МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - РАЗВИТИЕ СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛОМТЕВА Е.В.
Одной из актуальных задач развития экономики города Москвы на современном этапе является переход к инновационному развитию и повышению конкурентоспособности колледжей, занимающихся разработкой и внедрением инновационных продуктов на столичном рынке.
One of actual problems of development of a city economy of Moscow at the present stage is transition to innovative development and increase of competitiveness of the colleges which are engaged in development and deployment of innovative products in the capital market.
Несмотря на призывы российских властей к малому и среднему бизнесу активно развивать и внедрять инновационные продукты, доля малых инновационных предприятий в структуре экономики города Москвы относительно не велика и на сегодняшний день составляет менее 30 % от общего числа столичных компаний.
Что касается малых инновационных предприятий, создаваемых при столичных вузах, колледжах и НИИ, то в этом году их количество может вырасти в два раза. Возможность создания такого рода предприятий появилась у высших и средних профессиональных учебных заведениях в связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее -Федеральный закон).
По своей правовой природе малое инновационное предприятие (МИП) - это специализированная и обособившаяся хозяйственная структура, главной целью которой является объединение усилий научно-технического персонала на основе соответствующих регламентов и процедур, направленная на ускорение и повышение эффективности инновационного развития. МИП объединяет в себе сферы «бизнеса» - «науки» - «образования» (кластеры).
Вышеуказанным Законом предусмотрены определенные особенности создания малых инновационных предприятий.
В решении о создании хозяйственного общества должны быть отражены следующие вопросы:
- создание хозяйственного общества определенной организационно-правовой формы и с определенным названием;
- определение местонахождения общества;
- определение размера уставного капитала хозяйственного общества и размера доли каждого участника в уставном капитале хозяйственного общества;
- определение порядка оплаты долей участниками общества;
- утверждение устава хозяйственного общества;
- назначение единоличного исполнительного органа (если это не относится в соответствии с уставом хозяйственного общества к компетенции наблюдательного совета);
- формирование (при наличии в соответствии с уставом) коллегиального исполнительного органа и наблюдательного совета (совета директоров);
- осуществление государственной регистрации общества.
Предмет деятельности таких хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), исключительные права
на которые принадлежат их учредителям, т.е. учреждениям среднего и высшего профессионального образования.
Вкладом в уставный капитал хозяйственных обществ является право использования РИД, исключительные права на которые сохраняются за соответствующими учреждениями.
Доля (акции) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Кроме того, внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться третьим лицам на договорной основе. Право использования РИД должно вноситься в уставный капитал хозяйственного общества на основании решения учредителя (учредителей) о создании хозяйственного общества путем заключения лицензионного договора, заключаемого между научным или образовательным учреждением и хозяйственным обществом после внесения записи о государственной регистрации хозяйственного общества в единый государственный реестр юридических лиц.
Перечень РИД, право использования которых может вноситься в уставный капитал хозяйственных обществ по лицензионному договору, является закрытым и включает в себя только изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем и секреты производства (ноу-хау).
В случае привлечения соучредителей при создании хозяйственных обществ доля научного или образовательного учреждения в уставном капитале создаваемого общества должна составлять более 25 % для акционерных обществ и более одной трети для обществ с ограниченной ответственностью.
Вновь созданному малому инновационному предприятию необходимо заключить лицензионный договор с учредителем - колледжем, вузом, НИИ и зарегистрировать его в Роспатенте, в случае, если право на использование результата интеллектуальной деятельности или сам результат деятельности подлежит государственной регистрации. Кроме того, необходимо уведомить Минобрнауки России о создании МИП в течение семи дней с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.
Научным и образовательным учреждениям необходимо учитывать, что созданное хозяйственное общество может быть признано малым или средним предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных статьей 4 Федерального закона, и пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми данным хозяйствующим субъектам и что они вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах созданных хозяйственных обществ только с предварительного согласия государственных органов или государственных академий наук, в ведении которых находятся соответствующие научные или образовательные учреждения.
Однако при этом доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах таких хозяйственных обществ, а также часть прибыли хозяйственных обществ, полученная научными или образовательными учреждениями (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение научных и образовательных учреждений, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату
вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности научных и образовательных учреждений. Для реализации этой нормы должны быть внесены соответствующие изменения в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения.
Привлечение обучающихся колледжей к участию в деятельности малых инновационных предприятий позволит приобрести им необходимый практический навык по выбранной специальности с возможностью дальнейшего трудоустройства на данное предприятие. Активное участие обучающихся в создании инновационных продуктов позволит им без труда найти перспективную работу в ряде ведущих столичных компаний, занятых в сегменте наукоемкого производства.
Работодатели получат возможность непосредственно участвовать в подготовке нужных специалистов, путем сотрудничества с колледжами и создаваемыми при них «бизнес-инкубаторами».
В связи с переходом средних и начальных профессиональных образовательных учреждений в автономные учреждения и сокращением их бюджетного финансирования резко возникает вопрос об их дальнейшем существовании. Доходы от реализации продукции, выпускаемой малыми инновационными предприятиями, будут направляться на дальнейшее развитие системы среднего профессионального образования.
Библиографический список:
1. Потапенко Н.Е., Синельникова О.Н. Инновационное развитие и переход к экономике знаний / Профессиональное образование. Столица. 2009. № 9. С. 36-37.
2. Бурма К.С., Кубанков А.Н. Обзор подходов к организации управления инновационным предприятием / Специальная техника. 2011. № 4. С. 26-30.
3. Коробкова О.М., Курмангалиева А.Р. Стратегия эффективного управления малыми научно-инновационными предприятиями / Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 2. С. 63-67.
4. Пыркова И.А. Инновационным предприятиям - зеленый свет / Инновационный Вестник Регион. 2009. № 1. С. 2-3.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационные продукты, инновационное предприятие, интеллектуальная деятельность.
Keywords: innovative development, innovative products, innovative enterprise, intellectual activity.