Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Н. В. КУЗЬМИНОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РЕГИОНАХ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Н. В. КУЗЬМИНОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РЕГИОНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / КАТАБОЛОГИЯ / СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / САМОСОЗИДАНИЕ / ACMEOLOGY / METABOLOGIA / ABILITY / CREATIVITY / SELF-CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Г.И., Турчин А.С.

Рассматривается проблема становления общей акмеологии и ее прикладных направлений в России на протяжении ХХ - начала ХХI в. На примере авторской научной школы доктора психологических наук Н. В. Кузьминой показаны основные этапы складывания и утверждения нового научного направления в структуре гуманитарного знания. Отмечается, что устойчивость теории и методологии акмеологии во многом зависит от ее распространения в региональных центрах науки, прежде всего, вузах.The article considers the problem of formation of a common ontological engineering and its applications directions in Russia in the XX - beginning of XXI centuries. On the example of the author's scientific school of doctor of psychological Sciences N. V. Kuzmina shows the main stages of folding and adoption of a new scientific direction in the structure of humanitarian knowledge. It is noted that the stability of the theory and methodology of acmeology largely depends on its spread in the regional centers of science, primarily universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Н. В. КУЗЬМИНОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РЕГИОНАХ РОССИИ»

ФИЛОСОФИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

ББК 72.6(2Рос)

Г. И. Власова, А. С. Турчин

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Н. В. КУЗЬМИНОЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И РЕГИОНАХ РОССИИ

Рассматривается проблема становления общей акмеологии и ее прикладных направлений в России на протяжении ХХ — начала ХХ! в. На примере авторской научной школы доктора психологических наук Н. В. Кузьминой показаны основные этапы складывания и утверждения нового научного направления в структуре гуманитарного знания. Отмечается, что устойчивость теории и методологии акмеологии во многом зависит от ее распространения в региональных центрах науки, прежде всего, вузах.

Ключевые слова: акмеология, катабология, способности, творчество, самосозидание.

The article considers the problem of formation of a common ontological engineering and its applications directions in Russia in the XX — beginning of XXI centuries. On the example of the author's scientific school of doctor of psychological Sciences N. V. Kuzmina shows the main stages of folding and adoption of a new scientific direction in the structure of humanitarian knowledge. It is noted that the stability of the theory and methodology of acmeology largely depends on its spread in the regional centers of science, primarily universities.

Key words: acmeology, metabologia, ability, creativity, self-creation.

Развитие гуманитарного знания в ХХ—ХХ1 вв. в России привело к появлению новых отраслей науки. Первоначально они существовали в рамках философии, педагогики, психологии и др., но, по мере накопления собственной теоретико-методологической проблематики происходило утверждение их в качестве самостоятельных научных дисциплин. Такой путь прошла и отечественная акмеология.

Первые российские ученые-акмеологи почти сто лет тому назад пришли к выводу о том, что человеку не достаточно быть лишь материально благополучным. Он, как личность, нуждается в положительной оценке своих возможностей и достижений со стороны окружающих людей не только как специалист-исполнитель, но и как творец. Данная задача была сформулирована в качестве центральной в акмеологии — комплексной науки, исследующей закономерности становления и развития личности взрослого человека, как творца, созидающего не только материальные и духовные ценности, но и созидающего самого себя, как творческую и самодостаточную личность.

© Власова Г. И., Турчин А. С., 2019

Для системы образования акмеология дает ответы на вопросы, связанные с решением принципиально новых задач, способствует ориентировке будущего специалиста-профессионала в ситуациях неопределенности. Безусловно, современное высшее образование уже давно ориентируется на подготовку профессионально компетентных, раньше их просто назвали «образованными», людей. Однако сейчас это уже не достаточно для того, чтобы соответствовать требованиям новых отраслей производства.

На рубеже XXI в. можно говорить о существовании признанных в научном сообществе акмеологических научных школ, особое место среди которых занимает школа Нины Васильевны Кузьминой.

В рамках данной школы было выполнено «первоначальное накопление» проблематики, приведшее к созданию оригинальной акмеологической теории фундаментального образования [4], в последние десятилетия получившей широкую доказательную эмпирическую базу, что выразилось в создании прикладных отраслей акмеологии. Представляется важным важно то, что она смогла интегрировать основные теоретические положения Ленинградской (Санкт-Петербургской) и Московской научных школ в психологии, без ущерба личностным аспектам обучения и развития субъекта деятельности. Опыт нескольких десятилетий активной психолого-педагогической практики лично Н. В. Кузьминой и ее учеников и последователей в Ивановском регионе привел к тому, что акмеологическая теория фундаментального образования получила признание в регионах России и Казахстана.

Есть основания оценивать круг сторонников данного направления ак-меологии как отдельную научную школу, удачно интегрирующую два типа школ — «авторскую» и «незримый колледж», поскольку ее характеризует наличие трех основных признаков научной школы: 1) отдельной научной теории; 2) оригинальной феноменологии; 3) достаточно широкого представительства сторонников данного научного направления в среде ученых и практических работников системы образования.

Мы полагаем, что научная школа Н. В. Кузьминой сохраняет и реализует тенденции к развитию содержания и структуры, поскольку реализует на своем историческом пути научного направления Б. Г. Ананьева [1], отмечавшего необходимость построения человекознания, в структуре которого психолого-акмеологическая составляющая может рассматриваться в качестве системообразующего компонента. Последнее не противоречит идее самостоятельности акмеологии как таковой, но ставит в повестку дня вопрос об определении стадийности или выделении фаз, которые проходит такая отрасль гуманитарного знания, как акмеология. При этом представляет интерес и особенности становления научной школы, работающей на стыке нескольких научных дисциплин (философии, психологии, культурологи, педагогики и др.).

В последние годы возникла необходимость теоретического осмысления связи акмеологической теории с методологическими основами отечественной психологической науки и, прежде всего, с психологической теорией деятельности, так как в педагогической практике наиболее явно выступают их взаимосвязь.

С. Д. Пожарский утверждает, что собственно акмеологические идеи высказывались, а, следовательно и появились впервые в трудах античных философов [8]. В то же время, предыстория российской акмеологии и психологической теории деятельности начинается в 20-х годах XX века, когда на волне борьбы за новую науку ряд молодых ученых-психологов поставили

задачу разработки теории, которая в дальнейшем дала начало личностному и деятельностному подходам в педагогической психологии [5, 10].

Базируясь на основных теоретических принципах, заложенных в научной школе Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьмина не просто их развила, а создала целое научное направление на стыке ряда отраслей психологии, что повышает актуальность и практическую значимость акмеологического подхода в условиях реформирования системы образования в современной России [4].

Б. Г. Ананьевым и Н. В. Кузьминой введено в научный лексикон в качестве основного психолого-педагогического понятия психологии учителя понятие «педагогические способности». Выступая системообразующим в акмеологической теории фундаментального образования и отвечая научной позиции других выдающихся отечественных ученых-психологов, оно созвучно идеям Б. М. Теплова, проанализировавшего общие и специальные способности с учетом природных потенциалов, обеспечивающих самодвижение и саморазвитие личности на протяжении всей ее жизни. Н. В. Кузьмина еще в 50-х гг. ХХ в. рассмотрела проблему педагогических способностей именно в контексте деятельности, как процесс преодоления личностью затруднений, ставящей во главу угла интересы обучаемых, и тем самым способствующей не только самосозиданию, но и их соразвитию. Это привело к выдвижению положения об истинно педагогической направленности личности, как показателе и цели самосозидания в ходе движения к личному акме. Он характерен для известных отечественных педагогов-новаторов, реализующих идею Антуана де Сент-Экзюпери о том, что мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили.

Безусловно, первоначально акмеология, как всякая новая отрасль, должна была дистанцироваться от тех научных дисциплин, в рамках которых она могла существовать ранее, т. е. необходимо было обосновать свой предмет, сформулировать теоретико-методологические принципы, определить соответствующую феноменологию, т. е. подготовить и заявить первоначальную парадигму. На этой стадии велика опасность редукционизма, как и сектантства. Данные тенденция, как правило, проявляются одновременно. Примером может послужить психоаналитическое движение в первые десятилетия его существования. Так, ранний фрейдизм, имея явный психотерапевтический и биологизаторский уклон, мог превратиться в подобие научной секты, если бы не произошло осознание его узости такими его основоположниками, как К. Г. Юнг и А. Адлер. Последние сохранили многие теоретические установки З. Фрейда, но существенно расширили проблемное поле психоанализа. Угроза редукционизма в отечественной психологии особенно велика была в середине ХХ в., когда делались попытки подчинения психологии интересам физиологии высшей нервной деятельности.

На исторически следующей стадии, когда существует признанная оригинальная теория и методология, обычно осуществляется расширение проблематики и становится возможным создание отраслей и подотраслей, т. е. идет распространение вширь и установление сотрудничества с учеными близких специальностей. Применительно к акмеологии это выразилось в создании таких ее отраслей, как педагогическая акмеология, военная акмеология [7], акмеология исполнительского художественного творчества [2] и др.

На третьей стадии фиксируется некий психологический перелом в сознании ученых, работающих в соответствующей отрасли науки, когда уже не обязательно доказывать всем и каждому, чем они занимаются. Исчезает

или снижается угроза редукционизма предметного содержания, когда в соответствии с принципом дополнительности в науке, заимствуются и модифицируются методы исследования, приглашаются ученые-союзники (обычно философы и математики). Начинают активно выполняться эмпирические исследования на стыке акмеологии и других наук без претензий взаимного поглощения или подчинения, которые приводят к появлению подотраслей в и новых направлений в акмеологии. Так, в процессе выполнения исследований на базе педагогической и возрастной психологии, психосемиотики и акмео-логии нами была предпринята попытка обоснования базовых положений ак-меологии средств учебной деятельности [10].

На этом этапе акцент в исследовательской деятельности может смещаться из центра в регионы. Именно «подпитка» со стороны ученых, работающих в региональных вузах показывает, что базовая теория не только сохраняет свой эвристический потенциал, но и получает возможность модификации содержания без редукции, если существуют какие-то негосударственные мероприятия, организуемые по типу научных конференций или семинаров. Это позволяет регулярно встречаться молодым ученым с основателями и руководителями соответствующих академий (Акмеологической академии, работающей под руководством Н. В. Кузьминой; Международной академии психологических наук в Ярославле и др.). Исследовательская инициатива молодых ученых позволяет существенно обогащать не только психо-лого-акмеологический инструментарий, но и делать первые шаги по определению перспектив создания собственного научного направления в рамках акмеологии.

Так, в Ивановском регионе молодыми учеными Шуйского педагогического университета был выполнен ряд исследований, позволивших существенно расширить акмеологическую проблематику. Особенно важным это представляется для развития научных исследований в системе МЧС России, затронувших практически все категории специалистов, как на стадии профессиональной подготовки в вузе, так и в период выполнения ими служебных обязанностей в ситуациях, сопряженных с риском для здоровья и жизни [6]. В Шуйском педагогическом университете была апробирована теоретическая модель акмеологического мониторинга на всех стадиях образовательной подготовки педагога. Т. Н. Ташиной [9] была предпринята успешная попытка улучшения образовательной ситуации в классах выравнивания, когда блокированные акмеологические предпосылки оказывались тем самым волшебным ключиком к личному успеху младших школьников в ситуации, когда их иначе могли бы перевести в классы коррекции. Практически каждое из перечисленных исследований имело несколько вариантов продолжения в силу своей акмеологичности.

На базе Ивановского государственного университета были выполнены и защищены кандидатские диссертации Т. Н. Акуловой (Фошиной), на материале студентов решавшей задачу повышения креативности в период вузовского обучения студентов — будущих педагогов [11]. И. Ю. Зимняковой выяснялись актуальные вопросы, связанные с определением перспектив школьной психологической службы [3]. По проблематике медицинской акмеологии в Ивановской государственной медицинской академии Н. Курылевой и рядом других специалистов проведены исследования, связанные с амеологией в медицине.

К сожалению, сохраняется угроза утраты акмеологией своего места в структуре гумантраного знания и науки России, поскольку не решен ряд вопросов, связанных с воспроизводством научных и научно-педагогических кадров. Не создана база для подготовки в магистратуре будущих молодых ученых-акмеологов. Сокращается количество диссертационных советов, а в уже существующих по акмелогической проблематике защищается меньше диссертаций, нежели в первом десятилетии XXI века. Сокращается количество специализированных рецензируемых научных журналов по акмеологии (закрыт соответствующий журнал в Костромском государственном университете).

Безусловно, данная тенденция затрагивает не только акмеологию, но все гуманитарные отрасли в современной России. Последнее не должно оцениваться как отсутствие перспективы не только ее развития, но и сохранения. По нашему мнению, первоочередной задачей в подобной ситуации является сохранение кадрового потенциала и поддержание научных контактов всех акмеологов, как в столицах, так и в регионах.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. 272 с.

2. Зазыкин В. Г., Монд О. Д. Акмеология исполнительского художественного творчества. М. : НО «ИЦ «Москвоведение», 2011. 224 с.

3. Зимнякова И. Ю. Психологическое сопровождение развития акмеологических предпосылок в системе деятельности школьной психологической службы : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2006. 191 с.

4. Кузьмина Н. В., Турчин А. С., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования : монография / под ред. А. Н. Сивака. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. 286 с.

5. Лычагина С. Л. Акмеология средств учебной деятельности // Методология современной психологии : сборник / под ред. В. В. Козлова, А. В. Карпова, В. А. Мазилова, В. Ф. Петренко. М. ; Ярославль : ЯрГУ : ЛКИИСИ РАН : МАПН, 2016. Вып. 6. 474 с.

6. Митраков В. Л. Психолого-акмеологические условия развития профессиональной готовности водителей автотранспорта к действиям в экстремальных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2004. 223 с.

7. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. М. : РАГС / ВАЛ, 1995. 260 с.

8. Пожарский С. Д. Акмеология и катабология (теория совершенствования человека) : монография. СПб. : Лема, 2013. 265 с.

9. Ташина Т. М. Резервы акмеологии в повышении качества начального образования // Акмеологическая наука в моднернизации образования инновационной России : сб. материалов Всероссийской научной конференции 17—18 мая 2011 года. Шуя : Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2011. Т. 2. С. 35—38.

10. Турчин А. С. Акмепсихология развития субъекта образования в деятельности со знаково-символическими средствами. М. ; Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. 318 с.

11. Фошина Т. Н. Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2004. 229 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.