Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании системы жизненных ценностей современных подростков'

Роль семьи в формировании системы жизненных ценностей современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
799
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система жизненных ценностей / стили семейного воспитания / требовательность / сотрудничество. / life values system / styles of the family parenting / demands in parenting / cooperarion

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратюк Оксана Евгеньевна, Цветкова Наталья Афанасьевна

Семья является важнейшим фактором становления личности и формирования мировоззрения в подростковом возрасте. Формирование системы жизненных ценностей у современных подростков происходит в период кардинальных изменений в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, что не может не отражаться на их ценностных ориентациях и поступках. По результатам эмпирического исследования, проведенного на выборке из 215 подростков 9-10-11-классников (103 юноши и 112 девушек), установлены стратегии семейного воспитания, которые положительно сказываются на смысложизненных ориентациях. Это снижение требовательности и использование сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондратюк Оксана Евгеньевна, Цветкова Наталья Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the family is the most important factor influenced on the process of personality development in teenager years. The system of kife values is founded in the period of the strong changes in the political, economical and moral areas of our society. The empirical research was done on the group of 215 teenagers (103 of them were young men and 112 were the young weman). The results of the investigations show thatthere are two family strategies pf parenting whis are positily influencred on the values system. They are the decreasinf on demends and using the cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании системы жизненных ценностей современных подростков»

Роль семьи в формировании системы жизненных ценностей современных

подростков

Кондратюк О. Е. , Цветкова Н. А.

1 Кондратюк Оксана Евгеньевна /Kondratyuk Oksana Evgenievna - генеральный директор,

ООО «ОЕК-Холдинг»;

2Цветкова Наталья Афанасьевна / Tsvetkova Natalia Afanasievna - кандидат психологических наук, доцент, кафедра развития личности, факультет педагогики и психологии,

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: семья является важнейшим фактором становления личности и формирования мировоззрения в подростковом возрасте. Формирование системы жизненных ценностей у современных подростков происходит в период кардинальных изменений в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, что не может не отражаться на их ценностных ориентациях и поступках. По результатам эмпирического исследования, проведенного на выборке из 215 подростков 9-10-11-классников (103 юноши и 112 девушек), установлены стратегии семейного воспитания, которые положительно сказываются на смысложизненных ориентациях. Это снижение требовательности и использование сотрудничества. Abstract: nowadays the family is the most important factor influenced on the process ofpersonality development in teenager years. The system of kife values is founded in the period of the strong changes in the political, economical and moral areas of our society. The empirical research was done on the group of 215 teenagers (103 of them were young men and 112 were the young weman). The results of the investigations show thatthere are two family strategies pf parenting whis are positily influencred on the values system. They are the decreasinf on demends and using the cooperation.

Ключевые слова: система жизненных ценностей, стили семейного воспитания, требовательность, сотрудничество.

Keywords: life values system, styles of the family parenting, demands in parenting, cooperarion.

Общая система нравственных ориентиров - когда представители всех поколений в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории - неотъемлемое условие решения масштабных национальных задач. Именно нравственные ценности становились сплачивающим фактором в самые сложные периоды развития государства.

Актуальность изучения роли семьи в процессе формирования системы жизненных ценностей у молодежи определяется не только тем, что подростковый является одним из ответственных периодов формирования личности, когда происходит осознание смысла жизни и ее целей; этот период является сензитивным для формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Кроме того, формирование системы ценностей у современных подростков происходит в период кардинальных изменений в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, что не может не отражаться на их ценностных ориентациях и поступках.

На протяжении длительного процесса антропосоциогенеза, человек, как существо познающее, создавал мир отношений с другими людьми, что, в свою очередь, создавало его самого. Подлинное рождение человека происходило в период постепенного осознания им глубинного смысла, заложенного в окружающем мире и в самом человеке как части этого мира, устроенного по нетленным законам красоты, добра и гармонии. Что же позволило выделиться человеку из животного мира, наполнило жизнь смыслом и научило вместе сосуществовать и понимать друг друга, выстраивая сложную сеть взаимоотношений с себе подобными? Безусловно, это мир ценностей.

У истоков духовных поисков и устремлений человечества — преклонение перед величием Вселенной и природой, сострадание, терпимость, любовь к ближнему, мудрость. Во все времена, начиная с самых древних цивилизаций, ценности выступали некой системой координат, которая позволяла регламентировать образ жизни социума, выступая гарантом упорядоченного функционирования общественного организма. И современное нам общество, каким бы общественно-экономическим трансформациям оно ни подвергалось, именно в развитии целостной, духовно наполненной системы ценностей у всех социальных слоев и, прежде всего, у молодежи видит главный вектор своего развития.

На формирование системы ценностей индивидов оказывают воздействие различные объективные (внешние по отношению к личности) и субъективные (психологические) факторы. Среди них нельзя не выделить семью. Именно семья является важнейшим фактором становления личности и формирования мировоззрения в подростковом возрасте. Однако современные родители, устремленные на самореализацию в своей трудовой деятельности и карьерный рост, зачастую не успевают уделять должного внимания своим подрастающим детям. Именно поэтому возрастает роль эффективного взаимодействия школьных психологов и педагогов с родителями учащихся с целью повышения педагогической компетентности родителей, усиления воспитательного потенциала семьи. Все вышесказанное обуславливает актуальность и

важность как с теоретической, так и с практической точек зрения, изучения особенностей смысложизненных ориентаций старших школьников из семей с разными воспитательными стилями.

Результаты представленного эмпирического исследования получены на выборке, состоящей из учащихся 9-10-11 классов трех средних общеобразовательных школ в г. Москве (65 учеников), г. Старая Русса Новгородской области (90 учеников) и г. Батайск Ростовской области (60 учеников). Всего 215 школьников, из них мальчиков - 103, девочек - 112, из полных (143 ученика) и неполных семей (72 ученика).

Были использованы следующие психодиагностические методы исследования: методика «Система жизненных смыслов» Котлякова В. Ю. [1]; методика смысложизненных ориентаций Леонтьева Д. А. [2]; методика «Стили семейного воспитания: взаимодействие родитель-ребенок» Марковской И. В. [3].

Анализ результатов эмпирического исследования позволил выявить статистически значимые различия смысложизненных ориентаций девочек и мальчиков в таких компонентах, как цели в жизни (девочки более целеустремленные, по сравнению с мальчиками и являются более осознанными) и локус контроля Я (девочки в большей степени ощущают себя хозяевами своей жизни, чем мальчики).

Далее: выявлены статистически значимые различия смысложизненных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей по шкалам цель в жизни и локус контроля жизнь. Таким образом, у девочек, проживающих в мегаполисе и воспитывающихся в полной семье, в большей степени выявлено наличие целей на будущее и вера в контролируемость своей жизни, чем у девочек из неполной семьи.

У старшеклассников, проживающих в мегаполисе Москве и провинциальных городах севера (г. Старая Русса) и юга (г. Батайск), выявлены статистически значимые различия смысложизненных ориентаций. У девочек из г. Москвы ощущение продуктивности (шкала результат) и осмысленности прожитой части жизни значимо меньше, чем у девочек из городов Старая Русса и Батайск.

Стили родительского воспитания существенно разнятся в зависимости от условий проживания (мегаполис - провинция и полная семья - неполная семья). Доказано, что в мегаполисе у матерей, по сравнению с отцами, наблюдается более выраженная эмоциональная близость с ребенком, а у отцов в большей степени, чем у матерей, выражены последовательность воспитания детей. В провинции у матерей более выражена эмоциональная близость с ребенком, направленность на сотрудничество с ним, а также матери в большей степени испытывают удовлетворенность от отношений с ребенком. У отцов в семьях из провинции в большей степени, чем у матерей, проявляется строгость в воспитании.

Выявлено, что у матерей из г. Москвы, в сравнении с матерями из городов Старая Русса и Батайск, значимо более выражена мягкость, а у матерей из провинции в большей степени преобладают принятие ребенка и удовлетворенность отношениями с ребенком.

Выявлены статистически значимые различия относительно полноты семьи. Обнаружено, что к мальчикам из мегаполиса матери относятся одинаково, вне зависимости от полноты семьи, а к девочкам меняется отношение. Так, к девочкам из неполной семьи, проживающим в мегаполисе, матери относятся с более выраженной требовательностью и строгостью, эмоциональной дистанцией, большим отвержением их личности, отсутствием сотрудничества в отношениях, отсутствием согласия, непоследовательностью в воспитании, сниженным авторитетом матери и более низкой удовлетворенностью отношениями с ребенком.

Однако если сравнивать отношение матерей к детям, проживающих в провинции, то, видно, что вне зависимости от степени полноты семьи, матери к своим детям относятся одинаково. Однако в отношениях с мальчиками в неполных семьях несколько повышается сотрудничество матерей с детьми.

Таким образом, сотрудничество лучше всего проявляется у матерей из полных семей, проживающих в г. Москва, и матерей из неполных семей, проживающих в городах Старая Русса и Батайск.

Были выявлены влияния определенных стилей воспитания на особенности смысложизненных ориентаций подростков, проживающих в мегаполисе и провинции.

Так, в семьях, проживающих в мегаполисе, стили воспитания матери оказывают влияние на формирование целей, результата, локуса контроля Я и общей осмысленности жизни. Причем доказано, что:

- чем меньше требовательна мать, но при этом нацелена на сотрудничество с ребенком, тем лучше у старшеклассников развиты цели в будущем, которые придают осмысленность их жизни;

- чем выше требовательность матери, тем меньше у детей удовлетворенности от самореализации и меньше общая осмысленность жизни;

- при сниженной требовательности матери, которая компенсируется отсутствием полного принятия того, что делает ребенок, наблюдается восприятие ребенка самого себя как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.

Доказано, что стили воспитания отца в семьях, проживающих в мегаполисе, оказывают влияние на все переменные смысложизненных ориентаций. Выявлено, что:

- чем менее требователен отец при достаточно выраженной стратегии сотрудничества с ребенком, тем чаще старшеклассники ставят цели в будущем, которые придают осмысленность их жизни, чувствуют удовлетворенность от самореализации и верят в то, что они могут свободно принимать решения и воплощать их в жизнь;

- чем ярче выражена стратегия на сотрудничество с ребенком и последовательность в воспитании, тем жизнь старшеклассникам кажется более яркой и эмоционально насыщенной;

- при сочетании сниженной требовательности со стороны отца, стратегии, направленной на сотрудничество с ребенком и последовательность в воспитании, будет наблюдаться у старшеклассников представление о себе как о сильной личности, а также будет более высокая осмысленность жизни.

В семьях, проживающих в провинции, было выявлено только влияние стиля воспитания матери на убеждения их детей, что они могут контролировать свою жизнь, т. е. при направленности матери на сотрудничество с ребенком будет повышаться у старшеклассников убеждение в том, что они способны свободно принимать решения.

Также доказано, в полных семьях воспитательные стили родителей наибольшее влияние оказывают на формирование целей в будущем, удовлетворенность от самореализации, убежденность в контролировании своей жизни и общую осмысленность жизни. В неполных семьях стили воспитания оказывают влияние только на удовлетворенность от самореализации и убежденность старшеклассников в способности управлять своей жизнью.

Таким образом, в ходе анализа были выявлены основные стратегии воспитания, которые положительно сказываются на смысложизненных ориентациях - это снижение требовательности и использование стратегии. Было установлено, что воспитательные стили родителей по-разному влияют на смысложизненные ориентации старших школьников: выявлены основные стратегии воспитания, которые положительно сказываются на смысложизненные ориентации - это снижение требовательности и использование сотрудничества.

Литература

1. Котляков В. Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ. — 2013. — № 2 (54). — С. 148-153

2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), - М., 2002.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.