Научная статья на тему 'Особенности структурных перемен в экономике многонационального региона'

Особенности структурных перемен в экономике многонационального региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности структурных перемен в экономике многонационального региона»

Автономов В.С., Багомедов М.А., Розинская Н.А.

Особенности структурных перемен в экономике многонационального региона1

Провозглашенной целью макроэкономической политики государства в девяностые годы было повысить эффективность экономики за счет использования предпринимательской инициативы, ликвидации государственных затрат по патронажу производственной сферы, снижения затрат на содержание излишних звеньев и убыточных производств, привлечения частных инвестиций в производство. Провал провозглашенных целей был вызван, на наш взгляд, отставанием законодательной базы защиты общественных и государственных интересов от скорости институциональных преобразований в стране. Это отставание выражалось прежде всего в приоритетах российских реформ: рыночное регулирование, приватизация, свобода торговли, независимость банковской системы. В приоритетах нет контролирующей функции за повышением эффективности производства в результате реформ. По этим причинам весь экономический процесс структурных перемен в экономике России свелся к присвоению номинальными распорядителями производства по возможности всех результатов воспроизводственного процесса. Естественно, доходы остальной части населения упали, что закономерно вызвало схлопывание платежеспособного спроса на продукцию (услуги) отечественных предприятий, ориентированных прежде всего на средние по доходам слои населения.

Целью структурных перемен в многонациональном регионе было по сути приспособление экономики к изменившимся условиям хозяйствования в результате следования за макроэкономической политикой, проводимой федеральным центром, в обстановке нарастающего этнополитического напряжения на границах. В результате подобного приспособления инфляциогенные отрасли региона сократили за 10 лет свои объемы производства в 4 -5 раз, а сельское хозяйство почти в 2 раза. Негативное воздействие макроэкономического регулирования федерального центра проявляется сейчас в регионе прежде всего через высокую учетную ставку Центробанка России (20% годовых и выше), которая в условиях дефицита денежных ресурсов заставляет их хозяев искать более выгодные непроизводственные варианты их вложений, чем инвестиции в производство. Старение производственного аппарата и недостаток собственных оборотных средств не позволяют предприятиям обновлять производство, добиваться конкурентоспособности, что в конечном итоге снижает эффективность производственных отраслей региона. Высокоспециализированные предприятия оборонки в условиях сократившегося до 50 раз объема военных заказов для сохранения своего существования были вынуждены перейти на выпуск гораздо менее эффективной непрофильной продукции. Один завод Дагдизель в конце восьмидесятых производил в основном военной продукции по нынешним ценам на сумму около 3 миллиардов рублей, а в 1999 году все машиностроительные предприятия региона произвели продукции только на 394 миллиона.

Положительными результатами структурных преобразований можно считать только определенное наполнение прилавков, то есть благополучное состояние торговли, когда предложение превышает платежеспособный спрос. Но и в этой отрасли наряду с улучшением качества обслуживания негативной переменой является то, что торговые наценки выросли с максимальной до 20% в советской госторговле до диапазона 20-150 %, что свидетельствует о значительном снижении народнохозяйственной эффективности отрасли.

В сельском хозяйстве также произошли негативные перемены. Неопределенность позиции государства с существованием в новых условиях аграрных динозавров (колхозов и совхозов), привела к фактическому их растаскиванию в пользу их руководителей и развития других, главным образом малых, форм хозяйствования. В то же время известно, что во всех развитых странах процесс индустриализации сельского хозяйства проходит на фоне усиления значения крупных форм хозяйствования, которые могут позволить себе внедрять самые передовые технологии и конкурентоспособность на мировых рынках. Перенос центра тяжести сельскохозяйственного производства в приусадебные хозяйства означает, с одной стороны, переход к натуральному хозяйству, с другой, в части конкурентоспособности на региональном продовольственном рынке - эксплуатацию ими ресурсов крупных хозяйств. В структуре производимой сельскохозяйственной продукции также негативные перемены: сильнее всего сократилось производство винограда и фруктов - отраслей межрегиональной сельскохозяйственной специализации региона. Были выведены из оборота десятки тысяч гектаров многолетних насаждений, для восстановления которых потребуется не один миллиард капитальных вложений. Процесс обеспечения эффективности сельского хозяйства в условиях опережающего роста цены машин, топлива и инвестиций по сравнению со стоимостью рабочей силы, идет по пути экстенсификации. Для того, чтобы сельское хозяйство региона снова стало на путь интенсификации, необходимо по крайней мере в пять раз поднять ставки повременной оплаты труда сельскохозяйственных рабочих, что должно сопровождаться соответствующим ростом технологической культуры аграрного производства, квалификации и производительности труда.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №01-62-00126а)

Значительные изменения произошли в инвестиционно-строительном комплексе региона, которому отводится значительная роль в программах реструктуризации экономики региона. Если в советский период основным источником инвестиций являлись централизованные госкапвложения, с переходом к рынку это должны были бы стать заемные средства, но стали средства предприятий и населения (50%) и средства бюджетов разных уровней. Заемные средства будут использоваться в большей степени при снижении ссудного процента и снижении инвестиционных рисков в регионе.

Экономика Дагестана в последние 2 года медленно выходит из прорыва, в котором она, во многом не по своей вине, пребывала в последнее десятилетие. В 2000 году в Дагестане впервые за последнее десятилетие в ряде отраслей достигнут существенный рост показателей, в том числе за счет привлечения инвестиций. Дальнейшему росту должно способствовать принятие в последние два года в рамках республиканского бюджета отдельного бюджета развития РД. Бюджет развития республики стал и, что важно, в целом успешной попыткой целевого стимулирования за счет государственных средств наиболее перспективных отраслей экономики и отдельных производств, вывода их из кризиса на путь стабильного развития. Понятно, что не все здесь обошлось гладко, были, к сожалению, допущены досадные промахи в преодолении многих трудностей, поскольку мешало отсутствие опыта конкурсного размещения проектов. Поэтому, готовясь к принятию бюджета развития на нынешний год, Министерство экономики РД максимально учло прежние упущения в этой ответственной работе.

В Минэкономики РД в 2000 году были представлены на рассмотрение 252 инвестиционных проекта, из которых Экспертный совет министерства рекомендовал рассмотреть лишь 88, остальные были отклонены в связи с низким уровнем их подготовки. В ходе дальнейшей работы Республиканская комиссия по инвестиционным конкурсам и конкурсам на получение бюджетных кредитов для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции поддержала 77 проектов на общий объем финансирования 338,287 млн. рублей, а затем Правительство приняло решение по их финансированию в несколько уменьшенном объеме - 325,547 млн. рублей. При этом прогнозировалось уже в первый год реализации проектов выпустить продукции на 723,8 млн. рублей и получить в консолидированный бюджет около 70 млн. рублей налоговых платежей, привлечь дополнительно более 5 тысяч работников.

Что же вышло на деле? Из 77 предприятий были полностью профинансированы 62, в том числе 29 предприятиям средства выделены на пополнение их оборотных средств. Среди них оказались преимущественно предприятия консервной промышленности республики, которые получили на возвратной основе около 72 млн. рублей. Анализ производственной деятельности предприятий консервной промышленности, получивших бюджетный кредит, показывает, что за счет него они значительно повысили уровень организации производства, увеличили свои налоговые платежи в бюджет, сохранили и создали дополнительные рабочие места.

На конец января 2001 года около 54 млн. рублей уже возвращено - частью "живыми" деньгами, но в основном - выпущенной продукцией. По отдельным предприятиям, получившим государственную поддержку, Правительство РД пересмотрело срок возврата бюджетных кредитов, продлив его для ЗАО "Металлист" до середины нынешнего года, а для ОАО "Шанс" - до первого декабря 2001 года.

По восьми предприятиям, получившим инвестиционные кредиты, возврат средств оформлен под гарантии предприятий - бюджетополучателей, в их числе, в частности -ОАО "Махачкалинский комбинат хлебопродуктов" - под гарантию ПО "Дагестантоппром", ОАО "Авиаагрегат" -под гарантию 000 "Региональная газовая компания". Из 30 инвестиционных проектов по 12 предприятиям срок возврата бюджетных кредитов был определен в два года, по еще 8 предприятиям " 23 месяца, а по 10 - полтора года. Возврат ими средств, выделенных из бюджета развития, в основном начнется с марта будущего года.

Проанализировав эффективность использования и размещения средств бюджета развития РД 2000 года, коллегия Минэкономики республики согласилась с рядом предложений для внесения их на рассмотрение в Правительство РД. В частности, рекомендовано сразу после принятия бюджета республики на 2001 год объявить о начале инвестиционного конкурса на получение бюджетных кредитов в текущем году. Конкурс целесообразно проводить в два этапа: вначале для предприятий консервной промышленности, а затем - для всех остальных претендентов.

С целью повышения возврата выделенных средств Минэкономики РД считает полезным размещать инвестиционные средства бюджета развития РД под гарантии платежеспособных коммерческих банков. Само финансирование предприятий - победителей конкурса, по нашему мнению, необходимо осуществлять под залог их ликвидного имущества и акций, принадлежащих руководству предприятия.

Считаем, что необходимо внести некоторые изменения в действующий порядок и правила проведения конкурса, широко привлекая к экспертизе инвестиционных проектов не только отраслевые министерства и ведомства, но и экономические НИИ региона, в частности ИСЭИ ДНЦ РАН.

В условиях научно-технического прогресса сохраняется значение промышленности в структуре общественного производства большинства стран развитой рыночной экономики. Не смотря на систематическое падение объемов промышленного производства в России и регионе в течение последних девяти лет (см. рис. 1 -2) она продолжает оставаться важной отраслью как по вкладу в образование валового внутреннего продукта, так и в качестве базы формирования бюджетов всех уровней.

130 80 30

- 1

-Россия ™™ Дагестан

Рис. 1. Промышленное производство в России и регионе (в % к предыдущему году по данным Госкомстата РД)

Значительно большее падение объемов промышленного производства в Дагестане, чем в России (см. рис. 2), объясняется незначительными мощностями топливно-энергетического комплекса и отсутствием крупной металлургии, отраслей новой специализации России в международной торговле. Новый экономический порядок в России, принятый под давлением МВФ, предусматривает сохранение только этих отраслей. Опыт крупных стран, добившихся значительно больших успехов в построении современной рыночной экономики (Япония, Китай, Бразилия, Мексика, Индонезия, Корея, Таиланд и другие), свидетельствует, что более эффективно производить наукоемкую продукцию и товары конечного потребления. Для этого в развивающихся странах с большой численностью населения разрабатываются государственные программы поддержки развития производства в приоритетных отраслях с целью обеспечить удовлетворение прежде всего внутреннего спроса, а затем уже выход на мировые рынки.

100 80 60 40 20 0

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

-Россия Дагестан

Рис. 2. Промышленное производство в России и регионе (в % к 1990 году по данным Госкомстата РД)

Структура экономики региона характеризуется преобладающим значением сельского хозяйства, промышленности и нерыночных услуг социальной сферы в производстве ВРП. Она находится под влиянием степени использования существующих мощностей в производственных отраслях и принятых государством нормативов социального обслуживания.

Производство ВРП в отраслях экономики приводится в следующей таблице (в %):

_Январь-ноябрь_

1999 г. 2000 г.

Январь-ноябрь

1999 г. 2000 г.

ВРП - всего 100 100

в том числе:

Промышленность 22,8 19,0

Строительство 2,6 2,7

Сельское хозяйство 24,6 26,4

Лесное хозяйство 0,1 0,1

Прочие виды деятельности по производству товаров 0,3 0,3

Транспорт и связь 7,6 4,5

Торговля и общепит 16,1 14,0

Операции с недвижимым имуществом 1,7 1,8

ЖКХ 2,5 2,0

Рыночные услуги социальной сферы 3,0 4,2

Нерыночные услуги социальной сферы 18,4 24,8

Чистые налоги на продукты 0,3 0,2

В условиях вызванного кризисом беспримерного падения (в несколько раз за 9 лет) уровня реальных доходов населения в России, в структуре потребления товаров возрастает значение продовольственных товаров. Например, в Дагестане пищевая и алкогольная продукция занимают более 60% в структуре производимых потребительских товаров. Однако по нашим расчетам в структуре потребления продовольственных товаров в Дагестане квота региональных производителей не превышает 30%. В то же время использование производственных мощностей по большинству товаров в пищевой промышленности РД колеблется от 4 до 25 процентов.

31,3 39,3 45,8

2 1,4

44,3 39,3 40,1

1997 1998 1999

□ Пищевые продукты □ Непродовольственные

Рис. 3. Структура потребительских товаров в Дагестане (в % к итогу по данным Госкомстата РД)

Реформирование экономики не способствовало качественному развитию промышленности и добывающих отраслей. Либерализация внешнеэкономической деятельности, сокращение оборонных заказов, увеличение импорта и значительно снизившийся платежеспособный спрос населения привели к падению объемов производства всех видов продукции. В 1998 году была достигнута наименьшая за годы реформ величина спада производства продукции, а с 1999 года начался процесс восстановления объемов производства. Сокращение производства происходило на предприятиях всех форм собственности, кроме коллективной, но её незначительный вес в регионе не повлиял на эффективность промышленного производства.

Во всех регионах страны прослеживается тенденция опережения спада промышленного производства по сравнению с соответствующими отраслями сельского хозяйства. Остающихся в распоряжении предприятий средств недостаточно для проведения их реконструкции и технического перевооружения. В результате коэффициент обновления основных фондов по перерабатывающим предприятиям АПК в настоящее время составляет 0,8-1,0% при норме 8-10% [3.19, №3].

140 -120 -100 -80 -60 -40 -20 -0 -

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

- .л

X- N к.

X \ / *у - 1

\ / / N

> 1 ---------

электроэнергетика — — нефтедобыв;

-машиностроение - - - пищевая

-легкая

Рис. 4. Динамика спада объемов производства в отраслях промышленности Дагестана (в % к 1990 г.)

Конечно основной причиной экономического спада в промышленности являлись институциональные преобразования в условиях неподготовленности отрасли к рыночной конкуренции. Но одной из важнейших причин продолжающейся депрессии в отрасли является физическое и моральное старение оборудования.

(1998г.; в % к итогу)

4,5%

□ электроэнергетика

□ топливная

Е машиностроение

Ш пищевая (включая мукомольно-крупяную

□ легкая

□ стройматериалы

□ прочие

Повышение доли пищевой промышленности в 1999 году связано с формированием спроса на более дешевые и качественные продовольственные товары внутрирегионального производства в условиях падения в 3 раза (по нашим расчетам) покупательной способности населения после августовского 1998 года кризиса.

(1999г.; в % к итогу)

□ электроэнергетика

□ топливная

И машиностроение

Ш пищевая (включая мукомольно-крупяную)

□ легкая

□ стройматериалы

□ прочие

Рис. 5. Структура промышленного производства в Дагестане

□ электроэнергетика □ топливная

□ пищевая □ машиностроени

□ легкая □ другие

Рис. 6. Структура промышленного производства (в процентах к итогу)

Повышение степени готовности продукции для конечного использования является одним из главных резервов эффективности производства региона, поскольку в ценах конечной продукции выше масса заложенной прибыли, и гораздо выгоднее продать не сырье, а готовый продукт. Переработанное сырье увеличивает доходы в несколько раз. Однако регион пока все еще в значительных объемах торгует сельскохозяйственным сырьем (нефтью, рыбой (в основном осетровых пород), шкурами (КРС, овец, ягнят), шерстью, плодами, овощами). Оно потом возвращается на дагестанский рынок в виде готовых товаров, и на этом теряется не только резерв массы прибыли, но и перспективный рынок приложения избыточных в республике трудовых ресурсов.

В результате медленных структурных преобразований ситуация в производственной сфере постепенно улучшается. Опыт показывает, что перемены проявляются прежде всего в обновлении ассортимента. В 2000 году возможности инновации в полной мере использовали АО «Авиаагрегат», АО «Завод им. М.Гаджиева», «Денеб», Махачкалинский винзавод.

Другим проявлением структурных преобразований является уровень приватизации. Доля хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых предприятиями малого бизнеса Дагестана (включая минипекарни), оценивается Госкомстатом РД в 85-88% (год-два назад эта цифра составляла 90-92%). Увеличение количества торговых точек - косвенно спровоцировало «атаку на малое предпринимательство». Такой ситуации способствовало улучшение качества продукции, расширение ассортимента и др. мероприятия на крупных хлебозаводах.

Вместе с тем в отрасли произошли неблагоприятные структурные перемены. Не выдержали конкуренции на рынке товаров и приостановили работу большинство машиностроительных предприятий. Приватизированные предприятия испытывают большие трудности с привлечением инвестиций. Многие предприятия нуждаются в техническом перевооружении, износ оборудования довольно значительный.

Таблица 1

Динамика структуры источников инвестиций в основной капитал в Дагестане

_в истекшие пять лет_

в % к итогу

1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Всего инвестиций в основной капитал 100 100 100 100 100

в том числе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственные средства 33,6 33,4 58,8 50,4 49,9

Привлеченные средства 66,4 66,6 41,2 49,6 50,1

из них:

Средства федерального бюджета 25,7 30,9 18,6 28,4 30,3

Средства централизованных внебюджетных инвест фондов 29,7 27,5 12,9 11,2 11,5

Средства бюджета республики 11 8,2 2,7 8,5 8,3

Заемные средства 7,0 0,8 -

Прочие - 0,7 0,0

С начала девяностых годов инвестиции используются неэффективно, поскольку продолжается разделение функций инвестора (им, как правило, остается государство, см. табл.1) и менеджера-распорядителя инвестициями (им, как правило, остается директор предприятия) что проявляется в умышленном завышении доли не поддающихся строгому учету СМР в ПСД. В последние годы в технологической структуре инвестиций заметных изменений не произошло. В 1999 году более двух третей всех инвестиций составляют строительно-монтажные работы. По сравнению с 1995 годом идет заметное снижение доли оборудования, приобретенного за счет износа старого (хотя за этими направлениями должно стоять наиболее прогрессивное техническое перевооружение), а также происходит увеличение прочих средств, также плохо поддающихся учету.

Таблица 2

_Динамика технологической структуры инвестиций_

в % к итогу

1990 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.

Инвестиции, всего 100 100 100 100 100

в том числе:

строительно-монтажные работы 52 74 77 72 71

оборудование, инструмент, инвентарь 33 11 9 12 8

прочие капитальные затраты 15 15 14 16 21

Изменение структуры инвестиций производственного назначения по крупным и средним предприятиям характеризуется следующими данными, свидетельствующими о снижении доли инвестиций в пищевую промышленность региона. Этому факту есть простое объяснение, что по источникам это в основном средства самих предприятий и заемные средства. Конъюнктура рынка обозначила в качестве самых эффективных отраслей ТЭК, финансовую и производственную инфраструктуру (транспорт, связь, информатику), оптовую торговлю, бытовые услуги и общественное питание. Высокорентабельные предприятия этих отраслей стремятся расшириться за счет собственных и заемных источников. В эти же отрасли, поскольку здесь выше дивиденды, стараются проникнуть сторонние инвесторы. Потенциальный объем потока частных инвестиций в регион ограничен, и он по закону рынка (капитал стремится туда, где ему лучше) не попадает в менее рентабельные на данном краткосрочном отрезке времени отрасли, такие как пищевая и легкая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, социальная сфера. Только государство, руководствуясь прогнозами и своими долгосрочными интересами, может выступать инвестором в эти отрасли. Это положение будет сохраняться какой-то период времени, пока не произойдет насыщение регионального рынка услугами более эффективных отраслей и не упадут мировые цены на энергоносители. Однако все прогнозы свидетельствуют о том, что потребность в энергоносителях будет расти,

в то время как природные запасы их ограничены. Вследствие чего ТЭК останется приоритетным потребителем инвестиций в регионе, хотя и удовлетворяет потребности региона в энергоносителях только на 45%.

Таблица 3

_Динамика структуры инвестиций по отраслям производства РД_

в % к общему объему инвестиций 1999г. в % к

1999 г. 1998 г. 1998 г. 1997 г.

Всего 100 100 90,8 35,1

в том числе:

промышленность 43,6 39,8 99,4 33,8

из нее:

электроэнергетика 31,2 25,7 111,3 65,5

топливная 9,6 10,4 84,5 29,9

легкая - 0,1 - -

пищевая 0,8 1,7 47,9 36,8

сельское хозяйство 11,4 7,2 144,2 61,2

транспорт 27,8 39,9 63,3 21,0

связь 1,3 1,9 60,8 в 5,3 р

строительство 0,9 0,6 145,9 0,3

Инвестиционный кризис в регионе наиболее ощутимо затронул агропромышленный и строительный комплексы, связь, пищевую промышленность.

Но и в ТЭК объемов инвестиций недостаточно даже для поддержания в прежнем размере объемов добычи нефти и газа.

Особенностью политэкономической ситуации структурных преобразований в экономике в Дагестане является наложение многонациональности, а именно этнических особенностей хозяйственного поведения. Последнее зависит и от генетических свойств, связанных с природно -экономическими факторами многовекового компактного проживания на замкнутых территориях, и от национальных традиций и специализации сел в длительный советский период, и от условий воспитания. Многие подотрасли экономики региона становятся постепенно этнически однородными. Например, выращивание яблок - это лезгинская специализация, а овцеводство становится занятием даргинцев и на территориях других сопредельных национальностей. Также формируется посельская специализация на родах занятий, и областях предпринимательства.

Кроме того, немаловажное значение имеют субъективные факторы. Ключевым вопросом в высоко дотируемых регионах является вопрос о доступе к распределению помощи центра. Этносы с более крепкими родственными связями получили преимущества при распределении сфер экономики региона в своеобразной кланово-распределительной системе, каковую фактически представляет экономика региона с начала 90-х годов. В этих условиях стало вполне закономерно, что ключевые контролирующие экономические потоки посты в регионе занимают по сути представители только трех национальностей из титульных 12, а именно больше всего даргинцы (вторые по численности среди дагестанских народов), аварцы (первые по численности), лакцы (восьмые по численности).

Ахмедуев А.Ш., Аджиев А.Н., Сагидов Ю.Н.

Стратегия и основные приоритеты развития экономики Дагестана в начале XXI в.

Состояние и развитие экономики Дагестана неразрывно связаны с его историческими судьбами. Постоянные войны, агрессии как с Юга, так и Севера, связанные с ними разрушения и грабежи отбросили развитие экономики Дагестана на многие столетия. После присоединения к России Дагестан получил реальную возможность для самостоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.