Научная статья на тему 'Акмеологические механизмы профессиональной социализации студентов университета - будущих педагогов'

Акмеологические механизмы профессиональной социализации студентов университета - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / АКМЕСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ / СОЗИДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Елена Николаевна

В статье освещается вопрос профессиональной социализации в педагогическом образовании средствами, методами и формами акмеологической науки (акмеологическими механизмами) с опорой на взаимосвязь инноваций и национальных традиций с раскрытием акмесинергетического и культурологического подходов в их синтезе к данному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологические механизмы профессиональной социализации студентов университета - будущих педагогов»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Дементьева Елена Николаевна, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя

E-mail: e.n.dementjeva@yandex.ru

4 Аннотация. В статье освещается вопрос профессиональной •

социализации в педагогическом образовании средствами, методами и формами акмеологической науки (акмеологическими механизмами) с опорой на взаимосвязь инноваций и национальных традиций с раскрытием акмесинергетического и культурологического подходов в их синтезе к данному процессу.

Ключевые слова: социализация, профессионализм педагога, акмесинергетический подход, комплексная методология, культурологический подход, национальные традиции, инновации, акмеологическая среда, акмеологические технологии, акмеологическая задача, готовность к творчеству, созидание

Вопрос профессиональной социализации студенчества в условиях университета представляется нам актуальной проблемой отечественного педагогического образования и высшей школы в контексте её реформирования, когда Священная моя страна! (И. Северянин «Моя Россия») в поисках верного пути духовного обновления и выхода из постигшего её политического и социально-хозяйственного кризиса, кризиса культуры обращается к педагогическим, психологическим, акмеологическим механизмам ускорения социализации независимых людей (по И.А. Ильину); постигает новые формы причастности личности к обществу, его истории и настоящему с ориентиром на светлое прекрасное будущее: Да здравствует иная явь! (И. Северянин «Моему народу»). И в этой яви - реальности особую роль мы отводим

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

педагогу - профессионалу, творцу и созидателю, кто способен нестандартно мыслить, готов к самообразованию и самосовершенствованию, к освоению опыта творчества, готов к диалогу с обществом: к установлению разнообразных связей и взаимоотношений.

В определении акмеологических механизмов профессиональной социализации будущих работников образования средствами акмеологических дисциплин в научно-образовательной (акмеологической) среде университета, которая наполнена инновационным содержанием и инновационными (акмеологическими) технологиями с сохранением традиций, заключена цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс профессиональной социализации будущих педагогов с поэтапным вхождением в профессионально-педагогическую деятельность с построением маршрутов высоких достижений в их готовности к профессиональному творчеству и представлению общественных интересов.

Предмет исследования: акмеологические механизмы (средства, методы и формы) профессиональной социализации студентов на начальном, • основном и завершающем этапах обучения в вузе с выявлением механизмов и условий синтеза человековедческой и культурологической подготовки к самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, сотрудничеству в деятельности.

Гипотеза исследования: предполагаем, что усилить и совершенствовать процесс профессиональной социализации будущих педагогов возможно акмеологическими средствами, методами и формами с опорой на связь инноваций и национальных традиций в образовании - фундаментальные законы развития познания, на которые опираются наука и образовательная практика.

Методологическую основу исследования составляют: акмесинергетический подход как комплексная продуктивная методология (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Тарасова и др.) в синтезе с культурологическим подходом как конкретно-научной методологией познания и преобразования педагогической действительности (К.А. Абульханова - Славская, И.И. Булычёв, И.Ф. Исаев, Т.И. Пороховская, Н.Р. Ставская и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- теория профессионализма личности педагога (О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, Л.М. Митина, В.А. Сластёнин, Ю.Г. Татур, Т.И. Шамова);

- теоретические основы профессиональной социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон, И.Б. Котова, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, Е. Н. Шиянов);

- акмеологические основы развития педагога - профессионала (А.А.

96

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Бодалёв, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.);

- теоретические основы педагогической инноватики (К. Ангеловски, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, В.Я. Ляудис, М.М. Поташник, С.Д. Поляков, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин, Т.И. Шамова, О.Г. Хомерики, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова и др.).

- теоретические и методические вопросы духовно - нравственного воспитания педагогов (Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачёв, В.А. Сластёнин, В.И. Слободчиков, В.И. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.);

Для решения проблемы и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы, источников по социологии, акмеологии, культурологии; проектирование и моделирование; изучение, анализ и обобщение опыта по профессиональной социализации будущих работников образования в Шуйском филиале ИвГУ и в российских вузах); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование) и статистические методы обработки результатов.

Экспериментальная база исследования: факультет педагогики и • психологии и историко-филологический факультет Шуйского филиала Ивановского государственного университета со студентами (очной и заочной формы обучения), которые выбирают акмеологические курсы «Педагогическая акмеология» и «Моделирование авторской системы деятельности (АСД)» (исследование проводилось в 2013 - 2015 г.г.)

Основные тезисы исследования по данной проблеме в рамках проводимого нами диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных научно - практических конференциях в России, в Великобритании (г. Шеффилд); Всероссийских научных конференциях, фестивалях, педагогических чтениях, конкурсах в городах: Москва, Иваново, Шуя, Казань, Таганрог, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Ярославль, Орёл, Нижний Новгород. Опубликованы в США (г. Сан - Франциско, г. Сент - Луис).

С учётом вышеизложенного представляем основные выводы, иллюстрирующие научную новизну и практическую значимость нашего исследования по заявленному нами вопросу:

- социализация личности есть процесс вхождения индивида в общество и культуру с овладением им умениями и навыками теоретической и практической деятельности с целью преобразования реально существующих общественных отношений и связей в качестве личности; сущностный смысл социализации раскрывается в системе координат таких её процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие, самосовершенствование, самосозидание,

97

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

самообразование, самовоспитание, самоактуализация, самоорганизация и творческая самореализация [1; 2; 3];

- социализация - это процесс непрерывный, который протекает на протяжении всей жизни человека, вот почему приветствуется его активное участие как в освоении культуры человеческих отношений, так и в формировании определённых социальных норм, социальных ролей и функций, в приобретении умений и навыков, которые обеспечат их успешную реализацию;

- на каждом этапе социализации (на каждой стадии социализации -дотрудовой, трудовой, послетрудовой) (Г.М. Андреева) решаются естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи (А.В. Мудрик) [1; 2; 3];

- факторы социализации: макрофакпоры (космос, планета, мир, страна, общество, государство) - влияют на социализацию всех землян или очень больших групп людей - жителей определённых стран; мезофакпоры - условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором люди проживают (регион, город, посёлок, село); по принадлежности к • аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, интернет); микрофакторы - оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, сверстники, микросоциум, организации, осуществляющие социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и пр. (А.В. Мудрик) [2];

- для процессов социализации личности определяющее значение имеет воспитание, которое в наши дни носит общественно-семейный характер и предлагает универсальные средства и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный), с помощью которых социализация осуществляется: формирование и изменение личности - результат осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, созидает, творит, осознаёт своё место в этом мире и самого себя [1; 2; 3];

- задача педагогики - с учётом тенденций социализации на каждом этапе развития общества использовать её позитив и компенсировать негативные проявления в процессе воспитания: необходимо оказать помощь личности в раскрытии творческого потенциала и в устранении затруднений, поддержать намерения; психологическая наука предоставляет инструментарий (к примеру, валидные тестовые методики), которые также помогут в изучении личности и деятельности, которую она осуществляет, в изучении психических процессов и состояний [4];

- задача акмеологии (как интегрированной науки междисциплинарного характера, представляющей собой синтез человекознания, внутри которой

98

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

конкретные науки (педагогика, психология, психофизиология, социология) -совокупность внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать при создании продуктивных моделей социально-педагогической работы с детьми и взрослыми) - создание уникального и сложного духовного продукта в личности человека с приведением к высоким достижениям в личной и общественной жизни, в профессиональной деятельности и в профессиональном развитии, в созидании и творчестве [5; 6; 7; 8; 9 - 11];

- проблема профессиональной социализации студентов университета является актуальной проблемой педобразования, поскольку связана с формированием предпосылок профессионализма и освоением будущими педагогами готовности к профессиональному творчеству и созидательной деятельности; включение акмеологической подготовки в образовательный процесс вуза и его акмесреду - условие разрешения обозначенной нами проблемы и устранения трудностей, с которыми сталкивается студент на разных этапах наращивания личностной и профессиональной зрелости в самодвижении к высоким результатам [12; 13];

- акмесинергетический подход - комплексная продуктивная методология, • способная вывести процесс профсоциализации студентов на качественно новый уровень личностного становления как гражданина, творца и созидателя, готового

к нравственному развитию и духовному росту, к освоению опыта творчества, самовоспитанию и самосовершенствованию, к работе по духовно -нравственному росту [4; 10; 11; 14 - 16];

- акмесинергетический подход в синтезе с культурологическим подходом выводят процесс профессиональной социализации будущих педагогов на уровень личностного развития как цельной культурной личности [14; 15; 16];

- усилить гуманизацию процесса профессиональной социализации студентов в вузе (в акмеологических курсах) с поэтапным их вхождением в профессионально - педагогическую деятельность в процессе построения маршрутов высоких достижений в их человековедческой и культурологической готовности к творчеству в профессии и к самостоятельной работе возможно средствами, формами и методами культуры [14];

- традиции как компонент национальной культуры (проявляются в ритуалах, обычаях, обрядах) усиливают и ускоряют социализацию личности будущих педагогов, выступают источником благодатного духовного климата для развития качеств педагога - профессионала, который в условиях меняющегося мира выступает хранителем национальных традиций, отсюда, национальные традиции гуманизируют образование [17; 18; 19; 20];

- посредством национальных традиций осуществляется духовно -нравственное воспитание студентов - важная составляющая их социализации,

99

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

подготовки к творческой созидательной деятельности, основа которой - связь традиций и инноваций в образовании, где инновации выступают творческими трансформациями традиций; так в акмесреде университета будущие педагоги знакомятся с национальными традициями в активных методах обучения: развивающая ролевая игра, анализ педагогических и акмеологических ситуаций, метод проектов, моделирование, методы программированного обучения и модульное обучение, дистанционное обучение, технологии электронного обучения (E - Learning), как следствие, усиливается процесс профессиональной социализации студенчества, усиливается и совершенствуется процесс формирования предпосылок профессионализма будущих работников образования [4; 17; 18; 19; 20];

- в стенах университета следует мотивировать студентов к выбору акмеологических курсов «Педагогическая акмеология», «Моделирование авторской системы деятельности (АСД)» и др. и поддерживать студентов в их выборе, что поможет им сосредоточиться на акмеологических технологиях (являются комплексными), к числу которых относятся: игровые (технологии игромоделирования, дидактическая игра); технологии психоконсультирования; • тренинговые технологии; технологии развивающего обучения; метод проектов; технология личностно-ориентированного обучения; акмеологические технологии отражают сущность акмеологии как междисциплинарного синтеза в человекознании, интегрируют другие технологии, которые положительно влияют на личность педагога - профессионала и его деятельность, оптимизируют систему профессиональной подготовки студентов в вузе с ориентацией их на высокий творческий результат в созидательной деятельности в процессе решения нелёгких профессиональных задач [10; 11; 24];

- акмеологическая среда вуза как развивающее образовательное пространство - необходимое условие достижения будущими педагогами вершин в личностном развитии в процессе профессиональной социализации с ситуациями выбора, что лишь углубит профессиональную компетентность и умения, поможет творческой самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию (принципы построения акмесреды (В. Н. Тарасова): гуманизация образовательного процесса, демократизация жизнедеятельности студентов, единство интеграции и дифференциации в отборе объектов среды, взаимосвязь среды с региональными потребностями образовательного процесса) [10; 11; 21; 22; 23];

- обращение будущих работников образования к акмеологической задаче как микроэтапу в профессионально-педагогической деятельности мотивирует и нацелит их на решение профессиональных задач, связанных с проблемами воспитанников, что поможет и самим будущим педагогам в установлении

100

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

диалога с миром и обществом: чтобы всю жизнь работать с человеком, нужно начинать с изучения личности, деятельности, интеллектуальной сферы учеников, выявления их трудностей, лишь познав ученика, возможно педагогу познать себя [4; 10; 11; 12; 13; 25].

Таким образом, усиление и совершенствование процесса профессиональной социализации студентов университета - будущих педагогов акмеологическими средствами, формами и методами способствует полноценной и гармонической самореализации всех сущностных сил личности каждого в обществе и в профессии.

Литература:

1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на- Дону, 1997.

2. Мудрик А.В. Социализация и смутное время. - М., 1991.

3. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Под ред. Е.Н. Шиянова. - Ставрополь, 1993.

4. Дементьева Е.Н. Исследовательский подход вхождения студентов в профессионально-педагогическую деятельность // Научный поиск. 2014. № 2. 3. С. 13-17.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Педагогика, 1968. 339 с.

6. Бодалёв А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становится? / А.А. Бодалёв, Н.В. Васина. СПб.: Речь, 2010. 224 с.

7. Кузьмина Н.В. О направлениях развития акмеологии // Научный поиск. 2013. № 3 (9). С. 4-6.

8. Кузьмина Н.В. Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивной национальной системы образования в свете единого критерия её качества // Акмеология. 2005. № 1. С. 12-16.

9. Тарасова В.Н. Акмеологическая наука в профессиональной подготовке педагогических кадров // Научный поиск. 2013. № 3 (9). С. 7-9.

10. Тарасова В.Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике: монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. 250 с.

11. Тарасова В.Н., Рубашенко С.А., Семено А.А., Ташина Т.М. Развитие готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей. Шуя: Изд - во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. 270 с.

12. Дементьева Е.Н. Акмеологические инварианты профессионализма работника образования: взгляд молодых учёных // Научный поиск. 2015. № 3. 3. С. 60-64.

13. Дементьева Е.Н. Профессионализм будущего работника образования как

101

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

акмефеномен его профессиональной подготовки в этнокультурном пространстве педвуза // Научный поиск. 2015. № 2. 4. С. 15-16.

14. Дементьева Е.Н. Синтез акмесинергетического и культурологического подходов к формированию предпосылок профессионализма педагогических кадров в научно-образовательной среде вуза / Е.Н. Дементьева, Л.М. Ветрова // В мире научных открытий. 2015. № 9. 2. С. 480-491.

15. Dementieva E. Acmeological approach to spiritual and moral education of future teachers // Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues: research articles, B&M Publishing, San Francisco, California. 2013. PP. 94106.

16. Dementieva E. Acme-synergetic approach to spiritual and moral education of future teachers // 3rd International Conference «Role of nonmaterial factors in ensuring the social and psychological condition of a society». Conference Proceedings. Scope Academic House, October 29, 2015, Sheffield, UK. PP. 90-93.

17. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании будущих педагогов в научно-образовательной среде вуза // В мире научных открытий. 2015. № 11. 4. С. 1390-1407. •

18. Дементьева Е.Н. Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей и учащихся // Научный поиск. 2015. № 3. 1. С. 45-50.

19. Дементьева Е.Н. Роль национальных традиций в образовательной практике // Научный поиск. 2014. № 2. 1. С. 11-12.

20. Дементьева Е.Н. О взаимосвязи национальных традиций и инноваций в формировании предпосылок профессионализма будущих педагогов в акмесреде университета // Education & Science - 2016: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования (1 марта, 2016 г.). Часть 1. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. PP. 27-32.

21. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.

22. Кузьмина Н.В. Развитие акмеинновационного потенциала будущего учителя в профессионально-образовательной среде вуза / Н.В. Кузьмина, Е.А. Шмелёва // Акмеология. 2013. № 1. С. 16-21.

23. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. 1995. № 1. С. 41.

24. Дементьева Е.Н. Роль акмеологических технологий в формировании предпосылок профессионализма в педагогическом образовании // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической

102

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

конференции (15 мая 2016). Н. Новгород: Мининский университет, 2016. С. 1315.

25. Дементьева Е.Н. Психолого-акмеологическое обеспечение вхождения студентов в профессионально-педагогическую деятельность // Психологические проблемы образования и воспитания в современной России: материалы IV конференции психологов образования Сибири. Иркутск, 22 - 24 июня 2016 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [редкол.: И.А. Конопак, А.В. Глазков, Е.А. Кедярова, Н. И. Чернецкая]. - Иркутск: Изд - во ИГУ, 2016. С. 123-129.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.