Научная статья на тему 'Представления о своем будущем у старшеклассников в зависимости от условий социализации'

Представления о своем будущем у старшеклассников в зависимости от условий социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
517
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / CONCEPTIONS / SOCIALIZATION CONDITIONS / SENIOR PUPILS OF URBAN AND RURAL SCHOOLS / LIFE PROSPECTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Марина Владимировна

В статье анализируются особенности представлений старшеклассников городских и сельских школ о будущем. Представляется содержание жизненной перспективы у молодежи в зависимости от условий социализации. Выделяются смысловые группы представлений старшеклассников о своем будущем. Проводится сравнительный анализ жизненной перспективы у юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENIOR PUPILS’ CONCEPTIONS OF THEIR FUTURE DEPENDING ON THE SOCIALIZATION CONDITIONS

The article analyzes peculiarities of the ideas about the future of the senior pupils at the urban and rural schools. The contents of the life prospects are reviewed in dependence upon socialization conditions. The author distinguishes notional groups of the senior pupils’ conceptions of their future and makes a comparative analysis of the life prospects of boys and girls.

Текст научной работы на тему «Представления о своем будущем у старшеклассников в зависимости от условий социализации»

УДК 316.37 Григорьева Марина Владимировна

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского [email protected]

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕМ БУДУЩЕМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ [1]

Grigorieva Marina Vladimirovna

D.Phil. in Psychology, Professor of the Educational Psychology Department, Saratov State University [email protected]

SENIOR PUPILS’ CONCEPTIONS OF THEIR FUTURE DEPENDING ON THE SOCIALIZATION CONDITIONS [1]

Аннотация:

В статье анализируются особенности представлений старшеклассников городских и сельских школ о будущем. Представляется содержание жизненной перспективы у молодежи в зависимости от условий социализации. Выделяются смысловые группы представлений старшеклассников о своем будущем. Проводится сравнительный анализ жизненной перспективы у юношей и девушек.

Ключевые слова:

представления, условия социализации, старшеклассники городских и сельских школ, жизненная перспектива.

Summary:

The article analyzes peculiarities of the ideas about the future of the senior pupils at the urban and rural schools. The contents of the life prospects are reviewed in dependence upon socialization conditions. The author distinguishes notional groups of the senior pupils’ conceptions of their future and makes a comparative analysis of the life prospects of boys and girls.

Keywords:

conceptions, socialization conditions, senior pupils of urban and rural schools, life prospects.

На формирование жизненной перспективы оказывают влияние многие факторы, одним из которых являются жизненный опыт и условия жизни в настоящем и прошлом [2]. В условиях жизни в городе и сельской местности у юношей и девушек формируются различные жизненные перспективы, от которых зависит их будущая самореализация. С возрастом и в зависимости от условий социализации представления об окружающей среде и своем будущем меняются, проверяются и уточняются, достигая к юности более или менее правильного соответствия с реальностью, необходимого для начала процесса интеграции в общество [3].

Целью данного исследования является выявление качественного своеобразия жизненных перспектив у старшеклассников городских и сельских школ. В исследовании принимали участие старшеклассники пяти школ г. Саратова (80 чел.) и четырех школ поселков и деревень Саратовской области (65 чел.), педагоги школ г. Саратова (50 чел.) и школ Саратовской области (26 чел.). Условия социализации участвующих в исследовании старшеклассников различаются содержанием и объемом осваиваемых знаний, особенностями субкультуры, сферами взаимодействия представителей групп с другими людьми, межличностными взаимоотношениями внутри группы, пространственно-предметным окружением и т. д.

Для реализации целей использовались следующие методики: анкетирование с целью определения содержания и степени насыщенности событиями жизненной перспективы, свободное сочинение на тему «Основные периоды моей жизни».

Своеобразие элементов настоящего самосознания и элементов осознания среды адаптации у старшеклассников города и села отражается и на формировании их жизненной перспективы. Так, городские школьники представляют свою жизненную перспективу в более полном и целостном виде, о чем свидетельствуют среднее количество указанных элементов жизненной перспективы (7,3 и 4,4 соответственно, ф* = 2,47, при р < 0,001) и большее разнообразие ее содержания (7 и 4 смысловые группы соответственно). Кроме того, распланировать свою жизнь до 70 лет могли 47 % городских школьников, до 60 лет - 52 %, среди сельских старшеклассников - никто не видит свою жизненную перспективу до 70 лет и только 4 % смогли представить свою жизнь в общем виде до 60 лет. Такого рода установки, безусловно, влияют на проявление активности в настоящем и ближайшем будущем.

В содержании жизненной перспективы городских школьников можно выделить следующие смысловые группы (в скобках дана процентная представленность смысловой группы в об-

- 6З -

щем содержании жизненной перспективы у всех испытуемых в городе): образование (57 %), работа и карьера (56,8 %), материальное обеспечение (44,5 %), семья (42,8 %), личное развитие (23,6 %), интересы и отдых (14,4 %), общественные взаимоотношения и взаимодействия (8,4 %). Видно, что приоритетным направлением будущей активности для городских старшеклассников является образование и профессиональная деятельность. Многими указывается неразрывность процесса образования, а также взаимосвязь образования и профессиональной деятельности. Это свидетельствует о высоком уровне профессионального самоопределения городских старшеклассников и понимании ими важности профессионального обучения в будущей благополучной жизни.

Значительное место в жизненной перспективе городских школьников занимает стремление к материальному благополучию, что является отражением реальной экономической ситуации в стране. Как полагают почти все городские старшеклассники (92 %), материальное обеспечение в будущем становится необходимым условием создания семьи. Оптимистичные, а иногда и нереальные планы на будущее материальное обеспечение могут быть следствием неадекватно завышенных притязаний и психологической основой будущих разочарований.

Следует отметить вариативность жизненной перспективы у городских школьников. Строя планы на будущее, старшеклассники предусматривают запасные пути их развития, называют несколько вузов (колледжей), рассматривают развитие своей жизни в случае, если не поступят в вуз, не привязывают основные события своей жизни к конкретному возрасту. Такая гибкость планов наряду с четкостью вариантов является хорошей психологической основой для будущей адаптации большинства городских старшеклассников в обществе.

Таким образом, у городских школьников жизненная перспектива связана в основном с образованием, работой и карьерой. Значительное место в планах на будущее занимают также стремление к материальной обеспеченности и создание семьи. Планы на будущее отличаются вариативностью и предусматривают различные направления реализации личной активности.

На формирование жизненной перспективы старшеклассников значительное влияние оказывает также принадлежность к полу. Сравним жизненную перспективу у юношей и девушек, проживающих в городе. Общим для городских девушек и юношей является ориентация на будущее, которое связывается с желанием устроить счастливую семейную жизнь и профессиональную деятельность. Девушки в равной степени считают для себя возможным совмещение семьи и работы, планируется карьера, открытие собственного дела. Забота о семье, о детях в большей степени выделяется девушками, важным является устроить личное счастье своего ребенка. Юноши уделяют внимание достижению материальной независимости, чтобы содержать семью, планируется будущее детей, прежде всего хорошее образование. Юноши и девушки в городе, переживая события прошлого и настоящего, больше всего обращают внимания на беззаботность, праздность, комфортность жизни.

У старшеклассников в сельской местности в жизненной перспективе выделяются следующие смысловые группы: семья (38 %), образование (32 %), работа (24 %), отдых (15 %). Видно смещение внимания старшеклассников в сельской местности по сравнению с городскими ровесниками со сферы образования на область семейных отношений, создание семьи в будущем планируют 100 % девушек и 15 % юношей, проживающих в селе. Редко (в 18 % случаев) указывается конкретный выбор профессии или вуза (колледжа), о размере заработной платы речь не идет вообще, вариативность жизненных планов обозначается двумя направлениями, связанными с жизнью в городе или сельской местности.

Разнородность в представлениях у девушек и юношей из сельских школ о будущей семейной жизни достаточно четко осознается девушками, которые направлены в основном (68 %) на создание семьи с городскими юношами или с юношами из сельской местности, но встреча и создание семьи планируется в условиях города («уехать в город и выйти замуж», «поступить в вуз и там встретить парня» и т. п.). Отметим, что в планы до 20 лет девушек, учащихся в сельской школе, также входит получение образование. После окончания вуза планируется работа, личной жизни уделяется меньше внимания, а к 40 годам работа сочетается с воспитанием детей, в дальнейшие планы входят внуки и пенсия. До 50 лет количество девушек, которые смогли составить планы, составило 39 %, к 60 - только 4 %. Жизненные планы у девушек из сельской местности, таким образом, представлены в укороченном и упрощенном виде (вуз - «поступить», работу - «найти», замуж - «выйти», ребенка - «родить»).

Жизненная перспектива у юношей из сельских школ так же, как у девушек, представлена скупо: в планах до 20 лет отмечается учеба и работа, до 30 лет «работа» (непонятно, чем именно она привлекает и как реализуется) и «личная жизнь», до 40 лет работа на первом месте, семье и детям уделяется мало внимания, отмечается их присутствие в жизни, но речь не идет о воспитании и обеспечении их материального благополучия, до 50 лет так же «рабо-

та» и «жить» (или варианты «дожить»), «сладкая и непринужденная жизнь». За этими планами не видны интересы, стремления, уровень самоопределения низкий, запасные варианты жизненных планов практически отсутствуют. Кроме того, замечен выраженный пессимизм в отношении своего будущего. У 34 % юношей встречаются негативные установки на свою будущую жизнь: «ничего хорошего», «если останусь в деревне, то начну пить», «завербуюсь и буду воевать», «говорят, что тюрьмы не избежать» и т. п.).

Таким образом, на процесс формирования жизненной перспективы у старшеклассников оказывают влияние условия жизни в городе и сельской местности. Качество жизненных планов у юношей и девушек городских школ выше, чем у старших школьников из сельской местности. Можно отметить различия по таким критериям, как четкость, сложность, долгосрочность перспективы, вариативность планов, учет как субъективных, так и объективных факторов, вносящих коррективы в жизненные планы, приоритетность сфер активности и эмоциональный фон.

Ссылки и примечания:

1. Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

2. Кон И.С. Психология ранней юности : книга для учителя. М., 1989.

3. Григорьева М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. № 1. С. 66-71.

References (transliterated) and notes:

1. The research was performed as a part of the project “Social psychological analysis of the socialization processes and personality's adaptation in the circumstances of the dynamically developing society”, federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia” for 2009-2013.

2. Kon I.S. Psikhologiya ranney yunosti : kniga dlya uchitelya. M., 1989.

3. Grigor'eva M.V. Psikhologicheskaya reprezentatsiya sredy shkol'noy adaptatsii u starsheklassnikov // Izvestiya Sara-tovskogo universiteta. Novaya seriya. Series: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2009. Vol. 9. № 1. P. 66-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.