ПРАВО
LAW
УДК 342
doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-6
Дореволюционная отечественная наука о российском подданстве (гражданстве)
Ю. Л. Шульженко1, И. Л. Данилевская2
1,2Институт государства и права Российской академии наук, Москва, Россия [email protected], [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Институт гражданства является одним из важнейших правовых институтов и представляет собой основу правового положения личности в обществе и государстве. На протяжении всей истории отечественной правовой науки продолжается изучение его содержания, особенностей, а также поиска путей совершенствования в целях оптимального отражения реальной действительности с учетом конкретного периода исторического развития. В этой связи интересен опыт, накопленный наукой русского дореволюционного государственного права по данной проблематике. Материалы и методы. Исследование основано на публикациях отечественных дореволюционных ученых. Использованы следующие методы: догматический, исторический, сравнительный. Результаты. Анализ показал наличие у дореволюционных ученых интересных подходов в изучении различных аспектов юридической природы института гражданства. Выводы. В современной модели российского института гражданства нашла отражение практика законодательного регулирования этих вопросов конституционно-монархического периода нашей истории, а также учтен и используется научный и практический опыт, накопленный наукой русского дореволюционного государственного права по данной проблематике.
Ключевые слова: российское подданство, российское гражданство, отечественная дореволюционная наука государственного права, правовой статус личности
Для цитирования: Шульженко Ю. Л., Данилевская И. Л. Дореволюционная отечественная наука о российском подданстве (гражданстве) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 4. С. 82-93. doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-6
Pre-revolutionary national science on Russian citizenship
Yu.L. Shul'zhenko1, I.L. Danilevskaya2
12 Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia [email protected], [email protected]
Abstract. Background. The institution of citizenship is one of the most important legal institutions and represents the basis of the legal status of an individual in society and the
© Шульженко Ю. Л., Данилевская И. Л., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
state. Throughout the history of domestic legal science, the study of its content, features, as well as the search for ways to improve it continues in order to optimally reflect reality, taking into account a specific period of historical development. In this regard, the experience accumulated by the science of Russian pre-revolutionary state law on this issue is interesting. Materials and methods. The article is based on publications of domestic pre-revolutionary scientists. Methods of the research are dogmatic, historical, comparative. Results. The analysis showed that pre-revolutionary scientists had interesting approaches to studying various aspects of the legal nature of the institution of citizenship. Conclusions. The modern model of the Russian institution of citizenship reflects the practice of legislative regulation of these issues of the constitutional-monarchical period of our history, and also takes into account and uses the scientific and practical experience accumulated by the science of Russian pre-revolutionary state law on this issue.
Keywords: russian citizenship, Russian citizenship, domestic pre-revolutionary science of state law, legal status of the individual
For citation: Shul'zhenko Yu.L., Danilevskaya I.L. Pre-revolutionary national science on Russian citizenship. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(4):82-93. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-6
Для развития гражданского общества любого государства, для совершенствования его политической системы, государственного строительства института гражданства правовая взаимосвязь гражданина и государства остается основой правового статуса личности в государстве. Как отмечал русский мыслитель и правовед И. А. Ильин, государство существует в лице граждан, которые как организованное политическое единство составляют само государство [1, с. 343].
Институт отечественного гражданства - это, пожалуй, один из самых динамичных институтов как в теоретическом, так и в практическом плане. То же самое относится и к законодательству в этой области. Данные вопросы нашли свое отражение в большей или меньшей степени еще в Соборном Уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича; указах и манифестах 1721 г. Петра I; в законе 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцам русского подданства» периода абсолютной монархии в России; в Постановлении Временного Правительства 1917 г. «Об отмене вероисповедания и национальных ограничений» периода буржуазной республики в России. Вопросы гражданства в той или иной мере регулировались всеми советскими конституциями. В 1917-1921 г. был принят также ряд правовых актов, касающихся гражданства. Например, Декрет ВЦИК РСФСР «О приобретении прав российских граждан» 1918 г.; Временные правила «О порядке выхода из российского гражданства лиц, проживающих на территории Российской Республики и желающих вступить в украинское гражданство, и о регистрации российских граждан, проживающих на территории Украины» 1918 г.; Декрет СНК РСФСР «О принятии иностранцев в российское гражданство» 1921 г. После образования СССР в 1922 г. республиканское законодательство о гражданстве дополняется союзным законодательством комплексного плана. Это были первоначально Положения о союзном гражданстве (СССР). Они
принимаются в 1924, 1930, 1931 г. В 1938 г. - первый в истории закон о гражданстве социалистического характера, в 1978 г. - второй и в 1990 г. -третий, последний Закон о гражданстве СССР. 1991 г. - год принятия первого в истории России Закона «О гражданстве РСФСР», 2002 г. - второго Закона «О гражданстве РФ»1. Следует отметить, что с того времени по сегодняшний день различными органами было принято и значительное количество правовых актов, касающихся проблематики отечественного гражданства. Это, например, законы, вносящие изменения в Закон о гражданстве РФ 2002 г., от 13 июля 2020 г., от 16 сентября 2022 г. и др., акты Правительства, например Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила выплаты компенсаций транспортных расходов участников Программы по оказанию содействия добровольно переселяющихся в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» 2008 г.; многочисленные указы Президента РФ2.
26 октября 2023 г. вступает в силу новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»3. Основная цель - комплексное урегулирование отношений в сфере гражданства с учетом современного развития данного института. Несколько слов о его новшествах. Прежде всего, важное значение имеет тот факт, что закон сохранил концептуальное понимание российского гражданства как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей. В результате обновления института признания гражданства, ставшего самостоятельным основанием приобретения гражданства, гражданство могут приобрести: граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 г., а также те из них, кто не проживал постоянно на территории РФ по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в РФ, при условии, что они родились в РФ (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территории РФ); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией РФ и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети.
1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
2 Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке : указ Президента РФ N° 183 от 24 апреля 2019 г. // Собрание законодательства РФ. 2019. № 17. Ст. 2017 ; О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» : указ Президента РФ № 330 от 30 мая 2022 г. // Собрание законодательства РФ. 2022. № 23. Ст. 3764.
3 О гражданстве Российской Федерации : федер. закон № 138-ФЗ от 28 апреля 2023 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru
Закон расширил перечень оснований приобретения гражданства РФ, в частности в результате выбора гражданства РФ при изменении ее Государственной границы (оптации). Увеличены полномочия Президента нашей страны в данной области: так, в определенных случаях он принимает решения о прекращении гражданства РФ и согласовывает отдельные решения о его прекращении, принятые другими уполномоченными органами. Сокращено количество требований к отдельным категориям лиц при приеме их в гражданство РФ и признании российскими гражданами. Институт признания гражданином распространен на более широкий круг лиц.
Перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства РФ, расширен (среди этих преступлений дезертирство, шпионаж, контрабанда наркотических и психотропных средств, реабилитация нацизма, бандитизм, дискредитация вооруженных сил, организация массовых беспорядков и др.). В целях противодействия угрозе национальной безопасности при совершении преступлений и действий, создающих угрозу национальной безопасности, по отношению к процедуре прекращения гражданства не применяется срок давности. Уточнены отдельные процедуры, связанные с приобретением гражданства РФ1. Новый закон вводит институт прекращения российского гражданства. В частности, основанием для прекращения гражданства, полученного в результате принятия в гражданство РФ или признания гражданином РФ, является совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности РФ.
Российское общество развивается, опираясь на накопленный отечественный исторический опыт, ценности и традиции, являющиеся нашим преимуществом, особенно в современных реалиях. Это в полной мере относится к институту отечественного гражданства. Особый интерес здесь представляют труды отечественных ученых. Важно отметить и то, что осмысление практики российского государственного строительства и опыт, накопленный наукой русского дореволюционного государственного права, в частности исследования отечественных дореволюционных правоведов, прежде всего конституционно-монархического периода и периода буржуазной республики нашей истории, представляет несомненный исследовательский интерес. Сразу же подчеркнем, что к этому вопросу обращались немногие.
В своем фундаментальном, эталонном труде 1909 г., целиком посвященном вопросам подданства, его автор - профессор В. М. Гессен - отмечал их недостаточную проработанность в науке публичного права [2, с. IX]. Разработка тематики гражданства и в советское время особо не приветствовалась [3, с. 8].
Дореволюционная отечественная наука изучала соотношение терминов подданства и гражданства. В эпоху абсолютных западноевропейских монархий возникает термин «подданство», но не как принадлежность к государству, а как бесправие личности по отношению к абсолютному монарху.
1 О гражданстве Российской Федерации : федер. закон № 138-Ф3 от 28 апреля 2023 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru
В дальнейшем на понимание и употребление данного термина повлияла форма правления в каждом конкретном государстве: подданные при монархическом правлении, граждане - при республиканском [2, с. 123].
Истоки признания термина «подданство» современные российские ученые находят в специальной главе «О посадских людях» Соборного Уложения 1649 г. Затем на официальном уровне этот термин употребляется Высочайшим манифестом 1721 г. в отношении пленных шведов, Сенатским указом 1747 г. «О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягнуть на вечное подданство России», Манифестом от 1 января 1807 г., разрешившим вступать в купеческие гильдии иностранцам [4, с. 123-124].
Отметим также и сословные начала, разделявшие подданных на несколько отдельных разрядов, пользующихся особыми правами. По мнению известного государствоведа Н. М. Коркунова, сословный строй, заимствованный с Запада в эпоху слепого подражания всему иностранному, являлся остатком совершившихся в XVIII в. попыток привить к русской жизни начала западно-европейского сословного строя, чуждого русской жизни и нашей истории [5, с. 260-262].
Исследователями отмечается противопоставление понятий «подданство» и «гражданство», основанное на конкуренции монархической и республиканской форм правления. На фоне равного статуса личности при гражданстве подданство стало выглядеть недемократичной формой, в которой присутствует различного рода дифференциация [4, с. 83-84].
Обратим внимание в первую очередь на подходы, позиции «ранних», «первопроходцев» на узловой вопрос о понятии подданства, гражданства. При этом заметим, что хотя в научной отечественной литературе XIX в. давались различные их определения, в большинстве случаев отмечалась их идентичность [6, с. 153]. Например, А. Д. Градовский под подданством и гражданством понимал «совокупность отношений, связывающих человеческую личность исключительно с данной страной и ее правительством» [7, с. 193]. По мнению М. И. Свешникова, под понятия «подданство» или «гражданство» подходят совокупность юридических отношений, «определяющих принадлежность данного человека к определенной стране, государству» [8, с. 91-92]. Рассмотрим подход Б. Н. Чичерина. Ученый пишет: «Принадлежность лица к государству носит различные названия. Она именуется подданством в отношении к верховной власти, которой подчиняется гражданин, правом гражданства относительно приобретенных прав» [9, с. 196]. Эти два термина Б. Н. Чичерин называл единым понятием, но с преобладанием обязанностей при подданстве и прав при гражданстве.
Далее обратим внимание на позиции по данным вопросам отечественных дореволюционных ученых XX в., в первую очередь В. М. Гессена. Его ключевое, основополагающее обоснование сводилось к наличию правоотношения между государством и индивидуумом, где субъект публичных прав и обязанностей является гражданином. Интересен подход ученого о принадлежности к государству (Staatsmitgliedschaft, Staatsangehörigkeit), которая, являясь необходимым предположением статуса гражданства - это юридический
факт, «влекущий за собою возникновение совокупности публично-правовых отношений между индивидом и государством, - носит техническое название подданства» [2, с. 4].
По мысли В. М. Гессена, подданство следует рассматривать как личную принадлежность индивида к государству. Она не зависит от места пребывания. Если подданный находится за границей, он подчиняется нормам отечественного правопорядка, а иностранец определяется двумя правопоряд-ками - отечественным и территориальным, но с учетом международного права [2, с. 108-109].
Роль личности в приобретении подданства В. М. Гессен оценивал с критических позиций, отмечая, что и для прекращения подданства необходимо не только желание подданного, но и согласие государства. Он полагал, что свобода экспатриации как право индивида не обусловлена договорной теорией подданства [2, с. 248-249, 252].
Актуальным и сегодня является подход В. М. Гессена в отношении национального начала в основе подданства. Он заключается в необходимости стремления государства к национальному единству, в котором присутствует национальное самосознание нации и ее культурная общность [2, с. 265]. Небезынтересно, что в то время законодательно учитывалась национальная ассимиляция. Ученый приходил к важному выводу о возможной враждебности, чуждости иностранцев в национальном отношении, которые против их воли введены в состав народа [2, с. 268]. И в наши дни вопрос национального разнообразия в государстве требует постоянного внимания.
Выразил свою позицию по данной проблематике известный профессор-административист А. И. Елистратов. Прежде всего он представил определение подданства - «принадлежность лица к государству» и гражданства - «обладание публичными и, в частности, политическими правами» [10, с. 17-18]. Именно в наличии политических прав только у гражданина профессор А. И. Елистратов видел различие в понимании этих терминов.
Обратим здесь внимание на взгляды известного государствоведа А. А. Жилина по исследуемой нами проблематике. Спорным был вопрос об иностранцах, не являющихся подданными государства, на территории которого проживают. А. А. Жилин считал, что в этом случае имеет место лишь территориальное верховенство государства, в то время как подданные, даже находясь вне пределов своего государства, должны подчиняться его законам [11, с. 114-115].
Государствовед, профессор Л. А. Шалланд констатировал признание российским законодательством принципа jus sanguinis, одной из двух систем получения подданства. При этом в ряде государств применялась смешанная система и предоставлялось право выбора подданства детям по достижению ими совершеннолетия [12, с. 29-30]. Дети иностранцев, прижитые в России jus jure, русскими подданными не становились, однако по достижении совершеннолетия и в случае окончания курса в русских высших или средних учебных заведениях они имели право в течение года принять подданство России [10, с. 338-339]. В чем же состояла специфика прекращения русского
подданства? В случае выхода русской подданной замуж за иностранца русское подданство прекращалось ipso jure. Лишением всех прав состояния и вечным изгнанием из пределов государства наказывался самовольный переход в иностранное подданство, самовольное возвращение в Россию наказывалось ссылкой на поселение [10, с. 340].
По мнению профессора-государствоведа Н. О. Куплеваского, в основе подданства и гражданства существует обязанность верховенства и подчинения, однако подчинение еще не означает подданство. «Подчиняться власти данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанной на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений» [13, с. 124]. Ф. Ф. Кокошкин заключал, что подданные являются субъектами обязанностей по отношению к государству, а граждане - это субъекты прав по отношению к государству [14, с. 181-184]. Одним из признаков отличия подданных от иностранцев он называет наличие у первых политических прав.
Как и сегодня, в центре внимания была тема двойного гражданства (подданства) и безгражданства. В целом, мнения отечественных ученых-юристов в отношении множественности подданства были отрицательными. Например, А. Д. Градовский называл множественное подданство ненормальным явлением, которое противоречит понятию государства. Он был убежден, что у человека может быть только одно политическое обязательство [7, с. 193-194]. Аналогичное мнение высказывал В. В. Сокольский, подчеркивая, что множественное гражданство ненормально для современного развитого государственного строя [15, с. 152-153]. Ссылаясь на международный оборот, В. М. Гессен находил непримиримое противоречие с юридической природой подданства в состоянии двуподданства [2, с. 394]. Действительно, в этом регулировании главенствующую роль играли международно-правовые нормы. Вместе с тем очевидно, что у каждого независимого государства имеются свои политические интересы, с учетом которых оно осуществляет законодательную регламентацию подданства [16, с. 473]. В. М. Гессен подчеркивал роль международного права в устранении законодательных конфликтов [2, с. 147], однако практика сложилась иначе: законодательство ряда стран стало регламентировать нормы о наличии двойного, множественного гражданства, принимались и международные правовые акты. Заметим, что данный вопрос остается и по сей день сложным и спорным.
В России подданство устанавливалось по закону или путем особого административного распоряжения. По закону оно связывалось с моментом рождения и браком. На основе административного распоряжения российское подданство устанавливалось путем натурализации или в упрощенном порядке. Н. М. Коркунов здесь использовал термин «укоренение». Обосновывал это тем, что «записывание русских и весьма удобное выражение для определения натурализации из Систематического Свода существовавших тогда законов». Мы встречаем в дореволюционной литературе определение натурализации: «Добровольное вступление в подданство государства». По Н. М. Коркунову,
«укоренения есть принятие государством в свое подданство лица, не имеющего на то права» [5, с. 270]. Как отмечают исследователи, российское законодательство второй половины XIX - начала XX в., регламентируя условия натурализации, уравнивало статус приобретенного и прирожденного подданства в целях ликвидации слоя «неполноценных» граждан или привилегированных иностранцев [17, с. 9-10].
Обратим особое внимание на упрощенный порядок приема в российское подданство (натурализацию) в связи с его актуальностью в наши дни. В XVШ в. и до середины XIX в. сложностей в получении русского подданства у иностранцев не было. До 1864 г. это связывалось лишь с принятием присяги: любой приезжий иностранец принимался в российское подданство по усмотрению губернского правления. Закон от 10 февраля 1864 г. несколько ужесточил данное правило [18]. В связи с этим в научной литературе было выделено два рода натурализации - обыкновенная и укороченная (чрезвычайная) [7, с. 207; 19, с. 450]. Обыкновенная натурализация состояла в том, что иностранец, желающий принять русское подданство, должен был предварительно поселиться в пределах русского государства и прожить не менее пяти лет. Право водворения приобретается заявлением местному губернаторскому начальству и получением от него свидетельства, затем принималась присяга.
Для каких же категорий предусматривались сокращенные сроки принятия в русское подданство? Так, по решению министра внутренних дел, срок сокращался для иностранцев, оказавших особые услуги России, известных талантами и научными познаниями или поместивших капиталы в общеполезные русские предприятия. Это касалось и детей. Во-первых, детей русских подданных, бывших замужем за иностранцами, но овдовевших и разведенных, во-вторых, детей иностранцев, прижитых и получивших воспитание в России. Дети, родившиеся за границей, приобретали право на принятие присяги на русское подданство в том случае, если окончили курс наук в русских высших и средних учебных заведениях или в течение года до достижения ими совершеннолетия поступали на русскую службу. Отметим, что для иностранцев, состоявших на русской службе, не предусматривалось никаких сроков для принятия в русское подданство, как и для прекративших брак с иностранцем русских подданных (или факта смерти супруга-иностранца).
Таким образом, упрощенный порядок приема в российское подданство основывался прежде всего на соображениях экономического характера - привлечения в нашу страну высококвалифицированных иностранцев. Это подчеркивалось как дореволюционными, так и советскими учеными-юристами. Так, Д. А. Гайдуков в 40-х гг. прошлого века отмечал, что «существование упрощенной процедуры натурализации в XVIII в. и первой половине XIX в. объясняется стремлением русского правительства по соображениям, главным образом, экономического характера привлечь иностранные элементы в состав населения России [20, с. 9]. Реальная действительность 60-70-х гг. XIX в. подтвердила правильность политики по привлечению иностранцев,
иностранного капитала в Россию, чью значительную роль отмечали специалисты [2, с. 389].
С первых дней советской власти ей пришлось решать важнейшие задачи по возвращению всех российских подданных на родину, привлечению всех тех, кто готов способствовать росту ее экономического потенциала. Важная роль здесь отводилась институту упрощенного порядка принятия в советское гражданство. Вместе с тем отношение к нему в разные периоды носило различный характер. В первых актах порядок носил упрощенный характер, например в Положениях 1924, 1930 и 1931 г. Закон о гражданстве СССР 1938 г. уже не содержал позиции об упрощенном порядке приема в советское гражданство. Но ряд последующих Указов Президиума Верховного Совета СССР свидетельствовали о практическом его восстановлении. Не предусматривался упрощенный порядок приема в гражданство СССР Законами о гражданстве СССР 1978, 1990 г. Прием в гражданство в виде регистрации, регламентированный Законом о гражданстве РСФСР 1991 г., по существу, представлял форму упрощенного порядка как способа приобретения гражданства.
Закон о гражданстве РФ 2002 г. устанавливает упрощенный порядок приема в российское гражданство, посвятив данному вопросу отдельную ст. 14. Его практическое применение связывалось первоначально с необходимостью роста населения страны, привлечения в нее высококвалифицированных кадров. Следует также отметить, что имело и имеет место враждебное отношение к русским, всему русскому в ряде государств. Отсюда со стороны РФ принимаются меры по привлечению данных лиц, иностранцев, лиц без гражданства, в нашу страну. Важная роль отводится и здесь институту упрощенного порядка. В последние годы он также востребован в связи с вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов. Главная цель принимаемых законодательных решений - защита прав и свобод человека.
Таким образом, институт упрощенного порядка приема в российское гражданство, имевший место еще в дореволюционной России, находится в наши дни в постоянном развитии. Он весьма актуален, востребован и сегодня и играет положительную роль. Его совершенствование идет главным образом в направлении расширения круга лиц, имеющих право пользоваться им, упрощения его процедуры, оказания всесторонней поддержки тех, кто приобрел свою новую Родину [21, с. 30]. Свидетельством этого является и новый Федеральный закон о гражданстве 2023 г. Он дополнительно распространил, например, упрощенный порядок приема в российское гражданство на тех, кто окончил с отличием российские аккредитованные вузы; кто имеет родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих на территории, относящейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы РФ); получали российское гражданство в упрощенном порядке не только те, кто родился в РСФСР, но и те, кто постоянно там проживал.
Список литературы
1. Ильин И. А. Родина и мы. Статьи. Смоленск : Посох, 1995. 512 с.
2. Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение. СПб. : Правда, 1909. Т. 1. 448 с.
3. Кутафин О. Е. Российское гражданство. М. : Юрист, 2003. 587 с.
4. Овсепян Ж. И. Гражданство России (общетеоретическое, историческое и конституционно-правовое исследование). Ростов-н/Д. : Южный Федеральный Университет, 2008. 319 с.
5. Коркунов Н. М. Русское государственное право : в 2 т. Т. 1. Введение и общая часть. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. 573 с.
6. Шульженко Ю. Л., Шульженко Д. Ю. Наука русского государственного права второй половины XIX века. М. : Институт государства и права РАН, 2010. 184 с.
7. Градовский А. Д. Собрание сочинений : в 9 т. Т. 7. Начала русского государственного права : в 3 ч. Ч. 1. О государственном устройстве. СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1875. 433 с.
8. Свешников М. И. Русское государственное право. Пособие к лекциям : в 2 ч. Ч. 1. Общее государственное право. СПб. : Типо-лит. Б. М. Вольфа. 1897. 51 с.
9. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М. : Т-во Типо-литография И. Н. Кушнерев и Ко, 1894. 481 с.
10. Елистратов А. И. Государственное право : пособие к лекциям. М., 1912. 360 с.
11. Жилин А. А. Учебник государственного права (Пособие к лекциям). Ч. 1. Общее учение о государстве в связи с основными началами иностранного государственного права. Петроград : Тип. Б. М. Вотльфа, 1916. 429 с.
12. Шалланд Л. А. Русское государственное право. Юрьев : Изд. студ. юристов, 1908. 269 с.
13. Куплеваский Н. О. Русское государственное право : в 2 т. Харьков : А. Дредер, 1902. Т. 1. 354 с.
14. Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М. : Башма-ковы, 1912. 306 с.
15. Сокольский В. В. Краткий учебник русского государственного права. Одесса : Экономическая типография, 1890. 334 с.
16. Шульженко Ю. Л. Отечественная наука государственного права (1905 г. - октябрь 1917 г.). М. : ИГР РАН, 2012. 509 с.
17. Николаев В. Б. Подданство Российской Империи: его приобретение и прекращение (историко-правовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. 28 с.
18. Свод законов Российской Империи, повелением государя императора Николая первого составленный : в 16 т. Т. IX. Законы о состояниях (Свод законов о состояниях). Ч. 2. С 1 января 1864 года по 31 декабря 1867 года. СПб., 1868. 852 с.
19. Ивановский В. В. Учебник государственного права. 4-е изд. Казань, 1913. 500 с.
20. Гайдуков Д. А. Гражданство СССР. М. : Издательство Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1940. 56 с.
21. Шульженко Ю. Л. Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации // Государство и право. 2023. № 7. С. 17-30.
References
1. Il'in I.A. Rodina i my. Stat'i = Motherland and us. Articles. Smolensk: Posokh, 1995:512. (In Russ.)
2. Gessen V.M. Poddanstvo, ego ustanovlenie i prekrashchenie = Citizenship, its establishment and termination. Saint Petersburg: Pravda, 1909;1:448. (In Russ.)
3. Kutafin O.E. Rossiyskoe grazhdanstvo = Russian citizenship. Moscow: Yurist, 2003:587. (In Russ.)
4. Ovsepyan Zh.I. Grazhdanstvo Rossii (obshcheteoreticheskoe, istoricheskoe i konsti-tutsionno-pravovoe issledovanie) = Citizenship of Russia (general theoretical, historical and constitutional legal research). Rostov-on-Don: Yuzhnyy Federal'nyy Universi-tet, 2008:319. (In Russ.)
5. Korkunov N.M. Russkoe gosudarstvennoe pravo: v 2 t. T. 1. Vvedenie i obshchaya chast' = Russian state law: in 2 volumes. Volume 1. Introduction and general part. Saint Petersburg: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1901:573. (In Russ.)
6. Shul'zhenko Yu.L., Shul'zhenko D.Yu. Nauka russkogo gosudarstvennogo prava vtoroy poloviny XIX veka = The science of Russian state law of the second half of the 19t century. Moscow: Institut gosudarstva i prava RAN, 2010:184. (In Russ.)
7. Gradovskiy A.D. Sobranie sochineniy: v 9 t. T. 7. Nachala russkogo gosudarstvennogo prava: v 3 ch. Ch. 1. O gosudarstvennom ustroystve = Collected essays: in 9 volumes. Volume 7. Beginnings of Russian state law: in 3 parts. Part 1. On the government structure. Saint Petersburg: Tip. M.M. Stasyulevicha, 1875:433. (In Russ.)
8. Sveshnikov M.I. Russkoe gosudarstvennoe pravo. Posobie k lektsiyam: v 2 ch. Ch. 1. Obshchee gosudarstvennoe parvo = Russian state law. Lecture guide: in 2 parts. Part 1. General state law. Saint Petersburg: Tipo-lit. B.M. Vol'fa. 1897:51. (In Russ.)
9. Chicherin B.N. Kurs gosudarstvennoy nauki = Government Science Course. Moscow: T-vo Tipo-litografya I.N. Kushnerev i Ko, 1894:481. (In Russ.)
10. Elistratov A.I. Gosudarstvennoe pravo: posobie k lektsiyam = State law: lecture guide. Moscow, 1912:360. (In Russ.)
11. Zhilin A.A. Uchebnik gosudarstvennogo prava (Posobie k lektsiyam). Ch. 1. Obshchee uchenie o gosudarstve v svyazi s osnovnymi nachalami inostrannogo gosudarstvennogo prava = Textbook of state law (lecture guide). Part 1. General doctrine of the state in connection with the basic principles of foreign state law. Petrograd: Tip. B.M. Votl'fa, 1916:429. (In Russ.)
12. Shalland L.A. Russkoe gosudarstvennoe parvo = Russian state law. Yur'ev: Izd. stud. yuristov, 1908:269. (In Russ.)
13. Kuplevaskiy N.O. Russkoe gosudarstvennoe pravo: v 2 t. = Russian state law: in 2 volumes. Kharkov: A. Dreder, 1902;1:354. (In Russ.)
14. Kokoshkin F.F. Lektsii po obshchemu gosudarstvennomu pravu = Lectures on general state law. The 2nd ed. Moscow: Bashmakovy, 1912:306.
15. Sokol'skiy V.V. Kratkiy uchebnik russkogo gosudarstvennogo prava = A short textbook of Russian state law. Odessa: Ekonomicheskaya tipografiya, 1890:334. (In Russ.)
16. Shul'zhenko Yu.L. Otechestvennaya nauka gosudarstvennogo prava (1905 g. - oktyabr' 1917 g.) = National science of state law (1905 - October 1917). Moscow: IGR RAN, 2012:509. (In Russ.)
17. Nikolaev V.B. Citizenship of the Russian Empire: its acquisition and termination (historical and legal analysis). PhD abstract. Nizhniy Novgorod, 2008:28. (In Russ.)
18. Svod zakonov Rossiyskoy Imperii, poveleniem gosudarya imperatora Nikolaya pervogo sostavlennyy: v 16 t. T. IX. Zakony o sostoyaniyakh (Svod zakonov o sostoyaniyakh). Ch. 2. S 1 yanvarya 1864 goda po 31 dekabrya 1867 goda = Code of laws of the Russian Empire, compiled by order of Emperor Nicholas I: in 16 volunes. Volume 9. Laws on fortunes (Code of laws on fortunes). Part 2. From January 1, 1864 to December 31, 1867. Saint Petersburg, 1868:852. (In Russ.)
19. Ivanovskiy V.V. Uchebnik gosudarstvennogo prava = Textbook of state law. The 4th ed. Kazan, 1913:500. (In Russ.)
20. Gaydukov D.A. Grazhdanstvo SSSR = Citizenship of the USSR. Moscow: Izdatel'stvo Vedomosti Verkhovnogo Soveta RSFSR, 1940:56. (In Russ.)
21. Shul'zhenko Yu.L. Simplified procedure for admission to citizenship of the Russian Federation. Gosudarstvo i parvo = State and law. 2023;(7):17-30. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Юрий Леонидович Шульженко доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник, исполняющий обязанности заведующего сектором конституционного права и конституционной юстиции, Институт государства и права Российской академии наук (Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10)
E-mail: [email protected]
Yuriy L. Shul'zhenko Doctor of juridical sciences, professor, honored lawyer of the Russian Federation, principal researcher, acting head of the sector of constitutional law and constitutional justice, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (10 Znamenka street, Moscow, Russia)
Инна Леонидовна Данилевская
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции, Институт государства и права Российской академии наук (Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10)
E-mail: [email protected]
Inna L. Danilevskaya Candidate of juridical sciences, senior researcher of the sector of constitutional law and constitutional justice, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (10 Znamenka street, Moscow, Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 11.09.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 24.10.2023 Принята к публикации / Accepted 09.11.2023