Philosophy
УДК 101.1
DOI 10.21661/r-114475
Г.В.Баранов
Особенности становления философии России
Аннотация
В данной статье исследуется основное содержание проблем и достижений философии России на начальной стадии её истории; характеризуются актуальные достижения российской философии в их значении для современной гуманитарной культуры.
| Ключевые слова: философия, гуманитарная культура, история философии, древнерусская философия.
G.V. Baranov
Features of formation of philosophy of Russia
Abstract
In article the main content of problems and achievements of philosophy of Russia on initial stage of its history is researched; urgent achievements of the Russian philosophy in their value for modern humanitarian culture are characterized.
| Keywords: emotives, philosophy, humanitarian culture, philosophy history, Old Russian philosophy.
Философия России, или российская философия занимает значительное место в российской гуманитарной культуре. Существует множество авторских исследований проблематики российской философии разных периодов её развития с разной степенью адекватности и полноты знаний, например [1-3]. По мнению автора статьи: «Российская философия, или русская философия - исторический тип философии, существующий с XI века по настоящее время в системе русскоязычной культуры» [4, с. 116; 5, с. 126].
Российская философия возникает исторически поздно, но за короткий срок вышла на уровень мировой значимости. Национальность философа не имеет для русской философии значения. В составе российской философии представлены концепции философов различных направлений и парадигм: православная философия и светская атеистическая философия, российская философия периодов традиционного феодального общества, капитализма и социализма, современного постиндустриального общества. Содержание основных концепций философов России представлено в форме философских практикумов Г.В. Баранова [6-9].
Периодизация эволюции российской философии: I период - XI-XVII века - становление русской философии на основе византийской православной культуры; II период - XVIII век - первая четверть XIX века -формирование российской философии на основе усвоения западноевропейской культуры; III период - вторая четверть XIX века - начало ХХ века - прогрессивная эволюция в многообразии парадигм, гипотез и концепций; IV период - XX-XXI века - эволюция российской философии на уровне международных стандартов.
Период XI-XVII века - становление российской философии, связанное с принятием информации византийского (восточного) варианта христианства [10; 11].
По мнению специалистов, период становления российской философии в XI-XVII вв. необходимо обозначить термином «древнерусская философия». Основным существенным признаком содержания понятия древнерусской философией, учитывая критерий исторических фактов, является знание о множестве концепций и мыслей, гипотез и художественных образов, содержащихся в текстах, памятниках архитектуры и искусства российского государства в период XI-XVII веков.
Философия
Основной метод изложения философских знаний данного периода был метод художественного творчества, или - платоновский метод, сократовский метод, эстетический способ философствования. Для художественного метода выражения мировоззренческих философских и иного класса мыслей существенны не логически организованные точные понятия [12, с. 26-27], а абстрактные информационные «духовные» смыслы (значения).
По критерию фактов «духовность» смыслов первых текстов российской философии сводилась к популяризации в формирующейся информационной культуре России текстов и содержания византийской (восточной) христианской культуры. В частности, первые специалисты по информационной культуре России приезжали на работу из Болгарии, Греции и иных регионов Юго-Восточной Европы. По мнению специалистов, первые существенные философские мысли предложил в первой половине XI в. древнерусский мыслитель-священник, известный под именем Илларион, прибывший на работу в древнерусское государство из Болгарского царства (Болгарии).
В период 1037-1050 гг. священник Илларион написал статью «Слово о законе и благодати». Содержание данной статьи Иллариона посвящено публицистическому изложению незначительной ценности юридического закона и высокой ценности «благодати» в её византийском христианском значении, а также положительной оценке распространения византийского христианства на территорию Древнерусского государства. Специалисты по истории российской философии оценивают Иллариона «первым философом России». Илларион впервые обосновал в информационной культуре России гипотезы философии ценностей и философии общества: истинная религиозная вера - это византийский вариант христианства; Древнерусское государство должно быть самодержавной (княжеской) и восточной (византийской) христианской.
Для периода становления российской философии характерны первые тексты философии политики, государства и права [13; 14]. В частности, в XV веке была создана философская политическая концепция (доктрина, теория) «Москва - Третий Рим». Разработчики концепции - митрополит Зосима, монах (старец) Филофей. Митрополит Зосима в 1492 г. предложил гипотезу о перемещении центра истинных государственности и религиозной веры из столицы Византии - г. Константинополь (Царьград) - в столицу России - г. Москва. Доказательство и обоснование концепции произвёл монах (старец) Филофей в статьях («посланиях»), названных «Филофеев цикл» и опубликованных в период 1520-1530 годов.
Концепция «Москва - Третий Рим» - система утверждений и доказательств о единстве православия и Российского государства как единых фундаментальных формах поддержания истинной религии в культуре человечества. Эта концепция относится к философии политики, т.к. её смысл политический - доказать, что самодержавие России вечно, абсолютно полезно для народа; оно существует вместе с религией православия; по отношению к миру европейской культуры Россия и православие есть лидеры истинной религии и истинной правды жизни. «Первый Рим» - г. Рим в Римской Империи, в котором в IV веке христианство было признано официальной, а затем - единственной государственной религией. «Второй Рим» - это город Константинополь (Царьград) в Византии, уничтоженный в 1453 г. в результате победы турецкой армии в войне с государством Византийской империи.
В период становления российской философии создаются тексты по проблемам гносеологии и логики [15; 16], происходит совершенствования системы образования. В 1687 г. создаётся первое в России высшее учебное заведение с названием «Славяно-греко-латинская академия». Первый российский вуз находился в г. Москве в специально построенном здании. В созданном вузе впервые в России началось преподавание философии в течение трёх лет на уровне высшего класса. В первом российском вузе учебные дисциплины преподавались на греческом и латинском языках на трёх уровнях: низший класс, средний класс, высший класс. Первыми руководителями и преподавателями первого вуза России в течение 1687-1694 гг. были греческие монахи братья Иоаникий и Софроний Лихуды; они получили образование в Падуанском университете в Италии и приехали на работу в Россию в 1685 г. До основания Московского университета в 1755 г. Славяно-греко-латинская академия была единственным вузом России, где преподавалась философия. В 1814 г. академия получила название - Московская духовная академия и переведена на территорию Троице-Сергиевой лавры.
Выпускник Славяно-греко-латинской академии Пётр Постников был послан на двухгодичную учёбу в Падуанский университет и после его окончания в 1694 г. получил учёную степень доктора философии. П.В. Постников является первым российским доктором философии.
В период становления российской философии были определены её основные проблемы: социальная обусловленность гуманитарной культуры [17; 18], уникальность человека [19; 20], смысл цивилизации [21; 22].
Литература
1. Баранов Г.В. Философия: Учебно-методическое пособие для вузов. - Омск: Агентство Курьер, 2002. - 291 с.
2. Баранов Г.В. Исторические типы философии: Учебное пособие. - Омск: ОмГАУ, 1995. - 76 с.
3. Баранов Г.В. Фактор философии в культуре общества / Г.В. Баранов // Гуманитарные науки: Коллект. науч. монография / Под ред. Н.Р. Красовской. - М.: Изд. Интернаука, 2016. - Т. 1. - Глава 2. - С. 30-46.
68 Интерактивная наука | 9 • 2016
Philosophy
4. Баранов Г.В. Философия в культуре: Монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - 280 с.
5. Баранов Г.В. Философия: словарь понятий: Учебное пособие. - 3-е изд., доп. - Омск: Сфера, 2004. - 163 с.
6. Баранов Г.В. Практикум по философии: часть 1: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - Т. 1. - 372 с.
7. Баранов Г.В. Практикум по философии: часть 2: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - Т. 2. - 360 с.
8. Баранов Г.В. Проблема бытия в философии: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 160 с.
9. Баранов Г.В. Проблема познания в философии: практикум: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. -140 с.
10. Баранов Г.В. Культурология: понятия, мыслители, тексты христианской культуры: Учебное пособие. - Омск: ВПО ОГИ, 2003. - 284 с.
11. Баранов Г.В. Религиоведение: направления, организация, деятельность в христианстве: словарь: Учебное пособие. - Омск: ВПО ОГИ, 2003. - 288 с.
12. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие. Омск, 2002. - 200 с.
13. Баранов Г.В. Философия политики, государства и права: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 260 с.
14. Баранов Г.В. Философия политики: практикум. - Мюнхен: АТМ, 2013. - 262 с.
15. Баранов Г.В. Проблема познания в философии: практикум: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. -140 с.
16. Баранов Г.В. Философия познания: практикум. Мюнхен, 2013. 266 с.
17. Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы: Колл. монография / Г.В. Баранов, В.В. Карпов, О.В. Фрик [и др.] / Гл. ред. Г.В. Баранов. - Мюнхен: АТМ, 2013. - 196 с.
18. Баранов Г.В. Ценность в культуре // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №7. - Т. 5. - С. 39-41.
19. Баранов Г.В. Человек как проблема в философии // Международный научно-исследовательский журнал. -2016. - №5 (47). - Ч. 2. - С. 83-85.
20. Баранов Г.В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. - 2016. -№6. - Т. 4. - С. 55-58.
21. Баранов Г.В. Цивилизационные функции философии // Вестник Омского университета. - 2015. - №2. -С. 105-107.
22. Баранов Г.В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №2 (33). - С. 36-38.