УДК 342.71
БЕЛЯЕВА Ольга Васильевна, кандидат юридических наук, доцент, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (Россия, Орёл), e-mail: [email protected], SPIN-код: 9751-0885, Author ID (elibrary.ru): 706733
ГОМОЗОВА Ольга Юрьевна, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (Россия, Орёл), e-mail: [email protected], SPIN-код: 5164-3166, Author ID (elibrary.ru): 1154040
DOI:10.22394/2225-8272-2023-12-3-160-169
BELYAEVA O.V., Candidate of Juridical Sciences, Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
GOMOZOVA O.Ju., Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА) В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
FEATURES OF THE FORMATION AND THE DEVELOPMENT OF CITIZENSHIP IN THE LEGISLATION OF RUSSIA
Аннотация. Цель статьи заключается в исследовании исторических особенностей в формировании правовой природы института подданства в период существования Российской империи и института гражданства с советского периода по настоящее время. Авторы на основе анализа нормативно-правовой базы данных периодов выдвигают тезисы о взаимосвязи статусов подданного и гражданина. Особое внимание уделено основным требованиям к приобретению и прекращению статусов подданного и гражданина на разных этапах их формирования, наблюдается явная демократизация российского общества. На основе проведенного исследования сформулированы основные тенденции государственного подхода к получению статуса гражданина. Рассматриваются конкретные законодательные акты, регулирующие рассматриваемый вопрос. Приводится аргументация выдвигаемых тезисов точками зрения ученых-юристов. Авторы отмечают, что институт российского гражданства является относительно молодым институтом, в связи с этим актуален процесс дальнейшего демократического развития и преобразования.
Ключевые слова: гражданство, подданство, советское гражданство, демократия, демократические основы, Конституция РФ.
Abstract. The purpose of the article is to study the historical features of the of the citizenship formation during the existence of the Russian Empire and the institution of citizenship from the Soviet period to the present.
The authors put forward theses on the relationship between the statuses of a subject and a citizen, according to the analysis of the regulatory database of the given periods. Special attention is paid to the basic requirements for the acquisition and termination of the status of a subject and citizen at the stages of its development; there is a clear democratization of Russian society. Based on the conducted research, the main trends of the state approach to obtaining the status of a citizen are formulated. Specific legislative acts that regulates the issue under the study are considered. The reasoned scientific point of view is given.
As a result, the authors note that the Institute of Russian citizenship is a relatively young institution, and therefore the process of further democratic development and transformation is relevant.
Keywords: citizenship, Soviet citizenship, democracy, democratic foundations, the Constitution of the Russian Federation.
ВВЕДЕНИЕ
Фундаментальным правовым институтом каждой страны является гражданство, которое наделяет каждого человека, получившего его, своим статусом. Генезис становления данного института позволил странам создать собственные стандарты, которые касаются международно-правового института гражданства. Национальные институты гражданства имеют активное взаимодействие друг с другом, оправдывая тенденцию к расширению и модернизации в сторону международно-правового регулирования отношений гражданства.
Современные российские исследователи указывают на необходимость разрешения различных проблем гражданства, связанных с основаниями его приобретения или прекращения. Рассмотрение прав и обязанностей лица, получившего статус гражданина России, является важным направлением научных дискуссий, в связи с этим актуальным представляется изучение не только национального, но и международного регулирования вопросов приобретения гражданства, поскольку международно-правовое регулирование отдельных аспектов гражданства непосредственно влияет на развитие российского законодательства.
ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОДДАНСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ И МИРЕ
Институт гражданства является основным институтом в системе российского конституционного права. Гражданство в Российской Федерации (далее - РФ) имеет долгую и нестабильную историю, пиком которой стал распад СССР. Последствия распада союзного государства, влияющие на демократические права и свободы граждан, по сей день обсуждаются в широких юридических кругах, по-
скольку с применением Закона РФ от 28.11.1991 года № 1948-1 «О гражданстве РФ» (ныне утратил силу) были введены требования к приобретению статуса гражданина уже новой страны - РСФСР [5]. В нынешнем законодательстве также имеются положения о порядке приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке по основанию рождения на территории РСФСР и гражданства бывшего СССР.
Актуальность и важность исследования вопросов получения гражданства обусловлена, во-первых, изменениями российской деятельности по регулированию некоторых миграционных процессов, во-вторых, последствиями нынешней политической обстановки в виде притока беженцев, претендующих на получение гражданства.
Истоки возникновения рассматриваемого института кроются еще в Античности. В греческом и римском государствах гражданином мог считаться человек, который обладает правовой связью с государством (наличие частной собственности, имущественный ценз для занятия высших государственных должностей), проходит по возрастному цензу, является лицом мужского пола, имеет личную свободу; также особое внимание обращалось на происхождение человека. Человек, признанный гражданином, обладал всем спектром частноправовых и публично-правовых возможностей, главным образом касающихся личной свободы и имущества в собственности. В связи с этим есть основание говорить о гражданстве как об особом статусе, который разделял людей, проживающих в государстве.
В средневековом государстве появилось понятие подданство, которое связывало лицо, его получившее, и монарха в особую одностороннюю связь, наделявшую подданного публично-правовой правоспособностью. Содержание подданства неоднозначно определялось разными государствами. К примеру,
Западная Европа основывалась на институте вассалитета. Многие авторы идентично оценивали гражданство и подданство по внутренним признакам. Т. Гоббс никак не различал данные понятия [9, С. 278], вместе с тем Д. Дидро констатировал, что подданство имеет такое же отношение к государю, что и к закону [10, С. 260]. Иными словами, подданство означает непрерывную связь человека с монархом, когда гражданство - связь человека и государства.
Гражданство в буржуазном государстве обусловлено принципом формального равенства, поскольку в обществе произошел переход к мануфактуре. Люди, проживающие на территории буржуазного государства, стали приобретать больший спектр прав, постепенно изменяя свой статус горожанина на гражданина. Позже в обществе начали преобладать революционные настроения, главный смысл которых состоял в желании изменения проблемы правового статуса личности в обществе. Справедливость, равенство, законность - фундаментальные принципы существования общества с экономическими потребностями. Именно желание равенства сподвигло людей отказаться от феодальных требований.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВА И ПРАВИЛА ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
Великая французская революция позволила изменить концепцию подданства -гражданину предоставлялись права активного участия в общественной и политической жизни государства. Идея Ж.-Ж. Руссо создала предпосылки для понимания термина гражданства таким, какое оно есть сейчас [13, С. 365]. Философ считал, что в государстве весь суверенитет принадлежит народу, соот-
ветственно, и принимаемые законы должны непосредственно им приниматься. Известная теория общественного договора, составленная Ж.-Ж. Руссо, объясняет сущность государства как одно целое, которое включает личность и все ее силы в общее достояние. То есть граждане создают по добровольному соглашению государство, которое, в свою очередь, берет на себя обязанность по обеспечиванию естественных прав человека.
Декларация прав человека и гражданина 1789 года воспринимается как первый европейский документ, устанавливающий демократические начала формирования гражданского общества в государстве и уход от термина «подданный» [7]. Содержание текста основывается на историко-философских взглядах разработчиков того времени и исторических обстоятельств, потому целесообразно говорить о легитимации положений на гносеологических, онтологических, нравственных и политических началах нормативного правового акта. В частности, особый интерес в нашем исследовании представляет ст. 12 настоящего документа, где прямо указано, что гарантом соблюдения прав человека и гражданина является государственная сила, созданная в интересах всех граждан страны. С самого первого демократического документа по сей день в национальных источниках права сохраняются принципы, которые были обозначены настоящей декларацией. Например, наблюдается чёткое соответствие положений статуса гражданина в части его личной свободы. Позже французское законодательство установило основания получения гражданства иностранными гражданами: проживание во Франции в течение пяти лет, приобретение в собственность недвижимости, принятие присяги. Итак, окончательный уход от термина «подданство», исходя из примера Франции, основывался на критике личной зависимости индивида от монарха и бесправия.
Вслед за французскими идеями европейское общество начало закреплять статус гражданина вместо подданного. Отметим, что решение об «уходе» от подданства в Российском государстве было принято лишь на пороге XX века - правовой статус гражданина был закреплен Декретом ВЦИК от 10.11.1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [6]. Б.Н. Чичерин, анализируя соотношение гражданства и подданства, говорит о том, что подданный имеет лишь обязанности по отношению к государству в лице монарха, в то время как гражданин - только обязанности, но в первую очередь и права [15, С. 32]. В таком трактовании выделяется четкая связь, что подданство характеризует феодальное государство, тогда как гражданство - демократическое.
Российская империя характеризовалась своей обширностью и многонационально-стью, что, по мнению многих исследователей, являлось причиной образования сословий. Помимо сословий, куда входил исконно русский народ, выделялись инородцы - народы северо-восточной окраины страны. Исторически к этому моменту сложилось устойчивое мнение, что критерием подданного в Российском государстве является принадлежность к принятой национальной вере - православию. Стоит согласиться с В.М. Гессеном, указывающим на то, что иноземцы приравнены в этом до тех пор, пока не примут православную христианскую веру [8, С. 206]. Пётр I в первой половине XVIII века положил основу признания для браков российских подданных с инородцами в том случае, если последние вступят в вечное подданство России. Предпосылки получения подданства в этот период сводились к следующим требованиям:
- по рождению (подданным считался любой человек, рожденный от родителей, являющимися русскими подданными);
- по браку (подданным могла стать девушка-инородка в случае вступления в брак с российским подданным);
- натурализация (подданным мог стать инородец, изъявивший такое желание с последующим принятием присяги на русском или родном языке);
- оптация (подданный другой страны, территория которой, согласно международному договору, переходила к иному государству).
Ф.Ф. Кокошкин выделяет подданного как отдельно стоящий от государства статус, могущий вступать с государством в юридические правоотношения, отождествляя в своем лице элементы государственной личности [11, С. 181].
Исключительная связь подданного с государством рассматривается Н.М. Коркуновым, считавшим, что подданство только тогда имеет непосредственную принадлежность государству, когда оно связано с ним юридической связью [12, С. 498]. Данная юридическая связь складывается, во-первых, из права подданного находиться на территории своего государства, во-вторых, из взаимного права государства оказывать защиту подданному. Безусловно, правовой статус обладает не только правами, но и обязанностями. Подданный обязуется перед государством верностью, а государство перед подданным обязанностью претерпевать своего подданного на своей территории и пускать на нее. Здесь автор видит четкое различие между статусами подданного и инородца.
Рассматривая основные личные права подданного, стоит отметить, что их спектр не был широк, в основном они касались двустороннего взаимодействия подданный - государство. Это важное отличие, поскольку равенство всех граждан перед законом было невозможно из-за существования сословий в обществе: дворян, духовенства, городских обывателей, крестьян, финляндских обывателей. К примеру, дворяне имели преимуще-
ство перед другими сословиями при выборе лица на государственную должность.
Подводя итоги рассмотрения института подданства в Российском государстве, стоит отметить, что нельзя его недооценивать, так как он является важной ступенью возникновения института гражданства. Различие подданства и гражданства очевидно - многие исследователи сохраняли схожую точку зрения в концепции взаимоотношений человека и государства.
Постепенное переосмысление подданства европейскими странами сподвигло смену политических настроений в стране. Трансформация рассмотренного института происходила с учётом опыта европейских стран.
ОТ ПОДДАННОГО К ГРАЖДАНИНУ: РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Исследование истоков возникновения гражданства на нормативном уровне позволило удостовериться в отсутствии разработанных правовых положений по поводу гражданства, поскольку основные вопросы получения данного статуса разрешались на основе принадлежности человека к религии. Иными словами, единственным основанием возникновения правовой связи между государством и человеком являлось причисление к господствующей конфессии.
Монархические устои и законодательное их регулирование были отвергнуты в 1917 году, благодаря распространяющейся во всех европейских странах идее либеральных взглядов. Национальная доктрина отказалась от понятия «подданный» и сменила статус правовой связи между человеком и государством термином «гражданин».
Реформация большинства сфер государственной и общественной жизни после Великой Октябрьской революции 1917 года путём принятия ранее указанного декрета от
10.11.1917 года аннулировала прежнюю правовую систему. Все подданные Российской империи стали гражданами Российской Республики. Уничтожение всех сословий и их организаций дало мощный толчок к уравниванию прав всех граждан в государстве. Конституция РСФСР 1918 года предоставила местным Советам рассматривать дела о получении гражданства иностранными рабочими и крестьянами [2]. Это говорит о том, что впервые высший нормативно-правовой акт закрепил административную юрисдикцию по поводу правовой связи государства и человека.
Создание нового государства - СССР -позволило сформировать основные положения регулирования вопросов принятия гражданства. Утверждение принципа единого союзного гражданства не только сыграло значимую роль по отношению к нынешнему принципу единого гражданства на территории РФ, но и позволило создать дополнительные правовые гарантии равноправия граждан союзного государства. Последующее развитие законодательства по вопросам гражданства закрепило ряд важных положений, касающихся статуса гражданина в государстве:
а) граждане союзного государства, пребывая за территорией своей страны, находятся под полной его защитой и покровительством;
б) союзное гражданство является равным для всех граждан вне зависимости от оснований его приобретения;
в) тезис принадлежности лица к государству заменил тезис о правовой связи гражданина с государством.
Таким образом, провозглашение гражданства в Российском, а позже в Советском государстве ознаменовало процесс непосредственного развития и совершенствования демократических прав и свобод личности. Вне зависимости от внешнеполитических событий государство оставляло за собой обязанность
по соблюдению прав и свобод своего гражданина.
Конституция СССР 1924 года также закрепляет единое гражданство для граждан союзных республик [3]. Статус советского гражданства того времени имел некоторые особенности, касающиеся, в частности, принятия в гражданство иностранных граждан. Так, наблюдались существенные отличия между основаниями получения советского гражданства и гражданства других, капиталистических государств. Капиталистические государства считали, что иностранный гражданин может получить статус гражданина государства в том случае, если он понял государственную принадлежность, национальность, когда Советское государство считает, что для получения данного статуса необходима смена идеологических факторов и решительность в защите социалистических идей. От лиц, принимаемых в гражданство, требовалась подписка о возложении на себя обязательств по уважению и защите от посягательств установленного государственного строя. Иными словами, иностранный гражданин больше не имел никакого права на обращение по частным правовым вопросам к государству, в гражданстве которого он ранее состоял.
Еще одним подтверждением идеологизации и политизации советского гражданства являлся факт заключения брака с иностранным гражданином. Российская империя предусматривала, что лицо, заключившее брак с подданным (гражданином), автоматически становится российским гражданином, в то время как советское законодательство усматривало, что оба лица, заключившие брак, вправе оставлять добрачное гражданство. Это подтверждает тезис о том, что человек, изъявивший желание получить советское гражданство, обязан согласиться с идеологией.
Легальное определение гражданства в советской трактовке стало известно после принятия специального Закона СССР от 01.12.1978 года № 8497-!Х «О гражданстве СССР». Согласно преамбуле настоящего документа гражданство Советского государства также рассматривается как некая связь с вытекающими правами и обязанностями. Стоит отметить, что ранее законодатель предлагал оценить гражданство как политическую, а не правовую связь, что вызвало общественное осуждение.
В современной науке термин «гражданство» может иметь несколько значений в зависимости от контекста. Юридическое гражданство раскрывается в контексте правового состояния личности, с предоставлением определённых прав, обязанностей, установленных законодательством конкретного государства, что показывает своеобразную принадлежность. Юридическая составляющая соединяет в себе конституционно-правовой институт и суверенное право государства. Существует также понятие культурного гражданства, которое выходит за рамки юридического статуса и относится к личной идентичности и принадлежности к определённой культуре, языку, нации или этнической группе. Оно определяется личным опытом, идентификацией с определёнными ценностями, традициями и обычаями. Идеи социального гражданства связаны с участием и включением в общество, при получении прав на образование, здравоохранение, социальную защиту, участие в политической жизни и др. В глобальном плане существует представление о мировом гражданстве, которое предлагает смотреть на себя как на часть всеобщего сообщества, с признанием общечеловеческой принадлежности и ответственности.
Примечательно отметить, что все эти значения должны пониматься в совокупности, так как в полной мере отражают сущность рассматриваемого института.
Гражданство РФ нормативно закреплено, показывая устойчивость установленных связей. Российское гражданство существует как на территории государства, гражданином которого является человек, так и за его пределами. Гражданство не имеет территориального признака, его длительность определяется с момента получения до его прекращения.
В различные исторические периоды менялись и основания прекращения гражданства. Так, в советский период статус гражданина утрачивался после письменного заявления о выходе из гражданства. Однако нередки были случаи, когда гражданин принудительно лишался гражданства союзного государства по решению Президиума Верховного Совета СССР, чаще всего такие случаи были связаны с идейными и политическими разногласиями между доктриной и гражданином. Примером такого решения может послужить лишение Л.Д. Троцкого статуса гражданина СССР постановлением Президиума ЦИК СССР в 1932 году. Из содержания данного документа следует, что Л.Д. Троцкий занимался организацией антисоветской партии, деятельность которой напрямую противоречила действующей власти. Одновременно с лишением гражданства российскому революционеру было предъявлено решение о высылке из страны.
В нынешнем обществе, взявшем курс на обеспечение демократических прав человека, невозможно представить рассмотренное выше правоотношение по исключению правовой связи между государством и гражданином. Согласно российскому законодательству гражданин не может быть лишен российского гражданства.
Особый интерес представляют последствия распада союзного государства, отразившиеся на институте гражданства. Бывшие граждане СССР автоматически становились гражданами распавшихся республик. Одно из последствий данного процесса стало нарас-
тание внутрисемейных разногласий: часто члены одной семьи, проживавшие в разных частях СССР, оказывались гражданами иностранных государств во взаимосвязи друг с другом. Большая часть бывших граждан СССР обращались в органы власти РФ с просьбой о получении гражданства, другие же оставались на территории нового государства.
В российском праве существует понятие процедуры оптации, предоставляющее конкретному человеку возможность для определения гражданства при изменении государственных границ государств. Примером подобного явления можно провозгласить присоединение территории Крымского полуострова в 2014 году. Лица, проживающие на данной территории, имели право выбора в получении российского гражданства с возможностью оставления документа гражданина Украины. Да и в современный период примеров подобного явления и на территории России можно привести множество.
Дальнейший генезис института гражданства характеризуется с позиции его существования в суверенном Российском государстве. Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию как демократическое государство, делая упор на обеспечение принципов правового статуса гражданина [1]. В частности, это касается гарантирования со стороны государства прав и свобод человека и гражданина на основе соблюдения равноправия в обществе, а также неотъемлемости таких прав и свобод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданство есть устойчивая правовая связь человека и государства, отличающаяся от подданства своим содержанием в части взаимности такой связи. Несмотря на юридическое закрепление смысла гражданства, вопрос о его толковании остается дискуссионным в научных кругах. Наиболее популяр-
ная точка зрения о правовой природе гражданства заключается в том, что гражданство является в первую очередь правовым состоянием личности, которое обусловлено длящимся характером правоотношения с момента его приобретения до момента прекращения.
Государство защищает своего гражданина вне зависимости от места пребывания. Политическая сущность российского гражданства определяется основаниями его получения. Предпочтительную роль в этой ситуации государство отдает принципу получения гражданства на праве «почвы», поскольку небезызвестным фактом является направление демографической политики на увеличение численности населения. Одновременно с этим национальное право не исключает сохранения уже имеющегося числа граждан на своей территории, для этого отдается одновременное предпочтение принципу получения статуса гражданина по «крови».
В современный период мирового развития достаточно часто обсуждаются вопросы о передаче того или иного человека другой стране. Так, по законодательству нашего государства не может быть таких предоставлений, особенно актуален данный вопрос в связи с нарастанием террористической угрозы [14, С. 104].
Истоки нынешнего регулирования вопросов гражданства в России наблюдаются на ранних стадиях формирования подданства. Смена власти и коренные изменения в системе политической власти позволили сформировать демократичное представление о статусе гражданина. Накопленный позитивный и негативный опыт регулирования вопросов гражданства позволяет формировать соответствующую законодательную базу с целью устранения недостатков толкования института гражданства. Огромную роль в данном процессе играет Конституционный суд Российской Федерации, в компетенцию кото-
рого входит оценка соответствия правовых норм Конституции РФ [4].
Сегодня проблемы гражданства - одна из центральных тем во внешней и внутренней политике государства. Стоит отметить, что российское гражданство является сравнительно молодым институтом, поэтому его дальнейшее демократическое развитие и преобразование не имеет границ.
Библиография / References:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - № 237; СЗ РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Конституция РСФСР (принята V Всероссийским Съездом Советов на заседании от 10 июля 1918г.) (прекратила действие) // Известия ВЦИК Советов. - 1918. - № 151. -19 июля.
3. Конституция СССР (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31.01.1924 г.) (прекратила действие). - М.: Юридическое издательство Наркомюста, 1924. - 24 с.
4. По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 № 12-П // СЗ РФ. - 1996. - № 21. -Ст. 2579.
5. О гражданстве Российской Федерации: закон РФ от 28.11.1991 г. № 1948-1 (ред. от 28.12.2022) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. -Ст. 2031; 2023. - № 1 (Ч. I). - Ст. 16.
6. Об уничтожении сословий и гражданских чинов: декрет ВЦИК от 10.11.1917 г. // Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1917. - № 9. - Ст. 31.
7. Декларация прав человека и гражданина, принятая национальным собранием 27.08.1789 г. // [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/ ЭДШ/1780-
1800/Dokumenty_fr_rev_1789/text.htm?ysclid=lf 8п3т^31489939410 (дата обращения: 14.03.2023).
8. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. Т. 1. - СПб.: Типография «Правда», 1909. - 448 с.
9. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине / пер. с лат. В. Погосского; с предисл. С.А. Котляревского. - М.: [Тип. и цинк. торг. дома Мысль], 1914. - 269 с.
10. История в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера / пер. и примеч. Н.В. Ревуненковой. Под общ. ред. А.Д. Люблинской. - Л., 1978. - 312 с.
11. Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву (издание 2-е). - М.: Издание Братьев Башмаковых, типо-литография товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1912. -306 с.
12. Русское государственное право. Введение и общая часть. Т. 1 / Коркунов Н.М., проф.; Под ред. и с доп.: З.Д. Авалов, прив.-доц. С.-Петерб. ун-та, М.Б. Горенберг, К.Н. Соколов. - 8-е изд., печат. без перемен с 6-го, испр. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1914. -633 с.
13. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969 / Пер. В.С. Алексеев-Попов, Ю.М. Лотман, Н.А. Полторацкий, А.Д. Хаютин. - М.: Наука, 1969. - 703 с.
14. Цыбаков Д.Л. Современный милитаризм и международный терроризм: практические комбинации в полицентричном мире. // Известия Юго-Западного государственного
университета. Серия: История и право. -2019. - Т. 9. - № 3. - С. 104-109.
15. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. - М.: Типо-литография товарищества И.Н. Кушнерев и К°, 1894-1898. Ч. 1: Общее государственное право. - 1894. - 481 с.
1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [The Constitution of the Russian Federation] (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 №7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ, ot 14.03.2020 №1-FKZ // Rossiyskaya gazeta. - 1993. - № 237; SZ RF. - 2020. - № 11. - St.1416. (In Russ.).
2. Konstitutsiya RSFSR [The Constitution of the RSFSR] (prinyata V Vserossiyskim S"yezdom Sovetov v zasedanii ot 10 iyulya 1918g.) (prekratila deystviye) // Izvestiya VTSIK Sovetov. - 1918. - №151. -19 iyulya. (In Russ.).
3. Konstitutsiya SSSR [The Constitution of the USSR] (utverzhdena II S"yezdom Sovetov Soyuza SSR ot 31.01.1924 g.) (prekratila deystviye). - M.: Yuridicheskoye izdatel'stvo Narkomyusta, 1924. - 24s. (In Russ.).
4. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta «g» stat'i 18 Zakona Rossiyskoy Federatsii «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii» v svyazi s zhaloboy A.B. Smirnova [. In the case of checking the constitutionality of paragraph "d" of Article 18 of the Law of the Russian Federation "On Citizenship of the Russian Federation" in connection with the complaint of A.B. Smirnova]: Postanovleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 16.05.1996 №12-P // SZ RF. - 1996. - №21. -St.2579. (In Russ.). (In Russ.).
5. O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii [On citizenship of the Russian Federation]: zakon RF ot 28.11.1991 g. №1948-1 (red. ot 28.12.2022) // SZ RF. - 2002. - №22. - St. 2031; 2023. - №1 (Ch.I). - St. 16. (In Russ.).
6. Ob unichtozhenii sosloviy i grazhdanskikh chinov [On the destruction of estates and civil ranks]: dekret VTSIK ot 10.11.1917g. // Gazety Vre-mennogo Rabochego i Krest'yanskogo Pravitel'stva. - 1917. - №9. - St.31. (In Russ.).
7. Deklaratsiya prav cheloveka i grazhdani-na, prinyataya natsional'nym sobraniyem 27.08.1789 g. [Declaration of the Rights of Man and Citizen, adopted by the National Assembly on August 27, 1789] // [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/ XVIII/1780-
1800/Dokumenty_fr_rev_1789/text.htm?ysclid=lf 8n3mdf3l489939410 (Data obrashcheniya: 14.03.2023). (In Russ.).
8. Gessen V.M. (1909) Poddanstvo, yego ustanovleniye i prekrashcheniye [Citizenship, its establishment and termination]. T.1. - SPb.: Ti-pografiya «Pravda». - 448s. (In Russ.).
9. Gobbs T. (1914) Filosofskiye osnovaniya ucheniya o grazhdanine [Philosophical foundations of the doctrine of the citizen] / per. s lat. V. Pogosskogo; s predisl. S.A. Kotlyarevskogo. -M.: [Tip. i tsink. torg. doma Mysl']. - 269s. (In Russ.).
10. Istoriya v Entsiklopedii Didro i D'Alambera [History in the Encyclopedia of Diderot and D'Alembert] / per. i primech. N.V. Re-vunenkovoy. Pod obshch. red. A.D. Lyublinskoy. - L., 1978. - 312 s. (In Russ.).
11. Kokoshkin F. Lektsii po obshchemu gosudarstvennomu pravu [Lectures on General State Law] (izdaniye 2-ye). - M.: Izdaniye Brat'yev Bashmakovykh, tipo-litografiya tovari-shchestva I.N. Kushnerev i K°, 1912. - 306s. (In Russ.).
12. Russkoye gosudarstvennoye pravo. Vvedeniye i obshchaya chast' [Russian state law. Introduction and general part]. T. 1 / Korkunov N.M., prof.; Pod red. i s dop.: Z.D. Avalov, priv.-dots. S.-Peterb. un-ta, M.B. Gorenberg, K.N. Sokolov. - 8-ye izd., pechat. bez peremen s 6-go, ispr. - S.-Pb.: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1914. - 633s. (In Russ.).
13. Russo Zh.-Zh. (1969) Traktaty [Treatises]. - M., 1969 / Per. V.S. Alekseyev-Popov, Yu.M. Lotman, N.A. Poltoratskiy, A.D. Khayutin. - M.: Nauka. - 703 s. (In Russ.).
14. Tsybakov D.L. (2019) Sovremennyy mili-tarizm i mezhdunarodnyy terrorizm: prakticheski-ye kombi-natsii v politsentrichnom mire [Modern militarism and international terrorism: practical combinations in a polycentric world] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: Istoriya i pravo. - T.9. - № 3. -S.104-109. (In Russ.).
15. Chicherin B.N. (1894) Kurs gosudar-stvennoy nauki [Course of state science]. - M.: Tipo-litografiya tovarishchestva I.N. Kushnerev i K°, 1894-1898. Ch. 1: Obshcheye gosudar-stvennoye pravo. - 481s. (In Russ.).