УДК: 82; 070.2 (1-32) (470)
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_1_54
Кихтан В.В.
ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ
НА ПРИМЕРЕ «МАТЧ ТВ»
Kihtan V. V.
FEATURES OF SPORTS TELEVISION CHANNELS ON THE EXAMPLE
OF "MATCH TV"
Ключевые слова: спортивный канал, телевидение, спортивное вещание, радиовещание, национальный канал.
Keywords: sports channel, television, sports broadcasting, radio broadcasting, national channel.
Аннотация: Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в России активно популяризируется спорт: проводится множество спортивных и развлекательных мероприятий, создаются спортивные клубы и поэтому специфика спортивных каналов - одна из самых интересных тем. В статье рассматривается история развития спортивного телевидения в России на примере национального канала «Матч ТВ». Проводится анализ категориальных признаков телеканала.
Цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать специфику вещания спортивного телеканала на примере «МАТЧ ТВ». В связи с поставленной целью, сформулированы следующие задачи: изучить историю возникновения спортивной журналистики на телевидении и отметить её традиции; проанализировать передачи и дать характеристику жанрам, типам и насыщенности, и их содержанию; описать историю создания телеканала «МАТЧ ТВ».
Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка комплексной оценки спортивного телеканала, осмысления тематики и рубрик национального телеканала «Матч ТВ».
Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы - теоретический и эмпирический метод (наблюдения).
В заключении говорится о том, что на телеканале «Матч ТВ» популяризируется спорт в России.
Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях в области истории отечественной журналистки.
Abstract: The relevance of the stated topic is due to the fact that sports are actively popularized in Russia: many sports and entertainment events are held, sports clubs are created, and therefore the specifics of sports channels are one of the most interesting topics. The article examines the history of the development of sports television in Russia on the example of the national channel "Match TV". The analysis of categorical features of the TV channel is carried out.
The purpose of the article is to analyze the specifics of broadcasting a sports TV channel on the example of "MATCH TV". In connection with this goal, the following tasks are formulated: to study the history of the emergence of sports journalism on television and note its traditions; to analyze broadcasts and characterize genres, types and saturation, and their content; to describe the history of the creation of the "MATCH TV" channel.
The scientific novelty of the research consists in the fact that an attempt has been made to comprehensively evaluate the sports TV channel, to comprehend the topics and headings of the national TV channel "Match TV".
The leading method underlying the solution of the problem is the theoretical and empirical method (observation).
The conclusion says that the "Match TV" channel popularizes sports in Russia. The results of the study can be used in theoretical research in the field of the history of Russian journalism.
Спортивные каналы прочно заняли свое место на телевидении с 20 века. Благодаря им, зрители наблюдали за крупнейшими спортивными событиями, происходящими в мире. Спортивные каналы активно популяризируют спорт. В России, когда телеканал «Спорт» начал приходить в упадок, возникший в 2003 году и закрытый в 2010 году, встал вопрос о создании общероссийского общественного канала, не уступающего по качеству мировым спортивным каналам.
Матч ТВ - один из национальных спортивных каналов России. На данный момент это единственный общедоступный российский канал, не уступающий мировым спортивным гигантам.
Прежде чем продолжить анализ современных спортивных телевизионных программ, необходимо дать определение термину «спортивная журналистика», чтобы в дальнейшем рассматривать его как жанр. Например, Д.А. Туленков дает следующее определение интересующего нас понятия: «Спортивная журналистика — это социально значимая деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной спортивной информации через каналы СМИ (пресса, радио, телевидение, Интернет), основанная на особую тему рассмотрения, описания, анализа и аудитории»1.
Спортивный контент на телевидении берет свое начало в радиопередачах, которые позже отражаются в устных телепрограммах. Однако познавательные виды спорта уже существовали в виде отдельных видеороликов. Потому что в далекое послевоенное время можно было снимать только фильм, репортажи и сюжеты длились не более трех минут, и поэтому все события были постановочными. Талантливые кинооператоры и корреспонденты, в том числе Сергей Чехидов, говорили: «Мы снимали, можно
1 Туленков Д.А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления // Журналистика. Молодые исследователи: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 3. СПб., 2004.
сказать, по сценарию, как в фильме. Оператор пришел на стадион, когда трибуны были заполнены, мы попросили кричать болельщиков, сняли их на видео, затем оператор подошел к трибуне. Я снял несколько планов атаки в обе стороны, а затем вышел за ворота, где сегодня находятся фотокорреспонденты, и в последний момент, когда произошла атака, включил камеру на 10 секунд и попытался запечатлеть резкий момент. После этого отдельно удалялась и сетка, в которую влетел мяч. Позже был проявлен и склеен фильм: общий план, игра, атака, удар, мяч в сетке и отважные болельщики. Это примерно сорок секунд сюжета»2.
История прямых трансляций начинается в 1948 году, с началом работы новой почтовой телекомпании (ПТС) для российского вещания, привезенной из Америки инженерами Новаковским С.В. и Шверником Л.Н. Футбольные матчи в первых программах транслировались на специально созданном радиостанция "Динамо". 29 июня 1949 года с помощью PTS первую внешнюю трансляцию провел комментатор Вадим Синявский, который раньше много думал об изображениях и тем делал матчи более интересными. Однако после появления «картинки», о которой нужно было продолжить и не ошибаться, он перестал работать комментатором.
29 июня 1949 года была проведена первая внестудийная передача при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС) - репортаж с футбольного матча. В Москве на стадионе «Динамо» встречались ЦДКА и «Динамо», а комментировал игру Вадим Синявский. Показ того матча стал большим толчком к развитию целого направления в телевидении - спортивного ТВ3.
2 Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. - М.: Издательство Икар, 2011.
3 Абрамов, Д.А. История изучения спортивного телевидения в советском Союзе и современной России / Д. А. Абрамов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. -№ 4(36). С. 47-54.
Первым профессиональным комментатором, полюбившимся на весь Советский Союз, был Николай Озеров. Его отличал не только интерес к сфере спорта, но и непосредственное участие в ее жизни. Многократный чемпион СССР по теннису, заслуженный мастер спорта, футболист и актер МХАТ, он сумел не только сохранить титул, ходить на репетиции, но и стал центром внимания всех отечественных болельщиков, которые, затаив дыхание, слушал его блестящие отчеты о матчах. За 30 лет он не пропустил ни одного масштабного спортивного мероприятия. Его предложения стали крылатыми, и о спортивных комментариях заговорили как о творце искусства1.
Советское телевидение, наряду с радиовещанием и прессой, в 1970-е годы называлось «средством массовой информации и пропаганды», а спортивный отдел официально входил в структуру главной редакции пропаганды. В 1976 году была организована главная редакция телевизионных спортивных программ, в которой преобладала информация, публикуемая в новостях программы «Время», а также в спортивных новостях. В том же году был организован тематический отдел, который получил название «Олимпийский» и познакомил зрителей со видами спорта, которые будут представлены на 0лимпиаде-80 в Москве.
«Матч ТВ» - российский федеральный спортивный телеканал, который был создан по предложению Председателя Правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера, а также по поручению и распоряжению Президента РФ Владимира Путина .
В сетке вещания телеканала «Матч ТВ» присутствуют следующие жанры:
1. Информационное сообщение (новость о победе или поражении спортивной команды на соревновании);
1 Десюк Д.В. Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении, автореф. дисс. канд. филол. наук (10. 01. 10) / Десюк Д.В. -М., 2010.
2 Гасанов Э.С. Особенности контентного наполнения спортивного телеканала "Матч ТВ" // Меди@льманах. 2020. №4 (99). - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-kontentnogo-napolne-niya-sportivnogo-telekanala-match-tv (дата обращения 06.02.2022).
2. Интервью (беседа со спортсменом о его пути к достижению целей);
3. Репортаж (съемка футбольного матча);
4. Очерк (может описывать жизнь и путь к победе выдающегося спортсмена, его тренировки и переживания);
5. Зарисовка (используется в начале программ или рекламе спортивных мероприятий, таких как Олимпиада в Сочи);
6. Обозрения (после прошедшего Чемпионата мира по футболу ведущий подводит итоги, отмечая победы команд, ход и качество игр);
7. Дискуссия и беседа (в студию приглашаются два эксперта в сфере спорта или спортсмена, задается тема и, в зависимости от приглашенных, формируется жанр либо беседы, либо дискуссии).
Матч ТВ вещает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. В Приложении B на Рисунке 1 изображен логотип телеканала «Матч». У канала есть свой ряд. Это включает:
1) «Матч! Игра». Европейские клубные турниры по баскетболу, волейболу, гандболу и другим игровым видам спорта. На этом телеканале транслируются самые престижные виды спорта.
2) «Матч! Арена». Напряженные моменты, именитые спортсмены, решающие секунды. Канал имеет права на чемпионаты мира и Европы по легкой атлетике, дуатло-ну, лыжным гонкам, фигурному катанию, водным видам спорта и другим. В Приложении B, рис. 3 показан логотип Матч! Арена».
3) «Матч! Наш спорт». Транслируются национальные чемпионаты по легкой атлетике, плаванию, художественной и художественной гимнастике, дуатлону, волейболу, гандболу, баскетболу матчи Единой лиги ВТБ, а также проходящие в России международные соревнования. Благодаря каналу зрители всегда в курсе спортивных событий в любом регионе России.
4) «Матч! Боец». Профессиональный бокс и смешанные единоборства, классические и олимпийские виды спорта, кикбоксинг, дзюдо, самба, армрестлинг, Ве1Ыог. Трансляции сражений с отечественными и зарубежными бойцами. Трансляции спор-
тивных матчей, организованные отечественными рекламными компаниями: World of Boxing, Fighting Nights, M1 Global, ACB.
5) «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3». Этот пакет содержит трансляции матчей Английской Премьер-лиги, Кубка Англии, Чемпионата Франции («Лига 1»), а также матчей Лиги чемпионов УЕФА, Лиги УЕФА и Чемпионата мира по футболу. - Квалификатор 2018. Выставка тематических программ по европейскому и мировому футболу: «Английский акцент», «Мир английской премьер-лиги», «Международная панорама», «GOALACTIC» и другие программы. Около 210 трансляций матчей чемпионата Италии (Серия А) в год. Отображение матчей чемпионата Германии: «Бундеслига», «Вторая Бундеслига». В приложении B на рис. 6, 7, 8 показаны логотипы «Матч! Футбол 1», «Матч! Футбол 2», «Матч! Футбол 3».
6) «Наш футбол». Эксклюзивный наградный канал о российском футболе. 240 матчей Российской футбольной премьер-лиги в прямом эфире. 15 трансляций матчей Кубка России. Тематические обзорно-аналитические программы: «8-16», «Свисток», «Разминка», «Обзор дня», «Итоги тура».
1 ноября 2015 года в 06:30 по московскому времени телеканал «Матч ТВ» вышел в эфир.
«Матч ТВ», несмотря на недавнее рождение, уже считается первым спортивным телеканалом в России. Здесь можно найти новости и трансляции игр из большинства спортивных, аналитических и развлекательных программ и ток-шоу, документальные циклы, шоу о здоровом образе жизни, художественные фильмы и сериалы на спортивную тематику.
Основная программа на «Матче» -«Все на матч», так как ведущие с приглашенным гостем (гостями) рассказывают о предстоящих играх и анализируют предыдущие в прямом эфире.
«Биатлон с Дмитрием Губерневым», «Все для футбола», «Вид сверху», «После футбола с Георгием Черданцевым», «КХЛ За чаем» - самые регулярные программы на «Матче».
Большинство сотрудников телеканала «Россия-2» начали работать на «Матч ТВ», также они сотрудничают с телеканалом с тренерами, спортсменами, легендами спорта, олимпийскими чемпионами. Например, был недавний матч Лиги чемпионов, который прокомментировали Олег Кононов и Леонид Слуцкий. На программы приглашены звезды футбола, хоккея, фигурного катания и др.
Как пишут на сайте канала: «Наши ценности - семья, здоровый образ жизни и спорт, образование и карьера, патриотизм и активная жизнь, путешествия и стремление к новому». Вот почему этот канал предлагает такой эксклюзивный контент для разной аудитории и возрастных групп.
На российском телевидении преобладает устная форма спортивных передач. Большинство передач проходят в разговорном жанре, то есть беседе двух ведущих или приглашенных гостей. На канале «Матч ТВ» эта форма представлена в таких передачах, как «После футбола с Георгием Чер-данцевым», «Все для матча», «Все для футбола», «Все для хоккея». Редко можно увидеть в студии одного исполнителя без экспертов или телезвезд. На канале «Матч Футбол 1» сохранилась единственная передача «Голактика», которую вел некий Кирилл Пупшев. С одной стороны, программа не представляет возможного успеха у зрителей, потому что при всем разнообразии она может показаться скучной. Однако он остается актуальным благодаря своему содержанию. Суть телепроекта - анализ значимых футбольных матчей, сыгранных десятилетия назад. Обращение к истории, а не только к футболу, помогает проанализировать ошибки, допущенные в наше время. Так, например, в номере от 13 ноября 2015 года это был 26-й тур Лиги чемпионов 97-98. Отмечая командную работу «Ливерпуля», Василий Уткин приводит в пример его отсутствие в командах Российской Премьер-лиги.
В фильме представлено довольно большое количество программ. В основном такие передачи транслируются на матчевом телеканале. Например, «1 + 1» - это документальный сериал о том, что происходит за кулисами спортивных побед. Герои каж-
дой программы - спортсмены и их тренеры. Перед началом летних Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро в эфире часто появлялись фильмы из цикла «Ожидается Рио» о подготовке сборных различных стран непосредственно к Олимпиаде. Однако документальные циклы также можно найти на других каналах подписки «Матч ТВ». Так, например, на телеканале «Матч Футбол 1» «Журнал Лиги чемпионов»
Мы понимаем понятие «театральная форма» как постановочные сюжеты. Чаще всего это явление встречается в развлекательных программах. Так, например, в программе «Безумный спорт с Александром Пушным» все отрывки на сюжеты поставлены. «Биатлон с Дмитрием Губерньевым» ограничен развлекательным жанром, где преобладают информационно-аналитические интриги, но в то же время удерживает зрителя посредством различных спектаклей. Спортивная программа балансирует между серьезными темами, анализом бега и стрельбы российских спортсменов, карьерными планами биатлонистов и юмористическими рассказами.
Информационные программы включают в себя большинство передач с каналов суб-владения «Матч». На «Матч ТВ» самый крупный проект - программа «Все для спорта». В эфире вместе с рекламным роликом его продолжительность составляет 90 минут. В рамках телепрограммы около 5-6 рубрик, из которых есть постоянный однозначный блок. В этом разделе два эксперта «Матч ТВ» сражаются в поединке аргументов на заданную тему, и каждый эксперт придерживается противоположных взглядов. Например, в номере от 6 апреля 2016 года эксперты обсуждали, сможет ли сборная России выйти из своей группы на чемпионат Европы по футболу. На канале также есть информационная программа, которая выходит несколько раз в день, в том числе во время шоу «Все на матч!».
Следует отметить, что проект «Все на матч» не является исключительно информативным. Это тоже можно отнести к программе анализа, так как в программу часто входят эксперты, которые анализируют определенные фрагменты конкурса. Только аналитические передачи включают «После
футбола с Георгием Черданцевым», где известный футбольный обозреватель подводит итоги матчей с приглашенными экспертами, прогнозируя дальнейшее развитие событий.
Субхолдинг «Матч» также привлекает зрителей рекреационной составляющей благодаря таким программам, как «Безумный спорт с Александром Пушным», «Дублин», «Инспектор здорового образа жизни». В программе с Александром Пушным спорт рассматривается под другим углом, а чаще всего с совершенно необычных сторон, например, чемпионов России по настольному теннису разных лет в номере от 6 апреля 2016 года попросили сыграть матч с елочными игрушками.
Интересный подход к программированию встречается не только в развлекательном сегменте. Программа «Культ тура» привлекает внимание публики своим особым способом общения между ведущими. Несмотря на то, что в программе обсуждаются серьезные темы, язык ведущих неформальный. Ярким примером станет 30-й выпуск, где диктор обратился к своему коллеге и пригласил гостей «пацанов». Однако «Культ тура» - единственный пример трансляции, где можно найти неформальный язык. В основном во всех программах ведущие общаются в официальном стиле.
В большинстве программ чаще всего используются сухие факты, аргументы и рассуждения. Например, английская футбольная программа «Английский акцент», «Международная панорама» на телеканале «Матч! Футбол 1», «Бойцовский клуб - моменты недели» на телеканале «Матч! Боец» проходит в жанре бесед со знатоками определенного вида спорта. Однако есть живые примеры документальных циклов, в которых журналисты используют художественные приемы, работают с художественными и публицистическими жанрами. Журнал «Лига чемпионов», «Мир английской премьер-лиги» на «Матч Наш футбол» и «1 + 1» на «Матч ТВ» - яркие тому примеры. В выпуске журнала «Лига чемпионов» от 3 июня 2016 года был показан документальный фильм о бывших футболистах «Челси».
В рамках спортивных программ аудитория может быть разделена исключительно по интересам, а, следовательно, и по тематике программ. В эфире телеканалов субхолдинга «Матч» представлены программы двух типов: о спорте и о здоровом образе жизни. Управление собственности на спортивные мероприятия усерднее работает над освещением и анализом спортивных событий, поэтому программы, посвященные футболу, хоккею, дуатлону и другим олимпийским видам спорта, в основном транслируются в сети вещания. Уже упомянутые программы «Все на матч», «Все для хоккея», «Все для футбола», документальные циклы «1 + 1», «Журнал Лиги чемпионов» посвящены событиям, происходившим в
Таблица 1
Сильные стороны _
Стабильная позиция на рынке; Широкий спектр предлагаемых читателю рубрик, касающихся спорта; Хороший внешний и внутренний имидж;
Лояльность целевой аудитории._
Возможности внешней среды (О)_
Привлечение дополнительной целевой аудитории за счет усиления публикаций о спорте; Получение дополнительной лояльности за счет места нахождения;
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет расширение рекламы; Открытие филиала в городах._
Итак, данные SWOT анализа позволяют сделать ряд выводов. Безусловно, телеканал «Матч ТВ» фактически не имеет конкурентов из-за статусности национального канала. Однако, учитывая возможности, канал может получить дополнительное развитие, и привлечь дополнительную аудиторию. Телеканалу следует увеличить количество рекламы, предлагаемой для ее покупателей, следует больше внимания акцентировать на спорт и также предлагать потенциальным покупателями рекламы размещать информацию.
Таким образом, на основе исследования истории спортивной тележурналистики
мире спорта. В свою очередь, телепрограммам о здоровом образе жизни в эфире сети уделяется довольно много времени, но не столько, сколько упомянутым выше программам. К ним относятся «Инспектор здорового образа жизни», «Анатомия спорта», «Мировая раздевалка», «Вы можете делать больше», «Ваши правила».
В результате проведенного анализа телеканала «Матч ТВ» можно сделать вывод о том, что канал очень обширно освещает новости спорта, в отличии от других спортивных телеканалов. Представляется возможным составить SWOT-таблицу 1, которая позволит определить сильные и слабые стороны телеканала «Матч ТВ».
Слабые стороны (W)_
Финансовая зависимость от учредителя.
Внешние угрозы(Т)_
Инфляция;
Политическая нестабильность; Социальная нестабильность; Угрозы закрытия издания из-за пандемии; Снижение популярности спорта; Снижение популярности СМИ в целом, их замена социальными сетями.
и современных жанров мы проанализировали спортивные программы на телеканале «Матч ТВ» за последний год и определили их разнообразие, богатство и функциональность.
Благодаря телеканалу «Матч ТВ» в России реализуется проект, популяризирующий спорт. Однако на сегодняшний день «Матч ТВ» не опережает по популярности Первый канал, «Россия 1» и ТНТ, но с каждым днем аудитория телеканала увеличивается. Хочется отметить, что по разным видам спорта, программам и ток-шоу «Матч ТВ» не уступает такому каналу, как «Евро-спорт».
- SWOT анализ издания телеканала «Матч ТВ»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамов, Д.А. История изучения спортивного телевидения в советском Союзе и современной России / Д. А. Абрамов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 4(36). С. 47-54.
2. Багиров, Э.Г. Очерки теории телевидения, - М. Искусство, 1978.
3. Байкова, М.А. Трансформация ценностей современного спорта при взаимодействии спорта и телевидения // Вестник спортивной науки. 2012. №1. - ЦКЬ: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostey-sovremennogo-sporta-pri-vzaimodeystvii-sporta-i-televideniya (дата обращения: 06.02.2022).
4. Березин, В.М. Теория массовой коммуникации. - М.: Российский университет дружбы народов, 1997.
5. Борецкий, Р.А. Беседы об истории телевидения. - М.: Издательство Икар, 2011.
6. Васильев, А.Д. Слово в телеэфире - Красноярск, 2000.
7. Войтик, Е.А. Спортивная журналистика: Учеб. -метод. пособие. Томск, 2004.
8. Гасанов, Э.С. Особенности контентного наполнения спортивного телеканала "Матч ТВ" // Меди@льманах. 2020. №4 (99). - Ц^: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kontentnogo-napolneniya-sportivnogo-telekanala-match-tv (дата обращения: 06.02.2022).
9. Голядкин, Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001.
10. Гуськов, С.И., Гуськов, С.С. Телевидение и спорт, М.: полиграф пресс, 2000.
11. Гутцайт, Р.Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-Плюс Футбол // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2011. №2. - ЦКЬ: https://cyberleninka.rU/article/n/mediatrendy-sportivnoy-zhurnalistiki-opyt-sputniko vogo- telekanala-ntv-plyus-futbo1 (дата обращения: 06.02.2022).
12. Десюк, Д.В. Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении, автореф. дисс. канд. филол. наук (10. 01. 10) / Десюк Денис Вячеславович, - М., 2010.
13. Засурский, Я.Н. Телерадиоэфир: история и современность / Я.Н. Засурский, Л.Д. Азарх, Л.Д. Болотова. - М.: Аспект Пресс, 2005.
14. Калинина, Н.В., Филимонов, А.В. Особенности работы спортивного журналиста в прямом эфире (на примере трансляции футбольного матча на ТК "матч Премьер") // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. №88. - ЦКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-sportivnogo-zhurnalista-v-pryamom-efire-na-primere-translyatsii-futbolnogo-matcha-na-tk-match-premier (дата обращения: 06.02.2022).
15. Муратов, С.А. ТВ - эволюция нетерпимости: (История и конфликты этических представлений), М., 2000.
16. Теливизионная журналистика, уч. пособие, под ред. Кузнецова Г.В., Цвик В.Л., Юровского А.Я., М. - 2002.
17. Тузова-Щекина, С.М. Спортивный комментарий как жанр, дисс. раб. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2008.
18. Туленков, Д.А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления // Журналистика. Молодые исследователи: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 3. СПб., 2004.
Дата поступления: 06.02.2022