Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1226
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / "МАТЧ ТВ" / "НТВ-ПЛЮС" / "РОССИЯ-2" / "ПЕРВЫЙ КАНАЛ" / СТЕПАНИДИН / ТАРМАСИНОВ / РЕЙТИНГИ / ДОЛЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абрамов Д. А.

В статье анализируется история изучения советского и российского спортивного телевидения. Особое внимание уделяется низкому интересу к изучению спортивного телевидения в первые годы после развала Советского Союза. Что является прямым следствием слабой заинтересованности советских граждан не только к новым видам спорта, но и к уже устоявшимся лидерам в виде популярных футбола, хоккея, баскетбола и т.д. Автор приходит к выводу, что в СССР изучение спортивного телевидения было на не высоком уровне, немногочисленные авторы с интересом изучали эту сферу и публиковали материалы о ней. Значительное внимание уделяется книге Георгия Александровича Степанидина «И потому включаю телевизор», которая стала одной из наиболее заметных в изучении спортивного телевидения советского времени. Обозначается кризис отрасли после развала Советского Союза, который в свою очередь влиял на интерес авторов и количество публикаций о новом спортивном телевидении. В конце 90-х уже функционировал спутниковый телеканал «НТВ-Плюс», трансляции и передачи которого вызывали заметный интерес, но количество материалов, посвящённых работе спортивного телеканала, нельзя было назвать оптимальным. Со временем благодаря интернету и развитию российского ТВ доступ к спортивному телевидению получило большее количество потенциальных зрителей, появление новых телеканалов стало причиной заинтересованности постсоветских исследователей спецификой функционирования спортивного телевидения. Появление федерального телеканала «Матч ТВ» сыграло большую и значимую роль в формировании новой системы показа спорта в стране. И как следствие, увеличился интерес к нюансам функционирования телеканала. Отмечается, что всё больше молодых авторов и журналистов уделяют своё внимание новым спортивным телеканалам и освещению спорта на федеральных общедоступных телеканалах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE STUDY OF SPORTS TELEVISION IN THE SOVIET UNION AND MODERN RUSSIA

The article analyzes the history of the study of Soviet and Russian sports television. Particular attention is paid to the low interest in the study of sports television in the first years after the collapse of the Soviet Union. Which is a direct consequence of the weak interest of Soviet citizens not only in new sports, but also to already established leaders in the form of popular football, hockey, basketball, etc. The author comes to the conclusion that in the USSR the study of sports television was not at a high level, few authors studied this area with interest and published materials about it. Considerable attention is paid to the book by Georgy Alexandrovich Stepanidin "And therefore I turn on the TV", which has become one of the most notable in the study of sports television of the Soviet era. The crisis of the industry after the collapse of the Soviet Union is indicated, which in turn influenced the interest of authors and the number of publications about the new sports television. At the end of the 90s, the satellite TV channel NTV-Plus was already functioning, the broadcasts of which aroused considerable interest, but the amount of materials devoted to the work of the sports TV channel could not be called optimal. Over time, thanks to the Internet and the development of Russian TV, a larger number of potential viewers gained access to sports television, the emergence of new TV channels became the reason for the interest of post-Soviet researchers in the specifics of the functioning of sports television. The appearance of the federal TV channel "Match TV" played a big and significant role in the formation of a new system of showing sports in the country. And as a result, the interest in the nuances of the functioning of the TV channel has increased. It is noted that more and more young authors and journalists are paying attention to new sports TV channels and sports coverage on federal public TV channels of the country.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК: 82-92

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_47

Абрамов Д.А.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Abramov D.A.

THE HISTORY OF THE STUDY OF SPORTS TELEVISION IN THE SOVIET UNION

AND MODERN RUSSIA

Ключевые слова: спортивное телевидение, «Матч ТВ», «НТВ-Плюс», «Россия-2», «Первый канал», Степанидин, Тармасинов, рейтинги, доля, Олимпийские игры.

Key words: sports television, «Match TV», «NTV-Plus», «Russia-2», «Channel One», Stepa-nidin, Tarmasinov, ratings, share, Olympic games.

Аннотация: В статье анализируется история изучения советского и российского спортивного телевидения. Особое внимание уделяется низкому интересу к изучению спортивного телевидения в первые годы после развала Советского Союза. Что является прямым следствием слабой заинтересованности советских граждан не только к новым видам спорта, но и к уже устоявшимся лидерам в виде популярных футбола, хоккея, баскетбола и т.д. Автор приходит к выводу, что в СССР изучение спортивного телевидения было на не высоком уровне, немногочисленные авторы с интересом изучали эту сферу и публиковали материалы о ней. Значительное внимание уделяется книге Георгия Александровича Степанидина «И потому включаю телевизор», которая стала одной из наиболее заметных в изучении спортивного телевидения советского времени. Обозначается кризис отрасли после развала Советского Союза, который в свою очередь влиял на интерес авторов и количество публикаций о новом спортивном телевидении. В конце 90-х уже функционировал спутниковый телеканал «НТВ-Плюс», трансляции и передачи которого вызывали заметный интерес, но количество материалов, посвящённых работе спортивного телеканала, нельзя было назвать оптимальным. Со временем благодаря интернету и развитию российского ТВ доступ к спортивному телевидению получило большее количество потенциальных зрителей, появление новых телеканалов стало причиной заинтересованности постсоветских исследователей спецификой функционирования спортивного телевидения. Появление федерального телеканала «Матч ТВ» сыграло большую и значимую роль в формировании новой системы показа спорта в стране. И как следствие, увеличился интерес к нюансам функционирования телеканала. Отмечается, что всё больше молодых авторов и журналистов уделяют своё внимание новым спортивным телеканалам и освещению спорта на федеральных общедоступных телеканалах страны.

Abstract: The article analyzes the history of the study of Soviet and Russian sports television. Particular attention is paid to the low interest in the study of sports television in the first years after the collapse of the Soviet Union. Which is a direct consequence of the weak interest of Soviet citizens not only in new sports, but also to already established leaders in the form of popular football, hockey, basketball, etc. The author comes to the conclusion that in the USSR the study of sports television was not at a high level, few authors studied this area with interest and published materials about it. Considerable attention is paid to the book by Georgy Alexandrovich Stepanidin "And therefore I turn on the TV", which has become one of the most notable in the study of sports television of the Soviet era. The crisis of the industry after the collapse of the Soviet Union is indicated, which in turn influenced the interest of authors and the number of publications about the new sports television. At the end of the 90s, the satellite TV channel NTV-Plus was already functioning, the

broadcasts of which aroused considerable interest, but the amount of materials devoted to the work of the sports TV channel could not be called optimal. Over time, thanks to the Internet and the development of Russian TV, a larger number of potential viewers gained access to sports television, the emergence of new TV channels became the reason for the interest of post-Soviet researchers in the specifics of the functioning of sports television. The appearance of the federal TV channel "Match TV" played a big and significant role in the formation of a new system of showing sports in the country. And as a result, the interest in the nuances of the functioning of the TV channel has increased. It is noted that more and more young authors and journalists are paying attention to new sports TV channels and sports coverage on federal public TV channels of the country.

29 июня 1949 года была проведена первая внестудийная передача при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС) - репортаж с футбольного матча. В Москве на стадионе «Динамо» встречались ЦДКА и «Динамо», а комментировал игру Вадим Синявский. Показ того матча стал большим толчком к развитию целого направления в телевидении - спортивного ТВ.

Однако спортивное телевидение не существует в вакууме, на его развитие влияет множество факторов - интерес зрителя к конкретному виду спорта, финансовые возможности, техническое оснащение и т.д. Во время становления спортивного телевидения в СССР в данной области были и достижения, и неудачи. И, как и каждая другая сфера на телевидении, эта требует исследования феноменов и принципов ее функционирования. История изучения спортивного телевидения также непродолжительна, как и история самой отрасли спортивного телевещания. На заре своего становления советское телевидение уделяло спортивным новостям очень мало внимания. К примеру, новость о разгромной победе советских хоккеистов над соперниками из Канады на престижном Кубке Канады в 1981 год была подана в выпуске новостей последней. Особенно странным кажется этот факт, если принимать во внимание, что всего год назад Москва была столицей Летних Олимпийских игр. После такого масштабного события, которое охватило всю страну, интерес телезрителей к спорту вырос, однако количество спортивных трансляций на телевидении осталось исключительно низким. Телевизионное оборудование, которое было закуплено для трансляций 0лимпиады-80, позволяло производить качественный продукт, однако использовали его редко. Малое количество трансляций не позволяло гово-

рить о наличии хотя бы каких-то следов возникновения спортивного телевидения в стране как самостоятельной отрасли. Это влияло и на количество публикаций о развитии спортивных трансляций и программ, посвящённых спортивной тематике.

Одним из первых о спортивном телевидении в Советском Союзе писал Георгий Александрович Степанидин. К 1984 году он написал несколько работ, посвящённых освещению спорта на телевидении. В 1969-м году Степанидин опубликовал первую статью о спортивной телепублицистике. Через три года издательство «Искусство» выпустило сборник, в котором свои размышления представил не только автор, но и различные деятели культуры - писатель Лев Кассиль, сотрудники отдела спорта Центрального телевидения Николай Озеров и Аркадий Ратнер, писатель Анатолий Са-луцкий, журналист Владимир Соломатин и кинорежиссёр Александр Митта. Позже издательство «Физкультура и спорт» выпустило два сборника - «Справочник телеболельщика» и «Справочник олимпийского телеболельщика». Статьи Георгия Александровича печатались в «Правде», «Советской культуре», журнале «Телевидение и радиовещание», во многих спортивных, молодёжных и литературно-художественных журналах. Большинство его статей отличалось публицистической заострённостью, критической направленностью. Автор не скрывал своей позиции: не всё было гладко в отечественном спортивном ТВ. Книга под названием «...И потому я включаю телевизор» (Размышления о проблемах спортивного телевидения) была выпущена в тираж в 1984 году издательством «Физкультура и

спорт»1. В этой книге писатель обобщает пятнадцатилетний путь, пройденный советским спортивным телевидением, начиная с Олимпиады 1968 года. Автор говорит о больших творческих успехах - в частности, о том, как великолепно была показана миру московская 0лимпиада-80, пытается понять причины просчётов и неудач, размышляет о дальнейших путях и перспективах развития. Степанидин не выдаёт свою книгу за искусствоведческое исследование или научный труд, но спустя десятки лет становится понятно, что значимость его работы оказалось высокой.

Уже тогда Георгий Александрович выделял важную проблему, прошло более тридцати лет, а она до сих по остро ощущается на спортивном телевидении. Степани-дин писал: «Все виды спорта как-то сами собой разделились на две группы - телегеничные и нетелегеничные. И судьба первых оказалась значительно счастливее, чем вторых. Первые - это те, в которых зрителю видна напряжённая борьба, где есть увлекательный драматический сюжет, где действуют свои герои и всё может измениться в ходе борьбы, правила же игры просты и понятны телезрителям. Ещё лучше, если результат сегодняшнего спортивного действа ещё не конечный, если всё еще можно изменить - во втором тайме, в третьем периоде, завтра, на следующий год, в будущем цикле, через четыре года... - тогда спортивное зрелище приближается к телевизионному многосерийному спектаклю, только режиссёром-постановщиком в них является сама спортивная жизнь.

Вторые кажутся на экране затянутыми. Отсутствие динамики борьбы - ясной, видимой на телеэкране, однообразие, состязание не с видимым соперником, а с абстрактным, неощутимым (например, с десятыми и сотыми долями секунд в горнолыжном спорте), - всё это приводит к тому, что телевидение отворачивается от незадачливых претендентов на внимание зрителя»2. В

Степанидин Г.А. .И потому включаю телевизор (Размышления о проблемах спортивного телевидения). - М.: Физкультура и спорт, 1984.

2 Степанидин Г.А. .И потому включаю телевизор (Размышления о проблемах спортивного телевидения). - М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 15.

том, что отдельные виды спорта более предпочтительны для телевидения, Степанидин оказался прав. Так сложилось, что футбол, хоккей, бои, автоспорт, биатлон, фигурное катание имеют самые высокие рейтинги на телевидении и по сей день. Во многом, это стало следствием развития видов спорта и различных турниров организациями, непосредственно являющимися руководящими органами. Так, например, футбольные организации UEFA (европейская федерация футбола) и FIFA (международная федерация футбола) занимаются проведением соревнований, которые активно этими же организациями и продвигаются. Лига Чемпионов УЕФА, Лига Европы, Чемпионат Европы по футболу, Чемпионат Мира по футболу - эти соревнования знает каждый, кто хотя бы несколько раз в год смотрит футбол.

Однако, предположение Георгия Александровича относительно перспектив «нетелегеничных» видов спорта оказалось ошибочным. Эти виды спорта, к коим Сте-панидин относил вольную и классчическу борьбу, горнолыжный и конькобежный спорта, плавание и т.д. так и остались крайне неприспособленными для спортивного телевидения. Редкие трансляции подобных видов спорта остаются без большого внимания телезрителя, а следовательно -без высоких рейтингов и дальнейших шансов на рост интереса публики.

Особенно пессимистично оценивал Степанидин состояние отечественного спортивного телевидения на конец 60-х годов в сравнении с показом открытия Олим-пиады-68 в Мехико: «Помню, как поразили меня впервые увиденные кадры с вертолёта; восхитил и резко контрастный переход с общего плана, всего стадиона, на очень крупный - лицо одного человека. ... С искренним увлечением наблюдая за такой блестящей работой режиссёров и операторов, показывавших Игры-68, я с горечью думал: да, такой высочайший класс пока не под силу нашему телевидению. ... Я прекрасно знал и основную причину такого печального состояния дел: на Центральном телевидении почти не было режиссёров и

совершенно - операторов, специализирующихся на показе матчей и соревнований»1.

О большом качественном скачке в развитии спортивного телевидения в СССР Степанидин писал, описывая подготовку страны к проведению 0лимпиады-80: «Важно отметить, что на предыдущих олимпиадах электронной эры - в Мехико, Мюнхене, Монреале - техника, как правило, арендовалась устроителями Игр. Например, канадцы потратили на это 56 миллионов долларов, а после окончания соревнований оборудование, естественно, возвратилось к своим прежним владельцам и ТВ Канады осталось «при пиковом интересе». Оргкомитетом «0лимпиада-80» и Гостелерадио СССР такой путь был сразу категорически отвергнут: решили в основном использовать отечественное оборудование, с тем чтобы после олимпийских состязаний оно осталось дома и составило фундамент советского ТВ. ... В декабре 1975 года было принято решение о строительстве Олимпийского телерадиокомплекса, а в конце 1976-го на месте будущего технического мозга и нерва Олимпиады-80 вынули первый ковш зем-ли»2. Стоит отметить, что позже Олимпийский телерадиокомплекс стал частью телевизионного центра «Останкино». Основное здание получило наименование АСК-1 (ап-паратно-студийный комплекс), а ОТРК -АСК-3. Символично, что спустя 40 лет в АСК-3 располагается редакция спортивного телеканала «Матч ТВ».

Подводя итоги 0лимпиады-80 для советского телевидения, Георгий Александрович подчеркивает, что показ Летних Игр стал прорывом для отечественного вещания. И это несмотря на то, что американское телевидение не показывало Олимпиаду после того, как президент США Джимми Картер призвал бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Американский телеканал NBC планировал транслировать в общей сложности 152 часа спортивных событий, однако президент США также запретил вести репортажи из столицы Советского Союза. Несмотря на данный факт работу советских телевизионщиков по достоинству оценили за рубежом. В качестве доказательства Сте-

1 Там же. С. 21.

2 Там же. C. 32.

панидин приводит слова программного директора Европейского радиовещательного союза (Евровидения) Хорста Зайферта: «Принципиально новым в освещении олимпиад по телевидению было то, что советское телевидение предоставило возможность компаниям самим верстать свои программы. Это сразу сняло много острых проблем. В Москве впервые в практике олимпийских трансляций не было сколько-нибудь серьёзных претензий к качеству показа. Из Мюнхена в своё время в дни Олимпиады передавалось ежедневно по 150 часов телетрансляций, а из Москвы втрое больше - около 500 часов. Я обратил внимание на некоторые интересные новинки советского телевидения. Например, стрельбу из лука и стендовую стрельбу мир увидел на телеэкранах именно из Москвы, раньше эти дисциплины никто не сумел показывать с помощью электронной техники. Большим достижением советских техников я считаю интершум... Всё, что могло звучать, звучало и дышало в кадре. Я слышал плеск воды о борт лодки, слышал дыхание лошадей. Это фантастика!» .

Уникальная ситуация сложилась на советском телевидении после Олимпиады. Так вышло, что его технические возможности перегнали творческие запросы режиссёров, операторов, комментаторов. Генрих Юшкявичус высказывал свою точку зрения на этот счёт: «Техника ведь создаётся для воплощения какой-то конкретной творческой идеи, а не наоборот. Вот как, например, произошло с замедленным показом: сначала появился замысел, назрела у режиссёров необходимость в таком приёме, а уж потом были созданы соответствующие этой

4

идее технические средства» .

Советское спортивное телевидение играло также важную роль пропаганды физической культуры. После постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта». В этом постановлении отмечалось, что пропаганда физической культуры и спорта органами прессы, радио и ТВ ведётся нередко односторонне: основное внимание уделяется освещению

3 Там же. С. 54.

4 Там же. С. 56.

результатов крупнейших соревнований и при этом упускается из виду пропаганда собственно физической культуры, внедрение её в быт всего народа и каждой семьи. После данного постановления были сделаны серьёзные шаги в сторону популяризации физической культуры и спорта. 22 февраля 1969 года в эфир вышла первая Всесоюзная перекличка городов и промышленных предприятий, посвященная IX Спартакиаде профсоюзов. 9 марта того же года вышла очередная радиотелевизионная перекличка «Все - на стадион!», с восторгами принятая и зрителями, и специалистами, и прессой.

Однако кроме достижений советского спортивного телевидения Степанидин, конечно же, выделял и минусы, которые неизбежно встречаются на этапе становления. Георгий Александрович отмечал, что большинство авторов спортивных программ даже не пыталось раскрыть человека, их интересовало одно: путь побед Мастера. «Если он три раза становился чемпионом мира, значит, о всех трёх важнейших в его жизни победах они считали необходимо поведать телезрителям; если же одиннадцать, то, пожалуйста, вот вам все одиннадцать побед: только фотографии успевайте менять!..

Порой авторы словно забывали, что они рассказывают о живых людях, и появлялись бездушные герои с железными мускулами и стальной волей. Спортивное ТВ не сумело выполнить одну из важнейших своих миссий - создать телевизионные образы лучших спортсменов. Но тогда, в конце 60-х годов, хотя бы были такие попытки. А в следующие 10-15 лет спортивное ТВ к этой теме не обращалось. Но разве не очевидно, что спортивное телевидение должно иметь свою память? Память, в запасниках которой хранились бы судьбы и биографии спортивных героев нашего времени.»1.

Если подводить итог работе Георгия Степанидина «.И потому я включаю телевизор», то необходимо отметить, что книга стала главной работой по исследованию спортивного телевидения в Советском Сою-

1 Степанидин Г.А. .И потому включаю телевизор (Размышления о проблемах спортивного телевидения). - М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 102103.

зе. Георгий Александрович сумел не только максимально обстоятельно исследовать принципы работы отечественного спортивного телевидения, выявить его недостатки, описать достижения, но и сделал предположения о том, какие инновации спортивному телевидению необходимы, о том, как оно будет выглядеть через несколько лет. И в некоторых случаях Степанидин оказался абсолютно прав. Многие его прогнозы стали действительно осуществимы, опасения воплотились в жизнь, а также те проблемы, которые описывал Степанидин почти 40 лет назад, остались проблемами спортивного телевидения начала XXI века.

После развала Советского Союза спортивное телевидение долго не могло прийти в себя, только в 1996 году появился первый спутниковый спортивный телеканал - «НТВ-Плюс Спорт». Долгое время спортивное телевидение оставалось без внимания писателей, журналистов и различных авторов. Большинство информации о состоянии спортивного телевидения ограничивалось новостными заметками в печатных изданиях, чуть позже некоторые данные стали появляться в интернете. К тому же, сама сфера спортивного телевидения в России находилась в довольно разрозненном состоянии. К примеру, телеканал «7ТВ» за небольшую десятилетнюю историю периодически менял свою направленность, постоянные финансовые проблемы, неопределённость контента и сетки программы передач и низкая прибыль привели к тому, что из спортивного канала сделали музыкальный, а через несколько лет и вовсе закрыли. Слабый интерес к спорту, который демонстрировали российские телезрители, долго не давали повода для масштабных исследований. Некоторые энтузиасты писали собственные материалы о спортивных телеканалах, но как правило они затрагивали историю спортивного телевидения, но назвать их полноценными исследованиями было нельзя.

Относительно недавнее появление телеканала «Матч ТВ» объясняет небольшое количество материалов, посвящённых единственному спортивному телеканалу в России. До того момента существовали «Рос-сия-2» и «НТВ-Плюс», но первый посте-

пенно уменьшал количество спортивных трансляций и всё больше показывал боевики и телевизионные программы, не связанные со спортом, а второй был платным, к тому же вещавшим на спутнике - далеко не у всех дома висела тарелка. Но в 2015 году спортивное телевидение в России поменяло своё направление.

На самой масштабной цифровой спортивной площадке «Sports.ru» существует целый блог «Телеканал "Спорт"», автор которого Данил Тармасинов обращает внимание на события, связанные не только со спортивным телевидением, но и с показом спортивных трансляций на федеральных каналах. Так, одна из его статей была посвящена парадоксальной проблеме, с которой из года в год сталкиваются телезрители, в частности, любители хоккея. Ежегодно в середине декабря в Москве проходит российский этап Еврохоккейтура - «Кубок Первого канала», однако этот самый «Первый канал» практически не показывает матчи турнира, за исключением одного-двух матчей сборной России. Почти каждый раз большая доля трансляций турнира достаётся «Матч ТВ», для которого матчи сборных -сродни подарку.

Причина такого странного, на первый взгляд, поведения руководителей «Первого канала» заключается в том, что начинается турнир в четверг, матчи назначены на телевизионный прайм-тайм, когда большинство зрителей собирается у телевизора, а рейтинги телеканала показывают самые высокие цифры за день. «Первый канал» не желает ставить заведомо низкорейтинговую трансляцию, а предпочитает оставить в эфире запланированные ток-шоу, которые показывают высокие цифры. Автор детально разбирает не только причины принятия подобного решения, но и вникает в принципы подсчёта телевизионных рейтингов с помощью единственного в стране телеизмерителя «Mediascope». Кроме того, в статье представлена точка зрения официального лица от «Первого канала» -генерального директора канала Константина Эрнста: «В 2020 году со всеми его стримами, платформами и интернет-вещанием, со всем многообразием медиапотребления странно само по себе существование измерений, проводимых с

помощью железных коробочек. Обладатель коробочки должен при каждом включении телевизора регистрироваться на специальном пульте, жать на кнопку, выходя покурить, снова жать, вернувшись обратно. Должен регистрировать всех членов семьи, приходящих и уходящих от телевизора, и так ежедневно, годами и с абсолютно не ясной для себя целью. И уж точно мало кто представляет, что доли и рейтинги больших каналов, например, в Москве (городе с 13-миллионным населением), часто распределяются на основании данных порядка 30 таких коробочек, так что победу того или иного канала явно определяет бабушка, в чью-то пользу заснувшая у телевизора. Анализировать аудиторию на основании этих данных так же опасно, как летчику пилотировать самолет по сломанным прибо-рам»1.

Кроме того, автор всерьёз анализирует и в целом спортивное телевидение. К примеру, 22 июля 2020 года Данил на сайте «Sports.ru» выпустил статью под названием «Спортивное ТВ в России за 10 лет: "Матч ТВ" не всплывет, Первый канал - топ, ВГТРК - все», в которой разобрал тенденции в работе спортивных телеканалов, а также обратил внимание на те каналы, которые не являются специализированными, но некоторое внимание спорту всё же уделяют. Тармасинов описывает состояние спорта на телевидении в 2010 году и сравнивает с состоянием нынешним: «Тогда "Первый канал" не смотрел дальше собственного носа, иногда лениво показывал РФПЛ и собирал сливки с чемпионатов мира и Европы. Там только-только начали показывать что-то кроме футбола - например, хоккей (по легенде президент Дмитрий Медведев сказал Константину Эрнсту: "А что, главному каналу страны не интересны победы наших? ", - и Первый тут же купил семилетние права на ЧМ), биатлон и даже легкую атлетику. Вот с таким телевидением мы подошли к 2010 году.

1 Тармасинов Д. Почему Первый канал не показывает Кубок имени себя? Отвечает Константин Эрнст// Sports.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sport_tv/ 2865202.html. Дата обращения: 01.11.2021.

В 2020-м Россия подошла с багажом домашних Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу - двух самых масштабных спортивных ивентов цивилизации. 2014-й и 2018-й были двумя пиковыми точками технологического развития отрасли и останутся для нашего поколения тем же, чем для отцов и дедов стал 1980-й. Очевидно, на технике, оставшейся от Сочи и ФИФА, русское ТВ будет работать следующие несколько десятилетий»1.

«Важной точкой для всей отрасли стало создание "Матч ТВ". Все пошло не так еще на этапе проектировки - "Матч" должен был сосредоточить на себе едва ли не все профильные медиа, стать индустриальным Гостелерадио XXI века и заменить собой в умах русских людей само понятие «спорт», но превратился в сплошное разочарование.

И любое падение канала хоть на сантиметр приводит публику в бешеную ярость. Я не представляю, что должно произойти, чтобы хотя бы половина зрителей "Матча" сказала, что это отличный канал. Максимум, на какую положительную реакцию сейчас могут рассчитывать сотрудники субхолдинга, это: "Ну, нормально"». Справедливости ради, стоит сказать, что у «Матч ТВ» определённые успехи всё же имеются, за шестилетнюю историю канал сумел создать профессиональную команду, которая на высоком уровне занимается организацией трансляций спортивных соревнований (РПЛ, КХЛ и т.д.). Кроме того, несколько премий ТЭФИ в различных индивидуальных и командных номинациях скорее гово-

1 Тармасинов Д. Почему Первый канал не показывает Кубок имени себя? Отвечает Константин Эрнст // Sports.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sports.m/tribuna/Ыogs/sport_tv/ 2865202.html. Дата обращения: 01.11.2021.

рят о том, что канал хоть и допускает ошибки, но всё-таки развивается.

«К 2020 году мы подходим с тем, что фигурное катание и ЦБС стали новым стилем. 10 лет назад чемпионат России по фигурке показывали на "НТВ-Плюс", его смотрели в районе статистической погрешности. Сейчас Первый канал готов транслировать даже контрольные прокаты 14-летних девочек, а Алина Загитова объявляет о приостановке карьеры в эфире программы "Время" - по сравнению с тем, что было, это, конечно, просто полет в стратосферу».

Широкая вовлечённость автора подтверждает, что спортивное телевидение заставляет интересоваться своей работой. Не всегда поводы для изучения принципов функционирования, например, «Матч ТВ» заключаются в успехах канала, скорее наоборот, но по крайней мере этот факт говорит о том, что спортивное телевидение -живо.

В заключении стоит отметить, что развитие спортивного телевидения влечёт за собой увеличение публикуемых материалов, посвящённых данному направлению ТВ. Всё больше авторов, причём молодых, обращают внимание на работу не только «Матч ТВ», но и других менее заметных спортивных телеканалов. К тому же, подобные материалы можно расценивать как вид обратной связи. Авторы, которые являются телезрителями, высказывают не только свою точку зрения, но и общее мнение аудитории конкретного канала. Что в свою очередь, помогает донести мысль до руководства телеканала и принять прямое участие в его развитии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болецкая, К., Истомина, М. Рейтинги телеканала «Матч ТВ» упали вдвое. // Ведомости [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2020/03/24/ 826096-match-tv. (Дата обращения: 01.11.2021).

2. Гуськов, С.И. Телевидение и спорт // М: Полиграф сервис, 2000.

3. Десюк, Д.В. Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении: телеканал «Спорт» 2003-2009 гг. - М.: [б.и.], 2010. - 190 с.

4. Дудь, Ю. «Я, например, узнал, как поместить человеку в задницу колючую проволоку». История «Футбольного клуба». // Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/dud/1152710.html. (Дата обращения 01.11.2021).

5. Коломийцева, Е.Ю. Инновационные процессы в развитии интернет-СМИ // Медийные стратегии современного мира. Материалы одиннадцатой международной научно -практической конференции, 2017. С. 23-24.

6. Копачев, П., Самбур, В. «Биатлон с Губерниевым»: программа, которая победила футбол и Черданцева. // Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: https://www.sports. ru/tribuna/blogs/russiateam/2252482.html. (Дата обращения: 01.11.2021).

7. Косякин, И.В. Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012.

8. Михайлов, С.А., Мостов, А.Г. Спортивная журналистика. Учебное пособие. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 224 с.

9. Пролетарский, В.Н. Судьба. Телевидение. Спорт. - Архангельск: Архангельский литературный музей, 2006. - 281 с.

10. Ратнер, А.Ф. Отечественные записки: Телевидение далекое и близкое. - М.: [б.и.], 2006. - 237 с.

11. Смирнова, Ю.В. Реклама на телевидении. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2011. -

255 с.

12. Степанидин, Г.А. ...И потому включаю телевизор (Размышления о проблемах спортивного телевидения). - М.: Физкультура и спорт, 1984.

13. Тармасинов, Д. Почему Первый канал не показывает Кубок имени себя? Отвечает Константин Эрнст // Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: https://www.sports.ru/ tribuna/blogs/sport_tv/2865202.html. (Дата обращения: 01.11.2021).

14. Тармасинов, Д. Спортивное ТВ в России за 10 лет: «Матч ТВ» не всплывет, Первый канал - топ, ВГТРК - все // Sports.ru [Электронный ресурс] // URL: https://www.sports. ru/tribuna/blogs/sport_tv/2807867.html. (Дата обращения: 01.11.2021).

15. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 495 с.

Дата поступления: 01.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.