Научная статья на тему 'Особенности стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в различных условиях'

Особенности стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в различных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ / КОНТРОЛЬ РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА / PARENTS’ CONTROL / FAMILY PARENTING / FEATURES OF PARENTING STYLE / EMOTIONAL CLOSENESS WITH PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Раиса Анатольевна, Кондратюк Оксана Евгеньевна, Цветкова Наталья Афанасьевна

Актуальность темы исследования определяется возрастанием роли эффективного взаимодействия школьных психологов и педагогов с родителями учащихся с целью повышения педагогической компетентности родителей, усиления воспитательного потенциала семьи. Выявленные особенности родительских стилей могут быть использованы при разработке тренинговых занятий c родителями учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Раиса Анатольевна, Кондратюк Оксана Евгеньевна, Цветкова Наталья Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в различных условиях»

Особенности стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в

различных условиях

1 2 3

Зотова Р. А. , Кондратюк О. Е. , Цветкова Н. А.

1 Зотова Раиса Анатольевна / Zotova Raisa Anatolievna - директор, институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая школа практической психологии и бизнеса»;

2Кондратюк Оксана Евгеньевна /Kondratyuk Oksana Evgenievna - генеральный директор,

ООО «ОЕК-Холдинг»;

3Цветкова Наталья Афанасьевна / Tsvetkova Natalia Afanasievna - кандидат психологических наук, доцент, кафедра развития личности, факультет педагогики и психологии,

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: актуальность темы исследования определяется возрастанием роли эффективного

взаимодействия школьных психологов и педагогов с родителями учащихся с целью повышения педагогической компетентности родителей, усиления воспитательного потенциала семьи. Выявленные особенности родительских стилей могут быть использованы при разработке тренинговых занятий c родителями учащихся.

Abstract: the relevance of the topic chosen is due to the increasing role of the effective cooperation between the school psychologists and tutors with the pupils’ parents for the purpose to empowered the parents’ pedagogical competence and to force parenting possibilities of the family. Those characteristics of parenting styles that are described in the article may be used to work out the training programs for pupils’ parents.

Ключевые слова: семейное воспитание, характеристики воспитательного стиля, эмоциональная близость с родителями, контроль родителями ребенка.

Keywords: family parenting, features ofparenting style, emotional closeness with parents, parents’ control.

Семейное воспитание, оказывая значительное влияние на формирование личности ребенка, наиболее эффективно в ситуации, когда воспитательные стили отца и матери являются адекватными, гибкими и прогностичными [1]. Воспитательный стиль, согласно определению И. М. Марковской, представляет собой целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2].

Чтобы провести подробный анализ воспитательного стиля родителей с позиции ребенка - старшего школьника, в данной работе нами использовался опросник «Стили семейного воспитания: взаимодействие родитель - ребенок» И. М. Марковской, в котором автор интегрировала десять характеристик воспитательного стиля, разработанных ранее отечественными и зарубежными авторами. Опросник позволяет исследовать такие характеристики родительского стиля, 1) нетребовательность -требовательность; 2) мягкость - строгость; 3) автономность - контроль; 4) эмоциональная дистанция - близость; 5) отвержение - принятие; 6) отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 7) несогласие -согласие; 8) непоследовательность - последовательность; 9) авторитетность родителя; 10) удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем).

Выборку эмпирического исследования составили учащиеся 9-10-11 классов двух муниципальных образовательных учреждений - средних общеобразовательных школ из крупнейшего российского мегаполиса г. Москве с более чем 12 млн. жителей (65 учеников) и г. Старая Русса Новгородской области (90 учеников) - типичного представителя малых городов России с населением 40 тыс. человек. Всего в исследовании приняли участие 155 школьников, из них мальчиков - 73, девочек - 82, из полных (113 ученика) и неполных семей (42 ученика).

Выявлены статистически значимые различия стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в различных условиях (мегаполис - провинция и полная семья - неполная семья).

Доказано, что в мегаполисе у матерей, по сравнению с отцами, наблюдается более выраженная эмоциональная близость с ребенком, а у отцов в большей степени, чем у матерей, выражены последовательность воспитания детей.

В провинции у матерей более выражена эмоциональная близость с ребенком, направленность на сотрудничество с ним, а также матери в большей степени испытывают удовлетворенность от отношений с ребенком. У отцов в семьях из провинции в большей степени, чем у матерей, проявляется строгость в воспитании.

Выявлено, что у матерей из г. Москвы, в сравнении с матерями из г. Старая Русса, значимо более выражена мягкость, а у матерей из г. Старая Русса в большей степени преобладают принятие ребенка и удовлетворенность отношениями с ребенком.

Выявлены статистически значимые различия в воспитательных стилях относительно полноты семьи.

Также были рассмотрены особенности воспитания детей в полных и неполных семьях.

В связи с тем, что в неполных семьях отсутствует оценка отца, были проанализированы только показатели матери. Выявлено, что к мальчикам матери относятся одинаково, вне зависимости от полноты семьи, а к девочкам меняется отношение. Так, к девочкам из неполной семьи матери относятся с более выраженной требовательность и строгостью, эмоциональной дистанцией, большим отвержением их личности, отсутствием сотрудничества в отношениях, отсутствием согласия, непоследовательностью в воспитании, сниженным авторитетом матери и более низкой удовлетворенностью отношениями с ребенком.

Обнаружено, что в мегаполисе матери к мальчикам относятся одинаково, вне зависимости от полноты семьи, а к девочкам отношение матерей меняется в зависимости от полноты семьи. Так, к девочкам из неполной семьи, проживающим в мегаполисе, матери относятся с более выраженной требовательностью и строгостью, эмоциональной дистанцией, большим отвержением их личности, отсутствием сотрудничества в отношениях, отсутствием согласия, непоследовательностью в воспитании, сниженным авторитетом матери и более низкой удовлетворенностью отношениями с ребенком.

Однако если сравнивать отношение матерей к детям, проживающих в провинции, то, оказалось, что вне зависимости от степени полноты семьи, матери к своим детям относятся одинаково. Однако в отношениях с мальчиками в неполных семьях несколько повышается сотрудничество матерей с детьми. Сотрудничество лучше всего проявляется у матерей из полных семей, проживающих в г. Москва, и матерей из неполных семей, проживающих в г. Старая Русса.

Литература

1. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003, 302 с.

2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2005, 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.