенностей сотрудников с высоким и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности
Таблица 3
Значимые различия корреляций индивидуально-психологических особенностей сотрудников с высоким и средним уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности
Показатель Личностный адаптационный потенциал 1 Достоверность (р)
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации
Ь-Доверчивость-подозрительность -0,07556 -0,43460 2,595 0,005
Таблица 4
Значимые различия корреляций социально-психологических особенностей сотрудников с высоким и средним уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельностии
Показатель Интегральный показатель «Адаптация» 1 Достоверность (р)
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации
Мй-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка -0,135176 0,274491 -2,78 0,003
F-Сдержанность-экспрессивность 0,267808 -0,172887 2,989 0,001
трудников с тактичностью, низкой саморегуляцией поведения.
Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации характеризуются наличием достоверно значимой обратной связи интегрального показателя «Адаптация» с показателями «М-Практичность-мечтательность» (р = 0,016), «Шкала депрессии й» (р = 0,019), что говорит о наличии отрицательной связи социально-психологической адаптации с неуверенностью, напряженностью и депрессивно-стью состояний, ориентированностью на свой внутренний мир, поглощенностью иллюзиями.
Сравнение корреляционных связей показателя «Личностный адап-
тационный потенциал» в группах сотрудников с высоким и средним уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности показало наличие достоверно сильной обратной связи только с показателем «ЬДоверчивость-подозрительность» (р = 0,005), что указывает на отрицательную связь личностного адаптационного потенциала с самостоятельностью в социальном поведении в большей степени у сотрудников со средним уровнем успешности адаптации в профессиональной деятельности по сравнению с сотрудниками с высоким уровнем успешности адаптации (табл. 3).
Сравнение корреляционных связей интегрального показателя «Адап-
Таблица 5
Значимые различия корреляций индивидуально-психологических особенностей сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптаци к профессиональной деятельности
Показатель Личностный адаптационный потенциал 1 Достоверность (р)
Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации
Н-Робость-смелость 0,25729 0,554256 -1,716 0,043
Q3-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль 0,00749 0,340111 -1,647 0,05
Таблица 6
Значимые различия корреляций социально-психологических особенностей сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности
Показатель Интегральный показатель «Адаптация» 1 Достоверность (р)
Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации
Шкала депрессии О 0,031807 -0,363011 1,958 0,025
Е-Подчиненность-доминантность -0,004182 0,387243 -1,961 0,025
О-Спокойствие-тревожность -0,115094 -0,435159 1,666 0,048
тация» в группах сотрудников с высоким и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 4.
Согласно полученным результатам, сотрудники со средним уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются достоверно обратной связью с показателем «^-Сдержанность-экспрессивность» (р = 0,001), что указывает на отрицательную связь социально-психологической адаптации с динамичностью и эмоциональной окраской общения, а достоверно пря-
мая связь показателей «Адаптация» и «МО-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» (р = 0,003), указывает на положительную связь социально-психологической адаптации с адекватностью самооценки сотрудников со средним уровнем успешности адаптации.
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются обратной связью интегрального показателя «Адаптация» с «МО-Адекватная самооценка-неадекватная самооценка» и прямой связью с показателем
«^-Сдержанность-экспрессивность», что свидетельствует об отрицательной связи адаптации с переоценкой своих возможностей и положительной связью с эмоциональной значимостью общения в обществе.
Сравнение корреляционных связей показателя «Личностный адаптационный потенциал» в группах сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 5.
Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности достоверно характеризуются прямой связью с показателями «Н-Робость-смелость» (р = 0,043) и «133-Низкий самоконтроль-высокий самоконтроль», что указывает на положительную связь личностного адаптационного потенциала сотрудников с регуляцией своего поведения, умением контролировать эмоции, способностью к самостоятельному принятию решений.
Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации отличаются положительной связью личностного адаптационного потенциала с ровными взаимоотношениями, готовностью к сотрудничеству, дисциплинированностью.
Сравнение корреляционных связей интегрального показателя «Адаптация» в группах сотрудников со средним и низким уровнями успешности адаптации к профессиональной деятельности представлены в таблице 6.
Сотрудники со средним уровнем успешности адаптации имеют достоверно обратную связь показателя социально-психологической адаптации с «Е-Подчиненность-доминантность» (р = 0,025) и прямую связь со шкалой
депрессии й (р = 0,025), что указывает на наличие отрицательной связи между уровнем приспособления сотрудников к обществу и решением личных вопросов за счет окружающих, склонностью к авторитарности, а также положительной связью с уверенностью в собственных силах.
Сотрудники с низким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности характеризуются достоверно обратной связью с показателями ««Шкала депрессии й» (р = 0,025) и «О-Спокойствие-тревож-ность» (р = 0,048), прямой связью по показателям «Е-Подчиненность-доми-нантность» (р = 0,025), что свидетельствует об отрицательной связи социально-психологической адаптации с неуверенностью в себе, неудовлетворенностью собой и излишним волнением и о положительной связи с самостоятельностью.
Выводы
В результате проведенного исследования выявлены структурные особенности лиц с различным уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности. Полученные данные позволяют заключить, что наряду со степенью выраженности ин-дивидуально-и социально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел, различающихся по уровню успешности адаптации к профессиональной деятельности, имеются особенности структуры личностных свойств сотрудников указанных групп.
Сотрудники с высоким уровнем успешности адаптации к профессиональной деятельности отличаются разветвленной структурой личностных свойств с четким центральным образованием в виде положительно
связанных личностного адаптационного потенциала и интегрального показателя социально-психологической адаптации, а также многочисленными связями с показателями, отражающими индивидуально- и социально-психологические особенности личности, такие как: адекватная самооценка, ощущение эмоционального комфорта, позитивное отношение к окружающим людям, ответственность, нервно-психическая устойчивость, отсутствие эмоциональной напряженности, склонности к противопоставлению себя обществу, низкий уровень тревожности.
Структура личностных свойств сотрудников с низким уровнем успешности адаптации дезорганизована и имеет небольшое количество связей, характеризующих лиц данной группы как неуверенных в себе, зависимых от мнения группы, ориентированных на внутренние ценности, замкнутых, имеющих низкую социальную активность и низкий уровень адаптационных способностей.
Библиографический список
1. Аксенова Г. К., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28-36.
2. Аксенова П. Ю. Экспериментальное исследование уровня развития адаптации курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 83-90.
3. Александров Д. А. Исследование социально-психологических закономерностей формирования профессиональной адаптивности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 20-23.
4. Белов В. В., Корзунин А. В., Юсупов В. В., Костин Д. В. Методы оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 3. С. 75-88.
5. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М. : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
6. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Часть 2) // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 245-260. О01:10.17759/РБУ^.2019090318.
7. Гордиенко Д. А. Психологическая адаптация сотрудников органов внутренних дел - участников боевых действий : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 235 с.
8. Забегалина С. В. Прогностические и адаптационные способности как детерминанты жизнеспособности человека // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М. : Институт психологии РАН, 2016. С. 356-373.
9. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттел-ла : учеб.-метод. пособие. СПб. : Речь, 2006. 104 с.
10. Кириллова Т. В., Забегалина С. В. Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1(42). С. 6-11.
11. Киселев А. М. Оптимизация адаптации сотрудников пра-
воохранительных органов к действиям в кризисных ситуациях посредством психологического воздействия // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 122-126. йО1: 10.33463/2072-8336.2019.1(46).122-126.
12. Лапшин В. Е., Галич Т. В. Система оптимизации адаптации к учебной деятельности курсантов Владимирского юридического института ФСИН России: психолого-педагогический аспект // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1(50). С. 118-124. йО1: 10.33463/2072-8336.2020.1(50)118-124.
13. Маслова Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 227 с.
14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г С. Никифорова,
М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова и др. СПб. : Речь, 2001. 444 с.
15. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. 479 с.
16. Тутуков А. Ю., Тенгизова Ж. А. Профессиональная адаптация сотрудников органов внутренних дел в новых условиях профессиональной деятельности : учеб.пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. 84 с.
17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии, 2002. 490 с.
18. Харина Н. А. Теоретические и практические основы исследования личностного адаптационного потенциала сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 104-117.