И. В. Хвощевская
Центр опережающей профессиональной подготовки
СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Цель статьи - анализ феномена праздничной культуры, ее значения и особенностей, как выражения самобытности духовного развития нашей страны, формирования социокультурной среды, создания преемственности между поколениями российского общества. Показать, что процесс развития праздничной культуры должен сопровождаться эстетическими и нравственными элементами, так как культура праздников является важной частью общей культуры и отражает социальные изменения в обществе. Новизна исследования заключена в том. что русская праздничный культура имеет глубокие исторические корни и в настоящее время отражает ценности и смыслы современного российского менталитета, что способствует процессам национальной идентификации. В связи с этим современная праздничная культура России представлена как способ культурной коммуникативности, что обеспечивает социокультурную целостность общества. В статье проанализированы особенности праздничной культуры, способствующих процессам национальной идентификации и социальной интеграции, например, включение информативной символики культурной памяти (символической информации о событиях истории) в тематическое поле праздника.
Ключевые слова: праздничная культура, самобытность, национальная идентичность, эстетика, нравственное воспитание
I. V. Khvoshchevskaya
Advanced Vocational Training Center (Veliky Novgorod, Russia)
MODERN FESTIVE CULTURE OF RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION
OF NATIONAL IDENTITY
The purpose of the article is to analyze the phenomenon of festive culture, its significance and features as an expression of the identity of the spiritual development of our country, the formation of the socio-cultural environment, the creation of continuity between generations of Russian society. To show that the process of development of festive culture should be accompanied by aesthetic and moral elements, since the culture of holidays is an important part of the general culture and reflects social changes in society. The novelty of the research lies in the fact. that Russian festive culture has deep historical roots and currently reflects the values and meanings of the modern Russian mentality, which contributes to the processes of national identification. In this regard, the modern festive culture of Russia is presented as a way of cultural communication, which ensures the socio-cultural integrity of society. The article analyzes the features of festive culture that contribute to the processes of national identification and social integration, for example, the inclusion of informative symbols of cultural memory (symbolic information about historical events) in the thematic field of the holiday.
Keywords: festive culture, identity, national identity, aesthetics, moral education
DOI 10.22405/2304-4772-2022-1 -2-132-141
В настоящее время все более актуальной становится проблема
нравственного воспитания современного общества. И важным аспектом
является восприятие феномена праздничности, что по-новому заставляет
переосмыслить его в соответствии с реалиями демократического общества при рыночной экономике и формированием нового праздника календарь.
Исследователь Т. Золотова, полагает, что современная мировая тенденция такова, что молодые поколения идентифицируют себя через набор стандартизированных универсальных ценностей «граждан мира» [4]. Необходимо понимать, что такого рода современное социальное существование постоянно компенсируется устойчивостью фундаментальных основ, одной из которых является осознание личности в современном мире, как национальной идентичности, принадлежности к определенной этнической группе с ее характерными культурными особенностями и исторической судьбой.
Процесс формирования праздничной культуры с точки зрения социально-культурной деятельности включает в себя несколько аспектов: праздничная культура является отражением социального заказа общества; во-вторых, воплощение праздничной культуры poseable достичь посредством театральных постановках и могучим воспитательным стимулом для межличностных отношений в студенческой среде; в-третьих, участие в праздничных мероприятиях, следует понимать как важнейшая составляющая праздничного формирование культуры путем укрепления социокультурных ценностей в сознании молодежи.
Зачастую именно основополагающая культурная часть, а именно культура праздников составляет основы формирования социальной культуры современной молодежи.
Изучив состояние разработки проблемы формирования праздничной культуры, можно сказать, что, во-первых, современные исследования, предметом которых является процесс формирования праздничной культуры, позволили выделить три основных аспекта этой проблемы: теоретическое изучение праздника феномен, теоретическое изучение праздничной культуры и ее особенностей в учебно-воспитательном процессе, а также вопросы совершенствования процесса в практической деятельности учителя.
Праздничная культура начинает становиться междисциплинарным феноменом в гуманитарных исследованиях и рассматривается современными авторами в таких аспектах, как фестиваль, праздник, гендер, досуговые предпочтения молодежи. Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие работ, затрагивающих различные теоретические и прикладные аспекты праздничной культуры, в настоящее время практически нет исследования по систематическому изучению этого явления.
А. С. Макашова, в своей работе, отмечает, что в конце XX века русская праздничная культура постепенно стала частью глобального процесса социокультурного развития. Причиной его исключительной важности является разделение событий российской истории в ХХ-м и ХХ1-м веках: революционное изменение политического режима 1917 года, участие в кровавой Второй мировой войне, советский тоталитарный период, распад СССР и кризис девяностых годов [7]. И мы видим, что в последние годы проблема исторического формирования культурного процесса для России становится все более актуальной.
Общее снижение культурного уровня населения становится все более очевидным. Современный человек под влиянием быстрых процессов не успевает переосмыслить свою роль и место в обществе.
В традиционном или индустриальном обществе национально-культурная идентичность человека сохранялась и воспроизводилась благодаря неизменности структур его повседневного существования, современного человека, жителя постиндустриального общества, зачастую благодаря именно информационному пространству, которое окружает его, постоянно взаимодействует с культурой, привнесенной извне (смотрит иностранные фильмы, читает иностранные книги, отмечает совсем недавно чуждые русской национальной идентичности праздники и так далее).
В то же время, Н. Д. Мостицкая, пишет о том, что вливание чуждого происходит одновременно с тем, что человек остается в своем мире [9]. Этот факт очень ярко демонстрирует праздничную культуру России, а как результат происходит расширение границ национальной культуры.
В то же время трудно отрицать, что признание социокультурного разнообразия современного мира высвечивает проблему исчезновения национальной культуры. Современная праздничная культура России сегодня претерпевает значительные изменения на всех уровнях: региональном, информационном, идентификационном и художественном.
Праздничные мероприятия влияют на нравственное и духовное развитие личности, однако вовлечение только культуры праздников, для этого не достаточно. Формы праздничной культуры, которые включают ее в единое социокультурное поле, делают ее частью определенной общности: народ, этнос, нация и так далее должны существовать. В связи с изменениями, происходящими в обществе, постоянно появляются новые значимые элементы праздничной культуры.
Праздничные даты, которые были в предыдущем российском официальном «Календаре праздников», остались, но не все. Это позволяет нам указать на динамику культуры в ее историческом аспекте.
А. Крот рассматривает развитие культуры как структуру одного «мозаичного» типа. По словам А. Крота, это информационные сообщения, заключенные в продуктах интеллектуальной деятельности людей (наука, искусство, религии), передаваемые от их создателя потребителю через средства массовой информации, позволяют изменять календарь праздников, способствуя трансформации одних в другие [1].
Одной из особенностей современной российской праздничной культуры является то, что она показывает аспекты, характерные для менталитета народов России, являясь важной составляющей национальной идентичности, показывая через себя образы прошлого, при этом требуя постоянной государственной поддержки.
Именно российским менталитетом, мы можем объяснить взаимоотношение традиционных и новых компонентов в праздничной культуре нашей страны, зачастую именно праздничная культура становится выражением политики памяти, направленной на сохранение определенных моментов нашего
исторического прошлого (например, празднование Нового года) и других моментов [2].
Наличие значительной мифологизирующей составляющей оказывает существенное влияние на формирование общественного мнения по отношению к определенному событию прошлого и настоящему страны.
Распространение мифологических смыслов, присущих праздничной культуре современной России, во многом обусловлено к тому же феномену средств массовой информации, с которым праздник сегодня сохраняет свою самую тесную связь [10]. Проблемы переосмысления нашего собственного исторического и культурного прошлого и прошлого человечества в целом имеют особое значение для нашей страны. Наследие прошлого в праздничной культуре проявляется в «извлечении» исторических фактов. Действительно, мифологизация - это не простое искажение исторической реальности и подмена одних взглядов на прошлое страны другими более соответствует текущей политической ситуации и понимается нами как своеобразный механизм обеспечения сохранения символически переработанной информации о событиях российской истории [5].
В то же время следует отметить, что фиксация исторического события происходит в случае праздничной культуры не в сознании отдельного индивида, а в структуре общественного сознания, которое распространяется на всех членов конкретного общества. Это то, что свойство исследуемого нами феномена, определяющее, в конечном счете, возможность рассмотрения праздника и праздничной культуры как специфических форм выражения культурной памяти.
В то же время функционирование современной российской праздничной культуры в этом аспекте происходит за счет другой присущей ей важной характеристики, суть которой заключается в необходимости постоянного обновления основных ценностей, присущих обществу, что и происходит для поддержания их актуальности и актуальность для новых поколений. Эта потребность удовлетворяется в культуре благодаря цикличности праздничного календаря, частоте празднования главных событий истории.
Цикличность, из года в год праздников обеспечивает формирование в обществе целостной системы воспоминаний о прошлом страны, а также интерпретаций этого прошлого. Праздничная культура в данном случае является важнейшим механизмом оформления памяти народа, инструментом поддержки идентичность общества. Праздничная культура, таким образом, не только информирует нас о прошлом, но и - в то же время - регулирует отношение к настоящему и будущему.
Исследователи феномена современного праздника предлагают выделить в праздничной культуре России начала XXI века три основных вида праздника, классифицированных по основе особенностей воспроизводства в их структуре отношения общества к памяти о событиях прошлого. Это «праздничное мероприятие по реконструкции», «замена праздничного мероприятия» и «исправление праздничного мероприятия».
Основу «праздничного мероприятия по реконструкции» составляет процесс оправдания настоящего через сакрализацию прошлого и представление
событий истории страны в контексте настоящего. Это центральное положение «праздничного мероприятия по реконструкции» обусловлено тем фактом, что именно в них отражен процесс становления государственности, становления российского общества в том виде, в каком оно существует сейчас [6].
Праздники-реконструкции выражают, по большей части, события политической истории и оказывают решающее влияние на процесс самоидентификации общества, позволяя гражданам современной России ответить на вопрос «Кто мы?».
Последовательность этих праздников в современном праздничном календаре позволяет проследить основные вехи истории и становления государства, становления формы его существования, которая в настоящее время у нас есть. Группа праздников-реконструкций, таким образом, определяет отношение россиян к себе как к членам единой социокультурной общности, объединенной событиями прошлого и целями будущего развития страны.
Второй тип праздников культуры нашей страны, обозначается термином «замещающее праздничное мероприятие». Их суть заключается в культурной памяти народа и в общественном сознании в целом определенных фрагментах прошлого или традиций.
Выше, говоря об историческом и культурном наследии русской праздничной культуры, мы уже рассмотрели несколько таких праздников. Наиболее яркими примерами являются День народного единства, а также День семьи, любви и верности (замена Дня Октябрьской революции и Дня Святого Валентина).
Наконец, еще одним важным элементом российской праздничной культуры начала XXI века является целый ряд праздников, которые можно обозначить термином «фиксирующее праздничное событие» [8].
В качестве наиболее ярких примеров установления праздников мы можем привести Международный женский день, а, как и подавляющее большинство профессиональных праздников.
Общим для торжественных мероприятий такого типа является выполнение ими функции консолидации общества, социальных общностей. Все виды праздников находятся в постоянном взаимодействии, праздничные мероприятия часто переходят от типа к типу, отражая процесс социального и исторического развития общества. Данный факт объясняется том, что, несмотря на относительно короткий по историческим меркам период существования Советского Союза, он оказал очень значительное влияние на духовную жизнь и культуру тех, кто входил в состав государства.
Однако наряду с сохранением в общественном сознании россиян ряда праздников и традиций, сформировавшихся за годы существования союзного государства, выделяется новая тенденция развития праздничной культуры страны. В этом случае мы говорим о тенденции к формированию в Российской Федерации новой культурной памяти с отличным от имеющегося понятием событий прошлого. Российское население выступают носителями новой коммуникативной памяти, составляющей основу праздничной культуры [11]. В этом случае мы можем говорить, что праздничная культура современного
общества - это особое явление духовной жизни российского общества, объединяющее индивидуумов в социокультурном пространстве в единое целое.
Наконец, с точки зрения изучения современной российской праздничной культуры как особого историко-культурный феномен, его важнейшей характеристикой является выполнение определенными элементами праздничной культуры ряда социально значимых функций.
Таким образом, праздничная культура является очень эффективным механизмом включения человека в общество, его исторический и культурный процесс [2].
Это средство дополнительной стимуляции творческой активности личности, фактор, стимулирующий формирование национально-культурной идентичности. Будучи особым событием общения, праздничная культура - это самое важный фактор для преемственности поколений. Культура также рассматривается как эффективный инструмент идеологического воздействия на общество со стороны политической власти, являясь при этом средством укоренения сознании общества исторической и культурной памяти нашего народа [12].
Заключение
Резюмируя результаты нашего аналитического исследования, возможно сделать вывод, что общее состояние праздничной культуры служит важным показателем современных процессов социальных и культурных изменений страны, поэтому мы говорили о том, что в современная российская культура характеризуется трансформацией праздников, отражая исторические, культурные, социально-экономические и политические новшества современного этапа развития общества в целом, представляя собой особое переплетение традиций и инноваций.
Также мы можем сказать, что изучение основных аспектов праздничной культуры сегодняшней России, и особенностей ее изменений, может включать как сравнительный анализ имеющихся и вновь появившихся праздников, так и изучение процесса последовательного перехода новых праздников в современную культуру.
Необходимость развития праздничной культуры обусловлена целым рядом факторов духовного развития нашей страны, формированием социокультурного контекста на ее территории, созданием преемственности между поколениями российского общества. Именно поэтому процесс развития праздничной культуры должен сопровождаться элементами эстетического и нравственного воспитания.
Принимая во внимание существенные характеристики современной праздничной культуры, мы можем сказать, что праздничная культура является важной частью общей культуры и отражает социальные изменения. Российская праздничная культура характеризуется глубокими, уходящими вглубь истории корнями и в настоящее время отражает ценности и смыслы современного российского менталитета.
Состояние праздничной культуры показывает, что в начале 21 века российский официальный «Календарь праздника», имел хаотичные формы, и именно она помогает становлению новых культурных форм и вариантов жизни
человека в обществе. В настоящее время праздничная культура является важной формой человеческой культуры в целом, которая помогает идентифицировать самих граждан через национальную идентичность национальной (этнической) группы [5].
Таким образом, праздничная культура понимается как механизм обеспечения сохранения символической информации о событиях истории, зафиксированной в тематике праздника, обладая способностью обеспечивать преемственность и связь между поколениями в обществе, тем самым служа фактором социального объединения разрозненных индивидов.
Литература
1. Алексеева Е. В. Профессиональные праздники в контексте праздничной культуры // Омский научный вестник. 2006. № 10 (49). С. 199-202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-prazdniki-v-kontekste-prazdnichnoy-kultury (дата обращения: 18.02.2022).
2. Андриец Г. А. Традиционные праздники как духовно-ценностные ориентиры в досуговой культуре Дальнего Востока России (конец XIX - начало XX в.) [Электронный ресурс] // Россия и АТР. 2021. № 3. С. 169-182. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-prazdniki-kak-duhovno-tsennostnye-orientiry-v-dosugovoy-kulture-dalnego-vostoka-rossii-konets-xix-nachalo-xx-v (дата обращения: 18.02.2022).
3. Варнаков В. Новый Всероссийский праздник - день семьи, любви и верности - начинается с Мурома]. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7 (28). С. 27. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/novyy-vserossiyskiy-prazdnik-den-semi-lyubvi-i-vernosti-nachinaetsya-s-muroma (дата обращения: 18.02.2022).
4. Золотова Т. Н. Традиционный календарный праздник в культуре России ХХ - начала XXI вв. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 1 (23). С. 493-504. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-kalendarnyy-prazdnik-v-kulture-rossii-hh-nachala-xxi-vv (дата обращения: 18.02.2022).
5. Кочнев И. Ю. Спортивный праздник как средство развития культуры досуга курсантов вузов МВД России // Вестник КазГУКИ. 2017. № 3. С. 141-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnyy-prazdnik-kak-sredstvo-razvitiya-kultury-dosuga-kursantov-vuzov-mvd-rossii (дата обращения: 18.02.2022).
6. Макашова А. С. Государственные праздники в истории культуры России и концепция «Изобретения традиции» Э. Хобсбаума // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 4 (29). С. 114-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-prazdniki-v-istorii-kultury-rossii-i-kontseptsiya-izobreteniya-traditsii-e-hobsbauma (дата обращения: 18.02.2022).
7. Макашова А. С. Традиции ноябрьских праздников в истории России: символическое содержание праздников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2012. Сер. 6, № 3. С. 128-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7traditsii-noyabrskih-
prazdnikov-v-istorii-rossii-simvolicheskoe-soderzhanie-prazdnikov (дата
обращения: 18.02.2022).
8. Миняйло С. С. Досуг и праздник в городской культуре России XVIII в. // XVII Царскосельские чтения. Т. 1. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. С. 151-155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-i-prazdnik-v-gorodskov-kulture-rossii-xviii-v (дата обращения: 18.02.2022).
9. Мостицкая Н. Д. Современное социокультурное пространство в координатах праздничности и повседневности [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2016. № 1 (34). С. 137-149. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sotsiokulturnoe-prostranstvo-v-koordinatah-prazdnichnosti-i-povsednevnosti (дата обращения: 18.02.2022).
10. Нежигай Э. Н. Реализация функций праздничной культуры посредством революционных праздников в советской России (региональный аспект) // Вестник Костромского государственного университета. 2016. № 6. С. 36-39. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/realizatsiva-funktsiv-prazdnichnov-kulturv-posredstvom-revolvutsionnyh-prazdnikov-v-sovetskov-rossii-regionalnvv-aspekt (дата обращения: 18.02.2022).
11. Орлов О. Л. Российский праздник как феномен культуры // Вестник СПбГИК. 2011. № 1. С. 32-41. URL: https://cvberleninka.m/article/n/rossivskiv-prazdnik-kak-fenomen-kulturv-1 (дата обращения: 18.02.2022).
12. Романова Г. А. Современная праздничная культура России: актуальность трансформаций, отличительные признаки и тенденции развития // Мир культуры, науки и образования. 2020. № 6 (85). С. 189-191. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-prazdnichnaya-kultura-rossii-aktualnost-transformatsiy-otПchitelnye-priznaki-i-tendentsri-razv (дата обращения: 18.02.2022).
References
1. Alekseeva E. V. Professional'nyye prazdniki v kontekste prazdnichnoy kul'tury [Trade holydays in the context of holyday culture]. Omskiy nauchnyy vestnik [The Journal Omsk Scientific Bulletin]. 2006. No. 10 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-prazdniki-v-kontekste-prazdnichnoy-kulturv (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
2. Andriets G. A. Traditsionnwe prazdniki kak dukhovno-tsennostnwe oriyentiry v dosugovoy kul'ture Dal'nego Vostoka Rossii (konets XIX - nachalo XX v.) [Traditional holidavs as spiritual and value orientations in leisure culture of the Russian Far East (the second half of the 19th century - the earfy 20th century)]. Rossiya i ATR [Russia and the Pacific]. 2021. No 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-prazdniki-kak-duhovno-tsennostnye-orientiry-v-dosugovoy-kulture-dalnego-vostoka-rossii-konets-xix-nachalo-xx-v (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
3. Varnakov V. Novw Vserossivskiv prazdnik - den' sem'i, lyubvi i vernosti -nachinavetsva s Muroma. [The new All-Russian holidav - the dav of family love and fidelitv - begins with Murom]. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. 2008. No. 7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/novYy-vserossiyskiy-prazdnik-den-semi-lyubvi-i-vernosti-nachinaetsya-s-muroma (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
4. Zolotova T. N. Traditsionnyy kalendarnyy prazdnik v kul'ture Rossii XX -nachala XXI vv. [Traditional calendar holiday in culture of Russia in the 20th - the beginning of the 21st century]. Problemy istorii, filologii, kul'tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies]. 2009. No. 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnyy-kalendarnYY-prazdnik-v-kulture-rossii-hh-nachala-xxi-vv (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
5. Kochnev I. Yu. Sportivnyy prazdnik kak sredstvo razvitiya kul'tury dosuga kursantov vuzov MVD Rossii [Sports festival as a tool of leisure culture development among the Russian Federation MIA University cadets]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2017. No 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnyy-prazdnik-kak-sredstvo-razvitiya-kultury-dosuga-kursantov-vuzov-mvd-rossii (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
6. Makashova A. S. Gosudarstvennyye prazdniki v istorii kul'tury Rossii i kontseptsiya «Izobreteniya traditsii» E. Khobsbauma [Public holidays in the history of Russian culture and the concept of "Invention of Tradition" by E. Hobsbawm] // Obshchestvo. Sreda. Razvitiye (Terra Humana) ["Society. Environment. Development" ("TERRA HUMANA")]. 2013. No. 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-prazdniki-v-istorii-kultury-rossii-i-kontseptsiya-izobreteniya-traditsii-e-hobsbauma (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
7. Makashova A. S. Traditsii noyabr'skikh prazdnikov v istorii Rossii: simvolicheskoye soderzhaniye prazdnikov [Traditions of November holidays in history of Russia: symbolic content]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Politologiya. Mezhdunarodnyye otnosheniya [Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations]. 2012. No 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-noyabrskih-prazdnikov-v-istorii-rossii-simvolicheskoe-soderzhanie-prazdnikov (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
8. Minyailo S. S. Dosug i prazdnik v gorodskoy kul'ture Rossii XVIII v. [Leisure and holiday in the urban culture of Russia in the 18th century]. Tsarskosel'skiye chteniya [Tsarskoye Selo Readings]. Vol. 1. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-i-prazdnik-v-gorodskoy-kulture-rossii-xviii-v (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
9. Mostitskaya N. D. Sovremennoye sotsiokul'turnoye prostranstvo v koordinatakh prazdnichnosti i povsednevnosti [Contemporary socio-cultural space in the frame of routine and convivality]. Analitika kul'turologii. 2016. No. 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sotsiokulturnoe-prostranstvo-v-koordinatah-prazdnichnosti-i-povsednevnosti (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
10. Nezhigay E. N. Realizatsiya funktsiy prazdnichnoy kul'tury posredstvom revolyutsionnykh prazdnikov v sovetskoy Rossii (regional'nyy aspekt) [Realisation of functions of festive culture by means of revolutionary holidays in the Soviet Russia (regional aspect)]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [VESTNIK OF KOSTROMA STATE UNIVERSITY]. 2016. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-funktsiy-prazdnichnoy-kulturY-
posredstvom-revolyutsionnyh-prazdnikov-v-sovetskoy-rossii-regionalnyy-aspekt: (accessed: 18 February 2022). [In Russian]
11. Orlov O. L. Rossiyskiy prazdnik kak fenomen kul'turv [Russian holidavs as a cultural phenomenon]. Vestnik SPbGIK [Vestnik of Saint-Petersburg State University of Culture]. 2011. No 1. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/rossivskiv-prazdnik-kak-phenomen-kulturv-1 (accessed: 18 Februaty 2022). [In Russian]
12. Romanova G. A. Sovremennaya prazdnichnaya kul'tura Rossii: aktual'nost' transformatsiy, otlichitel'nyye priznaki i tendentsii razvitiya [Modern holidav culture of Russia: relevance of transformations, distinctive signs and trends of development]. Mir kul'utry, nauki i obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2020. No. 6 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-prazdnichnaya-kultura-rossii-aktualnost-transformatsiv-otlichitelnve-priznaki-i-tendentsii-razv (accessed: 18 Februaty 2022). [In Russian]
Статья поступила в редакцию 27.02.2022 Статья допущена к публикации 15.07.2022
The article was received by the editorial staff27.02.2022 The article is approved for publication 15.07.2022