ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
БАБАЕВА Д.Г.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В статье анализируется современное состояние основных фондов промышленности Республики Дагестан, рассматриваются вопросы их обновления, разработаны рекомендации по формированию промышленных кластеров в регионе, а также предлагается разработка закона о содействии развития лизинга как важного инструмента обеспечения воспроизводства основных фондов в промышленности региона.
ВАВАБУА }).(}.
PRIORITY DIRECTIONS OF THE ENSURING THE RENOVATION OF THE PRODUCTION BASIC FUNDS INDUSTRIAL ENTERPRISE IN
REPUBLIC DAGESTAN
In article the current state of basic funds of the industry of Republic Dagestan is analyzed, their updatings are considered, recommendations about formation industrial clasters in region are developed, and also it is offered to working out of the law on assistance of development of leasing, as important tool of maintenance of reproduction of basic funds in the region industry.
Ключевые слова: промышленность, регион, основные фонды, направления обновления, амортизация, лизинг, инвестиции, формирование кластеров в промышленности.
The keywords: the industry, region, basic funds, updating directions, amortisation, leasing, investments, formation clasters in the industry.
Процесс непрерывного обновления устаревших элементов основных производственных фондов является составной частью расширенного воспроизводства. Обновление основных фондов необходимо для компенсации естественной убыли основных фондов из-за износа, обеспечения их количественных и качественных показателей, используемых на предприятии, соответствия планируемому выпуску продукции. Интенсификация промышленного производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности требуют постоянного совершенствования его технической базы, что достигается путем обновления основных фондов [4].
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, в 2007 году полная балансовая стоимость основных фондов промышленности республики составляла 431688
млн. рублей, степень физического износа которых составляла более 32,4% [6]. Коэффициент обновления основных фондов при этом составлял 10,7%, в то время как коэффициент выбытия - 2,2%, что характеризует концентрацию изношенных основных фондов в производстве . Износ основных фондов в промышленности республики в 2007 году достиг 32,4%, тем самым можно ожидать в ближайшие годы обвального выбытия основных фондов не только по причине морального, но и физического износа.
Наиболее заметно увеличение износа по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых»: добыча топливно-энергетических ископаемых - 71,1% (в 2006г. - 70,7%); «обрабатывающие производства»: обработка древесины и производство изделий из древесины - 65,5% (в 2006г. - 64,8%), химическое производство - 65,8% (в 2006г. - 54,2%), производство резиновых и пластмассовых изделий - 63,4% (в 2006г. - 53,4%). В подобных условиях деятельность этих производств будет сопровождаться повышением издержек и нуждаться в достаточно больших инвестициях. Сократился износ основных производственных фондов в пищевой промышленности в 2007 году на 12,0% по сравнению с 1995 годом, по отношению к 2000 и 2005 годам -на 16,8% и 10,3% соответственно. Тогда как в консервной промышленности, являющейся одной из приоритетных подотраслей пищевой промышленности, состояние основных фондов крайне неудовлетворительное. Степень износа основных фондов в 2007 году составляла 49,8%, что на 2,5% больше по сравнению с 1995 годом, но меньше на 15,9% и 3,4% по отношению к 2000 и 2005 годам соответственно. Коэффициент выбытия по отношению к 1995 году сократился на 1,2% и в 2000 и 2005 годах увеличился соответственно на 2,3% и 2,78%. Если в 2007 году коэффициент обновления основных фондов в консервной промышленности достигал 0,7% при коэффициенте их выбытия 2,8%, то эти показатели в 1995 году составляли соответственно 0,5% и 4,0%; в 2000 году эти показатели равнялись соответственно 0,1% и 0,5%. Положительная динамика обновления основных фондов наблюдается на период с 2003 по 2005 годы: 7,7%, 7,3%, 7,1%; при неравных пропорциях их выбытия: 0,6%, 0,04%, 0,02% [6].
Сложившаяся негативная ситуация заключается не только в снижении коэффициента обновления основных производственных фондов промышленности республики, но и в том, что уровень обновления капитала в целом очень низкий. Подобные процессы протекают на фоне постоянного снижения загрузки оборудования, в связи с чем промышленные предприятия претерпевают спад. Неиспользуемые производственные мощности существенно сдерживают инвестирование, связывая и без того недостаточные финансовые средства предприятий необходимостью затрат на содержание, текущий и капитальный ремонт, замену устаревшего оборудования. Значительная доля затрат на ремонт подтверждает тезис о том, что инвестиционный процесс ориентирован на дешевые и краткосрочные методы обновления основных произ-
2 В Российской Федерации степень износа основных фондов в 2007 году составил 46,3%, что на 0,9% больше предыдущего года; коэффициент обновления - 3,9 (на 0,6 больше 2006г.); коэффициент выбытия остался неизменным - 1,0. [5, с. 74].
водственных фондов. В результате инвестиционный спрос предъявляется прежде всего на те компоненты основных производственных фондов, которые можно заменить без долгосрочных инвестиций, что является особенностью и характерной чертой инвестиционного процесса отечественной экономики. Однако подобная практика приведет к экономической и технологической стагнации в долгосрочной перспективе.
Технико-экономический уровень и эффективность использования основных производственных фондов, полное рациональное использование внутрипроизводственных резервов, обеспечение конкурентоспособности производственного потенциала предприятия зависят от того, насколько прогрессивнее будут технологии, внедряемые в производство, характеризуя тем самым высокий коэффициент обновления машин и оборудования.
На данном этапе развития экономики региона постепенная модернизация основных производственных фондов уже неприемлема, поскольку обеспечивает лишь временные конкурентные преимущества, не учитывающие долгосрочный характер в перспективе. Конкурентная борьба между участниками рынка обуславливает необходимость не только своевременного обновления основных фондов, но и опережающего их развития. В связи с этим возникает объективная необходимость выстраивания такой системы обновления основных фондов, которая позволит перейти к опережающему типу технологического развития предприятия.
Наиболее эффективным направлением в вопросах совершенствования процесса управления обновлением основных фондов предприятий, на наш взгляд, является формирование промышленных кластеров, которые способны содействовать мобилизации внутренних резервов и облегчить доступ к внешним источникам финансирования. Промышленные кластеры представляют собой группу географически локализованных, взаимосвязанных компаний, объединенных в производственную цепочку, в рамках которой создается конечный продукт [3], выделяется предприятие-лидер, определяющий долговременную стратегию всей кластерной системы (хозяйственная, инвестиционная, инновационная, социальная и другие). Одним из условий формирования кластера в регионе является наличие специализации отрасли, при этом большинство его участников не конкурируют между собой, а обслуживают разные сегменты отрасли.
Объединение предприятий в кластерную систему для обеспечения повышения эффективности их деятельности с учетом факторов внешней среды является основной целью кластерной экономики, которая рассматривается как создание производственной цепочки и сохранение производственных связей, обеспечивающих устойчивое развитие промышленного комплекса республики. Кластерная структура, на наш взгляд, должна содержаться в Концепции региональной промышленной политики в рамках Стратегии развития Республики Дагестан.
Ограниченные возможности предприятий в условиях жесткой конкурентной среды, необходимость органов государственной власти и местного самоуправления иметь прогнозируемую налоговую базу в максимальной сте-
пени определяются как факторы, влияющие на создание кластерной системы в республике.
В странах с развитой рыночной экономикой образование и дальнейшее развитие кластеров определяются на основе поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, причем на первом этапе поддержка предусматривается в финансовой и технической помощи, а затем - в освобождении от части налогов и обязательных платежей в бюджет, осуществлении государственного контроля за качеством продукции и т.д.
В приоритетах развития промышленности Республики Дагестан до 2020 года предусматривается формирование и развитие кластеров в следующих направлениях и сферах деятельности: гидрогенерирующий комплекс; промышленность стройматериалов и строительных конструкций; коньячно-винодельческое; плодоовощное консервирование [7].
Ключевым моментом кластеризации экономики является привлечение инвестиций в промышленность, в финансовый механизм, который может быть представлен в виде частных инвестиций, государственных инвестиций из Бюджета развития Республики Дагестан, внебюджетных фондов, банковских и отраслевых инвестиций.
Предприятия, входящие в кластерную систему, должны иметь единую стратегию развития, в которой вопросы экономического, социального, организационного характера рассматриваются во взаимосвязи, обеспечивающие конкурентоспособность промышленного комплекса:
❖ своевременный процесс обновления основных производственных фондов предприятий, в том числе на базе внедрения инновационных технологий;
❖ реагирование на изменения конъюнктуры рынка для осуществления соответствующих мер в деятельности хозяйствующих субъектов;
❖ повышение инвестиционно-инновационной деятельности предприятий с целью обеспечения их привлекательности для инвесторов, в том числе иностранных;
❖ улучшение механизмов государственной поддержки в области реализации приоритетных инвестиционных проектов предприятий;
❖ увеличение занятости населения, стимулирование труда работников на основе увеличения заработной платы, создание условий работы, привлечение высококвалифицированных кадров, создание условий для профессионального роста работников предприятий и т.д.
В настоящее время актуальным становится использование финансово-кредитных рычагов привлечения инвестиций в обновление основных производственных фондов промышленных предприятий. Собственные средства предприятия - прибыль, амортизация - являются надежным источником финансирования внутренних инвестиций, и их наличие снижает риск банкротства, что свидетельствует о хорошем финансовом состоянии, характеризует определенные преимущества перед конкурентами. Главным критерием эффективности работы предприятий в современных условиях является прибыль, которая отражает конечные результаты их деятельности, а также спо-
собствует обновлению основных производственных фондов и стимулирует повышение эффективности производства.
Обновлению материально-технической базы промышленных предприятий в условиях отсутствия соответствующей системы привлечения отечественных и иностранных инвестиций, наличия высокого удельного веса изношенных основных производственных фондов, сырьевой ориентации инвестиционного рынка способствует и амортизация. Использование метода ускоренной амортизации в воспроизводстве основных фондов способствует увеличению амортизационного фонда и чистой прибыли за счет предоставления налоговых льгот при инвестировании предприятиями средств в основные фонды.
Применение норм амортизации для целей налогового учета так же существенно, как и амортизационные отчисления для целей бухгалтерского учета в вопросах обновления основных фондов предприятия. Суммы амортизационных отчислений следует увязать не с доходами, а с расходами, поскольку регулирование расходов для цели налогообложения - задача государственной политики.
Так, в соответствии с требованиями главы 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество», применение повышающих коэффициентов для начисления амортизации влияет на остаточную стоимость основных средств, включаемые в налогооблагаемую базу и позволяющие минимизировать данный налог. Также статья 259 главы 25 Налогового кодекса РФ определяет, что расчетная величина налоговой амортизации, вычитаемая их налогооблагаемой прибыли (на основании применения специального коэффициента 2), должна быть экономически обоснованной величиной, то есть часть прибыли попадает в расходы, освобождаясь, тем самым, от налога. В результате применения повышающего коэффициента начисления налоговой амортизации закладывается принцип целевого использования высвобожденных от налогообложения средств. Данный механизм позволяет предприятиям вновь вкладывать эти денежные средства на покупку новых элементов основных производственных фондов, так как налоговая амортизация нового оборудования существенно уменьшает его налогооблагаемую базу. Кроме того, в базу налога на прибыль следует включить начисленные и неиспользуемые амортизационные отчисления, исходя из действующих налоговых ставок на прибыль.
Одним из наиболее перспективных источников привлечения инвестиций для обновления основных производственных фондов отраслей промышленности выступает лизинг, обладающий определенными преимуществами по сравнению с другими формами привлечения инвестиций. Учитывая законодательно закрепленный инвестиционный характер лизинга при ставке налога на имущество 2% и коэффициенте ускоренной амортизации 3, использование лизинга становится экономически выгодным, особенно при приобретении дорогостоящего оборудования, а применяемая ускоренная амортизация по отношению к имуществу лизинга способствует сокращению налогооблагаемой базы при уплате налога на имущество.
В силу недостаточности собственных средств, многие предприятия республики не имеют возможности приобрести дорогостоящее оборудование, и в связи с этим возникает потребность в государственной поддержке со стороны Правительства Республики Дагестан в виде бюджетного финансирования лизинговых операций. В сложившейся экономической ситуации для промышленных предприятий республики целесообразным будет решение о формировании рынка лизинговых услуг или кредитных отношений финансового сектора экономики и предприятий промышленного комплекса, не требующие при этом единовременной мобилизации свободных финансовых ресурсов.
Учитывая, что в предоставляемой технике по лизинговой схеме финансирования значительную часть занимает импорт, мы считаем, что применение зарубежной техники в промышленности республики может быть эффективным при следующих условиях:
❖ использование новых энергосберегающих технологий;
❖ создание рынка и инфраструктуры для реализации бывшего в употреблении оборудования;
❖ создание совместных предприятий по производству зарубежной техники в республике (следует включить предприятия машиностроительного комплекса Республики Дагестан);
❖ возраст приобретаемой поддержанной техники не должен превышать трех лет;
❖ обеспечить установление тех машин, которые могут работать с отечественными машинами.
В условиях, когда возможности наращивания вложений в средства довольно ограничены, эффективность капитальных вложений зависит не только от совершенствования их технологической структуры, но и от применения рациональных методов финансирования затрат на оборудование. Поэтому лизинг выступает эффективной формой обновления основных фондов без значительных единовременных затрат капитала, соответствующий принципам интенсивного расширенного воспроизводства.
Большое значение приобретает инициатива региональных властей, чьи усилия должны быть направлены на создание рыночных механизмов, способных комплексно разрешать задачи, стоящие на современном этапе развития.
Важным аспектом обновления основных производственных фондов промышленных предприятий является привлечение инвестиций, в особенности иностранных, поэтому особое внимание следует уделить вопросу правового регулирования привлечения инвестиций в сферу промышленности. Для привлечения инвестиций в промышленные предприятия Республики Дагестан в первую очередь с целью обновления основных производственных фондов следует грамотно организовать работу органов власти и управления. Законодательно следует закрепить освобождение предприятий от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов, реализующие инве-
стиционные проекты, обеспечивающие при этом инвестиционную привлекательность Республики Дагестан.
Определенные шаги в вопросах правового регулирования инвестиционной деятельности в республике осуществляется. Так, согласно статьи 10 Закона Республики Дагестан от 7 октября 2008 года №42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», предусматривается предоставление инвесторам, реализующим инвестиционный проект, определенные налоговые льготы: снижение ставки налога на прибыль на 4%; предоставление данных льгот на срок не более пяти лет с начала финансирования проекта, то есть учитывается срок его окупаемости. А при использовании налогового кредита проценты устанавливаются в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (ст. 11 п. 3), данный кредит предоставляется на срок до пяти лет [2].
Внесены изменения в Закон Республики Дагестан от 3 февраля 2005 года №8 «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций»:
❖ в случае, если у заемщика в отчетном периоде уменьшается более чем на 50% уплата налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Дагестан, объем производства товара, работ, услуг, количество рабочих мест, выплата субсидий приостанавливается;
❖ в случае нецелевого использования выделенных кредитных средств или невыполнения условий кредитного договора заемщик должен вернуть субсидии бюджет в полном объеме [1].
В реалии отсутствует действенный механизм развития лизинговых услуг в республике, хотя имеются необходимые предпосылки, разработаны научные подходы в решении данного вопроса.
На наш взгляд, в настоящее время целесообразно разработать соответствующий законопроект «О содействии развитию лизинга в промышленности Республики Дагестан», в котором должны быть определены приоритетные направления развития отраслей промышленности по вопросам поставки соответствующего оборудования на основе лизинговой схемы финансирования. В законопроект, на наш взгляд, должны быть заложены такие принципиальные положения, как:
❖ определение правовых и организационно-экономических основ предоставления государственной поддержки лизинговой деятельности в республике;
❖ поддержка реального сектора экономики;
❖ обеспечение развития инвестиционной деятельности на основе лизинговых операций в сфере промышленного производства и т.д.
Кроме того, для стимулирования инвестиционной деятельности в промышленности следует сформировать промышленный лизинговый фонд, являющийся целевым бюджетным фондом, где будут определены источники и порядок формирования данного фонда, где главным вопросом является целевое использование средств лизингового фонда, направленное на выполнение
обязательств о предоставлении денежных средств для осуществления лизинговых платежей, предусмотренных соответствующим договором.
Данный законопроект должен отражать региональную специфику правового регулирования лизинговой деятельности. В связи с этим для оказания государственной поддержки лизинговой деятельности в промышленности должны быть определены критерии выбора приоритетных отраслей промышленности:
❖ приоритетные отрасли и направления развития промышленности республики;
❖ наличие промышленного потенциала отрасли;
❖ конкурентоспособность выпускаемой продукции промышленных предприятий;
❖ создание новых и модернизация существующих производств;
❖ обновление основных производственных фондов на основе новой техники и прогрессивной технологии в рамках данного проекта.
Принятие соответствующих мер правового характера, по нашему мнению, способно стимулировать и активизировать инвестиционный процесс в сфере промышленного производства республики:
❖ создание эффективной системы мониторинга форм государственной инвестиционной поддержки, которая позволит дать оценку бюджетной эффективности поддержки инвестиционного проекта с учетом срока окупаемости или конкретного предприятия;
❖ активно развивать систему государственных гарантий под приоритетные проекты для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Постоянное совершенствование технической базы промышленных предприятий, что связано с повышением эффективности обновления основных фондов, обеспечит значительный сдвиг в интенсификации промышленного производства, повышении его эффективности и конкурентоспособности, являющиеся важнейшими условиями эффективной деятельности и развития предприятий на современном этапе развития экономики.
_Литература_
1. Закон Республики Дагестан от 29 ноября 2007 года №54 «О внесении изменения в статью 5 Закона республики Дагестан «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций».
2. Закон Республики Дагестан от 7 октября 2008 года №42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан».
3. Горшенева О.В. Кластеры: сущность, виды, принципы организации и создания в регионах. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. №4. ч.2. - С. 75-81.
4. Кантор Е.Л., Кантор В.Е., Гинзбург А.И. Основные фонды промышленных предприятий. - СПб.: Питер, 2002. -С. 240.
5. Россия в цифрах. 2008: Крат стат. сб. - М.: .Росстат, 2008.
6. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. - Махачкала: Дагестанстат, 2007г.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020г. [Проект]. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2008г.