Государственное устройство
Алексей БЫЗОВ
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены предпосылки и особенности формирования системы государственного контроля в Российской Федерации, показано ее современное состояние и перспективы развития.
The conditions and features of formation of the state control system in the Russian Federation are being considered in the article, its modern state and prospects of development are shown.
Ключевые слова:
государственный контроль, Российская Федерация, субъект федерации, экономика, общество, бюджет; state control,
Russian Federation, subject of Federation, economy, society, budget.
После распада СССР в декабре 1991 г. начался новый этап исторического развития страны. Россия вступила в период перехода от социалистической модели к капиталистической. Возникла необходимость кардинальных преобразований в экономике, оформления суверенной российской государственности, коренных реформ в политической системе, изменений в социальной сфере, идеологической переориентации.
Эти масштабные исторические изменения глубоко затронули сферу государственного контроля страны. Существовавшая в СССР отлаженная система госконтроля в процессе реформ периода перестройки претерпела существенные изменения. Комитет народного контроля СССР, образованный 9 декабря 1965 г., был преобразован в Контрольную палату СССР 26 декабря 1990 г. Закон «О Контрольной палате СССР» был принят 16 мая 1991 г.1 Пришедшая на смену Комитету народного контроля Контрольная палата СССР просуществовала недолго и была ликвидирована 26 декабря 1991 г. в связи с роспуском СССР.
С января 1992 г. начался процесс формирования контрольных органов государственной власти Российской Федерации в новых исторических условиях. В 1992—1993 гг. шел поиск форм и методов государственного контроля в быстро меняющихся политических и социально-экономических реалиях. Трудности переходного периода усиливались тем, что в начале 1990-х гг. в сознании части населения понятие «государственный контроль» ассоциировалось с фискально-полицейскими функциями государства и часто воспринималось негативно.
С началом перехода к рыночной модели развития произошло сокращение сфер влияния государства на экономику и общество. При этом избранный руководством страны ускоренный способ перехода к капиталистической модели социально-экономического развития (шоковая терапия) оказался для большинства населения крайне болезненным.
Преобразования, включавшие либерализацию цен и массовую приватизацию государственной собственности, привели к резкому взлету цен, росту инфляции, падению уровня жизни, ухудшению криминальной обстановки. В связи с этим общество стало осознавать необходимость усиления государственной власти в стране, включая сферу государственного контроля.
1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1991, № 23, ст. 649.
БЫЗОВ
Алексей
Юрьевич —
соискатель кафедры
истории РЭУ
им. Г.В. Плеханова,
советник
департамента
Контрольного
управления
Президента РФ
Процесс становления и развития системы государственного контроля начался с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. В Конституции заложены основы системы государственного контроля страны. Хотя в Основном законе конкретное определение понятия «государственный контроль» не приводится, слово «контроль» употребляется там три раза. В п. «а» ст. 71 говорится, что в ведении Российской Федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением. В п. 5 ст. 101 закрепляется, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. В п. 2 ст. 132 записано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и что реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды1. Таким образом, в Конституции РФ законодательно закреплены контрольные функции государства и определены основные принципы создания системы государственного контроля.
На федеральном уровне можно выделить следующие виды контроля: президентский, парламентский, правительственный, судебный.
Президентский контроль осуществляет Президент, являясь, согласно ст. 80, гарантом Конституции РФ. Для обеспечения деятельности Президента как главы государства и контроля за исполнением принятых им решений 22 февраля 1993 г. в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции была создана Администрация Президента РФ на основании указа Президента, в котором были определены ее положение и функции. Указом Президента от 6 апреля 2004 г. было утверждено новое Положение
об Администрации Президента РФ. 24 мая 1994 г. было утверждено Положение о Контрольном управлении Президента РФ, которое входит в структуру Администрации Президента РФ как самостоятельное подразделение. 16 марта 1996 г. Контрольное управление было преобразовано в Главное контрольное управление Президента РФ, а 8 июня 2004 г. в связи с системной реформой федеральных органов исполнительной власти вновь переименовано в Контрольное управление, и было утверждено Положение о Контрольном управлении Президента РФ. 13 мая 2000 г. указом Президента была учреждена должность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, определены ее статус, полномочия, функции, в т.ч. контрольные2.
Парламентский контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счетная палата РФ, ее деятельность строится на основе федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», принятого 11 января 1995 г.
Контрольные полномочия Правительства РФ определены федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
Судебный контроль осуществляют три высшие судебные инстанции Российской Федерации: Конституционный Суд,
Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие суды в пределах их компетенции.
Региональный уровень включает контроль субъектов Российской Федерации и контроль муниципальных образований. Для осуществления этих видов контроля был принят федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Законом определены принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов на местах, их статус, состав и структура, порядок назначения на должности, требования к кандидатурам, гарантии статуса должностных лиц. Законом установлены полномочия контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно закону контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований являются посто-
1 Конституция Российской Федерации.
Официальное издание. — М., 2009.
2 Российская газета, 2000, 16 мая.
янно действующими органами внешнего контроля, которые образуются законодательными (представительными) органами власти и подотчетны им.
В компетенцию региональных контрольных органов входят следующие вопросы: контроль за исполнением бюджета субъекта федерации или муниципального образования, экспертиза законопроектов о бюджете, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета, организация и осуществление контроля за законностью и результативностью использования бюджетных средств, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта федерации или муниципального образования, оценка эффективности предоставления налоговых льгот и преимуществ, подготовка информации о ходе исполнения бюджета, участие, в пределах полномочий, в мероприятиях по противодействию коррупции и др.
В соответствии с законом внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. Законом определен порядок планирования деятельности и взаимодействия контрольно-счетных органов. Установлено, что требования и
запросы должностных лиц контрольных органов при осуществлении ими своих полномочий являются обязательными для исполнения государственными и муниципальными учреждениями, в отношении которых осуществляется внешний контроль. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов производится из средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» вступает в силу с 1 октября 2011 г. и имеет большое значение для формирования целостной системы государственного контроля страны.
Следует отметить, что при постоянном усилении внимания государства к контрольной деятельности за 20 лет новейшей истории Российской Федерации в основном сформировалась система органов государственного контроля. Накопленный опыт ее работы показывает, что для повышения эффективности системы государственного контроля и исключения возможного дублирования функций контрольных органов представляется целесообразным и исторически обусловленным принятие единого федерального закона «О государственном контроле в Российской Федерации», включающего все составляющие системы госконтроля.