Научная статья на тему 'Особенности стратегического управления на муниципальном уровне'

Особенности стратегического управления на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1073
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического управления на муниципальном уровне»

2014г.): в 3 томах, - Нижний Новгород: Мининский университет, 2014г. - 1т. 266с. С. 68-74 9. Яшин С.Н. Роль анализа инновационной деятельности в системе комплексного экономического анализа / Яшин С.Н., Лапшина Е.Н., Амбарцумян А.Э. // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: сборник статей по метериалам III международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (1 апреля 2017г.): -Нижний Новгород: Мининский университет, 2017г. - 196 с. С.172-179

© Амбарцумян А.Э., 2018

УДК 33

Ахметшина Елена Сириновна

Набережночелнинский институт КФУ г.Набережные Челны, РТ, РФ E-mail: elena_6796@mail.ru Научный руководитель: Максютина Елена Владимировна канд. экон. наук, доцент г.Набережные Челны, РТ, РФ г. Набережные Челны, РФ E-mail: lena.betty@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Переход к рыночной экономике в России привел к изменению муниципального менеджмента. Доказанная эффективность методов и приемов коммерческого менеджмента плавно переносятся на практику муниципального управления. Наиболее яркими примерами этого являются стратегическое управление муниципальным образованием (МО).

Так, стратегическое управление в муниципальном образовании принято рассматривать как процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.[1]

Как правило, стратегическое управление традиционно рассматривалось в рамках коммерческих организаций. В то же время, все основные закономерности стратегического управления проявляются в управлении государственными организациями, а стратегическое управление в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и стратегическое управление в коммерческой организации. Поэтому, методы и приемы стратегического управления, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, все больше переносятся на практику государственной службы.

Стоит учитывать, что конечные цели у коммерческой и государственной организаций очень сильно отличаются. В коммерции основным фактором является доход и экономическая выгода, государство же нацелено на повышение уровня качества жизни населения. Это является основной и главной целью любого муниципального образования. Также в качестве отличительных признаков государственного стратегического управления на муниципальном уровне можно выделить:

• масштабы работы;

• ответственность перед населением;

• отчетность;

• оценка результатов;

• структура государственного аппарата управления.

Для эффективности стратегического управления на муниципальном уровне необходимо ориентироваться на более успешный опыт коммерческого управления, в тех нишах, где это возможно.

Во-первых, в государственной организаций, в отличие от коммерческой, персонал лично не заинтересован и не имеет мотивации для выполнения планов реализации стратегического проекта. Данный вопрос может быть решен путем финансового стимулирования ответственных сотрудников. В этом случае можно рассмотреть вопрос поощрения рядовых специалистов, которые приложили максимум усилий по работе и организации выполнения плана стратегического управления.

Во-вторых, очень важным фактором является формирование стоимости услуг, выполняемые органами государственной (муниципальной) власти. Государственный сегмент в данном случае зависит от выделенного бюджета, в отличие от коммерческих организаций, которые ориентируются на среднерыночные цены. Согласно этому, необходима адекватная оценка эффективности использования бюджетных средств выделяемых для удовлетворения потребностей муниципального образования.

В-третьих, на наш взгляд наиболее важный фактор - квалификация персонала. Как правило, руководители муниципального аппарата управления имеют узконаправленную квалификацию, не всегда в совершенстве владея экономическими и управленческими знаниями, которые необходимы в реализации стратегического управления. При этом привлечение сторонних сотрудников, обладающих широким спектром требуемых знаний не возможно, так как государственный бюджет не позволяет это сделать.

В данном случае, решением данного проблемного направления может выступать повышение квалификации государственных (муниципальных) служащих. Обучение и развитие персонала является одним из важнейших составляющих эффективного функционирования организации. Повышение квалификации персонала положительно влияет на мотивацию работников, оказывает непосредственное влияние на финансовые показатели организации, а также обеспечивает более благоприятный климат в коллективе и преемственность в управлении.

Так, руководители коммерческих организаций для наиболее успешных сотрудников проводят тренинги по повышению квалификации. Также в перечень обязательного профессионального роста можно включить следующие направления по работе с сотрудниками: непрерывное обучение, повышение квалификации, совершенствование техники решения проблем.

Таким образом, используя более успешный пример многих коммерческих организаций, появляется возможность для реализации стратегического плана развития муниципального образования с наиболее высокими показателями, а именно значительное повышение уровня жизни населения муниципалитета. Выделение некоторых новых подходов, взятых из основ стратегического менеджмента коммерческих организаций, а именно: мотивация служащих, адекватная оценка требуемых бюджетных средств, а также содействие персоналу в повышении его квалификации, приведет к повышению образованности и заинтересованности сотрудников в достижении поставленных целей.

На сегодня главными движущими факторами, которые порождают активные действия, являются самореализации и совершенствование личных качеств, а также финансовая мотивация. Применение данных факторов в государственном стратегическом управлении, а также в государственном управлении в целом, влечёт за собой повышение эффективности стратегического управления в муниципальном образовании, обеспечивает развитие данной территории.

Список использованной литературы:

1. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. -528 с.

2. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.

3. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 с.

© Ахметшина Е.С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.