УДК 378.1
Особенности создания и функционирования МИП на базе бюджетных учебных организаций
Дубровин С.А. sad-56@mail.ru д-р экон.наук Петропавлова Г.П. petropavlova@mail.ru
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет ИТМО Институт холода и биотехнологий 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9
В статье дана историческая ретроспектива и определены особенности современного этапа формирования потребностей в работниках различных секторов экономики, в том числе в секторе научных исследований, рассмотрена роль малых инновационных предприятий университета в подготовке инноваторов, рассматриваются имеющиеся преференции и законодательные ограничения в деятельности малых инновационных предприятий, созданных на базе бюджетных учебных учреждений, а также внутренние проблемы уже действующих предприятий, формулируется комплекс предложений для разных уровней управления.
Ключевые слова: инновационные люди, бюджетные высшие учебные заведения, малые инновационные предприятия университетов
Public School-Based Small Innovative Enterprises: Start-Up and Operation Characteristics
Dubrovin S.A., D.Sc. Petropavlova G.P.
Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics.
Institute of Refrigeration and Biotechnology 191002, St. Petersburg, Lomonosov str., 9
Given the historical background and identified features of the present stage of formation of the need for workers in various economic sectors, including in sector research,examined the role of small innovative enterprises in the preparation of the University of innovators,reviews the preferences and legal restrictions in the performance of small innovative businesses, established on the basis of the budget of educational institutions, as well as the internal problems of the existing ones, formulated a set of proposals for the various levels of government. Keywords: innovative people, institutions of higher education budget, small innovative enterprises universities
Подготовительная работа по вступлению России в ВТО в августе 2012 года в условиях усиливающейся глобальной конкуренции потребовала от Правительства России критической оценки сегодняшнего и возможного положения нашей страны в мировой экономической системе. Результатом этой работы стала разработка Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает инвестиции в формирование нового качества человеческого капитала - главного источника развития «экономики знаний».
«Экономика знаний» предполагает преимущественное использование инновационных подходов в продуктах, бизнес-процессах, в стратегии развития компании. Инновация призвана обеспечить сокращение срока разработки и поставки продукта на рынок, снизить затраты на единицу продукции, повысить ее качество, сократить производственный и финансовый цикл, а также повысить производительность труда работников, что в совокупности способствует росту конкурентоспособности продукции, устойчивости предприятия и экономики страны в целом.
Рождение инновации связано с инициативой работника предприятия, готового к такого рода деятельности. Определяющую роль в их подготовке всегда играли ВУЗы. В доперестроечный период в нашей стране ВУЗы готовили специалистов для отдельных отраслей промышленности и сферы услуг в тесной взаимосвязи с планами развития советской экономики, основанными на результатах научных исследований и разработок специализированных НИИ. Теперь ситуация кардинально изменилась. Ориентиром для абитуриента выборе будущей профессии выступают текущие (уже сформированные) и перспективные (только вызревающие) запросы рынка труда. В соответствии с этим запросом должна вестись подготовка кадров учебными заведениями, как в рамках получения базовой специальности, так и в системе дополнительного профессионального образования. Лучше всего такие потребности оцениваются на региональном рынке, где формируются кластеры (комплекс взаимосвязанных хозяйственных структур территории, обеспечивающих разработку, изготовление и реализацию конкурентоспособной продукции). Авангардом формируемого кластера выступает команда инноваторов, использующая результаты выполненных научных разработок, которые могут выполняться и на базе ВУЗов.
Мировая практика экономически развитых государств подтверждает, что вузовская наука создает инновационные проекты, имеющие коммерческий интерес, а также готовит кадры, являющиеся двигателем модернизационных процессов.
Таким образом, ВУЗы в современных условиях не только готовят кадры для действующих предпринимательских структур, но и сами оказывают существенное влияние
на объем и структуру рынка труда. Прежде всего, разговор идет о работниках научно-исследовательского сектора.
Наука и предпринимательство в цивилизованном рынке оказывают постоянное влияние друг на друга. Так, предпринимательство с первых своих шагов стремиться опираться на последние научные знания и на основанные на этом знании технические изобретения и новшества. Наука же, на основе полученных заказов на проведение научных исследований, получает ориентиры о перспективных направлениях своих дальнейших исследований и сферах их практического воплощения в жизнь, в том числе и по подготовке необходимых кадров. Наличие этой обратной связи - важное условие обеспечения устойчивого функционирования и развития научно-образовательного заведения, оказывающего свои услуги в условиях хозяйственного расчета.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы меняется парадигма оценки деятельности ВУЗов в нашей стране со стороны общества. Сейчас ВУЗ оценивается не только по количеству выпущенных специалистов или работающих ученых, но и с учетом полезности его научных разработок для экономики в целом. Кроме того, ВУЗ стал рассматриваться как центральная составляющая создаваемых в стране региональных научно-производственных кластеров, которые, в свою очередь, должны быть включены в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.
В 2009 году Правительство России предприняло шаги, направленные включение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности НИИ и ВУЗов, финансируемых из различного уровня бюджетов. Здесь речь идет о 217 Федеральном Законе [1], предоставившим государственным НИИ и ВУЗам право созданияна их базе малых инновационных предприятий. Идея такого подхода взята из зарубежной практики, где до 80% всех научно-технических разработок осваиваются малыми инновационными предприятиями [3].
Создание малых инновационных предприятий не только способствует выводу на рынок качественно новой продукции, но и создает рабочие места выпускникам. Уже во время учебы студенты и молодые ученые университетов могут принимать активное участие в создании и работе МИПов. Более тесное взаимодействие малых предприятий инновационного пояса с реальным сектором экономики также должно способствовать формированию круга предпринимателей, которые в состоянии оценить дивиденды от вложений в научные разработки.
Остановимся ниже более подробно на процедурах закона в части формирования и функционирования МИП, созданных на базе бюджетных учебных учреждений.
1. ВУЗам предоставляется право без согласия собственника его имущества в
уведомительном порядке учреждать (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД). Исключительные права на РИД, предоставленные хозяйственному обществу, сохраняются за вузом-правообладателем.
2. Однако дается право внедрять только те результаты интеллектуальной деятельности, перечень которых приведен в Законе и является исчерпывающим. Кроме того, Вуз должен быть правообладателем этого РИД.
3. Определяет, что вклад ВУЗа в уставный капитал хозяйственного общества - это право использования РИД, которое предоставляется на основании лицензионного договора.
4. Хозяйственные общества не вправе предоставлять право использования РИД третьим лицам по договору или иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.
5. Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, может утверждаться решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, если такое решение принимается единогласно и номинальная доля или стоимость акций участника не превышает пятьсот тысяч рублей.
6. Определен состав и порядок формирования уставного капитала хозяйственного общества.
7. Установлен размер минимальной доли (акций) вуза в уставном капитале хозяйственного общества.
8.Права участников хозяйственных обществ от имени вузов осуществляют их руководители.
9. Вуз вправе распоряжаться долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ, владельцами которых они являются только с предварительного согласия соответствующих собственников.
10. Доходы (дивиденды) от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ поступают в самостоятельное распоряжение вуза, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности вуза.
Приведенный выше перечень прав и ограничений 217 Федерального Закона в вопросах создания и функционирования малых инновационных предприятий (МИП)
показывает, что его основная цель - это внедрение конкретного результата интеллектуальной деятельности с одновременным ограничением коммерческой деятельности хозяйственного общества. В такой постановке вопроса приходится признать, что Закон направлен на инновацию в продукции и, значит, в первую очередь, адресован ВУЗам со значительным удельным весом прикладных НИР в структуре исследований. К таким преимущественно, относятся технические или отраслевые вузы. Таким образом, новое и неоднозначное законодательство поставило много вопросов не только в теории, но и на практике.
Прежде всего, это несоответствие целей деятельности малых инновационных предприятий, создаваемых ВУЗами, тем, что установлены Гражданским кодексом (ст. 49 и п.1 ст.50 Гражданского кодекса). Кроме того, одним из четырех признаков предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса является направленность на систематическое извлечение прибыли, чего, видимо, не предусматривалось создателями 217 Закона.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2] не допускается возможности ВУЗа входить участником (акционером) в уже созданное и реально действующее хозяйственное общество, что ставит все созданные МИП на рынке в положение игрока без истории, без репутации в вытекающими отсюда последствиями.
Большую остроту приобретает проблема порядка оплаты долей (акций) в создаваемых высшими учебными заведениями хозяйственных обществах. В 217 Законе сказано, что ВУЗ, являющийся бюджетным образовательным учреждением, вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если его в уставном капитале акционерного общества составит более чем 25% или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем 1/3. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Но особенности, заложенные 217 Федеральным Законом в части создания таких хозяйственных обществ сами создают препятствия на этом пути.
Порядок оплаты акций в акционерном обществе законодательных проблем не создает. Однако, акт установления минимального размера доли (объема акций) ВУЗа вместе с согласием Минобрнауки РФ на распоряжение долями (акциями) также может стать существенным препятствием в развитии всей инновационной системы.
В странах с развитой инновационной инфраструктурой доля высшего учебного заведения в подобных хозяйственных обществах в редких случаях составляет более 5%, что способствует росту интереса бизнеса к ним.
Экспертами также указывается на такой недостаток в законодательстве о деятельности МИП, как отсутствие прописанного порядка и последствий выхода ВУЗа из ранее созданного хозяйственного общества. Однако, на практике выход из него в отдельных ситуациях может быть даже просто экономически целесообразным (при продаже доли ВУЗа за высокую цену инвестору), ведь исключительное право на РИД остается за его разработчиком.
В Законе 217-ФЗ прописано правило, в соответствии с которым внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору и иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако, в случае разработки программы для ЭВМ, базы данных неизбежна необходимость заключения «пользовательских» лицензионных соглашений с третьими лицами. Поэтому предоставление прав по сублицензиям третьим лицамможет в определенных случаях быть даже более экономически выгодным способом «внедрения», нежели самостоятельное создание «продукта».
Остаются проблемы в практике передачи оборудования и помещений ВУЗов МИП, созданным в рамках ФЗ №217. И хотя Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2011 г. № 677 ВУЗам было разрешено осуществлять их передачу без проведения конкурсов или аукционов, но условия передачи требуют по каждому договору обращаться в Минобрнауки Российской Федерации, поскольку сегодня отсутствует необходимая для этого нормативно-правовая база.
До сих не внесены необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые определили бы процесс получения дивидендов государственными бюджетными учреждениями от учрежденных ими МИП и возможность их дальнейшего использования. Все это приводит к путанице при расчете налоговой нагрузки.
Созданное 217 Федеральным Законом правовое поле многократно дополнялось внесением изменений в иные нормативные акты для создания благоприятного инвестиционно-инновационного климата для МИП. Они коснулись Налогового кодекса Российской Федерации (что позволило использовать упрощенную систему налогообложения), порядка применения пониженных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Однако и здесь не все однозначно.
Вызывают вопрос условия, при соблюдении которых возможно применения пониженных тарифов страховых взносов. В законе названы одновременно два условия:
- осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрение результатов интеллектуальной деятельности;
- применение упрощенной системы налогообложения.
Но в определенных случаях применение упрощенной системы налогообложения вовсе не соответствует экономическим потребностям хозяйственного общества, связанными с особенностями уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость. А первый из перечисленных критериев как условие больше представляется декларацией, нежели измеряемым критерием, тем более, что цель внедрения не может заменять собой цель извлечения прибыли в коммерческой деятельности.
Таким образом, российское законодательство в области инновационной предпринимательской деятельности ВУЗов все еще нуждается в системном совершенствовании. В этой связи Советом Федерации планируется осуществить разработку целого ряда законодательных инициатив, направленных на:
- предоставление бюджетным образовательным и научным учреждениям права вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ исключительное право на РИД;
- предоставление бюджетным образовательным и научным учреждениям возможности распоряжаться своими долями (акциями) в уставном капитале создаваемых ими хозяйственных обществ без согласия собственника при условии его уведомления;
- распространение действия Закона на автономные научные и образовательные учреждения и др.
Большой проблемой является отсутствие практики у российских ВУЗов по управлению не только научными исследованиями, но и их результатами (интеллектуальными ресурсами). До момента выхода 217 Федерального Закона в ВУЗах отсутствовала система учета РИД (начиная от оценки РИД, до их постановки на баланс ВУЗа). Необходимость формирования «хороших отчетов» о созданных МИП в ряде случаев привело к ситуации, когда ВУЗы передавали в уставный капитал хозяйственным обществам, предприятиям права на несуществующие РИД (не стоящие на балансе ВУЗа). Кроме того, несоответствие перечня РИД части 4 ГК РФ и ФЗ-№217 привело к тому, что ряд ВУЗов передали в уставный капитал малых инновационных предприятий РИД, которые таковыми фактически не являлись (поскольку понятие «ноу-хау» четко не
определено в законодательстве).
Мониторинг состояния развития МИП, проводимый государственным учреждением «Центр исследований и статистики науки» Минобрнауки России, показал, что на начало 2011 г. в базе данных Министерства образования науки было занесено 725 хозяйственных обществ, из них 708 создано в 176 вузах и 17 - в 15 НИИ. Привысших учебных заведения в форме обществ с ограниченной ответственностью создано 683 организации, или 97,34%, в форме закрытых акционерных обществ - 19 организаций, или 2,66% [6, С. 230].
Проведенный анализ допущенных нарушений показал, что порядка трети МИП регистрировались для отчетности, еще около 10% совершали ошибки при регистрации (например, неверный расчет доли ВУЗа в уставном капитале, которая должна составлять для ХО 1/3, то есть 34%, а не 30% и не 33%) [4, С. 57].
Всю систематику вопросов по созданию хозяйственных обществ, соответствующих нормам ФЗ-217, ведет Минобрнауки России и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ФГБНУ ЦИСН) в соответствии с приказом Минобрнауки России № 718 от 8.12.2009. Для устранения выявленных ошибок, неясностей была создана система консультирования по электронной почте (fz2l7@mail.ru), телефону и скайпу, система конференций, семинаров, сформирован пул профессионалов, досконально разобравшихся в нюансах темы. Начато формирование региональных ассоциаций инновационных предприятий, созданных вузами по ФЗ-217.Вся эта работа позволила по состоянию на сентябрь 2012 года зарегистрировать в базе данных Министерства образования и науки РФ уже 1687 хозяйственных обществ, из которых 1596 создано в 248 вузах и 91 в 64 НИИ. По данным ЦИСН из этого числа хозяйственных обществ полностью соответствуют требованиям 217-ФЗ уже 1427 (или 85%) [5, С. 153].
Как видно, наибольшее число хозяйственных обществ создано в Центральном (451) и Сибирском (318) федеральных округах. Несколько меньше создано в Приволжском (281) федеральном округе, в Южном (157), Уральском (124), Северо-Западном (131), Северо-Кавказском (53), Дальневосточном (33) федеральных округах.
В этих хозяйственных обществах работают более 5 тыс. чел. Средний возраст сотрудников хозяйственных обществ составляет 35 лет, что в целом соответствует возрасту наибольшей творческой активности.
Хозяйственные общества арендуют у учредителя в среднем 285 кв. метров площади со средним размером арендной платы в 2010-2011 годах около 700 рублей за 1 кв. метр в месяц.
В хозяйственных обществах в среднем заняты три штатных сотрудника и 5-6 со-
трудников по совместительству. Причем в работе одного хозяйственного общества, как правило, принимают участие более 3 студентов, аспирантов или докторантов.
В уставной капитал хозяйственных обществ по состоянию на май 2012 года передан 1091 охраняемый РИД. Объем основных средств хозяйственных обществ составил 145,2 млн. руб., в том числе 123,45 млн. руб. - это машины, оборудование и другая техника.
Хозяйственными обществами получен 551 охраноспособный РИД и 154 патента. С каждым годом увеличивается и экономический эффект от их деятельности. По информации Минобрнауки России, если в 2010 году хозяйственные общества выпустили продукции на 521 млн. руб., то в 2011 году - почти в три раза больше - 1 523 млн. рублей.
Распределение направлений работ хозяйственных обществ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации выглядят следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Распределение ХО по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в мае 2012 года
Направление деятельности Кол-вообществ
Информационно-телекоммуникационные системы 337
Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика 267
Рациональное природопользование 214
Науки о жизни 199
Индустрия наносистем (материалы) 172
Транспортные и космические системы 95
Безопасность и противодействие терроризму 73
Как следует из данных таблицы, преобладающими направлениями деятельности являются «Информационно-телекоммуникационные системы» и «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика», новые материалы, медтехника и препараты.
Практика некоторых университетов показывает, что часть отмеченных выше проблем можно решать путем организации научно-образовательных центров (НОЦ) между вузами и МИП. Сегодня созданные НОЦ показывает большие возможности в повышении
эффективности научной деятельности партнеров благодаря участию специалистов различного профиля в выполнении исследований и разработок, а также совместному использованию современного высокотехнологичного оборудования и приборной техники всех его партнеров.
Вместе с тем, сегодня продолжает остро стоять проблема привлечения инвесторов к участию в деятельности хозяйственных обществ. В российской практике возможными источниками финансирования деятельности МИП являются:
1. Кредитные организации, но этот вид финансирования малые инновационные предприятия получают крайне редко, обычно под поручительство или залог имущества.
2. Частные инвесторы, или бизнес-ангелы, инвестирующие собственные средства в малые инновационные предприятия на ранних стадиях развития и получающие взамен право на собственность обычно в виде блокирующего пакета акций. Преимуществом такого вида финансирования МИП является его длительный срок (от 2 до 10 лет), отсутствие залога имущества и прочих гарантийных обязательств.
3.Венчурные фонды. Они, как правило, осуществляют финансирование инновационных проектов со средней степенью риска. Однако шансы малых инновационных предприятий, не имеющих в составе своего уставного капитала «прорывных» разработок, получить финансирование со стороны венчурных фондов обычно невелики.
4. Государственные субсидии. В рамках государственной программы поддержки инновационного предпринимательства МИП могут получить до 2,5 миллиона рублей на создание опытного образца перед стадией посевного финансирования и до 5 миллионов на приобретение объектов основных средств. Главным критерием является положительное заключение экспертов о бизнес-плане МИП.
Теоретическое наличие различных финансовых инструментов для деятельности МИП на практике показывают, что основным источником для них являются их собственные средства. Однако, наиболее привлекательным кажется именно вариант получения государственного финансирования через ВУЗ. Такой вариант исключает передачу пакетов акций или долей в уставном капитале третьим лицам.
Следует остановиться на проблемах формирования МИП в университетах, проводящих исследования в области естественных, гуманитарных и общественных наук. Обычно, в них доля прикладных исследований составляет 15-20% от общего объема финансирования НИР. Создаваемые на их базе МИП должны специализироваться на инновациях в процессах и инновациях в стратегии, которые являются важнейшим условием
создания инновационного продукта. А современный инновационный менеджмент позволяет выделить четыре уровня инновационных прорывов:
1. Концептуальный уровень - инновации в концепции развития компании, парадигме управления, идеологии.
2. Стратегический маркетинг - инновации в продукции, рынках, каналах сбыта и
пр.
3. Организационный уровень - инновационные решения в производстве, управлении, организационной культуре.
4. Операционный уровень - реинжиниринг процессов, преодоление ключевых ограничений.
В свою очередь, региональный уровень управления должен продолжать заниматься формированием поддерживающей структуры, благоприятной среды для формирования научно-производственных кластеров, что требует решения следующих задач:
- создания механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
- координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;
- расширения инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников;
- сертификации и стандартизации инновационной продукции;
- содействия продвижению эффективных разработок и реализации инвестиционных проектов и др.
Показатели же развития научно-производственных кластеров на территории должны находиться в тесной взаимосвязи с программами развития региона (города), предусматривающими развитие новой культурной среды на базе новейших технологий в обеспечение высоких стандартов жизни горожан.
Список литературы:
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный Закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ
2. О применении (внедрении) бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования результатов интеллектуальной деятельности. Письмо Рособразования от 03.12.2009 г. № 20-1834.
3. Ибадова Л.Т. Гражданско-правовые формы финансового обеспечения малого предпринимательства // Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты [Электронный ресурс: http: // www.for-expert.ru/finansirovanie malogo bisnesa/7.shtml1
4. Гуремина Н.В. «Проблемы и перспективы создания малых инновационных предприятий в российских ВУЗах и научных организациях» - VI Международный Форум «От науки к Бизнесу» - «Коммерциализация наукоемких технологий: Опыт регионов, роль ВУЗов», с. 57-60.
5. Колесников А. Н. Предпринимательство в ВУЗах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития. //Комплексная система развития работ в вузе. Кейс НИУ ИТМО — пилотного университета программы, 2012 г., с. 151-155
6. Скворцова И.В. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий при вузах // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». 4 (151) 2012 г., 235 с.