ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
№ 4 2014
УДК 070 (075.8)
СПОРТ НА НЕПРОФИЛЬНОМ ТЕЛЕКАНАЛЕ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТЕНТА
Радченко Елена Ивановна
канд. филол. наук
Папанова Ольга Анатольевна
канд. психол. наук Белгородский государственный научно-исследовательский университет
Белгород
аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги
Аннотация. В статье описывается эволюция развития программной палитры и технических возможностей отечественного телевидения. Показано практическое значение института СМИ для удовлетворения интересов и информационных потребностей общества. Рассматриваются особенности представленности темы спорта в спектре передач одного из ведущих российских каналов - Первого канала.
Ключевые слова: тележурналистика; информационные потребности; спортивная журналистика; сетка вещания.
THE TOPIC OF SPORTS ON GENERAL TV CHANNEL: TENDENCIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE BROADCASTING SCHEDULE
Radchenko Elena Ivanovna
сandidate of philology
Papanova Olga Anatolyevna
candidate of psychology Belgorod National Research University, Belgorod
Abstract. The article describes the evolution of software palette and technical capabilities of the national television. The practical value of the media Institute to meet the interests and information needs of the society. Considers the peculiarities of representation of the theme of sport in the spectrum of the transmission of one of the leading Russian TV channels - First channel.
Key words: TV journalism; information needs; sports journalism; broadcasting grid.
В последние годы тележурналистика прошла нелегкий путь преобразований. Произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми - дистрибьютеры); в результате возник рынок программ - конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов.
Но на телевидении главное - слово и чувство, мысль и образ, ради которых существует и совершенствуется техника. В этом контексте спортивная журналистика представляет собой один из видов деятельно-
сти СМИ, которые несомненно способствуют повышению национального самосознания, национальной толерантности, патриотизма, и единению нации в современных политических условиях.
Конкретное явление действительности становится как бы отправным пунктом в работе журналиста, а факт - поводом к обобщениям. Все зависит от того, в каких условиях, с какой целью, по какой причине происходит то или иное событие, насколько велик его политический смысл или познавательное значение, общественный к нему интерес, будь то официальные события или открытие выставок, пуск промышленных объектов или спортивные соревнования.
Эффективность деятельности телевидения может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед СМИ. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия. Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.
При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.).
Рассмотрение проблемы эффективности телевидения с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории
дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности такой информационной системы как телевидение.
Дифференциация и профилирование российских телевизионных каналов по различным признакам (тематическому, аудиторному, учредительскому, национальному и др.) обуславливает соответствующее многообразие и телепублицистики. Так, в частности, Первый канал выпускает собственные новости, аналитические программы и различные игровые, развлекательные передачи.
Спорт является и субъектом, и объектом общественного внимания во всём мире. Внимание к развитию спорта и физическому воспитанию здоровой нации составляет в настоящее время одно из приоритетных направлений внутренней государственной политики в России.
В начале XXI века вновь стали усиливаться тенденции развития спорта в стране. Связано это было во многом с заявками Российской Федерации на проведение в стране Олимпийских игр. Воспитание подрастающего поколения, воздействие на сознание личности через показ спортивных состязаний и рассказ о выдающихся спортсменах - вот главные составляющие, которые характеризуют современное спортивное телевидение.
Ведущую роль в развитии спортивного движения и в реализации коммуникационного обмена между субъектами спортивной деятельности играют СМИ. С начала третьего тысячелетия в России происходит формирование новой социально-политической и экономической ситуации. Преобразования наблюдаются и в сфере телевидения, которое находится в стадии поиска новых форматов коммуникации. Если сначала в телесетке преобладали развлекательные программы, то затем акценты стали меняться. Так, постепенно происходит возврат к пониманию того, что телевидение должно не только развлекать, но и воспитывать, про-
свещать, помогать человеку гармонично развиваться, формировать определенную систему ценностей и идеалов в науке, политике, общественной жизни.
Первый канал сегодня является не только самым масштабным (программы Первого канала принимаются на территории, где проживает 98,8 % населения страны), но и самым популярным телеканалом страны. Лидерство Первого канала убедительно подтверждают данные нескольких социологических служб, пользующихся разными методами измерения телеаудитории. По их данным с сентября 1995 года и по сей день Первый канал является единоличным лидером в эфире - доля аудитории Первого канала больше, чем у основных конкурентов.
Основные приоритеты канала: сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических передач и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественнополитического и аналитического телевидения. Первый канал - признанный лидер российского телеэфира, самый популярный и любимый русскоязычный канал в мире.
Лауреат многочисленных международных телевизионных премий, Первый канал сочетает в уникальном формате новаторские концепции телевещания, богатейшие отечественные традиции и актуальные мировые тенденции. Оперативная, точная информация, масштабное кинопроизводство и оригинальные программы делают Первый эталоном телевизионного качества во всем мире, первым по популярности среди зрителей и крупнейших рекламодателей. Первый канал тщательно следит за постоянно меняющимися потребностями зрительской аудитории.
Миссия Первого канала - всегда быть Первым и дарить миллионам людей во всем мире первоклассный российский телепродукт. Для русскоязычных жителей стран ближнего и дальнего зарубежья, изучающих русский язык иностранцев, туристов и работающих за рубежом россиян
Первый канал является самым узнаваемым и востребованным российским телеканалом.
С 1995 года директором Дирекции спортивных программ является Николай Малышев. Основные спортивные комментаторы и ведущие новостей спорта канала в 2000-е годы - Виктор Гусев, Константин Выборнов (уволился в 2009 году), Владимир Топильский, Владимир Гомельский, Андрей Голованов, Владимир Гендлин, Геннадий Орлов (во время крупных футбольных турниров) и другие.
В 2002 году известный тренер Валерий Газзаев и 2010 году Евгений Ловчев отметили весьма посредственное качество спортивных трансляций на этом канале: трансляции начинаются с задержкой на 10-15 минут и частыми рекламными вставками, подчас транслируются в записи в позднее время. «Футбол в частности и спорт в общем на этом канале уже давно не являются любимым ребенком, которого взращивают правильно - так, чтобы в будущем он и приносил тот самый рейтинг. В этом году матчи нескольких туров премьер-лиги там не были показаны, сейчас трансляции уже чемпионата мира будут начинаться со стартовым свистком. Накладки тут неизбежны - может случиться и так, что реклама или шоу про суд наложится на первые минуты игры».
Также, в последнее время о плохом качестве трансляций отзываются и зрители канала. Однако директор Дирекции спортивного вещания канала Николай Малышев неоднократно говорил, что на перенос трансляций на позднее время повлияли неудачные выступления российских спортсменов.
Для показа еженедельных событий, канал должен тратить большие деньги, а средства должны давать результат. В 2009 году показ Российской Премьер-Лиги осуществлялся в выходные дни в 14:00. Естественно, что летом в субботу или в воскресенье трансляцией очень тяжело собрать перед экранами большое количество болельщиков. Причины
понятны. Итогом стали низкие рейтинги просмотра матчей и соответственно отказ от трансляций.
Начальник дирекции спортивного вещания Первого канала Николай Малышев заявил, что у трансляций футбольных игр слишком низкие рейтинги, чтобы показывать их вечером: «Ни в одной стране мира не возникает такого вопроса. Почему, например, марафонцы в Греции бегут не в семь утра, когда более или менее прохладно, а в полдень? Потому что это интересно американскому телевидению. И никаких вопросов нет! Футбольная трансляция не соберет таких рейтингов, которые собирают другие программы. Мы все-таки профессионалы в своем деле и можем прогнозировать ситуацию. Знаем, какой рейтинг будет у трансляции днем, какой - вечером. Тем более у нас сборная России вечером играет и цифр больших все равно не собирает. Рейтинг выше, чем у матчей чемпионата, конечно. Рекорд был во время чемпионата мира 2002 года. У игры Япония - Россия доля зашкаливала за 50 процентов». Так же Малышев подчеркнул: «Люди, которые смотрят футбол по телевизору, просыпаются, делают зарядку, завтракают и тут как раз подоспевает центральный матч тура. По-моему, все удобно. Возможно, лучше было бы начинать матч чуть позже, но ... Когда наш чемпионат будут больше смотреть, тогда и передвинем трансляцию в сетке вещания. Мы только приветствовали бы это, но пока цифры диктуют нам условия. Чтобы смотрели наш чемпионат - футболисты должны лучше играть.» - сказал Малышев в интервью « Советскому спорту».
Владея эксклюзивными правами на показ чемпионата мира и Европы по футболу, а так же Олимпийских игр, Первый канал в период с 7 февраля по 23 февраля перешел в режим спортивного вещания. В Сочи, Первый канал охватил все важнейшие соревнования зимних игр. Конечно, выбор в большей степени падал на более популярные виды спорта такие как: хоккей, биатлон, фигурное катание. Однако в конце дня, в итоговых программах, были показаны лучшие моменты и победы
участников Олимпиады. Помимо самих соревнований были показаны документальные фильмы. Один из них проект «Энциклопедия Олимпиад», он выходил в рамках выпусков новостей, где рассказывалось о зимних видах спорта. Эфиры ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым и Вечерний Ургант, выходили на период игр из столицы Олимпиады 2014.
Цикл документальных фильмов «Олимпийские вершины», выходившие в период Олимпийских игр в Сочи, поведал нам, каким трудом достаются медали нашим чемпионам. Телезрители видят победы и успехи спортсменов, но не представляют, сколько тренировок и сборов нужно преодолеть, чтобы выйти на пик формы в самый нужный момент и взойти на высшую ступень пьедестала. В фильмах рассказывалось о наших сборных по хоккею, биатлону и фигурному катанию.
Летом 2014 года, Первый канал должен вести прямые трансляции с чемпионата мира по футболу. Как и раньше показ матчей отводится двум самым популярным каналам страны: Первый канал и Россия 1. Но и этого могло не быть, если бы ФИФА (всемирная футбольная организация) выиграла свое дело в Высшем европейском суде, о запрете трансляций на бесплатных каналах.
В скором времени Первый канал приступит к созданию нового федерального круглосуточного спортивного телеканала, который будет называться «Телеспорт». Это стало известно после того, как министр спорта России Виталий Мутко поддержал такую идею. Новый телеканал «Телеспорт» будет транслировать спортивные программы и трансляции, которые будут комментировать ведущие комментаторы Первого канала - Виктор Гусев, Андрей Голованов и многие другие. Также «Телеспорт» займётся производством новостей и собственных телепрограмм. Кроме того, каналу удалось договориться с другим производителем спортивного вещания - телекомпанией «НТВ-Плюс», благодаря ко-
торому зрители увидят программы и трансляции, подготовленные коллегами из данной телекомпании.
Уже с мая российские телезрители могли увидеть все матчи чемпионата мира по хоккею, который прошел в Минске. Помимо телеканалов «Россия 2» от ВГТРК и соответственно, «Первого канала», которые как раз и являются основными каналами для освещения чемпионата мира по хоккею, был также выделен и «Телеспорт» производства Первого канала. Также «Телеспорт» планировал и осуществил вместе с «Первым» и каналами ВГТРК показать прямые трансляции всех матчей чемпионата мира по футболу в Бразилии.
«Телеспорт» будет вещать одновременно в стандартном и высоком разрешении в крупнейших телепровайдерах России. Кроме того, планируется включение канала «Телеспорт» во второй мультиплекс цифрового телевидения вместо телеканала «Спорт Плюс», который производится телекомпанией «НТВ-Плюс».
Первый канал освещает спорт каждые два года. Исключением становятся матчи сборной России по футболу и кубок Первого канала по хоккею в рамках Евротура. Являясь самым популярным каналом России, он получает право транслировать: зимнюю и летнюю Олимпиады, чемпионаты Европы и мира по футболу. В период проведения таких больших соревнований Первый канал транслирует самые значимые события и переходит в режим спортивного вещания, предлагая зрителям также документальные фильмы о наших спортсменах.
В целом по результатам исследования можно сделать вывод о том, что концепция вещания, форм и направления деятельности Первого канала не ставит в приоритет тему спорта. Тем не менее, следуя запросам современного зрителя, сетка вещания телеканала меняется в зависимости от спортивных событий. Так Первый канал договорился с футбольной Премьер-лигой, чтобы матчи, которые он транслирует начинались в 16:00.
Кроме того, телеканал уделяет внимание спортивным новостям в информационных выпусках, транслирует документальные фильмы о спорте и выдающихся спортсменах, ведет прямые трансляции с чемпионата мира по футболу. Это позволит привлекать к спорту все больше людей из разных сфер общественной жизни, приобщая их к спорту и как к увлекательной теме, и как к образу жизни, и как к важному государственному делу.
Список использованных источников
1. Голядкин Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.
2. Гуськов С.И., Гуськов С.С. Телевидение и спорт. М.: Полиграф сервис, 2000. 334 с.
3. Десюк Д. В. Специфика отражения темы спорта на современном рос-
сийском телевидении: дис. .канд. филол. наук. М., 2010. 190 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dissercat.com/content/spetsifika-
otrazheniya-temy-sporta-na-sovremennom-rossiiskom-televidenii (дата
обращения: 21.01.2014).