Научная статья на тему 'Особенности строения образа будущего современных старшеклассников'

Особенности строения образа будущего современных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
735
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО / IMAGE OF THE FUTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН / PROFESSIONAL PLAN / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрикова Наталья Валерьевна

Освещаются результаты научного исследования, проведенного среди учащихся 8-10 классов средней общеобразовательной школы. Рассмотрены трудности, возникающие у старшеклассников во время формирования своего образа будущего. Раскрывается характер современных представлений об образе будущего, выявленный в процессе исследования. Демонстрируются категории, которыми пользуются старшие школьники, для описания своего образа будущего. Исследуется, как меняется частота употреблений этих категорий у старшеклассников со сформированными профессиональными планами и без них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural features of the modern image of the future high school students

This article highlights is the results of research conducted among students in eighth, ninth, tenth classes of the secondary school. The author, in his work, acquaints the reader with the difficulties encountered by students during the formation of his image of the future. Reveals identified in the research process, the nature of modern ideas about the way of the future. Shows the categories used by older students to describe their image of the future. Explores how the changing frequency of occurrences of these categories in high school students with professional plans formed without them. There are 8 sheets and 1435 words in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности строения образа будущего современных старшеклассников»

6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072.432

I ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Н.В. Петрикова*

Аннотация. Освещаются результаты научного исследования, проведенного среди учащихся 8—10 классов средней общеобразовательной школы. Рассмотрены трудности, возникающие у старшеклассников во время формирования своего образа будущего. Раскрывается характер современных представлений об образе будущего, выявленный в процессе исследования. Демонстрируются категории, которыми пользуются старшие школьники, для описания своего образа будущего. Исследуется, как меняется частота употреблений этих категорий у старшеклассников со сформированными профессиональными планами и без них.

Ключевые слова: образ будущего, профессиональный план, старшеклассники.

THE STRUCTURAL FEATURES OF THE MODERN IMAGE OF THE FUTURE HIGH SCHOOL STUDENTS

N.V. Petrikova

Abstract. This article highlights is the results of research conducted among students in eighth, ninth, tenth classes of the secondary school. The author, in his work, acquaints the reader with the difficulties encountered by students during the formation of his image of the future. Reveals identified in the research process, the nature of modern ideas about the way of the future. Shows the categories used by older students to describe their image of the future. Explores how the changing frequency of occurrences of these categories in high school students with professional plans formed without them. There are 8 sheets and 1435 words in the article.

Keywords: the image of the future, professional plan, high school students.

Научная специальность 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии

В настоящее время со стороны ученых большое внимание уделяется вопросам прогностики. Повышенное внимание к вопросам планирования, постановкам целей и задач объясняется социальной нестабильностью, ограниченностью материальных ресурсов, ростом цен, сокращением рабочих мест и т.д. Поиск ответов на вопросы: «Каким видится будущее человечества?», «Какие перемены ждут впереди?», является предметом изучения многих наук: философии,

социологии, политологии, психологии и даже литературы. Знания о представлениях образа будущего человека или группы людей как частных представителей общества, могут осуществить помощь в прогнозировании развития общества и его жизненного пути.

В психологии проблемы, связанные с представлениями человека о собственном будущем, рассмотрены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Среди них: К.А. Абульханова-Славская, Е.Б. Агафо-

© Петрикова Н. В., 2015

* ПЕТРИКОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА,

аспирант кафедры психологии

Московский институт экономики, политики и права

Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: pve04021961 @yandex.ru

Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ! 77

нова, Е.Б. Быкова, В.П. Зинченко, А.А.Кроник, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Ф. Полак, С.Л. Рубинштейн и др. Благодаря их исследованиям, накоплены разнообразные научные сведения о сущности образа будущего и его значении в жизни человека. Однако то, как взаимодействует образ будущего с особенностями построения профессиональных планов старшеклассников изучено недостаточно.

Образ будущего старших школьников представляет собой интегральное образование. Оно содержит в себе жизненные смыслы и ценности, первые жизненные и профессиональные планы, включает конкретные решения о выборе профессии, личной жизни, элементы рефлексии. Ученые рассматривают образ будущего в качестве смыслообразующего психического регулятора деятельности человека.

Профессиональный план занимает в образе будущего особое место. С одной стороны, он относится к образу будущего, а с другой, — представляет собой конкретную программу процесса реализации будущего в сегодняшнем дне.

В возрасте 15—17 лет для юношей и девушек обращенность в будущее, выборы профессии, жизненного пути, составление профессионального плана начинают превращаться в «аффективный центр» [4].

15—17 лет — это возраст юношей и девушек, обучающихся в старших классах. Старший школьный возраст — кризисный период для молодых людей и девушек, характеризующийся переходом от подросткового периода к юношеству. Этот период знаменуется не только сменой ведущей деятельности, но и сменой жизненных ориентиров. Если для подростка в качестве ведущей деятельности выступали установление интимно-личностных взаимоотношений со сверстниками, становление моральных норм и ценностей, выполнение социально полезной деятельности, то для юношества, ведущей деятельностью выступает профессиональное самоопределение [1, с. 289—294]. В ранней юности у старшеклассников по-новому начинает восприниматься время. Появляется осознание временной перспективы [3]. В связи с этим для старшеклассников, входящих в период ранней юности, настоящее начинает больше восприниматься с точки зрения будущего. В связи с осознанием временной перспективы ученики старших классов совершают профессиональный выбор с учетом планов на будущее. Таким образом, можно предположить, что образ будущего оказывает влияние на профессиональный выбор.

Предположение о взаимосвязи образа будущего с особенностями строения профессионального плана у современных старшеклассников способствовало фор-

мулированию следующей гипотезы: образ будущего у старшеклассников со сформированными профессиональными планами включает в себя больше категорий, чем образ будущего у юношей и девушек без сформированного профплана.

Результаты проведенного исследования показали, что образ будущего современных старшеклассников целостный, носит реалистичный, оптимистичный характер. Он достаточно гибкий, позволяет вносить в себя коррективы. В нем отражены такие категории как друзья (окружение), образование, путешествие, работа, карьера, хобби, семья, дети, дом/квартира, домашние животные, деньги/достаток, машина, бизнес. Таким образом, образ будущего исследуемых школьников содержит в себе те категории, которые являются актуальными для современного образа жизни. Эти категории связаны с межличностными взаимоотношениями, атрибутами престижа, профессиональным выбором.

Анализ категорий образа будущего демонстрирует ценности современных старшеклассников, их ведущую деятельность, актуальную на момент проведения исследования, их первые профессиональные планы и цели.

Как показало проведенное исследование такие категории образа будущего как «работа», «семья», «дети», принимают активное участие в формировании образа будущего современных старшеклассников. Наиболее часто эти категории присутствуют у десятиклассников, чем восьми- и девятиклассников. Анализ, полученных данных обнаружил, разделение категорий «семья» и «дети»; т.е. некоторые современные старшеклассники считают, что семья может быть без детей. Этот факт, возможно, отражает современную социальную ситуацию в обществе.

Современных старшеклассников беспокоит возможность альтернативных развитий событий будущего. Отсутствие полной уверенности в достижении созданного ими образа будущего продуцирует у старшеклассников страх неудачи. Наличие этого страха проявляется в некоторых видах магического мышления, например, веры в приметы.

Отсутствие стабильности для составления плана заставило некоторых юношей отказаться от описания своего образа будущего. Участники исследования, руководствуясь современными экономическими и политическими ситуациями, испытывали сомнения в достижении созданных ими представлений об образе будущего. Можно предположить, что переживания современной социальной ситуации помешали участникам исследования создать более детализированный, развернутый образ будущего.

Сопоставление данных об образе будущего с особенностями строения профессиональных планов уча-

8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

§

щихся восьмого и девятого классов обнаружило значимые различия в частоте упоминаний категорий «семья», «дети», «работа». Таким образом, среди восьми- и девятиклассников более дифференцированное представление об образе будущего имеют учащиеся со сформированными профессиональными планами, чем школьники без них, что подтверждает гипотезу исследования.

Сопоставление данных об образе будущего и структуры профессиональных планов среди учащихся десятого класса привело к обнаружению парадокса. Если в восьмом и девятом классах ученики со сформированными профессиональными планами чаще использовали категории «семья», «дети», «работа» и имели более развернутое представление об образе будущего по сравнению с учащимися с несформированными профессиональными планами, то в десятом классе, образ будущего оказался детализированным и содержал в себе категории «семья», «дети», «работа» у учащихся не только со сформированным профессиональным, но и с несформи-рованным профессиональным планом.

Сегодня изучение факторов, способствующих достоверному прогнозированию развития событий в будущем, вызывает повышенный интерес со стороны различных наук. Философия рассматривает вопросы, связанные с влиянием будущего на бытие и сознание человека. Педагогика рассматривает образ будущего с точки зрения средства формирования и развития человеческой личности. Социология изучает образ будущего во взаимосвязи с общественными процессами. Психология изучает влияние символов или категорий образа будущего

на состояние внутреннего мира и деятельность субъекта [2]. Знания о будущем в дни социально-экономической нестабильности способствуют успешному планированию действий в настоящем.

Как говорил Н.А. Бернштейн: «Всякое движение направляется моделью потребного будущего» [2]. Для старшеклассников основным видом движения, будучи направляемым «моделью потребного будущего» [2], выступает выбор профессии. Профессиональный выбор — один из сложных жизненных выборов. Для успешного осуществления этого выбора оптант нуждается в помощи окружающих его людей. Такими людьми становятся не только близкие, друзья, но и психо-логи-профориентаторы и педагоги-психологи. Так сопоставление идеального образа будущего старшеклассника с его реальным профессиональным планом может оказать помощь психологам-профориентаторам, педагогам-психологам в понимании того, насколько современные старшие школьники учитывают свои склонности и интересы при выборе профессии или, наоборот, насколько отказываются от собственных склонностей и интересов при составлении профессионального плана.

Знания о том, как влияет выбор профессии на образ будущего и, наоборот, образ будущего на выбор профессии, могут помочь специалистам в разработке эффективных профориентационных методик и социальных проектов. Полученную информацию также можно использовать для предупреждения профессионального и эмоционального выгорания.

Литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. М., 2013.

2. Агафонова Е.Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа: Дисс. ... канд. психол. Наук. Владивосток, 2004.

3. Временная перспектива как фактор самоопределения в подростковом возрасте. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Мат. науч.-практ. заоч. конф. «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под ред. В.Н. Панферова, Е.Ю. Коржовой и др. М., 2011.

4. Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. URL://http://www.best-referat .ru/referat

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.