Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И КУБАНИ'

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И КУБАНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАЗДНИЧНАЯ СИСТЕМА РОССИИ И КУБАНИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Велиев Э.Э., Оселедчик Е.Б.

В статье рассматриваются изменения, произошедшие в праздничной системе России и Кубани в постсоветский период. Отмечается, что понятие «праздник» неоднократно становилось предметом научных исследований (М.М. Бахтин, Й. Хейзинга, Ю.М. Лотман и др.), так же как исторически сложившаяся российская праздничная система, но ее перемены в постсоветский период освещены недостаточно полно, а происходящие процессы так стремительны, что требуют своего анализа и осмысления вновь и вновь. Выделяются виды наиболее распространённых праздников, и определены их некоторые трансформационные изменения. Отмечается, что современная российская праздничная система эклектична, в ней сосуществуют праздники разного происхождения, противоположной концептуальности, социальной целенаправленности и масштаба, причем преобразования, касающиеся как всей системы в целом, так и отдельных праздничных форм, продолжаются. В качестве оснований трансформирования праздничной культуры и праздничной системы выступают изменения условий жизни социальных групп и страт; политической, социальной и экономической обстановки; общественного сознания, выражающиеся в культуре и духовных ценностях общества, государства, социальной группы и личности. Колоссальное этническое разнообразие Юга России и нарастающий поток мигрантов из других областей страны делает региональную праздничную систему сложносоставной и многополярной. Она целенаправленно формируется государственными и общественными органами и учитывает культурные и религиозные традиции не только национального большинства, но и диаспор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN TRANSFORMATIONAL PROCESSES OF THE FESTIVE SYSTEM OF RUSSIA AND KUBAN

The article deals with the changes that have occurred in the festive system of Russia and Kuban in the post-Soviet period. The concept of "holiday" has repeatedly become the subject of scientific research (M.M. Bakhtin, J. Heizinga, Y. Lotman, etc.), and the historically formed Russian festive system, but its changes in the post-Soviet period are not fully covered, and the ongoing processes are so rapid that they require analysis and comprehension again and again. The types of the most common holidays are distinguished and some transformational changes are determined. The modern Russian festive system is eclectic; holidays of different origin, opposite conceptuality, social purposefulness and scale coexist in it, and transformations relating to both the entire system as a whole and individual festive forms continue. Changes in the living conditions of social groups and strata act as the basis for the transformation of the festive culture and the festive system; political, social and economic environment; and social consciousness, expressed in the culture and spiritual values of society, the state, social group and personality. The colossal ethnic diversity of the South of Russia and the growing flow of migrants from other regions of the country make the regional festive system complex and multipolar. It is formed purposefully by state and public bodies and takes into account the cultural and religious traditions of not only the national majority, but also the diaspora

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И КУБАНИ»

Научная статья

УДК [316.334:379.8](470+571)

ББК 60.564.0(2) В 27

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-3-304-42-53

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРАЗДНИЧНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И КУБАНИ

(Рецензирована)

Этибар Эльдарович Велиев1

Елена Борисовна Оселедчик2

1,2Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар,

Россия

1rosprazdnik@mail.ru

2fine10000@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются изменения, произошедшие в праздничной системе России и Кубани в постсоветский период. Отмечается, что понятие «праздник» неоднократно становилось предметом научных исследований (М.М. Бахтин, Й. Хейзинга, Ю.М. Лотман и др.), так же как исторически сложившаяся российская праздничная система, но ее перемены в постсоветский период освещены недостаточно полно, а происходящие процессы так стремительны, что требуют своего анализа и осмысления вновь и вновь. Выделяются виды наиболее распространённых праздников, и определены их некоторые трансформационные изменения. Отмечается, что современная российская праздничная система эклектична, в ней сосуществуют праздники разного происхождения, противоположной концептуальности, социальной целенаправленности и масштаба, причем преобразования, касающиеся как всей системы в целом, так и отдельных праздничных форм, продолжаются. В качестве оснований трансформирования праздничной культуры и праздничной системы выступают изменения условий жизни социальных групп и страт; политической, социальной и экономической обстановки; общественного сознания, выражающиеся в культуре и духовных ценностях общества, государства, социальной группы и личности. Колоссальное этническое разнообразие Юга России и нарастающий поток мигрантов из других областей страны делает региональную праздничную систему сложносоставной и многополярной. Она целенаправленно формируется государственными и общественными органами и учитывает культурные и религиозные традиции не только национального большинства, но и диаспор.

Ключевые слова: общество, культура, праздник, праздничная культура, праздничная система России и Кубани.

Для цитирования: Велиев Э.Э., Оселедчик Е.Б. Особенности современных трансформационных изменений праздничной системы России и Кубани // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 3 (304). С. 42-53. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-3-304-42-53.

Original Research Paper

FEATURES OF MODERN TRANSFORMATIONAL PROCESSES OF THE FESTIVE SYSTEM OF RUSSIA AND KUBAN

Etibar E. Veliev1

Elena B. Oseledchik2

Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia

1rosprazdnik@mail.ru

2 fine10000@yandex.ru

Abstract. The article deals with the changes that have occurred in the festive system of Russia and Kuban in the post-Soviet period. The concept of «holiday» has repeatedly become the subject of scientific research (M.M. Bakhtin, J. Heizinga, Y. Lotman, etc.), and the historically formed Russian festive system, but its changes in the post-Soviet period are not fully covered, and the ongoing processes are so rapid that they require analysis and comprehension again and again. The types of the most common holidays are distinguished and some transformational changes are determined. The modern Russian festive system is eclectic; holidays of different origin, opposite conceptuality, social purposefulness and scale coexist in it, and transformations relating to both the entire system as a whole and individual festive forms continue. Changes in the living conditions of social groups and strata act as the basis for the transformation of the festive culture and the festive system; political, social and economic environment; and social consciousness, expressed in the culture and spiritual values of society, the state, social group and personality. The colossal ethnic diversity of the South of Russia and the growing flow of migrants from other regions of the country make the regional festive system complex and multipolar. It is formed purposefully by state and public bodies and takes into account the cultural and religious traditions of not only the national majority, but also the diaspora.

Keywords: society, culture, holiday, festive culture, festive system of Russia and Kuban.

For citation: Veliev E.E., Oseledchik E.B. Features of modern transformational processes of the festive system of Russia and Kuban // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies». 2022. № 3(304). P. 42-53 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-3-304-42-53.

Введение. Культура, проявляющая себя в различных сферах жизни общества, подвержена непрерывным изменениям, порой достаточно радикальным. Причем эти изменения под воздействием различных факторов политического, экономического, информационного и т.д. толка все ускоряются, заставляя держать их в центре научного внимания. Много-аспектность культуры проявляется

в том, что она «...выступает в качестве важной составной части жизни человека и одного из основных факторов прогресса» [1; 162].

Понятие культуры неполно без понятия «праздник» и, как следствие, без изучения праздничной системы и составляющих ее форм, без исследования их сути и содержания. Эти феномены составляют необходимый пласт в жизни человечества

(напомним, что М.М. Бахтин назвал праздник: «очень важная первичная форма человеческой культуры» [2; 13]) и напрямую связаны с политическими, экономическими, идеологическими и глобализационными процессами, происходящими в об-щецивилизационном пространстве. Они также выступают в качестве коммуникативных форм межкультурных коммуникаций в социально-культурной сфере.

Наступающие изменения в мировых реалиях, в том числе и праздничной культуре, отразились в постсоветский период и на праздничных системах России и Кубани, в которые новые и возрожденные старые праздники не просто интегрировались, а привели к их трансформации.

Методы и материалы исследования. Философские, социокультурные, сакральные, психологические, социологические, семантические и другие аспекты праздника достаточно широко освещены в научной литературе. Феномен праздника притягивал внимание таких видных ученых, как М.М. Бахтин, Й. Хей-зинга, С.С. Аверинцев, Ю. Лотман, Б. Успенский, Н.О. Лосский, В.Я. Пропп, К. Жигульский, О.Л. Орлов.

Традиционная праздничная система Кубани и некоторые ее изменения в постсоветский период в данной статье рассматриваются на основе трудов Е.В. Алексеева, А.Н. Афанасьева, Н.И. Бондарь, М.С. Жирова, М.М. Забылина, В.И. Лях, А.С. Ля-шок, К.М. Мартиросяна, В.Н. Поповой, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко, Ф.С. Эфендиева и других.

При опоре на предшествующие исследования и использовании их в качестве методологической основы, целью статьи стало определение особенностей трансформационных модификаций, характерных для современной праздничной системы России и Кубани. Установленная цель, по нашему мнению, достигается при решении следующих задач: осветить категорию «праздник»; подвергнуть анализу специфику

функционирования системы праздничных форм современной России; определить исторические и культурные предпосылки изменения российской праздничной системы; раскрыть особенности праздничных форм в социально-культурном пространстве Краснодарского края. Предметом исследования выступает праздничная система. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении особенности праздничных культуры и системы в России и на Кубани при реализации праздничных форм в постсоветский период. Методология исследования базировалась на принципе историзма, системного подхода, а также методах: анализе и синтезе, формально-логическом, изучение источников.

Приступая к рассмотрению проблемы трансформационного изменения праздничной системы России и Кубани в постсоветский период, следует отметить, что в современном обществе наблюдается неоднородность, «наличие большого количества социальных страт, имеющих свои собственные социальные и культурные интересы и приоритеты» [3]. Это приводит к разночтению культурных смыслов различных праздников: от полного принятия их идеологического и эмоционального наполнения и формы до равнодушия и даже отрицания в качестве таковых.

Сложившиеся политические и социально-экономические условия в России оказали и оказывают влияние на формирование социально-культурной сферы. Она как «... относительно автономная сфера человеческой деятельности, существующая наряду с социально-экономической и социально-политической сферами жизни общества, сравнительно поздно стала предметом научного анализа» [4; 6], а поэтому потребовала углубленного осмысления происходящих в ней процессов. Нынешние быстрые темпы развития общества воспроизводятся и

в праздничных формах, что в свой черёд сопровождается их использованием в деятельности учреждений социально-культурной сферы, стремящихся быть в русле новых тенденций и удовлетворить запросы государства и населения. Процесс осмысления практики всегда протекает медленнее, и эта проблема служит отправной точкой для изучения трансформационного изменения праздничной системы России и Кубани как областей применения праздничных форм в социально-культурной сфере.

Феномен «праздника» отражает жизненный мир человека. «Жизненный мир человека включает в себя как реальный событийный пространственно-временной поток актов человеческой деятельности, так и потенциально возможные варианты развития событий, в том числе и прерывающих повседневность» [5; 12]. Приобщение к праздничной культуре, участие в праздничных событиях, возрождение и взаимовлияние праздничных традиций обеспечивает духовное единение народонаселения в формате российского государства и многонациональности культуры российского народа.

По сути, на сегодняшний день продолжается процесс взаимопроникновения и интеграции культур, передачи культурных ценностей, норм и обычаев от поколения к поколению, и этот процесс является взаимным, многосторонним и многогранным. «Осуществление социально-культурной деятельности без общения невозможно» [6; 31]. «Особую роль в теории и практике современного общества и межкультурных коммуникаций играет межцивили-зационное общение» [7; 44]. «Система культурных коммуникаций призвана полноценно и в полной мере применять и использовать потенциал и возможности, которые приносит современное общество в целях улучшения и во благо каждого человека и всего социума» [8]. Праздник является особой коммуникативной

формой межкультурных коммуникаций и играет особую роль в меж-цивилизационном общении.

Институты праздника и праздничной культуры как формы коммуникативного общения постоянно находятся в динамике, и их подверженность модификации основывается на общих изменениях, которые проистекают в культуре общества, государства, социальной группы и личности.

Основаниями трансформирования праздничной культуры и праздничной системы являются: изменения условия жизни социальных групп и страт; изменения политической, социальной и экономической обстановки; изменения общественного сознания в культуре общества, государства, социальной группы и личности, выражающиеся в изменениях системы ценностей, ей присущей, изменение места и роли праздника в общественной системе. Перечисленные причины достаточно хорошо выражены с точки зрения исторического контекста. На протяжении XX века и в начале XXI в. как праздник, так и праздничная культура в России претерпели значительные изменения: оказались определены новые существенные направления вырабатывания праздничной культуры. Этот процесс продолжается и поныне.

Обсуждение. Русская праздничная система всегда отличалась многомерностью. В разные исторические периоды, в связи с развитием государственности, становлением национального менталитета, принятием христианства, соседством и встречей с чужими цивилизациями (от варягов и кочевников до европейцев при Петре I), она интегрирует и адаптирует под себя праздники, даже кажущиеся первоначально чуждыми. Но этот процесс чаще всего неспешен, и только при сломе эпох, указанием «сверху», он резко ускоряется. В качестве примеров приведем: изменение даты празднования и обрядности Нового года, введенные

Петром I, массовые революционные праздники после 1917 г., ставшие общегосударственными в подражание периоду Великой французской революции. Отметим, что такие новые праздники становятся общеобязательными (по крайней мере, для большей части общества), и за участием в них пристально следили государственная власть и общественное мнение. Предшествующие же праздники с тем же смысловым значением в изменившейся календарной системе теряли свою значимость, переходили в разряд нежелательных или отмененных, их празднование порой было вынуждено конспирированным. Так, в советский период комсомолец или член КПСС не мог открыто праздновать, скажем, Пасху - позволительный максимум относился только к крашеным яйцам.

На сегодняшний день трансформировавшуюся современную праздничную систему можно назвать эклектичной. В ней одновременно сопрягаются праздники разного происхождения, противоположной концептуальности, социальной целенаправленности и масштаба, причем, это касается как устоявшихся, традиционных, так и вновь или недавно появившихся празднеств.

Можно выделить следующие виды наиболее распространённых видов праздников:

1. Международные праздники. Процесс глобализации и развитие миропорядка определяют основы встроенности и являются основанием для включения праздничной системы России в систему международных праздников. Эти международные праздники поддерживаются мировым сообществом в большинстве стран. Тут можно выделить праздники, которые способствуют развитию системы праздничной культуры на основе использования международной системы праздников. К ним относятся международные праздники, учрежденные ООН или ЮНЕСКО [9], а также

праздники, отражающие заимствования из других культур, с приобретённым ими международным статусом по количеству празднующих (День святого Валентина, Хэллоуин и др.) [10]. При этом в России данные праздники частью населения признаются и даже являются одним из признаков принадлежности к данной возрастной и социальной группе (например, молодыми поколениями), а другой - отторгаются или принимаются «в штыки».

Целесообразно заметить, что использование западных международных праздничных моделей в российской культуре неоднозначно и требует пересмотра и переосмысления. Форма предлагаемых новых культурных ценностей, их внедрение, а для кого-то - и «насаждение», зачастую начинается с критики, противопоставления или отрицания существующим нормам и традициям. Поэтому процессы борьбы между старым и новым можно рассматривать в контексте изменения отношения к прошлому и изменения восприятия настоящего и будущего. Связь между традицией и новациями, понимаемая в форме использования новых форм и моделей поведения в культуре, всегда зависит от исторических обстоятельств и условий, поэтому, несмотря на тягу к превращению в традицию, они постоянно подвержены динамике и призваны стабильно меняться.

2. Государственные праздники. Сотворение «истории» праздника имеет определяющее значение и смысл с точки зрения упрочения государственной идеологии и его закрепления в социальном сознании. Например, вслед за Октябрьской революцией 1917 г. и приходу к господству большевиков значительные трансформации коснулись всех пластов общества и общественного сознания. Праздники советского периода образовались не мгновенно, они формировались на протяжении всего существования СССР. Направленность советской власти в построении

праздничной культуры страны основывалась на желании уничтожить или переосмыслить материальные и духовные ценности жизни царской России. Основным становилось создание нового понимания истории и культуры, новой версии культурной памяти, выраженной в собственной схеме взаимодействия традиции и новаторства, где отправной точкой стало рождение нового государства в день празднования Великой Октябрьской социалистической революции.

Новейшие торжества обязаны были зафиксировать самые существенные даты советской державы, введение новых символов путем общения с народонаселением во время праздников, что способствовало формированию новой идентичности общества как «советского народа». Так, празднично отмечались дни, посвященные воспоминаниям о событиях, в том числе исторических и общественных. Например, в 1918 г. «Правилами еженедельного отдыха и праздников были установлены новые государственные праздники» [11], «12 марта - День свержения самодержавия», а «1 мая - День Интернационала» и т.д. Интересно, что вплоть до 1929 года нерабочими считались и дни основных религиозных праздников (Страстная суббота, Пасха, Вознесение, Духов день, Преображение и Рождество).

После 1991 г. в России приходит эпоха «слома» советских традиций, в результате которого образовался идеологический вакуум. Происходит переоценка исторических событий предшествующего периода, что снова ввергает общество в очередное изменение праздничной системы государства. В праздничной системе того времени стали исчезать и «выскальзывать» одни праздники и «вспоминаться» или появляться другие, например, языческие и монотеистические. Так, за последние 30 лет праздничный календарь Российской Федерации наполнился множеством памятных дат, в

том числе - «Днем крещения Руси» (28 июля), «Днем окончания Второй мировой войны» (2 сентября) и другими. Любопытным примером трансформации исторических государственных торжеств для нашего исследования является празднество «Дня Великой Октябрьской социалистической революции» (7 ноября). Во времена СССР он выступал как символ социального равенства и справедливости, а современное видение истории потребовало, по сути, замену вышеупомянутого праздника на «День народного единства» (4 ноября), который до сих пор в российском обществе воспринимается не совсем как праздник.

Незнание большинством населения истории и праздничной системы дореволюционной России привело к необходимости объяснения значения этого «забытого» праздника. Предполагалось, что объектом сакрализации праздника станет «народное единение» и «благородность стремлений» (Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского), «жертвенность во имя Родины и процветания ныне живущих» (образ И. Сусанина), которые были чтимы в свою очередь до Октябрьской революции. Считается, что в этом месте имелась попытка не утверждения торжества новизны, а аргумент возврата к истокам культуры и истории. На возврате позабытой даты акцентирует свое внимание духовенство Русской Православной Церкви. Это один из образцов изменяющихся взглядов на сохранение памяти о минувших событиях истории России, модификации содержания цивилизованной памяти страны и общества, праздника как ее формы.

3. Религиозные праздники. Религиозные праздники различных конфессий можно классифицировать по их рангу, в зависимости от сакрального значения в системе ценностей данной группы праздников. По религиозному фону самые известные религиозные праздники в нашей стране, в соответствии

с принадлежностью к религии: у христиан - Рождество, Сретение Господне, Пасха и др.; у мусульман

- Навруз, Священный месяц Рамадан, Курбан-Байрам и др.; у иудеев

- Лаг-Баомер, Шавуот, Песах и др.; у буддистов - Саагалган, Монлам, Бун-Катхин и др.

Следует отметить, что советская власть установила собственную культурную политику отказа от роли религии. В наше время отмечается возвратный процесс. Например, в русле этой тенденции Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал предложение об учреждении в России дополнительного церковного праздника - «Дня рождения святого благоверного князя Александра Невского», который следует отмечать совместно с государственным праздником - «Днем России» (12 июня). Превратились в государственные главные православные праздники, такие как Пасха и Рождество, причем последний стал нерабочим днем. В регионах в зависимости от конфессионального большинства объявляются нерабочими дни различных конфессиональных праздников. На Кубани таким объявлен Поминальный день. Все это говорит об активном изменении российской праздничной системы, которая не просто возвращается к дореволюционным корням, а пополняется новыми праздниками.

4. Языческие праздники. Христианство уже более тысячи лет - ведущая религия в нашей стране, но языческие праздники по-прежнему очень популярны. Особенным мерилом для языческих праздников является так называемое кельтское Колесо года, основанное на астрологическом движении Солнца. К ним относятся Дни летнего и зимнего солнцестояния, Дни весеннего и осеннего равноденствия. Особый интерес представляют, по сути, языческие праздники, инициированные религиозными. К наиболее популярным из них относятся Коляда, Масленица, Купала и ряд других [12].

5. Корпоративные и отраслевые (профессиональные) праздники. Если профессиональные праздники имеют достаточно давнюю историю, насчитывающую несколько веков, то корпоративный вид праздников -самый молодой, так как связан с организационной или корпоративной культурой, получившей внимание и развитие в ХХ в. Праздник проводится в рамках любой организации, предприятия, компании, учреждения. Корпоративность праздничного мероприятия представляет собой важную часть организационной культуры, позволяет положительно воздействовать на интерес и мотивацию сотрудников, превращает слабо связанные структуры в единый коллектив организации. Фактически это те же профессиональные праздники, только локального значения. В перечень подобного вида праздников входят выездные события или корпоративные мероприятия, банкеты, корпоративы, концептуальные мероприятия, конкурсные программы, спортивные соревнования, презентации, семинары, тренинги, вручение премий и наград, приуроченные ко дню создания организации, выпуску юбилейного продукта и т.д. Форс-мажорные обстоятельства мировой пандемии резко сократили количество проводимых кор-поративов, но не привели к полному отказу от них. С отменой карантинных ограничений снова постепенно возрастают заказы на корпоративы, что свидетельствует об их устоявшемся месте в общей праздничной системе.

6. Гендерные праздники. В России как преемнице СССР традиционно празднуются два условно «гендерных» праздника. Первый - «мужской» праздник - «День защитника Отечества», который отмечается 23 февраля, ранее в эпоху СССР он назывался «День Советской Армии и Военно-морского флота». Постсоветская эпоха и сегодняшний день, по сути, создали условия по отнесению этого праздника к типу

«праздник-закрепление», где его главное смысловое содержание направлено на мужчин-защитников (настоящих или потенциальных), на культурную память, связанную с Советской Армией и Военно-морским флотом и военной мощью России. День защитника Отечества вместе с Днем Победы и местными праздниками освобождения населенных пунктов от фашистских захватчиков образовали своеобразную арку годовых военных праздников, поддерживаемых в общественном сознании мероприятиями в учреждениях культуры и СМИ, что укрепляет принятый государством курс на приоритет в воспитании у населения патриотизма и гражданственности. Значимость 23 Февраля подчеркивается также принятием решения сделать его выходным днем, т.е. ввести в ряд общегосударственных праздников.

Второй гендерный праздник, «женский», утративший свое первоначальное значение, но сохранивший название, - «Международный женский день» (8 Марта). Стоит отметить, что в разных возрастных группах смещается акцент на его смысловом значении. Для детей - это большей частью семейный праздник, связанный, прежде всего, с родственницами (чаще с мамой и бабушкой). Причем в качестве поздравителей выступает единая гендер-ная группа (и мальчики, и девочки). Начиная с подросткового возраста сфера поздравлений расширяется, захватывая и область корпоративных отношений (поздравление одноклассниц, коллег, знакомых и т.д.). Учитывая, что 8 Марта еще с советских времен - также нерабочий день для всей страны, можно констатировать, что гендерные праздники являются системообразующими в сложившемся праздничном календаре, и их роль в постсоветский период в России только усилилась.

7. Детские праздники. Основой для классификации данного вида праздников является: возраст

(детство, юношество), социальность (ясли, сад, школа), целеполагание (воспитание, обучение, развлечение) и другие факторы. Наиболее популярными формами являются концерты, выступления, утренники, спектакли, театральные постановки, линейки, презентации, фестивали и церемонии, танцы, балы, карнавалы, тематические дни и недели, обзоры, конкурсы, КВН, шествия, смотры, олимпиады, вечера и юбилеи, народные гуляния, обряды и ритуалы и т.д. Все это стало неотъемлемой частью культурно-досуговой работы с детьми. Также стоит упомянуть «День защиты детей» (1 июня), который, с одной стороны, является государственным праздником (несмотря на отсутствие выходного дня), формирующим общественное сознание и выражающим государственную политику в отношении детей как социально-демографической группы, а с другой - неким эталоном детского праздника, создающим идеал такового. К этой же группе праздников можно отнести «Последний звонок» и «Выпускной бал», «День знаний» и т.д., которые отмечают прохождение определенной социальной грани. Введенные еще в советское время, они сохранили свое место в праздничной системе, трансформируя только форму согласно новым предпочтениям.

8. Частные (семейные) праздники. Эти праздники проходят в структуре какой-либо семьи и включают такие праздники, как свадьбы, годовщины, дни рождения, юбилеи и т.д. Трансформационные процессы здесь тоже относятся больше к форме празднества и отдельным аксессуарам. Так, стали модными свадьбы в едином тоне, когда гостей просят одеться в одном заданном цвете. Появился новый обязательный свадебный элемент - книга пожеланий, в которой каждый гость пишет поздравления (что очень напоминает дамские салонные альбомы у дворян). Традиции у частных праздников сильно подвержены

моде при сохранении концептуального наполнения.

Таким образом, основными исходными условиями создания современного праздничного календаря в Российской Федерации являются: вырабатывание праздничного календаря с учетом процессов глобализации, модернизации, цифровизации и мультикультурализма; принятие во внимание необходимости привить терпимость при осознании различий в поликультурном мире; подключение в календарную праздничную систему торжеств, которые позже могут стать общепринятыми; учет того, что народные и массовые праздники органично представлены в осовремененной праздничной системе, с сохранением своей традиционности, которая имеет этнокультурные пересечения со старыми и развивающимися праздничными традициями; попытки государства «управлять» праздниками как частью национального самосознания (например, демонстрации к 1 Мая и «Парад бессмертного полка», имеющие исторические корни).

Для многонационального Юга России были и остаются животрепещущи проблемы мирного сосуществования и этнической толерантности. Краснодарский край выступает как позитивный образец компетентной политики региональных властей. Согласно «Календарю праздничных дней, памятных дат и знаменательных событий Краснодарского края на 2021 год» [13], выпускающемуся в соответствии с Законом Краснодарского края от 14.12.2006 № 1145-К3 «Об установлении праздничных дней и памятных дат в Краснодарском крае», празднуются важные праздничные и памятные даты, посвященные возникновению городов и образованию районов Краснодарского края, особенно уважаемых праздников и памятных дат традиционных религиозных конфессий Кубани.

В постсоветский период, наряду с общегосударственными

праздниками, традиционными для Кубани являются казачьи праздники («Кубанский край - казачий край») и праздники, посвященные освобождению районов и городов Краснодарского края от немецко-фашистской оккупации. При этом каждая диаспора имеет возможность отмечать собственные национальные и религиозные праздники.

Реализация Закона Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае» [14], программ «Культура Кубани», «Культура сближает народы», «Развитие художественно-эстетического образования в Краснодарском крае» способствует защите национальной идентичности народов Краснодарского края, стимулирует приоритетную государственную культурную политику, продвигает творческую деятельность и оказывает поддержку сферы праздничной культуры, как Кубани, так и России. Повсеместное возвращение в местный праздничный календарь казачьих и религиозных праздников, причем по инициативе не только органов самоуправления, но и населения (особенно сельского), приводит к обогащению праздничной системы, приданию ей своеобразия.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Праздник - это символ и отражение многовековой истории, народного быта, нравов, нравственности и мудрости, художественное богатство идей и многообразия социокультурной и духовной жизни государства и общества. Процессы естественной трансформации праздничной системы есть отражение изменений, происходящих в социальном, политическом, хозяйственном и культурном укладе жизни, общественной структуре и идеологии.

2. Современная российская праздничная культура находится в стадии постоянного развития, и в

ней следует выделить две стороны: условно сформированную, статическую, постоянную часть, где укрепились традиционные праздники, и условно динамическую часть, которая постоянно подвергается изменениям и находится в процессе становления. Постоянные новшества, связанные с перемещениями дат и изменениями наименований российских праздников, сочетаются с присутствием в календаре традиционных торжеств и праздничных дат. Эти преобразовательные процессы в России и на Кубани определяют особый интерес к праздничной культуре, что влечет возрождение и развитие традиционных и возникновения новых праздничных форм. Компонентный состав праздничной системы Кубани в современных условиях изучен недостаточно и требует серьезной аналитической и прогностической работы.

3. Современные праздничные формы на Кубани имеют специфическую характеристику своих особенностей: этнических, национальных и наднациональных; характеризуются весьма развитой структурой и представлены деятельностью учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Углубленные и систематизированные знания в отношении праздничной системы, присущей Кубани, дозволяют основательно изучить культуру и культурные процессы региона, планировать и организовывать культурно-досуговую деятельность, наполнять яркими зрелищными мероприятиями, а содействие развитию культуры Кубани - это приоритетное направление

культурной политики Краснодарского края.

Заключение. Стремительное развитие всех процессов в мировом пространстве и российском обществе подстегивает изменения и в такой сфере культуры, как праздничная система. Она заметно насыщается новыми смыслами и формами, и на данном этапе тяготеет больше к преображению даже традиционных праздников, казалось бы, уже закрепивших за собой обрядность и атрибутику, что выражается в приобретении или потере некоторых элементов. Так, церковь предписывает, что в Крещение, прежде чем окунаться в прорубь, необходимо исповедаться и прослушать молебен. Но большинство россиян нарушают эти условия, они в общественном сознании выпадают из праздника.

Перемена общемировых условий существования России требует применения специализированных культурных технологий, воздействующих на общественное сознание в сторону увеличения сплоченности и способствующих проявлению гражданственных чувств. Большую роль в этих процессах в силу своей специфики может сыграть использование возможностей праздника как социокультурного феномена. Понимание факторов, определяющих функционирование устоявшихся традиционных и возникновение новых праздников, позволяет разработать и задействовать необходимые технологии с большей эффективностью. Поэтому необходимо постоянное обращение к феномену праздника, изучение практики его применения.

Примечания:

1. Головина Г.В., Савина И.А. Международное культурное сотрудничество: аспекты социально-культурного и правового регулирования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. Вып. 4. С. 162-169.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса М.: Эксмо-Пресс, 2014. - 704 с.

3. Оселедчик Е.Б., Велиев Э.Э. Массовый праздник и молодежь // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2017. № 2 (10). URL: vestnikkguki.esrae.ru/11-212.

4. Мартиросян К.М. Символический капитал и воспроизводство социокультурной сферы современного общества: социально-философский анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филос. наук по спец. 09.00.11 Социальная философия / ФГБОУ ВПО «Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств». Краснодар, 2015. 47 с.

5. Мартиросян К.М. Символический капитал и воспроизводство социокультурной сферы современного общества: социально-философский анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филос. наук по спец. 09.00.11 Социальная философия / ФГБОУ ВПО «Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств». Краснодар, 2015. 47 с.

6. Савина И.А. Современная политика международных организаций в вопросах содействия культурной коммуникации в мировом порядке // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: сб. материалов Междунар. науч. конф., 17-18 сент. 2013 г. Краснодар-Геленджик, 2013. С. 44-48.

7. Савина И.А. Деятельность международных организаций в вопросах межци-вилизационного общения посредством культурных коммуникаций и библиографического языка // Межкультурные коммуникации в глобализирующемся обществе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17 февр. 2017 г., г. Краснодар - г. Ереван // Научные труды КубГТУ. 2017. № 6. С. 355-365. URL: http://ntk.kubstu. ru/file/1750.

8. Оселедчик Е.Б. Общение как социокультурный феномен // Теория и практика развития социокультурной сферы: сб. науч. статей / КГУКИ; сост. и науч. ред. Е.Б. Оселедчик. Краснодар, 2015. С. 28-31.

9. Международные дни // Организация Объединенных Наций. URL: https:// www.un.org/ru/sections/observances/international-days/.

10. Все праздники мира. Краткий справочник. Списки международных праздников и национальных праздников в различных странах мира // Инфо-хаб «Selection». URL: https://infoselection.ru/infokatalog/puteshestviya-i-otdykh/ restorany-i-kafe/item/ 878-glavnye-prazdniki-mira-kratkij-spravochnik.

11. Соколов Ю.В. Трансформация крещенской обрядности в годы советской власти // Синергия наук. 2019. № 32. С. 1319-1326. URL: https:// infoselection.ru/infokatalog/puteshestviya-i-otdykh/restorany-i-kafe/item/ 878-glavnye-prazdniki-mira-kratkij-spravochnik.

12.Православные праздники, заимствованные из язычества // Апологенетика: сайт библейских исследований. URL: https://jwapologetica.blogspot.com/2019/10/ blog-post_5.html 11.

13. Календарь праздничных дней, памятных дат и знаменательных событий Краснодарского края на 2021 год // Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. URL: https://krasnodar.ru/content/2154/.

14.О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 28.06.2007 N 1264-КЗ // Правовые акты Краснодарского края. URL: https:// krasnodarpravo.ru/zakon/2007-06-28-n-1264-kz/.

References:

1. Golovina G.V., Savina I.A. International cultural cooperation: aspects of socio-cultural and legal regulation // Bulletin of the Adyghe State University. 2014. Iss. 4. З. 162-169

2. Bakhtin M.M. Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance. Moscow: Eksmo-Press, 2014. 704 pз.

3. Oseledchik E.B., Veliyev E.E. Mass holiday and youth // Bulletin of Krasnodar State Institute of Culture. 2017. No. 2(10). URL: vestnikkguki.esrae.ru/11-212

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Martirosyan K.M. Symbolic capital and reproduction of the socio-cultural sphere of modern society: social and philosophical analysis: Diss. abstract for the Dr. of Phiosophy degree, specialty 09.00.11 Social Philosophy / FGBOU VPO Krasnodar State University of Culture and Arts. Krasnodar, 2015. 47 pp.

5. Martirosyan K.M. Symbolic capital and reproduction of the socio-cultural sphere of modern society: social and philosophical analysis: Diss. abstract for the Dr. of Phiosophy degree, specialty 09.00.11 Social Philosophy / FGBOU VPO Krasnodar State University of Culture and Arts. Krasnodar, 2015. 47 pp.

6. Savina I.A. Modern policy of international organizations in promoting cultural communication in the world order // Regional culture as a factor in the sustainable development of society: socio-political, ethno-national and informational aspects: coll. of materials of the International scient. conf., 17-18 Sept. 2013. Krasnodar-Gelendzhik, 2013. P. 44 - 48

7. Savina I.A. Activities of international organizations in matters of intercivilizational communication through cultural communications and bibliographic language // Intercultural communications in a globalizing society: materials of the Intern. scient. and pract. conf., 17 Feb. 2017, Krasnodar - Yerevan // Scientific works of KubGTU. 2017. No. 6. P. 355-365. URL: http://ntk.kubstu.ru/file/1750

8. Oseledchik E.B. Communication as a socio-cultural phenomenon // Theory and practice of the development of the socio-cultural sphere: coll. of scientific articles / KGUKI; comp. and scientific ed. by E.B. Oseledchik. Krasnodar, 2015. P. 28 - 31.

9. International days // United Nations Organization. URL: https://www.un.org/ ru/sections/observances/international-days/

10. All holidays of the world. Quick Reference. Lists of international holidays and national holidays in various countries of the world // Selection InfoHub. URL: https://infoselection.ru/infokatalog/puteshestviya-i-otdykh/restorany-i-kafe/item/ 878-glavnye-prazdniki-mira-kratkij-spravochnik

11. Sokolov Yu.V. Transformation of baptismal rituals during the years of Soviet power // Synergy of Sciences. 2019. No. 32. P. 1319-1326. URL: https:// infoselection.ru/infokatalog/puteshestviya-i-otdykh/restorany-i-kafe/item/ 878-glavnye-prazdniki-mira-kratkij-spravochnik

12. Orthodox holidays borrowed from paganism // Apologenetics: Biblical Research Site. URL: https://jwapologetica.blogspot.com/2019/10/blog-post_5.html 11.

13. Calendar of holidays, memorable dates and significant events of the Krasnodar Territory for 2021 // Portal of the executive authorities of the Krasnodar Territory. URL: https://krasnodar.ru/content/2154/

14. On state policy in the field of preservation and development of traditional folk culture in the Krasnodar Territory: Law of the Krasnodar Territory dated June 28, 2007 N 1264-KZ // Legal acts of the Krasnodar Territory. URL: https:// krasnodarpravo.ru/zakon/2007-06-28-n-1264-kz/

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 22.06.2022; одобрена после рецензирования 20.08.2022; принята к публикации 05.09.2022.

The authors declare no conflicts of interests. The paper was submitted 22.06.2022; approved after reviewing 20.08.2022; accepted for publication 05.09.2022.

© Э.Э. Велиев, Е.Б. Оселедчик, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.