Научная статья на тему 'К вопросу повышения качества формирования миссии организации'

К вопросу повышения качества формирования миссии организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1069
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИССИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДЕРЕВО «И-ИЛИ» / МАТРИЦА ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ / "AND-OR" ROOT / MISSION / STRATEGIC MANAGEMENT / PAIR COMPARISONS MATRIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рачек Владислав Леонтьевич, Серебренников Илья Васильевич

Статья посвящена вопросам стратегического управления и, в частности, такому элементу, как миссия. В статье рассматриваются подходы к определению миссии, ее структуре, проводится обоснование содержания миссии с позиции количественного подхода. Предлагаются разработанные рекомендации к анализу и оценке качества миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving quality of formation of organization mission

The article is devoted to issues of strategic management, and in particular, to the element of strategic management as a "mission". The authors consider approaches to the definition of mission and to its structure and substantiate the mission according to quantitative approach. The developed recommendations to the analysis and to the estimation of quality of mission are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения качества формирования миссии организации»

УДК 338.984

В. Л. РАЧЕК щ И. В. СЕРЕБРЕННИКОВ И

Омский государственный институт сервиса

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ_____________________________________________

Статья посвящена вопросам стратегического управления и, в частности, такому элементу, как миссия. В статье рассматриваются подходы к определению миссии, ее структуре, проводится обоснование содержания миссии с позиции количественного подхода. Предлагаются разработанные рекомендации к анализу и оценке качества миссии.

Ключевые понятия: миссия, стратегическое управление, дерево «И-ИЛИ», матрица парных сравнений.

Вопрос эффективного стратегического управления для отечественных предприятий актуален при ужесточающихся условиях конкурентной борьбы, особенно при членстве России в ВТО [1, 2]. Миссия организации является ключевым фактором в повышении качества управления предприятия. Миссия является концептуальной основой стратегии функционирования организации, элементом процесса стратегического управления, отражающим основные целевые направления деятельности и развития путем указания четкого позиционирования организации в сферах деятельности и обозначение своей полезности в обществе [3]. Подчеркивая важную роль миссии в деятельности организации, авторы Мескон, Альберт, Хедоури отмечают, что «..миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различный организационных уровнях» [4]. Миссия осуществляет внешние и внутренние функции организации. К внутренним можно отнести функцию планирования, мотивации, контроля. Функция планирования реализуется через обеспечение единства и согласованности целей внутри организации на всех уровнях. Функция мотивации — через установление единых ценностных установок для работников. Контрольная функция осуществляется через критерии эффективности производственной деятельности, стандартов поведения работников, подбор и расстановку кадров. В отношении внешней среды, как отмечают исследователи Маркова В. Д., Кузнецова С. А., миссия осуществляет коммуникационную функцию. То есть миссия предоставляет информацию акционерам, поставщикам, потребителям, общественным организация, потенциальным инвесторам и т.д. Ведь «...организация является открытой системой, она может выжить ...если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует...» [5] и должна стремиться соблюдать баланс интересов среди стейкхолдеров организации.

Например, в сбалансированной системе показателей Д. Нортона и Р. Каплана миссия представлена в четырех аспектах: в виде клиентской составляющей,

бизнес-процессов, финансов, обучения и роста [6, с. 13]. При этом факт сформулированной и документально подтвержденной миссии может свидетельствовать о высоком уровне менеджмента организации, о наличии долгосрочных целей и задач, а также разработанных стратегий для их достижения. Миссия позволяет идентифицировать уровень прозрачности и понимания для руководства и менеджмента компании проводимой стратегии. Поведение такой компании является более понятным для общества и, соответственно, вызывает большее доверие.

В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за разглашение информации конфиденциального характера, а также информации, составляющей коммерческую тайну. Статьи 1469— 1472 Гражданского кодекса РФ определяют отношения, связанные с секретом производства, и ответственность [7]. А пункт 2 статьи 183 Уголовного кодекса РФ определяет уголовную ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, — грозит штрафом до 120000 рублей, дисквалификацией до трех лет либо лишением свободы до трех лет. Согласно пункту 3 статьи 183 УК РФ, в случае, если был причинен крупный ущерб, в максимальной мере грозит штраф до 200000 рублей, дисквалификация до 3 лет либо лишение свободы до 5 лет. В случае, когда совершение действий повлекло тяжелые последствия, наказание предусмотрено в виде лишения свободы сроком до 10 лет [8]. Документально оформленная миссия, на наш взгляд, может снизить риск разглашения конфиденциальной информации сотрудниками компании, а значит, риск несения ответственности за нарушение законодательства. То есть через миссию осуществляется закрепление именно той информации, которую можно передавать во внешнюю среду без риска потерь как для работника, так и для компании в целом. В этом случае без лишних опасений сотрудники компании смогут открыто передавать информацию через миссию — но при этом только усиливая коммуникацию компании, способствуя ее известности и имиджу.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

Таким образом, миссия выполняет еще одну функцию как по отношению к внутренней среде организации, так и по отношению к внешней — функцию информационной безопасности. Тогда возникает вопрос о роде информации, которую должна содержать миссия, в том числе, как глобальная цель в стратегическом процессе.

В ходе исследования нами выделены следующие авторы и количество элементов миссии, предложенные ими. Так Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Котлер Ф., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. III мл., Абель Д., Рамперсад Х., равно как и отечественные исследователи, такие как Маркова В. Д., Кузнецова С. А., Винокуров В. А., Кузнецов Б. Т. Гершун А., Горский М., Вакуленко Р. Я., ВартанянА., Двойников С. И., выделяют три элемента миссии. Волкогонова О. Д., Зуб А. Т., Веснин В. Р. определяют наиполнейший набор миссии из девяти элементов. В то время как исследователи Глумаков В. Н., Максимцов М. М., Малышев Н. И., Кролевец П. Ц., Усольцев Е., Бартон Э., Омаров А. М., Гафитулин Т. не задаются вопросом о содержательной стороне миссии, ее структуре с позиции количественного подхода (табл. 1). В исследованных нами работах авторов миссия представлена в двух типах: миссия-предназначение и миссия-ориентация. Миссия-предназначение описывает текущее состояние предприятия и его характеристику с позиции трех-четырех элементов - информации продукции или услуги, которую производит компания, ее технологий, а также отношения к потребителям этих работ и услуг. Миссия-ориентация выступает более расширенной формулировкой и содержит большее число элементов, описывает конкурентные преимущества данной компании и ее уникальность, ее отношение к окружающей среде, ценности и убеждения, ценности сотрудников. Так, авторы Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. выделяют элементы миссии [5]: 1) род предпринимательской деятельности; 2) внешняя среда по отношению к фирме; 3) принципы организации; 4) культура организации. О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб, со ссылкой на Ф. Дэвида предлагают самый полный, по нашему мнению, состав миссии: 1) покупатели; 2) продукция или услуги; 3) рынки; 4) технология; 5) формулирование широких экономических задач фирмы (цели); 6) философия; 7) самооценка; 8) забота об имидже (образе); 9) отношение к персоналу [9, с. 23 — 34].

Проведенное исследование позволило установить наиболее полный состав миссии из девяти элементов, что позволяет нам рассматривать данную миссию как шаблон (идеальную миссию), также нами было установлено минимальное количество элементов, в среднем равное четырем, которое позволяет идентифицировать заявление компании как миссию (табл. 1).

В литературе, посвященной вопросам планирования и управления, существует множество рекомендаций и мнений по тому, какой должна быть миссия. Однако до сих пор не предложена методика оценки качества миссии, а также установления типа уже готовой сформулированной миссии.

Сопоставляя миссию-шаблон посредством ма-трицы-попарного (табл. 2) сравнения с фактической миссией, можно определить не только тип миссии, а также ее подлинность.

Классическая теория измерений рассматривает только такие объекты, про любые два состояния которых можно сказать, различимы они или нет, и только такие алгоритмы измерения, которые различимым состояниям ставят в соответствие разные обозначения [10, с. 127].

Аналитическая таблица количества элементов миссии

п/н Количество элементов миссии Исследователи

3 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.

2 5 Акмаева Р.И.

3 3 Маркова В.Д., Кузнецова С.А.

4 9 Волкогонова О.Д.

5 4 Кэмпбелл А., Девайн М Янг Д.А.

6 7 Виссема Х.

7 9 Зуб А.Т.

8 3 Винокуров В.А.

9 3 Кузнецов Б.Т.

10 0 Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И.

11 7 Лапыгин Ю.Н.

12 3 Котлер Ф.

13 6 Попов С.А.

14 4 Виханский О.С., Наумов А.И.

15 9 Веснин В.Р.

16 4 Лапин А.Н.

17 0 Кролевец П.Ц.

18 0 Усольцев Е.

19 7 Анисова Н.А.

20 4 Р. Акофф.

21 4 П. Дойль.

22 7 Друкер П.

23 7 Шкардун В.Д.

24 6 Кузнецов В.

25 4 Друкер П.

26 3 Гершун А., Горский М.

27 3 Томпсон А.А., Стрикленд III, А.Дж. мл., Дерек Ф.Абель

28 4 Николаев С.Н.

29 0 Бартон Э.

30 3 Вакуленко Р.Я.

31 3 Двойников С.И.

32 5 Гринфельд М.

33 0 Гафитулин Т.

34 0 Мазур И.И., Шпиро В.Д.

35 3 Рамперсад Х., эль-Хамси А.

36 3 Вартанян А.

37 4 Каверзина Л.А.

38 4 Виханский О.С.

39 8 Лафта Дж.К

40 0 Омаров А.М.

41 7 Алексеева М.М.

42 4 Ефремов В.С.

43 4 Никитин А.

Сред- нее 4 Миссия-предназначение

Макс 9 Миссия-ориентация

На этапе идентификации того или иного элемента миссии компании мы используем номинальную шкалу как бинарную (булевую) переменную (1 и 0) или абсолютную шкалу (где существует лишь нуль и единица), или рассматривая данное явление, принимающее два значение: да (есть, 1), нет (отсутствие, 0), т.е. бинарную переменную. В данном случае мы не можем количественно измерить объектные характеристики как признаки, которыми являются конкретные элементы миссии. Можно лишь рассматривать данные элементы как присутствующие или отсутствующие. Соответственно, вводя бинарную переменную 1, мы обозначаем наличие конкретного

Соответствия миссии компании миссии-шаблону

миссия Элементы миссии-шаблона

Покупа- тели Продукция или услуги Рынки Техноло- гия Формулирование широких экономических задач Филосо- фия Имидж (образ) Самооцен- ка Отношение к персоналу

Элементы миссии компании Покупатели 0 0 0 0 0 0 0 0

Продукция или услуги 0 0 0 0 0 0 0 0

Рынки 0 0 0 0 0 0 0 0

Технология 0 0 0 0 0 0 0 0

Формулирование широких экономических задач 0 0 0 0 0 0 0 0

Философия 0 0 0 0 0 0 0 0

Имидж (образ) 0 0 0 0 0 0 0 0

Самооценка 0 0 0 0 0 0 0 0

Отношение к персоналу 0 0 0 0 0 0 0 0 1

Таблица 3 Таблица 3.1

Таблица решений для миссии-предназначения Таблица решений

и идентификации миссии для миссии-ориентации

Х1 Х2 Х3 Х4 Х1иХ2иХ3иХ4 = У1

0 0 0 0 0

0 0 0 0

0 0 0

1 0 0

1 1

0 1 0

0 0 1 0

0 0 0 0

0 0 0 0

0 1 0 0

0 1 0 0

0 0 0

Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х5илиХ6 илиХ7илиХ8илиХ9 = У2

0 0 0 0 1

0 0 0 0 1

0 0 1 0 0 1

0 0 0 0 1

0 0 0 0 1

0 0 0 0 0 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 0 0 1

1 0 0 1

1 0 1

1 1

1 1

0 0 0 0 0 0

Таблица 4

Аналитическая таблица элементов миссии компаний сферы приборостроения России [3, с.159]

Таблица 3.2

Таблица решений миссии организации

У1 У2 У1илиУ2 = М

0 1

0 1 1

1 0

0 0 0

Элемент миссии Количество компаний, которые сформулировали элемент Частота по сумме номинальных значений Доля компаний, которые формулируют конкретный элемент миссии

Продукция/услуги 17 0,28 27,87%

Технология 15 0,25 24,59%

Покупатели 14 0,23 22,95%

Рынки 14 0,23 22,95%

Имидж (образ) в обществе 10 0,16 16,39%

Формулирование широких экономических задач 9 0,15 14,75%

Философия устремления и ценности 9 0,15 14,75%

Отношение к персоналу 9 0,15 14,75%

Самооценка преимущества и недостатки 8 0,13 13,11%

элемента в миссии компании, и 0 — отсутствие элемента [10].

Соответствие между миссией рассматриваемой компании и шаблонной миссии можно оценивать путем сопоставления элементов, которые они содержат. Отношение отраженного элемента в миссии компании в соответствии с указанной позицией шаблонной миссии через обозначение 1, если по-

зиция миссии компании соответствует шаблонной (к примеру, одной из позиций шаблонной миссии является позиция в отношении товаров, производимых компанией — соответственно, если в миссии конкретной компании данная позиция отображена, то, следовательно, — в матрице будет 1, если же позиция не отображена, соответственно — 0) [11]. В случае, когда миссия компании содержит все эле-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012

*

Рис. 1. Миссия компании с неполным охватом элементов миссии

И

ИЛИ

Рис. 2. Дерево «И-ИЛИ» для миссии организации

менты, характерные для миссии-шаблона (эталона), то все элементы будут иметь значение 1, тогда можно говорить о подлинности и полноте формулировки миссии и ее действительного наличия как элемента стратегического планирования (управления). В случае, если не все элементы миссии охвачены, то на лепестковой диаграмме миссия организации будет иметь вид как на рис. 1.

Используя метод «Дерево И-ИЛИ», который является разновидностью метода логического поиска, представляется возможным определить качество и вид миссии предприятия [11]. Обозначим Х — элемент миссии, Х1-4 — характеризуют миссию-предназначение, Х5-9 — миссию-ориентацию (рис. 2). Y1 — функция миссия-предназначение, где Y2 — миссии-ориентации, М — выступает результатом вычисления, характеризует факт наличия миссии. При этом каждый элемент «Дерева И-ИЛИ», соответственно, подвергается операциям конъюнкции и дизъюнкции, что позволяет определить логическую истинность при взаимодействии элементов (табл. 3 — табл. 3.2). Так, нами было проведено исследование среди 61 предприятия приборостроительной сферы России [3, с. 159]. Из всего числа исследованных компаний только 22% организаций обозначили свои заявления как миссии. Из них только 13% формулируют полноценную миссию. Наибольшее вни-

мание компаниями уделяется продукции и услугам, технологиям, покупателям. Наименьшее — конкурентным преимуществам и отличительным особенностям, которые выделяли данные предприятия из числа других. При этом только 15% предприятий изложили свои ценности (табл. 4). Таким образом, четкое представление о стратегии имеют только 13% предприятий, остальные либо не имеют представления о своем будущем, либо формулируют заявление о миссии как неотъемлемый атрибут имиджа.

Итак, нами выделены количественные характеристики элементов миссии, предложены подходы к оценке и анализу качества миссии организации:

1) выделена подфункция миссии как элемента стратегического управления, обеспечивающего информационную безопасность; 2)определен количественный и качественный состав миссии; 3)предложены способы анализа и оценки качества готовой миссии посредством «И-ИЛИ» дерева.

Предложенные рекомендации по формированию и анализу миссии могут служить для повышения уровня стратегического планирования для предприятий сферы приборостроения России, в частности, для предприятий Омской области. В рамках проведенного исследования не были рассмотрены вопросы: 1) относительно изменчивости миссии;

2) взаимосвязи структурных элементов миссии с

индикаторами реализуемой стратегией; 3) перспективы построения модели, отражающей связи между элементами миссии и стратегическими индикаторами деятельности предприятий. Приведенные вопросы являются предметами дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Емельянова, Е. ВТО: скоро или никогда / Е. Емельянова // Экономика и жизнь. — 2007. — № 42. — С. 5 — 6.

2. Креопалов, В. Конкурентная разведка и ВТО / В. Креопалов // Финансовый контроль. — 2005. — № 5. — С.44 — 47.

3. Серебренников, И. В. Значение миссии организации в стратегическом управлении: на примере предприятий сферы приборостроения России / И. В. Серебренников // Сфера сервиса: состояние и перспективы развития : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д. П. Маевского. — Омск : Омский гос. ин-т сервиса, 2011. — 286 с.

4. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури ; пер. с англ. — М. : Дело, 1998. — 700 с.

5. Хамел, Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Г. Хамел, К. К. Прахалад ; пер. с англ. — М. : Олимп-Бизнес, 2002. — С. 173— 193.

6. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон ; пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Олимп-Бизнес, 2006. — 320 с.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 — ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994 год. Часть четвертая. — ТОГ http://www.consultant.ru/onlme/base/?req = doc;base = LAW;n-12298;р10 (дата обращения: 27.02.2012).

8.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 — ФЗ, принят ГД ФС РФ 24.05.1996. — иИЬ: http://base.garant. ги/10108000/23/#183 (дата обращения: 27.02.2012).

9. Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент : учеб. / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. — М. : Форум: ИНФРА. — М., 2008. — 256 с.

10. Эконометрика : учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. С. Мхитаряна. — М. : Проспект, 2008. — 384 с.

11. Малин, А. С. Исследование систем управления / А. С. Малин, В. И. Мухин. - М. : ГУ ВШЭ. 2002. - 400 с.

РАЧЕК Владислав Леонтьевич, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и организация производства».

Адрес для переписки: e-mail: global@omgis.ru СЕРЕБРЕННИКОВ Илья Васильевич, аспирант кафедры «Экономика и организация производства». Адрес для переписки: e-mail: ty-ru@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2012 г.

© В. Л. Рачек, И. В. Серебренников

УДК 33847 Е. Б. ЛEРМАH

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Gmok

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ГОРОДА ОМСКА___________________________

Выявлены особенности функционирования рынка транспортных услуг в регионе. Изучено состояние и тенденции развития системы городского пассажирского транспорта. Определены взаимоотношения между участниками транспортного процесса и заказчиком городских пассажирских транспортных услуг. Сформулирован новый подход к формированию и распределению муниципального заказа на оказание пассажирских транспортных услуг с учетом потенциальных возможностей перевозчиков и сложности выполнения планового задания.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, конкуренция на рынке пассажирских транспортных услуг, участники транспортного процесса, состояние параметров транспортной системы, муниципальный заказ на оказание транспортных услуг.

Модернизация российской экономики, дальнейшее развитие хозяйственного комплекса региона неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования системы городского транспорта. Городской пассажирский транспорт является составной частью территориальной инфраструктуры, от его слаженной работы зависит уровень качества жизни населения и в целом дальнейшее социально-экономическое развитие города.

Для выполнения цели, поставленной перед транспортной инфраструктурой — полного, своевременного и качественного транспортного обслуживания населения необходимо решение целого комплекса задач, которое связано с дальнейшим развитием рыночных отношений и повышением эффективности деятельности транспортного комплекса [1, 2].

Обеспечивая качественную работу, пассажирский транспорт осуществляет доставку работающих

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.