Научная статья на тему 'Особенности стрессоустойчивости курсантов и студентов в зависимости от их типа темперамента'

Особенности стрессоустойчивости курсантов и студентов в зависимости от их типа темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1026
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ильина Ю.Ю., Боровенская Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стрессоустойчивости курсантов и студентов в зависимости от их типа темперамента»

ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА

Ильина Ю.Ю., к.б.н., доцент, Боровенская Т.А., Национальный университет гражданской защиты

Украины

Постановка проблемы. В современном мире проблема стресса стала очень важной в мировой психологической науке и практике. С одной стороны, есть большое количество многоплановых исследований разных видов стресса, с другой стороны - много авторов, а именно Г. Селье, И. П. Павлов, В. М. Русалов, отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаток концептуальной и методологической разработки данного феномена.

О зависимости успешности деятельности в условиях стресса от личностных особенностей индивидуума, изучение взаимосвязи ухудшения деятельности под воздействием стрессора и склонности к тревоге, склонности к депрессивным тенденциям, убыточной или недостаточной мотивации говорят З. Левандера, А. Русена, Я. Рейковского и др.

Физиологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо, являются свойства нервной системы, которые определяют темперамент человека, зависимость протекания психических процессов от функционирования нервной системы, которая выполняет управляющую роль в организме. У людей с различным типом темперамента выявлены расхождения в интенсивности стойкости эмоций, темпе, энергичности действий и других динамических индивидуально-психологических особенностей психической жизни, поведении и деятельности, они не одинаково реагируют на стресс, у них разная стрессоустойчивость [3; 4].

Стрессоустойчивость представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что стрессоустойчивое качество непостоянное, следовательно, его можно развивать либо тренировкой, либо привычкой к напряженному труду. Данная проблема рассматривалась как в отечественной психологии В. В. Авдеев, Г. А. Акимов, О. С. Лобастов, Ю.А. Александровский, А. Анастази, так и в зарубежной психологии П. Фресс, G. W. Baker, J. L. Herman, C.R. Figley и др. [1; 2].

Учеба в вузе сопряжена с большими умственными и нервно-эмоциональными нагрузками. Освоение этой деятельности требует смены привычного жизненного ритма адаптации к новым методам и формам обучения. В монотонную деятельность курсантов в течении семестра врываются «внеплановые» контрольные работы, «плановые» модульные работы, зачеты, экзамены, а это - стрессогенные ситуации. Совокупность

неблагоприятных факторов в учебной деятельности курсантов и студентов не осталось без внимания таких ученых, как М. А. Акимова, Г. Ш. Габдреева,

A. Л. Гроймана и др. [1; 2]

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду много психических расхождений между людьми - расхождения, которые проявляются в интенсивности, стойкости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпе, энергичности действий и других динамических, индивидуально-типологических особенностей психической жизни, поведения и деятельности личности. Однако при всем разнообразии подходов к проблеме индивидуально-типологических особенностей личности ученые и практики как: Б. Г. Ананьев, А. О. Прохоров, Д. Брехт, Е. Милер, С. Р. Лазарус, Ю. Г. Чириков признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Анализ последних исследований. Основателем учения о стрессе, как известно, есть Г. Селье, который назвал стресс общим синдромом, потому что при его возникновении изменяется общее состояние организма.

О зависимости успешности деятельности в условиях психического стресса от личных особенностей индивидуума, изучения связи ухудшения деятельности под воздействием стресса и склонности к тревоге, склонности к депрессивным тенденциям, избыточной мотивации, завышенном уровне требований и так далее говорят, работы: З. Левандера, А. Русена, М. Франкенхойзера, Т. Стокфельта, Я. Рейковского.

Свой взнос в развитие темперамента сделали такие ученые: Е. Кречмер,

B. Шелдон, И.П. Павлов, Д. Брехт, Е. Милер, С.Р. Лазарус и другие [3; 4].

Таким образом, можно определить, что существует зависимость протекания психических процессов от функционирования нервной системы, которая исполняет доминирующую и управляющую роль в организме.

Объектисследования - стрессовое состояние личности.

Предмет исследования - стрессоустойчивость личности с разным типом темперамента.

Цель исследования - выявление уровня стрессоустойчивости курсантов и студентов с различным типом темперамента.

Задачи исследования.

1. Анализ психологической литературы по проблеме темперамента и стресса.

2. Определение уровня стрессоустойчивости курсантов и студентов с разным типом темперамента.

Изложение основного материала. Исследование было проведено в Национальном университете гражданской защиты Украины на базе социально- психологического факультета. В нем приняли участие 22 студента и 17 курсантов. Экспериментальное исследование проводилось во время экзаменационной сессии. Нами были использованы методики: «Прогноз», методика «Свойства и формула темперамента».

При изучении проявления типа темперамента в ходе нашего исследования было установлено, что в группе респондентов 6 лиц

холерического темперамента, 26 респондентов - сангвиники. Флегматиков выявлено 6 человек. Наименьшее количество меланхоликов - 1 респондент.

Методика «Прогноз» позволила нам установить уровни стрессоустойчивости испытуемых. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что низкий уровень стрессоустойчивость свойственный испытуемым -сангвиникам (31,8%).

Средний уровнь стрессоустойчивости у сангвиников (студенты и курсанты) - 27,3 %. Высокий уровень стрессоустойчивости у холериков -9,1%.

Так, сангвиники распределились по всем 3-ем уровням, но на высоком - их меньше всего (18,2 %). Респонденты флегматики имеет высокий уровень стрессоустойчивости (13,6%).

Следовательно, и у курсантов и у студентов проявляется высокий уровень стрессоустойчивости с разным типом темперамента. Высокий уровень проявления стрессоустойчивости имеют респонденты с типом темперамента холерик - 5,88 %. Наибольшее значение в процентном соотношении присуще сангвинику - 35,3 %, относительно флегматика, то на высоком уровне этот тип темперамента равняется 11,78 %. Результаты меланхоликов, совпадает с таковыми холериков - 5,88 %. Средний уровень стрессустойчивости доминирует у холерика - 17,64 %, у респондентов сангвинистического и флегматического типа темперамента - 5,88%. Низкий уровень проявления стрессоустойчивости мы выявили у испытуемых с сангвиническим типом темперамента - 11,76%.

Таким образом, мы можем предположить, что сангвиники лучше всего справляются со стрессом, что обусловлено индивидуально-типологическими особенностями их личности. Они легче переживают неудачи, сохраняя самообладание. Флегматики менее стрессоустойчивости. Низкие адаптационные возможности проявляются у меланхоликов.

Список литературы

1. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: учебное пособие. - М. : ВЮЗИ МВД, 1988. - С. 3-9.

2. Акимов Г.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И. Некоторые вопросы организации психоневрологической помощи во время Великой Отечественной войны // Военно-медицинский журнал. 1985. №11. - С. 18-21.

3. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента / - М., 1964.- 213 с.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1991. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.