19. Курпаяниди, К.И. (2020). Corporate industry analysis of the effectiveness of entre-preneurship subjects in the conditions of innovative activity. Экономика и бизнес: теория и практика - Journal of Economy and Business. 2-1. С. 164-166. Doi: https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10111
20. Мамуров, Д. и др. (2019). Особенности поддержки инновационной деятельности: зарубежный опыт и практика для Узбекистана. Бюллетень науки и практики, 5 (11), 255-261. Doi: https://doi.org/10.33619/2414-2948/48/29
ВОПРОСЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАДЖИКИСТАНЕ Камаев Давид Арнольдович, к.э.н.,
Российский университет дружбы народов, г.Москва, Россия, Самадов Рустам Исакович, к.э.н.к,
Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Республика Таджикистан, г. Худжанд
В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы современной методики поддержки инновационных процессов в национальной экономике. Автором предложены некоторые направления государственной поддержки инновационного процесса в Республике Таджикистан.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, государственные программы, малые инновационные предприятия.
ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВОГО МАРКЕТИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.010 Клишина Юлия Евгеньевна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Углицких Ольга Николаевна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Тосунова Александра Яковлевна, студентка (e-mail: [email protected]) Ставропольский государственный аграрный университет,
г.Ставрополь, Россия
Современный маркетинг в постоянно развивающейся рыночной динамической среде характерно набирает обороты в своем внутреннем развитии, в том числе - в продвижении страховых продуктов, для которых, помимо динамики, нужны и некоторые стабилизирующие процессы, позволившие сохранить ценные черты самой системы страхования для всех существующих потребительских сегментов страховых услуг.
Ключевые слова: страхование, маркетинг, маркетинговые коммуникации.
Инновационная составляющая страховой деятельности основана на мультикомпонентном подходе к созданию продукта страховой деятельности, в состав которого входят как предметно маркетинговое, так и управ-
ленческое его содержание. Потребность в страховых услугах наблюдается у сервисных компаний, поскольку они, как правило, не имеют в своем подразделении сотрудников с маркетинговыми областными навыками [4].
Создание инновационных типологий услуг, предоставляемых в сфере страховой деятельности, возможность их успешного продвижения до целевого потребительского субъекта становятся возможными после предварительного исследования состояния рыночного спроса рассматриваемой области; процесса его образования и прогнозирования в соответствии с факторной рыночной спецификой. Требования рыночного характера носят обязательственную основу для ориентирования процесса создания инновационных страховых продуктов, обладающих возможностью обеспечения высокого спроса с эффективными показателями рентабельности [1].
Важной отличительной особенностью страховой маркетинговой системы признается ее базирование на многофакторном подходе к логистическому и управленческому окружению собственной системы.
В настоящее время маркетинг как некоторая глобальная экономическая структура, а в некоторых форматах даже и макроэкономическая, выступает в качестве сложной системы, наделенной множеством компонентов, многофункциональностью внутренних систем классификации этих компонентов, а также сферой функционального применения подобных составляющих.
Страховой маркетинг является подсистемой самой структуры маркетинга, поскольку, с одной стороны, он содержит в себе все ключевые парадигмы маркетинга, которые прошли многочисленные проверки возможности существования в рыночной экономике, а с другой стороны, консолидируют в своей основе ценности страховой отрасли, для которой маркетинг рассматривается как некоторый ценностный «адаптив», подстраивающий функциональное многообразие страхования под актуальные запросы различных потребительских субъектов.
Среди важнейших парадигм маркетинга стоит выделить такие парадигмы, как системную, аналитическую, информационную и интеграционную.
Системная парадигма основана на необходимости представления всех элементов маркетинга в некоторой единой классификации, которая не обязательно должна быть однозначно представимой - то есть, допускается ее замена другими классификациями, использующими иной целевой функциональный ряд. В рамках системной парадигмы объединяются подсистемы, группы элементов и сами элементы, и такое иерархичное представление позволяет гармонично прогрессировать любой современной общественной системе, в том числе - страховому маркетингу.
Аналитическая парадигма отвечает некоторым исследовательским задачам маркетинга, поскольку с помощью нее постоянно расширяется отображение внутреннего устройства каждой отдельной части системы маркетинга - иными словами, происходит постоянный анализ, выявляющий все новые и новые функции той или иной составляющей маркетинга. Возмож-
ность постоянного анализа во многом означает постоянное повышение актуальности системы для современного экономического устройства общества вместе со всем его многообразием интересов.
Информационная парадигма, в свою очередь, расширяет зоны внешнего взаимодействия каждого отдельного элемента изучаемой системы, образуя, таким образом, комплексы междисциплинарности, где взаимосвязи между элементами очень часто образуют не только новые свойства самих элементов, но и принципиально новые научные отрасли, задачей которых впоследствии признается закрепление полученных «внешних» связей. Существенная ценность информационной парадигмы также заключается в том, что она может переплетать разнородные объекты, имеющие совсем отличные друг от друга функциональные качества, и, как правило, такие связи оказываются более ценными в прикладном виде, чем при более традиционном аналитическом подходе.
Интеграционная парадигма тесно связывает друг с другом все рассмотренные ранее парадигмы; в результате, к внутреннему и внешнему развитию элементов и их групп добавляется образование усложненных межэлементных связей, что служит основой для взаимосвязи каждого элемента с каждым, превращая, тем самым, условно упорядоченные группы элементов в единую взаимообусловленную и взаимозависимую иерархичную систему, характеризующуюся собственной целевой спецификой, обладающей как статистическими свойствами (в случае исключительно ценностного ее рассмотрения), так и динамическими (при рассмотрении элементов как адаптивных структур).
Как правило, три ранее указанные парадигмы создают системный базис, а интеграционная парадигма закрепляет эти парадигмы между собой и объективизирует их свойства под актуальные требования общества и общественных интересов.
Несмотря на существование всех обозначенных парадигм, стоит отметить, что они носят несколько абстрактно-научный характер, то есть составляют некий идеализированный образ, существующий в методологии научной абстракции, в которой задается существенно небольшое количество внутренних условий.
Чтобы обозначенные условия носили более объективный характер, необходимо задействовать также и общественную парадигму, учитывающую всю динамику общественных интересов - не только в конкретный период общественного развития, но и во все периоды осуществления общественного прогресса - таким образом, общественная парадигма позволяет выявлять и использовать общественные закономерности в призме всеобъемлющей общественной динамики.
На основе составленных парадигм организуется практическое выполнение принципов страхового маркетинга.
Одним из ключевых таких принципов признается возможность динамического подхода к информационному обеспечению той или иной страхо-
вой услуги. Для каждого человека существует наиболее релевантная форма восприятия информация, в рамках которой он способен достаточно комплексно и объективно оценить полезность страховой услуги для его социально-экономической жизнедеятельности.
В настоящее время специфика страховой услуги характеризуется возможностью ее применения в больших количествах страховых случаев, поэтому маркетологам в сфере страхования следует добиваться максимального охвата множества страховых случаев каждой заданной страховой услугой.
Современные страховые компании вынуждены функционировать в условиях достаточно жесткой рыночной конкуренции, в рамках которой с каждым годом увеличивается объемная доля бесплатных консалтинговых услуг в контексте разъяснения особенностей практической применимости каждой страховой услуги. Данная особенность снижает минимальный экономический порог вхождения в группу «страхователей» и способствует формированию в структуре страховых организаций «микромедиа» с непосредственно заинтересованным в контенте сообществом.
Повышение требований к описанию страховой услуги означает рост запросов к так называемому «условному» научному тексту, где фактологическая база текста должна быть подкреплена актуальными источниками данных; в случае текстовых данных на тему страхования в цифровой среде имеются в виду гипертекстовые данные, содержащие ссылки на фактологическую информацию из других интернет-ресурсов.
Такой принцип позволяет принципиально пересмотреть подход к качеству организации консалтинговой услуги, составляющей ценностную основу страхового маркетинга; при этом гибкость, которая возможна с применением методологии копирайтинга, помогает создавать уровневую сложность в построении информации в зависимости от запросов потенциальных потребителей страховой услуги.
Одним из наиболее эффективных помощников в указанном форменном маркетинговом продвижении является чат-бот, который помогает системным образом структурировать информационные данные по часто задаваемым страхователями вопросам и выполнять ответы на такие вопросы в автономном режиме, ускоряя, при этом, процесс предоставления консалтинговой услуги в страховом маркетинге непосредственно.
Функционируя в системе цифровых коммуникаций, страховой маркетинг очень тесно переплетается с другими отраслевыми формами маркетинга, и подобная интеграция позволяет взаимовыгодным путем осуществлять межотраслевое продвижение различных продуктов и услуг.
Большое значение в страховом маркетинге имеют технологии визуализации, первоосновой которых в интернет-пространстве служат интерфейсы сайтов данных компаний, способствующие визуализации информации о характере предоставления услуги, предоставления ее фрагментарной 3-д модели, а также визуальных моделей, описывающих полный цикл приме-
нения страховых услуг в зависимости от специфики страхового случая. Основой для построения этих моделей служат рассмотренные ранее гипертекстовые данные и от степени их разработанности, как правило, напрямую зависит эффективность приведенных визуализированных моделей.
Возможности многофакторной визуализации, в конечном счете, сконцентрировались в технологии геймификации, где пользователь страхового интернет-ресурса может условно сам программировать среду применения страхового продукта и предварительно учитывать реакцию всех субъектов страховой услуги на ее непосредственное применение.
Активное развитие геймификации в страховой отрасли постепенно приобретает рамки самостоятельной системы, развивающейся по собственным принципам и законам, большинство из которых направлено на соблюдение практикоприменимости при внедрении того или иного игрового продукта на интернет-ресурсе страховых организаций.
На принципах геймификации во многом строится один из эффективных инструментов концепта взаимодействия по формату «человек - интерфейс» на интернет-ресурсе страховых компаний, именуемый «внутренней валютой». Внутренняя валюта обладает мощным потенциалом, поскольку она формирует почву взаимовыгодного обмена межу страхователями и страховщиками: от активности страхователя на ресурсе страховщика зависит его баланс внутренней валюты, который он в дальнейшем может использовать для получения акционных товаров и бесплатного получения страховых продуктов в принципе. Также на основе внутренней валюты действуют многие межотраслевые акционные предложения, появляющиеся на сторонних ресурсах в случае установления заинтересованности потенциального страхователя в страховых услугах.
Действенность маркетинга в страховой отрасли выражается в аналитическом подходе к изучению доходной структуры рыночных страховых агентов - в методологическом подходе к получению конкретных позиций и их дальнейшему удержанию [2].
Большой скачок в развитии науки и технологий сформировал комплекс роботизированных инструментов, способных осуществлять предоставление консалтинговых услуг в рамках применимости того или иного страхового продукта, а также выполнять процедуры по непосредственному техническому обеспечению страховой услуги. Таким образом, задачей страхового маркетинга также признается и информационное обеспечение о текущих разработках и достижениях в сфере подобного рода роботизации.
Наряду со всеми достижениями страхового маркетинга необходимо выделить превентивные требования к его рыночному состоянию, относящиеся к контролю антиправовых процессов маркетингового обеспечения.
С этой целью, в рамках маркетинговых подразделений продвижения страховых продуктов создаются подразделения маркетингового мониторинга, отслеживающие динамику работы маркетинговых кампаний и выявляющие нерегламентированную деятельность их субъектов, в отноше-
нии которых в дальнейшем применяется комплекс санкционных мер для предотвращения возможного повтора ненормативных действий.
Следует отметить, что несмотря на все описанное информационное и техническое обеспечение страхового маркетинга, его конечной «цифровой» целью является автоматизация процесса получения информации о страховой услуге со всеми ее качественными свойствами; остальное целевое множество страхового маркетинга, как правило, расширяет возможности заданной цели.
Все указанные аспекты маркетингового продвижения сосредотачиваются вокруг маркетинговой стратегии.
Маркетинговая стратегия страховой компании представляет собой воплощение и концентрацию всех ее маркетинговых усилий. Существует ряд инструментов, с помощью которых воплощается и реализуется маркетинговая стратегия страховщика:
- политика в области создания страховой продукции;
- ценовая политика;
- метод организации продаж и политика в области распределения;
- подготовка агентов, повышение уровня продаж, а также планирование сбыта;
- поддержание обратной связи с потребителями.
Эффективность внедрения всего инструментария маркетинговой стратегии зависит от его степени внутренней связанности, что определяется коммуникативными интегрированными структурами маркетинга [3]. Однако именно сам страховой продукт представляет собой ключевое звено маркетинга, поэтому на передний план современного рынка страховых услуг выходит забота о качестве страхового продукта. Высокое качество страхового продукта позволит компании не делать упор на поиске новых клиентов, а укреплять и преумножать доверие имеющихся.
Для обеспечения нужного уровня качества страховщикам необходимо проводить постоянный мониторинг удовлетворенности клиентов, изучать клиентские претензии и жалобы. Главной задачей страховщика является определение не только самых востребованных рисков, но и дополнительных услуг, имеющих самую высокую потребительскую оценку, а также установление конкурентной цены страхового продукта.
Среди основополагающих тенденций современного страхового маркетинга следует выделить разработку в его основе методологий искусственного интеллекта, с входящими в него инструментариями машинного обучения, глубокого обучения и нейронного проектирования. Опыт, накопленный страховым маркетингом в результате многолетнего функционирования, позволяет разработать систему алгоритмов, обеспечивающих выполнение прикладных рекламных компаний, обладающих способностью самостоятельного поиска всей требуемой информации о целевых сегментах маркетинговой кампании. Такой процесс выполняется при использовании обучения «нейронных сетей», но в настоящее время теоретическая ак-
туальность этого процесса значительно уступает его практическому внедрению, поскольку разработка алгоритмов и программное обеспечения, и оборудование, необходимое для их испытания, требует существенных финансовых затрат, с которыми пока не в состоянии справиться рыночное хозяйствование страховой отрасли.
Таким образом, в современных условиях страховой маркетинг сочетает в себе тесную взаимосвязь традиционных ценностных основ систем страхования и маркетинга с объективизацией этих систем в рамках текущих общественных запросов. Темпы развития каждой из обозначенных систем формируют повышенные требования к их непосредственному информационному обеспечению, во многом заключающемуся в сохранении текущих оборотных темпов в сочетании с их качественным функционалом. Чем теснее образование взаимосвязи между системами маркетинга и страхования, тем объективней целевые функции, выполняемые каждой из систем в такой прикладной отрасли, как страховой маркетинг.
Список литературы
1. Аликаева М. В., Налчаджи Т. А. К вопросу о применении страхового маркетинга на рынке страховых услуг // Научные известия. - 2016. - №1. - С. 11-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-primenenii-strahovogo-marketinga-na-rynke-strahovyh-uslug (дата обращения: 10.11.2020).
2. Арбузова Ю. А., Шепелин Г. И. Особенности страхового маркетинга в современных условиях // Научный журнал. - 2017. - №6-1 (19). - С. 51-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-strahovogo-marketinga-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 11.11.2020).
3. Азарова С. П. Маркетинг на страховом рынке в современных условиях // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2016. - №30. - С. 91-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-na-strahovom-rynke-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.11.2020).
4. Бабурин В. А., Гончарова Н. Л. Финансовая безопасность и инновации страхового маркетинга на предприятиях // ПСЭ. - 2016. - №1 (57). - С. 101-105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-bezopasnost-i-innovatsii-strahovogo-marketinga-na-predpriyatiyah (дата обращения: 16.11.2020).
Klishina Yuliya Evgenievna, Ph. D., associate Professor Stavropol state agrarian University, Stavropol, Russia (e-mail: [email protected])
Uglitskikh Olga Nikolaevna, Ph. D., associate Professor Stavropol state agrarian University, Stavropol, Russia Tosunova Alexandra Yakovlevna, student Stavropol state agrarian University, Stavropol, Russia
FEATURES OF INSURANCE MARKETING IN MODERN CONDITIONS Annotation. Modern marketing in a constantly evolving dynamic market environment is characteristically gaining momentum in its internal development, including in the promotion of insurance products, for which, in addition to dynamics, some stabilizing processes are needed, which made it possible to preserve the valuable features of the insurance system itself for all existing consumer segments of insurance services. Keywords: insurance, insurance, marketing, marketing communications.