Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / COMPETENCE / KEY COMPETENCES / HEALTH SAVING / PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корягина Ирина Ивановна, Куклина Лариса Владиславовна

В статье рассматриваются ключевые компетенции как интегрированный показатель формирования личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов (на примере врачей и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС)). Показано, что становление ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки происходит эффективнее, если для обучающегося характерен высокий уровень профессиональной направленности. Соотношение ключевых компетенций на разных этапах подготовки специалистов может служить показателем степени сформированности у них внутренней картины профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корягина Ирина Ивановна, Куклина Лариса Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMPETENCIES FORMATION FEATURES AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL DIRECTION

The key competencies are considered as an integrated indicator of personal and professional competence formation in future specialists (for example, doctors and employees of the penal enforcement system (UIS)). It is shown that the formation of key competencies in the training process is more effective if the student is characterized by a high professional orientation. Correlation of key competencies at different stages of specialists’ training can serve as an indicator related to the formation level of professional activity internal picture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-4-97-21 УДК 378.14.015.62

Корягина Ирина Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент,

Ивановская государственная медицинская

академия

(Иваново, Россия)

ORCID 0000-0002-7821-6819

E-mail: koryaginairina@mail.ru

Куклина Лариса Владиславовна

Кандидат педагогических наук, доцент,

старший преподаватель,

Вологодский институт права и экономики

Федеральной службы исполнения

наказаний

(Вологда, Россия)

ORCID 0000-0002-3589-6842

E-mail: kuklv@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

© K<)|Hii inia H. H., KyK^HHa J. B., 2020

Koryagina Irina Ivanovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Ivanovo State Medical Academy (Ivanovo, Russia) ORCID 0000-0002-7821-6819 E-mail: koryaginairina@mail.ru

Kuklina Larisa Vladislavovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Senior Lecturer, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service (Vologda, Russia) ORCID 0000-0002-3589-6842 E-mail: kuklv@mail.ru

KEY COMPETENCIES FORMATION FEATURES AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL DIRECTION

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые компетенции как интегрированный показатель формирования личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов (на примере врачей и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС)). Показано, что становление ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки происходит эффективнее, если для обучающегося характерен высокий уровень профессиональной направленности. Соотношение ключевых компетенций на разных этапах подготовки специалистов может служить показателем степени сформированности у них внутренней картины профессиональной деятельности.

Ключевые слова: ключевые компетенции, здоровьесбережение, личностно-профессиональная компетентность, профессиональная направленность

Abstract. The key competencies are considered as an integrated indicator of personal and professional competence formation in future specialists (for example, doctors and employees of the penal enforcement system (UIS)). It is shown that the formation of key competencies in the training process is more effective if the student is characterized by a high professional orientation. Correlation of key competencies at different stages of specialists' training can serve as an indicator related to the formation level of professional activity internal picture.

Keywords: competence, key competences, health saving, personal and professional competence, professional direction

Введение

В настоящее время в период бурного развития рынка труда, появления новых профессий к выпускникам вузов предъявляют особые требования, связанные с проявлением субъектности в профессиональной деятельности, осознанным и ответственным подходом к решению задач, и высшая школа должна гибко и своевременно реагировать на эти запросы.

Иными словами, работодателям требуются выпускники вуза не только с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций, но и развитой личностной составляющей, обеспечивающей профессиональную деятельность (со сформированной личностно-профессиональной компетентностью специалиста).

Вслед за Г. А. Засобиной1 мы рассмотрим личностно-профессиональную компетентность специалиста как интегративную характеристику личности, проявляющуюся в способности и готовности выпускника к самовыражению, личностному и профессиональному самоопределению, саморазвитию в профессиональной деятельности и общении.

В ходе профессиональной подготовки, освоения образовательных программ происходит становление профессиональных компетенций, отражающих готовность выпускника к работе по специальности. Оценка же личностно-профессиональной компетентности как целостного образования является затруднительной, поскольку осуществляется дифференцированно в условиях учебного процесса в соответствии с перечнем изучаемых дисциплин, а не в профессиональной среде. В связи с этим поиск способов опосредованной оценки личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов становится особенно актуальным.

Основная часть

На этапе проектирования основных профессиональных образовательных программ высшего образования (далее - ОПОП ВО) их разработчики проводят согласование обозначенных соответствующим ФГОС ВО компетенций и видов деятельности с работодателями, отражая требования к структуре и содержанию подготовки специалиста посредством формулирования профессионально-специализированных компетенций, обеспечивающих специфику подготовки в данной образовательной организации. Такие компетенции являются критериальным выражением сочетания личностного и профессионального компонентов профессиональной деятельности и базируются на развитии, становлении ключевых компетенций2.

Э. Ф. Зеер определяет ключевые компетенции как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах3. Они формируются у че-

1 Назаров В. И., Засобина Г. А. Становление личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях заочного обучения. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2010. - С. 36.

2 Корягина И. И., Куклина Л. В. Ключевые компетенции как показатель личностно-профессионального становления выпускников вузов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 4 (49). - С. 198-206.

3 Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УРО РАО. - 2005. - № 3 (33). - С. 31.

ловека на протяжении всей жизни, обеспечивают его существование в обществе и, кроме того, являются базой для формирования в профессиональном образовании специальных (профилирующих) компетенций.

Формирование компетенций невозможно без субъектной позиции самих обучающихся. От будущих специалистов требуется ответственное отношение к своей подготовке, будущей профессии, самоорганизация и готовность к непрерывному обучению в течение всей профессиональной деятельности.

Объясняя механизм становления субъектности, А. А. Деркач отмечает, что его суть состоит в системной взаимосвязи и взаимообусловленности субъектности реализующегося в деятельности и реализующего деятельность, а также в их способности осознавать свою активность1. Такая взаимосвязь обусловливается особым психическим свойством человека - субъективностью. «Только реализуя себя в личност-но и социально значимой деятельности, человек становится субъектом действительного социального действия, достигая акме как условия перехода через себя к себе новому, более значимому»2.

Ряд ученых (С. С. Кашлев, С. Н. Глазачев, Н. И. Соколова, Е. В. Крутых)3 полагают, что структурообразующим компонентом субъектности является направленность, подразумевающая целый комплекс взаимосвязанных подструктур, одной из которых можно считать ориентацию на освоение своей будущей профессии.

В работах Н. В. Кузьминой4 раскрывается содержание и структура педагогической направленности, в которую она включает интерес и любовь к профессии педагога; осознание ее важности и нужности, а также понимание трудностей учительской работы; потребность в педагогической деятельности; стремление овладеть основами педагогического мастерства; удовлетворенность профессией учителя.

Таким образом, профессиональная направленность является определяющим условием становления профессиональной субъектности обучающихся, оказывающим существенное влияние на эффективность освоения ими профессиональной деятельности, изменяющейся со временем, т. е. может рассматриваться как опосредованный показатель формирования личностно-профессиональной компетентности обучающихся.

Цель нашей работы - изучение особенностей становления ключевых компетенций у обучающихся с разной профессиональной направленностью. Мы полагаем, этот процесс осуществляется более эффективно, если обучающийся характеризуется высокой профессиональной направленностью. Ключевые компетенции лежат в основе личностного компонента личностно-профессиональной компетентности, фор-

1 Деркач А. А. Субъектное самоосуществление в процессе становления профессионализма // Акмеология. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-6.

2 Там же. - С. 6.

3 Крутых Е. В. Субъектность в профессиональном становлении студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. -№ 4. - С. 74-79; Кашлев С. С., Глазачев С. Н., Соколова Н. И. Субъектность как профессиональная компетентность педагога // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2011. - № Б. - С. 20-25.

4 Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1961. - 98 с.

мирование которого начинается на этапе профессиональной подготовки. Кроме того, рассматривая профессиональную направленность как динамичное образование, мы полагаем, что ее выраженность изменяется в процессе освоения образовательной программы.

В ходе исследования нами была составлена анкета, позволяющая оценить каждую из пяти ключевых компетенций (компетенции здоровьесбережения (далее - ЗД), гражданственности (далее - ГР), общения (далее - ОБ), социального взаимодействия (далее - СВ), информационно-компьютерных технологий (далее - ИКТ)), выбранных нами с точки зрения важности для оценки уровня сформированности личност-но-профессиональной компетентности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы и врача.

В эксперименте приняли участие 85 курсантов выпускных курсов, будущих сотрудников УИС, а также выпускники - студенты 6 курса педиатрического и лечебного факультетов (101 чел.).

Респондентам было предложено оценить свой уровень сформированности данных компетенций по 10-балльной шкале, а также определить степень профессиональной направленности по методике логического квадрата Лазарсфельда. Полученные данные были обработаны с применением методов математической статистики; вычислены средние значения сформированности ключевых компетенций выпускников вузов, и определен средний уровень удовлетворенности профессией; выделены группы респондентов, характеризующихся высоким, средним и низким уровнями профессиональной направленности. Для каждой из групп описаны особенности формирования ключевых компетенций.

Результаты исследования представлены в табл. 1 .

Таблица 1

Сформированность ключевых компетенций у обучающихся с различной профессиональной направленностью (курсанты выпускных курсов)

Уровень ЗД ГР СВ ОБ ИКТ Среднее

профес- (само- (само- (само- (само- (само- значение

сио- оценка/ оценка / оценка / оценка / оценка / компетен-

нальной оценка в оценка в оценка в оценка в оценка в ций

направ- группе) группе) группе) группе) группе)

ленности

(количе-

ство чел,

%)

Высокий

(30 чел., 7,2 / 8,0 6,8 / 8,4 9,4 / 8,8 9,6 / 9,4 7,4 / 6,0 8,1 / 8,1

35,3 %

Средний

(30 чел., 7,0 / 5,2 7,4 / 5,6 9,2 / 6,6 9,4 / 6,4 6,2 / 5,8 7,8 / 5,9

35,3 %)

Низкий

(25 чел., 7,3 / 8,5 8,0 / 8,3 9,5 / 9,3 9,8 / 9,3 8,8 / 7,3 8,6 / 8,5

29,4 %)

Среднее значение 7,2 / 7,2 7,4 / 7,4 9,4 / 8,2 9,6 / 8,4 7,5 / 6,4 8,2 / 7,5

Рассчитаем удовлетворенность респондентов профессиональным выбором, используя трехзначную шкалу. Присвоим положительному и отрицательному выбору коэффициенты 1 и -1 соответственно, а средним значениям - коэффициент 0,5 (расчет коэффициента значимости в методике Лазарсфельда (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)). Индекс удовлетворенности профессиональным выбором курсантов ведомственного вуза составил 0,24, что может быть интерпретировано как средний уровень удовлетворенности (индекс изменяется в пределах от -1 до +1). А. А Реан отмечает, что удовлетворенность профессией является максимальной на I курсе, а в дальнейшем имеет тенденцию к незначительному снижению1. Интерпретация данного утверждения неоднозначна: указываются как объективные причины (уровень преподавания в конкретном вузе), так и субъективные (по мере учебы выявляются теневые стороны будущей специальности). Вероятно, это справедливо и в отношении выбора курсантов, поскольку решающими мотивами поступления в вуз являются внешние составляющие профессии (обеспеченность работой, уровень зарплаты, высокая привлекательность формы), однако по мере знакомства с ее сущностью, особенностями служебной деятельности, уровень привлекательности к концу обучения снижается. Так, коэффициент удовлетворенности у первокурсников в начале обучения составляет 0,68 и падает до 0,53 уже во втором семестре.

Оценка уровня сформированности ключевых компетенций по средним значениям во всей выборке показала, что лучше всего сформирована компетенция общения (9,6), причем данный показатель в группе более низкий (8,4). Менее сформированной респонденты считают компетенцию здоровьесбережения (7,2), идентично оценивая уровень ее сформированности в группе.

Кроме того, интерес для нашего исследования составило описание сформирован-ности ключевых компетенций в группах с положительной, нейтральной и низкой профессиональной направленностью.

Респонденты, обладающие выраженной профессиональной направленностью, достаточно высоко оценивают сформированность своей компетенции социального взаимодействия и общения. Сформированными в меньшей степени они считают компетенции здоровьесбережения и гражданственности. В группе наиболее низкий показатель сформированности отмечен для компетенции ИКТ-технологии. Среднее значение самооценки респондентов в группе составляет 8,1 (оно совпадает со средней общегрупповой оценкой).

В группе со средней выраженностью профессиональной направленности средний коэффициент самооценки компетенций составляет 7,8, однако среднее общегрупповое значение сформированное™ компетенций - 5,9. Данный факт может свидетельствовать о завышенной самооценке обучающихся. Максимальным баллом респонденты отметили компетенцию общения (9,4), минимальным - компетенцию ИКТ-технологий (6,2) по самооценке. При оценке уровня сформированности компетенций в группе низшую оценку получила компетенция здоровьесбережения, высшую -компетенция социального взаимодействия.

1 Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 83-88.

В группе с низкой профессиональной направленностью отмечается совпадение средних значений самооценки и общегрупповой оценки, однако отметим, что они являются самыми высокими по сравнению с предыдущими группами. Высшим уровнем сформированности, по мнению респондентов (самооценка), обладает компетенция общения (9,8) (такой же результат отмечен в группе), низший характерен для компетенции здоровьесбережения (самооценка - 7,3) и ИКТ-компетенции (7,3) (согласно общегрупповой оценке).

Представляется интересным тот факт, что группы с низкой и высокой профессиональной направленностью оценивают собственный уровень сформированности компетенций здоровьесбережения и общения ниже, чем общегрупповой, а компетенции социального взаимодействия, общения и ИКТ - наоборот.

В процессе анализа данных, полученных в ходе опроса будущих врачей (1 курс медицинского института, 100 чел.), мы определили коэффициент профессиональной направленности - 0,48. Данный опрос студентов 6 курса - будущих врачей (101 чел.) показал рост коэффициента удовлетворенности профессией до 0,71, при этом существенно увеличилась группа с высокой направленностью, группа с нейтральной направленностью практически не изменилась. Такой результат, вероятнее всего, был обусловлен тем, что обучение на первых курсах медицинского института крайне трудоемкое и может оказывать негативное воздействие на оценку студентами профессионального выбора.

Таблица 2

Сформированность ключевых компетенций у обучающихся с различной профессиональной направленностью (студенты 6 курса, будущие врачи)

Уровень ЗД ГР СВ ОБ ИКТ Среднее

профессио- (само- (само- (само- (само- (само- значение

нальной оценка / оценка/ оценка/ оценка/ оценка/ компе-

направлен- оценка в оценка в оценка в оценка в оценка в тенций

ности группе) группе) группе) группе) группе)

(количест-

во чел, %)

Высокий

(59 чел., 8,9 / 9,1 8,7 / 9,2 8,8 / 8,4 9,6 / 9,1 9,2 / 8,9 9,0 / 8,9

58 %)

Средняя

(38 чел., 8,0 / 7,6 8,1 / 7,9 8,5 / 7,6 9,4 / 8,4 7,2 / 6,8 8,2 / 7,7

37,8 %)

Низкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4 чел., 7,7 / 8,2 7,9 / 8,2 8,5 / 8,6 9,3 / 9,1 7,5 / 7,2 8,2 / 8,3

4,2 %)

Среднее значение 8,2 / 8,3 8,2 / 8,4 8,6 / 8,2 9,4 / 8,9 8,0 / 7,6 8,5 / 8,3

В ходе исследования самооценки уровня сформированности ключевых компетенций будущими врачами (студентами 6 курса) важно проследить, как изменяется оценка компетенций выпускниками. В рамках учебного процесса в медицинском вузе с первого курса студенты изучают психологию и педагогику, что способствует формированию необходимых умений и навыков общения; занимаются волонтерской деятельностью, позволяющей снять барьеры социального общения; проходят прак-

тику в лечебных учреждениях, что обеспечивает устойчивую мотивацию обучающихся и повышает интерес к получению профессии врача.

В целом выпускники выше всего оценили собственную сформированность компетенции общения (9,4). Ежегодные практики студентов в лечебных учреждениях требуют готовности вступать и поддерживать контакты с пациентами, средним медицинским персоналом, врачами, преподавателями, коллегами. Оценка сформиро-ванности данной компетенции в группе ниже индивидуальных оценок студентов во всех трех группах. Низшим уровнем сформированности, согласно оценке выпускников, обладает ИКТ-компетенция (8,0). Так, в целом по группе самые высокие средние значения имеют компетенции общения (9,4) и социального взаимодействия (8,6) (общегрупповые оценки - 8,9 и 8,2 соответственно). Далее - компетенция гражданственности (8,23) (оценка группы 8,43). Более низкую позицию занимают средние значения компетенции здоровьесбережения (8,2) (оценка группы 8,3). Низший показатель отмечен у ИКТ-компетенции (8,0) (оценка группы 7,63).

В процессе анализа самооценки компетенций во всех трех группах профессиональной направленности выяснилось, что выше всего участники группы с высокой профессиональной направленностью оценивают сформированность своей компетенции общения (9,6). На втором месте - компетенция ИКТ (9,2), поскольку работа врача связана с применением современных высокоинтенсивных технологий, а также использованием компьютерной техники и программного обеспечения. На третьем месте - компетенция здоровьесбережения (8,9), причем оценка этой компетенции в группе несколько выше - 9,1. Данная компетенция формируется у студентов в течение шести лет обучения. Она становится для них личностно значимой в связи с тем, что высокую физическую, психологическую, моральную нагрузку в профессиональной деятельности может выдержать врач, который имеет крепкое здоровье и постоянно его укрепляет, а также следует правилам здоровьесбережения и пропагандирует это пациентам в рамках профилактической работы. Более низкую позицию занимает оценка компетенции социального взаимодействия (8,8) (оценка группы 8,4). Как было отмечено ранее, эта компетенция формируется у студентов в рамках практической подготовки на базе лечебных учреждений. Несколько ниже дается оценка компетенции гражданственности, однако она имеет одну из самых высоких общегрупповых оценок - 9,2.

В группах со средней и низкой направленностью несколько иные результаты, однако и в этих группах шестикурсники наиболее высоко оценивают компетенции общения (9,4 и 9,3 соответственно), что находит отражение и в оценках групп - 8,4 и

9.1. На второе место выпускники ставят компетенцию социального взаимодействия (в обеих группах самооценка составляет 8,5) (оценки групп - 7,6 и 8,6). Далее оценивается компетенция гражданственности (8,1 в группе со средней направленностью и 7,9 в группе с низкой направленностью), средние оценки данной компетенции в группах составляют 7,9 и 8,2 соответственно. Более низкую позицию занимают оценки компетенции здоровьесбережения - 8 и 7,7, общегрупповые оценки - 7,6 и

8.2. Компетенция ИКТ имеет низшие оценки - 7,5 и 8,0, близки и показатели, отмеченные в группе, - 7,2 и 7,6.

В группе студентов со средним уровнем профессиональной направленности в данной выборке обнаруживается закономерность, аналогичная описанной ранее:

уровень самооценки сформированности ключевых компетенций существенно выше, чем общегрупповой.

Проведенное исследование показало, что в рамках образовательного процесса недостаточно внимания уделяется развитию компетенций здоровьесбережения и ИКТ. При этом общая оценка сформированности компетенций у выпускников примерно одинакова и составляет 8,5 у будущих врачей и 8,2 - у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Выводы

Диагностика ключевых компетенций и их динамики с учетом степени профессиональной направленности является обобщенным показателем, отражающим уровень сформированности профессиональных и профессионально-специализированных компетенций и может использоваться в качестве скринингового показателя оценки интегрированного результата сформированности личностно-профессиональной компетентности на этапе профессиональной подготовки специалистов.

В процессе освоения профессиональных образовательных программ у обучающихся происходит неравномерное развитие ключевых компетенций, обусловленное их важностью для осуществления профессиональной деятельности. Компетенции, постоянно требующиеся в профессиональной деятельности (общение, социальное взаимодействие), становятся для них личностно-значимыми, получают наибольшее развитие, а значит и имеют более высокие оценки в исследовании.

Соотношение ключевых компетенций на разных этапах подготовки специалистов может служить показателем уровня сформированности внутренней картины профессиональной деятельности у будущих специалистов и являться предметом педагогической диагностики в ходе формирующего оценивания, позволяющего в дальнейшем скорректировать эту картину.

Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы специалистами, преподавателями, проектирующими и организующими образовательный процесс в вузах по соответствующим ОПОП ВО.

Литература

Деркач А. А. Субъектное самоосуществление в процессе становления профессионализма // Акмеология. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-6.

Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. Известия УРО РАО. - 2005. - № 3 (33). - С. 27-40.

Кашлев С. С., Глазачев С. Н., Соколова Н. И. Субъектность как профессиональная компетентность педагога // Вестник Международной академии наук (Русская секция). -2011. - № S. - С. 20-25.

Корягина И. И., Куклина Л. В. Ключевые компетенции как показатель личностно-профессионального становления выпускников вузов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 4 (49). - С. 198-206.

Крутых Е. В. Субъектность в профессиональном становлении студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. -№ 4. - С. 74-79.

Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1961. - 98 с.

Назаров В. И., Засобина Г. А. Становление личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях заочного обучения. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2010. - 217 с.

Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 83-88.

References

Derkach A. A. Sub"ektnoe samoosushchestvlenie v protsesse stanovleniia professionalizma [Subject self-realization in the process of professional development]. Akmeologiia [Akmeology], 2018, no. 2 (66), pp. 5-6.

Zeer E. F. Kompetentnostnyi podkhod k obrazovaniiu [Competency-based approach to education]. Obrazovanie i nauka. Izvestiia URO RAO [The education and science journal of the Ural Branch of the Russian Academy of Education], 2005, no. 3 (33), pp. 27-35.

Kashlev S. S., Glazachev S. N., Sokolova N. I. Sub"ektnost' kak professional'naia kompetentnost' pedagoga [Personality focused relation as a professional competence of a teacher]. Vestnik Mezhdu-narodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia) [Herald of the International Academy of Science. Russian section], 2011, no. S, pp. 20-25.

Koriagina I. I., Kuklina L. V. Kliuchevye kompetentsii kak pokazatel' lichnostno-professional'-nogo stanovleniia vypusknikov vuzov [Key competencies as an indicator of personal and professional formation of graduates of higher education institutions]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika i psikhologiia [Herald of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2019, no. 4 (49), pp. 198-206.

Krutykh E. V. Sub"ektnost' v professional'nom stanovlenii studentov [Subjectness in the professional formation of students]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 3: Pedagogika ipsikhologiia [The Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 2010, no. 4, pp. 74-79.

Kuz'mina N. V. Formirovanie pedagogicheskikh sposobnostei [Formation of pedagogical abilities]. Leningrad: Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta, 1961. 98 p.

Nazarov V. I., Zasobina G. A. Stanovlenie lichnostno-professional'noi kompetentnosti budu-shchikh spetsialistov v usloviiakh zaochnogo obucheniia [The formation of future specialists' personal and professional competence in the conditions of distance learning]. Ivanovo: Ivanovskii gosu-darstvennyi universitet, 2010. 217 p.

Rean A. A. Psikhologicheskii analiz problemy udovletvorennosti izbrannoi professiei [Psychological analysis of issues concerning profession satisfaction]. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology], 1988, no. 1, pp. 83-88.

Для цитирования: Корягина И. И., Куклина Л. В. Особенности становления ключевых компетенций у обучающихся с разной профессиональной направленностью // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 4 (97). - С. 234-242. DOI: 10.23859/19940637-2020-4-97-21

For citation: Koryagina I. I., Kuklina L. V. Key competencies formation features among students with different professional direction. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 4 (97), pp. 234-242. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.