Научная статья на тему 'Особенности стиля общения подростка'

Особенности стиля общения подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
996
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION STYLE / КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / PERCEPTIVE COMMUNICATION STYLE / COMMUNICATION STYLE OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна, Жданова Надежда Андреевна

В статье рассматривается понятие «стиль общения», описаны результаты исследования коммуникативной, перцептивной стороны общения как характеристики стиля общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна, Жданова Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the communication style of a teenager

The article discusses the concept of "communication style", describes the results of research of communicative, perceptual aspects of communication, characteristics of communication style.

Текст научной работы на тему «Особенности стиля общения подростка»

использованы педагогами, психологами, воспитателями и родителями в качестве учебно методического материала для оптимизации воспитательного и образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л. : ЛГУ, 2012. - 430 с.

2. Психокоррекцонная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1998.

3. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М., Воронеж, 2010.

УДК 159.9.07

О.В. Коновалова, Н.А. Жданова г. Шадринск

Особенности стиля общения подростка

В статье рассматривается понятие «стиль общения», описаны результаты исследования коммуникативной, перцептивной стороны общения как характеристики стиля общения.

Стиль общения, коммуникативный стиль общения, перцептивный стиль общения.

O. V. Konovalova, NА. Zhdanovo.

Shadrinsk

Features of the communication style of a teenager

The article discusses the concept of "communication style", describes the results of research of communicative, perceptual aspects of communication, characteristics of communication style.

Keywords: Communication style, communication style of communication, perceptive communication style.

В настоящее время остро встает вопрос об эффективности общения подростков. Общение для подростка является ключевым моментом для его развития, являясь ведущим видом деятельности.

Каждый человек, обладает определенным целостным стилем общения, который отражается в отличительных чертах и характеристиках, проявляющихся в поведении и при взаимодействии с другими людьми. Стиль общения отображает индивидуальные особенности, которыми пользуется человек при взаимодействии с другими людьми. Стиль общения определяет то, каким образом человек понимает ну или иную ситуацию, тем самым влияя на его жизнь, формируя его отношения к людям и способы решения проблем.

В настоящее время проблема стиля общения в стилевом пространстве личности нашла свое отражение в работах: В.С. Мерлин, Г.М.Андреева, И.Л.Руденко, И.П.Шкуратова, С.П.Безносов, В.В.Латынов, В.А.Толочек, А.А.Адлер и т.д. Анализ

литературы показал, что единого мнения на понятие «стиль общения» сформировано не было.

По мнению О.В. Скрипченко стиль общения - это индивидуально стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия - в деловых и личностных отношениях, в стиле руководства и воспитания детей, способах принятия решений и разрешения конфликтов, в приемах психологического воздействия на люди [Скрипченко О.В.,2005].

С точки зрения Л.Н. Лавриненко стиль общения - это предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций [Лавриненко В.Н., 2005].

В своем исследовании мы опирались на позицию С.Нартова-Бочавер, которая считает, что стиль общения является результатом образования устойчивых связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми. То есть стиль это определенный способ реализации определенных мотивов [Нартова-Бочавер С.,2008].

Исследование различных стилей общения основывалось на мнении А.А. Андреевой, которая выделила три стиля общения: коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный.

Исследованием коммуникативного стиля занимался В.В. Латынов. Он занимался изучением речевого коммуникативного поведения студентов, в результате исследования им было выделено 5 стилей речевого поведения: отчужденный, послушный, сбалансированный, опекающий и властный стиль.

И.Л.Руденко занималась изучение интерактивного стиля общения, на основании направленности личности и той, позиции которую занимает объект в процессе общения. Было выделено девять стилей взаимодействия: стиль власти, опеки, наставничества, жалоб, послушания, соперничества поиска поддержи, межличностного единства и стиль самодискпредитации.

В отечественной психологии изучением социально - перцептивного стиля занималась И.П. Шкуратова, выделившая три основные характеристики в структуре оценок людей:

1.Содержательная, которая представляет собой значение оценки, ее социальную желательность и позитивность оценки;

2.Уровневая, показывающая ее точность и адекватность;

3.Стилевая, которая представляет оценочную стратегию индивида (вариативность, экстремальность, амбивалентность и др).

В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало выявление стилистических особенностей общения подростка. Объектом исследования является стиль общения подростков, в качестве предмета выступили стилистические характеристики общения, преобладающие у подростков.

Было проведено исследование на базе МКОУ «СОШ №2», МКОУ «Гимназия №9», МКОУ «СОШ №15», г. Шадринска, Курганской области. Общий объем выборки составил 60 испытуемых (30-девушек;30-юношей), средний возраст испытуемых составил 16 лет.

Для решения задач эмпирического исследования нами были использованы методики: Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского); Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации (Н.П.Фетискина); Диагностика перцептивно - интерактивной компетентности (модификация Н.П. Фетискина); Социометрия Дж. Морено.

Данные полученные по методике «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховского) показали, что для 59,6% от общей выборки испытуемых характерен повышенный уровень общения. Подростки, принимают участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать трудности, охотно берутся за любое дело, даже если имеют о нем поверхностное представление; не всегда способны довести дело до конца; в любых коллективах чувствуют себя уверенно.

У 30,6 % испытуемых отмечается повышенное желание знакомиться с новыми людьми, они любят быть в центре внимания, никогда не отказывают в просьбах, хотя не всегда способны на их выполнение, вспыльчивы и любят выражать свое мнение по различным темам и вопросам.

Для 8% испытуемых отмечается нормальный уровень общительности, они любознательны, проявляют интерес к собеседнику, отстаивают свое мнение без вспыльчивости, без трудностей идут на контакт, но в тоже время не любят шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие.

Лишь 1,6% опрошенных продемонстрировали уровень разговорчивости и многословия. Они судят те проблемы, в которых мало компетентны. Часто становятся причиной возникновения конфликтных ситуаций. Вспыльчивы, обидчивы, часто не объективны.

Для изучения интерактивного стиля общения мы использовали методику «Диагностика интерактивной направленности личности» в модификации Н.П.Фетискина. Нами были получены результаты, которые свидетельствуют о том, что для большинства подростков 15-17 лет характерна ориентация на сотрудничество (61,2%). Этот вид ориентации обусловлен потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатией и интересом к совместной деятельности.

Менее выражена маргинальная направленность (32,2%). Эта направленность выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

Низкий процент отмечается по личностной направленности (6,4%). Этот вид направленности связан с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний.

Для изучения социально-перцептивного стиля общения мы использовали методику «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности», в модификации Н.П. Фетискина.

В данной группе испытуемых(80,6%) значительно преобладает - социальная автономность. Для таких подростков присуща значимость личностной позиции в совместных действиях и организации или участии в совместной деятельности.

Низкий процент отмечается (1,6%) по такому виду компетентности как взаимопонимание. Для них свойственна выраженность общих интересов, они способны понять точку зрения оппонента.

Так у 8% опрошенных была выявлена такая компетентность как взаимопознание. Для таких испытуемых характерна адекватная степень оценки личностных особенностей партнеров по общению.

У 3,2% опрошенных была проявлен такой вид компетентности как взаимовлияние. Для них важна значимость мнения и поступков других представителей группы, самокоррекция, саморефлексия.

Для 3,2% испытуемых характерна социальная адаптивность. Для них свойственна благополучность взаимоотношений, удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением. Социальна активность характерна для 3,2% испытуемых. В их общении проявляется социальная ориентация, ведущие мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования было установлено, у подростков 15-17 лет, повышенный уровень общительности, в коллективе чувствуют себя уверенно, любят быть в центре внимания, высказывать свое мнение, но при общении мало обращают внимания на собеседника, на его эмоциональное состояние.

Так же большинство испытуемых ориентировано на сотрудничество, важным моментом является поддержание положительных отношений с членами группы и высоким интересом к совместной деятельности.

И для большей части испытуемых характерна социальная автономность, проявляющаяся в значимости своей собственной позиции в совместных действиях или в организации совместной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология : учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012.

2. Шкуратова, И.П. Стили общения / И.П. Шкуратова, Л.И. Габдулина. - Изд-во РГУ, 2000.

3. Скрипченко, О.В. Общая психология : хрестоматия / О.В. Скрипченко. - Лебедь, 2005.

4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Изд-во института психотерапии, 2002.

УДК 159.9.07

К. А. Кокотеева, г. Шадринск

Оптимизация процесса адаптации первоклассников посредством

сказкотерапии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.