СОСТОЯНИЕ основных ФОНДОВ и РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
З.ш. БАБАЕВА, кандидат экономических наук, доцент дагестанский государственный университет
Основополагающим фактором экономического развития любого общества является состояние материально-технической базы, преобладающую часть которой представляют собой основные фонды. Величина и структура, техническое состояние основных фондов характеризуют уровень производственного потенциала предприятий, что является одним из главных условий неуклонного повышения эффективности производства.
В этой связи постоянный рост и обновление производственного потенциала предприятий в части основных средств является важнейшим условием обеспечения высокого технического и технологического уровней современного производства и, следовательно, наиболее значимым фактором стабильной рентабельной производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
В современных условиях рыночной конкуренции эффективное развитие предприятий и организаций все в большей мере зависит от обновления и эффективного использования основных фондов. Рациональная техническая политика предприятия, направленная на быстрое обновление основных производственных фондов, может обеспечить высокий уровень технической оснащенности и рост эффективности производства. Современное состояние основных фондов большинства предприятий можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Так, степень физического износа основных фондов в России непрерывно возрастает и на конец 2004 г. составила 52,9 %, также вырос средний возраст оборудования (на конец 2004 г. — 21,2 года), что вдвое превышает соответствующий показатель в развитых странах. Доля оборудования в возрасте до 5 лет сократилась до 10 %.
Выбытие устаревших производственных мощностей приобретает обвальный характер, многократно превышающий ввод новых.
Факт неудовлетворительности состояния основных фондов подтверждается данными об их структуре, в соответствии с которыми около 32 % производственных мощностей не отвечают требованиям выпуска конкурентоспособной продукции.
Но при этом объем производственных мощностей (без учета добывающих отраслей) составляет 75 % от объема 1991 г. Причем в некоторых отраслях он даже выше, к примеру в пищевой промышленности — более 84 %. То есть пока еще имеется база, на которой можно восстанавливать утраченное и строить новое.
В условиях переходной экономики, когда роль государства в управлении незаслуженно была принижена, а хозяйствующие субъекты занимались изменением организационно-правовой структуры и формы собственности, вопросы поддержания основных средств в должном техническом состоянии, технического перевооружения производства стали второстепенными. В результате техническая вооруженность отечественного производства оказалась на крайне низком уровне. Лишь в последние несколько лет на эту проблему было обращено внимание государственных, региональных властных структур и конкретных хозяйствующих субъектов. Об этом наглядно свидетельствуют показатели обновления основных фондов Республики Дагестан (табл. 1).
Аналогичная тенденция наблюдается по России в целом. Статистические данные как по Республике Дагестан, так и по России в целом показывают, что динамика показателей прироста основных средств в современной экономике значительно ниже, чем в период тоталитарной экономики. Это обусловлено тем, что в период плановой экономики внимание государственных органов к данной проблеме было достаточно серьезным.
Таблица 1
Динамика наличия, степени износа и обновления основных фондов промышленности Республики Дагестан
Показатель Год
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Наличие основных фондов, млн руб. 12 361 10 389 12 282 12 350 18 399 30 036 33 601 57 209
Степень износа основных фондов, % 51,5 50,2 51,5 48,6 51,7 53,9 54,6 56,8
Коэффициент обновления, % 1,2 1,0 0,2 2,4 5,5 3,8 1,9 2,3
Коэффициент выбытия, % 0,7 0,8 0,3 1,3 4,7 0,6 0,9 0,3
В результате ослабления государственной роли
за период рыночных реформ произошло:
• опережающее абсолютное падение объема инвестиций и их относительное снижение при сопоставлении с показателями производства валового национального продукта;
• исчезновение полной и объективной обобщенной информации в части динамики объемов и структуры производственных фондов и эффективности их использования и в результате ухудшение сопоставимой государственной статистической отчетности;
• необоснованное нарастание несопоставимости стоимостных оценок основных производственных фондов в различных, в том числе и смежных, отраслях, не говоря уже о межрегиональных связях, что не позволяет государству вырабатывать целенаправленную амортизационную политику, воздействовать на формирование издержек производства и ценообразование, а также стабилизировать систему налогообложения;
• возникновение неравных экономических условий по критериям формирования и использования фонда амортизации хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
По оценкам ряда экономистов и руководителей крупных предприятий, в условиях переходной экономики использование производственных мощностей сократилось до 40 % их объема. Выбытие производственных мощностей только по условиям физического износа, в том числе и по ветхости (из-за несвоевременного и некачественного ремонта) , достигло за последние годы до 12 % их наличия (табл. 2). Общее сокращение производственных мощностей обусловлено сменой номенклатуры выпускаемой продукции и списанием основных средств, не возмещаемых за счет начисленной амортизации и инвестиций.
По данным Института макроэкономических исследований (ИМЭИ), Госкомстата РФ и Института народно-хозяйственного прогнозирования, износ парка промышленного оборудования в среднем по стране сегодня составляет 70 %. Средний же возраст отечественных основных фондов составляет 16—20 лет (для сравнения: в 1990 г. — 10,8 лет), в то время как в промышленно развитых странах приемлемым аналогичным показателем считается 6—6,5 лет.
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в химической и нефтеперерабатывающей отраслях — здесь износ оборудования превысил 80 %. В электроэнергетике машины и оборудование со сроком
Таблица 2
Коэффициент обновления и выбытия основных фондов Российской Федерации, %
Коэффициент Год
1970 1980 1990 1995 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Коэффициент обновления (на конец года)
Все основные фонды 10,2 8,2 5,8 1,6 1,1 1,2 1,4 1,5 1,7 1,9 2,1
Из них: промышленность 11,3 8,9 6,0 1,3 1,0 1,0 1,3 1,5 1,5 1,7 1,8
сельское хозяйство 14,9 11,0 7,0 0,6 0,6 0,5 0,5 0,6 0,7 0,7 0,7
строительство 16,6 13,5 11,8 1,8 1,5 1,2 1,4 1,8 1,9 2,1 2,2
здравоохранение 11,4 9,1 5,7 1,5 0,9 0,8 0,9 0,9 0,9 1,1 1,1
Коэффициент выбытия (на начало года)
Все основные фонды 1,7 1,5 1,8 1,5 1,2 0,9 1,0 1,0 1,1 1,1 1,2
Из них: промышленность 1,9 1,54 1,8 1,3 1,3 1,0 1,2 1,2 1,0 1,0 1,0
сельское хозяйство 4,7 3,6 3,3 3,0 1,9 1,3 1,5 1,5 3,1 3,1 3,2
строительство 5,7 4,8 5,2 3,7 2,1 1,5 1,4 1,4 3,0 3,0 3,0
здравоохранение 1,0 0,8 1,1 1,4 1,1 1,1 1,1 1,1 0,9 0,9 0,9
эксплуатации свыше 15 лет составляют 63,3 %, в черной металлургии — 50,4 %, в цветной металлургии — 44,2 %, в химической и в нефтехимической промышленности — 49,6 %, машиностроении и металлообработке — 38,8 %. В других отраслях промышленности и на транспорте картина такая же. У предприятий естественных монополий, обеспечивающих основную часть валютных поступлений в бюджет государства, дела в этом отношении также идут далеко не блестяще.
Большая часть нефтегазовых сооружений выработала плановый ресурс на 60—70 %. 25 % магистральных газопроводов эксплуатируются свыше 20 лет, 50 % — 10—20 лет, а 5 % вообще превысили нормативный резерв эксплуатации — 33 года. 73 % нефтепроводов также эксплуатируются свыше 20 лет, 40,6 % — более 30 лет. Следовательно, происходящие 10 с небольшим лет экономические реформы на деле являются не чем иным, как интенсивной эксплуатацией созданных во времена СССР технологических заделов.
За последние годы доля вводимых новых мощностей, обусловленных достижениями научно-технического прогресса, программой структуризации, резко снижалась и не обеспечивала качественного улучшения производственного потенциала страны.
В результате, к концу 1990-х гг. потенциал производственных мощностей, созданных плановой экономикой, был полностью исчерпан и не мог более поддерживаться на уровне, необходимом хотя бы для стабилизации производства, без нарастающего ввода новых мощностей за счет новых инвестиций, имеющих высокий инновационный потенциал.
Динамика основных фондов Республики Дагестан за последние 10 лет свидетельствует об из-
менениях в отраслевой структуре, что обусловлено структурной перестройкой экономики республики. При росте основных фондов почти в 10 раз доля производственных отраслей сократилась с 71,4 до 28,6 %.
Происходящая трансформация структуры промышленного производства Республики Дагестан является стихийной и не имеет ничего общего с традиционной для рыночной экономики структурной перестройкой. Структурные изменения, происходящие под воздействием экономического спада, равносильны общенациональной деиндустриализации на региональном уровне, сопровождающейся значительной утратой производственного, научно-технического и трудового потенциалов промышленности республики. В результате нарушается приоритетный принцип воспроизводства — необходимость возмещения основного капитала. Основной капитал сегодня «проедается», так как средства, предназначенные для формирования амортизационного фонда, в условиях высокой инфляции используются предприятиями на другие цели, чаще всего на пополнение оборотного капитала.
Неизбежным следствием резкого ослабления инвестиционной деятельности и сокращения капитальных вложений в основной капитал явилось, с одной стороны, замедление темпов обновления основных фондов и ускорение их физического и морального износа, а с другой, — отставание развития экономического потенциала Республики Дагестан. Физический износ основных фондов по отраслям промышленности республики представлен в табл. 3.
Как видно из данных табл. 3, износ основных фондов промышленности республики на 01.01.1991
Таблица 3
Износ основных фондов по отраслям экономики Республики Дагестан, %
Отрасль Год
1991 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Всего по промышленности 33,3 42,3 48,5 49,1 50,2 51,5 52,1
В том числе: электроэнергетика 28,2 29,7 46,0 39,8 45,9 46,9 50,2
нефтедобывающая промышленность 71,0 75,8 79,5 80,2 71,6 82,0 74,3
химическая промышленность 44,4 35,0 25,5 60,9 55,3 59,2 60,8
машиностроение и металлообработка 34,3 42,1 46,6 44,6 58,8 59,7 57,4
лесная и деревообрабатывающая промышленность 8,4 47,3 40,0 26,8 41,8 62,0 77,8
промышленность стройматериалов 19,4 47,8 3,4 47,9 60,9 63,8 58,6
стекольная 55,9 55,1 31,3 45,5 47,5 32,9 29,6
легкая 28,8 46,7 35,9 53,1 43,4 48,7 51,4
пищевая 25,8 48,6 44,2 48,9 47,6 44,5 44,1
мукомольно-крупяная и комбикормовая 16,1 26,6 33,7 36,7 39,6 41,0 38,8
полиграфическая 20,9 64,4 10,0 20,4 22,7 27,0 32,9
здравоохранение - 31,7 45,5 31,4 30,0 36,5 36,0
составлял примерно одну треть их первоначальной стоимости, а отрасли за исключением нефтедобывающей, химической и стекольной промышленности, были относительно молодыми. К началу 2004 г. практически все отрасли, кроме полиграфической, имеют в основном физически изношенные, устаревшие основные фонды, а в промышленности в целом уровень износа достиг 52,9 % стоимости. Обращает на себя внимание, что в химической, и особенно в нефтедобывающей промышленности, по существу, основные фонды не обновляются, несмотря на предельно высокий уровень их физического износа.
Если учесть, что в этих и других отраслях старые основные фонды подвергаются моральному износу, то большую часть основного капитала промышленности республики можно оценить как физически и морально устаревшую.
По России в целом, по самым оптимистичным прогнозам Госкомстата, степень износа основных фондов составляет 45,1 %, эксперты же говорят о 70 %.
Тенденция к ухудшению практически всех параметров состояния основных производственных фондов продолжается и превращается в тенденцию к их абсолютному сокращению, поскольку все более реальной становится невозможность возмещения выбывающих основных фондов за счет средств амортизации. Сокращение величины основных средств промышленности (за исключением электроэнергетики) достигает такой степени, что вполне реальной становится возможность физического сокращения масштабов промышленно-про-изводственных фондов вследствие невозможности осуществления их простого воспроизводства из-за отсутствия инвестиций для многих отраслей промышленности.
Структурные изменения в промышленности Дагестана протекают в условиях резкого снижения инвестиционной активности, обусловленной
тяжелым финансовым положением большинства отраслей и предприятий, сокращением бюджетного финансирования. В связи с этим для социально-экономического развития Республики Дагестан чрезвычайно остро стоит вопрос об активизации инвестиционной деятельности и на этой основе ускорении воспроизводственных процессов. Острота проблемы видна уже из того, что в 1997 г. объем инвестиций в основной капитал составил всего 43 % от их объема в 1990 г. В 1998 г. их объем еще сократился на 42,2 %.
Изменения инвестиционной деятельности в экономике Республики Дагестан характеризуются данными, приведенными в табл. 4. Они показывают ослабление инвестиционной деятельности и сокращение общего объема финансовых вложений в экономику республики.
Как видно из табл. 4, начиная с 1992 г. вплоть до 1998 г. инвестиции производственного назначения снижались более высокими темпами, чем вложения во внепроизводственную сферу. В отдельные годы они снижались на 15—20 %. Только в 1997 г. наметилась положительная тенденция к росту производственных инвестиций, однако в 1998 г. в результате финансового кризиса, как показывают данные, она не получила продолжения.
В конечном счете, объем инвестиций в экономику республики снизился до 13 % в 1999 г. по сравнению с 1991 г. и до 16 % — по объектам производственного назначения. В 2000—2001 гг. наметился некоторый рост инвестиций организаций в основные средства, после чего в 2003—2004 гг. произошел их спад. Вновь позитивные тенденции начали наблюдаться в инвестировании основных средств непроизводственного назначения с 2003 г. и с 2004 г. — основных средств производственного назначения. Наибольшее оживление инвестиций наблюдается в промышленности, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания и др.
Таблица 4
Динамика инвестиций в основной капитал и ввода основных фондов по Республике Дагестан (% к предыдущему году)
Инвестиции Год
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Инвестиции, всего 158,0 80,4 94,1 71,3 85,3 73,0 94,4 62,0 81,0 140,3 118,2 83,9 118,6 126,7 126,4
В том числе: производственного назначения 150,6 85,7 75,3 73,7 89,4 76,0 114,5 46,0 78,2 127,9 136,9 78,1 76,7 134,8
непроизводственного назначения 176,1 94,0 100,9 84,5 70,2 76,5 58,7 63,0 85,3 157,3 97,3 88,2 152,9 123,4 -
ввод основных фондов 128,4 78,8 79,0 71,4 75,8 67,1 92,0 45,4 40,9 174,0 124,6 98,3 95,9 95,8 182,4
Динамика инвестиций в основной капитал по России в целом позитивная, хотя с 2002 г. наблюдается некоторое сокращение суммы инвестиций (табл. 5), что отражает общемировую тенденцию спада активности инвесторов. Так, согласно прогнозу Конференции ООН по торговле и развитию общий объем прямых иностранных инвестиций в мире в 2002 г. по сравнению с предыдущим сократился более чем на четверть.
В российской экономике это связано с замедлением в прошлом году темпов роста российской экономики в целом, ее базовых отраслей, и прежде всего со снижением темпов роста промышленного производства. Так, значительно замедлился рост собственных средств в инвестициях в основной капитал, их доля сократилась за 2004 г. на 3,6 % по сравнению с 2001 г. и составила 45,4 %.
Свою лепту в замедление инвестиционной активности внесло и российское налоговое законодательство. С 1 января 2002 г. в соответствии с новым Налоговым кодексом была отменена инвестиционная льгота (до 50 % прибыли, направляемой в инвестиции, исключалось из базы налога на прибыль). По оценкам специалистов, упраздненная инвестиционная льгота составила около 75—80 млрд руб. Сегодня стало очевидно, что государственная схема снижения ставки налога на прибыль при отмене всех льгот, в том числе и по капитальным
вложениям, оказалось выгодна лишь бюджету. В условиях реформирования экономики основными источниками финансирования инвестиционных программ должны быть бюджетные средства. Между тем рассчитывать на масштабное финансирование каких-либо новых инвестиционных программ и проектов за счет федерального или республиканского бюджета в настоящее время не приходится. В федеральном и республиканском бюджетах наблюдается тенденция к сокращению финансирования инвестиций, как на капитальные вложения, так и на пополнение оборотных средств. Кроме того, предусматриваемые к финансированию суммы большей частью в ходе текущего исполнения урезаются и подчас — в значительной пропорции.
В результате главными инвестиционными средствами в республике становятся средства самих предприятий, коммерческих банковских структур и населения, что видно из данных табл. 6.
Как видно из табл. 6, средства предприятий и организаций в финансировании инвестиций в республике возросли с 27,8 % в 1993 г. до 58,4 % в 1997г., т. е. составили почти половину всего инвестиционного финансирования в основной капитал. В то же время средства федерального бюджета за этот период сократились с 59,7 до 17,8 %, а средства бюджета республики — соответственно с 8,9 до 3,9 %. В последующие годы расходы федерального
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал Российской Федерации за период 1998—2004 гг.
Показатель Год
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Инвестиции в основной капитал, всего, млрд руб. 407,1 670,4 1 165,3 1 504,5 1 762,4 2 186,4 2 729,8
В том числе собственные средства, % 53,2 52,4 47,5 49,0 48,0 45,2 45,4
Из них: прибыль, % 13,2 15,9 23,4 24,0 20,5 21,0 22,6
амортизация, % - - 18,1 18,5 23,5 24,2 22,8
Таблица 6
Источники финансирования инвестиций в основной капитал по Республике Дагестан (в процентах к итогу)
Источник Год
финансирования 1993 1994 1995 1996 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Всего инвестиций в основной 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
капитал
В том числе: 27,8 15,7 33,5 33,4 58,4 50,4 51,9 44,3 26,3 17,3 26,9 25,6
собственные средства
привлеченные средства 72,2 84,3 66,5 66,6 41,6 49,6 48,1 55,7 73,7 82,7 73,1 74,4
Из них: 59,7 48,3 25,7 30,9 17,8 28,4 22,8 16,0 29,1 20,6 20,0 25,8
средства федерального бюджета
средства централизованных 3,6 22,2 29,8 27,5 12,9 11,2 5,2 13,6 37,8 22,8 14,7 16,0
внебюджетных фондов
средства бюджета республики 8,9 13,8 11,0 8,2 3,9 8,5 15,8 14,0 29,0 24,0 16,4 14,4
заемные средства - - - - 7,0 0,8 4,3 12,1 0,1 6,3 0,8 -
Прочие (в том числе частные) - - - - - 0,7 - - 0,5 9,0 21,2 18,2
и республиканского бюджетов на инвестиции в некоторой степени выросли. При этом часть из них была направлена на покрытие кредиторской задолженности предыдущих лет. За 1997—2005 гг. структура источников финансирования инвестиций в основной капитал по Республике Дагестан в корне изменилась. За этот период произошло масштабное сокращение доли собственных средств с 58,1 % в 1997 г. до 25,6 % в 2005 г. По России в целом наблюдается более позитивная ситуация — собственные средства составляют почти половину инвестиционных ресурсов — 47,7 %. При этом идет увеличение в общем объеме инвестиций в основной капитал предприятий Республики Дагестан доли бюджетных источников - с 38,6 % в 2000 г. до 40,2 % в 2005 г., в том числе уменьшение средств бюджета республики — с 15,8 до 14,4 %. По-прежнему остается высокой доля привлеченных средств. В 2000 г. привлеченные средства составляли 48,1 %, в 2005 г. — 74,4 %. В последние годы по Республике Дагестан значительную долю занимают частные инвестиции.
Однако в рыночных условиях главным источником финансовых ресурсов для инвестирования должны стать собственные средства предприятий и организаций и привлекаемые ими кредиты банков, инвестиционных фондов, выпуск ценных бумаг и другие заемные средства, а также средства населения. За счет привлеченных средств предполагается профинансировать более половины капитальных вложений, в том числе около 2/3 из них — за счет бюджетных средств.
По данным Госкомстата Республики Дагестан, в структуре инвестиций 2001 г. доля вложений на возведение зданий (кроме жилых) и сооружений составляла 29,2 %, в оборудование, инструмент, инвентарь — 21,7 %. В последующие годы наметилась отрицательная тенденция — инвестиции в здания и сооружения, т. е. в пассивную часть основных фондов, стали возрастать и достигли в 2005 г. 68,6 %, тогда как инвестиции в их активную часть (машины, оборудование, инструмент, инвентарь) упали и составили 6,3 %. По-прежнему основной поток промышленных инвестиций — 28,7 % от общего объема в 2005 г. — направлялся на развитие производства и распределение электроэнергии, газа и воды и на транспорт и связь (34,6 %). На долю обрабатывающих производств промышленных отраслей пришлось всего 0,6 % инвестиций в основной капитал. Таким образом, можно говорить об инвестиционном кризисе важнейших обрабатывающих отраслей промышленности Республики Дагестан, что не может не отразиться на
их значимости в обеспечении занятости и выпуске промышленной продукции.
Доля средств федерального бюджета за последние пять лет практически не изменилась, а значение республиканского бюджета имеет тенденцию к уменьшению, тогда как повышается роль централизованных внебюджетных инвестиционных фондов. За 2000—2005 гг. их доля повысилась более чем в 3 раза (16,0 %). По России в целом значение этого источника характеризуется показателем 0,8 % в 2004 г. (табл. 7). Снижение роли бюджетных источников инвестиций в воспроизводстве основного капитала в то время, когда именно бюджетные средства являются основным, а в ряде случаев — единственным источником финансирования мероприятий по многим целевым программам.
В результате сокращения инвестиций в обрабатывающие производства промышленности происходит деградация воспроизводственного процесса, сопровождаемая расстройством и резким сокращением финансовых потоков, в том числе в части подпитывания инвестиций в основной капитал и пополнение оборотного капитала.
По этой же причине воспроизводство основных фондов, и особенно промышленно-произ-водственных фондов обрабатывающих отраслей, носило суженный характер.
Деформация процессов выбытия и обновления основных промышленно-производственных фондов в отраслях, где было занято почти 80 % промышленно-производственного персонала (машиностроение, легкая, пищевая), достигла такой степени, что вполне реальной стала угроза физического сокращения материально-технической базы промышленности. В этих условиях активизация инвестиционной деятельности приобретает особую значимость.
Снижение инвестиционной активности предприятий связано также со снижением рентабельности производства. Снижение рентабельности производства и резкое увеличение числа убыточных предприятий, наряду с ограничением капитальных вложений из централизованных и республиканских источников, привели к сокращению инвестиций в основной капитал, в том числе и за счет собственных средств предприятий. Рентабельность промышленных предприятий (балансовая прибыль в процентах к себестоимости реализованной продукции) после 2000 г. резко снизилась: со 115,4 % в 2000 г. до 27,5 % в 2005 г.
С позиций оценки потенциала внутренних источников накопления (прибыль, амортизация) для
Таблица 7
Структура российских инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %
Источники Год
финансирования 2001 2002 2003 2004 2005
Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100 100
В том числе по источникам финансирования:
Собственные средства 49,6 45,0 45,2 45,4 47,7
Из них:
прибыль, остающаяся в распоряжении организации 24,0 19,1 18,0 19,2 22,4
амортизация 18,7 21,9 24,2 22,8 22,1
Привлеченные средства 50,4 52,0 54,4 54,6 52,3
Из них:
кредиты банков 4,4 5,9 6,4 7,9 -
в том числе:
кредиты иностранных банков 0,9 0,9 1,2 1,1 -
заемные средства других организаций 4,9 6,5 6,8 7,3 -
Бюджетные средства 20,4 19,6 19,6 17,9 20,1
В том числе:
из федерального бюджета 5,8 6,0 6,7 5,3 6,7
из бюджетов субъектов федерации 12,5 12,2 12,1 11,6 12,4
Средства внебюджетных фондов 2,6 2,4 0,9 0,8 -
Прочие 18,1 20,3 21,1 20,7 -
Из них: - 11,6 13,0 12,7 -
средства вышестоящих организаций
средства от эмиссии акций 0,1 0,3 0,3 0,2 -
Из общего объема инвестиций в основной капитал — 4,5 4,9 3,9 5,9 6,5
инвестиции из-за рубежа
инвестирования в основной капитал, в том числе в основные производственные фонды, 2002 г. можно считать переломным в потере прогрессивной динамики. Однако многое на сегодняшний день зависит от приоритетов в поведении руководства предприятий, от стратегии в распределении чистой прибыли.
Основную часть в прибыли промышленности зарабатывают предприятия добывающей промышленности — электроэнергетики и топливной. Именно эти отрасли значительную часть инвестиций производственного назначения обеспечивали за счет внутренних ресурсов. В разные годы до 50 % промышленно-производственных инвестиций приходилось на электроэнергетику и нефтедобычу (табл. 8).
Важным источником финансирования промышленных инвестиций, особенно для обрабатывающих отраслей, являются средства бюджета и централизованных внебюджетных и инвестиционных фондов. Основным инструментом, посредством которого инвестиции поступают в республику, являются федеральные целевые программы. По этим программам финансируется, как правило, строительство объектов непроизводственного назначения. За счет республиканского бюджета оказывается финансово-экономическая поддержка отдельных предприятий.
В качестве первого шага в этом направлении можно считать попытку республиканского правительства через механизм государственного заказа обеспечить загрузку производственных мощностей.
Учитывая, что из-за плохого финансового положения в сложившихся сложных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно не могут выйти из кризисной ситуации, актуальным становится вопрос усиления государственного регулирования их деятельности и на этой основе проведения единой политики по стабилизации работы предприятий различных отраслей.
В Республике Дагестан разработан и утвержден ряд отраслевых программ, реализация которых призвана способствовать структурной перестройке производственного потенциала предприятий.
Не менее важным источником инвестиций в основной капитал являются кредитные ресурсы. С 1999 г. их объем в инвестициях предприятий в основной капитал динамично возрастал, хотя доля в общей сумме инвестиций снизилась к 2001 г. и только в 2003 г. достигла уровня 1999 г. (4,8 %).
Анализ динамики кредитных вложений в экономику Республики Дагестан за 1993—2005 гг. показал, что промышленные предприятия республики не были столь привлекательными и обеспеченными для коммерческих банков: доля промышленности в
Таблица 8
Инвестиции в основной капитал отраслей промышленности Республики Дагестан
Инвестиции в основной капи- Год
тал 2000 2001 2002 2003 2004
млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Всего 3 479,0 100 % 8 088,8 100 % 7 906,5 100 % 10 792,9 100 % 16 652,7 100 %
В том числе промышленность 1 085,4 31,2 3 089,9 38,2 2 055,7 26,0 3452,8 32,0 4 595,4 27,6
Из нее:
машиностроение 3,5 0,1 — — — — — — — —
электроэнергетика 507,9 14,6 2054,6 25,4 1438,9 18,2 2632,8 24,4 3463,2 20,8
легкая промышленность - 16,2 0,2 - - - - - -
пищевая промышленность 24,4 0,7 97,1 1,2 39,5 0,5 - - 49,9 0,3
топливная промышленность 514,9 14,8 905,9 11,2 498,1 6,3 323,7 3,0 965,7 5,8
производство строительных 27,8 0,8 16,2 0,2 63,3 0,8 97,1 0,9 99,9 0,6
материалов
кредитных вложениях в экономику, составляющая на начало 1993 г. 8,0 %, в последующие годы многократно снизилась и лишь к началу 2001 г. приблизилась к исходному уровню, однако устойчивой эта тенденция стала лишь к 2005 г. (табл. 9). Более того, выдаваемые кредиты носят краткосрочный характер и выдаются на срок не более 6 мес. При достигнутом в условиях переходной экономики уровне капитализации отечественной банковской системы и ограниченности у кредитных организаций ресурсов, привлекаемых на длительные сроки, не каждый банк в отдельности может принять участие в модернизации производства через финансирование обновления основных средств.
Развитие системы кредитования производства и инвестиционных проектов может быть обеспечено, во-первых, при условии создания внутренних экономических предпосылок в самом реальном секторе и, во-вторых, путем повышения заинтересованности коммерческих банков в кредитовании инвестиционных проектов. Для реализации
первой задачи необходимо снижение банковского процента по долгосрочным кредитам. Вторая задача решается путем предоставления налоговых льгот кредитным учреждениям, осуществляющим долгосрочное кредитование экономики. При этом налоговая льгота должна компенсировать потери от снижения ссудного процента по долгосрочным вложениям.
Другим источником финансирования воспроизводственных процессов могут быть иностранные инвестиции. Роль иностранных инвестиций особенно велика в период проведения экономических реформ. Однако получение иностранных инвестиций не только экономическая, но и общественно-политическая проблема, в решении которой роль предприятий не является преобладающей.
Наиболее эффективным способом финансирования промышленности в условиях ограниченности как государственных финансовых ресурсов, так и собственных накоплений предпринимателей является лизинговая форма приобретения имущес-
Таблица 9
Динамика кредитных вложений в экономику Республики Дагестан
Годы Объем кредитных вложений, млн руб. В том числе в промышленность
млн руб. %
1993 53,3 4,3 8,0
1994 338,6 5,3 1,6
1995 507,5 24,7 4,9
1996 506,9 7,5 1,5
1997 602,9 6,9 1,1
1998 677,3 6,3 0,9
1999 641,1 32,1 5,0
2000 635,8 48,5 7,6
2001 569,4 47,3 8,2
2002 870,8 185,0 5,1
2003 1 165,8 200,5 4,5
2004 1 304,9 293,1 5,5
2005 2 935,3 235,3 9,3
тва и других видов активов.
Хозяйственные операции типа «лизинг» были известны человечеству очень давно: по крайней мере, они уже осуществлялись за две тысячи лет до новой эры в Вавилоне. Сущность лизинговой сделки очень хорошо выражена в высказывании Аристотеля о том, что богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой. Это означает, что лизинг основывается на разделении понятия «собственность» на право собственности и право пользования.
Первая лизинговая компания — «Юнайтед стейс лизинг корпорейшн» — была создана в США в 1952 г. С начала 1960-х гг. оказание лизинговых услуг стало одной из распространенных форм поддержки в странах с развитой рыночной экономикой. По оценкам экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось основных средств на сумму более 250 млрд долл., в то время как в 1979 г. — только на 50 млрд долл.
В нашей стране лизинг в сравнительно небольших объемах применялся лишь в международной торговле. Вместе с тем для России, где предприятия ощущают огромную потребность как в живых деньгах так в производственном оборудовании, лизинг становится чуть ли не единственной возможностью формирования производственной мощности предприятия. Первое лизинговое предприятие «Лентехпрокат» в современной России было создано в Санкт-Петербурге в 1989 г.
Однако, несмотря на все преимущества лизинга, его развитие в России остается неудовлетворительным. Основная проблемы связана с отсутствием опыта в организации лизинговой деятельности и несовершенством правовой базы в этой сфере. Дело в том, что вплоть до середины 1995 г. в России вообще не существовало нормативного акта, который более или менее регулировал лизинговые отношения. Для успешного развития лизинговой формы финансирования воспроизводства основного капитала в России формируется соответствующая правовая база.
Вторая проблема касается налогообложения лизинговых операций. Дело в том, что в отличие от прямого импорта производственного оборудования, лизинговые операции с ним облагаются налогом на добавленную стоимость. Соответственно цена сделки возрастает. Двойное налогообложение НДС имеет место и при осуществлении лизинговых операций внутри страны.
В целях расширения лизинговых услуг целесообразно установление налоговых льгот для всех
участников лизинговых операций.
Прежде всего, необходимо освободить от налога на добавленную стоимость лизингодателя по лизинговым поставкам. Банковские структуры, лизинговые компании должны получить освобождение от налога на прибыль, полученную от лизинговых сделок.
Третья проблема связана с ограниченностью ресурсов для проведения операций, что связано с нестабильностью экономики переходного периода в России. Для осуществления лизинговых операций компания должна иметь значительный стартовый капитал для приобретения оборудования за полную стоимость, т. е. банковские, страховые и иные организации должны обладать свободным собственным капиталом, который может быть направлен на осуществление лизинговых операций.
И, наконец, четвертая проблема слабого развития лизинга в России связана с отсутствием развитого и организационно оформленного рынка средств производства. Имеет место неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, включающей сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм, соответствующую систему информационного обеспечения о рынке лизинговых услуг. В России к началу 1997 г. было создано около 20 лизинговых компаний, осуществляющих свою деятельность более или менее стабильно. Не хватает высококвалифицированных кадров для ведения лизинговых работ.
Несмотря на наличие определенной правовой базы, выгодность и потребность хозяйствующих субъектов в приобретении имущества для хозяйственной деятельности, объемы лизинговых операций и масштабы охвата субъектов рынка данной формой имущественного обеспечения остаются незначительными. Осуществляемые на практике лизинговые операции ограничены небольшим кругом предприятий и организаций, имеющих доступ к такой форме финансирования. Более того, существующие в Республике Дагестан лизинговые предприятия функционируют за счет государственных бюджетных средств, без привлечения свободных капиталов коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений. Причем эти операции направлены, в основном, на поддержку сельского хозяйства республики. Так, по линии Министерства сельского хозяйства в Республике Дагестан за 1999—2000 гг. предоставлено в лизинг оборудование на 24,4 млн руб. Примерно на 25 млн руб. передано оборудования в лизинг крестьянским и фермерским хозяйствам через Ассоциацию крестьянских и
фермерских хозяйств (АКФХ) Республики Дагестан. Таким образом, общая сумма оборудования, переданного по лизинговой системе за последние два года, составляет чуть более 30 млн руб.
Одним из первых в Республике Дагестан лизинговыми услугами занимается государственное предприятие «Занятость». За 1996 — 1998 гг. предприятие оказало лизинговые услуги предприятиям и организациям на сумму более 25 млн руб. Из них около 90 % получили сельскохозяйственные предприятия. Кроме того, с 2000 г. лизинговыми операциями занимается государственное предприятие «Дагестанское агентство по реструктуризации задолженности предприятий», которому решением Правительства РФ выделено в августе 2000 г. 200 млн руб. для приобретения сельскохозяйственной техники, предоставляемой сельскохозяйственным предприятиям в лизинг.
Анализ показывает, что преобладающая часть финансовой помощи, оказываемая в виде лизинга оборудования и техники, приходится на крестьянские и фермерские хозяйства. Наличие организации в лице АКФХ, заинтересованной в развитии и укреплении новых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики, способствовало развитию лизинговых услуг в данной сфере экономики в большей мере, чем в других отраслях. В то же время не реализует своих административно-организационных ресурсов Министерство промышленности и научно-технического развития Республики Дагестан.
Таким образом, структурные изменения в экономике региона, обусловленные переходом к рыночной экономике, предопределяют необходимость совокупного использования различных направлений повышения инвестиционной активности и воспроизводства материально-технической базы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999. С. 662.
2. Бобков К. Р. Регулирование воспроизводства инвестиций и основного капитала в рыночной экономике. — М.: Издательство НИИ управления при Министерстве экономики прогнозирования СССР, 1991. — 256 с.
3. Васильцева В. М. Эффективное воспроизводство основного капитала в России. — Вологда: Вологодский политехнический институт, 1996.
4. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики 2000, № 2. — 13—26 с.
5. Дагестан—2005. Статистический сборник. — Махачкала: 2006.
6. Инвестиции в России. Статистический сборник. — М.: 2005. С. 40—227.
7. Российский статистический сборник, 2005 г. — М.: 2006. С. 391—753.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ —™ ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Производные финансовые инструменты
• Банковско-предпринимательская деятел
• Конкурентноспособность российской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: podpiska@fin-izdat.ru